Jump to content

Джахрия

Джахрия
Китайское имя
китайский желинье
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZhéhèlínyē
other Mandarin
Xiao'erjingجْحْلٍاِئ
Альтернативное китайское название
китайский Синобу Тецуай
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZhéhérěnyē
other Mandarin
Xiao'erjingجْحْژٍاِئ
Арабское имя
арабский Громко

Джахрия (также пишется как Джахрия или Джахрия ) — менхуань ( суфийский орден ) в Китае, обычно называемый Новым Учением ( Синьцзяо ). Основанная в 1760-х годах Ма Минсинем , она действовала в конце 18-го и 19-го веков на территории тогдашней провинции Ганьсу (также включая части сегодняшних Цинхая и Нинся ), когда ее последователи были вовлечены в ряд конфликтов с другими мусульманскими группами и в нескольких восстаниях против правящей в Китае династии Цин .

Название происходит от арабского слова «джахр» (جهر), обозначающего их практику устного исполнения зикра (призыва к имени Бога). Это контрастировало с более типичной накшбандийской практикой молчаливого выполнения, как это наблюдается в Хуфийе или Старом Учении. [ 1 ]

Основы и принципы

[ редактировать ]

Орден Джахрия был основан китайскоязычным мусульманским ученым из Ганьсу Ма Минсинем вскоре после его возвращения в Китай в 1761 году, после 16 лет обучения в Мекке и Йемене . [ 2 ] [ 3 ] Он учился там у накшбандийского суфийского учителя по имени Абд аль-Халик (известного китайским мусульманам как «Абу Духа Халик»), который был сыном аз-Зейна б. Мухаммад Абд аль-Баки аль-Мизджаджи (1643/44–1725), родом из Мизджаджи недалеко от Забида , Йемен . Аз-Зейн, в свою очередь, учился в Медине у знаменитого курдского мистика Ибрагима ибн Хасана аль-Курани (1616–1690), который был известен сторонниками громкого (а не молчаливого) зикра . [ 2 ] [ 3 ] Аль-Курани также обучал ученого Мухаммеда Хайата ас-Синдхи, который был одним из учителей имама Мухаммеда бин Абдул Ваххаба. [ 2 ]

(орден) Ма Минсиня Джахрия мэнхуань был вторым орденом Накшбанди в Китае после Ма Лайчи Хуфийи . В отличие от «молчаливых» суфиев Хуфия и последователей учения аль-Курани, приверженцы Джахрия пропагандировали голосовой зикр , что отражено в названии их школы (от арабского jahr , «вслух»). [ 2 ] [ 3 ] Ма Минсинь также не согласился с акцентом, который члены Хуфии придавали почитанию святых. [ 4 ] [ 2 ] строительство грандиозных богато украшенных мечетей и обогащение религиозных лидеров за счет их приверженцев. [ 3 ]

«Пила» (منشار) (Миншар) (明沙了 Мингшале «Сияющий песок») — текст Джахрия XVIII века. [ 5 ]

Ранний конфликт Джахрия-Хуфия, Саларское восстание 1781 года и смерть Ма Минсиня.

[ редактировать ]

К началу 1780-х годов движение Джахрия распространилось на большую часть тогдашней провинции Ганьсу (которая в то время также включала сегодняшние Цинхай и Нинся покойного Ма Лайчи ), как и Хуфийя мэнхуань . Теологические споры между членами двух менхуанов , а также претензии орденов на членские взносы на фоне ненадлежащего управления правительством доходами провинции часто приводили как к жестоким конфликтам, так и к судебным искам. [ 6 ] [ 7 ]

Эскалация конфликта между приверженцами двух движений в конечном итоге привлекла внимание правительства Цин в 1781 году. Очевидный центр конфликта в то время находился в этнической саларов общине уезда Сюньхуа (в современной провинции Цинхай , к западу от сегодняшней провинции Ганьсу Линься ). префектура ). Считая, что Джахрия (названная правительством «Новым Учением », противостоящим «Старому Учению», т.е. Хфию и мусульманам-несуфиям ( гедиму )) подрывной деятельности, власти арестовали Ма Минсиня, хотя он лично не был арестован. в данный момент где угодно вокруг Сюньхуа. [ 6 ]

Пока Ма Минсинь содержался в Ланьчжоу , хэчжоуский генерал-адъютант Синьчжу и префект Ланьчжоу Ян Шиджи отправились в Сюньхуа с небольшим военным отрядом, чтобы заняться делами Джахрия. Салары Джахрия выслали им навстречу «приветственную группу» во главе с ахонгом ( имамом ) по прозвищу Су Сишисан («Су Сорок три», 苏四十三). Встретив правительственную экспедицию в месте под названием Байчжуанцзы, люди Су сначала притворились дружелюбными мусульманами «старого учения», но, узнав о цели правительственной экспедиции, вытащили оружие, одолели правительственных солдат, и убил обоих чиновников Цин. Эта акция сразу же сделала Джахрия Саларов не просто «диверсантами», а откровенными мятежниками в глазах правительства. [ 6 ]

