Тайпинское восстание
Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( Май 2024 г. ) |
Тайпинское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть века унижений | |||||||
Вверху: картина 1884 года, изображающая битву при Аньцине (1861 г.). Внизу: Морское сражение между Тайпином и Цин на Янцзы. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
| |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
| |||||||
Сила | |||||||
3,4 миллиона+ [1] | 2 миллиона [2] | ||||||
10 миллионов (все комбатанты) [3] | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Всего погибших: 20–30 миллионов. [4] |
Тайпинское восстание | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Тайпинское восстание | ||
Упрощенный китайский | Тайпинское восстание | ||
Буквальный смысл | Движение Великого Мира Царства Небесного | ||
|
Тайпинское восстание , также известное как Тайпинская гражданская война или Тайпинская революция , было гражданской войной в Китае между маньчжурской династией Цин и Хакка возглавляемым Тайпинским Небесным Царством . Конфликт длился 14 лет, с момента его начала в 1850 году до падения тайпинами контролируемого Нанкина , который они переименовали в Тяньцзин в «небесную столицу» — в 1864 году. Однако последние силы повстанцев не были побеждены до августа 1871 года. Число погибших в результате конфликта колеблется от 20 до 30 миллионов человек, что составляет 5–10% населения Китая. [4] Хотя Цин в конечном итоге победил восстание, эта победа дорого обошлась экономической и политической жизнеспособности государства.
Восстание возглавил Хун Сюцюань , этнический хакка, провозгласивший себя братом Иисуса Христа . Хун стремился к религиозному обращению народа Хань в свою синкретическую версию христианства , а также к политическому свержению династии Цин и общей трансформации механизмов государства. [5] [6] Более того, вместо того, чтобы вытеснить правящий класс Китая, тайпинские повстанцы стремились полностью разрушить социальный порядок страны. [7] Тайпинское Небесное Царство, расположенное в Нанкине, сумело захватить контроль над значительной частью южного Китая. На пике своего развития Царство Небесное управляло населением почти в 30 миллионов человек.
На протяжении более десяти лет армии тайпинов оккупировали и воевали на большей части средней и нижней долины Янцзы , что в конечном итоге переросло в тотальную гражданскую войну. Это была крупнейшая война в Китае со времен перехода Мин-Цин , в которой участвовала большая часть Центрального и Южного Китая. Она считается одной из самых кровавых войн в истории человечества, самой кровавой гражданской войной и крупнейшим конфликтом XIX века. По количеству смертей она сравнима с Первой мировой войной . [4] [8] Тридцать миллионов человек бежали из завоеванных регионов в зарубежные поселения или в другие части Китая. [9] Война характеризовалась крайней жестокостью с обеих сторон. Солдаты-тайпины устроили массовые убийства маньчжуров, этнического меньшинства правящего императорского дома Айсин-Горо . Тем временем правительство Цин также участвовало в массовых убийствах, особенно против гражданского населения Нанкина.
Сильно ослабленные внутренними конфликтами после попытки государственного переворота и провала осады Пекина (современный Пекин), тайпинские повстанцы потерпели поражение от децентрализованных провинциальных армий, таких как армия Сян , организованная и которой командовал Цзэн Гофань . Спустившись по реке Янцзы и отбив стратегический город Аньцин , войска Цзэна осадили Нанкин в мае 1862 года. Еще через два года, 1 июня 1864 года, Хун Сюцюань умер во время осады, вызванной употреблением сорняков на территории дворца. а также подозрения на яд. Нанкин пал Месяц спустя . 14-летняя гражданская война в целом совпала с внутренними и внешними конфликтами, связанными с опиумными войнами и будущим восстанием боксеров, которое еще больше ослабило власть династии Цин в центральном Китае. Восстание тайпинов послужило стимулом для первоначально успешного периода реформ и самоусиления, хотя и было омрачено социальными и религиозными волнениями внутри страны, обострявшими этнические споры и ускорявшими рост провинциальная власть . Историки спорят, сыграли ли эти события роль в начале эры военачальников , потере центрального контроля после создания Китайской Республики в 1912 году.
Имена [ править ]
Термины, которые писатели используют для обозначения конфликта и его участников, часто отражают их разные мнения. В 19 веке Цин не описывал конфликт ни как гражданскую войну, ни как движение, потому что это повысило бы доверие к тайпинам. Вместо этого они называли бурную гражданскую войну периодом хаоса ( luàn 亂 ), восстания ( nì 逆 ) или военного господства ( bīngxìng 軍興 ). [10] Они часто называли его восстанием Хун-Ян ( Hóngyáng zhī luàn 洪楊之亂 ), имея в виду двух наиболее выдающихся лидеров. Его также пренебрежительно называли «Восстанием красных овец» ( Hóngyáng zhī luàn 紅羊之亂 ), потому что «Хун-Ян» по-китайски звучит как «Красная овца». [11]
В современном Китае войну часто называют «Движением Тайпинов Царства Небесного» из-за того, что тайпины придерживались доктрины, которая была одновременно националистической и коммунистической, а тайпины представляли собой популярную идеологию, основанную либо на ханьском национализме, либо на протокоммунистическом подходе. ценности. Ученый Цзянь Ювэнь входит в число тех, кто называет восстание «Тайпинским революционным движением» на том основании, что оно направлено на полное изменение политической и социальной системы, а не на замену одной династии другой. [5]
Многие западные историки называют этот конфликт в целом «восстанием тайпинов». Однако недавно такие ученые, как Тоби Мейер-Фонг и Стивен Платт, заявили, что термин «восстание тайпинов» является предвзятым, поскольку он намекает на то, что правительство Цин было законным правительством, которое боролось против незаконных повстанцев тайпинов. Вместо этого они утверждают, что конфликт следует назвать «гражданской войной». [10] Другие историки, такие как Юрген Остерхаммель, называют конфликт «тайпинской революцией» из-за радикальных трансформационных целей повстанцев и социальной революции , которую они инициировали. [12]
Мало что известно о том, как тайпины относились к войне, но тайпины часто называли Цин в целом и маньчжуров в частности неким вариантом демонов или монстров ( yāo 妖 ), что представляет собой заявление Хуна о том, что они ведут священную войну, чтобы избавить мир от демонов и основать рай на земле. [13] В официальных источниках Цин называл тайпинов бандитами Юэ ( Yuèfěi 粵匪 или Yuèzéi 粵賊 ), что указывает на их происхождение из юго-восточной провинции Гуандун. [10]
китайцы называли тайпинов своего рода разновидностью длинноволосых В более разговорной речи , потому что они не брили лоб и не заплетали волосы в косу, подданные Цин как это было обязано делать , позволяя своим волосам отрастать длинными. [10]
Предыстория [ править ]
В 19 веке династия Цин пережила серию голода , стихийных бедствий, экономических проблем и поражений от иностранных держав. [15] Фермеры были обложены чрезмерными налогами, арендная плата резко выросла, а крестьяне начали массово покидать свои земли. [16] Военные силы Цин недавно потерпели катастрофическое поражение в Первой опиумной войне , в то время как китайская экономика серьезно пострадала от торгового дисбаланса, вызванного крупномасштабным и незаконным импортом опиума. [17] Бандитизм стал обычным явлением, сформировались многочисленные тайные общества и отряды самообороны, что привело к увеличению мелкомасштабных войн. [18]
Между тем, население Китая быстро росло, почти удвоившись в период с 1766 по 1833 год, в то время как количество обрабатываемых земель оставалось стабильным. [19] Правительство, которым командовали этнические маньчжуры , становилось все более коррумпированным. Слабым оно было в южных регионах, где доминировали местные кланы. [20] Антиманьчжурские настроения были самыми сильными на юге Китая среди общины хакка , подгруппы ханьских китайцев . Тем временем христианские миссионеры действовали активно. [21]
В 1837 году Хун Хуосю , хакка из бедной деревни в Гуандуне , в третий раз провалил императорский экзамен , расстроив его стремление стать ученым-чиновником на государственной службе и доведя его до нервного срыва. [22] [23] [24] [25] Выздоравливая, Хун мечтал посетить Небеса, где обнаружил, что принадлежит к небесной семье, отличной от его земной семьи. Его небесный отец посетовал на то, что люди поклоняются демонам, а не ему самому, и сообщил Хуну, что его имя нарушает табу и его нужно изменить, предлагая « Хун Сюцюань », прозвище, которое в конечном итоге принял Хун. [25] В более поздних приукрашиваниях Хун заявлял, что он также видел, как Конфуций был наказан своим небесным отцом за то, что он сбил людей с пути. [26] В 1843 году Хун провалил императорские экзамены в четвертый и последний раз. [27] И только тогда, после визита своего двоюродного брата, Хун нашел время, чтобы внимательно изучить христианские брошюры, которые он получил от протестантского христианского миссионера несколькими годами ранее. [28] [29] Прочитав эти брошюры, Хун пришел к выводу, что они дали ему ключ к интерпретации его видений: его небесным отцом был Бог-Отец (которого он отождествлял с Шанди по китайской традиции), старшим братом, которого он также видел, был Иисус Христос. и ему было поручено избавить мир от демонов, включая коррумпированное правительство Цин и конфуцианское учение. [29] [30] [31] В 1847 году Хун отправился в Гуанчжоу, где изучал Библию с Иссахаром Джейкоксом Робертсом , американским баптистским миссионером. [32] Робертс отказался крестить его и позже заявил, что последователи Хонга «стремились заставить свои бурлескные религиозные претензии служить своим политическим целям». [33]
Вскоре после того, как Хун начал проповедовать по всему Гуанси в 1844 году, его последователь Фэн Юньшань основал Общество поклонения Богу , движение, которое последовало за слиянием Хун христианства, даосизма , конфуцианства и местного милленаризма , которое Хун представил как восстановление древней китайской веры в Шанди. [34] [35] [36] Вера тайпинов, по словам одного историка, «развилась в динамичную новую китайскую религию… тайпинское христианство». [36]
Движение сначала росло за счет подавления группировок бандитов и пиратов на юге Китая в конце 1840-х годов, затем подавление со стороны властей Цин привело его к перерастанию в партизанскую войну , а затем и в широкомасштабную гражданскую войну . В конце концов, двое других Богопоклонников заявили, что обладают способностью говорить как члены «Небесной Семьи»: Отец в случае Ян Сюцина и Иисус Христос в случае Сяо Чаогуя . [37] [38]
: Вспышка и стадии 1851–1853 начальные
Восстание тайпинов началось в южной провинции Гуанси, когда местные власти начали кампанию религиозного преследования против Общества поклонения Богу. В начале января 1851 года, после небольшого сражения в конце декабря 1850 года, 10-тысячная повстанческая армия, организованная Фэн Юньшанем и Вэй Чанхуеем, разбила цинские войска, дислоцированные в Цзиньтяне (современный Гуйпин , Гуанси). Силы тайпинов успешно отразили попытку имперской репрессалии Армии Зелёного Стандарта против восстания Цзиньтянь .
