История Китайской Народной Республики (1989–2002 гг.)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Китайская Народная Республика
| |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1989–2002 | |||||||||||||
Гимн:
| |||||||||||||
![]() Земли, контролируемые Китайской Народной Республикой, показаны темно-зеленым цветом; земли, заявленные, но не контролируемые, показаны светло-зеленым цветом. | |||||||||||||
Капитал | Пекин 39 ° 55' с.ш., 116 ° 23' в.д. / 39,917 ° с.ш., 116,383 ° в.д. | ||||||||||||
Крупнейший город | Шанхай (агломерация и городской район) | ||||||||||||
Официальные языки | Стандартный китайский | ||||||||||||
Признанные региональные языки | |||||||||||||
Официальный сценарий | Упрощенный китайский [ а ] | ||||||||||||
Этнические группы | См. Этнические группы в Китае. | ||||||||||||
Религия | См. Религию в Китае. | ||||||||||||
Демон(ы) | китайский | ||||||||||||
Правительство | Унитарная марксистско-ленинская однопартийная социалистическая республика | ||||||||||||
Цзян Цзэминь | |||||||||||||
Ян Шанкунь (до 1993 г.) Цзян Цзэминь (с 1993 г.) | |||||||||||||
• Премьер | Ли Пэн (до 1998 г.) Чжу Жунцзи (с 1998 г.) | ||||||||||||
Законодательная власть | Всекитайское собрание народных представителей | ||||||||||||
Историческая эпоха | Холодная война , постхолодная война | ||||||||||||
• Цзян Цзэминь стал лидером Paramount | 24 июня 1989 г. | ||||||||||||
26 декабря 1991 г. | |||||||||||||
1 июля 1997 г. | |||||||||||||
20 декабря 1999 г. | |||||||||||||
15 ноября 2002 г. | |||||||||||||
Область | |||||||||||||
• Общий | 9 596 961 км 2 (3705407 квадратных миль) | ||||||||||||
• Вода (%) | 2.8% | ||||||||||||
Население | |||||||||||||
• 2000 | 1,290,550,765 | ||||||||||||
ВВП ( ГЧП ) | оценка 2002 года | ||||||||||||
• Общий | ![]() | ||||||||||||
• На душу населения | ![]() | ||||||||||||
ВВП (номинальный) | оценка 2002 года | ||||||||||||
• Общий | ![]() | ||||||||||||
• На душу населения | ![]() | ||||||||||||
ИЧР (2002) | 0.604 средний ( 113-й ) | ||||||||||||
Валюта | Женьминби (юань; ¥) ( CNY ) | ||||||||||||
Часовой пояс | UTC +8 ( стандартное китайское время ) | ||||||||||||
Формат даты | |||||||||||||
Едет дальше | верно [ б ] | ||||||||||||
Код вызова | +86 | ||||||||||||
Код ISO 3166 | Китай | ||||||||||||
Интернет-ДВУ | |||||||||||||
|
История Китайской Народной Республики |
---|
![]() |
![]() |
В Китайской Народной Республике Дэн Сяопин официально ушел в отставку после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году , и его преемником стал бывший Шанхая секретарь КПК Цзян Цзэминь . В тот период подавление протестов в 1989 году привело к большим проблемам с репутацией Китая во всем мире, что привело к санкциям. Однако со временем ситуация стабилизируется. Идея Дэна о сдержках и противовесах в политической системе также потерпела крах, когда Цзян консолидировал власть в партии, государстве и армии. В 1990-е годы наблюдалось здоровое экономическое развитие, но закрытие государственных предприятий, растущий уровень коррупции и безработицы, а также экологические проблемы продолжали преследовать Китай, поскольку в стране наблюдался рост потребительства , преступности и духовно-религиозного движения нового века. движения, такие как Фалуньгун . В 1990-е годы также произошла мирная передача Гонконга и Макао под контроль Китая по формуле « Одна страна, две системы» . В Китае также произошел новый всплеск национализма , когда он столкнулся с кризисами за рубежом.
Восстановление в 1990-е годы
[ редактировать ]Восстановление экономической стабильности и роста
[ редактировать ]Тенденции инфляции в годы, предшествовавшие протестам и резне на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, утихли к началу 1990-х годов, когда Цзян Цзэминь и новое поколение руководства пытались успокоить любой экономический приток. Политические институты стабилизировались благодаря институционализированным процедурам времен Дэна и смене поколений от крестьянских революционеров к хорошо образованным, профессиональным технократам. Большинство выпускников университетов имеют научно-ориентированное образование, и многие из них жили за пределами Китая. Для тех, кто остался, популярным местом назначения были государственные исследовательские фирмы и предприятия.