Хотя открытое противостояние правительству было очевидно самоубийственным актом для последователей Су, современные исследователи [Липман (1998, стр. 108)] предполагают, что ими двигала предполагаемая угроза резни против их мэнхуаней . [ 8 ]

Уничтожив правительственные силы в Байчжуанцзы, две тысячи саларов Су устремились на восток, через сегодняшнюю префектуру Линься и к стенам Ланьчжоу; по дороге они ненадолго осадили Хэчжоу и убили там нескольких последователей «Старого учения», чтобы наказать их за то, что они подстрекали правительство к действиям против Джахрии. [ 6 ]

Когда осажденные чиновники привели Ма Минсиня в цепях к городской стене Ланьчжоу, чтобы показать его повстанцам, салары Су сразу же проявили уважение и преданность своим заключенным в тюрьму лидерам. Испуганные чиновники сняли Ма со стены и тут же обезглавили его. Салары Су попытались атаковать городские стены Ланьчжоу, но, не имея осадного оборудования, не смогли проникнуть в окруженный стеной город. Бойцы саларов (чья сила на тот момент оценивалась историками в 1000–2000 человек) затем разбили укрепленный лагерь на холме к югу от Ланьчжоу. [ 6 ]

Чтобы разобраться с повстанцами, имперские комиссары Агуи [ 9 ] [ 10 ] и Хэшен были отправлены в Ланьчжоу. Не сумев выбить саларов из их укрепленного лагеря своими регулярными войсками, Аги отправил «некомпетентного» Хэшена обратно в Пекин. [ 11 ] и завербовал алашаньских монголов и тибетцев Южного Ганьсу для помощи китайскому гарнизону Ланьчжоу. После трехмесячной осады лагеря повстанцев и перекрытия подачи воды саларам объединенные силы Агуи уничтожили повстанцев Джахрии; Су и все его бойцы были убиты в финальной битве. [ 6 ]

Правительственные репрессии

[ редактировать ]

Джахрия (известная цинским администраторам того времени как «Новое учение») теперь стала явно опасной организацией в глазах властей. После восстания саларов вдова Ма Минсиня по фамилии Чжан (родом из уезда Тунвэй Ганьсу ) и его дочери были сосланы в Синьцзян . [ 12 ] В другом месте говорится, что «вся его семья» (за исключением, предположительно, жены и дочерей) была сослана в Юньнань . [ 13 ] Другие приверженцы Джахрии также были схвачены и сосланы. Время от времени допускались ошибки, когда многие мусульмане, не принадлежащие к Джахрии (особенно Ма Уи - третий лидер «хорошего» Хуфия были пойманы и отправлены на юго-запад ( Юньнань и т. Д.). ) также [ 14 ]

Ранняя преемственность

[ редактировать ]

В течение своей жизни Ма Минсинь резко критиковал конкурирующий орден Хуфия за передачу руководства от основателя ордена Ма Лайчи его сыну Ма Гобао . Сам Ма Минсинь выбрал своего преемника на посту главы Джахрии, основываясь на своей исламской учености и благочестии; позднее аналогичным образом был выбран третий предводитель ордена. [ 13 ]

Восстание Тянь Ву (1784 г.)

[ редактировать ]

Смерть Ма Минсиня не положила конец конфликтам с мусульманской общиной Китая или конфликтам между мусульманами и правительством. Через три года после смерти Ма Минсиня джахрия ахонг (имам) по имени Тянь Ву поднял восстание против имперского правительства. Он был сосредоточен в восточной части тогдашней провинции Ганьсу (включая Гуюань , которая находится на территории сегодняшней Нинся ) – совсем другого, скорее Хуэйского , чем Саларского , региона от уезда Сюньхуа во время восстания 1781 года. [ 12 ]

Войскам Цин потребовалось несколько месяцев, чтобы подавить восстание Тянь Ву. Как это часто бывает при подавлении восстаний, погибло и множество мирных жителей; Сообщается, что силы Ли Шияо казнили более тысячи женщин и детей в общинах Джахрия в восточной Ганьсу. [ 12 ] [ 15 ] Джахрия была снова запрещена, несмотря на возражения некоторых правительственных чиновников (в частности, некоего Фукангана ), которые считали, что полный запрет будет контрпродуктивным. [ 12 ] [ 16 ]

