Ма Минсинь
Часть серии о Ислам в Китае |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Ма Минсинь (1719–1781) ( упрощенный китайский : 马明心、马明信 ; традиционный китайский : 马明心、马明信 ; пиньинь : Му Минсинь ; Уэйд-Джайлс : Ма Мин-синь ) был китайским суфийским мастером, основателем Джахрия менхуань. ( Накшбанди Суфийский орден ). [1]
Имена
[ редактировать ]Арабское имя Ма Минсиня было Ибрагим. Вернувшись в Китай из Аравии, он начал называть себя Азиз. [2]
Его также звали Мухаммад Эмин ( араб . Мухаммад Амин ). [3] Последователи Джахрии иногда называют его Викаятуллахом ( араб . وقاية الله). [4]
Жизнь
[ редактировать ]Китайскоязычный мусульманин из Ганьсу , [2] Ма Минсинь провел 16 лет. [5] учится в Мекке [2] и Йемен . Он был учеником учителя Накшбанди суфийского по имени Абд аль-Халик. [6] который был сыном аз-Зейна б. Мухаммад Абд аль-Баки аль-Мизджаджи (1643/44-1725), родом из Мизджаджи недалеко от Забида , Йемен . Аз-Зайн, в свою очередь, учился в Медине у известного курдского мистика Ибрагима ибн Хасана аль-Курани (1616–1690), который был известен тем, что пропагандировал голосовой (а не молчаливый) зикр (призыв имени Бога). . [1] [2]
Вернувшись в Китай в 1761 г. [7] Ма Минсинь основал Джахрия Мэнхуань (орден) ( 哲合忍耶 ; Zhéherěnyē ) — второй накшбандийский орден в Китае после Ма Лайчи Хуфийи . В противовес «молчаливым» суфиям Хуфия и следуя учению аль-Курани, приверженцы Джахрии выступали за голосовой зикр , что отражено в названии их школы (от арабского jahr , «вслух»). [1] [2] Ма Минсинь также выступил против акцента, который члены Хуфии придавали почитанию святых: [1] строительство грандиозных, богато украшенных мечетей и обогащение религиозных лидеров за счет их приверженцев. [2]
К началу 1780-х годов Джахрия Ма Минсиня распространилась на большую часть тогдашней провинции Ганьсу (которая в то время также включала сегодняшние Цинхай и Нинся покойного Ма Лайчи ), как и Хуфийя мэнхуань . Теологические споры между членами двух менхуанов , а также претензии орденов на членские взносы на фоне ненадлежащего управления правительством доходами провинции часто приводили как к жестоким конфликтам, так и к судебным искам. [8] [9]
Эскалация конфликта между приверженцами двух движений в конечном итоге привлекла внимание правительства Цин в 1781 году. Очевидный центр конфликта в то время находился в этнической саларов общине уезда Сюньхуа (в современной провинции Цинхай , к западу от сегодняшней провинции Ганьсу Линься ). префектура ). Считая, что Джахрия (названная правительством «Новым Учением », противостоящим «Старому Учению», т.е. Хфию и мусульманам-несуфиям ( гедиму )) подрывной деятельности, власти арестовали Ма Минсиня, хотя он лично не был арестован. где угодно в районе Сюньхуа в данный момент. [8]
Пока Ма Минсинь содержался в Ланьчжоу во время восстания Джахрия , правительственная экспедиция, отправленная в Сюньхуа для заботы о бизнесе Джахрия, была уничтожена саларами Джахрия, которые затем устремились через сегодняшнюю префектуру Линься к стенам Ланьчжоу. Когда осажденные чиновники привели Ма Минсиня в цепях к городской стене, чтобы показать его повстанцам, салары сразу же проявили уважение и преданность своим заключенным вождям. Испуганные чиновники сняли Ма со стены и тут же обезглавили его. [8]
Вдова Ма Минсиня по фамилии Чжан (родом из уезда Тунвэй Ганьсу ) и его дочери были сосланы в Синьцзян . [10]
Наследие
