Чарльз Беттельхейм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2018 г. ) |
Чарльз Беттельхейм | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 20 июня 2006 г. | 92 года) ( 20.06.2006 )
Национальность | Французский |
Академическая работа | |
Учреждения | Практическая школа повышения квалификации |
Известные студенты | Аргири Эммануэль |
Часть серии о |
маоизм |
---|
Часть серии о |
Исследования империализма |
---|
Чарльз Беттельхейм (20 ноября 1913 — 20 июля 2006) — французский марксистский экономист и историк , основатель Центра изучения способов индустриализации (CEMI: Center pour l’Étude des Modes d’Industrialisation ) в EHESS , экономический консультант. правительствам ряда развивающихся стран в период деколонизации . Франции Он был очень влиятельным среди «Новых левых» и считался одним из «самых заметных марксистов в капиталистическом мире» ( «Le Monde» , 4 апреля 1972 г.) во Франции, а также в Испании , Италии , Латинской Америке и Индии .
Биография
[ редактировать ], отец Шарля Беттельгейма, был венским австрийцем еврейского Анри Беттельгейм происхождения и представителем швейцарского банка в Париже . Семье пришлось покинуть Францию после начала Первой мировой войны в 1914 году. Беттельгеймы жили в Швейцарии, затем в Египте . В 1922 году Шарль Беттельгейм вернулся в Париж со своей матерью-француженкой, в это время его отец, живший в Египте, покончил жизнь самоубийством.
После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году Шарль Беттельгейм порвал с привычным окружением, вступив сначала в « Молодых коммунистов » ( Jeunesses communistes ), а впоследствии во Французскую коммунистическую партию . Помимо исследований в области философии, социологии, права и психологии, он также выучил русский язык. В июле 1936 года он прибыл в Москву по туристической визе. Благодаря владению языком он смог получить вид на жительство на пять месяцев, в течение которых он работал туристическим гидом, затем во французском издании « Московского журнала» и, наконец, на «Мосфильме» , где он руководил дубляж фильма. Его переживания во время пребывания в Москве, в тревожной атмосфере начала « чисток » и судебных процессов над большевистскими лидерами, выступавшими против Иосифа Сталина , заставили его держаться на критической дистанции от Советского Союза , фактически не отказываясь от своих коммунистических убеждений. Его исключили из Коммунистической партии за «клеветнические» высказывания. В 1937 году он женился на молодой воинственной коммунистке Люсетте Бовале. Во время Немецкая оккупация , сотрудничал с французскими троцкистами ( Интернационалистическая рабочая партия ).
Его решение выбрать экономику как профессию было непростым, поскольку в то время экономика считалась второстепенной наукой; однако, поскольку он стал настолько хорошо осведомлен о Советском Союзе и об экономическом планировании , Беттельгейм смог заполнить этот пробел. После Второй мировой войны он стал чиновником Министерства труда. В 1948 году поступил в «Шестое отделение». [1] Практической школы высоких исследований (EPHE).
В пятидесятые годы Беттельгейм начал свою международную деятельность в качестве советника правительств стран третьего мира; он был представителем Гамаля Абдель Насера в Египте, Джавахарлала Неру в Индии и Ахмеда Бен Беллы в Алжире. В 1958 году он создал институциональную базу для своих исследований, основав CEMI. В 1963 году Че Гевара пригласил его на Кубу , где он участвовал в «больших дебатах» по социалистической экономике .