После протестов на площади Тяньаньмэнь Китай стал международным изгоем, и следующие три года были мрачными. Сторонники жесткой линии захватили правительство и начали ограничивать свободное предпринимательство. Они также пытались возродить маоистскую пропаганду и идеологические кампании, но общественность по большей части отнеслась к этому с апатией. На практике перемены последнего десятилетия сделали невозможным возвращение к путям времен Мао. Руководство Коммунистической партии Китая (КПК) было еще больше смущено крахом коммунизма в Восточной Европе в 1989–1990 годах, и особенно падением румынского лидера Николае Чаушеску , поскольку его фанатичный режим был тем, который, как они были уверены, никогда не падет. Несмотря на то, что правительство Китая закрылось в своей скорлупе, оно продолжало заявлять, что оно приветствует иностранный бизнес и инвестиции. Несмотря на всю свою слабость и непопулярность, КПК, тем не менее, не имела серьезной оппозиции, поскольку большинство зарубежных диссидентских групп были разделены, сварливы и не имели харизматического лидера. В апреле 1990 года китайский премьер Ли Пэн посетил Москву, где столкнулся с десятками советских протестующих, обвинявших его в мяснике. Ли возложил венок к могиле Ленина, свидетельствуя о своей преданности коммунизму . Его идеи реформ не выходили за рамки экономических вопросов, и он категорически отвергал идею о том, что гласность и перестройка также применимы к Китаю. Провал августовского переворота 1991 года в Москве также расстроил китайское руководство, хотя КНР публично заявила, что все события, происходящие в Восточной Европе и Советском Союзе, являются внутренними делами этих стран и не их дело критиковать их. Китай также быстро предоставил дипломатическое признание всем новым независимым бывшим советским республикам. Однако во внутренних дискуссиях и документах КПК говорилось, что Советы совершили колоссальную ошибку, назначив Михаила Горбачева генеральным секретарем КПСС и тем самым допустив возвращение капитализма в страну. Далее китайское руководство утверждало, что попытка государственного переворота провалилась из-за неспособности удержать Советскую армию в соответствии с Марксистско-ленинские идеи. В результате усилилось политическое просвещение и марксистско-ленинская пропаганда в НОАК.
Тем временем отношения с Соединенными Штатами после событий на площади Тяньаньмэнь стали крайне плохими, достигнув худшей точки со времен визита президента Ричарда Никсона в Китай в 1972 году. Конгресс США, в частности, стремился ввести как можно больше экономических санкций и отменить деловые, торговые и культурные обмены, насколько это было возможно, хотя президент Джордж Буш-старший (который был офицером связи с Китаем в 1970-х годах) продолжал придерживаться оптимистического взгляда на китайско-американские отношения и что нынешняя ситуация была лишь временным препятствием на пути. Однако ему удалось вызвать недовольство Пекина, встретившись с изгнанным Далай-ламой в апреле 1991 года. Подозрения Китая в отношении намерений США усилились, и были выдвинуты многочисленные обвинения Вашингтону в том, что он начал систематическую кампанию по подрыву социалистической системы, особенно после того, как Конгресс обвинил Китай в экспорте товары, произведенные трудом заключенных, и продажа оружия преступным режимам на Ближнем Востоке (еще в 1987 году Пекин был обвинен в продаже Ирану противокорабельных ракет «Шелкопряд»). Китайско-американские военные связи также были внезапно прекращены в 1989 году, а вся передача технологий и продажа американской военной техники Китаю были отменены.
Во время кризиса в Персидском заливе в 1990–91 годах Китай осудил вторжение Ирака в Кувейт, но также раскритиковал вмешательство ООН, заявив, что это локальный вопрос, который должен решаться строго арабскими государствами.
Южный тур Дэна
[ редактировать ]Весной 1992 года Дэн Сяопин внезапно вновь появился на публике и отправился в турне по южному Китаю, чтобы восстановить веру в свои реформы и остановить сползание страны обратно в маоизм (во время поездки он критиковал КПК за ее «продолжающуюся левизну»). . Этот визит стал не только последним крупным публичным выступлением Дэна, но и рассматривался как проверка направления нового руководства. Возобновление усилий Дэна по созданию рыночной экономики получило официальную санкцию на 14-м Национальном конгрессе Коммунистической партии Китая позднее в этом году, когда ряд более молодых, реформаторски настроенных лидеров начали подниматься на высшие должности. Съезд также подтвердил позицию Цзян Цзэминя , бывшего секретаря Коммунистической партии Шанхая, в качестве нового генерального секретаря Коммунистической партии Китая и « ядра руководства КПК », проложив путь Цзяну к тому, чтобы стать руководящей фигурой «третьего поколения». . Дэн и его сторонники утверждали, что дальнейшие реформы необходимы для повышения уровня жизни Китая. После визита Политбюро Коммунистической партии публично одобрило политику экономической открытости Дэна. Хотя Китай и не полностью отказывается от политических реформ, он последовательно отдает приоритет открытию своей экономики. Отношения с Западом также улучшились к 1993 году, после того как Дэн напомнил руководству КПК, что у Китая нет технологических или финансовых ресурсов, чтобы противостоять США или быть геополитическим игроком, что капитализм и демократия в настоящее время находятся на подъеме и что не существует выбор, кроме как практиковать пассивную внешнюю политику.