11 января 1851 года Хун провозгласил себя Небесным царём Небесного Царства Мира (или Тайпинского Небесного Царства), откуда и происходит термин «тайпины», обычно используемый для них в англоязычных исследованиях. Тайпины начали марш на север в сентябре 1851 года, спасаясь от приближающихся к ним сил Цин. Армия тайпинов продвигалась на север, в Хунань, следуя по реке Сян , осадив Чаншу , оккупировав Юэчжоу , а затем захватив Учан в декабре 1852 года после достижения реки Янцзы. В этот момент руководство тайпинов решило двинуться на восток вдоль реки Янцзы. Аньцин был захвачен в феврале 1853 года.
Лидеры тайпинов, возможно, связались с организациями Триады , у которых было множество ячеек в Южном Китае и среди правительственных войск. Названия тайпинов перекликались с использованием триад, сознательно или нет, что делало присоединение к движению триад более привлекательным. [39] [40] В 1852 году правительственные войска Цин захватили Хун Дацюаня , мятежника, принявшего титул Тянь Дэ Ван (Король Небесной Добродетели). В признании Хун Дацюаня утверждалось, что Хун Сюцюань сделал его соправителем Небесного Царства и дал ему этот титул, но, скорее всего, это было отголоском более раннего, но не связанного с ним Восстания Белого Лотоса . Однако захват Нанкина в том же году привел к ухудшению отношений между тайпинскими повстанцами и триадами. [41]
над Нанкином и 1851–1860: Контроль . экспедиции
19 марта 1853 года тайпины захватили город Нанкин , и Хун переименовал его в «Тяньцзин», или «небесную столицу» своего королевства. Поскольку тайпины считали маньчжуров демонами, они сначала убили всех маньчжурских мужчин, затем выгнали маньчжурских женщин за город и сожгли их заживо. [42] Вскоре после этого тайпины начали одновременные северные и западные экспедиции, пытаясь ослабить давление на Нанкин и добиться значительных территориальных завоеваний. [43] [44] Первая экспедиция потерпела полную неудачу, но вторая добилась ограниченного успеха. [44] [45]
В 1853 году Хун Сюцюань отказался от активного контроля над политикой и администрацией и стал править исключительно посредством письменных прокламаций. Он жил в роскоши, в его внутренних покоях было много женщин, и он часто подвергал себя религиозным осуждениям. Он столкнулся с Ян Сюцином, который бросил вызов его часто непрактичной политике, и стал с подозрением относиться к амбициям Яна, его обширной сети шпионов и его притязаниям на власть, когда он «говорил как Бог». Кульминацией этой напряженности стал Тяньцзинский инцидент 1856 года , когда Ян и его последователи были убиты Вэй Чанхуеем, Цинь Риганом и их войсками по приказу Хун Сюцюаня. [46]
Возражение Ши Дакая против кровопролития привело к тому, что его семья и свита были убиты Вэй и Цинь, а Вэй в конечном итоге планировал заключить Хун в тюрьму. Планы Вэя в конечном итоге были сорваны, и Хун казнил его и Цинь. [47] Ши Дакай получил контроль над пятью армиями тайпинов, которые были объединены в одну. Но, опасаясь за свою жизнь, он покинул Тяньцзин и направился на запад, в сторону Сычуани.
Когда Хун исчез из поля зрения, а Ян исчез из поля зрения, оставшиеся лидеры тайпинов [ ВОЗ? ] попытались расширить свою народную поддержку и заключить союзы с европейскими державами, но потерпели неудачу по обоим пунктам. Европейцы решили оставаться официально нейтральными, хотя европейские военные советники служили в армии Цин.
Внутри Китая восстание столкнулось с сопротивлением со стороны сельских классов-традиционалистов из-за враждебности к китайской культуре и конфуцианским ценностям . Землевладельческий высший класс, обеспокоенный тайпинской идеологией и политикой строгого разделения полов, даже для супружеских пар, встал на сторону правительственных сил.
В провинции Хунань местная нерегулярная армия Сян под личным руководством Цзэн Гофаня главной силой, борющейся с тайпинами на стороне Цин, стала . Армия Сян Цзэна доказала свою эффективность, постепенно отразив наступление тайпинов на западном театре военных действий и в конечном итоге отвоевав большую часть провинций Хубэй и Цзянси. В декабре 1856 года войска Цин вернули Учан в последний раз . Армия Сян захватила Цзюцзян в мае 1858 года, а затем к сентябрю остальную часть Цзянси .
В 1859 году Хун Ренган , двоюродный брат Хун Сюцюаня, присоединился к силам тайпинов в Нанкине и получил от Хун значительную власть. [42] Хун Ренган разработал амбициозный план по расширению границ Тайпинского Небесного Царства.
В мае 1860 года тайпины разгромили имперские войска , осаждавшие Нанкин с 1853 года, вытеснив их из региона и открыв путь для успешного вторжения в южные провинции Цзянсу и Чжэцзян, самый богатый регион Империи Цин. Тайпинским повстанцам удалось взять Ханчжоу 19 марта 1860 года, Чанчжоу 26 мая и Сучжоу 2 июня на востоке. Пока силы тайпинов были заняты в Цзянсу, силы Цзэна двинулись вниз по реке Янцзы.
: колебания и крах 1861–1864
Начавшаяся в июне 1861 года попытка взять Шанхай была отбита через 15 месяцев армией цинских войск, поддержанной европейскими офицерами под командованием Фредерика Таунсенда Уорда . Эта армия стала известна как « Вечно-победоносная армия », опытная и хорошо обученная военная сила Цин под командованием Чарльза Джорджа Гордона , и она сыграла важную роль в разгроме тайпинских повстанцев.
В 1861 году, примерно во время смерти императора Сяньфэна и восшествия на престол императора Тунчжи , армия Сян Цзэн Гофаня захватила Аньцин с помощью морской блокады, наложенной Королевским флотом . на город [48] Ближе к концу 1861 года тайпины отправились в последнюю Восточную экспедицию. Нинбо был легко захвачен 9 декабря, а Ханчжоу был осажден и наконец захвачен 31 декабря. Войска тайпинов окружили Шанхай в январе 1862 года, но не смогли его захватить.
