Экологическая политика в Китае
Экологическая политика в Китае устанавливается Всекитайским собранием народных представителей и управляется Министерством охраны окружающей среды Китайской Народной Республики . Департамент политики, законов и правил Министерства охраны окружающей среды Китайской Народной Республики отвечает за разработку и укрепление основных законов и политик, таких как экологические законы, административная политика и экономическое регулирование. Он также отвечает за разработку национальной политики в области охраны окружающей среды и макростратегии. [1]
Быстрый экономический рост Китая в стране в сочетании с ослаблением экологического надзора вызвал ряд экологических проблем. [2] В ответ на давление общественности национальное правительство предприняло ряд мер по ограничению загрязнения в Китае и улучшению экологической ситуации в стране. [3] Однако реакция правительства была раскритикована как неадекватная. [4] Воодушевленные национальной политикой, которая оценивает регионы исключительно по их экономическому развитию, коррумпированные и не желающие этого делать местные власти препятствуют правоприменению. [5] [6] Тем не менее, в апреле 2014 года правительство внесло поправки в закон об охране окружающей среды, чтобы лучше бороться с загрязнением. [6]
С 2010-х годов правительство уделяет больше внимания защите окружающей среды посредством таких политических действий, как подписание Парижского соглашения по климату , 13-го пятилетнего плана и реформы Закона об охране окружающей среды 2015 года. [7] С 2006 по 2017 год уровень диоксида серы в Китае снизился на 70 процентов. [8] а загрязнение воздуха снизилось с 2013 по 2018 год. [8] В 2017 году инвестиции в возобновляемую энергетику во всем мире составили 279,8 млрд долларов США, при этом на долю Китая пришлось 126,6 млрд долларов США, или 45% мировых инвестиций. [9] С тех пор Китай стал крупнейшим в мире инвестором, производителем и потребителем возобновляемой энергии, производя самые современные солнечные панели, ветряные турбины и гидроэлектростанции, а также став крупнейшим в мире производителем электромобилей и автобусов. [10] Ее приверженность сокращению выбросов парниковых газов стала основной силой в снижении глобальной стоимости ветровой и солнечной энергии, что, в свою очередь, способствовало глобальному росту использования возобновляемых источников энергии. [11] : 8
юрисдикция Политическая
Государственное агентство по охране окружающей среды Китая было повышено до уровня министерства в 2008 году и переименовано в Министерство охраны окружающей среды (MEP). [12] : 227 До 2018 года он отвечал за реализацию экологической политики, а также за соблюдение экологических законов и постановлений. [13] Перед министерством была поставлена задача защитить воздух, воду и землю Китая от загрязнения и загрязнения . Дополняя свою регулирующую роль, он финансировал и организовывал исследования и разработки. [14]
До 2018 года программы торговли загрязнителями и программы торговли выбросами углекислого газа в Китае находились под разной политической юрисдикцией. [15] : 78 До 2018 года программы торговли загрязнителями осуществлялись под эгидой МООС и местных бюро по охране окружающей среды. [15] : 78 Пилотные программы торговли выбросами углекислого газа в Китае находились в ведении Национальной комиссии развития и реформ (NDRC), а также местных советов развития и реформ. [15] : 78
В 2018 году было создано Министерство экологии и окружающей среды (МЭЭ). [16] : 95 Ряд функций экологической политики был передан другим министерствам в МЭЭ, включая функции МООС, климатическую политику, ранее находившуюся в ведении NDRC, а также ряд функций экологической политики, ранее находившихся в ведении Министерства водных ресурсов и Государственной океанической администрации . [16] : 95 Программы торговли загрязнителями и выбросами углерода также были переданы в юрисдикцию МЭЭ. [15] : 78 NDRC продолжает играть роль в продвижении целей устойчивого развития. [17] : 39
По состоянию на 2020 год цели по сокращению загрязнения в Китае были установлены географически. [15] : 87 Китая Основываясь на целях, установленных в оперативном пятилетнем плане , центральное правительство устанавливает ежегодные цели по сокращению загрязнения. [15] : 87 Эти цели затем распределяются между провинциями, которые далее делят их между городами и округами. [15] : 87 Основными целями экологической политики местного правительства являются достижение этих целей по сокращению выбросов. [15] : 87
В Китае законопроекты выносятся на рассмотрение общественности для консультаций и комментариев. [18] : 80 Экологические неправительственные организации в Китае активно участвуют в законодательном процессе посредством этого механизма. [18] : 80
По крайней мере, к 2023 году наблюдается тенденция к увеличению внимания к успеху экологической политики при оценке кадров Коммунистической партии . [18] : 82
История [ править ]
В 1949-1979 годах участие Китая в международных органах экологической политики было незначительным. [11] : 8 В 1972 году представители Китая присутствовали на первой конференции ООН по окружающей среде человека . В следующем году была создана Лидерская группа по охране окружающей среды. В 1983 году китайское правительство объявило, что защита окружающей среды станет государственной политикой. Китай начал играть активную роль в международной экологической политике после Совещания по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году . [11] : 8 С тех пор он активно участвует в международных экологических форумах. [11] : 8
В 1980-х и начале 1990-х годов Китай не уделял приоритетного внимания внутренним экологическим вопросам. [11] : 26 В 1987 году был принят первый закон о контроле за загрязнением воздуха. [19] : 412 Государственная политика начала меняться дальше в середине 1990-х годов, чтобы стать более защищенной окружающей средой, причем темпы изменений ускорились после наводнений в Китае в 1998 году . [11] : 26 После расследования правительственные ученые объяснили большую часть причин наводнений вырубкой лесов в верховьях реки, которая произошла во время лесозаготовительных бумов в предыдущие два десятилетия. [11] : 26 Государственное регулирование вопросов окружающей среды стало более активным: Государственное управление экологического прогнозирования агрессивно проводит кампанию против вырубки лесов, ограничивает чрезмерное использование воды во время орошения и уделяет особое внимание декарбонизации энергетических поставок Китая. [11] : 26
Начиная с 1998 года, Партия начала смещать акцент с чистого девелопментализма на экологический девелопментализм. [19] : 85 Реагируя как на научные данные об окружающей среде, так и на растущее общественное давление, Партия начала переформулировать свою идеологию, признавая, что подход, направленный на развитие во время реформ и открытости, не является устойчивым. [19] : 85 Партия стала использовать терминологию экологической культуры ( хуаньцзин вэньхуа ) и экологической цивилизации . [19] : 85
В конце 1998 года было объявлено о двух крупных программах лесовосстановления: «Программе защиты естественных лесов» и «Возвращении сельскохозяйственных угодий лесу». [19] : 183 Пилотные программы были опробованы в Сычуани, Шэньси и Ганьсу в 1999 году. [19] : 183 Они получили широкое распространение в 2000 году. [19] : 183 Программа защиты природных лесов призвала к значительному сокращению заготовок древесины, сохранению лесов и ввела запреты на вырубку леса на большей части территории Сычуани, Юньнани, Гуйчжоу и Тибета. [19] : 183 Программа предусматривала альтернативные возможности трудоустройства для бывших работников лесозаготовительной отрасли, в том числе найм их для лесовосстановительных работ. [19] : 183 Программа «Возвращение сельскохозяйственных угодий в лес» платила фермерам за посадку деревьев на менее продуктивных сельскохозяйственных угодьях и предоставляла им ежегодную субсидию за потерянный доход. [19] : 183