Хотя новый массовый протест маловероятен в ближайшем будущем, социальная нестабильность из-за экономических конфликтов стала более серьезной проблемой для третьего и четвертого поколения лидеров . Однако с политической точки зрения эксперимент Дэна по разделению управления партией, правительством и армией оказался провальной стратегией в рамках нынешней политической системы. В период восстановления Цзян Цзэминь занял пост генерального секретаря КПК , президента КНР и председателя Центральной военной комиссии , обеспечив политическую стабильность и снова централизовав власть.
Наследие Дэна
[ редактировать ]Дэн Сяопин был одним из немногих крестьянских революционеров, возглавлявших Китай, наряду с Мао Цзэдуном и основателями династий Хань и Мин . Политика Дэна открыла экономику для иностранных инвестиций и распределения рынков в рамках социалистической системы, а также воплотила в жизнь смелую и беспрецедентную систему, которая позволила идеям свободного предпринимательства и капитализма расти и компенсировать друг друга в рамках однопартийной политической системы. После его смерти под руководством Цзяна материковый Китай поддерживал рост ВВП в среднем на 8% ежегодно, достигнув одного из самых высоких в мире темпов экономического роста на душу населения, и стал самой быстрорастущей крупной экономикой в мире.
Также, как уже упоминалось, отчасти благодаря «социалистическим» мерам и ценовому/валютному контролю инфляция, характерная для лет, предшествовавших протестам на площади Тяньаньмэнь, утихла. Политические институты стабилизировались благодаря институционализации процедур в годы Дэна и смене поколений от крестьянских революционеров к хорошо образованным, профессиональным технократам. В начале 1990-х годов казалось, что социальные проблемы также утихли, поскольку Китай быстро стал более современной и процветающей страной. По словам журналиста Джима Ровера , например, «реформы Денга 1979–1994 годов привели, вероятно, к самому большому улучшению благосостояния людей где-либо и когда-либо». Реформы Дэна вывели сотни миллионов людей из нищеты.
Однако реформы оставили нерешенными ряд вопросов, главным образом в социальной и политической сфере. В результате его рыночных реформ к середине 1990-х годов стало очевидно, что многие государственные предприятия (принадлежащие центральному правительству, в отличие от ТВП, находящихся в государственной собственности на местном уровне) убыточны и их необходимо закрыть, чтобы предотвратить их являясь постоянным и неустойчивым истощением экономики. Поскольку темпы урбанизации продолжали расти, безработица в городах стала серьезной проблемой, а нехватка городского жилья привела к росту числа трущоб с низкими доходами в крупных городских центрах, таких как Шанхай и Гуанчжоу . Более того, к середине 1990-х годов большая часть преимуществ реформ Дэна, особенно в сельском хозяйстве, исчерпала себя; доходы в сельской местности стали стагнировать, в результате чего преемники Дэна стали искать новые средства для ускорения экономического роста в сельских районах, иначе они рискуют столкнуться с массовым социальным коллапсом.
Наконец, политика Дэна, утверждающая примат экономического развития при сохранении правления Коммунистической партии, подняла вопросы о ее легитимности. Многие наблюдатели как внутри, так и за пределами Китая подвергают сомнению степень, в которой однопартийная система может бесконечно сохранять контроль над все более динамичным и процветающим китайским обществом. Также были подняты вопросы о количестве иностранных предприятий в Китае и о том, сколько времени потребуется, прежде чем правительство больше не сможет эффективно контролировать частное предпринимательство, чтобы оно соответствовало своим стандартам.
Дэн Сяопин умер 19 февраля 1997 года. Его преемник Цзян Цзэминь произнес официальную панегирик покойному революционеру и ветерану Великого похода , заявив: «Китайский народ любит товарища Дэн Сяопина, благодарит товарища Дэн Сяопина, скорбит по товарищу Дэн Сяопину и дорожит памяти товарища Дэн Сяопина за то, что он всю свою жизнь посвятил китайскому народу, совершил бессмертные подвиги за независимость и освобождение китайской нации». Его идеология, теория Дэн Сяопина , стала официальной «руководящей идеологией» национальной конституции на последующем заседании Всекитайского собрания народных представителей .
