Выборы в Китае
![]() |
---|
![]() |
Выборы в Китайской Народной Республике проводятся в рамках однопартийной авторитарной политической системы, контролируемой Коммунистической партией Китая (КПК). [1] [2] Прямые выборы , за исключением специальных административных районов Гонконга Макао и , происходят только на местных собраниях народных представителей и сельских комитетах, при этом все кандидатуры кандидатов предварительно одобряются КПК. [1] [3] По закону все выборы на всех уровнях должны проводиться под руководством КПК. [4]
С момента основания Китайской Народной Республики выборы были сильно ограничены монополией КПК на власть, ограничениями свободы слова и партийным контролем над номинациями. [5] [6] [7] Выборы не являются плюралистическими, поскольку не допускается никакая оппозиция. [8] [9] Рори Труекс, исследователь китайской политики в Принстонском университете , утверждает, что «КПК жестко контролирует процессы выдвижения и выборов на всех уровнях системы Народного собрания … многоуровневый, непрямой избирательный механизм в системе Народного конгресса гарантирует, что депутаты на самые высокие уровни не сталкиваются ни с каким подобием избирательной ответственности перед китайским гражданом». [9]
Местные собрания народных представителей избираются прямым голосованием под контролем КПК. Все более высокие уровни собраний народных представителей, вплоть до Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), национального законодательного органа, избираются косвенно народными собраниями уровня, расположенного непосредственно ниже. [9] Выдвижение кандидатов на всех уровнях контролируется КПК, а высшее положение КПК закреплено в конституции штата . [8]
Избирательная система [ править ]
Прямые выборы [ править ]
представителей городов, районы , уезды , , избираются городские округа и , поселки , наконец, разделенных поселки не прямым поселки , на национальные Съезды народных голосованием . [10] [ нужен неосновной источник ] Кроме того, члены и председатели деревенских комитетов ( 村 ) избираются прямым голосованием. [11] : 3
Местные народные конгрессы [ править ]

Согласно закону о выборах от 1 июля 1979 года, выдвижение кандидатов на прямые местные выборы (в округах, поселках и т. д.) может производиться КПК, различными другими политическими партиями , массовыми организациями или любым избирателем, которого поддерживают не менее 10 других избиратели. [12] [ нужен неосновной источник ] Окончательный список кандидатов на выборах должен быть составлен путем «обсуждений и консультаций» или первичных выборов . [13] который официально проводится избирательной комиссией по согласованию с небольшими группами избирателей; [12] [ нужен неосновной источник ] хотя на практике кандидатов выбирают чиновники КПК. [14] Члены избирательных комиссий назначаются постоянными комитетами собраний народных представителей соответствующего уровня. [12] [ нужен неосновной источник ] Процесс, используемый в соревновательных гонках, известен как «три взлета и три падения» ( 三上三下 , sān shàng sān xià ). [15] По мнению китайского правительства, процесс «трех взлетов и трех падений» должен работать следующим образом:
- избирательная комиссия сопоставляет все кандидатуры, проверяет их и публикует список кандидатов и их основные сведения (сначала «вверх»). Опубликованный список предоставляется для обсуждения группам избирателей, включающим избирателей каждого географического или институционального электората (сначала «вниз»);
- Мнения групп избирателей передаются через представителей групп на заседании комитета с целью сокращения числа кандидатов (второй «вверх»). Мнения различных групп избирателей и обсуждения на заседании комитета затем доводятся до избирателей, и их мнение выясняется (второй «вниз»); и
- Мнения групп избирателей еще раз сопоставляются и сообщаются избирательной комиссии, которая на основе мнений большинства избирателей определяет окончательный список кандидатов (третий «вверх»). Список имен и основные данные публикуются избирателями (третий «вниз»). [16]
Число кандидатов на прямых выборах должно быть в 1,3-2 раза больше числа избираемых депутатов. [12] [ нужен неосновной источник ] Если собрания народных представителей выше уровня уезда избирают депутатов следующего более высокого уровня, число кандидатов должно в 1,2–1,5 раза превышать число избираемых депутатов. [12] [ нужен неосновной источник ] Голосование проводится тайным голосованием , и избиратели имеют право отменить выборы . [17]
Имеющие право избиратели и их избирательные округа выбираются из семейных ( 户籍 ) или трудовых списков 单位 или dānwèi ) для ( сельских и городских избирателей соответственно, которые затем передаются в избирательные комиссии после перекрестного допроса руководителями избирательных округов. [18]