По данным веб-сайта правительства Китая, в период с 1998 по 2001 год центральное правительство инвестировало более 40 миллиардов юаней в защиту растительности, субсидирование фермерских хозяйств и превращение ферм в леса. [20] В период с 1999 по 2002 год Китай превратил 7,7 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий в леса. [21]
В 2002 году Китай стал одним из 17 членов-основателей стран -единомышленников с сверхбогатым разнообразием . [22] : 83 Группа была создана для содействия консультациям и сотрудничеству в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия. [22] : 83
С 2001 по 2005 год китайские экологические органы получили более 2,53 миллиона писем и 430 000 посещений 597 000 петиционеров, требующих возмещения ущерба окружающей среде. [23] Между тем, количество массовых протестов, вызванных опасениями по поводу экологических проблем, неуклонно росло с 2001 по 2007 год. [24] [25] Повышенное внимание к вопросам окружающей среды привело к тому, что китайское правительство проявило повышенную озабоченность по поводу экологических проблем . Например, в своем ежегодном обращении 2007 года Вэнь Цзябао , премьер-министр Китайской Народной Республики , сделал 48 упоминаний о «окружающей среде», «загрязнении» и « защите окружающей среды », после чего были введены более строгие экологические нормы. Субсидии некоторым загрязняющим производствам были отменены, а другие загрязняющие производства были закрыты. Однако многие внутренние экологические цели не были достигнуты. [5]
После обращения 2007 года влияние коррупции стало препятствием для эффективного правоприменения, поскольку местные власти игнорировали приказы и препятствовали эффективности центральных решений. В ответ генеральный секретарь КПК Ху Цзиньтао Китая реализовал проект «Зеленый ВВП», согласно которому валовой внутренний продукт был скорректирован для компенсации негативных последствий для окружающей среды; однако программа быстро потеряла официальное влияние из-за неблагоприятных данных. Ведущий исследователь проекта заявил, что провинциальные лидеры «не любят, когда их выстраивают в очередь и рассказывают, что они не достигают целей руководства… Им было трудно это принять». [5] Правительство попыталось провести национальные « Дни без автомобилей », во время которых машинам было запрещено ездить по центральным дорогам, но эта акция была по большей части проигнорирована. [26] В 2008 году Государственное управление по охране окружающей среды было официально заменено Министерством охраны окружающей среды во время мартовских сессий Всекитайского собрания народных представителей в Пекине. [27]
В 2011 году Госсовет принял «Решение об ускорении регулирования водопотребления». [28] : 91 Во введении к документу подчеркивается важность управления водными ресурсами, учитывая растущее воздействие изменения климата. [28] : 91 Постановление установило лимит годового потребления воды в 670 миллиардов кубических метров с разбивкой по отраслям, регионам и продуктам. [28] : 91
Также в 2011 году Китай решил проблему загрязнения диоксидом серы посредством стандарта бензина China IV, который ограничивал содержание серы в бензине до 50 частей на миллион. [19] : 415
В 2010-х годах гражданская активность в отношении решений правительства, которые считались наносящими ущерб окружающей среде, возросла. [29] В апреле 2012 года в южном городе Ингехай произошли протесты после объявления о проекте строительства электростанции. Протестующим первоначально удалось остановить проект стоимостью 3,9 миллиарда юаней (387 миллионов фунтов стерлингов). Для размещения завода был выбран другой город, но когда жители второго населенного пункта также оказали сопротивление, власти вернулись в Ингехай. Второй раунд протестов произошел в октябре 2012 года, когда произошли столкновения полиции с протестующими, в результате которых было арестовано 50 человек и почти 100 человек получили ранения. [30] В июле 2012 года в ответ на мусоропровод бумажной фабрики в городе Цидун несколько тысяч демонстрантов протестовали. Шестнадцать протестующих были приговорены к тюремному заключению на срок от двенадцати до восемнадцати месяцев; однако тринадцати из них была предоставлена отсрочка наказания на том основании, что они признались и раскаялись. [31] Всего в 2012 году в Китае произошло более 50 000 экологических протестов. [32]
В ответ на растущую проблему загрязнения воздуха китайское правительство объявило о пятилетнем плане стоимостью 277 миллиардов долларов США по решению этой проблемы в 2013 году. Северному Китаю будет уделено особое внимание, поскольку правительство поставило перед собой задачу сократить выбросы в воздух на 25 процентов к 2017 году. по сравнению с уровнем 2012 года. [33]
В 2012 году XVIII съезд партии включил экологическую цивилизацию в число пяти национальных целей развития страны. [34] : 173 В нем подчеркивался подход к развитию сельских районов, основанный на принципах «Экология, продуктивность, удобство для жизни». [34] : 173 Концепция экологической цивилизации была также добавлена в конституцию Коммунистической партии . [35] : 1 Си Цзиньпин назвал защиту окружающей среды пятью главными приоритетами национального прогресса и популяризировал лозунг « Чистая вода и зеленые горы» , чтобы подчеркнуть, что политика экономического развития должна также учитывать защиту окружающей среды. [36] : 164
2013-2014 годы были самой низкой точкой для городской среды Китая. [19] : 400 Это побудило к многочисленным политическим инициативам в рамках экологической цивилизации, включая смягчение последствий загрязнения воздуха, загрязнения воды, городских наводнений, городских островов тепла и проседания , среди других политических мер. [19] : 400 План действий Государственного совета по борьбе с загрязнением воздуха 2013 года требовал поэтапного внедрения китайского стандарта на бензин V. [19] : 415 Стандарт China V, являющийся значительно более строгим стандартом, чем стандарт China IV, допускал содержание серы в топливе не более 10 частей на миллион. [19] : 415 2014 года Национальный план урбанизации нового типа требует, чтобы 20% муниципальных районов были зонированы как экологически охраняемые территории. [35] : 8
В марте 2014 года премьер Ли Кэцян «объявил войну» загрязнению окружающей среды во время открытия Всекитайского собрания народных представителей . [37] ВСНП внес поправки в Закон об охране окружающей среды, усилив правоприменительные полномочия МООС и подчеркнув ответственность правительства за защиту окружающей среды. [12] : 227 Закон с поправками допускает судебные разбирательства в общественных интересах по экологическим вопросам и разрешает неправительственным организациям подавать такие иски. [12] : 227 Законодатель Синь Чуньин назвал закон «тяжелым ударом [в борьбе с] суровыми экологическими реалиями нашей страны и важной системной конструкцией». [6] Три предыдущие версии законопроекта были отклонены. Законопроект является первой поправкой к закону об охране окружающей среды с 1989 года. [6]
В 2015 году Китай принял Закон о предотвращении и контроле загрязнения воздуха. [19] : 415
В течение 2016-2017 годов МООС временно закрыл около 40% всех китайских заводов в рамках кампании по защите окружающей среды. [15] : 90 За эти два года в результате проверок по охране окружающей среды были привлечены к дисциплинарной ответственности, привлечены к ответственности и осуждены 17 000 чиновников. [38] : 138
Низкоуглеродное развитие было подчеркнуто на 19-м съезде партии в 2017 году. [39] Во время открытия Конгресса генеральный секретарь Си Цзиньпин назвал борьбу с загрязнением одной из «трех критических битв» (наряду с борьбой с бедностью и снижением рисков). [40] : 21
После нескольких лет региональных экспериментов с системами торговли выбросами , Китай запустил свою национальную систему 19 декабря 2017 года. [16] : 28
В 2018 году в Конституцию Китайской Народной Республики были внесены поправки, включившие концепцию построения экологической цивилизации в рамках поправок, подчеркивающих сохранение окружающей среды и научный взгляд на развитие . [35] : 1
В 2019 году МЭЭ учредило Международную коалицию зеленого развития в рамках инициативы «Пояс и путь» в качестве совместного проекта с экологическими агентствами двадцати пяти других стран. [41] : 60