Возвращение Гонконга и Макао
[ редактировать ]Гонконг был возвращен под контроль Китая после 99-летней аренды Великобритании 1 июля 1997 года. В соглашении, возвращающем контроль, применялась теория Дэна « Одна страна, две системы» . Гонконг должен был сохранить независимость во всех областях, за исключением иностранных дел и обороны, воздерживаясь от каких-либо серьезных изменений в течение еще пятидесяти лет. Макао вернулся под контроль Китая в соответствии с аналогичным соглашением с Португалией 20 декабря 1999 года. В двух бывших колониях сохранились отдельные правовые системы. Гонконга Возвращение двух колоний означало установление беспрецедентной политической системы, и связанные с этим юридические вопросы, особенно связанные с Основным законом , стали предметом постоянных дискуссий. Тема степени контроля материка над политическими институтами бывших колоний вызвала множество вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Последовали некоторые дебаты по поводу легитимности главы администрации Гонконга Тун Чи Хва и уровня демократии в Гонконге, поскольку колония должна оставаться экономически независимой от материка еще пятьдесят лет. Гонконг также борется с Шанхаем за сохранение своего статуса регионального коммерческого центра.
Третье поколение лидеров
[ редактировать ]
Здоровье Дэна ухудшилось за несколько лет до его смерти в 1997 году. За это время генеральный секретарь Цзян Цзэминь и другие представители его поколения постепенно взяли на себя контроль над повседневными функциями правительства. Это руководство «третьего поколения» управляло коллективно с Цзяном в «ядре». Изначально Цзяна рассматривали как маловероятного кандидата на пост генерального секретаря и считали его просто фигурой перехода власти. В действительности, однако, эпоха Цзяна ознаменовалась возвращением к полному, централизованному руководству к 1998 году, после свержения старшего лидера конкурирующей партии Цяо Ши и твердого занятия позиций генерального секретаря КПК, президента и председателя Центральной военной комиссии, став Верховный лидер трехсторонней функциональной структуры Китая – партии, государства и вооруженных сил.
При поддержке Цзян Цзэминя и Ли Пэна , тогдашнего генерального секретаря и премьер-министра соответственно, правительство приняло жесткие макроэкономического меры контроля. КНР начала искоренять низкотехнологичные, дублированные проекты и отрасли, а также проекты в сфере транспорта, энергетики, сельского хозяйства и других секторов, предотвращая резкие колебания рынка. Внимание было сосредоточено на укреплении сельского хозяйства, которое по-прежнему является экономической базой развивающейся страны, и на продолжении умеренно жесткой денежно-кредитной политики.
В сентябре 1997 года Цзян был переизбран генеральным секретарем КПК на 15-м Национальном конгрессе КПК . В марте 1998 года Цзян был переизбран президентом на 9-м Всекитайском собрании народных представителей . Премьер-министр Ли Пэн по конституции был обязан уйти в отставку с этого поста. Он был избран председателем Всекитайского собрания народных представителей . Вице-премьер Чжу Жунцзи был назначен премьер-министром Государственного совета президентом Цзян Цзэминем вместо Ли и утвержден Девятым Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) 17 марта 1998 года на первой сессии ВСНП. В сентябре 1997 года он был переизбран членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК 15-го созыва. Считалось, что Чжу был более жестким и харизматичным лидером по сравнению с в целом непопулярным Ли Пэном.
Фалуньгун
[ редактировать ]В то время как правительство под руководством Цзян Цзэминя позволило дальнейшее открытие китайской экономики, более либеральная и материалистическая среда уступила место появлению различных школ социального и религиозного мышления нового века в так называемой лихорадке цигун . Фалуньгун (法轮功 букв. « Практика Колеса Закона »), основанный Ли Хунчжи в 1992 году, был одной из таких практик цигун, верования которой в некоторой степени схожи с буддизмом и даосизмом . Ему было позволено расти в течение нескольких лет под наблюдением КПК.