Вечно-победоносная армия отразила еще одно нападение на Шанхай в 1862 году и помогла защитить другие договорные порты, такие как Нинбо , отвоеванный 10 мая. Они также помогли имперским войскам отвоевать крепости тайпинов вдоль реки Янцзы.
В 1863 году Ши Дакай сдался Цин недалеко от столицы провинции Сычуань Чэнду и был казнен методом медленного разрезания . [49] Некоторые из его последователей бежали или были освобождены и продолжили борьбу против Цин.
Силы Цин были реорганизованы под командованием Цзэн Гофаня , Цзо Цзунтана и Ли Хунчжана , и завоевание Цин началось всерьез. Цзэн Гофань поначалу так сильно потерпел неудачу, что попытался покончить жизнь самоубийством, но затем он перенял учение династии Мин генерала XVI века Ци Цзигуана . Он обошел профессиональные регулярные армии и набирал сотрудников из местных деревень, хорошо платя им и обучая их. Цзэн, Цзо и Ли возглавляли лично преданных солдат. [50] К началу 1864 года контроль Цин на большинстве территорий был восстановлен. [51]
В мае 1862 года армия Сян осадила Нанкин; попытки прорвать осаду численно превосходящей армии тайпинов потерпели неудачу. Хун Сюцюань заявил, что Бог защитит город. Запасы продовольствия в городе иссякли. Хун заразился пищевым отравлением, поедая дикие овощи; намерением могло быть самоубийство. Он умер в июне 1864 года после 20-дневной болезни. Несколько дней спустя Цин взял город в Третьей битве при Нанкине . [52] [53] 1 августа Цзэн Гофань приказал эксгумировать тело Хун для проверки и осквернить в качестве духовного наказания. После эксгумации его расчленили, кремировали, а его прах выпустили из пушки, чтобы развеять его безвозвратно. [54]
За четыре месяца до падения Тайпинского Небесного царства Хун Сюцюань отрекся от престола в пользу своего старшего сына Хун Тяньгуйфу , которому было 15 лет. Младший Хун был неопытен и бессилен, поэтому королевство было быстро разрушено, когда в июле 1864 года Нанкин пал перед имперскими армиями после длительных уличных боев. Тяньгуйфу и немногим другим удалось сбежать, но вскоре их поймали и казнили. Большинство тайпинских князей были казнены.
Небольшой остаток лояльных сил тайпинов продолжал сражаться в северном Чжэцзяне, сплачиваясь вокруг Тяньгуйфу. Но после захвата Тяньгуйфу 25 октября 1864 года сопротивление тайпинов постепенно распространилось на горные районы Цзянси, Чжэцзян, Фуцзянь и, наконец, в Гуандун , где 29 января 1866 года потерпел поражение один из последних сторонников тайпинов, Ван Хайян.
Последствия [ править ]
Хотя падение Нанкина в 1864 году ознаменовало падение режима тайпинов, борьба еще не закончилась. Несколько сотен тысяч тайпинов все еще продолжали борьбу, причем только в приграничных районах Цзянси и Фуцзянь сражалось более четверти миллиона человек. Лишь в августе 1871 года последняя армия тайпинов во главе с командующим Ши Дакая Ли Фучжуном ( 李福忠 ) была полностью уничтожена правительственными войсками в приграничном районе Хунань, Гуйчжоу и Гуанси. [55]
Тайпинские войны также распространились и на Вьетнам, приведя к разрушительным последствиям. В 1860 году У Линюнь ( 吳凌雲 ), этнический лидер чжуан тайпинов, провозгласил себя королем Динлинга ( 廷陵國 ) в приграничных китайско-вьетнамских регионах. Динлин был уничтожен во время кампании Цин в 1868 году. Его сын У Ячжун, также известный как У Кун ( 吳鯤 ), бежал во Вьетнам, но был убит в 1869 году в Тай Нгуене цинско-вьетнамской коалицией во главе с Фэн Цзицаем . [56]
Войска У Куня распались и превратились в мародерствующие армии, такие как Армия Желтого Флага во главе с Хуан Чунином ( 黃崇英 ) и Армия Черного Флага во главе с Лю Юнфу . Последний станет видным военачальником в Верхнем Тонкине , а позже поможет династии Нгуен выступить против французов во время китайско-французской войны в 1880-х годах. Позже он стал вторым и последним лидером недолговечной Республики Формоза .
Другие «банды флага», вооруженные новейшим оружием, распались на бандитские группы, грабившие остатки королевства Лан Ксанг . Затем они участвовали в войнах Хау (названных так ошибочно из-за смешения с китайскими мусульманами ) против некомпетентных сил короля Рамы V (годы правления 1868–1910) до 1890 года, когда последняя из групп в конечном итоге распалась.
Число погибших [ править ]
Поскольку в то время не было достоверной переписи населения, оценки числа погибших в результате восстания тайпинов являются спекулятивными. Наиболее широко цитируемые источники оценивают общее число погибших за почти 14 лет восстания примерно в 20–30 миллионов мирных жителей и солдат. [57] Большинство смертей было связано с чумой и голодом. Некоторые аналитики утверждают, что число погибших могло достичь 100 миллионов. [58] [59]
Одновременные восстания [ править ]
Няньское восстание (1853–1868) и несколько китайских мусульманских восстаний на юго-западе ( Пантхайское восстание , 1855–1873) и северо-западе ( Дунганское восстание , 1862–1877) продолжали создавать значительные проблемы для династии Цин.
Иногда повстанцы Нянь сотрудничали с силами тайпинов, например, они сотрудничали во время Северной экспедиции . [60] Когда восстание тайпинов зашло в тупик, особенно после падения Нанкина в 1864 году, бывшие солдаты и командиры тайпинов, такие как Лай Вэньгуан, были включены в ряды Нянь.
После провала Восстания красных повязок (1854–1856) с захватом Гуанчжоу их солдаты отступили на север, в Цзянси, и объединили свои силы с Ши Дакаем. [61] После поражения восстания Ли Юнхэ и Лань Чаодина в Сычуани остатки объединились с силами тайпинов в Шэньси. [62] Остатки восстания Общества малых мечей в Шанхае перегруппировались с армией тайпинов. [63]
Ду Вэньсю , возглавлявший Пантайское восстание в Юньнани , был в контакте с Тайпинским Небесным Царством. Он не поднимал восстание против ханьских китайцев, напротив, он был против Цин и хотел уничтожить правительство Цин. [64] [65] Силы Ду возглавляли многие немусульманские силы, включая хань, ли , бай и хани . народы [66] им помогали немусульмане шаны и качины , а также другие горные племена. В восстании [67]
Другое мусульманское восстание, дунганское восстание , было обратным: оно не стремилось свергнуть династию Цин, поскольку ее лидер Ма Хуалун принял императорский титул. Вместо этого оно вспыхнуло в результате перекрестных боевых действий между мусульманскими группировками и ханьскими китайцами. Во время дунганского восстания различные группы воевали друг против друга без единой цели. [68] По мнению современных исследователей, [69] Дунганское восстание началось в 1862 году не как спланированное восстание, а как совокупность местных драк и беспорядков, вызванных тривиальными причинами, среди которых были ложные слухи о том, что мусульмане хуэй помогали повстанцам тайпинам. Хуэй Ма Сяоши утверждал, что восстание мусульман в провинции Шэньси было связано с тайпинами. [70] Джонатан Спенс утверждает, что ключевой причиной поражения тайпинов была их неспособность координировать свое восстание с другими восстаниями. [71]
Политика [ править ]
Повстанцы объявили о социальных реформах, включая строгое разделение полов, отмену связывания ног , социализацию земли и «подавление» частной торговли. Они также запретили ввоз опиума на все территории тайпинов. [72] Что касается религии, Королевство заменило конфуцианство , буддизм и китайскую народную религию тайпинским христианством, поклонением Богу , которое считало, что Хун Сюцюань был младшим братом Иисуса и вторым сыном Шанди . Буддийские библиотеки были сожжены. Поскольку Хун видел, что конфуцианство было тенью его благородного происхождения, будучи теперь инструментом Цин для тирании ханьцев , библиотеки конфуцианских монастырей были разрушены (почти полностью в случае района дельты Янцзы ), [73] и храмы часто были испорчены или превращены в храмы его новой религии или больницы и библиотеки. [61]
Традиционалистские произведения, подобные работам Конфуция, были сожжены, а их продавцы казнены. Тайпины особенно выступали против идолопоклонства , уничтожая идолов везде, где бы они ни находились, с большим предубеждением. Хотя разрушение идолов первоначально приветствовалось иностранными миссионерами, со временем миссионеры стали опасаться фанатизма тайпинов, к созданию которого они приложили руку. [74]
Разделение полов строго соблюдалось в первые несколько лет, но в последующие годы оно постепенно сошло на нет. Частично крайность возникла из-за неправильного перевода Десяти заповедей , что привело к тому, что седьмая заповедь также запрещала «распутство» и прелюбодеяние. Это было настолько серьезно, что родители и дети противоположного пола не могли взаимодействовать, и даже супружеским парам не рекомендовалось заниматься сексом. [74]
Военный [ править ]
Тайпинские силы [ править ]
Повстанцы использовали блестящие неортодоксальные стратегии, которые чуть не свергли династию, но вдохновили ее на то, что один историк назвал «самым значительным военным экспериментом со времен семнадцатого века». [75] Армия тайпинов была ключевой силой восстания. Оно отличалось высоким уровнем дисциплины и фанатизма. [ нужна ссылка ] Обычно они носили униформу из красных курток и синих брюк и отращивали длинные волосы, поэтому в Китае их прозвали «длинноволосыми». В начале восстания большое количество женщин, служивших в армии тайпинов, также отличало ее от других армий XIX века. Однако после 1853 года в тайпинской армии стало меньше женщин. Хун Сюаньцзяо , Су Саннян и Цю Эрсао — примеры женщин, которые стали лидерами женщин-солдат тайпинской армии.