Депутаты избираются либо от одномандатных, либо от многомандатных округов с использованием модифицированной формы блочного комбинированного одобрительного голосования , при котором избирателю предоставляется столько голосов, сколько мест необходимо заполнить (от каждого кандидата может быть выбран только один вариант). с возможностью проголосовать за или против кандидата или воздержаться. Максимальное количество депутатов от округа — три депутата, при этом в каждом округе в пределах одного административного района должно быть примерно равное количество человек. [12] [ нужен неосновной источник ] кандидаты должны получить большинство Для избрания голосов. Если число кандидатов, получивших более 50% голосов, превышает количество избранных депутатов, побеждают только те, кто получил наибольшее количество голосов в пределах доступного количества мест. [12] [ нужен неосновной источник ] Равное количество голосов между кандидатами определяется вторым туром выборов . Если число избранных депутатов меньше числа депутатов, подлежащих избранию, проводится второй тур выборов для заполнения оставшихся мест. [12] [ нужен неосновной источник ] Во втором туре выборов кандидат(ы), набравший наибольшее количество голосов, избирается местным депутатом; однако, чтобы быть избранным, кандидат должен набрать не менее одной трети голосов во втором туре. [12] [ нужен неосновной источник ] Вакансии заполняются путем довыборов . [12] [ нужен неосновной источник ]
Главы местных народных правительств [ править ]
Главы народных правительств официально избираются Собранием народных представителей этого уровня в соответствии с Органическим законом о местных собраниях народных представителей и правительствах. [19] но главы поселковых управлений экспериментально избирались народом с помощью различных механизмов. [20] Используются несколько моделей: [21]
- прямое выдвижение и выборы ( китайский : прямое выдвижение и выборы ; пиньинь : чжи туй чжи сюань )
- выборы направления ( китайский : прямые выборы ; пиньинь : чжи сюань )
- в трех турах ( китайский : два голосования 三级二级; пиньинь : сан лунь лянь пяо чжи )
- конкурс, основанный на массовых рекомендациях ( китайский : популярная рекомендательная кампания ; пиньинь : мин туй цзин сюань )
- выдвижение и выборы массами ( 海 选 или hώi xuώn ; буквально «морские выборы»)
- общественная рекомендация и публичные выборы ( китайский : публичная рекомендация и публичные выборы ; пиньинь : гун туй гун сюань )
- вотум доверия ( китайский : вотум доверия ; пиньинь : синь жэнь ту пяо )
Деревенские старосты [ править ]
Придя к власти в 1978 году, Дэн Сяопин экспериментировал с прямой демократией на местном уровне. [22] Деревни традиционно были самым низким уровнем власти в сложной иерархии управления Китая. [23] В соответствии с Органическим законом о деревенских комитетах , ожидается, что все из примерно 1 миллиона деревень Китая проведут конкурентные прямые выборы в субправительственные деревенские комитеты. Внесенная в 1998 году поправка к закону потребовала усовершенствования процесса выдвижения кандидатов и повышения прозрачности управления сельскими комитетами. [24] Пересмотренный закон также прямо передал право выдвигать кандидатов самим сельским жителям, а не сельским группам или отделениям КПК. [25]
Многие критиковали местных избранных представителей за то, что они служат «резиновыми штампами», а высшая власть по-прежнему принадлежит местным секретарям КПК, хотя в некоторые периоды коммунисты заигрывали с идеей потенциального разрешения некоторой конкуренции. [6] В начале 1980-х годов несколько южных деревень начали проводить политику «Голосуй за своего вождя», согласно которой предполагается проведение свободных выборов для избрания деревенского старосты, который традиционно обладает большой властью и влиянием в сельском обществе. [26] Многие из этих выборов с участием нескольких кандидатов [27] были успешными, включая дебаты кандидатов, формальные платформы и открытие урн для тайного голосования. [28] Первоначальные реформы не включали всеобщее избирательное право. [29] В таких выборах обычно принимают участие не более 2000 избирателей, а первый прошедший пост» . для определения победителя используется система « [ нужна ссылка ] без ограничений по политической принадлежности. [30] Выборы, первоначально проводившиеся каждые три года [31] но позже изменилось на пять, [6] всегда контролируются органами власти более высокого уровня, обычно правительством округа . Частично причиной этих досрочных выборов было переложить ответственность за обеспечение хорошей работы и снижение уровня коррупции среди местных лидеров с китайской бюрократии на местных жителей. [32]