По мнению современных историков, подавление Джахрии действительно было контрпродуктивным, поскольку рассредоточение орденов по всей стране позволило им широко популяризировать свою идею среди мусульман Китая. Это также повысило привлекательность нынешнего подпольного порядка для всех мусульман, недовольных политикой правительства. [ 12 ]

Этот период также характеризовался созданием литературы Джахрия. ордена Написанные ахонгами на арабском и персидском языках, многочисленные чудесные истории восхваляли Ма Минсиня и его преемников. [ 12 ]

Переселение в Нинся и Великое северо-западное восстание Хуэй

[ редактировать ]

Девятнадцатый век принес существенные изменения в Джахрийю. В то время как второй и третий лидеры ордена выбирались в первую очередь на основе их способностей, четвертый Ма шейх Йиде (конец 1770-х – 1849 гг.), занявший руководящую должность в 1817 году, был сыном третьего. С этого момента преемственность руководства в Джахрии обычно осуществлялась по наследственному принципу, как это было распространено среди менхуаней в целом. [ 13 ]

Хотя в 18 веке Джахрия в основном базировалась в центральной части Ганьсу, к середине 19 века деятельность ордена была сосредоточена в северной Нинся (которая в 19 веке также входила в состав провинции Ганьсу), а его штаб-квартира располагалась в Дзинджипу (金积堡), [ 17 ] в нескольких километрах к югу от сегодняшнего города Учжун . [ 18 ] Под руководством Ма Иде и его преемника, пятого шейха ордена Ма Хуалуна (ум. 1871), город Цзиньцзипу стал важным религиозным и торговым центром, а лидеры мэнхуаней разбогатели благодаря выгодному участию ордена в караванной торговле по Внутренней Монголии , между Баотоу , Хух-Хото и Пекином . [ 18 ]

Во время Великого северо-западного восстания Хуэй , которое началось в 1862 году, Джахрия Ма Хуалуна возглавил восстание в восточных частях провинции Ганьсу 19-го века, насыщенных Джахрией. [ 19 ] то есть сегодняшний Нинся и самые восточные части сегодняшнего Ганьсу. [ 20 ] В то время как повстанцы в других местах в границах Ганьсу 19-го века в основном контролировались их собственными, по существу независимыми лидерами, в частности, Ма Чжаньао в Хэчжоу (ныне Линься), Ма Гуйюань в Синине и Ма Вэньлу в Сучжоу ( Цзюцюань ) – Члены Джахрии участвовали в восстании по всему региону. [ 21 ] Сыновья Ма Гуйюаня были кастрированы после его казни .

Ма был осажден в Цзиньцзипу в июле 1869 года войсками Цин во главе с генералом Цзо Цзунтаном . [ 22 ] После того, как укрепления за пределами самого города были захвачены правительственными войсками, а внутри стен начался голод, Ма Хуалун сдался в январе 1871 года, надеясь сохранить жизни своего народа. Однако, как только войска Цзо вошли в Цзиньцзипу, последовала резня. Погибло более тысячи человек, город был разрушен. [ 20 ] Согласно большинству источников, сам Ма Хуалун был казнен по приказу Цзо 2 марта 1871 года вместе со своим сыном Ма Яобаном и более чем восемьюдесятью чиновниками Джахрия. [ 18 ]

В западной части провинции Юньнань также действовала Джахрия, привезенная сюда в 18 веке изгнанниками из Ганьсу, в частности родственниками Ма Минсиня, сосланными туда после подавления восстания 1781 года. Одним из лидеров Джахрия в Юньнани был Ма Шилинь , который, как говорят, был прямым потомком самого Ма Минсиня. Ма Шилинь дважды ездил в Нинся, посещая Ма Хуалуна в Цзиньцзипу, а когда Ду Вэньсю начал восстание Пантай в Юньнани, Ма Шиллин стал одним из командиров Ду. защиты крепости Дунгоучжай от сил Цин он предпочел покончить жизнь самоубийством, чем стать пленником Цин. После года [ 13 ]

Реставрация при Ма Юаньчжане

[ редактировать ]

После катастрофы Цзиньцзипу и гибели или пленения большей части семьи Ма Хуалуна задачей Ма Шилиня сына , Ма Юаньчжана (1850-е – 1920 гг.), стало восстановление мэнхуаня . Ма Юаньчжан и его братья пережили уничтожение руководства Джахрия в Нинся и Юньнани, потому что их отцы отправили их в Сычуань, подальше от боевых действий. Теперь, когда пыль улеглась, Ма Юаньчжан и его братья, переодетые торговцами, отправились в Ганьсу, чтобы оценить ситуацию. [ 13 ]

