Начальная стадия социализма
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( ноябрь 2017 г. ) |
Китайский портал |
Первичная стадия социализма (иногда называемая предварительной стадией социализма ), [1] введенная в официальный дискурс Мао Цзэдуном как начальная стадия социализма , представляет собой подтеорию китайской марксистской мысли , которая объясняет, почему капиталистические методы используются в китайской экономике . Он утверждает, что Китай находится на первой стадии строительства коммунистического общества , на стадии частной собственности. [2]
Происхождение [ править ]
Концепция начальной стадии социализма была задумана до того, как Китай начал экономические реформы. [3] Обсуждая необходимость товарных отношений на I Чжэнчжоуской конференции, проходившей со 2 по 10 ноября 1958 года, Мао Цзэдун — председатель — ЦК КПК заявил , что Китай находится на «начальной стадии социализма». [3] Мао не стал развивать эту идею; его преемники сделали это. [3]
Сюэ Муцяо о «незрелой социалистической системе Теория »
Сюэ Муцяо ввел термин «слаборазвитый социализм» в своей книге «Социалистическая экономика Китая » . [4] Книга была написана в ортодоксальных марксистско-ленинских рамках, изложенных Иосифом Сталиным в книге «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952). [5] Сюэ писал, что социалистический способ производства состоит из нескольких фаз, и для того, чтобы Китай достиг развитой формы социализма, ему необходимо сосредоточиться на развитии производительных сил . [5] Он предложил теорию, согласно которой основными законами экономического роста были такие, согласно которым «производственные отношения должны соответствовать уровню производительных сил». [5] Подобно Сталину, Сюэ считал производительные силы первичными и что это фундаментальный универсальный закон экономики. [5] В отличие от Сталина, Сюэ считал, что существуют принципы, которыми руководствовался социалистический переход, ключевым из которых является принцип « от каждого по способностям, каждому по его труду »; этот принцип будет руководить социалистическим развитием, даже когда Китай достигнет развитого социализма, и будет заменен принципом « от каждого по способностям, каждому по потребностям » только тогда, когда будет существовать всеобщее изобилие. [6] Сюэ основывал свои аргументы на экономической политике, проводившейся во время Культурной революции , которая, по его мнению, привела к «самым серьезным неудачам и самым тяжелым потерям, понесенным партией, государством и народом со времени основания Народной Республики». [6]
Сюэ считал, что производственные отношения определяются собственностью в экономике. [6] Он сказал, что, поскольку производительные силы в Китае «отсталы», производственные отношения находятся на сопоставимом уровне. [7] Полагая, что промышленность в Китае стала «собственностью всего народа», Сюэ заявил, что сельское хозяйство сильно отстает, что требует прекращения практики выплаты заработной платы на основе коллективных усилий, поддержки повторного введения индивидуальных стимулов и увеличения государственных инвестиций в экономику. сельское хозяйство. [7] Предложения Сюэ были отклонены на 6-м пленарном заседании 11- го ЦК, состоявшемся в июне 1981 года, поскольку они не смогли решить проблемы, стоящие перед сельским хозяйством. [8] Начиная с 6-го пленума, КПК во главе с Ван Ли начала поддерживать деколлективизацию сельского хозяйства. [8] Вначале Ван выбрал консервативный реформистский подход, заявив, что:
Необходима осторожность при подходе к реформе общинных учреждений. Мы не должны требовать реформирования каждого уровня сверху вниз, устанавливая временные рамки для выполнения. Пока подходящие новые организационные формы не заменят производственные бригады и бригады, мы не должны безрассудно менять существующие формы и создавать беспорядок. [9]
Ван призвал к демонтажу системы народных коммун и замене ее системой семейной ответственности . [9] Происходящие в системе сельского хозяйства изменения он называл созданием нового способа производства и называл его социалистическим товарным хозяйством . [9] Партийный теоретик Ду Жуньшэн поддержал позицию Ваня, заявив: «Принцип марксизма заключается в том, что каждое изменение в отношениях собственности является неизбежным результатом развития новых производительных сил, которые больше не могут вписываться в старые отношения собственности». [10] Он также сказал:
Сегодняшние домашние дела весьма разнообразны по своему характеру. Поскольку земля находится в общественной собственности, она во многом ограничена коллективной экономикой. Они представляют собой уровень управления в кооперативном хозяйстве и составляют органическую составную часть всей социалистической экономики... Есть опасения, что система домашнего подряда будет способствовать распространению консервативной идеи частного владения среди крестьян. Это опасение не лишено оснований. Однако мы должны уметь видеть и другую сторону дела, которая также оказывается преобладающей. Сегодняшние крестьяне отличаются от крестьян прошлого. Теперь они являются рабочими нового типа в рамках социалистической кооперативной системы. [10]
