Ду Вэньсю
Ду Вэньсю | |||
---|---|---|---|
китайский | Ду Вэньсю | ||
|
Часть серии о Ислам в Китае |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Ду Вэньсю ( китайский : 杜文秀 ; пиньинь : Ду Вэнсю ; Уэйд-Джайлз : Ту Вэнь-сю , Сяоэрцзин : ٔدُﻮْ وٌ ﺷِﯿَﻮْ ْ ) (1823–1872) был китайским мусульманским лидером восстания Пантай . ион, анти-Цин восстание в Китае во времена династии Цин . Ду Вэньсю был этническим ханьцем по линии обоих родителей, а не Хуэй, но был воспитан мусульманином и возглавил свое восстание как антиманьчжурское восстание, а не религиозную войну мусульман против немусульман. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Ду Вэньсю родился в Юнчане (ныне Баошань, Юньнань ) и был сыном мусульманина Хуэй. Его настоящее имя было Ян Сю (杨秀). [ 5 ] Ду получил классическое китайское образование и, как и сыновья других элитных семей Хуэй; готовился к экзаменам на государственную службу Китая. В шестнадцать лет он сдал первый экзамен; получил степень сюкай . Он стал уважаемым среди юньнаньских хуэй, когда он и двое других отправились в Пекин и обратились к императорскому суду с ходатайством о компенсации за Баошаньскую резню хуэй в 1845 году. После того, как ему не удалось добиться урегулирования от администрации Цин, Ду путешествовал по торговым сетям западной Юньнани от имени своей семьи. Опыт его путешествий заставил его осознать коммерческий, политический и многонациональный ландшафт Юньнани. [ 6 ]
Восстание началось после резни в Хуэй, устроенной властями Цин. [ 7 ] Ду использовал антиманьчжурскую риторику в своем восстании против Цин, призывая Хань присоединиться к Хуэй, чтобы свергнуть возглавляемую маньчжурами династию Цин после 200 лет их правления. [ 8 ] [ 9 ]
Ду пригласил своего коллегу-мусульманского лидера хуэй Ма Жулонга присоединиться к нему в изгнании маньчжуров и «восстановлении Китая». [ 10 ] В своей войне против маньчжурского «угнетения» Ду «стал мусульманским героем», а Ма Жулун перешел на сторону Цин. [ 11 ] Куньмин неоднократно подвергался нападениям и разграблению со стороны войск Ду Вэньсю. [ 12 ] [ 13 ] Он был отцом Ду Фэнъяна , который также участвовал в восстании.
Ма Шилинь, потомок Ма Минсиня, присоединился к повстанцам Пантай в качестве командира гарнизона и гражданского чиновника, встретив свой конец в крепости Дунгоучжай после годичной осады Цин. [ 14 ]
Отношения с Ма Рулонгом
[ редактировать ]В Куньмине в 1856 году по наущению судебного комиссара, который был маньчжуром, было убито 3000 мусульман. Ду Вэньсю был ханьским китайцем по происхождению, несмотря на то, что был мусульманином, и он руководил как хуэйскими мусульманами, так и ханьскими китайцами в своей гражданской и гражданской войне. военная бюрократия. Против Ду Вэньсю боролся другой лидер Хуэй, перешедший на сторону династии Цин, Ма Жулун. [ 15 ] Ма утверждал, что центральное правительство не несет ответственности за массовые убийства юньнаньцев хуэй и что вина лежит на коррумпированных местных чиновниках. Он пытался убедить Ду Вэньсю сложить оружие и заключить мир, поскольку все мусульмане были одной семьей. Ду ответил на письмо Ма менее чем через неделю; категорически опроверг его утверждения и указал, что бегство Ма стало причиной раскола мусульман. [ 16 ] В мемориале Ду попросил Ма Дэсинь вмешаться, чтобы Ма Жулун положил конец преступному деянию, «убийству своих собратьев-мусульман (тунцзяо)». [ 17 ]
Отношения с Ма Дексинь
[ редактировать ]Ма Дэсинь был самым известным хуэйским ученым в Юньнани. Он использовал свой престиж, чтобы выступать в качестве посредника между различными фракциями Хуэй и «помог сориентировать и подтвердить» восстание по всей провинции. [ 18 ] Ду Вэньсю и Ма Жулун уважали его как духовного лидера. [ 19 ] В 1860 году; Ма Дэсинь послал войска, чтобы помочь Ду Вэньсю бороться с Цин; уверяя его, что:
