Jump to content

Марабут

Марабут : ( арабский : مُرابِط , латинизированный , murābiṭ . букв. «тот, кто прикреплен / находится в гарнизоне») - потомок Пророка Мухаммеда [1] (арабский: سـيّد, латинизированный : Сайид и Сиди в Магрибе ) и мусульманский религиозный лидер и учитель, который исторически выполнял функции капеллана, служившего в составе исламской армии, особенно в Северной Африке и Сахаре, [2] в Западной Африке и (исторически) в Магрибе . Марабут часто является знатоком Корана или религиозным учителем. Другие могут быть странствующими святыми людьми, живущими за счет подаяния , суфийскими муршидами («проводниками») или лидерами религиозных общин.

Термин «марабут» также используется для мавзолеев таких религиозных лидеров (ср. макам , мазар , в Палестине также вали /вели ).

Западная Африка

[ редактировать ]

Мусульманские религиозные учителя

[ редактировать ]
Изображение марабу в Республике Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо ), около 1970 года.

Мусульманский тарикат ( суфийские религиозные братства) являются одной из основных организационных форм западноафриканского ислама, и с распространением суфийских идей в этом районе роль марабутов объединилась с местными обычаями по всей Сенегамбии , долине реки Нигер и Фута Джаллон . Здесь верующие суфии следуют за марабутом, известным в других местах как муршид «Проводник». Марабут также был принят французскими колониальными властями и применялся к большинству имамов , мусульманских учителей или светских лидеров, которые апеллировали к исламской традиции.

Сегодня марабуты могут быть странствующими святыми людьми, которые выживают за счет подаяния, религиозными учителями, которые принимают молодых талибов в коранические школы, или выдающимися религиозными лидерами и учеными, как внутри, так и вне суфийских братств, которые доминируют в духовной жизни Сенегамбии. [3]

В « Братьях-мусульманах» Сенегала марабуты организованы в сложную иерархию; высший марабут Муридов , например, был возведен в статус халифа или правителя правоверных ( Амир аль-Муминин ). Более старые традиции, основанные на Северной Африке, такие как Тиджания и Кадирия, основывают свои структуры на уважении к учителям и религиозным лидерам, которых к югу от Сахары часто называют марабутами. Тех, кто посвящает себя молитве или учебе, проживающих в общинах, религиозных центрах или странствующих в более широком обществе, называют марабутами. В Сенегале и Мали эти марабуты живут за счет пожертвований. Часто существует традиционная связь в поддержку конкретного марабу, которая накапливалась в семье на протяжении поколений. Марабуты обычно одеваются в традиционные западноафриканские одежды и ведут простой аскетический образ жизни.

Синкретические спиритуалисты

[ редактировать ]

Распространение в странах Африки к югу от Сахары роли марабутов с восьмого по тринадцатый века привело в некоторых местах к смешению ролей с доисламскими священниками и богословами. Поэтому многие гадалки и самозваные духовные наставники берут имя «марабут» (что отвергается как более ортодоксальными мусульманами, так и суфийскими братствами). Недавняя диаспора западноафриканцев (в частности, в Париже ) принесла эту традицию в Европу и Северную Америку, где некоторые марабуты рекламируют свои услуги гадалок. из Считается, что эшу Кимбанды , Марабо, принес эту эзотерическую и шаманскую роль в Бразилию. Современные марабу в Сенегале размещают рекламу на телевидении и имеют горячие линии. [4]

  • Лилиан Кучински. Африканские марабу в Париже. Издания CNRS, Париж (2003 г.) ISBN   978-2-271-06087-7
  • Magopinaciophilie : статья о европейцах, которые коллекционируют визитные карточки, как рекламу «марабутов».
  • L'Officiel du Marabout : коллекция парижской рекламы.
  • Magopinaciophiles : Коллекция французских листовок. [5]

Политическое влияние

[ редактировать ]

Дофранцузская колонизация

[ редактировать ]

