О противоречии
Автор | Мао Цзэдун (Мао Цзэ-дун) |
---|---|
Оригинальное название | Противоречие Взволнованный |
Переводчик | Центральное бюро компиляции и переводов |
Язык | китайский |
Опубликовано | 1967 (английский перевод Foreign Languages Press ) |
Место публикации | Китай |
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Июль 2024 г. ) |
Часть серии о |
маоизм |
---|
«О противоречии» ( упрощённый китайский : 矛盾 论 ; традиционный китайский : 矛盾 論 ; пиньинь : Маодун Лун ; букв. «Обсудить противоречие») — эссе китайского коммунистического революционера Мао Цзэдуна , опубликованное в 1937 году . Наряду с «О практике» он формирует философскую основу политической идеологии, которая позже стала маоизмом . Оно было написано в августе 1937 года как интерпретация философии диалектического материализма , когда Мао находился на своей партизанской базе в Яньани . Мао предполагает, что любое движение и жизнь есть результат противоречия . Мао делит свою статью на несколько разделов: два мировоззрения, всеобщность противоречия, особенность противоречия, главное противоречие и главный аспект противоречия, тождество и борьба аспектов противоречия, место антагонизма в противоречии и, наконец, заключение. Далее Мао развивает тему, изложенную в книге «О противоречиях», в своей речи 1957 года «О правильном разрешении противоречий в народе» .
Мао описывает существование как состоящее из постоянных преобразований и противоречий. Ничто не является постоянным, как в метафизике , и может существовать только на основе противоположных противоречий. Он использует концепцию противоречия для объяснения различных китайских исторических периодов и социальных событий. Форма разговора Мао о противоречии создает модифицированную концепцию, которая породила идеал китайского марксизма . Этот текст продолжает оказывать влияние и обучать китайских марксистов. [1]
Историческая справка
[ редактировать ]Первоначально Мао придерживался взглядов, близких к реформистским или националистическим. Позже он сказал, что стал марксистом в 1919 году, когда совершил вторую поездку в Пекин, хотя тогда он еще не заявил о своей новой вере. В 1920 году он встретился с Чэнь Дусю в Шанхае и обсудил марксистскую философию. Мао, наконец, официально перешел к своей новой идеологии, когда Движение самоуправления Хунани потерпело неудачу. Более разумный подход к решению проблем общества он нашел в марксизме. Однажды он сказал: «Классовая борьба: одни классы торжествуют, другие уничтожаются». Он понимал необходимость марксистских идей и борьбы, чтобы более эффективно противостоять развивающемуся миру. [2]
Как и «Противоречие» , «О практике» был написан Мао в период Яньань. [3] : 31 Некоторые положения, изложенные в «О противоречии», были взяты и расширены из лекций, прочитанных Мао в 1937 году. [4] : 8 в Контряпонском университете в Яньани . Эти лекции основывались на работах Карла Маркса , Фридриха Энгельса и Владимира Ленина . [4] : 8 Мао разработал свои принципы, основанные на практике Коммунистической партии Китая того времени. [4] : 8 Исследования Мао были сосредоточены на произведениях китайских философов-марксистов. Самым влиятельным философом, которого изучал Мао, был Ай Сыци . Мао не только читал произведения Ая, но и знал его лично. Мао усердно изучал марксизм за год до того, как написал свои «Конспекты лекций по диалектическому материализму ». Он рассмотрел и аннотировал «Новую философию Советского Союза», чтобы активно понять концепцию диалектического материализма. [5]
Помимо разработки своих идеологических и философских взглядов, Мао написал «Противоречие», чтобы помочь узаконить свое политическое мышление в рамках марксизма и, таким образом, еще больше укрепить свое лидерство. [4] : 8–9
Основы противоречия и его история
[ редактировать ]В диалектическом материализме противоречие, как его вывел Карл Маркс , обычно относится к противостоянию социальных сил. Эта концепция является одним из трех основных положений марксизма. [6] Мао считал, что капитализм внутренне противоречив, поскольку разные социальные классы имеют противоречивые коллективные цели. Эти противоречия проистекают из социальной структуры общества и по своей сути приводят к классовому конфликту , экономическому кризису и, в конечном итоге, революции , ниспровержению существующего порядка и восхождению ранее угнетенных классов к политической власти. «Диалектика утверждает, что ничто не вечно и все вещи со временем исчезают». [6] Диалектика является «логикой изменений» и может объяснить концепции эволюции и трансформации. Материализм предполагает существование только одного мира. Это также подтверждает, что вещи могут существовать без ума. Вещи существовали задолго до того, как люди узнали о них. Для материалистов сознание — это разум, и оно существует внутри тела, а не отдельно от него. Все вещи сделаны из материи. Диалектический материализм объединяет эти две концепции в важный марксистский идеал. [5] Мао рассматривал диалектику как исследование противоречия, основанное на утверждении Ленина. [7]