«Я уже тайно приказал своим ученикам [Мэншэн] Ма [Жулонг] как Верховному главнокомандующему Трех направлений с Ма Жуном в качестве заместителя командира... начать арьергардную атаку со своей базы в Имене». [ 20 ]
Есть свидетельства того, что Ма Дэсинь, Ма Жулун и сопровождавшие их войска Хуэй только притворились, что сдались (в 1862 году), чтобы получить доступ к городу Куньмин. Даже после их предполагаемой капитуляции перед Цин; Ма Жулун продолжал издавать прокламации, используя свою печать «Генералиссимус трех направлений», в то время как Ма Дексин отказался принять предоставленный ему гражданский титул; не желая быть связанным с режимом Цин. Повстанцы Хуэй насмехались над Хуэй, который не присоединился к восстанию, называя его фальшивым Хуэй (цзя Хуэйцзы). Тайваньский исследователь Ли Шукун утверждает, что в ответ на предложение Цин о капитуляции; Ма Жулун действовал поспешно, не имея никаких планов или мыслей, кроме как получить доступ к окруженному стеной городу Куньмин. Многие повстанцы Хуэй использовали подобную тактику в первые годы восстания. [ 21 ]
Чтобы проверить свою лояльность, Ма Жулонг был отправлен усмирить недовольного магистрата Линъана (в Южном Юньнани). Через несколько недель после того, как Ма Рулонг покинул город; Силы повстанцев во главе с Ма Жуном и Ма Ляньшэном штурмовали Куньмин и захватили его. Силы Ма Жулонга пришли к выводу, что ему больше нельзя доверять в достижении своей цели - объединении под единым повстанческим правительством. Стремясь присоединиться к Ду Вэньсю и объединиться в оппозиции Цин; Хуэй подняли белое знамя государства Пиннань, отказались от региональных ссылок и с этого момента начали называть себя мусульманами. В 1863 году Ма Дэсинь объявил себя «Королем-умиротворяющим-Юг (Пиннань Ван)», конфисковал официальные печати и перестал использовать год правления Цин при датировке документов. Ма Дэсинь надеялся сохранить объединение повстанческих сил под своим началом до тех пор, пока он не сможет передать контроль Ду Вэньсю. [ 22 ]
Ма Жулун немедленно поспешил обратно в Куньмин. Его последователи упрекали его, сказав ему: «Если ты только жаждешь стать чиновником, не думая о своих собратьях-мусульманах, тебе следует вернуться в [свой дом в] Гуаньи». Ма Жулун атаковал город вместе с войсками Цин; приказал Ма Десиню сдать свои должностные печати и поместил его под домашний арест. [ 23 ] Ма Дэсинь также выступил против принятия Ма Жулонгом политики Цин «использования Хуэй для борьбы с другими Хуэй». [ 24 ]
Ма Дэсинь был послан убедить Ду Вэньсю сдаться в 1864 году. Он сочувствовал делу Ду, но не видел смысла продолжать сопротивление. Он сказал Ду, что хуэй не должны попасть в ловушку Цин и что с окончанием восстания в Тайпэне Цин приложит все свои силы, чтобы сокрушить хуэй. Ду отказался сдаться, вместо этого он предложил Ма Десиню должность в своем правительстве. [ 25 ]
Политика султаната Дали Ду Вэньсю
[ редактировать ]После того, как Ду Вэньсю стал лидером нового государства, базирующегося в Дали; он приказал отремонтировать главную мечеть города и построить 5 новых мечетей. Чтобы оживить исламское образование в Юньнани, Ду Вэньсю основал исламские медресе, способствовал использованию арабского языка среди хуэй и напечатал первый экземпляр Корана в Китае. [ 26 ]
Бюрократия султаната использовала арабский язык как предпочтительный язык для общения среди хуэйской элиты и предпочтительный язык для иностранных дипломатических отношений. Когда первые британские посланники прибыли в Юньнань из Бирмы, им были представлены документы полностью на арабском языке, и им пришлось несколько дней ждать перевода на китайский язык. [ 27 ]
Вместо того, чтобы носить очереди , как того требовал Цин, мужчины-подданные Султаната отращивали длинные волосы. А Цин называл повстанцев «длинноволосыми повстанцами (чанфа Хуэйэй)». Режим Дали использовал Белые знамена. [ 28 ]