С 2018 года центральные власти КПК официально призвали к использованию модели ицзяньтяно ( 一肩挑 ), в которой сельские комитеты и сельские комитеты КПК будут иметь одинаковый состав, причем оба возглавляются секретарем деревенского комитета КПК. [6] В пятилетнем плане в 2018 году оно объявило, что одна треть из более чем 500 000 «административных деревень» уже следует этой системе, и призвало как минимум половину сельских руководителей следовать этой системе. Это привело к ужесточению проверки кандидатов, включая блокирующих активистов и других лиц, которые, как считается, нарушают политические взгляды. [6]
Исследование, проведенное Американской экономической ассоциацией в 2022 году , углубилось в проведение деревенских выборов в сельских районах Китая и возможное снижение деревенской автономии в последующие годы. Исследователи полагают, что это снижение связано с бюрократическими возможностями. По мере того как административный потенциал на уровне деревни укрепляется, авторитарные фигуры сокращают влияние выборных органов, чтобы восстановить контроль. [33]
Непрямые выборы [ править ]
Народные конгрессы провинций ( 省 ), муниципалитетов прямого управления ( 直辖市 ) и городов, разделенных на районы ( 设区的市 ), избираются косвенно Народным конгрессом нижестоящего уровня. [10] [ нужен неосновной источник ] Губернаторы, мэры и главы уездов, округов, поселков и городов избираются соответствующими местными народными конгрессами. [34] [ нужен неосновной источник ] Председатели народных судов и региональные генеральные прокуроры народных прокуратур избираются соответствующими местными собраниями народных представителей выше уездного уровня. [34] [ нужен неосновной источник ]
Местные народные правительства [ править ]
Местный народный конгресс на каждом административном уровне - за исключением деревенского уровня в сельской местности, где проводятся прямые выборы - выбирает кандидатов на руководящие должности на этом уровне правительства, а также председателей / председателей своих региональных постоянных комитетов Народного конгресса. [ нужна ссылка ]
Всекитайское собрание народных представителей [ править ]
Всекитайское собрание народных представителей (ВНК) состоит из 2977 членов, избираемых сроком на пять лет. Депутаты избираются (в течение трехмесячного периода) собраниями народных представителей провинций Китая, автономных районов , муниципалитетов, находящихся непосредственном подчинении центрального правительства, а также коллегией выборщиков в специальных административных районах Гонконга в и Макао , а также вооруженные силы, которые функционируют как широкие избирательные округа . [35] [ нужен лучший источник ] Как правило, места распределяются между каждым избирательным округом пропорционально его численности населения, хотя система распределения мест для Гонконга, Макао, Тайваня и Народно-освободительной армии различается. [35] [36] Ни одному избирательному округу не может быть выделено менее 15 мест в ВСНП. [35]
ВСНП избирает и назначает следующий персонал: [37]
- Президент Китайской Народной Республики
- Вице-президент Китайской Народной Республики
- Председатель Центральной военной комиссии (КНР)
- Председатель Национальной комиссии по надзору
- Председатель Верховного народного суда
- Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры
ВСНП также назначает премьер-министра Государственного совета по представлению президента, других членов Государственного совета по представлению премьер-министра и других членов Центральной военной комиссии по представлению председателя ЦВС. [37]
Партийный контроль [ править ]
Выборы в Китае происходят в рамках политической системы, контролируемой Коммунистической партией Китая (КПК). [1] [2] [38] [39] все кандидатуры были предварительно одобрены КПК. [1] [3] [5] [9] [40] Положения КПК требуют от членов Народных конгрессов, народных правительств и народных судов выполнять рекомендации КПК (включая выдвижение кандидатур). [41] Избранные лидеры остаются в подчинении соответствующего секретаря КПК, и большинство из них назначаются партийными организациями более высокого уровня. [41]
Есть небольшое количество независимых кандидатов в Конгресс народных представителей, особенно в районах крупных городов, которые иногда проводят агитацию с помощью Weibo . [42] Независимые кандидаты категорически не поощряются и сталкиваются с вмешательством правительства в свои кампании. [7] На практике власть партий, отличных от КПК, устраняется. [42] Поскольку ни одна из второстепенных партий не имеет независимой базы поддержки и не полагается на одобрение КПК при назначении на руководящие должности, ни одна из них не имеет настоящей политической власти, независимой от КПК. Хотя комитеты КПК существуют в собраниях народных представителей всех уровней, ни одна из других партий не имеет какой-либо формы партийных парламентских групп . [ нужна ссылка ]
Законодательство [ править ]
