Jump to content

Суфийская психология

есть три центральные идеи В суфийской исламской психологии : Нафс (самость, эго или психика), Калб (сердце) и Рух (дух). Происхождение и основа этих терминов – Коран , и они были объяснены столетиями суфийских комментариев.

Нафс считается низшим принципом человека. Выше нафса находятся Кальб (сердце) и Рух (дух). Это тройное разделение формирует основу более поздних, более сложных систем; оно встречается еще в комментарии к Корану Джафара ас-Садика . Он считает, что нафс свойственен залиму (тирану), калб — муктасиду (умеренному), а рух — сабику (выдающемуся, победителю); залим любит Бога ради него самого, муктасид любит Его ради него самого, а сабик уничтожает свою собственную волю в воле Бога. Баязид Бистами, Хаким ат-Тирмизи и Джунайд последовали этому тройственному разделению. Харраз, однако, вставляет между нафсом и калбом элемент «таб», «природа», естественные функции человека. Духовное тело (душа) было создано во взрослой форме живого тела.

Почти в то же время в истории Нури увидел в человеке четыре различных аспекта сердца, которые он почерпнул из Корана:

Садр (грудь) связан с исламом (Сура 39:23); калб (сердце) — обитель имана (веры) (Сура 49:7; 16:106); фуад (сердце) связан с марифой (гнозисом) (Сура 53:11); а лубб (сокровенное сердце) – это место таухида (Сура 3:190).

Суфии часто добавляют элемент сирра, сокровенной части сердца, в которой переживается божественное откровение. Джафар представил в интересном сравнении разум, aql, как барьер между нафсом и калбом — «барьер, который они оба не могут преодолеть» (Сура 55:20), чтобы темные низшие инстинкты не могли поставить под угрозу чистоту сердца. Каждый из этих духовных центров имеет свои собственные функции, и Амр аль-Макки суммировал некоторые ранние суфийские идеи в мифе:

Бог сотворил сердца на семь тысяч лет раньше тел и держал их в положении близости к Себе, а духи Он сотворил на семь тысяч лет раньше сердец и сохранил их в саду близкого общения (uns) с Собой и совестью — самая сокровенная часть — Он создал за семь тысяч лет до духов и сохранил их в степени соединения (васль) с Собой. Затем он заключил совесть в духе, дух в сердце и сердце в теле. Затем Он испытал их и послал пророков, и тогда каждый начал искать свое положение. Тело занялось молитвой, сердце достигло любви, дух приблизился к своему Господу, и сокровенная часть нашла покой в ​​соединении с Ним. [1]

«Нафс» (самость или эго) — это аспект психики , который можно рассматривать в континууме и который обладает потенциалом функционирования от самого грубого до самого высокого уровня. «Я» на самом низком уровне относится к нашим негативным чертам и тенденциям, контролируемым эмоциями , желаниями и их удовлетворением. Суфийская психология выделяет семь уровней нафса, которые определены в Коране. [2] Процесс роста зависит от проработки этих уровней. Это: тираническое «я», сожалеющее/самообвиняющее «я», вдохновленное «я», безмятежное «я», довольное «я», приятное «я» и чистое «я». [3] [4]

В суфийской психологии сердце относится к духовному сердцу или калбу , а не к физическому органу. Именно это духовное сердце содержит более глубокий разум и мудрость. Он содержит Божественную искру или дух и является местом гнозиса и глубокого духовного знания. В суфизме цель состоит в том, чтобы развить сердце искреннее, любящее и сострадательное, а также развить разум сердца, который более глубокий и более обоснованный, чем рациональный, абстрактный разум ума. Подобно тому, как физическое сердце снабжает тело кровью, духовное сердце питает душу мудростью и духовным светом, а также очищает грубые черты личности. Согласно суфийской психологии, эмоции исходят от самого себя или нафса, а не от сердца.Калб является посредником между Нафсом и духом. Его задача – контролировать нафс и направлять человека к духу.

Дух ру находится в прямой связи с Божественным, даже если человек не осознает этой связи. У духа есть семь уровней или граней целостного духа. Эти уровни таковы: минеральный , растительный , животный , личный, человеческий , тайный и тайный тайных душ. Каждый уровень представляет собой этапы эволюции и процесс, через который он проходит в своем росте. Дух целостный и распространяется на все аспекты человека, то есть на тело, разум и душу. Каждый уровень духа имеет ценные дары и сильные стороны, а также слабости. Цель состоит в том, чтобы развить сильные стороны и достичь баланса между этими уровнями, не отказываясь от более низких уровней и сосредотачиваясь только на более высоких. В традиционной психологии эго-психология занимается животной душой, поведенческая психология фокусируется на обусловленном функционировании растительной и животной души, когнитивная психология занимается психическими функциями личной души, гуманистическая психология занимается деятельностью человеческой души и трансперсональная психология имеет дело с превосходящим эго сознанием тайной души и тайной тайных душ.

Дух находится за пределами творения. Это напрямую связано с Алам э Лахут (Единство атрибутов и имен), которое происходит от Амр Аллаха (Повеление Аллаха). Следовательно, Дух уже знает все, включая свой собственный источник.