В 1966 году Беттельгейм особенно интересовался Китаем. Он помогал Союзу молодых коммунистов (марксистско-ленинскому) в теоретическом планировании, не будучи напрямую связан с этой организацией. В качестве президента Ассоциации франко-китайской дружбы (Association des amitiés Franco-Chinoises) он неоднократно посещал Китайскую Народную Республику с целью изучения новых методов промышленного развития, созданных Культурной революцией . [1] Беттельхейм был впечатлен выполнением Конституции Анганга на фабриках, которые он посетил, а также высоким уровнем политического сознания среди рабочих и кадров. [1]
Начиная с 1980 года, Беттельгейм все больше и больше отходил на второй план – в результате глубоких политических изменений в странах третьего мира – а в Европе – в результате упадка (и возможного распада) «жесткого социализма », который сделал «устаревшим» «Любые дебаты по поводу парадигм развития в южных странах в атмосфере плановой экономики, независимой от мирового рынка, — экономики, в которую Беттельгейм внес так большой вклад. Беттельгейм написал книгу мемуаров, которая так и осталась незаконченной.
До своей смерти Беттельгейм жил в Париже. В последние годы своей жизни он ничего не публиковал. Его ученик и давний коллега Бернар Шаванс является одним из ведущих представителей теории регулирования . [ нужна ссылка ]
Мысль
[ редактировать ]Несмотря на свой негативный опыт в Москве, Беттельгейм сохранял благосклонное отношение к советскому социализму до шестидесятых годов, ссылаясь на экономические достижения Советского Союза, которые он оценил с независимой точки зрения. В 1956 году он поддержал десталинизацию, инициированную Никитой Хрущёвым на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза , а также экономические реформы 1965 года, задуманные советским экономистом Евсеем Либерманом , предполагающие децентрализацию решений, принимаемых внутри планового руководства. [2]
От кубинских дебатов к критике «экономизма»
[ редактировать ]В кубинских дебатах 1963 года Беттельхейм выступал против волюнтаристских идей Че Гевары, который хотел отменить свободный рынок и производство товаров посредством очень быстрой и централизованной индустриализации, морально мобилизовав «нового человека». Беттельхейм выступил против этого плана, под которым как подписался и Фидель Кастро: и Че Гевара, и Кастро предпочитали основу кубинской монокультуру сахара экономики, а не строгую аналогию с экономикой Советского Союза. На Кубе Беттельхейм рекомендовал диверсифицированную экономику, основанную на сельском хозяйстве, разумной индустриализации, широком централизованном планировании, смешанных формах собственности с рыночными элементами — прагматическую стратегию, подобную « Новой экономической политике », начатой в России Владимиром Лениным в 1922 году. Гевара, Беттельгейм утверждали (в соответствии с последними сочинениями Сталина), что « закон стоимости » является проявлением объективных социальных условий, которые невозможно преодолеть волевыми решениями, а только посредством процесса долгосрочной социальной трансформации.
Эти дебаты продемонстрировали глубокие различия, которые с тех пор отделили Беттельгейма от марксистской «ортодоксии» , которая рассматривала социализм как результат «развития максимальной централизации всех сил промышленного производства». Для Беттельхейма социализм — скорее альтернативный голос в развитии; процесс трансформации социальных представлений. Вдохновленный китайской культурной революцией и идеями Мао Цзэдуна , а также в сотрудничестве с философом-марксистом Луи Альтюссером , Беттельгейм выступал против « экономизма » и «примата средств производства» традиционного марксизма : против идеи, что социалистический трансформация общественных связей была необходимым следствием развития производительных сил (освободив от них эти связи, согласно марксистской ортодоксальности, поскольку в «буржуазном» обществе господствует над ними частная собственность), он утверждал необходимость активного и политического преобразования социальных связей. связи. В своей книге «Экономические расчеты и формы собственности» . ( «Экономический расчет и формы собственности ») Беттельгейм переосмысливает проблемы перехода к социализму, критикуя при этом предположение, что национализация и государственная собственность на средства производства уже были «социалистическими» — это не юридическая форма собственности, а истинная обобществление сети производства, характеризующая такой переход; важнейшей проблемой социалистического планирования является замена формы «стоимости» разработкой метода измерения, учитывающего общественную полезность производства.