Теория Су Шаочжи « социализма неразвитого »
Теоретик КПК Су Шаочжи , представитель газеты People's Daily , в 1979 году начал дебаты на конференции по теории КПК, чтобы пересмотреть утверждение Мао Цзэдуна о « классовой борьбе как ключевом звене», когда он ввел термин «неразвитый социализм» для обозначения Китай. [11] Су, написавший в соавторстве с Фэн Ланжуем статью , в 1979 году опубликовал в журнале «Экономические исследования» ( китайский : 经济研究 ; пиньинь : Jīngjì yánjiū ), которая поставила под сомнение китайский социалистический проект, используя марксистскую методологию. [11] В статье проанализированы основы китайского социализма на основе работ Карла Маркса . Маркс проводил различие между коммунизмом низшей стадии, обычно называемым социалистическим способом производства , и коммунизмом высшей стадии, часто называемым коммунизмом . [11] Статья Су и Фэна создала два подразделения внутри социалистического способа производства; первая фаза — переход от капиталистического способа производства к социалистическому — фаза захвата власти пролетариатом , установления диктатуры пролетариата и создания неразвитого социализма. Второй фазой был развитый социализм; социализм, о котором писал Маркс. [11] Они сказали, что Китай является неразвитой социалистической страной, потому что: [12]
Характерными чертами неразвитого социализма являются две формы общественной собственности: товарное производство и товарообмен. Капиталисты в основном уничтожены как класс, но все еще существуют капиталистические и буржуазные остатки, даже феодальные остатки. Есть также немало мелких производителей, классовые различия между рабочими и крестьянами... и сила привычки мелких производителей. Производственные силы еще недостаточно развиты. А продуктов нет в изобилии... Следовательно, переход к социализму еще не завершен. [12]
Су и Фэн выступали против линии партии, согласно которой главное противоречие в китайском обществе находится между « развитой социальной системой » и «отсталыми производственными силами». [13] Эта линия, первоначально задуманная на 8-м Национальном конгрессе, состоявшемся в 1956 году, но удаленная Мао и вновь введенная после смерти Мао, была призвана подчеркнуть важность улучшения экономики. Су счел это проблематичным, поскольку это означало, что надстройка могла быть более развитой, чем уровень производительных сил - утверждение, которое не соответствовало классическому марксизму. [13] Су возразил, заявив, что у Китая нет материальной базы для полного перехода к социализму. Он сказал: [13]
Социалистическая система состоит главным образом из производственных отношений. Развитость производственных отношений или нет определяется лишь одним критерием, а именно, могут ли они удовлетворить потребности производительных сил и способствовать их развитию. Хотя некоторые производственные отношения, например общинная собственность, с точки зрения стадии развития могут превосходить собственность производственного коллектива, сегодня в сельском Китае, где ручной труд остается преобладающим, сохраняется только собственность производственного коллектива, а не общины. , был бы тип производственных отношений, способный соответствовать уровню производительных сил и способствовать их развитию. Если... будет принята общинная собственность, это нанесет ущерб развитию производительных сил. [13]
Реакция на статью Су и Фэна была неоднозначной. Некоторые отреагировали положительно и призвали к отступлению от социалистических практик и возвращению к политике новой демократии — периода, который длился до 1956 года, когда в Китае была смешанная экономика. Более консервативные элементы пытались подавить его. [14] Дэн Лицюнь , заместитель президента Китайской академии общественных наук стал членом Института марксизма-ленинизма CASS . (CASS), использовал свои полномочия для организации митинга с критикой Су, который после написания статьи [15] Хотя Су получил некоторую поддержку со стороны высокопоставленных чиновников, таких как генерал Е Цзяньин , эта концепция стала объектом нескольких репрессий; первый произошел в 1981 году во время подавления социалистов, поддерживающих либеральную демократию . Более поздние репрессии были организованы давним партийным теоретиком Ху Цямоу и, в-третьих, во время кампании по борьбе с духовным загрязнением в 1983 году. [15] Аргументация заключалась в том, что эта идея придавала вес силам, выступающим против социализма в Китае, и поэтому была опасной. [15] Несмотря на это, 6-й Пленум ЦК 11-го созыва одобрил идею о том, что Китай находится на «начальной стадии социализма», даже несмотря на то, что ключевые теоретики, такие как Ван Сяоцян, отвергли китайский социализм как « аграрный социализм », полагая, что социализм был построен на феодальной основе. [16]