Исламская модель психологии

[ редактировать ]
Визуальное представление исламской модели души, основанное на консенсусе 18 опрошенных академических и религиозных экспертов. [5]

В настоящее время существует обширная литература по объединению этих элементов — рух, калб, нафс и акль (разум) — для создания исламской модели человеческого поведения, которая может стать основой исламской психологии и психотерапии. Подробный обзор этой работы доступен в книге Абдаллы Ротмана « Разработка модели исламской психологии и психотерапии, исламской теологии и современного понимания психологии» (2021). Диаграмма справа дает компактное графическое представление модели.

Латаиф — особые органы восприятия в суфийской духовной психологии, тонкие способности человека к опыту и действию. В зависимости от контекста латайф также понимается как соответствующие качества этого опыта или действия. [6]

Основополагающее арабское слово латифа (единственное число) означает «тонкость», а фраза Латаиф-э-ситта означает «шесть тонкостей» (хотя количество латаифов может различаться в зависимости от конкретной суфийской традиции). ( Подразумевается, что латаиф множественное число) в своей совокупности составляет человеческое « тонкое тело », известное как Джизм Латиф. [7]

Реализация (или активация, или пробуждение, или «озарение») опыта отдельного латаифа (и, следовательно, Джизм Латифа в целом) рассматривается некоторыми суфийскими орденами как центральная часть всестороннего духовного развития, которое порождает суфийский идеал Совершенный Человек ( Аль-Инсан аль-Камиль ).

Счастье в суфизме

[ редактировать ]

Суфизм стремится к развитию мягкого, чувственного и сострадательного сердца. Понимание посредством «разума сердца» превосходит понимание посредством разума. Действительно, разум сердца — единственный инструмент, который можно использовать для открытия абсолютной истины. [8] Для суфиев разум во многом ограничен и не может перерасти присущие ему ограничения. В частности, когда разум отрицает интуитивное знание и «ослепляет око сердца», он становится объектом резкой критики со стороны суфизма. Это резко контрастирует с аристотелевским и современным западным акцентом на логическом мышлении как высшей человеческой способности, которая должна управлять всей личностью. Исходя из этого, счастье не может быть достигнуто разумом и интеллектом, счастье достигается посредством интуиции и мистического опыта. [9] Еще одним важным понятием в суфизме является эго (самость или нафс). Эго — это часть нашей психики, которая постоянно уводит нас с духовного пути, часть личности, которая приказывает нам совершать зло. Эго может препятствовать реализации духовного потенциала сердца, если его не контролируют божественные аспекты личности. Чтобы достичь подлинного счастья, с эго следует активно бороться на протяжении всей жизни. [10] Высшее состояние счастья для суфия — это уничтожение индивидуального «я». Это состояние означает разрушение индивидуального «я» для того, чтобы стать единым с Божественным Существом. [8] [9]

Аль-Газали

[ редактировать ]

Одним из самых влиятельных суфийских психологов был Аль-Газали (1058–1111). Он обсуждал концепцию личности и причины ее страданий и счастья .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Аннемари Шиммель, Мистические измерения ислама (1975), стр.191
  2. ^ «Где семь уровней нафса в суфизме, упомянутые в Коране?» Проверено 13 февраля 2017 г.
  3. ^ Шах, Идрис (2001). Суфии . Лондон, Великобритания: Octagon Press. стр. 394–395. ISBN  978-0-86304-020-7 .
  4. ^ Фрагер, Роберт (1999). Сердце, Я и Душа . Книги квестов. стр. 54–88. ISBN  978-0-8356-0778-0 . Отпечаток Теософского издательства.
  5. ^ Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1731–1744 гг. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN   0022-4197 . ПМК   6132620 . ПМИД   29907906 .
  6. ^ Кук, Абу Бакр Сираджуддин. «Тонкие центры сердца» . Sirajuddin.com.au .
  7. ^ Алмаас, АХ «Сущность». Йорк-Бич, штат Мэн: Сэмюэл Вайзер, 1986, с. 143.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джошанлоо, Мохсен (15 декабря 2012 г.). «Сравнение западных и исламских концепций счастья». Журнал исследований счастья . 14 (6): 1857–1874. дои : 10.1007/s10902-012-9406-7 . ISSN   1389-4978 . S2CID   143842547 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джошанлоо, Мохсен (21 марта 2013 г.). «Восточные концепции счастья: фундаментальные различия с западными взглядами». Журнал исследований счастья . 15 (2): 475–493. дои : 10.1007/s10902-013-9431-1 . ISSN   1389-4978 . S2CID   144149724 .
  10. ^ Каббани, С.М.Х. Суфийская наука самореализации: Путеводитель по семнадцати губительным чертам, десяти шагам к ученичеству и шести реальностям сердца . Луисвилл: Fons Vitae.

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a12cfb3e23b4b71196e802a291b78419__1717229220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/19/a12cfb3e23b4b71196e802a291b78419.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sufi psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)