Бой всегда был кровавым и чрезвычайно жестоким, с небольшим количеством артиллерии, но с огромными силами, оснащенными стрелковым оружием. Обе армии пытались вытеснить друг друга с поля боя, и, хотя потери были высокими, лишь немногие сражения были окончательно выиграны. Основная стратегия завоевания тайпинской армии заключалась в том, чтобы захватить крупные города, укрепить свою власть в них, а затем выступить в окружающую сельскую местность, чтобы набрать местных фермеров и сразиться с правительственными войсками.
По оценкам, общая численность тайпинской армии составляет около 2 миллионов солдат. Организация армии якобы была вдохновлена организацией династии Цинь. Каждый армейский корпус насчитывал примерно 13 000 человек. Эти корпуса были объединены в армии разной численности. В дополнение к основным силам тайпинов, организованным по вышеуказанному принципу, существовали также тысячи протайпинских группировок, выставивших свои собственные нерегулярные силы.
Повстанцы были относительно хорошо оснащены современным оружием. Их не поддерживали иностранные правительства, но они закупали современное вооружение, включая огнестрельное оружие, артиллерию и боеприпасы, у иностранных поставщиков. К 1853 году повстанцы закупали оружие. [76] Боеприпасы, частично полученные от западных производителей и военных складов, контрабандой ввозились в Китай, в основном англичанами и американцами. Поставка в апреле 1862 года от американского дилера, «хорошо известного своими отношениями с повстанцами», включала 2783 капсюля-мушкета, 66 карабинов, 4 винтовки и 895 орудий полевой артиллерии; у торговца были паспорта, подписанные Верным Королем. [77]
Повстанцы также производили оружие и импортировали производственное оборудование. Летом 1862 года западный наблюдатель заметил, что повстанческие заводы в Нанкине производили более качественные орудия, в том числе тяжелые пушки, чем цинские. Повстанцы пополнили свой современный арсенал трофейной техникой. [77] Незадолго до казни верный тайпинский король Ли Сючэн посоветовал Цин купить и научиться копировать лучшие иностранные пушки и лафеты, чтобы подготовиться к войне с иностранными державами. [78]
Еще в 1853 году к повстанцам присоединились иностранцы из разных стран, выполнявшие боевые и административные функции, и имели возможность наблюдать за тайпинами в бою. Повстанцы проявили мужество под огнем, быстро возвели оборонительные сооружения и использовали передвижные понтонные мосты. Одна из тактик заключалась в том, чтобы поджечь огневые позиции Цин и убить бегущие войска Цин, когда они появлялись индивидуально. [76]
Существовал также небольшой тайпинский флот, состоявший из трофейных лодок, действовавший на реке Янцзы и ее притоках. Среди командующих флотом был ханский король Тан Чжэнцай .
Этнический состав тайпинской армии [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2013 г. ) |
Этнически армия тайпинов изначально была сформирована в основном из этих групп: хакка , подгруппы ханьских китайцев ; кантонцы провинции , местные жители Гуандун ; и чжуанцы (неханьская этническая группа). Не случайно Хун Сюцюань и другие члены королевской семьи Тайпина были хакка.
Как подгруппа хань, хакка часто подвергались маргинализации в экономическом и политическом отношении, мигрировав в регионы, которые в настоящее время населяют их потомки, только после того, как там уже обосновались другие группы хань. Например, когда хакка поселились в Гуандуне и некоторых частях Гуанси , носители юэ-китайского ( кантонского диалекта ) уже были там доминирующей региональной группой хань и оставались таковыми в течение некоторого времени, точно так же, как носители различных диалектов минь доминируют на местном уровне в Провинция Фуцзянь .
Хакка расселились по всему южному Китаю и за его пределами, но, будучи опоздавшими, им обычно приходилось основывать свои общины на труднопроходимых, менее плодородных землях, разбросанных по окраинам поселений местного большинства. Как следует из их названия («гостевые домохозяйства»), к хакка обычно относились как к вновь прибывшим мигрантам и часто подвергались враждебности и насмешкам со стороны местного большинства ханьского населения. Следовательно, хакка в большей степени, чем другие ханьские китайцы, исторически были связаны с народными волнениями и восстаниями.
Другой значительной этнической группой в армии тайпинов были чжуаны , коренные жители тайского происхождения и крупнейшее неханьское этническое меньшинство Китая. На протяжении веков общины чжуан перенимали ханьскую китайскую культуру. Это стало возможным, потому что ханьская культура в регионе включает в себя большое языковое разнообразие, поэтому чжуанский язык мог быть поглощен, как если бы чжуанский язык был просто еще одним ханьским китайским диалектом (а это не так). Поскольку общины чжуан интегрировались с ханьцами с разной скоростью, определенные трения между ханьцами и чжуанами были неизбежны, при этом волнения чжуанов иногда приводили к вооруженным восстаниям. [79]
Тайпинской структура Социальная армии
В социальном и экономическом отношении повстанцы-тайпины происходили почти исключительно из низших классов. Многие из войск южных тайпинов были бывшими шахтерами, особенно выходцами из Чжуана. Очень немногие тайпинские повстанцы, даже в руководящей касте, происходили из имперской бюрократии. Почти никто из них не был помещиком, а на оккупированных территориях помещиков часто казнили.
Силы Цин [ править ]
Восстанию противостояла имперская армия с более чем миллионом регулярных войск и неизвестными тысячами региональных ополченцев и иностранных наемников, действовавших в поддержку. Среди имперских сил была элитная Вечно-победоносная армия , состоящая из китайских солдат во главе с западным офицерским корпусом (см. Фредерик Таунсенд Уорд и Чарльз Гордон ) и снабжавшаяся европейскими оружейными компаниями, такими как Willoughbe & Ponsonby. [80]
Особенно известной имперской силой была Цзэн Гофаня армия Сян . Цзо Цзунтан из провинции Хунань был еще одним важным генералом Цин, внесшим вклад в подавление восстания тайпинов. Там, где армии, находившиеся под контролем самой династии, не смогли победить тайпинов, эти армии Юн Ина под руководством дворянства смогли добиться успеха. [81]
Хотя ведение точного учета было чем-то, что имперский Китай традиционно делал очень хорошо, децентрализованный характер имперских военных усилий (опираясь на региональные силы) и тот факт, что война была гражданской войной и, следовательно, очень хаотичной, означали, что надежные данные невозможно найти. . Уничтожение Тайпинского Небесного Царства также означало, что большинство всех имеющихся в нем записей было уничтожено; процент сохранившихся записей составляет около 10%.