Формулирование теории начальной стадии социализма [ править ]
Теория неразвитого социализма Су привела к формулировке начальной стадии теории социализма под Генерального секретаря КПК Чжао Цзыяна . руководством [17] Этот термин использовался КПК во время кампании по борьбе с духовным загрязнением в 1983 году, но так и не получил объяснения. [17] После консультаций с Дэн Сяопином теория первичной стадии социализма была использована в качестве теоретической основы политического доклада 13-му Национальному конгрессу, состоявшемуся в 1987 году. [17] Теория была сосредоточена главным образом на развитии производительных сил и придерживалась в высшей степени экономического детерминистского взгляда на развитие социализма. [18] Несмотря на определенные недостатки, эта теория по-прежнему используется для объяснения использования капиталистических методов в Китае. [18] Основная цель теории заключалась в переосмыслении социализма, чтобы сделать марксизм пригодным для современного использования. [19] Су и Чжан Сянъян заявили, что первый этап социализма в Китае начался в 1950-х годах, когда КПК положила конец политике новой демократии, и продлится примерно 100 лет. [20] Прежний акцент на экономическом равенстве в пользу экономического роста был оставлен. Дэн заявил:
Из многих уроков, которые нам предстоит подвести итог, очень важный таков: мы должны разъяснить, что такое социализм и как строить социализм... Основная задача социализма — развитие производительных сил и повышение материального уровня. и культурной жизни народа. Наш двадцатилетний опыт с 1958 по 1976 годы подсказал нам: бедность – это не социализм, социализм – это искоренение бедности. Не развивать производительные силы и не повышать уровень жизни народа — это не социализм. [21]
К этому моменту Дэн приравнял поддержку социализма к повышению уровня производительных сил; идеал общего равенства был отложен на неопределенный срок. [21] Су и Чжан пришли к аналогичным выводам, заявив, что Маркс преследовал две цели, когда писал о социалистическом будущем: общественную систему, в которой развивались бы производительные силы, а человеку был бы предоставлен большой шанс на саморазвитие. [21] Однако развитие производительных сил стало предпосылкой большего самообучения личности посредством общего равенства; Су и Чжан заявили, что первое приведет ко второму. [21] Левые в целом были довольны этой теорией, основанной на ортодоксальных марксистских предпосылках. Однако некоторые правые считали, что эта теория является доказательством того, что Китаю необходимо вновь ввести капитализм для построения социализма. Маркс писал, что социализм развился из капитализма, но Китай отказался от капиталистического способа производства и перешел от феодализма к социализму. [22]
Статья советника Чжао Бао Дуна «Молодая лошадь социализма, старая лошадь капитализма и другие связанные с этим вопросы», опубликованная в « Жэньминь жибао» , стала первой теоретической работой, в которой была предпринята попытка объяснить эту концепцию. [23] Бао сказал, что экономическая основа социализма в Китае была слабой и содержала элементы феодализма, и что признание положения Китая как находящегося на начальной стадии социализма дало бы ответ на «многие идеологические вопросы, которые можно легко решить». [23] Чэнь Цзюньшэн , генеральный секретарь Госсовета , написал аналогичную статью , в которой подчеркивалась необходимость поддерживать Четыре кардинальных принципа и реформы на начальном этапе социализма. [23]
Влияние на партийную идеологию [ править ]
на Изменение взглядов капитализм
Переосмысление социализма непосредственно привело к переосмыслению капитализма из-за их диаметральной противоположности друг другу. [24] Ранее КПК заявила, что поддержка капитализма означает поддержку исторического отступления, а капитализм считается диаметральной противоположностью социализма, а их отношения считаются враждебными и несовместимыми. [24] Официальная реконцепция этих двух терминов была одобрена в Политическом отчете 13-му Национальному конгрессу. [24] До реформаторских усилий считалось, что капитализм и социализм являются частью последовательных отношений, причем последний развивается из первого. [24] Менее традиционная точка зрения заключалась в том, что капитализм доказал, что обладает «большим потенциалом для создания человеческой цивилизации», чем ожидал Маркс, что косвенно означало, что социализм может поучиться у капитализма. [24] Еще одним признаком преемственности было то, что две системы существовали бок о бок. [24]