После того, как в 1999 году началась критика практики цигун со стороны ученых и некоторых внутрипартийных элементов, практикующие Фалуньгун инициировали групповые обращения или написание писем руководству местной партии и правительства, чтобы ограничить то, что практикующие считали «несправедливой» критикой в СМИ. Газетная статья, осуждающая «подростков, практикующих цигун», некоторые части которой конкретно направлены против Фалуньгун, опубликованная в Тяньцзине в апреле, спровоцировала серию событий, которые в конечном итоге привели к тому, что более 10 000 практикующих молча протестовали возле пекинского комплекса Чжуннаньхай , призывая к освобождению задержанных практикующих. . Премьер Чжу Жунцзи встретился с несколькими представителями Фалуньгун и согласился с некоторыми, но не со всеми их требованиями. Некоторые политические аналитики [ ВОЗ? ] предположили, что Цзян использовал ситуацию для укрепления своего ядра руководства КПК, в то время как сторонники КПК утверждают, что постоянное распространение Фалуньгун приведет к нежелательной политической нестабильности. [ нужна ссылка ]
10 июня 1999 года правительство создало «Офис 6-10», внеконституционную организацию, отвечающую за подавление «неортодоксальных религий», включая Фалуньгун. Контролируемые государством СМИ Китая очерняли Фалуньгун и называли его нездоровым элементом общества. 22 июля Министерство гражданских дел КНР объявило Общество исследований Фалунь Дафа вне закона как незаконную организацию, «занимающуюся незаконной деятельностью, пропагандирующую суеверия и распространяющую заблуждения, обманывающую людей, подстрекающую и создающую беспорядки и ставящую под угрозу социальную стабильность». [ 2 ] совпало с согласованной атакой в СМИ. Прайм-тайм государственного телевидения Синьвэнь Ляньбо в тот день был продлен с получаса до трех часов. Оно и многие провинциальные и муниципальные телеканалы назвали Фалуньгун «злым культом». Во многих случаях регулярные программы менялись на срок до недели. 23 июля газета People's Daily опубликовала редакционную статью на всю страницу, критикующую это движение. [ 3 ] 22 июля 1999 года основатель Фалуньгун в изгнании Ли Хунчжи опубликовал заявление, в котором он призвал международные правительства, организации и людей оказать поддержку, заявив, что Фалуньгун не имеет какой-либо конкретной структуры, не имеет политических целей и никогда не участвовал в этом процессе. в любой антиправительственной деятельности. [ 4 ]
Правозащитные организации отметили, что Фалуньгун и его сторонники утверждают, что с 1999 года тысячи практикующих были подвергнуты пыткам, избиениям, психиатрическому насилию, помещены в принудительные трудовые лагеря, а еще десятки тысяч были заключены в тюрьмы. [ 5 ] Практикующие Фалуньгун, в том числе западные практикующие, приезжающие в Китай в знак протеста, продолжают призывать к прекращению преследования и легализации этой практики. [ 6 ] Практикующие внутри Китая продолжают сопротивляться и противостоять тому, что они считают пропагандистскими кампаниями государственных СМИ против Фалуньгун. [ 7 ] но, согласно источникам Фалуньгун, их продолжают преследовать, арестовывать, пытать или что-то еще хуже. [ 8 ]
Экономическое развитие
[ редактировать ]Поддерживая политическую стабильность, премьер-министр Чжу Жунцзи держал ситуацию в нужном русле в трудные годы конца 1990-х годов, поддерживая средний рост материкового Китая на уровне 9,7% в год в течение двух десятилетий до 2000 года. Недавний азиатский финансовый кризис, который нанес ущерб экономикам Юго-Восточной и Восточной Азии (включая Гонконг и Тайвань), также заслуживает внимания. Частично выживание было связано с общим контролем государства над экономикой. На фоне азиатского финансового кризиса и катастрофического наводнения на реке Янцзы в 1998 году материкового Китая ВВП все же вырос на 7,9% за первые девять месяцев 2002 года, превысив целевой показатель правительства в 7%, несмотря на глобальный экономический спад. Активное государственное вмешательство с целью стимулирования спроса посредством повышения заработной платы в государственном секторе и других мер продемонстрировало определенные сильные стороны китайской экономической системы в трудные времена.

Хотя в 2000 году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) во всем мире сократились вдвое, приток капитала в материковый Китай вырос на 10%. Поскольку глобальные компании изо всех сил стараются не пропустить китайский бум; ПИИ в Китай выросли на 22,6% в 2002 году. В то время как мировая торговля находилась в стагнации, увеличившись на один процент в 2002 году, торговля материкового Китая выросла на 18% за первые девять месяцев 2002 года, при этом экспорт превысил импорт.
Чжу решил глубокие структурные проблемы, от которых более консервативные лидеры боялись отказаться. Серьезной проблемой было неравномерное развитие, как и оставшиеся государственные предприятия. Кроме того, неэффективные государственные фирмы и банковская система погрязли в плохих кредитах и потеряли средства в зарубежных странах. Существенные разногласия по поводу экономической политики привели к появлению партийного руководства, поскольку напряженность сосредоточилась на темпах перемен. Давно было известно, что Чжу был вовлечен в вызывающие разногласия отношения с лидером КПК Цзяном.