Марабуты были видными членами общества волофов с момента прибытия суфийских братств из Магриба в 15 веке. Их глубокие знания Корана и уважаемая репутация часто позволяли им выступать в роли торговцев, священников, судей или магов в сочетании с ролью религиозных лидеров общины. [6] Кроме того, из-за их способности читать и писать, старосты деревень часто назначали марабутов секретарями или советниками в качестве средства общения с соседними правителями. [6]

Растущее влияние марабутов в политике в сочетании с их уникальной преданностью мусульманской общине в конечном итоге стало реальной угрозой для назначивших их вождей. В 1683 году растущая напряженность между вождями и мусульманским населением привела к мусульманскому восстанию в королевстве волофов Кайор , которое завершилось назначением марабу под именем Дамеля . [6] В годы после восстания отношения между марабутами и вождями волофов оставались относительно спокойными до периода воинствующего ислама в штатах волофов в середине XIX века. Воинствующие марабу преимущественно Тукулора (l происхождения), называемые «марабутами-воинами», полностью отвергали власть местных вождей и стремились установить теократическое мусульманское государство. Поскольку авторитет вождей и королевских армий был подорван пропагандой и военной силой, используемой воинами марабуты, мусульманские сопротивления обратились к местным марабутам за советом и защитой от своих угнетателей. После трех десятилетий войн и конфликтов марабу-воины были постепенно вытеснены из штатов волофов, поскольку французские колонисты начали более жестко контролировать регион. лидерские способности вождей и правителей снизились в результате конфликта, марабуты стали самым надежным и почитаемым источником лидерства в общинах волофов. [6]

Постфранцузская колонизация

[ редактировать ]

Французским колонизаторам было трудно приспособиться к управлению мусульманскими обществами. В частности, в Западной Африке построение институтов колониального правления, которые не благоприятствовали бы одним группам населения и пренебрегали другими, оказалось сложной задачей. Французы выбрали формы непрямого правления через местную аристократию, стремясь поддерживать порядок и снизить административные расходы, но обнаружили, что многие подданные ненавидели этих колониальных вождей и правителей и имели тенденцию тяготеть к своим местным марабу. Марабутами восхищались за их прозрачность и праведность, поскольку они, как известно, отказывались от политической власти, обеспечивая при этом экономическую, социальную и религиозную стабильность внутри своих сообществ. [7] Поскольку суждения марабутов настолько влиятельны, успех или неудача политика почти полностью зависели бы от поддержки более известных марабутов. Из-за этого политики пытались умиротворить марабутов, соглашаясь продвигать интересы своего суфийского братства, в свою очередь, за их поддержку, при этом некоторые политики считали, что победа на выборах была бы невозможна без поддержки марабутов. [6] Эта политическая динамика, основанная на покровительстве и обменах, привела бы к своего рода союзу между марабутами и французскими колонизаторами. [8] Наряду с поддержкой определенных политиков в обмен на благосклонность, французские колониальные администраторы искали марабутов и глав суфийских братств, чтобы они выступали в качестве посредников между колониальными администраторами и западноафриканскими мусульманами, чтобы обеспечить соответствующее распределение власти и ресурсов во избежание любого потенциального конфликта. [9]

Пост-независимость

[ редактировать ]

После того, как Сенегал обрел независимость от Франции в 1960 году, марабуты и лидеры суфийских братств (также марабутов) или Халифе-Генерал продолжали играть влиятельную роль в сенегальской политике. Некоторые ставят под сомнение полезность клиентелистских отношений между марабутами и государственными чиновниками в современной демократии. [10] Новое поколение «внуков» марабутов выработало более независимые и светские политические взгляды и доказало, что они готовы подвергать сомнению авторитет своих предшественников. На президентских выборах в Сенегале 1988 года генерал Халифе Абду Лахатт Мбакке поддержал Абду Диуфа переизбрание . И в качестве общественного одобрения, и в качестве награды за установку новых дорог и уличных фонарей в Тубе , находясь у власти, Халифе-Генераль объявил ндиггель (обязательный приказ, издаваемый Халифе -Генерал всем членам Братства Мурид), в котором провозглашалось, что все мужчины должны голосовать за Диуфа. Хотя несколько Халифе-Генерал выпустили « политическую политику » в поддержку кандидата в президенты на предыдущих выборах, несколько марабутов поколения «внуков» открыто отвергли команду, проголосовав вместо этого за оппозицию. [11] Эти марабуты считали, что ндиггелы нарушают их светские политические права, и это мнение разделяли многие другие Муриды в Тубе. [10]

