Хаан Китаб
Часть серии о Ислам в Китае |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Хань Китаб ( упрощенный китайский : 汉克塔布 ; традиционный китайский : 漢克塔布 ; пиньинь : Hàn kètǎbù ; арабский : هان کتاب ) представляет собой собрание китайских исламских текстов, написанных китайскими мусульманами , в которых объясняется ислам через конфуцианскую терминологию. Его название отражает такое использование: «Хан» — китайское слово, обозначающее «китайский», а «Китаб» означает «книга» на арабском языке. [1] [2] Они были написаны в начале 18 века во времена династии Цин различными китайскими мусульманскими авторами. Хан Китаб широко читали и одобряли более поздние китайские мусульмане, такие как Ма Циси , Ма Фусян и Ху Суншань . [3] [4] [5]
История
[ редактировать ]Истоки литературы Хань Китаба можно проследить до создания системы обучения в зале Священных Писаний ( цзинтан цзяоюй ), созданной ученым Ху Дэнчжоу в 16 веке. После многолетнего обучения за границей в исламском мире Ху вернулся в Китай и сформировал систему образования, которая включала использование авторитетных исламских текстов и уроки иностранного языка, смешанного с китайским. [6] Первоначально Хан Китаб состоял из китайских переводов суфийских текстов, первоначально написанных на персидском языке. Примерно в середине 17 века китайские мусульманские учёные начали писать оригинальные тексты, синтезирующие исламскую и классическую китайскую мысль. [7] В течение нескольких поколений система обучения распространилась по всему Китаю, и последующие ученые начали писать исламскую литературу в китайском культурном контексте. [6]
21 век
[ редактировать ]В июле 2023 года Рабочего отдела Объединенного фронта разработал Центральный институт социализма план «объединения ислама с конфуцианством», используя в качестве руководства тексты Хан Китаба. [8]
Авторство
[ редактировать ]Лю Чжи написал свой «Хань Китаб» в Нанкине в начале 18 века. [9] Работы У Цзуньци, Чжан Чжуна и Ван Дайюя также были включены в Хань Китаб. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диллон (1999) , с. 131.
- ^ Липман (2004) , с. 73.
- ^ Липман (2004) , стр. 176, 189–190, 221.
- ^ Вролдсен, Ким Ярле (2021). «Пусть конфуцианство и ислам работают вместе: договаривайтесь об особой мусульманской идентичности в местной пропагандистской литературе» . Азиатская национальность . 24 (2): 157–180. дои : 10.1080/14631369.2021.2007754 . ISSN 1463-1369 . S2CID 244676304 .
- ^ Лай, Цин (14 марта 2020 г.). «Создание китайско-мусульманской идентичности: Хань Китаб в китайском Сидаотанге». Китайское социологическое обозрение . 52 (2): 167–198. дои : 10.1080/21620555.2019.1636218 . ISSN 2162-0555 . S2CID 201451729 .
- ^ Jump up to: а б Петерсен, Кристиан (27 июля 2021 г.). «Богатая история ислама Китая» . Журнал «Новые линии» . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 г. Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Бените, Цви Бен-Дор (01 января 2000 г.), «Следуйте за белым верблюдом: Ислам в Китае до 1800 года», Новая Кембриджская история ислама , Cambridge University Press , стр. 409–426, doi : 10.1017/chol9780521850315. 013 , ISBN 9781139056137
- ^ «Среди уйгуров Китай стремится «объединить ислам с конфуцианством» » . Радио Свободная Азия . 14 сентября 2023 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Липман (2004) , с. 226.
- ^ Липман (2004) , с. 79.
Библиография
[ редактировать ]- Диллон, Майкл (1999). Мусульманская община Китая хуэй: миграция, расселение и секты . Ричмонд: Curzon Press. ISBN 0-7007-1026-4 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 28 июня 2010 г.
- Липман, Джонатан Ниман (2004). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97644-6 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 28 июня 2010 г.