К началу 2020-х годов городские районы Китая стали значительно более здоровыми и устойчивыми, чем десятилетием ранее. [19] : 400
В 2020 году Си Цзиньпин объявил, что Китай стремится достичь пика выбросов до 2030 года и стать углеродно-нейтральным к 2060 году в соответствии с Парижским климатическим соглашением . [42] По данным Climate Action Tracker , в случае реализации это снизит ожидаемое повышение глобальной температуры на 0,2–0,3 градуса — «самое большое снижение температуры, когда-либо оцененное Climate Action Tracker». [43]
В 2020 году правительство Китая приняло радикальный закон о защите экологии реки Янцзы . Новые законы включают ужесточение правил экологической защиты гидроэнергетических проектов вдоль реки, запрет химических заводов в пределах 1 километра от реки, перемещение загрязняющих производств, строгое ограничение добычи песка, а также полный запрет на рыболовство на всех естественных водных путях реки, включая все его основные притоки и озера. [44]
меры Политические
Китая Пятилетние планы являются важным средством организации политики в области охраны окружающей среды. [45] : 149 В 11-м пятилетнем плане Китай ввел обязательные административные цели, которые особенно использовались в неэкономических областях политики, таких как охрана окружающей среды и управление земельными ресурсами. [45] : 150
Китая, Специальный план по изменению климата, который является частью четырнадцатого пятилетнего плана делает упор на экологически ориентированное городское планирование, в том числе с помощью таких средств, как городские зеленые кольца , общественный транспорт, а также велосипедные и пешеходные дорожки. [46] : 114
электронных транспортных Политическая поддержка средств
Производство электронных транспортных средств стало большим успехом для Китая. [39] С 2010 по 2012 год правительство субсидировало 40–60% стоимости покупки электромобиля. [39] Кроме того, многие местные органы власти предоставили политическую поддержку, включая налоговые льготы и «специальные номерные знаки, которые освобождали водителей от местных ограничений движения». [39] Китай также установил мандат на нулевые выбросы, требуя от компаний, которые производят или импортируют более 30 000 автомобилей в год, включать определенный процент электромобилей (в 2019 году это было 10%; в 2020 году — 12%). [39] Аналогичным образом, правила категорически не поощряют строительство новых заводов, которые могут производить только автомобили с двигателями внутреннего сгорания; Если не будут соблюдены трудновыполнимые критерии, новые заводы также должны иметь возможность производить электромобили. [39] Центральное правительство также финансирует и санкционирует инфраструктуру зарядки транспортных средств, в том числе предоставляет владельцам зданий стимулы для создания инфраструктуры зарядки. [39]
Также существуют различные формы поддержки электромобилей местными властями. [36] : 168 В Пекине водители полностью электрических транспортных средств имеют гораздо больше шансов быть выбранными в высококонкурентной городской лотерее номерных знаков и могут управлять своими транспортными средствами в любое время (в то время как дни, когда можно использовать транспортные средства с традиционным двигателем, ограничены из-за дорожного движения и загрязнения воздуха). целях контроля). [36] : 168 В Шанхае номерные знаки для полностью электрических транспортных средств или гибридных автомобилей выдаются бесплатно. [36] : 168
В результате политики Китая по поддержке электромобилей продажи в Китае резко возросли: с менее чем 10 000 единиц до 330 000 проданных единиц всего за четыре года. [39] К 2018 году в Китае было продано 1,1 миллиона электромобилей, что на 80% больше, чем в предыдущем году. [39]
энергетики Политическая поддержка солнечной
Китай лидирует в мире как по использованию солнечной энергии (более одной трети мировых мощностей), так и по производству солнечной энергии. [47]
Шестой пятилетний план Китая (1981-1985) был первым, в котором рассматривалась государственная политика поддержки производства солнечных фотоэлектрических панелей. [16] : 34 С тех пор политическая поддержка производства солнечных панелей стала частью каждого пятилетнего плана. [16] : 34
Мировой финансовый кризис 2007-2008 годов побудил Китай предпринять значительные усилия по стимулированию экономики, чтобы оживить свою тогда испытывающую трудности солнечную промышленность. [16] : 34
В 2010 году Банк развития Китая предоставил отечественным производителям солнечной энергии финансирование в размере 20 миллиардов долларов. [16] : 1
Китай вводит льготные тарифы на солнечную энергию как минимум с 2011 года. [47]
В 13-м пятилетнем плане установлена цель создания 153,6 ГВт солнечной мощности в Китае к 2020 году, а также отдельные цели по провинциям. [47]
Стоимость китайского экспорта солнечных технологий резко выросла, составив 3% (32 миллиарда долларов) от общей стоимости экспорта Китая в 2020 году. [39] КПК считает, что производство солнечных технологий соответствует ее амбициям по преобразованию экономики Китая в сторону товаров и услуг с более высокой добавленной стоимостью. [39] Правительство тратит значительные средства на исследования и разработки в области солнечной энергии, причем большая часть финансирования поступает от Министерства науки и технологий . [47]
В первой половине 2022 года инвестиции Китая в крупномасштабную солнечную энергетику увеличились на 173 процента по сравнению с предыдущим годом, составив 41 миллиард долларов США. [48]
экогородов Политическая поддержка
Экогорода в Китае являются важным компонентом усилий страны по решению проблемы изменения климата и содействию устойчивому городскому развитию. [49] Правительство запустило три программы, направленные на поощрение строительства амбициозных городских проектов, которые объединяют экологические соображения с городским планированием и направлены на создание экологически чистой, низкоуглеродной и пригодной для жизни городской среды. [50]
Быстрая урбанизация и индустриализация Китая способствовали возникновению экологических проблем, включая увеличение выбросов парниковых газов, более высокое потребление энергии и загрязнение окружающей среды. [49] Используя зеленые технологии, устойчивую инфраструктуру и экологически чистые методы, китайские экогорода стремятся сократить выбросы углекислого газа, повысить эффективность использования ресурсов и улучшить качество жизни городских жителей. [51] Более 90% китайских городов приняли программы экогородов. [52]
Контроль загрязнения [ править ]
Меры Китая по контролю загрязнения включают системы торговли загрязнителями и выбросами углерода. [15] : 76–80 Торговля загрязнителями — это региональная программа ограничения и торговли квотами на продажу разрешений на выбросы таких загрязнителей, как диоксид серы и оксиды азота в промышленных отработанном воздухе, а также потребность в аммиачном азоте и химическом кислороде в сточных водах. [15] : 78 Ее программы торговли выбросами углекислого газа сначала разрабатывались в рамках пилотных программ на уровне провинций и городов, а затем в 2017 году была создана национальная программа. [15] : 76–79
Хотя Китай использует различные рыночные меры политики по контролю загрязнения, включая торговлю выбросами, его нисходящие меры правоприменения и командно-контрольные меры в целом оказались более эффективными и привели к значительному улучшению качества воздуха и воды к 2020 году. [15] : 76–77
Некоторые местные экологические бюро используют мониторинг выбросов в режиме реального времени, чтобы обнаружить нарушителей или классифицировать компании как соответствующие правилам. [53] : 86 Эти механизмы были разработаны местными органами власти как часть систем «иерархического и категориального управления» в соответствии с Планом планирования Государственного совета по созданию системы социального кредита (2014-2020 гг.) . [53] : 78, 86 В контексте защиты окружающей среды эти системы классифицируют компании на основе их истории нарушений или соблюдения требований, усиливают надзор за компаниями с сомнительной экологической репутацией и снижают нагрузку на компании с хорошей экологической репутацией. [53] : 86