Два мировоззрения
[ редактировать ]Опубликованный текст « О противоречии» начинается с рассмотрения ленинского различия между метафизическим мировоззрением и диалектическим мировоззрением. [8] : 44 Мао формулирует метафизическое мировоззрение как такое, которое рассматривает вещи как унитарные, статичные и изолированные. [8] : 44 Напротив, Мао представляет диалектическое мировоззрение как такое, которое рассматривает вещи в динамическом взаимодействии друг с другом, но при этом характеризуется их собственным внутренним противоречием. [8] : 44 В диалектическом мировоззрении прогресс происходит через примирение внутренних и внешних противоречий, в результате чего возникают новые вещи со своими внутренними и внешними противоречиями. [8] : 44–45
Долгое время метафизической точки зрения придерживались как китайцы, так и европейцы. В конце концов в Европе пролетариат развил диалектическое материалистическое мировоззрение, а буржуазия выступила против этого взгляда. Мао называет метафизиков «вульгарными эволюционистами». Они верят в статический и неизменный мир, в котором все повторяется, а не меняется вместе с историей. Он не может объяснить изменения и развитие с течением времени. [7] В диалектике вещи понимаются через их внутреннее изменение и связь с другими предметами. Противоречие внутри объекта питает его развитие и эволюцию. Гегель разработал диалектический идеализм до того, как Маркс и Энгельс объединили диалектику с материализмом, а Ленин и Сталин развили его дальше. С помощью диалектического материализма мы можем рассмотреть конкретные различия между объектами и глубже понять их рост. [7]
Универсальность противоречия
[ редактировать ]Абсолютность противоречия имеет двоякое значение. [9] Одно состоит в том, что противоречие существует в процессе развития всех вещей, а другое в том, что в процессе развития каждой вещи существует движение противоположностей от начала до конца. Противоречие является основой жизни и двигает ее вперед. Ни одно явление не может существовать без своей противоречивой противоположности, такой как победа и поражение. [7] «Единство противоположностей» допускает баланс противоречий. Самый простой пример цикла противоречий — жизнь и смерть. Существуют противоречия, которые можно найти в механике, математике, науке, общественной жизни и т. д. [10] Деборин утверждает, что в мире есть только различие. Мао опровергает утверждение, что различие состоит из противоречия и является противоречием. [7] «Ни одно общество — в прошлом, настоящем или будущем — не могло избежать противоречий, поскольку это было характеристикой всей материи во Вселенной». [11]
Особенность противоречия
[ редактировать ]Мао считает, что лучший способ говорить об относительности противоречия — это рассматривать его с нескольких разных сторон. [9] «Противоречие в каждой форме движения материи имеет свою особенность». Это противоречие и есть суть вещи. Когда человек может определить конкретную сущность, он может понять объект. Эти особые противоречия также отличают один объект от другого. Знание развивается на основе познания, которое может двигаться от общего к частному или от частного к общему. Когда изменяются старые процессы, возникают новые процессы и противоречия. Каждое противоречие имеет свой способ разрешения, и разрешение должно быть найдено соответственно конкретному противоречию. Конкретные противоречия также имеют особые аспекты, которые имеют особые способы разрешения. Мао считает, что при рассмотрении конфликта необходимо смотреть на вещи объективно. Когда человек предвзят и субъективен, он или она не может полностью понять противоречия и аспекты объекта. Именно так должны идти люди, «изучая особенности всякого рода противоречия — противоречия в каждой форме движения материи, противоречия в каждом процессе ее развития, двух сторон этого противоречия в каждом процессе, противоречия на каждой стадии процесса и два аспекта противоречия на каждой стадии». Универсальность и особенность противоречия можно рассматривать как общий и индивидуальный характер противоречия. Эти два понятия зависят друг от друга в своем существовании. Мао говорит, что идея этих двух персонажей необходима для понимания диалектики. [7]
Главное противоречие и принципиальная сторона противоречия
