Способ производства
Часть серии о |
марксизм |
---|
В марксистской теории исторического материализма способ производства (нем. Produktionsweise , «способ производства») представляет собой специфическую комбинацию:
- Производительные силы : к ним относятся человеческая рабочая сила и средства производства (инструменты, машины, фабричные здания, инфраструктура, технические знания, сырье, растения, животные, пригодные для эксплуатации земли).
- Социально-технические производственные отношения : к ним относятся отношения собственности, власти и контроля (правовой кодекс), регулирующие средства производства общества, кооперативные трудовые объединения, отношения между людьми и объектами их труда, а также отношения между социальными классами.
Маркс сказал, что производительная способность человека и его участие в общественных отношениях являются двумя важнейшими характеристиками общественного воспроизводства и что конкретная модальность этих общественных отношений при капиталистическом способе производства по своей сути находится в противоречии с прогрессивным развитием производительных способностей людей. . [1] Предшественником концепции был Адама Смита , образ существования который очертил развитие типов общества, основанное на том, как граждане общества удовлетворяли свои материальные потребности. [2]
Значение концепции
[ редактировать ]Опираясь на четырехэтапную теорию человеческого развития эпохи Шотландского Просвещения – охотничьи/пастбищные/сельскохозяйственные/торговые общества, каждое из которых имеет свои социокультурные характеристики. [3] - Маркс сформулировал понятие способа производства: «Способ производства в материальной жизни определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов жизни». [4]
Маркс считал, что то, как люди относятся к физическому миру, и то, как люди относятся друг к другу в социальном отношении, связаны друг с другом определенными и необходимыми способами: «Люди, [которые] производят ткань, полотно, шелк... также производят «общественные отношения». «среди которого они готовят ткань и полотно». [5] Люди должны потреблять, чтобы выжить, но чтобы потреблять, они должны производить, и при производстве они обязательно вступают в отношения, существующие независимо от их воли.
По Марксу, вся тайна того, почему и как существует социальный порядок, и причины социальных изменений должны быть обнаружены в конкретном способе производства, существующем в обществе. [6] Далее он утверждал, что способ производства по существу сформировал природу способа распределения, способа обращения и способа потребления, которые все вместе составляют экономическую сферу. Чтобы понять, как богатство распределялось и потреблялось, необходимо было понять условия, в которых оно производилось.
Для Маркса способ производства является исторически отличительным, поскольку он представляет собой часть органической целостности (или самовоспроизводящегося целого), которая способна постоянно воссоздавать свои собственные первоначальные условия и, таким образом, более или менее стабильно сохраняться на протяжении столетий. или даже тысячелетия. Выполняя общественный прибавочный труд в специфической системе отношений собственности, трудящиеся классы постоянно воспроизводят основы общественного строя. Способ производства обычно определяет способы распределения, обращения и потребления и регулируется государством . Как писал Маркс Анненкову : «Предположите определенные стадии развития производства, торговли и потребления, и вы получите соответствующий общественный строй, соответствующую организацию семьи, сословий и классов, словом, соответствующее гражданское общество». [7]
Однако любой данный способ производства будет содержать в себе (в большей или меньшей степени) остатки прежних способов производства, а также зародыши новых. [8] Появление новых производительных сил вызовет конфликт в нынешнем способе производства. Когда возникает конфликт, способы производства могут развиваться в рамках существующей структуры или привести к полному развалу.
