Суфийская психология
есть три центральные идеи В суфийской исламской психологии : Нафс (самость, эго или психика), Калб (сердце) и Рух (дух). Происхождение и основа этих терминов – Коран , и они были объяснены столетиями суфийских комментариев.
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Обзор
[ редактировать ]Нафс считается низшим принципом человека. Выше нафса находятся Кальб (сердце) и Рух (дух). Это тройное разделение формирует основу более поздних, более сложных систем; оно встречается еще в комментарии к Корану Джафара ас-Садика . Он считает, что нафс свойственен залиму (тирану), калб — муктасиду (умеренному), а рух — сабику (выдающемуся, победителю); залим любит Бога ради него самого, муктасид любит Его ради него самого, а сабик уничтожает свою собственную волю в воле Бога. Баязид Бистами, Хаким ат-Тирмизи и Джунайд последовали этому тройственному разделению. Харраз, однако, вставляет между нафсом и калбом элемент «таб», «природа», естественные функции человека. Духовное тело (душа) было создано во взрослой форме живого тела.
Почти в то же время в истории Нури увидел в человеке четыре различных аспекта сердца, которые он почерпнул из Корана:
Садр (грудь) связан с исламом (Сура 39:23); калб (сердце) — обитель имана (веры) (Сура 49:7; 16:106); фуад (сердце) связан с марифой (гнозисом) (Сура 53:11); а лубб (сокровенное сердце) – это место таухида (Сура 3:190).
Суфии часто добавляют элемент сирра, сокровенной части сердца, в которой переживается божественное откровение. Джафар представил в интересном сравнении разум, aql, как барьер между нафсом и калбом — «барьер, который они оба не могут преодолеть» (Сура 55:20), чтобы темные низшие инстинкты не могли поставить под угрозу чистоту сердца. Каждый из этих духовных центров имеет свои собственные функции, и Амр аль-Макки суммировал некоторые ранние суфийские идеи в мифе:
Бог сотворил сердца на семь тысяч лет раньше тел и держал их в положении близости к Себе, а духи Он сотворил на семь тысяч лет раньше сердец и сохранил их в саду близкого общения (uns) с Собой и совестью — самая сокровенная часть — Он создал за семь тысяч лет до духов и сохранил их в степени соединения (васль) с Собой. Затем он заключил совесть в духе, дух в сердце и сердце в теле. Затем Он испытал их и послал пророков, и тогда каждый начал искать свое положение. Тело занялось молитвой, сердце достигло любви, дух приблизился к своему Господу, и сокровенная часть нашла покой в соединении с Ним. [1]
Нафс
[ редактировать ]«Нафс» (самость или эго) — это аспект психики , который можно рассматривать в континууме и который обладает потенциалом функционирования от самого грубого до самого высокого уровня. «Я» на самом низком уровне относится к нашим негативным чертам и тенденциям, контролируемым эмоциями , желаниями и их удовлетворением. Суфийская психология выделяет семь уровней нафса, которые определены в Коране. [2] Процесс роста зависит от проработки этих уровней. Это: тираническое «я», сожалеющее/самообвиняющее «я», вдохновленное «я», безмятежное «я», довольное «я», приятное «я» и чистое «я». [3] [4]
Сердце
[ редактировать ]В суфийской психологии сердце относится к духовному сердцу или калбу , а не к физическому органу. Именно это духовное сердце содержит более глубокий разум и мудрость. Он содержит Божественную искру или дух и является местом гнозиса и глубокого духовного знания. В суфизме цель состоит в том, чтобы развить сердце искреннее, любящее и сострадательное, а также развить разум сердца, который более глубокий и более обоснованный, чем рациональный, абстрактный разум ума. Подобно тому, как физическое сердце снабжает тело кровью, духовное сердце питает душу мудростью и духовным светом, а также очищает грубые черты личности. Согласно суфийской психологии, эмоции исходят от самого себя или нафса, а не от сердца.Калб является посредником между Нафсом и духом. Его задача – контролировать нафс и направлять человека к духу.
Душа
[ редактировать ]Дух ру находится в прямой связи с Божественным, даже если человек не осознает этой связи. У духа есть семь уровней или граней целостного духа. Эти уровни таковы: минеральный , растительный , животный , личный, человеческий , тайный и тайный тайных душ. Каждый уровень представляет собой этапы эволюции и процесс, через который он проходит в своем росте. Дух целостный и распространяется на все аспекты человека, то есть на тело, разум и душу. Каждый уровень духа имеет ценные дары и сильные стороны, а также слабости. Цель состоит в том, чтобы развить сильные стороны и достичь баланса между этими уровнями, не отказываясь от более низких уровней и сосредотачиваясь только на более высоких. В традиционной психологии эго-психология занимается животной душой, поведенческая психология фокусируется на обусловленном функционировании растительной и животной души, когнитивная психология занимается психическими функциями личной души, гуманистическая психология занимается деятельностью человеческой души и трансперсональная психология имеет дело с превосходящим эго сознанием тайной души и тайной тайных душ.
Дух находится за пределами творения. Это напрямую связано с Алам э Лахут (Единство атрибутов и имен), которое происходит от Амр Аллаха (Повеление Аллаха). Следовательно, Дух уже знает все, включая свой собственный источник.