В ходе конфликта около 90% новобранцев на стороне тайпинов будут убиты или дезертируют. [82]
Таким образом, организация Императорской армии Цин была:
- Восьмизнаменная армия: 250 000 солдат. [83]
- Армия Зеленого Стандарта : ~610 000 солдат. [84]
- Армия Сян (Хунань) : 130 000 солдат. [85]
- Армия Хуай (Аньхой) : 70 000 солдат. [85]
- Армия Чу : 40 000 солдат. [85]
- Вечно победоносная армия : 5000 солдат. [86]
- Деревенские ополченцы : неизвестные тысячи
Тотальная война [ править ]
Тайпинское восстание было тотальной войной . Почти каждый гражданин, не бежавший из Тайпинского Поднебесной, прошел военную подготовку и был призван в армию для борьбы с имперскими силами Цин. Согласно системе учета тайпинских домохозяйств, должен был быть призван по одному взрослому мужчине из каждого домохозяйства. в армию [87]
Во время этого конфликта обе стороны пытались лишить друг друга ресурсов, необходимых им для продолжения войны, и для каждой из них стало стандартной практикой уничтожать сельскохозяйственные угодья противоборствующей стороны, уничтожать население городов и вообще взимать жестокую цену с жителей захваченных вражеских земель с целью резко ослабить военные действия оппозиции. Эта война была тотальной в том смысле, что гражданские лица с обеих сторон в значительной степени участвовали в военных действиях, а армии обеих сторон вели войну как против гражданского населения, так и против вооруженных сил. Современные отчеты описывают степень опустошения, постигшего сельские районы в результате конфликта. [60]
В каждом захваченном ими районе тайпины немедленно истребляли все маньчжурское население. В провинции Хунань один сторонник Цин, наблюдавший за геноцидом , который силы тайпинов устроили против маньчжур, написал, что «жалкие маньчжуры» - мужчины, женщины и дети - были казнены силами тайпинов. Было замечено, как тайпинские повстанцы скандировали во время резни маньчжуров в Хэфэе. [88] После захвата Нанкина силы тайпинов убили около 40 000 маньчжурских мирных жителей. [89] 27 октября 1853 года они переправились через Желтую реку в Цанчжоу и убили 10 000 маньчжуров. [90]
началось восстание С тех пор как в Гуанси , силы Цин не позволили сдаться ни одному повстанцу, говорящему на его диалекте. [91] Сообщается, что в провинции Гуандун записано, что один миллион был казнен, потому что после распада Тайпинского Небесного Царства династия Цин начала волну резни против хакка, в результате которой в разгар их убивалось до 30 000 человек каждый день. [92] [93] Эта политика массовых убийств мирных жителей имела место в других частях Китая, включая Аньхой. [94] [95] и Нанкин . [96] Это привело к массовому бегству гражданского населения и гибели людей, разрушению около 600 городов. [97] и в результате последовала другая кровавая политика.
Наследие [ править ]
Помимо ошеломляющих человеческих и экономических разрушений, восстание тайпинов привело к изменениям в поздней династии Цин. Власть была в некоторой степени децентрализована , а чиновники из числа этнических ханьцев стали более широко занимать высокие должности, чем раньше. [98] Традиционные маньчжурские знаменные силы, от которых зависела династия Цин, потерпели неудачу и постепенно были заменены местными армиями, организованными дворянством. Франц Х. Михаэль писал, что эти армии превратились в армии, используемые местными военачальниками , которые доминировали в Китае после падения династии Цин. [99] [100] Диана Лари, однако, в обзорной статье процитировала исследования, которые скептически относились к этим утверждениям, поскольку армии, созданные для подавления тайпинов, действовали в другом контексте, чем более поздние региональные армии. [101]
Пример тайпинской повстанческой организации и ее сочетание христианства и радикального социального равенства оказали влияние на Сунь Ятсена и других будущих революционеров . Некоторые ветераны тайпинов присоединились к Обществу «Возроди Китай» . [102] христианские члены которого организовали недолговечное Небесное Царство Великого Миншуня в 1903 году. Хотя Карл Маркс написал несколько статей о тайпинах, он не воспринимал социальную программу или программу перемен, а видел только насилие и разрушение. Однако китайские коммунистические историки, следуя примеру Мао Цзэдуна , охарактеризовали восстание как протокоммунистическое восстание. [103] И коммунистические, и китайские националистические командиры изучали организацию и стратегию тайпинов во время гражданской войны в Китае . Американский генерал Джозеф Стилвелл , командовавший китайскими войсками во время Второй мировой войны в Китае , высоко оценил кампании Цзэн Гофаня за сочетание «осторожности со смелостью» и «инициативы с настойчивостью». [104]
Голод, болезни, массовые убийства и социальные потрясения привели к резкому сокращению населения, особенно в районе дельты Янцзы . Результатом стала нехватка рабочей силы впервые за столетия, что сделало рабочую силу относительно более ценной, чем земля. [105] Армия Сян использовала тактику выжженной земли , отказываясь брать пленных ; Аньхой, Южный Цзянсу, Северный Чжэцзян и Северный Цзянси сильно обезлюдели, и их пришлось заселить мигрантами из провинции Хэнань. Численность землевладельцев региона Нижней Янцзы сократилась, а концентрация землевладения снизилась. [106]
Поражение восстания тайпинов вооруженными силами Хунани привело к резкому увеличению представительства Хунани в правительстве, которое сыграло роль в усилиях по проведению реформ. К 1865 году пять из восьми наместников были хунаньцами. Хунаньская знать, исходя из своего опыта общения с тайпинами, была более защищена от влияния жителей Запада, чем другие провинции. [107]
Купцы в Шаньси и регионе Хуэйчжоу в провинции Аньхой стали менее заметными, поскольку восстание нарушило торговлю на большей части страны. [105] Однако торговля в прибрежных регионах, особенно в Гуанчжоу (Кантон) и Нинбо, меньше пострадала от насилия, чем торговля во внутренних районах. Потоки беженцев, прибывшие в Шанхай, способствовали экономическому развитию города, который раньше был менее коммерчески значим, чем другие города в этом районе. До наших дней сохранилась только десятая часть записей, опубликованных Тайпинами, поскольку они были по большей части уничтожены Цин в попытке переписать историю конфликта. [108]
Историк Джон Кинг Фэрбенк сравнивает тайпинских повстанцев с коммунистами Мао Цзэдуна, пришедшими к власти столетие спустя:
Помимо рвения, энергии и пуританской дисциплины, которые так часто встречаются в новых политических движениях, они разделяли определенные традиционные китайские интересы, такие как пропаганда и поддержание доктринальной ортодоксальности, вербовка талантливой элиты, реализация утопического социального порядка и развитие военной мощи. на основе солдат-фермеров. Более того, оба использовали иностранные идеологии, которые требовали перевода на китайский язык с неизбежными изменениями в процессе. [109]
В популярной культуре [ править ]
Тайпинское восстание описано в исторических романах . В книге Роберта Элеганта » 1983 года « Мандарин то время изображено с точки зрения еврейской семьи, живущей в Шанхае. [110] В «Флэшмене и драконе» вымышленный Гарри Пэджет Флэшмен рассказывает о своих приключениях во время Второй опиумной войны и восстания тайпинов. В Лизы Си « романе Снежный цветок и тайный веер» главная героиня замужем за мужчиной, живущим в Цзиньтяне, и персонажи оказываются вовлеченными в действие.
Эми Тан Действие романа «Сотня тайных чувств» частично происходит во времена восстания тайпинов. «Повстанцы Царства Небесного» Кэтрин Патерсон — это молодежный роман, действие которого происходит во время Тайпинского восстания. Действие «Тянькуо Ли Бо : Царство Небесное» происходит в столице тайпинов Нанкине. [111]
Война также была изображена в нескольких телешоу и фильмах. В 1988 году гонконгское телевидение TVB выпустило «Сумерки нации» , 45-серийную драму о восстании тайпинов. В 2000 году компания CCTV выпустила «Небесное царство тайпинов» — 46-серийный сериал о восстании тайпинов. «Полевые командиры» - это исторический фильм 2007 года, действие которого происходит в 1860-х годах, в котором показан генерал Пан Циньюнь, командир полка Шан, ответственный за захват Сучжоу и Нанкина.