Действующий закон [ править ]
![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( октябрь 2016 г. ) |
На национальном уровне в Китае действует более 20 экологических законов, принятых Всекитайским собранием народных представителей , существует также более 140 исполнительных постановлений, изданных государственным советом, а также ряд отраслевых правил и экологических стандартов, установленных Государственным агентством по охране окружающей среды (SEPA). ). [54] В 2003 году правительство Китая предложило новую концепцию развития, подчеркивающую гуманизм и пытающуюся достичь устойчивого развития и гармонии между человеком и природой, а также скоординировать социально-экономический прогресс между различными регионами и зарубежными странами. [55] На международном уровне Китай также участвовал в таких договорах, как Конвенция о биологическом разнообразии и Цели развития тысячелетия ООН, которые включают снижение уровня бедности, защиту окружающей среды и устойчивое развитие. [56]
Когда в январе 2015 года вступят в силу новые положения об охране окружающей среды, правительственным природоохранным ведомствам будет разрешено применять строгие наказания и конфисковывать имущество незаконных загрязнителей. Компании, нарушающие закон, будут «названы и опозорены», а руководители компаний будут приговорены к тюремному заключению на срок до 15 дней. Верхнего предела штрафов не будет; Раньше компаниям часто было дешевле платить мизерные штрафы, предусмотренные законом, чем принимать меры по борьбе с загрязнением. Всего в новом законе 70 положений по сравнению с 47 в действующем законе. [57] Более 300 различных групп смогут подать в суд от имени людей, пострадавших от загрязнения. [6] Еще неизвестно, позволят ли эти изменения в законе решить некоторые традиционные проблемы экологических судебных разбирательств в Китае, такие как трудности с принятием дел в суд, проблемы со сбором доказательств и вмешательство со стороны местных властей. [58]
Согласно новому закону, местные органы власти будут подвергаться дисциплинарным взысканиям за несоблюдение природоохранного законодательства. О регионах больше не будут судить исключительно по их экономическому прогрессу, вместо этого они должны сбалансировать прогресс с защитой окружающей среды. Кроме того, местные органы власти будут обязаны раскрывать общественности экологическую информацию. Людям рекомендуется «вести низкоуглеродный и бережливый образ жизни и выполнять обязанности по защите окружающей среды», такие как переработка мусора в соответствии с законом. [57]
В июне 2017 года правительство Китая внесло вторую поправку в Закон о предотвращении загрязнения воды. [59] На основе первого положения Закона о предотвращении загрязнения воды, принятого в 1996 году, поправка ужесточит наказание за загрязнение воды, а верхний предел штрафа может быть увеличен до 1 миллиона юаней. [60] Согласно заявлению министра охраны окружающей среды, вторая пересмотренная версия еще больше усилила ответственность местных органов власти, а также усовершенствовала и улучшила систему защиты безопасности питьевой воды. [61] С момента принятия закона в 1984 году этот закон внес значительный и позитивный вклад в улучшение водной среды в Китае. Однако качество водной среды в Китае по-прежнему не является многообещающим. [61]
Охраняемые территории [ править ]
ряд различных классов охраняемых территорий Законодательством Китая признан . Национальные, провинциальные и местные органы власти имеют право определять территории как охраняемые. Независимо от назначения, большая часть правоприменения осуществляется на местном уровне.
Текущие проблемы [ править ]

В Китае существует множество экологических проблем , серьезно влияющих на его биофизическую среду , а также на здоровье человека .
воды Нехватка
Китай сталкивается с тремя основными проблемами водных ресурсов : загрязнение воды, нехватка водных ресурсов и расточительство водных ресурсов. Проблема с водными ресурсами станет препятствием для достижения Китаем устойчивого развития в 21 веке. Правительство начало заниматься проблемами водных ресурсов с 1970-х годов, создав агентства по контролю загрязнения воды и охране окружающей среды.
Китайское правительство реализовало две политики для решения проблем нехватки воды ; поддержка проекта переброски воды с юга на север и повышение эффективности использования воды. [62] Правительство предоставило финансирование для проекта переброски воды с юга на север, целью которого является доставка 44,8 миллиардов кубических метров воды в Пекин и другие северные районы Китая. [ нужна ссылка ] Проект нанесет ущерб местному населению, вызвав миграцию почти миллиона человек. Общая стоимость этого проекта оценивается в 62 миллиарда долларов. [63] В 2010 году КПК и Государственный совет разработали политику, направленную на изменение способов использования воды и повышение эффективности водопользования. Центральное правительство инвестировало 1,8 триллиона юаней в обеспечение эффективного использования воды путем модернизации как сельскохозяйственных ирригационных систем, так и систем очистки воды в сельских районах. [64]
Помимо нехватки воды, качество воды также является проблемой, которая влияет на здоровье населения и приводит к политическим спорам. [62] Только менее половины всех водных ресурсов отвечает стандартам безопасной питьевой воды в Китае. [65] Помимо политических противоречий между регионами, нынешняя структура правительства также является барьером для контроля загрязнения воды. [62]
Министерство экологии и окружающей среды Китайской Народной Республики – относительно молодое министерство. Ему предоставлено относительно меньше полномочий и меньше сотрудников, чем другим существующим министерствам, что приводит к его сильной зависимости от местных бюро по охране окружающей среды (EPB). Проблема в том, что местные ОЭП контролируются не только вышестоящими ОЭП, но и местными органами власти, деятельность которых оценивается в основном по экономическому развитию. [66] Поэтому местные органы власти проводят мягкую политику в отношении компаний, загрязняющих воду. Кроме того, финансовая поддержка EPB осуществляется за счет штрафов за загрязнение, а не от Министерства экологии и окружающей среды, что затрудняет управление местными EPB. [67]
воздуха Загрязнение
По мере индустриализации Китая увеличились различные формы загрязнения, что привело к широкомасштабным проблемам окружающей среды и здоровья. [68] В январе 2013 года содержание мелких частиц в воздухе в Пекине выросло до 993 микрограммов на кубический метр по сравнению с рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения показателем не более 25. [69] Тяжелая промышленность , в которой доминируют государственные предприятия , развивалась с момента начала централизованного планирования и до сих пор имеет множество особых привилегий, таких как доступ к дешевой энергии и кредитам. [70] Промышленность обладает значительными возможностями противостоять экологическому регулированию. [71]
В конце октября 2018 года правительство Китая издало Закон о предотвращении и контроле загрязнения атмосферы (поправка 2018 года). [72] который будет реализован немедленно. Эксперты полагают, что, хотя закон неизбежно имеет недостатки в некоторых аспектах, если 80% закона удастся реализовать, это значительно улучшит качество воздуха. Этот закон был рассмотрен трижды. В новой поправке четко указано, что предприятия черной металлургии, строительных материалов, цветной металлургии, нефтяной и химической промышленности, которые в процессе производства сбрасывают пыль, сульфиды и оксиды азота, должны внедрить более чистые производственные процессы, построить пылеулавливающие системы. оборудование для удаления, десульфурации и денитрификации в полном комплекте или принять технологические преобразования и другие меры по контролю выбросов загрязняющих веществ в воздух. По сравнению с пересмотренным Законом о контроле за загрязнением воздуха в 2000 г. [73] в новой версии количество записей увеличилось вдвое. Практически все законы в текущей версии были изменены и переработаны с учетом текущей ситуации.