В 1997 году сельский совет мечети Туба в Сенегале издал набор новых налогов, предназначенных для финансирования амбициозного проекта развития священного города. сельский совет, все члены которого были назначены Муридом Халифе-Генералем Городские купцы сразу же выразили недовольство новыми налогами и пригрозили выгнать из города . Хотя налоговые бунты нередки в других местах, этот инцидент был особенно примечательным, поскольку явный отказ торговцев продемонстрировал отход от типичных отношений между государством и обществом в Сенегале. Снижение экономических показателей в Сенегале может привести к увеличению налогов в будущем, а это означает, что политическим деятелям, возможно, придется скорректировать или фундаментально изменить свои клиентелистские отношения с марабутами и Халифе-Генерал . [10]

Могила Марабута, юг Марокко.

Термин марабут появился во время мусульманского завоевания Магриба . Оно происходит от арабского murābiṭ «тот, кто находится в гарнизоне»: [12] религиозные студенты и военные добровольцы, которые служили рибатами во время завоевания. [13] Сегодня марабут означает «святой» на берберских языках и относится к учителям-суфиям-мусульманам, которые возглавляют ложу или школу, называемую завия, связанную с определенной школой или традицией, называемой тарикат «путь, путь» ( араб . طريقه ).

Произношение этого слова зависит от языка. Например, оно произносится как амрабад в Тарифите . Марабуты известны как сиди ( سيدي ) на магрибском арабском языке . Многие города Марокко получили свои названия от местных марабутов, и название этих городов обычно начинается с «Сиди», за которым следует имя местного марабута. В современном стандартном арабском языке слово «святой» звучит как « вали » ( ولي ).

Марабут также может относиться к могиле ( араб . قُبّة qubba «купол») почитаемого святого, и такие места стали святыми центрами и местами благочестивых размышлений.

Некоторые завии связаны с конкретными марабутами.

[ редактировать ]

Обратите внимание, что завия не является местом формального паломничества, которое в исламе ограничивается хаджем и Иерусалимом , а скорее местом размышлений и вдохновения для благочестивых.

В Марокко:

  • Сиди Али Гуми
  • Сиди Радж Амар (Арабда)
  • Сиди Аллал и Бехрауи
  • Сиди Абдела бин Хасун
  • Сиди Мулай Идрисс
  • сэр жирный
  • Сиди Эль-Арби бен Сайе
  • Сиди Ахмед Тиджани
  • Сиди Мулай Али Шериф
  • Сиди Хадж Хамза Кадири Бучичи
  • Сиди Шейх Абдул Кадир Джилани
  • Сиди Абдель Кадер Алами
  • Сиди Мулай Ибрагим
  • Сиди Мохаммед Бен Айсса
  • Сиди Ахмед Бен Идрис Аль-Фасси (Идриссия и Сануссия)
  • Ахмад у Муса
  • Сиди Абу Лсен Шадили
  • Сиди Мулай Абдеслам ибн Мчич Алами (Джбала)
  • Сиди Мухаммад аль-Араби ад-Даркави
  • Сиди Мухаммад ибн Сулейман аль-Джазули аль-Симлали
  • Сиди Абу Абдулла Мохаммед Амгар
  • Сиди Абу Абдулла аль-Каим би Амрилла
  • Сиди Мухаммад бин Исса аль-Барнуси аль-Фаси Заррук
  • Сиди Мулай Аутман (Халди-Йин, Бени Арус), Марокко
  • Сиди Мбарек (Халди-йин, Бени Арус), Марокко
  • Сиди Хедди (Халди-йин, Бени Арус), Марокко
  • (альтернативно) Завияс:
    • Зауя Накирия
    • Зауя Шеркауя
    • Зауя Айсауя
    • Зауя Тиджания
    • Зауя Идриссия
    • Зауя Сануссия
    • Зауя Аль-Кадирия
    • Зауя Аль-Аламия
    • Зауя Джазулия Семлалия
    • Зауя Хамдушия
    • Зауя Сиди Аутман (Халдин, Бени Арус), Марокко
В Марабуте Тукулёра (1853 г.)