Государственная прокламация, направленная мусульманам Лхасы в начале 1860-х годов (через караванных торговцев Хуэй), оправдывала восстание как праведный ответ на предательство идолопоклонников. Декларация была написана на арабском языке и наполнена кораническими и исламскими метафорами. В нем описывается восстание Пиннань, используя исламскую терминологию:
«Причина спора заключалась в том, что идолопоклонники и их вожди собрались вместе, чтобы убить мусульман, и начали оскорблять их религию.... Оставив всякую надежду на жизнь, мы сражались с идолопоклонниками, и Бог дал нам победу... [Правителя] зовут Садик, иначе его называют Сулейман. Теперь он установил исламский закон. Он вершит правосудие в соответствии с предписаниями Корана и их традициями. С тех пор, как мы сделали его своим имамом, мы были по указу. Боже, очень победоносный... Министры и вожди нашего Имама столь же единодушны, как Абу Бакр, и столь же смелы, как Али. Никто не может противостоять им в бою. Они властны по отношению к неверным, но кротки по отношению к мусульманам. столица неверности стала городом ислама!» [ 29 ]
Султанат Дали использовал императорские китайские символы и бросил вызов Цин, используя образы эпохи Мин. [ 29 ] Ду пытался подчеркнуть иностранный характер маньчжурского правления даже в одежде; а его собственные императорские одежды принадлежали «китайской» династии Мин. [ 30 ] По словам Дэвида Г. Этвилла: «Режим отражал сильные межэтнические связи хуэй с хань и и с преимущественно ханьско-исламскими образами и сильным присутствием коренных народов в его институтах и правлении». [ 31 ] Ду Вэньсю привел пример Королевства Наньчжао как доказательство возможности создания независимого правительства в Юньнани:
«Если мы не сможем добиться далеко идущей окончательной победы, мы все равно сможем добиться меньшего и более отдаленного успеха, такого как успех Королевства Наньчжао, который длился восемьсот лет». [ 32 ]
Могущество государства Хуэй в 1863-68 гг. описал французский миссионер отец Понсо: [ 33 ]
«С тех пор, как хуэй оккупировали Дали, они стали более или менее сильными и более или менее хозяевами земли. Они контролируют почти все города вокруг Чжундянь, Хэцин и Лицзян, простираясь почти до Тибета, земли лам».
Районы, находящиеся под властью султаната Дали, считались гораздо более безопасными и менее коррумпированными, чем территории, находящиеся под имперским контролем. Европейские путешественники отмечали, что «над этой страной царило спокойное спокойствие». [ 34 ] Торговцы «хвалили безопасность территории Белого знамени [контролируемой Дали]», а местные жители объясняли наличие процветающей торговли усилиями Ду Вэньсю «торговать как можно больше, как путем введения легких пошлин, так и строгого отправления правосудия». " Правительство Дали разработало политику, поощряющую местных жителей защищать торговые караваны, и приказало чиновникам охранять основные проходы в Юньнань и предоставлять торговцам бесплатное жилье. Сам Ду Вэньсю основал торговую компанию в Бирме, а также основал два бюро по торговле хлопком в Аве , одним из которых управляла его сестра. [ 35 ] [ 36 ] Религиозные инструкции призывали юньнаньских мусульман и торговцев не противоречить исламским законам: [ 37 ]
«Не разрешается нарушать [учение юридических школ], действуя [из] субъективной воли; глупо [преследуя] личные выгоды; презренно гоняться за привилегиями; действовать эксцентрично или абсурдно; принимать иноверческие [мысли]; претендовать на сверхъестественные [силы] или хвалиться связью с духами, а также [не разрешается] обманывать простых [людей, чтобы] преследовать выгоду и славу, или фальсифицировать обряды и церемонии и путать различные учения; [Это было бы подобно] маскировке [металлов под] золото или подделке серебра; [или] продаже собачьего мяса [после] маркировки [его] как «овцы» [или] преувеличения [вещей] с целью обмануть людей. Станьте жертвой путаницы, вред трудно исправить. Такие вещи ставят под угрозу чистоту и истину [цинчжэнь], как яд или большая чума».