Процесс социально-экономических изменений
[ редактировать ]Процесс развития социальных и экономических систем основан на предпосылке совершенствования технологий. В частности, по мере повышения уровня технологий существующие формы социальных отношений становятся все более недостаточными для полного использования технологий. Это порождает внутреннюю неэффективность внутри более широкой социально-экономической системы, особенно в форме классового конфликта . Устаревшие социальные механизмы препятствуют дальнейшему социальному прогрессу, порождая все более серьезные противоречия между уровнем технологии (производительных сил) и социальной структурой (социальными отношениями, конвенциями и организацией производства), которые развиваются до такой степени, что система больше не может поддерживать себя и свергается посредством внутренней социальной революции , позволяющей возникнуть новым формам общественных отношений, совместимым с современным уровнем техники (производительных сил). [9]
Фундаментальной движущей силой структурных изменений в социально-экономической организации цивилизации являются лежащие в ее основе материальные проблемы, в частности, уровень технологий и объем человеческих знаний, а также формы социальной организации, которые они делают возможными. Это включает в себя то, что Маркс назвал материалистической концепцией истории (см. также материализм ) и контрастирует с идеалистическим анализом (таким, который критиковался Марксом у Прудона ), [10] в котором говорится, что фундаментальной движущей силой социально-экономических изменений являются идеи просвещенных людей.
Способы производства
[ редактировать ]К основным способам производства, которые выделил Маркс , относятся первобытный коммунизм , рабовладельческое общество , феодализм , капитализм и коммунизм . На каждом из этих этапов производства люди по-разному взаимодействуют с природой и производством. Излишки этой продукции распределялись по-разному. Маркс утверждал, что человечество сначала начало жить в примитивных коммунистических обществах, затем появились древние общества, такие как Рим и Греция , которые были основаны на правящем классе граждан и классе рабов , затем феодализм, основанный на дворянстве и крепостных , а затем капитализм. в основе которого лежат класс капиталистов ( буржуазия ) и рабочий класс ( пролетариат ). В своей идее будущего коммунистического общества Маркс объясняет, что классы больше не будут существовать, и поэтому эксплуатация одного класса другим будет отменена.
Первобытный коммунизм
[ редактировать ]Маркс и Энгельс часто называли «первый» способ производства первобытным коммунизмом . [11] В классическом марксизме двумя самыми ранними способами производства были племенная группа или орда и неолитическая родственная группа. [12] Племенные отряды охотников-собирателей на протяжении большей части человеческой истории представляли единственную возможную форму существования. Технический прогресс в каменном веке был очень медленным; социальное расслоение было весьма ограниченным (как и личное имущество, охотничьи угодья были общими); [13] а миф, ритуал и магия рассматриваются как основные культурные формы. [14] Из-за ограниченности средств производства (охота и собирательство) каждый человек мог производить только достаточно, чтобы прокормить себя, поэтому без каких-либо излишков нечего эксплуатировать. Это по своей сути делает их коммунистическими в общественных отношениях, хотя и примитивными в плане производительных сил.
Азиатские и притоковые способы производства
[ редактировать ]Азиатский способ производства представляет собой спорный вклад в марксистскую теорию, впервые использованный для объяснения дорабовладельческих и дофеодальных крупных земляных построек в Индии, долинах рек Евфрат и Нил (и названный на основе первичных свидетельств, полученных из более великих стран). Азия»). Азиатский способ производства считается начальной формой классового общества, в котором небольшая группа извлекает социальный излишек посредством насилия, направленного на оседлые или неурегулированные банды и деревенские общины внутри домена. Это стало возможным благодаря технологическому прогрессу в обработке данных – записи, каталогизации и архивировании. [15] - а также сопутствующими достижениями в стандартизации мер и весов, математики, календаря и ирригации. [16]