По данным Китайского экологического бюллетеня за 2015 год, опубликованного правительством Китая, в 2015 году качество воздуха в городах страны улучшается. В результате первого внедрения новых стандартов качества воздуха средняя концентрация PM 2,5 снизилась на 14,1% по сравнению с 2014 годом. Министерство финансов учредило фонд в размере 10,6 млрд юаней для улучшения качества воздуха и контроля загрязнения воздуха вокруг. Пекин -Тяньцзинь-Хэбэй и прилегающие районы, река Янцзы и другие ключевые районы. Правительство также активно продвигает автомобили, работающие на возобновляемых источниках энергии, годовой объем производства которых составляет 390 000 штук, что в четыре раза больше, чем в 2014 году. [74]
Количество вредных частиц в воздухе в Китае снизилось на 40% с 2013 по 2020 год. [75]
почвы Загрязнение

Проблемы загрязнения почвы , то есть деградация поверхности земли, вызванная неправильным использованием ресурсов и земель, вызванное деятельностью человека, вместе с соответствующими мерами защиты, возникли в Китае в последние десятилетия. В общей сложности было загрязнено почти 16,1% почвы Китая. [76] Эти загрязнения оказали серьезное воздействие на рост сельскохозяйственных культур и здоровье людей. [77] Что касается соответствующей политики, китайское правительство решило использовать успешные примеры других стран и интегрировать национальные условия Китая для поддержания долгосрочного управления проблемами загрязнения почвы. С 1980-х по 1990-е годы Китай начал работать над экологическими исследованиями почвы, начав исследования в области современной щадящей обработки почвы. [78] при поддержке Австралии. С 2000 года по настоящее время проблема загрязнения почвы в Китае становится все более серьезной. [77] Правительство постепенно поставило на первое место предотвращение и контроль проблем загрязнения почвы и других вопросов защиты окружающей среды, взимая штрафы за загрязнение фабрик. [79]
Китай провел крупномасштабный анализ образцов качества почвы по всей стране с 2005 по 2013 год. [80] а согласно Национальному бюллетеню по исследованию загрязнения почвы, опубликованному Министерством охраны окружающей среды Китая в 2014 году, общий национальный показатель превышения почвы (процент, превышающий верхний предел) составил 16,1%, из которых незначительные, легкие, средние и тяжелые. степень загрязнения пятна составляет 11,2%, 2,3%, 1,5% и 1,1% соответственно. [81] С точки зрения распределения загрязнений загрязнение почв на юге тяжелее, чем на севере. Проблемы загрязнения почвы в некоторых регионах, таких как дельта реки Янцзы, дельта Жемчужной реки и старая промышленная база на северо-востоке Китая, являются более серьезными. Почва в юго-западных и южно-центральных регионах превысила верхний предел толерантности к тяжелым металлам. [82] Содержание четырех неорганических загрязнителей, таких как кадмий, ртуть, мышьяк и свинец, постепенно увеличивалось от северо-запада Китая к юго-востоку Китая и от северо-востока Китая к юго-западу Китая.
В июне 2017 года Министерство охраны окружающей среды отметило, что Китай создаст более совершенный рабочий механизм, продолжит проводить расследования загрязнения почвы, будет способствовать совершенствованию законодательной системы и полностью сотрудничать с Всекитайским собранием народных представителей в разработке законодательства о закон о контроле за загрязнением почвы. [83] В 2019 году вступил в силу Закон Китайской Народной Республики о предотвращении и контроле загрязнения почв. [84] В соответствии с этим законом регулирующие органы могут потребовать от ответственных лиц провести рекультивацию сельскохозяйственных земель (если загрязняющие вещества, обнаруженные в собранных урожаях, превышают установленные уровни) и строительных земель (концентрации загрязняющих веществ превышают стандарты управления рисками загрязнения почвы). [85] Закон также устанавливает государственные инвестиционные фонды для предотвращения и контроля загрязнения почвы сельскохозяйственных угодий, а также для управления почвенными рисками и восстановления почв в тех случаях, когда землепользователь или ответственная сторона не могут быть идентифицированы. [85]
Опустынивание
земель Опустынивание является еще одной актуальной экологической проблемой. Землеустроительное обследование, проведенное Государственным управлением лесного хозяйства Китая с 2013 по 2016 год, показывает, что 2,61 × 10 6 км 2 Национальная земля, составляющая более четверти всей территории Китая, опустынена. [86] Большую часть пострадавшей территории составляют засушливые, полузасушливые и субгумидные земли, расположенные в Северном и Северо-Западном Китае. Опустынивание имеет долгосрочные последствия, приводящие к деградации окружающей среды, остановке местного экономического развития, а также наносящее ущерб здоровью жителей пострадавшего района. [87] Опустыненная земля способствует возникновению песчаных бурь, которые угрожают здоровью жителей близлежащих сельских и городских районов. По мере расширения пустыни все больше и больше земель становится непахотным и непригодным для развития, создавая бедность и нехватку продовольствия. [88] Современная проблема является результатом сочетания различных антропогенных и экологических факторов. Девегетация, вызванная неблагоприятными гидрологическими условиями, засухами, вызванными изменением климата, а также неустойчивой деятельностью человека, такой как чрезмерный выпас скота, сельское хозяйство и вырубка лесов. [86] подвергает почву частой водной и ветровой эрозии, создавая пустыню. [88]
Для борьбы с опустыниванием земель Китай реализовал ряд законодательных мер. [87] а также восстановительные программы. Принимаются законы, направленные на предотвращение вырубки леса, ведения сельского хозяйства и выпаса животных в местах с высоким риском опустынивания, в результате чего эти территории становятся заповедниками с экологической функцией. [86] В районах, прилегающих к опустыненным землям, в рамках таких программ, как Программа строительства укрытых лесов «Три Севера», создаются большие объемы защитных лесов и защитных полос для уменьшения воздействия ветровой эрозии. С 1999 года Министерство лесного хозяйства предоставляет денежные вознаграждения фермерам, которые сажают деревья вместо сельскохозяйственных культур, а также продает с аукциона национальные земли частным лицам для восстановления с целью получения экономической выгоды. [87] В 2002 году был принят Закон о предотвращении и контроле песка, призванный стимулировать устойчивое развитие в опустыненных районах, поощряя облесение и создание зеленых производств, таких как водосберегающие пастбища и производство натуральных фармацевтических препаратов. Эта политика встречает широкую поддержку со стороны жителей этих районов, поскольку она также стимулирует местный экономический рост. Например, годовой доход жителей пустыни Кубуки увеличился с 56 до 2000 долларов США менее чем за 30 лет. [89]
Переработка угля [ править ]
В настоящее время Китай является крупнейшим потребителем и производителем угля в мире. Энергетические ресурсы Китая уже давно характеризуются как богатые углем и бедные газом. [90] Эта зависимость от угля вызвана обильными запасами угля, но ограниченными ресурсами природного газа и нефти. В 2006 году 5,85% ВВП Китая было напрямую связано с углем. [91]
Высокий спрос приводит к чрезмерной добыче угля. Экологическая деградация является одним из крупнейших повреждений, причиняемых добычей угля в Китае. Чрезмерная добыча полезных ископаемых вызывает проседание и оползень земель. В районах с обильными запасами угля, таких как город Хуайнань в провинции Аньхой , из-за чрезмерной добычи постоянно происходит проседание земли. [92] Проседание земель разрушает дома, дороги, мосты и электростанции в районах добычи угля. К 3 декабря 2006 года коралловая шахта привела к проседанию 700 000 гектаров земель по всей стране, а общий ущерб составил 50 миллиардов юаней. [91] Теоретически, чтобы добыть 10 миллионов тонн угля, необходимо переселить 2000 человек из района добычи угля.