Эти инструкции указывают на заботу юньнаньских мусульман о сохранении исламского православия и на их веру в то, что правление Цин испортило их традиции декадентскими привычками и верованиями, такими как шаманизм. [ 37 ]
Ислам, конфуцианство и племенной языческий анимизм были легализованы и «удостоены чести» «бюрократии китайского типа» в султанате Ду Вэньсю. Треть военных должностей султаната была заполнена ханьцами, которые также занимали большинство гражданских должностей. [ 38 ]
Поражение и наследие
[ редактировать ]Во время своего последнего наступления в 1867 г.; Ду Вэньсю заявил в своей «Прокламации из штаба генералиссимуса», что:
«Эта армейская экспедиция была вызвана тем, что маньчжуры отобрали у нас Китай и оставались у власти более двухсот лет, обращаясь с людьми как с волами и лошадьми, не обращая внимания на ценность жизни, причиняя вред моим соотечественникам и уничтожая моих собратьев. Хуэй (во Хуэйцзу)». [ 39 ]
Он называл себя «султаном Дали » и правил 16 лет, прежде чем цинские войска под командованием Цэнь Юйина обезглавили его после того, как он проглотил шарик опиума. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] В конце концов Цин пробились к Дали и 25 декабря 1872 года; тысячи цинских войск окружили Дали. Главный генерал Ду Ян Жун посоветовал ему сдаться, опасаясь катастрофических последствий для населения, если сопротивление продолжится. Ду согласился и решил сдаться на следующее утро, сказав своему совету, что: [ 45 ]
«То, что вы сказали, правда. Если этот генералиссимус [Ду] решит сражаться насмерть, то поистине ни курица, ни собака не останутся в живых. Если этот генералиссимус покинет город, то я смогу спасти старых и молодых ."
Он сдался Цин, надеясь, что жители города будут пощажены, сказав генералу Ян Юкэ «пощадить людей (шао шарэн)». [ 45 ] Однако войска Цин устроили кровавую резню населения Хуэй; погибли десять тысяч человек (четыре тысячи из которых были женщины, дети и старики). Голову Ду залили медом и отправили в Пекин вместе с 24 корзинами, наполненными ушами умерших. [ 46 ] Тело Ду погребено в Сядуе. [ 47 ]
Его столицей был Дали. [ 48 ] Восстание закончилось в 1873 году. [ 49 ] Нынешнее правительство Китая считает Ду Вэньсю героем. [ 50 ]
Жизнь Ду Вэньсю и связанные с ней исторические факты являются основным элементом Тарика Али романа «Ночь золотой бабочки» . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Цянь, Цзинъюань (2014). «Слишком далеко от Мекки, слишком близко к Пекину: этническое насилие и формирование китайской мусульманской идентичности, 1821–1871» . Проекты с отличием по истории . 27:37 .
- ^ ошибку». « Вэньсю» предал страну и объяснил Ло, Эр Ган (1980). « Ду
- ^ Эллеман, Брюс А. (2001). Современная китайская война, 1795–1989 (иллюстрированное издание). Психология Пресс. п. 64. ИСБН 0415214734 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Фэрбенк, Джон Кинг; Твитчетт, Денис Криспин, ред. (1980). Кембриджская история Китая . Издательство Кембриджского университета. п. 213. ИСБН 0521220297 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ «杜文秀» [Ду Вэньсю]. www.shijiemingren.com (на китайском языке). Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 31 марта 2017 г. [ название отсутствует ]
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг.» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1089–1090. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Шоппа, Р. Кейт (2008). Восточная Азия: идентичности и изменения в современном мире, с 1700 года по настоящее время (иллюстрированное издание). Пирсон/Прентис Холл. п. 58. ИСБН 978-0132431460 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Диллон, Майкл (1999). Мусульманская община Китая Хуэй: миграция, расселение и секты . Керзон Пресс. п. 59. ИСБН 0700710264 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Диллон, Майкл (2012). Китай: Современная история (переиздание). ИБТаурис. п. 90. ИСБН 978-1780763811 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Этвилл, Дэвид Г. (2005). Китайский султанат: ислам, этническая принадлежность и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . (иллюстрированное издание). Издательство Стэнфордского университета. п. 120. ИСБН 0804751595 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Тенденции азиатских исследований, тома 3-4 . Токио, Япония: Центр восточноазиатских культурных исследований. п. 137 . Получено 24 апреля.