Эксплуатируемый труд извлекается в качестве принудительного барщинного труда в период покоя (что позволяет возводить монументальные сооружения, такие как пирамиды, зиккураты и древнеиндийские общественные бани). Эксплуатируемая рабочая сила также извлекается в виде товаров, непосредственно конфискованных у эксплуатируемых сообществ. Первичной формой собственности этого режима является прямое религиозное владение богами общинами (деревнями, бандами, деревнями и всем, что находится в них): в типичном примере три четверти собственности распределяются между отдельными семьями, а оставшаяся четверть будет отработана на благо теократии . [17] Правящий класс этого общества обычно представляет собой полутеократическую аристократию, претендующую на роль воплощения богов на земле. Производственные силы, связанные с этим обществом, включают базовые методы ведения сельского хозяйства, массовое строительство, ирригацию и хранение товаров для социальных нужд (зернохранилища). Из-за непродуктивного использования сливок из излишков такие азиатские империи, как правило, были обречены на упадок. [18]
Историки-марксисты, такие как Джон Халдон и Крис Уикхэм, утверждали, что общества, интерпретируемые Марксом как примеры AMP, лучше понимать как данные способы производства (TMP). ТМП характеризуется как имеющая «государственный класс» в качестве специфической формы правящего класса, который имеет исключительные или почти исключительные права на извлечение излишков у крестьян, над которыми, однако, он не осуществляет землевладельческий контроль. [19] [20]
Древний способ производства
[ редактировать ]Сельскохозяйственная революция привела к развитию первых цивилизаций. С появлением сельского хозяйства в начале неолитической революции и сопутствующим технологическим прогрессом в гончарном деле, пивоварении, выпечке и ткачестве, [21] произошло умеренное усиление социального расслоения и зарождение классовой [22] принадлежит частная собственность иерархическим родственным группам или кланам. [23] На смену анимизму пришел новый акцент на богах плодородия; [24] и (возможно) одновременно произошел переход от матриархата к патриархату. [25] Технологические достижения в виде дешевых железных орудий, чеканки монет и алфавита , а также разделение труда между промышленностью, торговлей и сельским хозяйством позволили развиться новым и более крупным единицам в форме полиса. [26] что, в свою очередь, потребовало новых форм социальной агрегации. Множество городских ассоциаций – формальных и неформальных – пришли на смену более ранним семейным и племенным группировкам. [27] Согласованный конституции закон заменил вендетту [28] - прогресс, отмечаемый в таких новых городских культурных формах, как греческая трагедия : таким образом, как Роберт Фейглс выразился , « Орестея - это наш обряд перехода от дикости к цивилизации... от кровавой вендетты к социальной справедливости». [29]
Древняя Греция и Рим являются наиболее типичными примерами этого античного способа производства. Производственные силы, связанные с этим укладом, включают развитое (двупольное) земледелие , широкое использование животных в сельском хозяйстве, промышленности (горнодобывающая и гончарная) и развитые торговые сети. Он отличается от азиатского способа собственности тем, что формы собственности включали прямое владение отдельными людьми ( рабство ): [30] так, например, Платон в своем идеальном городе-государстве Магнезия предвидел для праздного правящего класса граждан, что «их фермы были вверены рабам, которые обеспечивают их достаточным количеством продуктов земли, чтобы они могли жить в скромном комфорте». [31] Древний способ производства отличается также тем, что правящий класс обычно избегает более диковинных претензий на то, что он является прямым воплощением бога, и предпочитает быть потомками богов или ищет другие оправдания своего правления, включая различную степень народного участие в политике.
Не столько демократия, сколько универсализация его гражданства в конечном итоге позволила Риму создать урбанизированную империю по всему Средиземноморью, связанную дорогами, гаванями, маяками, акведуками и мостами, а также инженерами, архитекторами, торговцами. и промышленники, способствующие межпровинциальной торговле между растущим числом городских центров. [32]
Феодальный способ производства
[ редактировать ]Феодализм – третий способ производства, где основным средством производства была земля. Падение Западной Римской империи вернуло большую часть Западной Европы к натуральному сельскому хозяйству, усеянному городами-призраками и устаревшими торговыми путями. [33] Власть также была локализована, в мире плохих дорог и тяжелых условий ведения сельского хозяйства. [34] Новой социальной формой, возникшей к IX веку на месте семейных или клановых связей, священной теократии или законного гражданства, были отношения, основанные на личной связи вассала с сеньором, скрепленные связью с землевладением в облик феодального владения . [35] Это был феодальный способ производства , который доминировал в системах Запада между падением классического мира и подъемом капитализма. (Похожие системы существуют и в большинстве стран мира.) [ нужна ссылка ] В этот период также произошла децентрализация древних империй в первые национальные государства .