В Алжире :

  • Сиди Моханд Резаг Оу Асус из Акфаду Беджая
  • Сиди Ахмед аль-Тиджани из Айн-Мадхи, провинция Лагуат, основатель Тиджании.
  • Сиди Ахмед или Саид дю Хамо Местига, деревня Адени в Кабилии (между Тизи Узу и Л'Арбаа Нат Иратен)
  • Сиди Мхамед Бу Кобрин, основатель Рахмании ( Алжир и Буну)
  • Сиди Абдер Рахман Эль Талеби , основатель Таалибии ( Алжир )
  • Сиди Мхенд Умалек (Тифрит наит Умалек)
  • Сиди Мох'Али улхадж ( Тифрит н'Аит эль-Хадж )
  • Сиди Харрат Бенаисса Эль Идрисси (Земмора, Релизан)
  • Сиди Абдаллах бен Мансур
  • Сиди Абделькадер Джилали (Тизи-узу)
  • Сиди Абид Эчерриф (Гюнтис)
  • Сиди Абу Абдаллах Эч Чоуди Эль-Халлуи
  • Сиди Ахмед эль-Междуб
  • Сиди Бель Аббес (тезка Сиди Бель Аббес )
  • Сиди Бен-Али (Айн-эль-Хаут - Тлемсен)
  • Сиди Бен-Али (Недрома)
  • Сиди Бен Аззуз (Бордж Бен Аззуз)
  • Сиди Бичинти-эль-Баск
  • Сиди Бу Аджами
  • Сиди Бударга
  • Сиди Буджемаа
  • Сиди Брахим
  • Сиди Дауди
  • Вы будете счастливы с Эль-Эуббадом.
  • Сиди-эн-Насер
  • Сиди и Эт Туми
  • Сиди Хамадуш
  • Си ибн Али Шариф (Акбу)
  • Сиди Мохаммед Бен Омар Эль Хуари
  • Сиди Мохаммед бу Семаха,
  • Сиди Мохамед Ул Илафиан.
  • Сиди Мулибхар
  • Сиди Кадир
  • Сиди Бель-Эзраг
  • Сиди Серхане
  • Сиди Гилес (типаза)
  • Сиди Сумейман Бен Абдаллах
  • Зауя из Сиди-Бенамара (Филлауссен)
  • Сиди-Ваххаб
  • Сиди Яхья эль-Айдли (Акбу)
  • Сиди Яккаут
  • Улад бель Касем [14]

В Тунисе :

  • Зауя де Сиди Бен Аззуз. Масло
  • Зауя Сиди Бутеффаха. Бежа
  • Зауя, Сиди Салах Злауи. Бежа
  • Посетите Сиди Абделькадера. Бежа
  • Зауя из Сиди-Бу-Арбы. Бежа
  • Зауя из Сиди Тайеба. Бежа
  • Зауя Сиди Бабы Али Смади. Бежа
  • Зауя из Сиди Али Эль Мекки
  • Зауя-де-Сиди-эль-Мазри. Монастир
  • Зауя из Сиди-Бу-Джафара. Сусс
  • Зауя Сиди Абдель Хамида. Сусс

Во Франции :