Исламская модель психологии
[ редактировать ]
В настоящее время существует обширная литература по объединению этих элементов — рух, калб, нафс и акль (разум) — для создания исламской модели человеческого поведения, которая может стать основой исламской психологии и психотерапии. Подробный обзор этой работы доступен в книге Абдаллы Ротмана « Разработка модели исламской психологии и психотерапии, исламской теологии и современного понимания психологии» (2021). Диаграмма справа дает компактное графическое представление модели.
Латаиф
[ редактировать ]Латаиф — особые органы восприятия в суфийской духовной психологии, тонкие способности человека к опыту и действию. В зависимости от контекста латайф также понимается как соответствующие качества этого опыта или действия. [6]
Основополагающее арабское слово латифа (единственное число) означает «тонкость», а фраза Латаиф-э-ситта означает «шесть тонкостей» (хотя количество латаифов может различаться в зависимости от конкретной суфийской традиции). ( Подразумевается, что латаиф множественное число) в своей совокупности составляет человеческое « тонкое тело », известное как Джизм Латиф. [7]
Реализация (или активация, или пробуждение, или «озарение») опыта отдельного латаифа (и, следовательно, Джизм Латифа в целом) рассматривается некоторыми суфийскими орденами как центральная часть всестороннего духовного развития, которое порождает суфийский идеал Совершенный Человек ( Аль-Инсан аль-Камиль ).
Счастье в суфизме
[ редактировать ]Суфизм стремится к развитию мягкого, чувственного и сострадательного сердца. Понимание посредством «разума сердца» превосходит понимание посредством разума. Действительно, разум сердца — единственный инструмент, который можно использовать для открытия абсолютной истины. [8] Для суфиев разум во многом ограничен и не может перерасти присущие ему ограничения. В частности, когда разум отрицает интуитивное знание и «ослепляет око сердца», он становится объектом резкой критики со стороны суфизма. Это резко контрастирует с аристотелевским и современным западным акцентом на логическом мышлении как высшей человеческой способности, которая должна управлять всей личностью. Исходя из этого, счастье не может быть достигнуто разумом и интеллектом, счастье достигается посредством интуиции и мистического опыта. [9] Еще одним важным понятием в суфизме является эго (самость или нафс). Эго — это часть нашей психики, которая постоянно уводит нас с духовного пути, часть личности, которая приказывает нам совершать зло. Эго может препятствовать реализации духовного потенциала сердца, если его не контролируют божественные аспекты личности. Чтобы достичь подлинного счастья, с эго следует активно бороться на протяжении всей жизни. [10] Высшее состояние счастья для суфия — это уничтожение индивидуального «я». Это состояние означает разрушение индивидуального «я» для того, чтобы стать единым с Божественным Существом. [8] [9]
Аль-Газали
[ редактировать ]Одним из самых влиятельных суфийских психологов был Аль-Газали (1058–1111). Он обсуждал концепцию личности и причины ее страданий и счастья .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аннемари Шиммель, Мистические измерения ислама (1975), стр.191
- ^ «Где семь уровней нафса в суфизме, упомянутые в Коране?» Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Шах, Идрис (2001). Суфии . Лондон, Великобритания: Octagon Press. стр. 394–395. ISBN 978-0-86304-020-7 .
- ^ Фрагер, Роберт (1999). Сердце, Я и Душа . Книги квестов. стр. 54–88. ISBN 978-0-8356-0778-0 . Отпечаток Теософского издательства.
- ^ Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1731–1744 гг. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN 0022-4197 . ПМК 6132620 . ПМИД 29907906 .
- ^ Кук, Абу Бакр Сираджуддин. «Тонкие центры сердца» . Sirajuddin.com.au .
- ^ Алмаас, АХ «Сущность». Йорк-Бич, штат Мэн: Сэмюэл Вайзер, 1986, с. 143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джошанлоо, Мохсен (15 декабря 2012 г.). «Сравнение западных и исламских концепций счастья». Журнал исследований счастья . 14 (6): 1857–1874. дои : 10.1007/s10902-012-9406-7 . ISSN 1389-4978 . S2CID 143842547 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джошанлоо, Мохсен (21 марта 2013 г.). «Восточные концепции счастья: фундаментальные различия с западными взглядами». Журнал исследований счастья . 15 (2): 475–493. дои : 10.1007/s10902-013-9431-1 . ISSN 1389-4978 . S2CID 144149724 .
- ^ Каббани, С.М.Х. Суфийская наука самореализации: Путеводитель по семнадцати губительным чертам, десяти шагам к ученичеству и шести реальностям сердца . Луисвилл: Fons Vitae.
Литература
[ редактировать ]- Бахтияр, Лалех (2019), Кораническая психология личности: Учебник по исламской моральной психологии (илм ан-нафс) , Kazi Publications, ISBN 978-1567446418
- Фрагер, Роберт , Сердце, Я и Душа: Суфийская Психология Роста, Баланса и Гармонии.
- Спрашивающий, Роберт , «Основной суфизм».
- Рахими, Садек (2007). Интимная экстерьерность: суфийское пространство как убежище для оскорбленных субъективностей в Турции. , Журнал религии и здоровья , Vol. 46, № 3, сентябрь 2007 г.; стр. 409–422.
- Хак, Эмбер (2004), «Психология с исламской точки зрения: вклад ранних мусульманских ученых и проблемы для современных мусульманских психологов», Journal of Religion and Health , 43 (4): 357–377, doi : 10.1007/s10943-004-4302 -z , S2CID 38740431