Они обнаружили, что двое внуков Ма Хуалуна, Ма Цзиньчэн и Ма Цзиньси , пережили катастрофу в Цзиньцзипу. Заключенные в Сиане , оба мальчика были приговорены к кастрации по достижении 12-летнего возраста. Слишком поздно, чтобы спасти старшего мальчика от окончания своих дней в качестве раба -евнуха , Ма Юаньчжан сумел тайно унести, невредимым, младшего. Этот мальчик, Ма Цзиньси , выжил, скрываясь (вместе с семьей Хуэй в Ханчжоу и других местах), пока спустя годы Ма Юаньчжану не удалось добиться для него помилования. [ 23 ]

Тем временем Ма Юаньчжан стал торговцем кожей. Это позволило ему посетить разбросанные общины Джахрия по всему восточному Китаю, завоевав уважение выживших членов ордена. Он женился на родственнице Ма Малаичи, тем самым подтвердив свои претензии на законное правопреемство. После очередного мусульманского восстания в Ганьсу – на этот раз спровоцированного фракционной борьбой внутри старого соперника Джахрии, ордена Хуфия – взорвалось и было подавлено в 1895 году, Ма Юаньчжан вернулся в Ганьсу и восстановил организацию Джахрия, штаб-квартира которой теперь находится в Чжанцзячуани. Уезд - область на востоке Ганьсу, почти исключительно населенная хуэйскими беженцами из Шэньси, переселенными сюда Цзо Цзунтаном после поражения Великого мусульманского восстания в начале 1870-х годов. [ 13 ]

Однако помилованный Ма Цзиньси чувствовал себя более законным преемником Ма Хуалуна; поэтому он создал конкурирующую организацию Джахрия, базирующуюся в северной Нинся, недалеко от бывшей штаб-квартиры своего деда Джинджипу. Последовал раскол внутри Джахрии: некоторые члены стали последователями Ма Цзиньси, а другие - Ма Юаньчжана. [ 13 ]

Более поздняя история

[ редактировать ]

Орден Джахрия действует и по сей день, хотя и в более скрытых формах. [ 2 ] В память о Ма Минсине, чью бороду, как говорят, правительственные солдаты остригли перед казнью в 1781 году, многие члены Джахрии сбривают бороды по бокам. [ 24 ]

В 1985 году более 20 000 китайских мусульман собрались на месте первоначальной (разрушенной) могилы Ма Минсиня недалеко от Ланьчжоу для церемонии поминовения. была С тех пор гробница восстановлена. [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Глэдни 1996 , стр. 48–49.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Глэдни (1996), стр. 48–50.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Липман (1988), стр. 86–88.
  4. ^ Мусульманское разнообразие: местный ислам в глобальном контексте (глава 5) . Дрю К. Глэдни. Рутледж. 1999. с. 123. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  5. ^ Кейс Верстиг; Мушира ​​Ид (2005). Энциклопедия арабского языка и лингвистики: A- Ed Брилл. стр. 100-1 380–. ISBN  978-90-04-14473-6 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Липман, стр. 107–111.
  7. ^ Липман, с. 96 (о неэффективном управлении бюджетом)
  8. ^ Липман, с. 108
  9. ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). «А-куэй» . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
  10. ^ Хаммел, Артур В. старший, изд. (1943). «Чан-лин» . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США.
  11. ^ Хаммел, Артур В. старший, изд. (1943). «Хо-шэнь» . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Липман, стр. 112–113.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Липман, стр. 179–181.
  14. ^ Липман, с. 179
  15. ^ Хаммел, Артур В. старший, изд. (1943). «Ли Ши-яо» . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США.
  16. ^ Хаммел, Артур В. старший, изд. (1943). «Фу-кан-ан» . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США.
  17. ^ Некоторые авторы, например, Майкл Диллон и Ким Ходонг , транскрибируют 金积堡 города как Цзиньцзибао (поскольку 堡, что означает «форт», имеет произношение бао ). Липмана, Однако Jinjipu вероятно, более правильный, потому что словари также говорят, что 堡, когда он используется в качестве суффикса в географических названиях, произносится как pu .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Диллон (1999), стр. 124–126.
  19. До начала 20 века в состав провинции Ганьсу также входили нынешние Нинся и Цинхай.
  20. ^ Перейти обратно: а б Диллон (1999), стр. 66–68.
  21. ^ Липман (1998), с. 121
  22. ^ Диллон, с. 66. В книге на самом деле не указан год, но из контекста кажется, что это 1869 год.
  23. ^ Липман (1998), стр. 179–181).
  24. ^ Перейти обратно: а б Глэдни (1996), стр. 52–53.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9108e10336425c93343a2c610b151a2e__1720571820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/2e/9108e10336425c93343a2c610b151a2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jahriyya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)