Отношения с западными державами [ править ]
Правительство тайпинов поддерживало двойственные отношения с западными державами , действовавшими в Китае в этот период. [72] Из-за религиозных аспектов восстания правительство тайпинов воспринимало жителей Запада как «братьев и сестер из-за границы». [72] Тайпинское правительство оказалось особенно гостеприимным по отношению к западным миссионерам . [72] В 1853 году Хун Сюцюань пригласил американского миссионера Иссахара Джейкокса Робертса приехать в Нанкин, чтобы помочь в управлении его правительством. [112] После того, как Робертс прибыл в Нанкин в 1861 году и встретился с Хуном, он назначил его директором по иностранным делам. [112]
Хотя некоторые миссионеры, такие как Робертс, в первые несколько лет с энтузиазмом относились к восстанию тайпинов, скептицизм Запада существовал с самого начала восстания. [72] По словам историка Прескотта Кларка, жители Запада в Китае разделились на две разные группы в отношении своих взглядов на восстание: одна сторона изображала повстанцев простыми грабителями, намерением которых было накопить богатство посредством восстания против Цин, а другая сторона изображала повстанческая армия как религиозные фанатики, спровоцированные умелыми лидерами на смертельную борьбу против Цин. [113]
Правительственные чиновники западных держав с оптимизмом смотрели на шансы тайпинского правительства на победу на ранних этапах. [114] По словам историка Юджина П. Бордмана, соблюдение династией Цин договора 1842–1844 годов разочаровывало чиновников США и Великобритании, особенно с точки зрения открытой торговли. [114] По словам Бордмана, христианская природа тайпинов открыла возможность для более тесного торгового партнерства. Многие западные официальные лица посетили столицу Тайпинов между 1863 и 1864 годами, а американский комиссар Роберт Миллиган Маклейн рассматривал возможность официального признания правительства тайпинов. [114]
По словам Кларка, западные миссионеры изменили свое мнение после дальнейших проверок восстания. [113] Это изменение было зафиксировано в письме американского миссионера Диви Бетьюн Маккарти. Посетив Нанкин, Маккарти охарактеризовал ситуацию в городе как «ужасное разрушение жизни». Что касается фактической практики христианства в городе, Маккарти сказал: «Я не видел никаких признаков чего-либо похожего на христианство в [Нанкине] или рядом с ним». [115] Как и Маккарти, директор по иностранным делам Хонга И. Дж. Робертс писал: «Его религиозная терпимость и множество часовен оказываются фарсом, бесполезным для распространения христианства - хуже, чем бесполезным». [112]
После завершения Второй опиумной войны офицер Королевского флота сэр Джеймс Хоуп в феврале 1861 года возглавил экспедицию в Нанкин. [113] Эта экспедиция была крупнейшей группой жителей Запада, посетившей территории тайпинов, в нее вошли многие британские военные, предприниматели, миссионеры, другие неофициальные наблюдатели и два представителя Франции. [113] Посетив столицу, некоторые участники экспедиции написали, что «наш путь был отмечен опустошением», имея в виду условия на территориях тайпинов. [116] В некоторых сообщениях говорится о массовых неизбирательных убийствах мирного населения, совершенных тайпинской армией на новых контролируемых территориях. [116]
В конце 1861 года Хоуп совершил краткий визит в Нанкин, чтобы договориться с тайпинскими повстанцами не нападать на город Шанхай, но правительство тайпинов отклонило это предложение. [117] По словам Кларка, этот отказ от сотрудничества и оккупация Нинбо тайпинами в декабре привели к ограниченному вмешательству против восстания британцев и французов в последующие годы. [113] Западная помощь Цин также была вызвана опасениями, что успешное восстание приведет к тому, что Китай станет сильнее, способным противостоять западной мощи. [118]
См. также [ править ]
- Боксерское восстание
- Каннибализм в Азии § Династии Мин и Цин
- Христианство в Китае
- Список техногенных катастроф по числу погибших
- Список революций и восстаний
- Восстание Мяо (1854–1873)
- Милленаризм в колониальных обществах
- Няньское восстание
- Очки – Войны кланов хакка
- Такибу
Примечания [ править ]
- ↑ По словам П. Рихарда Бора, это гравюра на дереве с изображением неопознанного вождя тайпинов. [14]
Цитаты [ править ]
- ^ Хит (1994) , стр. 11–16.
- ^ Хит (1994) , с. 4.
- ^ Хит (1994) , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Платт (2012) , с. п. XXIII .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цзянь Ювэнь (1973) , стр. 4–7.
- ^ CA Карвен, Тайпинский мятежник: Свержение Ли Сю-чэна 1 (1977)
- ^ Майкл (1966) , с. 7.
- ^ «Глобальные тенденции: лицом к лицу с меняющимся миром» .
- ^ Бикерс, Роберт; Джексон, Изабелла (2016). Договорные порты в современном Китае: право, земля и власть . Рутледж. п. 224. ИСБН 978-1-317-26628-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мейер-Фонг (2013) , стр. 11–12.
- ^ Мейер-Фонг, Тоби. "Война". Что осталось: Примириться с гражданской войной в Китае XIX века . Издательство Стэнфордского университета, 26 сентября 2013 г.
- ^ Остерхаммель (2015) , стр. 652–654.
- ^ Спенс (1996) , стр. 115–16, 160–163, 181–82.
- ^ Бор, П. Ричард (2009). «Спасли ли хакка Китай? Этническая принадлежность, идентичность и статус меньшинства в современной трансформации Китая» . Верховья . 26 . Колледж Святого Бенедикта и Университет Святого Иоанна : 13.
- ^ Шено, Жан. Крестьянские восстания в Китае, 1840–1949 гг . Перевод CA Curwen. Нью-Йорк: WW Norton, 1973. стр. 23–24.
- ^ Майкл (1966) , стр. 4, 10.
- ^ Майкл (1966) , стр. 15–16.
- ^ Майкл (1966) , стр. 10–12.
- ^ Майкл (1966) , стр. 14–15.
- ^ CA Curwen, Тайпинский мятежник: Свержение Ли Сю-чэна (1977) с. 2
- ^ Памела Кайл Кроссли, Шатающаяся ось: Китай с 1800 года (2010) 103
- ^ Джен (1973) , стр. 15–18.
- ^ Цзянь Ювэнь (1973) , стр. 15–18.
- ^ Майкл (1966) , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спенс (1996) , стр. 47–49.
- ^ Майкл и Чанг (1966) , с. 28.
- ^ Джен (1973) , стр. 19.
- ^ Джен (1973) , стр. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спенс (1996) , с. 64.
- ^ Де Бари, Уильям Теодор; Луфрано, Ричард (2000). Источники китайской традиции . Том. 2. Издательство Колумбийского университета. стр. 213–215. ISBN 978-0-231-11271-0 .
- ^ Цзянь Ювэнь (1973) , стр. 20.
- ^ Тенг, Юа Чунг. «Преподобный Иссахар Джейкокс Робертс и восстание тайпинов». Журнал азиатских исследований , том 23, № 1 (ноябрь 1963 г.), стр. 55–67.
- ^ Ри, Хон Бом (2007). Азиатское милленаризм: междисциплинарное исследование восстаний тайпинов и Тонгаков в глобальном контексте . Янгстаун, Нью-Йорк: Камбрия. стр. 163, 172, 186–187, 191. ISBN. 978-1-934-04342-4 .
- ^ Спенс (1996) , стр. 78–80.
- ^ Килкурс (2016) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейли (2004) , с. 4 .
- ^ Спенс (1996) , стр. 97–99.
- ^ Майкл (1966) , с. 35.
- ^ Рейли (2011) , стр. 44–45.
- ^ Перри (1982) .
- ^ Перри (1982) , стр. 348, 350 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейли (2004) , с. 139 .
- ^ Майкл (1966) , с. 93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маочунь Ю, «Восстание тайпинов: военная оценка революции и контрреволюции», напечатано в «Военной истории Китая» 138 (ред. Дэвида А. Граффа и Робина Хайэма, 2002 г.)
- ^ Майкл (1966) , стр. 94–95.
- ^ Спенс (1996) , стр. 237, 242–244.
- ^ Спенс (1996) , с. 244.
- ^ Эллеман (2001) , стр. 53–54.
- ^ Эллеман (2001) , с. 52.
- ^ Хейфорд (2018) , с. 98.
- ^ Ричард Дж. Смит, Наемники и мандарины: вечно победоносная армия в Китае девятнадцатого века (Миллвуд, Нью-Йорк: KTO Press, 1978), passim .
- ^ Спенс (1996) , с. 325.
- ^ Майкл и Чанг (1966) , с. 173.
- ^ Ван, Лонг (2010). Небо поворачивается налево, мир поворачивается направо: перекресток противостояния Китая и Запада в наше время (на китайском языке: Huawei Chubanshe, стр. 108–109 ) . 978-7-507-52744-5 .
- ^ Такер, Спенсер К. (2017). Корни и последствия гражданских войн и революций: конфликты, изменившие мировую историю . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 229. ИСБН 978-1-440-84294-8 .
- ^ Дэвис, Брэдли Кэмп (2017). Имперские бандиты: преступники и повстанцы на китайско-вьетнамском приграничье . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. стр. 38–41. ISBN 978-0-295-99969-2 .
- ^ «Восстание тайпинов». Архивировано 15 декабря 2007 г. в Wayback Machine , Britannica Concision.
- ^ Ли, Грегори (2018). Воображаемый Китай: от европейской фантазии к впечатляющей мощи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1-787-38168-1 .