[ редактировать ]Этот предмет фокусируется на концепции одного противоречия, позволяющего существовать другим противоречиям. [9] Например, в капиталистическом обществе противоречия между пролетариатом и буржуазией допускают другие противоречия, например противоречия между империалистами и их колониями. Всегда существует только одно главное противоречие; однако противоречия могут менять местами важные места. Рассматривая многочисленные противоречия, надо понять, какое противоречие превосходит. Следует также помнить, что принципиальные и непринципиальные противоречия не статичны и со временем будут трансформироваться друг в друга. Это вызывает и трансформацию природы вещи, ибо главное противоречие — это то, что прежде всего определяет вещь. Эти два разных противоречия доказывают, что ничто не создается одинаково, демонстрируя отсутствие баланса, который позволяет одному противоречию превосходить другое. Мао использует примеры из китайской истории и общества, чтобы символизировать концепцию главного противоречия и его постоянного изменения. [7] «Ни империалистическое угнетение колоний, ни судьба колоний, пострадавших от этого угнетения, не могут длиться вечно». Основываясь на идее противоречия, однажды угнетение закончится, и колонии обретут власть и свободу. [10]
Тождество и борьба аспектов противоречия
[ редактировать ]Мао определяет идентичность как две разные мысли: два аспекта противоречия сосуществуют и могут трансформироваться друг в друга. [9] Любой один аспект зависит от существования по меньшей мере одного другого аспекта. Без смерти не могло бы быть жизни; без несчастья не было бы и радости. Мао считает, что более важный момент также является фактором идентичности; противоречия могут трансформироваться одно в другое. В определенных ситуациях и при определенных условиях противоречия сосуществуют и переходят одно в другое. Тождество одновременно разделяет противоречия и допускает борьбу между противоречиями; тождество есть противоречие. Два противоречия в объекте вызывают две формы движения: относительный покой и заметное изменение. Первоначально объект изменяется количественно и как будто находится в состоянии покоя. В конце концов, кульминация изменений по сравнению с первоначальным движением заставляет объект казаться заметно меняющимся. Объекты постоянно проходят этот процесс движения; однако борьба противоположностей происходит в обоих состояниях и разрешается только во втором. [7] Преобразование мотивировано единством противоречий. Частное состояние движения и общее состояние движения суть условия, при которых могут двигаться противоречия. Это движение является абсолютным и считается борьбой. [10]
Место антагонизма в противоречии
[ редактировать ]Антагонистическое противоречие ( китайское : 矛盾 ; пиньинь : маодун ) — невозможность компромисса между различными социальными классами . [9] Этот термин обычно приписывают Владимиру Ленину , хотя он, возможно, никогда не использовал этот термин ни в одной из своих письменных работ. Этот термин чаще всего применяется в маоистской теории, которая утверждает, что различия между двумя основными классами, рабочим классом / пролетариатом и буржуазией, настолько велики, что невозможно добиться примирения их взглядов. Поскольку вовлеченные группы имеют диаметрально противоположные интересы, их цели настолько различны и противоречивы, что невозможно найти взаимоприемлемое решение. Неантагонистические противоречия могут быть разрешены посредством простых дебатов, но антагонистические противоречия могут быть разрешены только посредством борьбы. В маоизме антагонистическими противоречиями обычно были противоречия между крестьянством и классом землевладельцев . Мао Цзэдун выразил свои взгляды на эту политику в своей знаменитой речи в феврале 1957 года « О правильном разрешении противоречий в народе». Мао акцентирует внимание на антагонистическом противоречии как на «борьбе противоположностей». Это абсолютное и универсальное понятие. Когда кто-то пытается разрешить конфликт антагонистических противоречий, он должен найти свое решение, исходя из каждой ситуации. Как и в любой другой концепции, здесь есть две стороны. Могут быть антагонистические противоречия и неантагонистические противоречия. Противоречие и антагонизм не равны и одно может существовать без другого. [7] Также противоречия не обязательно перерастают в антагонистические. Пример антагонизма и неантагонизма можно найти в двух противоборствующих государствах. Они могут постоянно бороться и расходиться во мнениях из-за противоположных идеологий, но они не всегда будут в состоянии войны друг против друга. [10] Чтобы избежать антагонизма, необходимо открытое пространство, позволяющее противоречиям возникать и объективно разрешаться. Неантагонистические противоречия «существуют среди «народа», а антагонистические противоречия — «между врагом и народом». [11]
Заключение
[ редактировать ]В заключении Мао подводит итог всем пунктам, высказанным в его эссе. Закон противоречий — фундаментальная основа диалектического материалистического мышления. Противоречие присутствует во всех вещах и позволяет всем объектам существовать. Противоречие зависит от существования других противоречий и может трансформироваться в другое противоречие. Противоречия разделены превосходством и иногда могут иметь антагонистические отношения друг с другом. Каждое противоречие присуще определенным объектам и придает им идентичность. Понимание всех положений Мао даст понимание этой сложной темы марксистской мысли.