[ редактировать ]Смерть Ма Минсиня не положила конец конфликтам с мусульманской общиной Китая или конфликтам между мусульманами и правительством. Через три года после смерти Ма Минсиня его последователь Тянь У поднял восстание против имперского правительства; после его поражения власти продолжали следить за распространением «подрывного» учения Джахрия. [1]
Потомок Ма Минсиня в пятом поколении и тогдашний лидер Джахрии, Ма Хуалун , был одним из главных лидеров Великого северо-западного восстания Хуэй в Нинся, Шэньси и Ганьсу в 1860-х годах. [11]
Орден Джахрия действует и по сей день, хотя и в более скрытых формах. [1] В память о Ма Минсине, чью бороду правительственные солдаты остригли перед казнью, многие члены Джахрии сбривают бороды по бокам. [12]
В 1985 году более 20 000 китайских мусульман собрались на месте первоначальной (разрушенной) могилы Ма Минсиня недалеко от Ланьчжоу для церемонии поминовения. была С тех пор гробница восстановлена. [12]
Потомком Ма Минсиня был Ма Юаньчжан . [13]
Ма Шаоу был потомком Ма Минсиня в четвертом поколении, и дядя Ма Шаоу Ма Юаньчжан также был потомком, как и двоюродный дед Ма Шаоу Ма Шэнлинь 马圣鳞 . Сын Ма Шаову Ма Чо-я является потомком в пятом поколении и в настоящее время живет в Урумчи . [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дрю К. Глэдни (1996). Китайцы-мусульмане: этнический национализм в Народной Республике. Том 149 Гарвардских монографий Восточной Азии (2-е изд.). Азиатский центр Гарвардского университета. стр. 48–50. ISBN 0-674-59497-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Липман, Джонатан Ниман (1998), Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая , Hong Kong University Press, стр. 86–88, ISBN 962-209-468-6
- ^ Джеймс Гастингс; Джон Александр Селби; Луи Герберт Грей (1916). Энциклопедия религии и этики, Том 8 . Т. и Т. Кларк. п. 894. ИСБН 9780567065094 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Чжан Чэнчжи (1997). История разума: раскрытие тайны святилища Жехеренье : Бурные времена . 9789576458033 Конечно ,
«Ма Минсинь» не называется «Ма Минсинь» в «Решхаре». Его миссионерское имя обычно используется как «Вига Йетунла», что означает «Защитник пути Господа».
- ^ Глэдни (1996), с. 50. Однако Глэдни говорит, что Ма Минсинь «вернулся после 16 лет обучения в Йемене и на Аравийском полуострове в 1744 году». Учитывая даты его жизни (1719–1781), это означало бы, что ему придется начать учебу в Аравии в 9 лет - так что, возможно, где-то в этом источнике есть опечатка.
- ↑ Липман (1998), стр. 202 называет датой смерти Абд аль-Халика 1740 год, не комментируя, как это соответствует датам биографии Ма Минсиня.
- ^ Липман (1998), с. 90
- ^ Перейти обратно: а б с Липман, стр. 107-111.
- ^ Липман, с. 96 (о неэффективном управлении бюджетом)
- ^ Липман, с. 112
- ^ Глэдни (1996), с. 50. Однако в других источниках не упоминается происхождение Ма Хуалуна от Ма Минсиня, поэтому, возможно, Глэдни имеет в виду «духовного преемника» (через силсилу Джахрии ), когда описывает Ма Хуалуна как «потомка» Ма Минсиня.
- ^ Перейти обратно: а б Глэдни (1996), стр. 52–53.
- ^ Джонатан Н. Липман (1 июля 2011 г.). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая . Вашингтонский университет Press. п. 179. ИСБН 978-0-295-80055-4 .
- ^ Гарнаут, Энтони. «От Юньнани до Синьцзяна: губернатор Ян Цзэнсинь и его дунганские генералы» (PDF) . История Тихого океана и Азии, Австралийский национальный университет). Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2012 г. Проверено 14 июля 2010 г.