Первый закон о выборах был принят в марте 1953 года, а второй — 1 июля 1979 года. [13] Закон 1979 года разрешал обычным избирателям выдвигать кандидатов, в отличие от закона 1953 года, который не предусматривал такого механизма. [13] Закон 1979 года был пересмотрен в 1982 году, убрав ссылку на способность политических партий, массовых организаций и избирателей использовать «различные формы гласности» и вместо этого предписав, что «избирательные комиссии должны представлять кандидатов избирателям; партии, массовые организации и избиратели, рекомендующие кандидатов, могут представить их на групповых собраниях избирателей». [43] В 1986 году в закон о выборах были внесены поправки, запрещающие первичные выборы. [44]
Традиционно деревенские старосты назначались властями поселка. [11] : 3 Органический закон о сельских комитетах был принят в 1987 году и введен в действие в 1988 году, что позволило вместо этого проводить прямые выборы сельских старост. [11] : 4–5 Поправки к закону о выборах 2020 года предписывают, чтобы все выборы на всех уровнях проводились под руководством КПК. [4]
Критика [ править ]
Проведенные выборы в Китае не соответствуют критериям свободных и справедливых выборов, таким как доступ к избирательным бюллетеням и доступ к политическим СМИ. [45] Свобода политического слова и свобода политических собраний жестко ограничиваются правительством. [46] [47] Широкая китайская общественность практически не имеет права голоса в вопросе о том, как избираются высшие лидеры страны. [48] [46] политическая цензура В стране широко распространена , а политическое инакомыслие жестко наказывается. [49] 2023 года , Китай является третьей наименее электоральной демократической страной в мире и второй наименее электоральной демократической страной в Азии Согласно индексу демократии V-Democracy . [50]
См. также [ править ]
- Законодательная система Китая
- Список результатов голосования Всекитайского собрания народных представителей Китая
- Политика Китая
- Яо Лифа
- Права человека в Китае
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ганди, Дженнифер; Ласт-Окар, Эллен (1 июня 2009 г.). «Выборы при авторитаризме» . Ежегодный обзор политической науки . 12 (1): 403–422. doi : 10.1146/annurev.polisci.11.060106.095434 . ISSN 1094-2939 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли, Чинг Кван; Чжан, Юнхун (01 мая 2013 г.). «Сила нестабильности: раскрытие микрооснов договорного авторитаризма в Китае». Американский журнал социологии . 118 (6): 1475–1508. дои : 10.1086/670802 . ISSN 0002-9602 . S2CID 144559373 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Геддес, Барбара; Райт, Джозеф; Франц, Эрика (2018). Как работают диктатуры . Издательство Кембриджского университета . п. 141. дои : 10.1017/9781316336182 . ISBN 978-1-316-33618-2 . S2CID 226899229 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хао, Минсонг; Кэ, Сиванг (5 июля 2023 г.). «Личные связи и массовое участие в выборах в Китае: результаты общего социального исследования Китая» . Журнал китайской политической науки . 29 (1): 159–184. дои : 10.1007/s11366-023-09861-3 . ISSN 1080-6954 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрнандес, Хавьер К. (15 ноября 2016 г.). « У нас фальшивые выборы»: Китай срывает местные кампании» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Запад когда-то мечтал о том, чтобы демократия укоренилась в сельских районах Китая» . Экономист . 14 января 2021 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЛаФраньер, Шэрон (4 декабря 2011 г.). «Встревоженные независимыми кандидатами, китайские власти принимают жесткие меры» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Демократия» . Расшифровка Китая . Гейдельбергский университет . 4 февраля 2021 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Труекс, Рори (28 октября 2016 г.). Заставить автократию работать: представительство и реагирование в современном Китае . Издательство Кембриджского университета . стр. 52, 111. doi : 10.1017/CBO9781316771785 . ISBN 978-1-107-17243-2 . OCLC 964291909 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Статья 97 Конституции Китая
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ниу, Эмерсон М.С. (1 января 2000 г.). «Введение в избирательные системы, используемые на сельских выборах в Китае» (PDF) . В Макгиннисе, Ребекка (ред.). Современный Китай: приближаясь к 21 веку, 26-я ежегодная китайско-американская конференция, июнь 1997 г., Университет Мэриленда . Бетесда, Мэриленд: Университетское издательство Мэриленда. ISBN 978-1-883053-52-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Избирательный закон Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей Китайской Народной Республики» . NPC.gov . Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики. Архивировано из оригинала 16 сентября 2021 года . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чен 1999 , с. 65.