Первичной формой собственности является владение землей на взаимно-договорных отношениях, военная повинность рыцарей, трудовая повинность помещику крестьян или крепостных, привязанных к земле. [36] Эксплуатация осуществляется на основе взаимного контракта (хотя в конечном итоге основывается на угрозе принудительной добычи). [37] Правящий класс обычно представляет собой дворянство или аристократию , обычно узаконенную какой-либо параллельной формой теократии . К основным силам производства относятся сложнейшее земледелие (двух-, трехпольное, парование люцерны и удобрение) с добавлением нечеловеческих и неживотных силовых устройств (часовых механизмов и ветряных мельниц) и углублением специализации в ремеслах-ремесленниках. производство исключительно одного специализированного класса продукции. [ нужна ссылка ]
Преобладающей идеологией была иерархическая система общества, сдерживаемая элементом взаимности и контракта в феодальных узах. [38] Хотя, как предупреждал Мейтленд , феодальная система имела множество разновидностей, охватывая более половины континента и полтысячелетия. [39] тем не менее, все эти многочисленные формы имели в своей основе отношения, которые (по словам Джона Берроу ) были «одновременно правовыми и социальными, военными и экономическими… одновременно способом организации военной силы, социальной иерархии, этоса и то, что Маркс позже назовет способом производства». [40]
В этот период купеческий класс возникает и набирает силу , движимый мотивом получения прибыли , но не позволяющий получать дальнейшие прибыли из-за природы феодального общества, в котором, например, крепостные привязаны к земле и не могут стать промышленными рабочими и наемные работники. В конечном итоге это ускоряет эпоху социальной революции (т. е. Гражданской войны в Англии и Славной революции 1688 года, Французской революции 1789 года и т. д.), в которой социальная и политическая организация феодального общества (или отношения собственности феодализма) ниспровергаются. зарождающейся буржуазией . [41]
Капиталистический способ производства
[ редактировать ]К концу Средневековья феодальная система все больше ослаблялась ростом свободных городов, заменой денег на подневольный труд, [42] замена феодального войска наёмным солдатом и отделение удержания от землевладения [43] - даже если феодальные привилегии, этика и анклавы сохранятся в Европе до конца тысячелетия в остаточных формах. [44] На смену феодализму пришло то, что Смит назвал эпохой торговли, а Маркс — капиталистическим способом производства , который охватывает период от меркантилизма до империализма и далее и обычно связывается с появлением современного индустриального общества и глобальной рыночной экономики . Маркс утверждал, что центральным элементом новой капиталистической системы была замена системы денег, служащей ключом к товарному обмену (ТМК, коммерция), системой денег, ведущей (через товары) к реинвестированию денег в дальнейшее производство. (МК-М', капитализм) — новый и наиважнейший социальный императив. [45]
Первичной формой собственности является частная собственность в товарной форме – земля, материалы, орудия производства и человеческий труд, причем все они потенциально превращены в товар и открыты для обмена в денежной системе посредством (гарантированного государством) контракта: как выразился Маркс то есть «сам человек вводится в сферу частной собственности». [46] Первичной формой эксплуатации является наемный труд (формально бесплатный) (см. «Капитал» ). [47] с долговым кабаном, [48] наемное рабство и другие формы эксплуатации возможны . Правящий класс для Маркса — это буржуазия , или владельцы капитала, владеющие средствами производства , которые эксплуатируют пролетариат ради прибавочной стоимости , поскольку пролетарии обладают только своей собственной рабочей силой , которую они должны продать, чтобы выжить. [49] Юваль Харари переосмыслил дихотомию XXI века с точки зрения богатых, которые инвестируют, чтобы реинвестировать, и остальных, которые влезают в долги, чтобы потреблять в интересах владельцев средств производства. [50]
При капитализме ключевые силы производства включают общую систему современного производства с поддерживающими ее структурами бюрократии финансового , буржуазной демократии и, прежде всего, капитала . Идеологическая основа системы формировалась с течением времени, , Фредерик Джеймсон например считал, что « западное Просвещение можно воспринимать как часть собственно буржуазной культурной революции, в которой ценности и дискурс, привычки и повседневное пространство старый режим систематически демонтировался, чтобы на его месте могли быть установлены новые концепции, привычки и формы жизни, а также системы ценностей капиталистического рыночного общества». [51] - утилитаризм , рационализированное производство ( Вебер ), обучение и дисциплина ( Фуко ) и новая капиталистическая временная структура. [52]
Коммунистический способ производства
[ редактировать ]Нижняя стадия коммунизма
[ редактировать ]Буржуазия . , как заявил Маркс в «Манифесте Коммунистической партии» , «выковала оружие, несущее смерть самой себе; она также вызвала к жизни людей, которые должны владеть этим оружием, — современный рабочий класс, пролетариев» [53] Исторические материалисты отныне считают, что современный пролетариат является новым революционным классом по отношению к буржуазии, точно так же, как буржуазия была революционным классом по отношению к дворянству при феодализме. [54] Таким образом, пролетариат должен захватить власть как новый революционный класс в диктатуре пролетариата .
Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения одного в другое. Этому соответствует и политический переходный период, в котором государство не может быть ничем иным, как революционной диктатурой пролетариата . [55]
Маркс также описывает коммунистическое общество, развивавшееся наряду с пролетарской диктатурой:
В кооперативном обществе, основанном на общей собственности на средства производства, производители не обмениваются своей продукцией; столь же мало труд, затраченный на продукты, выступает здесь как стоимость этих продуктов, как материальное качество, которым они обладают, так как теперь, в отличие от капиталистического общества, индивидуальный труд существует уже не опосредованно, а непосредственно как составная часть часть общего труда. Словосочетание «доходы от труда», вызывающее и сегодня возражения из-за своей двусмысленности, теряет всякий смысл. Здесь мы имеем дело с коммунистическим обществом не таким, какое оно развилось на своей основе, а, напротив, таким, каким оно вышло из капиталистического общества; которое, таким образом, во всех отношениях, в экономическом, моральном и интеллектуальном плане, все еще несет в себе родимые пятна старого общества, из чрева которого оно вышло. Соответственно, отдельный производитель получает от общества — после вычетов — ровно то, что он ему дает. То, что он вложил в него, — это его индивидуальное количество труда. Например, социальный рабочий день складывается из суммы отдельных рабочих часов; индивидуальное рабочее время отдельного производителя есть внесенная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем. Он получает от общества свидетельство, что он доставил такое-то количество труда (за вычетом его труда на общие фонды); и с помощью этого сертификата он извлекает из общественного запаса средств потребления столько же, сколько стоит труд. То же количество труда, которое он отдал обществу в одной форме, он получает обратно в другой. [56]
Эта низшая стадия коммунистического общества, согласно Марксу, аналогична низшей стадии капиталистического общества, т. е. переходу от феодализма к капитализму, в том смысле, что оба общества «отмечены родимыми пятнами старого общества, из чрева которого оно выходит». ." Акцент на идее о том, что способы производства не существуют изолированно, а скорее материализуются из предыдущего существования, является основной идеей исторического материализма.
Среди коммунистов ведутся серьезные споры относительно природы этого общества. Некоторые, такие как Иосиф Сталин , Фидель Кастро и другие марксисты-ленинисты, считают, что низшая стадия коммунизма представляет собой собственный способ производства, который они называют социалистическим, а не коммунистическим. Марксисты-ленинцы полагают, что в этом обществе еще могут сохраняться понятия собственности, денег и товарного производства. [57] Другие коммунисты утверждают, что это именно низшая стадия коммунизма; коммунистический способ производства, без товаров и денег, отмеченный родимыми пятнами капитализма.