Руководство КНР также боролось за модернизацию и приватизацию государственных предприятий (ГП), не вызывая при этом массовую безработицу в городах. Поколению людей, пострадавших от Культурной революции и не имевших надлежащего образования или соответствующих навыков, становится все труднее найти стабильное место среди все более приватизируемой рабочей силы. Поскольку миллионы людей потеряли работу из-за закрытия государственных предприятий, Чжу потребовал создания системы финансовой защиты для безработных. В то время как материковому Китаю потребуется 100 миллионов новых рабочих мест в городах в ближайшие пять лет, чтобы поглотить уволенных рабочих и сельских мигрантов; до сих пор они добивались этой цели благодаря высоким темпам роста ВВП на душу населения. Под эгидой Чжу и Вэнь Цзябао , его главного заместителя и преемника, государство борется с безработицей, одновременно повышая эффективность за счет накачивания налоговых поступлений в экономику и поддержания потребительского спроса.
Критики утверждают, что существует избыточное предложение промышленных товаров, что приводит к снижению цен и прибылей, одновременно увеличивая уровень безнадежных долгов в банковской системе. Но спрос на китайские товары внутри страны и за рубежом достаточно высок, чтобы на время положить конец этим опасениям. Потребительские расходы растут, во многом благодаря удлинению отпусков работников.
Правая рука Чжу, тогдашний вице-премьер Вэнь Цзябао , курировал регулирование фондового рынка и проводил кампанию по развитию более бедных внутренних провинций, чтобы остановить миграцию и региональное недовольство. Чжу и Вэнь установили налоговые ограничения для крестьян, чтобы защитить их от высоких налогов со стороны коррумпированных чиновников. Пользующийся большим уважением среди простых граждан Китая, Чжу также пользуется уважением западных политических и деловых лидеров, которые нашли в нем обнадеживающее и отдают ему должное за заключение соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) об открытии китайского рынка, которое привело к притоку иностранного капитала в страну. Чжу оставался премьер-министром до тех пор, пока Всекитайское собрание народных представителей не собралось в марте 2003 года, когда оно одобрило его борьбу за то, чтобы завоевать доверие заместителя Вэнь Цзябао в качестве своего преемника. Как и его коллега в четвертом поколении Ху Цзиньтао , личное мнение Вэня трудно различить, поскольку он очень строго придерживается своего сценария. В отличие от откровенного волевого Чжу, Вэнь, заслуживший репутацию не менее компетентного менеджера, известен своей податливостью и осмотрительностью.
Кризисы за рубежом
[ редактировать ]Ухудшение отношений с США в 1990-е годы было связано не только с резней на площади Тяньаньмэнь, но и с множеством других факторов, включая окончание холодной войны , которые сделали китайско-американское сотрудничество менее важным и полезным. Переход к де-факто однополярному геополитическому ландшафту и военные действия США по всему миру, от Персидского залива до Гаити и Балкан, были восприняты Пекином с тревогой.
В 1995–1996 годах старый вопрос о политическом статусе Тайваня вернулся на первый план после того, как в годы дружественных китайско-американских отношений в 1970–80-х годах его по большей части замалчивали. Пекин был обеспокоен переходом острова к многопартийной демократии в 1987 году, а после ухудшения отношений с США в начале 1990-х годов продажи американского оружия Тайбэю активизировались. В своей речи перед Центральным военным комитетом в 1993 году генеральный секретарь Цзян Цзэминь говорил о том, что главной стратегической задачей Китая является предотвращение провозглашения Тайванем политической независимости.
В это время Китай начал значительную программу военной модернизации и отход от маоистских идей «народной войны» с использованием обширных, легковооруженных пехотных сил. Хотя продажи оружия из США были прекращены в 1989 году, Китай нашел нового поставщика оружия в постсоветской России, которая в 1990-е годы находилась в довольно отчаянном экономическом положении и была готова продавать вооружения практически любому, кто готов платить.
В это время КПК начала сознательные усилия по отстранению НОАК от прямого участия в принятии политических решений на высоком уровне, и по состоянию на 2017 год ни один генерал НОАК не заседал в Постоянном комитете Политбюро с 1997 года. В 1998 году НОАК было приказано отказаться от экономической политики. и деловую деятельность и сосредоточить внимание исключительно на вопросах обороны. Однако этот указ оказался менее чем эффективным, поскольку многие армейские офицеры, наслаждаясь щедрыми прибылями, просто продолжали предпринимательскую деятельность более тайным образом. Коррупция и продажа армейских постов тому, кто предложит самую высокую цену, по-прежнему являются эндемическими явлениями в НОАК.