- ^ «Другая версия демократии: в Китае проводятся выборы» . Экономист . 10 ноября 2016. Архивировано из оригинала 18 июня 2017 года . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Маккормик 1990 , с. 141.
- ^ Каковы конкретные методы определения официальных кандидатов в депутаты уездного и поселкового собрания народных представителей посредством консультаций «три вверх и три вниз»? [Какова конкретная процедура метода «три плюса и три минуса» для определения путем консультаций официальных кандидатов в представители Народного конгресса на уровне округа и префектуры?] (на китайском языке). Хэбэйский народный конгресс. 6 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 04 марта 2016 г.
- ^ Чен 1999 , с. 66.
- ^ Люнг 1996 , стр. 109–110.
- ^ Лин 2011 , стр. 67–69.
- ^ Лин 2011 , с. 66.
- ^ 林 (Лин), 峰 (Фэн) (2011). 郑 (Чэн), 宇硕 (Джозеф Ю.С.) (ред.). Куда движется демократия Китая: демократизация в Китае после инцидента на площади Тяньаньмэнь . Городской университет Гонконга Press . стр. 65–99. ISBN 978-962-937-181-4 . На стр. 77–87.
- ^ Мишель Филлипс (4 июля 2011 г.). «Независимые китайцы бросят вызов коммунистам в 2012 году» . Еженедельник Вашингтон Таймс . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Лэй Се (2012). Экологический активизм в Китае . Рутледж. п. 12. ISBN 9781134020263 .
- ^ Джозеф де Ривера (2008). Справочник по построению культуры мира . Спрингер. п. 162. ИСБН 9780387095752 .
- ^ Б. Он (2007). Сельская демократия в Китае: роль деревенских выборов . Спрингер. п. 25. ISBN 9780230607316 .
- ^ Джеральд Сигал (1989). Политическая и экономическая энциклопедия Тихоокеанского региона . Лонгман. п. 34. ISBN 9780582051614 .
- ^ Джонатан Унгер (2002). Трансформация сельского Китая . Я Шарп. п. 218. ИСБН 9780765605511 .
- ^ Сью Вандер Хук (2011). Коммунизм . АБДО. п. 94 . ISBN 9781617589478 .
- ^ Хьюго Бург (2004). Китайский журналист: передача информации в самой густонаселенной стране мира . Рутледж. п. 77 . ISBN 9780203323267 .
- ^ Эндрю Санктон и Чэнь Чжэньмин (2014). Участие граждан на местном уровне в Китае и Канаде . ЦРК Пресс. п. 214. ИСБН 9781482228977 .
- ^ Гюнтер Шуберт и Анна Л. Алерс (2012). Участие и расширение прав и возможностей на низовом уровне: китайские деревенские выборы в перспективе . Лексингтонские книги. п. 1. ISBN 9780739174807 .
- ^ Уильям А. Джозеф (2014). Политика в Китае: Введение . Издательство Оксфордского университета . п. 302. ИСБН 978-0-19-933942-6 .