Чтобы изменить структуру энергопотребления и уменьшить ущерб от добычи угля, китайское правительство разработало две политики: Закон об угле Китайской Народной Республики и проект газопровода Запад-Восток . Закон об угле Китайской Народной Республики был сформулирован с целью стандартизации и легализации угольной промышленности Китая. [93] Он помогает защищать угольные ресурсы, регулировать добычу угля и коммерческую деятельность, а также продвигать и обеспечивать развитие угольной промышленности. Закон об угле Китайской Народной Республики вступил в силу 1 декабря 1996 года.
Проект газопровода Запад-Восток направлен на транспортировку природного газа из западной в восточную часть Китая по трубопроводам. В западной части Китая расположены 6 основных нефтеносных бассейнов, в том числе Таримский , Джунгарский , Турфанский , Кайдамский , Ордосский и Сычуаньский . С 1990-х годов нефтеразведчики последовательно обнаруживали нефтяные залежи разных размеров, такие как Кела 2, Хотанхэ, Яха, Янгтуке, Инмай 7, Юдун 2, в западной части Таримского бассейна. [94] На момент создания проекта в 2000 году общий запас природного газа в районе Кука-Табей Таримского бассейна составлял 393,522 миллиарда кубических метров, из которых можно было добыть 285,471 миллиарда кубических метров. В частности, Кела 2, Янгтакэ, Инмай 7, Юдонг, Яха, Джилак, Якела являются основными резервуарами питания. Вышеупомянутые семь газовых месторождений имеют общий объем природного газа 380,534 миллиарда кубических метров, из которых может быть использовано 2704,02 100 миллионов кубических метров. [95] Эта общенациональная сеть обеспечивает решение проблемы неравенства газовых ресурсов в Китае и помогает Китаю удовлетворить быстрорастущий спрос на энергию. С момента реализации этого трубопровода в феврале 2000 года этот проект эффективно снизил зависимость Китая от угля. [96] К 2021 году газопровод Запад-Восток помог сократить использование условного угля на 932 миллиона тонн, сократить выбросы углекислого газа на 1,02 миллиарда тонн и снизить выбросы углекислого газа на 508 миллионов тонн. [97]
Влияние [ править ]
в Китае Слабый экологический надзор усугубил экологические проблемы. В 2013 году шестнадцать из двадцати самых загрязненных городов мира находились в Китае, но с тех пор их число сократилось до одного, занявшего 19-е место. [98] [3] [69] Реакция правительства была раскритикована как неадекватная. [4] Официальный отчет, опубликованный в 2014 году, показал, что 20% сельскохозяйственных угодий страны и 16% ее почвы в целом загрязнены. По оценкам, 60% подземных вод загрязнено. [57]
По данным Агентства по охране окружающей среды США , Китай продемонстрировал большую решимость «разработать, внедрить и обеспечить соблюдение прочной основы экологического законодательства». [99] Однако эффект от таких усилий пока не ясен. Гармонизация китайского общества и окружающей среды объявлена одним из главных национальных приоритетов страны. [100]
Международные группы назвали пересмотр закона, принятый в апреле 2014 года, позитивным событием, но предупредили, что доведение законов до реализации будет непростой задачей. [6]
Согласно исследованию 2014 года, опубликованному в журнале Journal of Public Administration Research and Theory, поскольку в Китае нет полностью устоявшейся правовой системы, руководители предприятий основывают свою экологическую практику в основном на представлениях о регулирующих органах, а не на озабоченности правовыми вопросами. Один из опрошенных руководителей сказал, что экологические нормы Китая являются «всеобъемлющими», но в то же время «расплывчатыми», оставляя местным чиновникам большую свободу действий в плане их соблюдения. Если руководители считают, что местные чиновники могут произвольно нацеливаться на их предприятия для обеспечения соблюдения требований, они, скорее всего, примут упреждающие методы, такие как «разработка сертифицированных систем экологического менеджмента», а не базовые методы, такие как переработка отходов. [101]
См. также [ править ]
- Инициатива «Один пояс, один путь» Международная коалиция зеленого развития
- Чистая вода и зеленые горы
- Экологизм в Китае
- Изменение климата в Китае
- Климатическая политика Китая
- Дебаты об экономической ответственности Китая за смягчение последствий изменения климата
Ссылки [ править ]
- ^ «政策法规司» . Министерство охраны окружающей среды Китайской Народной Республики . 9 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2018 года . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Всемирный банк. «Отчет о климате и развитии страны в Китае» (PDF) . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Загрязнение воздуха растет вместе с экономикой Китая» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Китай взвешивает экологические затраты; Пекин пытается сделать акцент на более чистой промышленности, а не на безудержном росте после того, как стало известно о большом нанесенном ущербе 23 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джозеф Кан; Джим Ярдли (26 августа 2007 г.). «Пока Китай ревет, загрязнение достигает смертельных пределов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Китай пересматривает экологическое законодательство» . Голос Америки . 25 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ «Развивающиеся законы Китая об охране окружающей среды – Окружающая среда – Китай» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Китай успешно улучшил качество воздуха, но эти усилия могут разоблачить дальнейшее глобальное потепление» . Форбс .
- ^ Франкфуртская школа - Сотрудничающий центр ЮНЕП по финансированию климата и устойчивой энергетики (2018). Глобальные тенденции в инвестициях в возобновляемую энергетику, 2018 год . Доступно онлайн по адресу: https://europa.eu/capacity4dev/unep/documents/global-trends-renewable-energy-investment-2018.
- ^ «Комментарий: Китай сделает большую ставку на чистую энергию для достижения углеродной нейтральности» . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эсарей, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван, ред. (2020). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-74791-0 . JSTOR j.ctv19rs1b2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дай, Цзинъюнь; Спайрс, Энтони Дж. (2020). «Массивные НПО и экологическая пропаганда в Китае». В Эсарее, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван (ред.). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-74791-0 . JSTOR j.ctv19rs1b2 .
- ^ «Хуа Цзяньминь: создать Министерство охраны окружающей среды для усиления защиты окружающей среды_News Center_Sina» (на китайском языке News.sina.com.cn), 11 марта 2008 г. Проверено 12 февраля 2013 г. .
- ^ [1] Архивировано 20 декабря 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дин, Иза (2020). «Торговля выбросами загрязняющих веществ в Китае». В Эсарее, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван (ред.). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-74791-0 . JSTOR j.ctv19rs1b2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Льюис, Джоанна И. (2023). Сотрудничество ради климата: опыт международного партнерства в секторе чистой энергетики Китая . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 978-0-262-54482-5 .
- ^ Чжан, Анджела Хуюэ (2024). High Wire: как Китай регулирует крупные технологические отрасли и управляет своей экономикой . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780197682258 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шебок, Филип (2023). «Политическая система Китая». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Харрелл, Стеван (2023). Экологическая история современного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 9780295751719 .
- ^ «Защита лесов и борьба с опустыниванием». Архивировано 27 мая 2019 г. в Wayback Machine . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Ли, Чжиюн. «Обзор политики в области защиты водоразделов и борьбы с бедностью в рамках программы «Зерно ради зелени» в Китае» . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ченг, Вентин (2023). Китай в глобальном управлении интеллектуальной собственностью: последствия для глобальной распределительной справедливости . Серия социально-правовых исследований Пэлгрейва. Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-3-031-24369-1 .