Высшая стадия коммунизма
[ редактировать ]Для Маркса высшая стадия коммунистического общества — это свободная ассоциация производителей , которая успешно отрицает все остатки капитализма, особенно концепции государства , национальности , сексизма , семьи , отчуждения , социальных классов , денег , собственности , товаров , буржуазии. , пролетариат , разделение труда , города и деревни , классовая борьба , религия , идеология и рынок . Это отрицание капитализма . [58]
Маркс сделал следующие комментарии о высшей фазе коммунистического общества:
На более высокой фазе коммунистического общества, после того как исчезло кабальное подчинение личности разделению труда , а вместе с тем и антитеза между умственным и физическим трудом; после того, как труд стал не только средством жизни, но и первой потребностью жизни; после того, как вместе с всесторонним развитием личности увеличились и производительные силы, и все источники кооперативного богатства потекут более обильно, — только тогда можно будет узкий горизонт буржуазного права полностью пересечь и общество начертает на своих знаменах : От каждого по способностям, каждому по потребностям! [59]
База и надстройка
[ редактировать ]Марксисты, такие как Крис Харман , [60] Терри Иглтон [61] и Р.Дж.Робинсон [62] утверждали, что исторические модели производства обычно полагаются на силы и производственные отношения, которые они не могут производить своими обычными средствами. Например, досовременные сложные общества, такие как Древний Рим или ацтеки, были неспособны контролировать широкий спектр природных явлений, таких как погода, урожай, деторождение и так далее. Там, где преобладали такие ограниченные способы производства, развивались системы практики, а затем и веры, позволяющие убедить или подкупить сверхъестественные силы, чтобы они вмешались на благо человечества, то есть религии. Точно так же индустриальным обществам требуется большое количество квалифицированных и дисциплинированных рабочих, но их невозможно создать с помощью обычных механизмов капитализма (т. е. производства и продажи товаров).
Это порождает марксистскую парадигму « базы и надстройки », в которой такие недостатки основного способа производства («базиса») управляются посредством «относительно автономных» систем («надстроек»).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркс, планы этажей. (Английский перевод)
- ^ Новые голоса об Адаме Смите , Леонидас Монтес, Эрик Шлиссер. Рутледж, март 2006 г., стр. 295.
- ^ Р. Мик, Социальные науки и неблагородный дикарь (Кембридж, 1976), с. 117-9 и с. 186-8
- ^ Цитируется в издании Дж. Чайлдерса, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (Нью-Йорк, 1995), стр. 191
- ^ Цитируется по Дж. О'Нилу, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 115
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 11
- ^ Цитируется по Дж. О'Нилу, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 116
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 12
- ^ Marxism.org: Способ производства.
- ^ Дж. О'Нил, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 115-6
- ^ Скотт, Джон; Маршалл, Гордон (2007). Словарь социологии . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860987-2 .
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 46-7
- ^ Дж. Даймонд, Мир до вчерашнего дня (Пингвин, 2012), с. 13-1
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 47
- ^ Y Harari, Sapiens (Лондон, 2011), с. 137 и с. 145
- ^ Дж. Чайлд, Что произошло в истории (Пингвин, 1954), с. 117-125
- ^ Дж. Чайлд, Что произошло в истории (Пингвин, 1954), с. 94-5
- ^ А.Р. Берн, Персия и греки (Стэнфорд, 1984), с. 565
- ^ Халдон, Джон (1994). Государство и подчиненный способ производства . Версо.