- ^ Вассерстрем, Джеффри Н. (2016). Оксфордская иллюстрированная история современного Китая . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-68375-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спенс (1996) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Платт (2012) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ван Синьлун (王新龙) (2013). Династия Цин 4 (на китайском языке).
- ^ Ли, Сяобин (2012). Китай в войне: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 415. ИСБН 978-1-598-84415-3 .
- ^ Диллон, Майкл (1999). Мусульманская община Китая хуэй: миграция, расселение и секты . Ричмонд: Керзон. п. 59. ИСБН 0-700-71026-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Этвилл, Дэвид Г. (2005). Китайский султанат: ислам, этническая принадлежность и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 139. ИСБН 0-804-75159-5 .
- ^ Китайские исследования в философии, Том 28 . Я Шарп. 1997. с. 67 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Фитч, Альберт (1878). Бирма в прошлом и настоящем . СК Пол. п. 300 . Проверено 28 июня 2010 г.
к ним присоединились горные племена шанов.
- ^ Гарнаут, Энтони. «От Юньнани до Синьцзяна: губернатор Ян Цзэнсинь и его дунганские генералы» (PDF) . История Тихого океана и Азии, Австралийский национальный университет. Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2012 г. Проверено 14 июля 2010 г. п. 98
- ^ Липман, Джонатан Ниман (1998). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Вашингтонский университет Press. стр. 120–121. ISBN 0-295-80055-0 .
- ^ Гибб, ХАР (1954). Энциклопедия ислама, тома 1–5 . Брилл. п. 849. ИСБН 9-004-07164-4 . Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ Спенс (1999) , с. 176.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Вагнер, Рудольф Г. (10 ноября 2008 г.). «Тайпинское восстание» . Энциклопедия Китая Брилла .
- ^ Тарокко, Франческа (2007), Культурные практики современного китайского буддизма: настройка на Дхарму , Лондон: Routledge, стр. 48 , ISBN 978-1-136-75439-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейли (2011) , с. 138–141 .
- ^ Андраде (2016) , стр. 275–277.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спенс (1996) , глава 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спенс (1996) , глава 21.
- ^ Спенс (1996) , глава 22.
- ^ Рэмси, Роберт С. (1987). Языки Китая . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 167, 232–236. ISBN 0-691-06694-9 .
- ^ Дж. Чаппелл (2018). Какой-то уголок китайского поля: политика памяти иностранных ветеранов тайпинской гражданской войны. Современные азиатские исследования, 1–38. два : 10.1017/S0026749X16000986
- ^ Майкл (1966) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Дэн, Кент Г. (2011) «Политическая экономия Китая в наше время: изменения и экономические последствия, 1800–2000». Рутледж, Бизнес и экономика . 320 страниц
- ^ Хит (1994) , с. 11.
- ^ Хит (1994) , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хит (1994) , с. 16.
- ^ Хит (1994) , с. 33.
- ^ Спенс (1996) , глава 13.
- ^ Рейли (2011) , с. 139 .
- ^ Мэтью Уайт (2011). Зверства: 100 самых смертоносных эпизодов в истории человечества . WW Нортон. п. 289. ИСБН 978-0-393-08192-3 .
- ^ Майкл Клодфелтер (2002). Война и вооруженные конфликты: статистический справочник по потерям и другим цифрам . Макфарланд. п. 256. ИСБН 978-0-7864-1204-4 .
- ^ Хо Пин-ти. Исследования населения Китая, 1368–1953 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета , 1959. с. 237 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Хакка Одиссея и их родина Тайвань . п. 120 Клайд Кианг – 1992 г.
- ^ Перселл, Виктор. Китай . Лондон: Эрнест Бенн, 1962. с. 167
- ^ Цитируется по Перселлу, Виктор. Китай . Лондон: Эрнест Бенн, 1962. с. 239.
- ^ Шено, Жан. Крестьянские восстания в Китае, 1840–1949 гг . Перевод CA Curwen. Нью-Йорк: WW Norton, 1973. с. 40
- ^ Пелисье, Роджер. Пробуждение Китая: 1793–1949 . Отредактировано и переведено Мартином Киффером. Нью-Йорк: Патнэм, 1967. с. 109
- ^ Перселл, Виктор. Китай . Лондон: Эрнест Бенн, 1962. с. 168
- ^ Цзянь Ювэнь (1973) , стр. 8.
- ^ Франц Майкл, « Военная организация и структура власти Китая во время восстания тайпинов », Pacific Historical Review 18.4 (1949): 469–483. http://www.jstor.org/stable/3635664
- ^ Дэвид Стрэнд и Мин К. Чан, «Милитаризм и милитаризация в современной истории Китая». Тенденции в истории 2.2 (1981): 53–69.
- ^ Дайана Лари, «Исследования военачальников», Современный Китай 6.4 (1980): 468 .
- ^ Цзянь Ювэнь (1973) , стр. 9.
- ^ Дэниел Литтл (2009). «Маркс и тайпины» . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ Хейфорд (2018) , с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роу, Уильям Т. (2012). Последняя империя Китая: Великая Цин . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06624-3 .
- ^ Пинг-ти Хо (1959). Исследования населения Китая, 1368–1953 гг . Издательство Гарвардского университета. стр. 221–222, 236–237. ISBN 978-0674852457 .
- ^ Шаффер, Линда (2017). «Глава 2. Сеттинг: Хунань, его элита и Мао». Мао Цзэдун и рабочие: Рабочее движение в провинции Хунань, 1920–23 гг . Рутледж. ISBN 978-1351715942 .
- ^ «Сборник Джен Юй-вэнь о революционном движении тайпинов». Газета библиотеки Йельского университета . 49 (3): 293–296. Январь 1975 года.
- ^ Джон Кинг Фэрбанк и др. Восточная Азия: современная трансформация (1965) 2:162.
- ^ Киркус (1983), «Мандарин Роберта С. Элеганта» , Киркус
- ^ Ли Бо Тянькуо: Царство Небесное ISBN 1-5426-6057-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тэн, Юань Чунг (1963). «Преподобный Иссахар Джейкокс Робертс и восстание тайпинов» . Журнал азиатских исследований . 23 (1): 55–67. дои : 10.2307/2050633 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 2050633 . S2CID 162690095 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кларк, Прескотт; Грегори (1982). Западные сообщения о тайпинах: подборка документов . Канберра: Издательство Австралийского национального университета. п. 118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бордман, Юджин П. (1951). «Христианское влияние на идеологию тайпинского восстания» . Дальневосточный ежеквартальный вестник . 10 (2): 115–124. дои : 10.2307/2049091 . ISSN 0363-6917 . JSTOR 2049091 .
- ^ "Письмо доктора Д.Б. Маккарти" . Западные сообщения о тайпинах: подборка документов . Кларк, 1982 год.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Отчет Р. Дж. Фореста». Западные сообщения о тайпинах: Подборка документов . Кларк, 1982 год.
- ^ «Наша китайская переписка: Дела в Нинпо. Адмирал Хоуп обвиняет повстанцев. Действия повстанцев. Бедствие в Шанхае. Как следует защищать иностранцев» . Нью-Йорк Таймс . 29 марта 1862 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ «Западный колониализм – Опиумные войны» . britannica.com . Проверено 24 ноября 2022 г. Этот третичный источник повторно использует информацию из других источников, но не называет их.
Источники [ править ]
Современные монографии и обзоры [ править ]
- Андраде, Тонио (2016). Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691178141 .
- Эллеман, Брюс А. (2001). Современная китайская война, 1795–1989 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0415214735 .
- Хит, Ян (1994). Тайпинское восстание 1851–1866 гг . Серия «Военные люди Оспри». Лондон; Лонг-Айленд-Сити: Оспри. ISBN 1-85532-346-Х . Особое внимание военной истории.
- Цзянь Ювэнь (1973). Тайпинское революционное движение . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-01542-9 . Переведено и сокращено из публикаций автора на китайском языке; особенно сильны на военных кампаниях, основанных на обширных путешествиях автора по Китаю в 1920-1930-е годы.
- Килкурс, Карл С. (2016). Тайпинское богословие: локализация христианства в Китае, 1843–1864 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-53728-7 .
- Мейер-Фонг, Тоби С. (2013). Что осталось: Примириться с гражданской войной в Китае XIX века . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5425-5 . Исследование жертв, их опыта войны и увековечивание памяти о войне.
- Остерхаммель, Юрген (2015). Трансформация мира: глобальная история девятнадцатого века . Перевод Патрика Камиллера. Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-16980-4 .