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Камель Филали (1997). Марабутская святость и мистика . Константин: Инсаният. п. 1997.
  2. ^ Ронколи, Карла; Киршен, Пол; Бум, Кейт (июнь 2002 г.). «Читая дожди: местные знания и прогноз осадков в Буркина-Фасо». Общество и природные ресурсы . 15 (2): 409–427. дои : 10.1080/08941920252866774 . S2CID   154758380 . Марабуты — исламские спиритуалисты, которые, как полагают, также обладают способностью предвидеть, но не контролировать будущее. Эти спиритуалисты варьируются от обычных исламских священников (лимам), которые разбираются в Коране и возглавляют службы в местных мечетях, до местных целителей и прорицателей, которые смешивают ислам с местными верованиями и обычаями. Некоторые практики марабутов напоминают методы гетбы, где каури заменяют исламские стихи. Большинство марабутов получают подарки или деньги за свои услуги, причем наиболее уважаемые и известные марабуты получают значительный доход от своей практики. Однако эта практика в целом не одобряется исламской ортодоксальностью.
  3. ^ Ламин О. Санне, Корона и тюрбан: мусульмане и Западная Африка . Вествью Пресс (1997) ISBN   0-8133-3059-9
  4. ^ Современные марабу.
  5. ^ Ахмаду Бамба , шейх Ахмаду Бамба Мбаке (1853-1927) (Амаду Бамба Мбакке на языке волоф, Шейх Ахмад ибн Мухаммад ибн Хабиб Аллах на арабском языке, также известный как Хадиму 'л-Расул или «Слуга посланника» на арабском языке, и как Серин Туубаа или «Шейх Туубаа» на языке волоф), был мусульманским суфийским религиозным лидером в Сенегале и основателем большого Братства Муридий (Муридийя). См. Братья-мусульмане Сенегала.Шейх Ахмаду Бамба был мистиком и религиозным лидером, написавшим огромное количество стихов и трактатов о медитации, ритуалах, работе и изучении Корана. В политическом плане Ахмаду Бамба возглавил пацифистскую борьбу против французского колониализма, но не вел прямую войну с французами, как это сделали несколько видных тиджаанских марабутов.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Круз О'Брайен, DB (1971). Муриды Сенегала: политическая и экономическая организация исламского братства . Лондон, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 263 . ISBN  0198216629 .
  7. ^ Робинсон, Дэвид (2004). Мусульманские общества в истории Африки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 187. ИСБН  0521826276 .
  8. ^ Круз О'Брайен, DB (1975). Святые и политики: Очерки организации сенегальского крестьянского общества . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 177 . ISBN  9780521205726 .
  9. ^ Соареш, Бенджамин Ф. (2007). Ислам и мусульманская политика в Африке . Нью-Йорк, США: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 3 . ISBN  9781403979636 .
  10. ^ Jump up to: а б с Бек, Линда Дж. (2001). «Обуздание марабутов? Демократизация и местное управление в Сенегале». Дела Африки . 100 (401): 602. дои : 10.1093/афраф/100.401.601 .
  11. ^ Лоймайер, Роман (2016). Исламская реформа в Африке двадцатого века . Эдинбург, Великобритания: Издательство Эдинбургского университета. п. 96. ИСБН  9780748695430 .
  12. ^ Марабут - Интернет-энциклопедия Britannica .
  13. ^ «СУФИЗМ: Проблемы терминологии: суфий, марабут, факир и дервиш» с сайта www.nuitdorient.com , 3 апреля 2003 г.
  14. ^ Научное исследование Алжира в 1840,1841,1842 годах . Том 5, Издательство Imprimerie Nationale (1848 г.).
  • (на французском языке) Кристиан Кулон, Марабутская власть и политическая власть в Сенегале , Париж, Парижский университет, 1976, 2 тома. 594 стр. (Государственная диссертация, переработанная и опубликованная в 1981 году под названием « Марабут и принц. Ислам и власть в Сенегале» , Париж, Педоне, XII-317 с.)
  • (на французском языке) Бассиру Диоп, Роль марабутов Тукулёр в исламизации Сенегала , Дакар, Университет Дакара , 1983 (магистерская диссертация)
  • Кристофер Харрисон. Франция и ислам в Западной Африке, 1860-1960 , издательство Кембриджского университета (1988) ISBN   0-521-35230-4
  • Э. Вестермарк «Ритуалы и верования в Марокко» . Лондон 1926 год.
  • Леонардо Альфонсо Вильялон. Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике , Cambridge University Press, (1995) ISBN   0-521-46007-7
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57996ab94026b319f01c8870cac35c6d__1722325020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/6d/57996ab94026b319f01c8870cac35c6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marabout - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)