- ^ Уикхэм, Крис (2005). Обрамление раннего средневековья: Европа и Средиземноморье 400–800 гг . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Дж. Чайлд, Что произошло в истории (Пингвин, 1954), с. 60-2
- ^ Дж. Даймонд, Мир до вчерашнего дня (Лондон, 2012), с. 15-17
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 47
- ^ Y Harari, Sapiens (Лондон, 2011), с. 235-7
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 51
- ^ Дж. Чайлд, Что произошло в истории (Пингвин, 1954), с. 25 и 196-7
- ^ Изд. О. Мюррея, Оксфордская история классического мира (Оксфорд, 1991), стр. 207-10
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 51
- ^ Р. Фаглс пер., Орестея (Пингвин, 1981), с. 19-21
- ^ «Языческое государство признавало гражданами только господ... работа поручается рабам», Александр Кожев , Введение в чтение Гегеля (Лондон, 1980), стр. 57
- ^ Платон, Законы (Пингвин, 1988), с. 296
- ^ Дж. Чайлд, Что произошло в истории (Пингвин, 1954), с. 263-73
- ^ П. Вольф, Пробуждение Европы (Пингвин, 1968), с. 22-3
- ^ RW Southern Создание средневековья (Лондон, 1993) с. 20 и с. 80
- ^ Дж. М. Уоллес-Хэдрил, Варварский Запад (Лондон, 1964), с. 110-1 и с. 143
- ^ Баррингтон Мур-младший, Социальные истоки диктатуры и демократии (Penguin 1977), с. 419 и с. 4-5
- ^ «Самой сутью феодальной собственности была эксплуатация в ее самой обнаженной форме», Р. Х. Тоуни , Религия и рост капитализма (Лондон, 1937), с. 56
- ^ В. Ульманн. История политической мысли в средние века (Penguin, 1965), с. 90 и с. 147
- ^ Г.К. Коултона Средневековая панорама (Кембридж, 1938) с. 50
- ^ Дж. Берроу, История историй (Penguin 2009), с. 317
- ^ Маркс, Предисловие к «Вкладу в критику политической экономии» Маркс, Ранние сочинения , Penguin, 1975, стр. 425-6.
- ^ Г.К. Коултона Средневековая панорама (Кембридж, 1938) с. 73-6 и 284-6
- ^ Баррингтон Мур-младший, Социальные истоки диктатуры и демократии (Penguin 1977), с. 5
- ^ М. Скотт, Средневековая Европа (Лондон, 1964), с. 241 и с. 420
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 267
- ^ Цитируется по Дж. О'Нилу, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 26
- ^ Дж. О'Нил, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 191
- ^ Y Harari, Sapiens (Лондон, 2011), с. 368-71
- ^ П. Кинг, Книга философии (Лондон, 2011), с. 199-200
- ^ Y Harari, Sapiens (Лондон, 2011), с. 390
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 50
- ^ Изд. М. Хардта, The Jameson Reader (Оксфорд, 2000), стр. 47-50 и с. 277-8
- ^ Маркс, Карл. «Манифест Коммунистической партии» .
- ^ Маркс, Карл. «Критика Готской программы» .
- ^ Маркс, Карл. «Критика Готской программы» .
- ^ Маркс, Карл. «Критика Готской программы» .
- ^ Сталин, Иосиф. «Экономические проблемы социализма в СССР» .
- ^ Маркс, Карл. «Немецкая идеология» .
- ^ Маркс, Карл. «Критика Готской программы» .
- ^ Харман, К. (1998). Марксизм и история. Два эссе . Лондон: Закладки.
- ^ Иглтон, Т. (2000). «Еще раз о базе и надстройке». Новая литературная история , (31, № 2, «Экономика и культура: производство, потребление и стоимость»: 231-240).
- ^ Робинсон, Р.Дж. (2023). База и надстройка. Понимание второй величайшей идеи марксизма . Олтон: Патни: 2.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Перри Андерсон, Переходы от античности к феодализму.
- Перри Андерсон, Происхождение абсолютистского государства.
- ЖЕМ Де Сте Круа, Классовая борьба в древнегреческом мире: от архаической эпохи до арабских завоеваний.
- Крис Харман, Народная история мира.
- Барри Хиндесс и Пол К. Херст, Докапиталистические способы производства. Лондон: Рутледж, 1975.
- Лоуренс Крадер, Азиатский способ производства; Источники, развитие и критика в трудах Карла Маркса.
- Эрнест Мандель, Марксистская экономическая теория.
- Эллен Мейксинс Вуд, Происхождение капитализма: взгляд со стороны.
- Джордж Новак, Понимание истории: марксистские очерки.
- Фритьоф Тихельман, Социальная эволюция Индонезии: азиатский способ производства и его наследие.
- WMJ ван Бинсберген и П.Л. Гешире, изд., Старые способы производства и капиталистическое вторжение.
- Чарльз Вульфсон, Трудовая теория культуры.
- Гарольд Вулпе, изд. Определение способов производства.
- Майкл Перельман , Украдите эту идею: права интеллектуальной собственности и корпоративная конфискация творчества.