Первым изменением в официальном дискурсе стал осуждение Владимира Ленина . теории империализма [25] Ленин пришел к выводу, что капитализм достиг стадии империализма, стадии, на которой капитализм претерпит затяжной кризис, который приведет к войне, неизбежным социалистическим революциям и прекращению войны вновь созданными социалистическими государствами. [25] Эта теория легла в основу китайской внешней политики вплоть до 1970-х годов, но официально не подвергалась критике до доклада Чжао 13-му Национальному конгрессу. [25] На съезде Чжао повторно использовал заявление Дэн Сяопина 1985 года, в котором он сказал: «[t] главные темы современного мира - это мир и развитие». [25] Говоря, что задачей социалистических стран является поддержание «мира и развития», а не «войны и революции», Дэн упрекал теорию Ленина. [25] По словам Су и Чжана, причина изменения заключалась в следующем: [25]
- снижение идеологического конфликта в сочетании с созданием ядерного оружия радикально изменило отношения Восток-Запад, а конец колониализма изменил основу отношений Север-Юг; [25]
- технический и научный прогресс – вопреки прогнозам Маркса – укрепил капитализм и изменил международную арену после смерти Ленина; [25]
- возросшая экономическая взаимозависимость, вызванная экономической глобализацией, снизила риски войны; [25]
- реформы внутри социалистических государств приблизили социалистические экономики к мировому рынку и капиталистическим экономикам. [25]
Сюй Цзятунь , партийный теоретик, сказал, что капитализм изменился со времен Маркса; Доказательством этого было «появление макроэкономического регулирования , государства всеобщего благосостояния и среднего класса , которые улучшили социально-экономические структуры и классовые отношения при капитализме. [26] Сюй пришел к выводу, что капитализм оказался более успешной системой, чем китайский социализм, основанный на феодальной идеологии и институтах. [26] Юй Гуанъюань заявил, что Маркс ошибался и что изменения внутри капитализма позволили добиться гораздо большего развития производительных сил, чем Маркс мог когда-либо представить возможным. [26] Однако наиболее распространенной точкой зрения стала теория конвергенции , взгляды приверженцев которой были опубликованы в ведущих СМИ по всей стране. [26] Теория конвергенции утверждала, что социализм и капитализм становились все более похожими, поскольку капиталистические и социалистические страны становились все более похожими в экономическом плане; планирование имело место при капитализме, рыночная экономика имела место при социализме, собственность и управление были разделены в обеих системах, и обе они претерпели схожие модели модернизации. [26] На этом основании сторонники теории конвергенции призвали людей перестать спрашивать, является ли определенная технология капиталистической или социалистической, поскольку это больше не имеет значения. [26] Конечным результатом теории конвергенции стала деидеологизация значения этих двух терминов. [26]
материализм: универсальный закон методология Исторический или
На 13-м Национальном конгрессе Чжао пришел к выводу, что распространенная ошибка правых при анализе развития Китая заключалась в том, чтобы поставить под сомнение легитимность революции и элементов социалистической надстройки, возникших после нее, и что распространенная ошибка левых заключалась в убеждении, что можно пропустить начальный этап. от социализма непосредственно к развитому социализму, — точку зрения, которую Чжао назвал утопической. [27] Однако возникла проблема; по официальным заявлениям, Китай имел развитую надстройку и отсталые производительные силы; это противоречило классическому марксизму, который утверждал, что надстройка «определяется исключительно экономическими факторами» — в Китае способ производства определялся надстройкой. [27] Все это шло вразрез с общим представлением теории исторического материализма Маркса , которая утверждает, что способ производства основан исключительно на материальной базе. [27] Однако Су и Чжан не верили, что эти расхождения доказали ошибочность теории; они пришли к выводу, что исторический материализм следует считать «научной методологией анализа общей тенденции», а не универсальным законом, объясняющим прошлые и будущие исторические процессы. [27] По мнению Су и Чжана, вместо того, чтобы рассматривать один фактор — экономику — как доминирующий, как это делалось ранее, следует проанализировать, как все факторы взаимодействуют друг с другом, особенно влияние надстройки на остальную часть общества. [27] По их мнению, элементы надстройки «сыграли очевидную роль в «прыжке» Китая от полуфеодализма к социализму». Социализм в Китае был защищен КПК и ее приверженностью марксистской идеологии. [27]