В преддверии президентских выборов в Тайване в 1996 году Пекин начал значительное наращивание вооружений вблизи Тайваньского пролива. НОАК провела два крупных военных учения в июле 1995 года и марте 1996 года, очевидно, чтобы запугать Тайвань и заставить его не избирать президента, выступающего за независимость. В ответ президент США Билл Клинтон направил в регион 7-й флот США, устроив крупную демонстрацию силы. Китай резко отступил.
Агрессивная позиция по отношению к Тайваню в конечном итоге оказалась для Пекина обреченной на провал, поскольку она посеяла возросшее недоверие к США и соседям Китая. Американо-японские военные связи активизировались, и в 1997 году Вашингтон и Токио заключили обновленный пакт «Руководящие принципы сотрудничества в области обороны».
В 1999 году в китайско-американских отношениях произошел еще один ужасный спад, когда силы НАТО , проводившие бомбардировки Югославии во время войны в Косово, разбомбили китайское посольство в Белграде . В результате взрыва погибли трое китайских журналистов, и Пекин отреагировал жестко. Массовые антиамериканские протесты потрясли улицы Пекина и стали крупнейшими публичными демонстрациями со времен продемократического движения 10 лет назад. Несмотря на заявления США о том, что взрыв был случайным, Китай не принял это объяснение, резко осудив действия и потребовав полных извинений. В официальном заявлении тогдашний вице-президент Ху Цзиньтао назвал эти действия «варварскими» и противоречащими основному принципу невежественной « американской гегемонии ». В том же заявлении он выдвинул традиционные лозунги о силе китайского народа, чтобы сплотить вокруг правительства и руководства Цзяна огромную часть населения. По мере эскалации протестов центральное правительство начало менять свой тон, пытаясь успокоить нахлынувшую волну национализма.
Еще одним обострением отношений с США в 1999 году стали обвинения в китайском шпионаже в Лос-Аламосской ядерной лаборатории в Нью-Мексико .
Примерно в начале XXI века, хотя Китай имел относительно здоровую экономику с возросшими иностранными инвестициями, он оказался в более шатком положении в глобальном масштабе. Права человека стали предметом беспокойства многих западных правительств, и большинство лидеров западных держав упоминают эту проблему каждый раз во время официального государственного визита. Про- тайваньские силы Демократической прогрессивной партии впервые одержали победу на выборах на Тайване, ограничив переговоры об объединении Китая . Ли Дэнхуэй опубликовал свое «Заявление о двух странах», первое в своем роде, в котором Тайвань был назван независимым образованием, отдельным от Китая.
Еще одно столкновение с Соединенными Штатами произошло в апреле 2001 года, когда американский самолет-разведчик столкнулся с китайским истребителем над Южно-Китайским морем , в результате чего погиб китайский пилот, останки которого так и не были обнаружены. Американский самолет-разведчик EP-3E был вынужден приземлиться на острове Хайнань , после чего китайские власти оперативно задержали экипаж и конфисковали самолет. После двухнедельных переговоров экипаж был освобожден. Три месяца спустя Китай вернул самолет в США по частям.
Между тем, в июле 2001 года КНР и Россия подписали 20-летний Договор о дружбе и сотрудничестве , направленный на расширение китайско-российского сотрудничества и взаимной помощи в различных областях, охватывающий экономический , военный , дипломатический (включая Тайвань ), энергетический и экологический фронты. . Этот шаг рассматривался как еще один шаг к балансированию доминирования США в мировых делах. Китай и Россия также согласовали полный договор о границе между двумя странами.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Монгольская письменность используется во Внутренней Монголии , а тибетская письменность используется в Тибетском автономном регионе наряду с традиционным китайским языком.
- ^ Автомобили и метро в материковом Китае имеют правостороннее движение. В Гонконге и Макао левостороннее движение, за исключением некоторых участков метро. Большинство поездов в стране левостороннее.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Общая информация Китайской Народной Республики (КНР): Языки , chinatoday.com , получено 17 апреля 2008 г.
- ^ Синьхуа , Китай запрещает Фалуньгун , People's Daily , 22 июля 1999 г.
- ^ «Расширять знания; ясно видеть вред; придерживаться политики; поддерживать стабильность». Архивировано 3 мая 2005 г., в Wayback Machine , People's Daily , 23 июля 1999 г.
- ^ «Моё краткое изложение» .