- ^ Алекс Ван (5 февраля 2007 г.). «Охрана окружающей среды в Китае: роль права» . Китайский диалог . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Ма Цзюнь (31 января 2007 г.). «Как участие может помочь нездоровой окружающей среде Китая» . Китайский диалог . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «В Ханчжоу задержаны экологические активисты» . Права человека в Китае . 25 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Китай проводит День без автомобилей в более чем 100 городах, пытаясь уменьшить смог в преддверии летних Олимпийских игр 2008 года» . Новости Би-би-си . 22 сентября 2007 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Хуа Цзяньминь: Создать Министерство охраны окружающей среды для усиления защиты окружающей среды_News Center_Sina.com» . Проверено 12 февраля 2013 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Анг, Юэнь Юэнь (2016). Как Китай выбрался из ловушки бедности . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-1-5017-0020-0 . JSTOR 10.7591/j.ctt1zgwm1j .
- ^ Кейт Брэдшер (4 июля 2012 г.). «Более смелые протесты против загрязнения привели к поражению проекта в Китае» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 июля 2012 г.
- ^ «Китайские протестующие столкнулись с полицией из-за электростанции» . Хранитель . 22 октября 2012 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Китай отправляет в тюрьму протестующих против загрязнения окружающей среды после беспорядков» . Возраст . Рейтер. 7 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Джон Аптон (8 марта 2013 г.). «Загрязнение вызывает больше протестов в Китае, чем любая другая проблема» . Grist.org . Журнал Grist, Inc. Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Джон Аптон (25 июля 2013 г.). «Китай потратит большие средства на очистку воздуха» . Grist.org . Журнал Grist, Inc. Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абрамсон, Дэниел Бенджамин (2020). «Эко-развитие на китайской равнине Чэнду». В Эсарее, Эшли; Хаддад, Мэри Элис; Льюис, Джоанна И.; Харрелл, Стеван (ред.). Озеленение Восточной Азии: подъем государства экоразвития . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-74791-0 . JSTOR j.ctv19rs1b2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роденбайкер, Джесси (2023). Экологические государства: политика науки и природы в урбанизации Китая . Окружающая среда Восточной Азии. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-1-5017-6900-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ли, Дэвид Даокуи (2024). Мировоззрение Китая: демистификация Китая для предотвращения глобального конфликта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0393292398 .
- ^ «Китай «объявит войну» загрязнению окружающей среды, говорит премьер» . Рейтер . 05.03.2014 . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-1-9848-7828-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мур, Скотт (2022). Следующий шаг Китая: как устойчивое развитие и технологии меняют подъем Китая и будущее мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 87. ИСБН 978-0-19-760401-4 . OCLC 1316703008 .
- ^ Роуч, Стивен (2022). Случайный конфликт: Америка, Китай и столкновение ложных повествований . Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv2z0vv2v . ISBN 978-0-300-26901-7 . JSTOR j.ctv2z0vv2v . S2CID 252800309 .
- ^ Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21001-0 .
- ^ «Запасы солнечной энергии в Китае растут после обещания Си Цзиньпина сократить выбросы углерода к 2060 году» . Bloomberg.com . 08.10.2020 . Проверено 05 января 2021 г.
- ^ «Китай, который станет углеродно-нейтральным до 2060 года, снизит прогнозы потепления примерно на 0,2–0,3 градуса Цельсия» . Трекер климатических действий . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ «Китай добивается лучшей защиты реки Янцзы с помощью исторического закона» . Рейтер . 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . ISBN 978-962-996-827-4 .
- ^ Кертис, Саймон; Клаус, Ян (2024). Город «Пояса и пути»: геополитика, урбанизация и поиск Китаем нового международного порядка . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/jj.11589102 . ISBN 9780300266900 . JSTOR jj 11589102 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Солнечная энергия | Руководство по климатической политике Китая» . 2022-07-25. Архивировано из оригинала 25 июля 2022 г. Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ «Даже с учетом самого крупного за всю историю законопроекта о климате США отстают от Китая по расходам на «зеленую энергию»» . Bloomberg.com . 15 августа 2022 г. Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сандалоу, Дэвид (июль 2018 г.). Руководство по климатической политике Китая (PDF) . Нью-Йорк: Колумбийский центр глобальной энергетической политики. ISBN 978-1-7261-8430-4 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ де Йонг, Мартин; Ю, Чанг; Джосс, Саймон; Веннерстен, Рональд; Ю, Ли; Чжан, Сяолин; Ма, Синь (15 октября 2016 г.). «Развитие экогородов в Китае: решение проблем реализации политики» . Журнал чистого производства . Специальный том: Переход к устойчивому потреблению и производству в городах. 134 : 31–41. дои : 10.1016/j.jclepro.2016.03.083 . ISSN 0959-6526 .
- ^ Хантер, Гарфилд Уэйн; Саго, Гидеон; Ветторато, Даниэле; Цзяюй, Дин (11 августа 2019 г.). «Устойчивость инициатив низкоуглеродных городов в Китае: комплексный обзор литературы» . Устойчивость . 11 (16): 4342. дои : 10.3390/su11164342 . ISSN 2071-1050 .
- ^ Линь, Чжунцзе (01 ноября 2018 г.). «Экологический урбанизм в Восточной Азии: сравнительная оценка двух экогородов Японии и Китая» . Ландшафт и городское планирование . 179 : 90–102. doi : 10.1016/j.landurbplan.2018.07.008 . ISSN 0169-2046 . S2CID 91369184 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брусси, Винсент (2023). Социальный кредит: Воюющие государства развивающейся китайской империи данных . Сингапур: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 9789819921881 .
- ^ Картер, NT и Мол, APJ (2007) Управление окружающей средой в Китае . Лондон: Рутледж
- ^ Вэнь, Дж. (2004) http://www.sociology.cass.netcn/shxw/shgz/shgz6/t20040405_1994.htm [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Лю, Дж. и Даймонд, Дж. (2005) «Окружающая среда Китая в глобализирующемся мире», природа , 435, 1179-1186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дженнифер Дагган (25 апреля 2014 г.). «Загрязнителей Китая ждут крупные штрафы в соответствии с изменением закона» . Хранитель . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Рэйчел Э. Стерн, Экологические судебные разбирательства в Китае: исследование политической амбивалентности (Cambridge University Press, 2013); Ся Цзюнь, « Суды Китая не защищают окружающую среду », «Китайский диалог», 16 января 2012 г.
- ^ «Закон Китайской Народной Республики о контроле за загрязнением воды» . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ chinanews. «Поправки к закону о предотвращении и контроле загрязнения воды в Китае могут повысить лимит штрафов за незаконные загрязнители до одного миллиона юаней – Новости Китая» дата , обращения 11 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «О Законе Китая о загрязнении воды. Описание поправки» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мур, Скотт (апрель 2013 г.). «Проблема, политика и политика водных ресурсов в Китае» . Брукингс .
- ^ Фриман, Карла (2011). «Утоление жажды дракона: проект переброски воды с юга на север - старая водопроводная система для Нового Китая?». Отчет Китайского экологического форума – через Вашингтон, округ Колумбия: Международный центр ученых Вудро Вильсона.
- ^ (16 февраля 2012 г. ) Государственный совет . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Стэнвей, Дэвид (26 июля 2012 г.). «Загрязнение делает воду на четверти Китая непригодной для использования: министерство» . Рейтер .
- ^ Мерта, Эндрю (декабрь 2005 г.). «Мягкая» централизация Китая: изменение властных отношений тяо/куай» . Китай Ежеквартальный . 184 : 791–810. дои : 10.1017/S0305741005000500 . S2CID 154662407 .