Китайский опыт и анализ Советского Союза
[ редактировать ]В Китае у Беттельхайма сложилось впечатление, что он стал свидетелем именно такого процесса трансформации. В частности, он отметил, что Культурная революция — революция политической, идеологической и культурной надстройки — изменила промышленную организацию, сопровождая ее всеобщим участием рабочих во всех решениях и преодолевая разделение на «ручное» и «интеллектуальное». труд. В эти годы Китай был эталоном неомарксистской « радикальной школы экономики», представленной Беттельхаймом, Полом Суизи , Андре Гундером Франком , Самиром Амином и другими, которые, борясь против теорий «модернизации», утверждали, что в На периферии мировой капиталистической системы, в «слаборазвитых» странах «развитие» возможно лишь при условии, что эти страны вырвутся из своих неравных и асимметричных связей с мировым рынком, где доминируют империалистические страны, для того, чтобы выбрать иной и самостоятельный путь: развитие производства не для прибыли и не для накопления абстрактных богатств, а для нужд народа.
Под знаменем «маоистского» подхода Беттельгейм начал свою объемистую работу по истории Советского Союза: Les luttes declasses en URSS (1974–1982) ( Классовая борьба в СССР (1974–1982) ), где он исследует причины искажений советского социализма, который, по мнению Беттельгейма, есть не что иное, как «государственный капитализм». Беттельгейм показал, что после Октябрьской революции большевикам . не удалось добиться какой-либо долгосрочной стабилизации союза рабочих и беднейших крестьян, ранее задуманного Лениным В 1920-е годы этот союз был заменен союзом элитных рабочих и технологической интеллигенции против крестьян, кульминацией которого стала насильственная коллективизация сельского хозяйства в 1928 году. «Экономистическая» идеология («примат производительных сил»), рожденная в социальной -демократия, питаемая интересами «рабочей аристократии» и прогрессивной интеллигенции, была возрождена благодаря поддержке большевистской партии, действуя как легитимизация новых технократических элит, которые установили то же разделение труда и социальную дифференциацию, что и капитализм. Однако «правовой» мираж, согласно которому собственность государства определяется как «социалистическая», скрывает реальную эксплуатацию.
Наконец, Беттельгейм поставил под сомнение социалистический характер Октябрьской революции , истолковав ее как захват власти радикальной ветвью русской интеллигенции, «конфисковавшей» народную революцию. [2]
Беттельгейм был ведущим сторонником тезиса о том, что «развитие» в странах «третьего мира» требует политического разрыва с империализмом и отказа от уз зависимости от неравного международного разделения труда на мировом рынке. Эта позиция также включает резкую критику международной роли Советского Союза, политику развития которого Беттельгейм рассматривал как еще один вариант моделей капиталистического накопления . Эта теория видела шанс распутать политическую основу, чтобы практиковать альтернативную модель развития, ориентированную не на накопление и прибыль, а, скорее, на экономику для повседневных нужд людей, с допустимым сбалансированным соотношением между сельское хозяйство и промышленность.
Более поздние работы Беттельгейма
[ редактировать ]Когда в 1978 году Китайская Народная Республика под руководством Дэн Сяопина поставила крест на «маоистской» стратегии автаркического ( тр. прим.: независимого и самоподдерживающегося) развития, руководствуясь политическими приоритетами, чтобы вновь утвердить Примат экономики и внедрение на мировой рынок парадигмы теоретиков автономного развития потеряли силу своих убеждений. В 1982 году он опубликовал два тома третьей части «Классовой борьбы в СССР» .
Публикации
[ редактировать ]- Советское планирование . Река, 1945 год ( советское планирование )
- Немецкая экономика при нацизме, аспект упадка капитализма . Ривьер, 1946 (Общая библиотека политической экономии) ( Немецкая экономика при нацизме, аспект упадка капитализма )
- Теоретические и практические проблемы планирования . 1946 год. [3]
- Оценка французской экономики (1919–1946). PUF, 1947 ( Баланс французской экономики )
- Очерк экономической картины Европы. Домат, 1948 ( Проект экономической картины Европы )
- Советская экономика. Сирей, 1950 ( Советская экономика )
- Средний французский город. Осер в 1950 году. Исследование социальной и городской структуры (совместно с Сюзанной Фрер). Колен, 1950 ( Записные книжки Национального фонда политических наук ) ( Средний французский город. Осер в 1950 году. Исследование социальной и городской структуры.