Влияние
[ редактировать ]«Противоречие» вместе с текстом Мао «О практике » подняли репутацию Мао как теоретика марксизма. [12] : 37 Это стало основополагающим текстом мысли Мао Цзэдуна . [4] : 9 После того, как Мао праздновали в Восточном блоке после вмешательства Китая в Корейскую войну , оба текста стали широко читаться в СССР. [12] : 38
В апреле 1960 года министр нефти Юй Цюли заявил, что «Противоречие» (наряду с «О практике» ) станет идеологическим ядром кампании по разработке нефтяного месторождения Дацин на северо-востоке Китая . [13] : 150 Усилия Юя по мобилизации рабочих в Дацине были сосредоточены на идеологической мотивации, а не на материальных стимулах. [14] : 52–53 Министерство нефтяной промышленности отправило самолетом тысячи копий текстов, чтобы у каждого нефтяника Дацина были копии, и чтобы каждое рабочее подразделение создало свои собственные учебные группы. [13] : 150 Успешное завершение Дацина, несмотря на суровые погодные условия и ограничения поставок, стало моделью, которую Коммунистическая партия использовала в качестве примера во время последующих кампаний по индустриализации. [14] : 52–54
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Критические взгляды на мысль Мао Цзэдуна . Под редакцией Арифа Дирлика, Пола Хили и Ника Найта. Humanities Press International, Inc., 1997.
- ^ Лунли Тан и Бин Ло. Маоизм и китайская культура. Издательство Nova Science, Inc. , 1996.
- ^ Хаммонд, Кен (2023). Китайская революция и поиски социалистического будущего . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги 1804 г. ISBN 9781736850084 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21101-7 .
- ^ Jump up to: а б Найт, Ник. Марксистская философия в Китае: от Цюй Цюбая до Мао Цзэдуна, 1923-1945. Спрингер 2005.
- ^ Jump up to: а б Сьюэлл, Роб (8 июля 2005 г.). «Что такое диалектический материализм?» . В защиту марксизма . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мао Цзэдун. О противоречии. Август 1937 года.
- ^ Jump up to: а б с д Риохас, Карлос (2019). "Противоречие". В Сорасе, Кристиан; Франческини, Иван; Лубере, Николас (ред.). Загробная жизнь китайского коммунизма: политические концепции от Мао до Си . Актон, Австралия: Издательство Австралийского национального университета . ISBN 9781760462499 .
- ^ Jump up to: а б с д и Цзе Дун, Мао (1967). О противоречии . Пекин: Издательство на иностранных языках. стр. 2–9.
- ^ Jump up to: а б с д Мао Цзэдун. О противоречии. В книге Мао Цзэдуна о диалектическом материализме. Под редакцией Ника Найта. МЭ Шарп, Инк. 1990.
- ^ Jump up to: а б Найт, Ник. Переосмысление Мао. Книги Лексингтона 2007.
- ^ Jump up to: а б Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 . S2CID 253067190 .
- ^ Jump up to: а б Хоу, Ли (2021). Строительство нефти: Дацин и формирование китайского социалистического государства . Серия монографий Гарвардского института Йенчинга . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-26022-1 .
- ^ Jump up to: а б Мейскенс, Ковелл Ф. (2020). Третий фронт Мао: Милитаризация Китая времен холодной войны . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781108784788 . ISBN 978-1-108-78478-8 . OCLC 1145096137 . S2CID 218936313 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О противоречиях в Интернет-архиве марксистов
- О правильном разрешении противоречий в народе в Интернет-архиве марксистов