- ^ Джахиил, Эбигейл (март 1997 г.). «Противоречивое влияние реформы на охрану окружающей среды в Китае» . Китайский ежеквартальный журнал . 149 : 81–103. дои : 10.1017/S0305741000043642 . S2CID 154599980 — через CambridgeCore.
- ^ Эдвард Вонг (29 марта 2013 г.). «Стоимость экологического ущерба в Китае быстро растет на фоне индустриализации» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Bloomberg News (14 января 2013 г.). «Пекин приказал убрать с дорог служебные автомобили, чтобы снизить загрязнение» . Блумберг . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ «Новая эпопея» . Экономист . Газета «Экономист», ООО, 21 октября 2010 г. Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Эдвард Вонг (21 марта 2013 г.). «Поскольку загрязнение окружающей среды в Китае ухудшается, решения уступают место расприм» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ «Закон Китая о предотвращении и контроле загрязнения атмосферы (поправка 2018 г.)» (PDF) .
- ^ «Закон Китайской Народной Республики о предотвращении и контроле загрязнения воздуха (редакция 2000 г.)» .
- ^ Министерство охраны окружающей среды Китайской Народной Республики (9 мая 2017 г.) «Бюллетень состояния окружающей среды Китая за 2015 г.» PDF) . ( Архивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2017 г. Проверено 9 мая. 2017 .
- ^ «Китай сократил загрязнение воздуха за 7 лет настолько, насколько это сделали США за три десятилетия» . Bloomberg.com . 14 июня 2022 г. Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Чен, Жуйшань; Щербинин, Алексей де; Йе, Чао; Ши, Гоцин (16 мая 2014 г.). «Загрязнение почвы в Китае: фермы на передовой». Наука . 344 (6185): 691. Бибкод : 2014Sci...344..691C . дои : 10.1126/science.344.6185.691-a . ISSN 0036-8075 . ПМИД 24833373 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Самой игнорируемой угрозой здоровью населения в Китае является токсичная почва» . Экономист . 08.06.2017 . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Линлинг, Ли; Жэньчжи, Чжан; Чжужу, Ло; Вейли, Лян; Цзюньхун, Се; Лицюнь, Цай; Беллотти, Б. (01 марта 2014 г.). «Эволюция сохранения почвы и воды в богарных районах Китая» . Международные исследования по сохранению почвы и воды . 2 (1): 78–90. Бибкод : 2014ISWCR...2...78L . дои : 10.1016/S2095-6339(15)30015-0 . ISSN 2095-6339 .
- ^ Лин, Юсуо; Ван, Гоцин (2018). «20-летие защиты почвенной среды в Китае». Двадцать лет исследований и разработок в области загрязнения и восстановления почв в Китае . Спрингер, Сингапур. стр. 55–63. дои : 10.1007/978-981-10-6029-8_4 . ISBN 9789811060281 .
- ^ «Министерство охраны окружающей среды отказывается раскрыть это на основании государственной тайны — Legal Network» . www.legaldaily.com.cn Архивировано из оригинала 19 апреля 2018 г. Проверено г. 16 апреля 2018
- ^ «Национальное исследование загрязнения почвы, 2014 г., Китай» (PDF) .
- ^ Хуан, Ин; Чен, Цяньцянь; Дэн, Мэйхуа; Джапенга, Ян; Ли, Тинцян; Ян, Сяоэ; Он, Чжэньли (01 февраля 2018 г.). «Загрязнение тяжелыми металлами и оценка риска для здоровья сельскохозяйственных почв в типичном пригородном районе на юго-востоке Китая». Журнал экологического менеджмента . 207 : 159–168. дои : 10.1016/j.jenvman.2017.10.072 . ISSN 0301-4797 . ПМИД 29174991 .
- ^ Ван Ян. «Министерство охраны окружающей среды представляет прогресс в области управления почвенной средой с 2016 года_Пресс-релиз_Правительственная сеть Китая» www.gov.cn Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Кай, Сюй; Гуандун, Тянь (12 августа 2022 г.). «Кодификация и перспективы кодификации экологического права Китая с точки зрения глобального управления окружающей средой» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения : 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Экологическое право и практика в Китае: обзор | Практическое право» . content.next.westlaw.com . Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ван, Сюян; Ли, Юцян; Ван, СиньЮань; Ли, Юлин; Лиан, Цзе; Гун, Сянвэнь (22 февраля 2021 г.). «Временные и пространственные изменения NDVI и анализ движущих факторов в опустыненных районах Северного Китая с 1998 по 2015 год» . Границы в науке об окружающей среде . 9 : 633020. дои : 10.3389/fenvs.2021.633020 . ISSN 2296-665X .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)» , Ежегодник Организации Объединенных Наций, 1997 г. , ООН, 31 декабря 1997 г., стр. 1524–1527, doi : 10.18356/baa2d20e-en , ISBN 978-92-1-057497-6 , получено 20 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фэн, Ци; Ма, Хуа; Цзян, Сюэмэй; Ван, Синь; Цао, Шисюн (3 декабря 2015 г.). «Что вызвало опустынивание в Китае?» . Научные отчеты . 5 (1): 15998. Бибкод : 2015NatSR...515998F . дои : 10.1038/srep15998 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 4630590 . ПМИД 26525278 .
- ^ Ху, Ся, Гуомин (17 апреля 2020 ) , Лянью ; г. Лю, Яньли, Пейцзюнь ; Лю . 3258. дои : 10.3390/ . ISSN 2071-1050 su12083258
- ^ Лю, Пинкуо; Хэй, Чжаохуэй (01 ноября 2022 г.). «Стратегический анализ и разработка рамок международного сотрудничества в области энергетического перехода: взгляд из Китая» . Энергетические отчеты . 8 : 2601–2616. дои : 10.1016/j.egyr.2022.01.173 . ISSN 2352-4847 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Истинная стоимость угля (полный отчет)» . www.understandchinaenergy.org . 19 ноября 2012 г. Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Чжан, Чжэнцзя; Ван, Чао; Тан, Исянь; Чжан, Хун; Фу, Цяоянь (2 декабря 2015 г.). «Анализ оседания грунта в районе добычи угля в Хуайнане с использованием временных рядов InSAR» . Международный журнал дистанционного зондирования . 36 (23): 5790–5810. Бибкод : 2015IJRS...36.5790Z . дои : 10.1080/01431161.2015.1109725 . ISSN 0143-1161 . S2CID 131030332 .
- ^ «Закон об угле Китайской Народной Республики_Сеть Национального народного конгресса Китая» www.npc.gov.cn Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Том 3 истории китайских инженеров: инновации и превосходство: рост современных инженерных групп и инженерные достижения .
- ^ «Передача газа Запад-Восток — Финансовая энциклопедия — Финансовые секреты» www.ucaimi.com Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Ву, Цзянь; Цуй, Чуньин; Го, Сяомань (01 апреля 2022 г.). «Влияние проекта газопровода Запад-Восток на энергосбережение и сокращение выбросов: эмпирические данные из провинции Хубэй в Центральном Китае» . Наука об окружающей среде и исследования загрязнения . 29 (19): 28149–28165. Бибкод : 2022ESPR...2928149W . дои : 10.1007/s11356-021-18427-w . ISSN 1614-7499 . ПМИД 34988817 . S2CID 245711146 .
- ^ «Китайский газотранспортный проект с запада на восток способствует низкоуглеродному развитию» . английский.www.gov.cn . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ «Загрязнение атмосферного воздуха» .
- ^ EPA, Инициатива экологического права Китая .
- ^ NRDC, Экологическое право в Китае
- ^ «Соблюдение экологических норм при слабом верховенстве закона: опыт Китая» . JournalistsResource.org, получено 30 июля 2014 г.