Проблема исторического материализма как обязательного закона заключалась, по мнению правых, в том, какую роль люди играли в историческом развитии, и в возможности существования иных способов производства, чем те, которые были намечены Марксом. [27] По мнению Хун Инсаня , понятие первичной стадии социализма было трудным, поскольку оно подразумевало, что Китай был одновременно докапиталистическим и посткапиталистическим. [27] Это противоречило основному представлению исторического материализма о том, что история была скорее однолинейной , чем многолинейной , и доказывало, что другие факторы, помимо производительных сил в обществе, «могут определять способ производства в данном обществе». [27] Проблема, стоящая перед КПК, заключалась в том, что однолинейный взгляд на историю означал, что Китай не мог принять социализм, потому что он обошел капиталистический способ производства, а многолинейный взгляд означал, что Китаю не нужно было принимать социализм, потому что это не был конкретный «этап в эволюция человека». [27] Су и Чжан заявили, что наиболее острой проблемой, на которую должны ответить теоретики КПК, является вопрос: «Есть ли у людей свобода выбора определенного набора производственных отношений?». [28] Они указали на теорию Маркса об азиатском способе производства . [29] Некоторые правые выступали против способа производства, предложенного Марксом, заявляя, что все изменения в человеческой истории были субъективными и не подчинялись универсальным законам. [29]
Роль марксизма [ править ]
Хотя КПК проводила неортодоксальную экономическую политику, она считала, что партия сможет защитить цель социалистического развития Китая, превратив марксизм в доминирующую систему ценностей. [26] Это нашло свое отражение во введении термина « социалистическая духовная цивилизация », концепции, введенной в 1981 году и упомянутой в Политическом отчете 13-му Национальному конгрессу. [26] Основная функция социалистической духовной цивилизации заключалась в предотвращении опасностей идеологического отступления в стремлении партии продвинуться к социализму. [26] В резолюции КПК 1986 года говорилось: «Мы не сможем гарантировать социалистическое направление нашего курса модернизации, и наше социалистическое общество потеряет свои цели и идеалы», если партия перестанет поддерживать марксистскую доктрину. [30] Однако, поскольку материальная база, официально называемая материальной цивилизацией, созданная в результате экономических реформ, не соответствовала марксистскому анализу социализма, КПК пришла к выводу, что в новую эпоху марксизму будет отведена роль доминирующей системы ценностей, которая предполагалось, что могут быть приняты и другие системы ценностей, но эти системы не могли отрицать марксизм. [31]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Правильное понимание теорий, касающихся предварительной стадии социализма , Вэй Синхуа и Сан Байчуань. 1998. Журнал Китайского университета Жэньминь, 1998, V(1): 7-13,126.
- ^ «Некоторые китайцы хотят, чтобы их страна приблизилась к коммунизму» . Экономист . ISSN 0013-0613 . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли 1995 , с. 400.
- ^ Маккарти 1985 , с. 142.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Маккарти 1985 , с. 143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккарти 1985 , с. 144.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккарти 1985 , с. 145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккарти 1985 , с. 146.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккарти 1985 , с. 147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккарти 1985 , с. 148.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вс 1995 , с. 184.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вс 1995 г. , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вс 1995 , с. 185.
- ^ Вс 1995 , стр. 185–186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вс 1995 , с. 186.
- ^ Вс 1995 , с. 186–187.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вс 1995 , с. 195.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вс 1995 г. , стр. 196–197.
- ^ Вс 1995 , с. 199–201.
- ^ Вс 1995 , с. 202.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вс 1995 , с. 203.
- ^ Вс 1995 , стр. 203–204.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фьюсмит 1997 , с. 205.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Вс 1995 , с. 206.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вс 1995 , с. 207.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вс 1995 , с. 208.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вс 1995 , с. 204.
- ^ Вс 1995 , стр. 204–205.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вс 1995 , с. 205.
- ^ Вс 1995 , стр. 208–209.
- ^ Вс 1995 , с. 209.
Источники [ править ]
- Цитируемые книги
- Фьюсмит, Джозеф (1997). Дилеммы реформ в Китае: политический конфликт и экономические дебаты . Я Шарп . ISBN 978-1-56324-328-8 .
- Ли, Гучэн (1995). Глоссарий политических терминов Китайской Народной Республики . Издательство Китайского университета . ISBN 9789622016156 .
- Маккарти, Грег (1985). Брюггер, Билл (ред.). Китайский марксизм в движении, 1978–84: Очерки эпистемологии, идеологии и политической экономии . Я Шарп . ISBN 978-0-87332-323-9 .
- Сунь, Ян (1995). Китайская переоценка социализма, 1976–1992 гг . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-02998-6 .