- ^ Мэнсфилд, Стивен (2007). Китай, провинция Юньнань . Составлено Мартином Уолтерсом (иллюстрировано под ред.). Брэдт Путеводители. п. 69. ИСБН 978-1841621692 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Дамиан Харпер (2007). Юго-Запад Китая . Серия региональных путеводителей (иллюстрированное издание). Одинокая планета. п. 223. ИСБН 978-1741041859 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Липман, Джонатан Н. (1998). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая . Издательство Гонконгского университета. п. 179. ИСБН 9789622094680 .
- ^ Джон Кинг Фэрбенк (1978). Кембриджская история Китая: Поздний Цзин, 1800–1911 гг., pt. 2 . Издательство Кембриджского университета. стр. 213–. ISBN 978-0-521-22029-3 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг.» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1096. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (1999). Восстание к югу от облаков: этническое восстание, мусульмане Юньнани и восстание в Пантайе . п. 315.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. С. 105–106, 108.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 120.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 117–118.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 125–126.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 127–128.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 129–130.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 173.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 154.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг.» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1090–1091. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг.» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1091. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Г. Этвилл, Давуд (1999). Восстание к югу от облаков: этническое восстание, мусульмане Юньнани и восстание в Пантайе . п. 300.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг.» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1091. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1092. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1089. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг.» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1093. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (1999). Восстание к югу от облаков: этническое восстание, мусульмане Юньнани и восстание в Пантайе . п. 296.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (1999). Восстание к югу от облаков: этническое восстание, мусульмане Юньнани и восстание в Пантайе . п. 298.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2005). Ислам, этническая принадлежность китайского султаната и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 150–151.
- ^ Карне, Луи де (1872). Путешествие по Индокитаю и Китайской империи . Лондон, Чепмен и Холл. стр. 319–320.
- ^ Перейти обратно: а б Тонтини, Роберта (2016). Мусульманин Саньцзыцзин: изменения и преемственность в определении ислама в Китае . Брилл. стр. 129–130.
- ^ Джон Кинг Фэрбенк (1978). Кембриджская история Китая: Поздний Цзин, 1800–1911 гг., pt. 2 . Издательство Кембриджского университета. стр. 214–. ISBN 978-0-521-22029-3 .
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1099. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Тан Мьинт-У. (2006). Река потерянных шагов: истории Бирмы . Макмиллан. ISBN 0-374-16342-1 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Мьинт-У, Тан (2007). Река потерянных шагов: истории Бирмы . Макмиллан. п. 145. ИСБН 978-0374707903 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Мьинт-У, Тан (2012). Где Китай встречается с Индией: Бирма и новый перекресток Азии (иллюстрировано, переиздание). Макмиллан. ISBN 978-0374533526 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Уайт, Мэтью (2011). Зверства: 100 самых смертоносных эпизодов в истории человечества (иллюстрированное издание). WW Нортон и компания. п. 298. ИСБН 978-0393081923 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Кук, Тим, изд. (2010). Новый культурный атлас Китая . Соавтор Marshall Cavendish Corporation. Маршалл Кавендиш. п. 38. ISBN 978-0761478751 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Этвилл, Дэви (1999). Восстание к югу от облаков: этническое восстание, мусульмане Юньнани и восстание в Пантайе . стр. 325–326.
- ^ Дж. Этвилл, Дэвид (2003). «Зашоренные видения: исламская идентичность, этническая принадлежность хуэй и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856–1873» . Журнал азиатских исследований . 62 (4): 1099–1100. дои : 10.2307/3591760 . JSTOR 3591760 . S2CID 161910411 .
- ^ Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Тенденции азиатских исследований, тома 3-4 . Токио, Япония: Центр восточноазиатских культурных исследований. п. 136 . Получено 24 апреля.
- ^ Гирш, Чарльз Паттерсон (2006). Азиатские пограничья: трансформация границы Юньнани в Цинском Китае (иллюстрированное издание). Издательство Гарвардского университета. п. 217. ИСБН 0674021711 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Моск, Карл (2011). Ловушки приняты или избежаны: элиты в экономическом развитии современной Японии и Китая . Всемирная научная. п. 62. ИСБН 978-9814287524 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Сравнительный обзор цивилизаций, выпуски 32-34 . 1995. с. 36 . Проверено 24 апреля 2014 г.