- Платт, Стивен Р. (2012). Осень в Царстве Небесном: Китай, Запад и эпическая история тайпинской гражданской войны . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-307-27173-0 . Подробный анализ повествования.
- Рейли, Томас Х. (2004). Тайпинское Небесное Царство: Бунт и Богохульство Империи . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-98430-9 . Основное внимание уделяется религиозной основе восстания.
- Рейли, Томас Х. (2011). Тайпинское Небесное Царство: Бунт и Богохульство Империи . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80192-6 .
- Спенс, Джонатан Д. (1996). Китайский Сын Божий: Тайпинское Небесное царство Хун Сюцюань . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-03844-0 .
- Спенс, Джонатан Д. (1999). В поисках современного Китая . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0393973518 . Стандартный учебник.
- Джен, Ю-Вэнь (1973). Тайпинское революционное движение . Издательство Йельского университета. ISBN 978-1597407434 .
- Майкл, Франц Х .; Чанг, Чунг-ли (1966). Тайпинское восстание: история и документы . Том. Я: История. Сиэтл: Публикации Вашингтонского университета по Азии.
Научные статьи [ править ]
- Хейфорд, Чарльз В. (2018). «Новая военная история Китая, 1839–1951: что это за история?» . Границы истории в Китае . 13 (1): 90–126. дои : 10.3868/s020-007-018-0006-0 .
- Перри, Элизабет Дж. (1982). «Тайпины и триады: роль религии в межповстанческих отношениях» . В Баке Янош М.; Бенеке, Герхард (ред.). Религия и сельский бунт: документы, представленные на четвертом междисциплинарном семинаре по крестьянским исследованиям, Университет Британской Колумбии, 1982 год . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 342–353. ISBN 0-7190-0990-1 .
Первоисточники [ править ]
- Майкл, Франц Х. (1966), Восстание тайпинов: история и документы , Сиэтл: Вашингтонский университет Press . 3 тома. Во втором и третьем томах отобраны и переведены основные документы.
Дальнейшее чтение [ править ]
Современные монографии и обзоры [ править ]
- Калеб Карр, Солдат-дьявол: История Фредерика Таунсенда Уорда (1994) ISBN 0-679-41114-3 .
- Карл Дж. Данко, Иностранные дьяволы и богопоклонники: западные наемники и межкультурный реализм во время восстания тайпинов (Армейский командно-штабной колледж, 2017) онлайн
- Джон Кинг Фэрбенк и др. Восточная Азия: современная трансформация (1965) 2:155–178. онлайн
- Джек Грей, Восстания и революции: Китай с 1800-х по 1980-е годы (1990), ISBN 0-19-821576-2
- Иммануэль Сюй, Возвышение современного Китая (1999), ISBN 0-19-512504-5 . Стандартный учебник; онлайн
- Филип А. Кун , Восстание и его враги в позднем имперском Китае; Милитаризация и социальная структура, 1796–1864 (Кембридж, MA Harvard University Press, 1970). Влиятельный анализ возникновения восстания и организации его подавления. онлайн
- Филип А. Кун, «Восстание тайпинов», в книге Джона К. Фэрбенка, изд., Кембриджская история Китая, том десять, часть первая (Кембридж: Cambridge Univ Press, 1970): 264–317.
- Рудольф Г. Вагнер. Воспроизведение небесного видения: роль религии в восстании тайпинов. (Беркли: Институт восточноазиатских исследований, Калифорнийский университет, Беркли, Китайская исследовательская монография 25, 1982). ISBN 0-912966-60-2 .
- Мэри Клэбо Райт . Последняя битва китайского консерватизма: Реставрация Тун-Чжи, 1862–1874 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1957; рпр. 1974 год ISBN 0-8047-0476-7 . Отчет о ханьской китайско-маньчжурской коалиции, которая возродила династию и победила тайпинов.
Научные статьи [ править ]
- Чаппелл, Джонатан (2016). «Границы шанхайского плацдарма: понимание британской интервенции в восстание тайпинов 1860–1862 годов» (PDF) . Журнал истории Империи и Содружества . 44 (4): 533–550. дои : 10.1080/03086534.2016.1210251 . S2CID 159751071 .
- Хуан, Цзинь (2017). «В поисках китайской утопии: восстание тайпинов как литературное событие». Новая литературная история современного Китая . Издательство Гарвардского университета.
- Кун, Филип А. (июль 1977 г.). «Истоки тайпинского видения: межкультурные аспекты китайского восстания». Сравнительные исследования в обществе и истории . 9 (3): 350–366. дои : 10.1017/S0010417500008756 . JSTOR 177996 . S2CID 144407449 .
- Левенсон, Джозеф Р. (1962). «Конфуцианство и тайпинг «Небеса»: политические последствия столкновения религиозных концепций». Сравнительные исследования в обществе и истории . 4 (4): 436–453. дои : 10.1017/S0010417500001390 . JSTOR 177693 . S2CID 144053533 .
- Ю, Маочунь (2002), «Восстание тайпинов: военная оценка революции и контрреволюции», Дэвид А. Графф; Робин Хайэм (ред.), Военная история Китая , Боулдера, Колорадо и Оксфорда, Англия: Westview Press, стр. 135–152, ISBN 0813337364 (твердый переплет), ISBN 0813339901 (мягкая обложка).
- Чжэн, Сяовэй (2018). «Литературный поворот: введение в специальный выпуск о способах описания тайпинской гражданской войны». Границы истории в Китае . 13 (2): 167–172.
Художественная литература [ править ]
- Чин, Шуншин (2001). Тайпинское восстание . Перевод Джошуа А. Фогеля . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 0-7656-0100-1 .
- Осия Баллоу Морс , Во времена тайпинов, воспоминания Тин Киенчана, иначе Мейсуна, когда-то начальника скаутов и капитана вечно победоносной армии и главного переводчика генерала Уорда и генерала Гордона (Салем, Массачусетс: Эссекс) институт, 1927 г. Перепечатано: Сан-Франциско: Китайский центр материалов, 1974 г.).
- Джордж Макдональд Фрейзер . Флэшмен и Дракон . Нью-Йорк: Кнопф, 1986. ISBN 0-394-55357-8 . Том из серии «Записки Флэшмена» .
Современные аккаунты [ править ]
- Линдли, Август (1970) [1866]. Ти-Пин Тьен-Кво: История революции Ти-Пин . Дэй и сын (ограничено). OCLC 3467844 .
- Сючэн, Ли (1970). Автобиография Чунг-Вана (Исповедь верного принца) . Перевод Лэя, WT Praeger Publishers. ISBN 978-0-275-02723-0 .
- Томас Тейлор Медоуз, Китайцы и их восстания, рассматриваемые в связи с их национальной философией, этикой, законодательством и управлением. К этому добавлен «Очерк цивилизации и ее современного состояния на Востоке и Западе» . (Лондон: Смит, Элдер; Бомбей: Смит, Тейлор, 1856 г.). Текст электронной книги Американских библиотек
- Рассол, Линдсей, Восстание Тэпин в Китае (Лондон: Дж. Мюррей, 1862 г.)
- Дост. Архидиакон Мул , Личные воспоминания о восстании Тай-Пин 1861–1863 гг. (Шанхай: напечатано в офисе «Поднебесной», 1884 г.).
Внешние ссылки [ править ]
- Видео о восстании тайпинов - хронологическое представление восстания тайпинов с подробностями и анекдотами. Архивировано на сайте Ghostarchive.org 24 мая 2022 г.
- Taiping Rebellion.com – повествовательная история со множеством иллюстраций, хронологией и подробной картой восстания .
- Восстание тайпинов – дискуссия BBC с Раной Миттер , Оксфордский университет; Фрэнсис Вуд Британская библиотека ; и Джулия Ловелл , Лондонский университет.
- Тайпинское восстание
- 1850 г. в Китае
- 1851 г. в Китае
- 1852 г. в Китае
- 1853 г. в Китае
- 1854 г. в Китае
- 1855 г. в Китае
- 1856 г. в Китае
- 1857 г. в Китае
- 1858 год в Китае
- 1859 г. в Китае
- 1860 г. в Китае
- 1861 год в Китае
- 1862 год в Китае
- 1863 год в Китае
- 1864 год в Китае
- 19 век в Китае
- Восстания 19 века
- Христианство в Китае
- христианизация
- Восемь баннеров
- Геноциды в Азии
- Крестьянские восстания
- Преследование буддистов
- Гражданские войны на религиозной почве
- Восстания в династии Цин
- Гражданские войны в Китае
- Тайпин Небесное Царство
- Войны с участием Франции
- Войны с участием династии Цин
- Войны с участием Соединенного Королевства