- Модели роста и экономическое развитие. Третий мир, том I, вып. 1-2, 1960 ( Модели экономического роста и развития )
- Независимая Индия. Колин, 1962 ( Независимая Индия )
- Планирование и ускоренный рост. Масперо, 1965 (Сборник экономики и социализма) ( Планирование и ускоренный рост )
- Переход к социалистической экономике. Масперо, 1968 ( Переход к социалистической экономике )
- Теоретические и практические проблемы планирования. Масперо, 1970 ( Теоретические и практические проблемы планирования )
- Экономический расчет и формы собственности. Масперо, 1971 ( Экономический расчет и формы собственности )
- Культурная революция и промышленная организация в Китае. Масперо, 1973 ( Культурная революция и промышленная организация в Китае )
- Классовая борьба в СССР – Первый период, 1917-1923 гг. Сеуил/Масперо, 1974 ( Классовый конфликт в СССР — первый период, 1917-1923 гг .)
- Классовая борьба в СССР – Второй период, 1923-1930 гг. Сеуил/Масперо, 1977 ( Классовый конфликт в СССР — второй период, 1923-1930 гг .)
- Вопросы о Китае после смерти Мао Цзэ-дуна. Масперо, 1978 (Сборник «Экономика и социализм») ( Вопросы о Китае после смерти Мао Цзэ-дуна )
- Классовая борьба в СССР – Третий период, 1930-1941 гг. Том I: Доминирующие , Том II: Доминирующие . Сеуил/Масперо, 1982 («Классовый конфликт в СССР - третий период, 1930-1941. Том I: «Подчиненные», Том II: «Доминаторы»).
- Марксистская мысль подвергнута испытанию историей , интервью в журнале Les Temps Modernes , № 472, 1985 ( Марксистское мышление об опыте истории )
- Актуальность марксистских концепций класса и классовой борьбы для анализа советского общества в перспективе Маркса , Éditions de l'EHESS, 1985 ( Значение марксистских концепций классового конфликта для анализа советского общества )
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Шестая секция» École Pratique des Hautes Études была «Школой экономических и социальных наук» (экономических и социальных наук). В 1975 году она стала автономной как Школа последипломного образования в области социальных наук (École des Hautes). Исследования в области социальных наук.)
Вышеупомянутая статья представляет собой перевод статьи во французской Википедии о Чарльзе Беттельхейме.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чинг, Пао-Ю (2021). Революция и контрреволюция: продолжающаяся классовая борьба Китая после освобождения (2-е изд.). Париж: Иноязычная пресса. п. 132. ИСБН 978-2-491182-89-2 . OCLC 1325647379 .
- ^ Jump up to: а б «Вклад Чарльза Беттельхейма | Противотечения» . Countercurrents.org . 14 апреля 2023 г. Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Бунцель, Джозеф Х. (1948). «Обзор теоретических и практических проблем планирования» . Американский журнал социологии . 53 (4): 306–307. ISSN 0002-9602 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Французские марксисты
- французские экономисты
- экономисты-марксисты
- Исследования империализма
- Теоретики марксизма
- Выпускники Парижского университета
- Французские евреи 20-го века
- Еврейские социалисты
- Французы австрийско-еврейского происхождения
- Французские эмигранты в Швейцарии
- Академический состав Парижского университета
- Лауреаты премии Брокет-Гонен (литература)
- Писатели из Парижа
- 1913 рождений
- смертей в 2006 г.
- Французские писатели-мужчины
- Французские историки XX века