- ^ «Информационный бюллетень о Фалуньгун» . Архивировано из оригинала 9 октября 2006 года . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ «CNN International — последние новости, новости США, мировые новости и видео» .
- ^ «Друзья Фалуньгун США – Новости/Сообщения СМИ» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 23 мая 2006 г.
- ^ «Смерть Лю Чэнцзюня в результате преследования» . www.upholdjustice.org . Архивировано из оригинала 14 марта 2004 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль-Рфух, Фейсал О. «Китайско-индийские отношения: от конфронтации к компромиссу (1988-2001)». Отчет Китая 39.1 (2003 г.): 21–38.
- Ченг, Линьсун (2009). Беркширская энциклопедия Китая . Беркширский паб. Группа. ISBN 9781933782683 .
- Ченг, Юк-шин. «Бегство от азиатского финансового кризиса: экономическая политика Китая в 1997-2000 годах». Отчет Китая 38.2 (2002): 259–273.
- Дакетт, Джейн. «Международное влияние на формирование политики в Китае: сетевой авторитаризм от Цзян Цзэминя до Ху Цзиньтао». China Quarterly 237 (2018): 15–37. онлайн
- Фабр, Гильем. «Децентрализация, коррупция и криминализация: Китай в сравнительной перспективе». Отчет Китая 38.4 (2002 г.): 547–569.
- Фенби, Джонатан «Пингвинская история современного Китая: падение и возвышение великой державы с 1850 года по настоящее время» (3-е изд. 2019 г.), популярная история.
- Гарвер, Джон В. В поисках Китая: история международных отношений Народной Республики (2-е изд. 2018 г.)
- Иоффе, Эллис. «Правление Китаем после Дэна». Журнал по делам Восточной Азии 11.1 (1997): 183–220. онлайн
- Кадзуко, Мори и Бридж Танха. «Интегративные и подрывные силы в современном Китае». Отчет о Китае 38.3 (2002): 385–396. онлайн
- Киссинджер, Генри. О Китае (2011)
- Лам, Вилли Во-Лап. Китай после Дэн Сяопина: борьба за власть в Пекине после площади Тяньаньмэнь (1995 г.).
- Люнг, Эдвин Паква. Политические лидеры современного Китая: Биографический словарь (2002)
- Мейснер, Морис. Китай Мао и после: история Народной Республики (Саймон и Шустер, 1999).
- Перкинс, Дороти. Энциклопедия Китая: основной справочник по Китаю, его истории и культуре. Факты в архиве, 1999. 662 стр.
- Солсбери, Харрисон Э. Новые императоры: Китай в эпоху Мао и Дэна (1993)
- Шоппа, Р. Кейт. Колумбийский путеводитель по современной истории Китая. Columbia U. Press, 2000. 356 стр.
- Скобелл, Эндрю. «Что после Дэна?: Пересмотр перспектив демократического перехода в Китае». Проблемы посткоммунизма 44.5 (1997): 22–31.
- Шамбо, Дэвид. Дэн Сяопин: портрет китайского государственного деятеля (Оксфордский университет, 1995 г.).
- Спенс, Джонатан Д. В поисках современного Китая (1999), 876 стр; опрос с 1644 по 1990-е годы
- Сьюттингер, Роберт и Л. Строуб Тэлботт. За пределами площади Тяньаньмэнь: политика американо-китайских отношений, 1989–2000 (2003)
- Ван, Кэ-вэнь, изд. Современный Китай: энциклопедия истории, культуры и национализма. Гарланд, 1998. 442 стр.
- Уайтинг, Аллен С. «Китайский национализм и внешняя политика после Дэна». China Quarterly 142 (1995): 295–316.
- Ян, Бенджамин. Дэн: Политическая биография (1998)
- Цзэн, Цзинхан. Способность Коммунистической партии Китая управлять: идеология, легитимность и партийная сплоченность. (Спрингер, 2015).
- Чжао Цзыян. Узник государства: Секретный журнал премьер-министра Чжао Цзыяна (2009)
Историография
[ редактировать ]- Хардинг, Гарри. «Изучение китайской политики: к третьему поколению ученых». Мировая политика 36.2 (1984): 284–307.
- Ву, Го. «Вспоминая горечь: историография, память и миф в маоистском Китае». Китай двадцатого века 39.3 (2014): 245–268. онлайн
- Ю, Бин. «Изучение внешней политики Китая: проблемы и перспективы». Мировая политика 46.2 (1994): 235–261.
- Чжан, Чуньман. «Обзорное эссе: как объединить западные теории и теории коренных народов Китая для изучения китайской политики?». Журнал китайской политической науки 22.2 (2017): 283–294. онлайн [ мертвая ссылка ]