- ^ Мартинес-Браво, Моника; Падро и Микель, Жерар; Цянь, Нэнси; Яо, Ян (01 сентября 2022 г.). «Взлет и падение местных выборов в Китае» . Американский экономический обзор . 112 (9). Американская экономическая ассоциация : 2921–2958. дои : 10.1257/aer.20181249 . ISSN 0002-8282 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Статья 101 Конституции Китая
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Распределение числа депутатов» . Китайский интернет-информационный центр . Архивировано из оригинала 12 августа 2002 года . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Цзи, Бянь (6 марта 2011 г.). «Система Всекитайского собрания народных представителей: краткое введение» . Китай США Фокус . Китайско-американский фонд обмена. Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лин 2011 , стр. 68–69.
- ^ Ландри, Пьер Ф.; Дэвис, Дебора; Ван, Ширу (01 июня 2010 г.). «Выборы в сельском Китае: конкуренция без партий». Сравнительные политические исследования . 43 (6): 763–790. дои : 10.1177/0010414009359392 . ISSN 0010-4140 . S2CID 43175132 .
- ^ Манион, Мелани (01 марта 2017 г.). « «Хорошие типы» на авторитарных выборах: селективная связь в местных конгрессах Китая». Сравнительные политические исследования . 50 (3): 362–394. дои : 10.1177/0010414014537027 . ISSN 0010-4140 . S2CID 155166131 .
- ^ Уоллес, Джереми Л. (2016). «Обман статистики? Авторитарные информационные проблемы в Китае» . Британский журнал политической науки . 46 (1): 11–29. дои : 10.1017/S0007123414000106 . ISSN 0007-1234 . S2CID 154275103 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лин 2011 , стр. 72–76. «Положение о работе по подбору и назначению кадров КПК и государственных органов».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЛаФраньер, Шэрон (31 октября 2011 г.). «В Китае политические аутсайдеры обращаются к кампаниям в микроблогах» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 ноября 2011 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
выборы, которые якобы открыты для всех желающих, но на самом деле складываются в пользу кандидатов, выбранных Коммунистической партией.
- ^ Чен 1999 , с. 69.
- ^ Маккормик 1990 , с. 142.
- ^ Епископ, Сильвия; Хоффлер, Анке (2016). «Свободные и честные выборы: новая база данных». Журнал исследований мира . 53 (4): 608–616. дои : 10.1177/0022343316642508 . S2CID 110571606 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Китай: Страновой отчет о свободе в сети за 2022 год» . Дом Свободы . Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ Хьюман Райтс Вотч (13 января 2021 г.), «Китай: События 2020 года» , английский , получено 16 декабря 2022 г.
- ^ Джордж, Нектар Ган, Стив (08 декабря 2021 г.). «Китай утверждает, что его авторитарная однопартийная система является демократией, и она работает лучше, чем в США» . CNN . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 г. Проверено 16 декабря 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Брэдшер, Кейт; Майерс, Стивен Ли (07 декабря 2021 г.). «В преддверии демократического саммита Байдена Китай заявляет: мы тоже демократия» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2022 г. Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ Институт В-Дем (2023). «Набор данных V-Dem» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2022 года . Проверено 14 октября 2023 г.
Источники [ править ]
- Чен, Ан (1999). «Две системы выборов народных депутатов». Реструктуризация политической власти в Китае: альянсы и оппозиция, 1978–1998 гг . Издательство Линн Риннер. стр. 63–96 . дои : 10.1515/9781685851927-006 . ISBN 978-1-555-87842-9 .
- Маккормик, Барретт Л. (1990). «Выборы в местные народные собрания» . Политическая реформа в Китае после Мао: демократия и бюрократия в ленинском государстве . Издательство Калифорнийского университета . стр. 130–156. дои : 10.2307/jj.13083394 . ISBN 978-0-520-06765-3 . JSTOR jj 13083394 .
- Люн, Кван-квок (1996). «Выборы базового уровня в Гуанчжоу с 1979 года» . В Макферсоне, Стюарт; Ченг, Джозеф Ю.С. (ред.). Экономическое и социальное развитие Южного Китая . Издательство Эдварда Элгара. стр. 107–. дои : 10.4337/9781782542889.00013 . ISBN 978-1-858-98301-1 .
- Труекс, Рори (2016). Заставить автократию работать: представительство и реагирование в современном Китае . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CBO9781316771785 . ISBN 9781107172432 .