Марабут
Марабут : ( арабский : مُرابِط , латинизированный , murābiṭ . букв. «тот, кто прикреплен / находится в гарнизоне») - потомок Пророка Мухаммеда [1] (арабский: سـيّد, латинизированный : Сайид и Сиди в Магрибе ) и мусульманский религиозный лидер и учитель, который исторически выполнял функции капеллана, служившего в составе исламской армии, особенно в Северной Африке и Сахаре, [2] в Западной Африке и (исторически) в Магрибе . Марабут часто является знатоком Корана или религиозным учителем. Другие могут быть странствующими святыми людьми, живущими за счет подаяния , суфийскими муршидами («проводниками») или лидерами религиозных общин.
Термин «марабут» также используется для мавзолеев таких религиозных лидеров (ср. макам , мазар , в Палестине также вали /вели ).
Западная Африка
[ редактировать ]Мусульманские религиозные учителя
[ редактировать ]
Мусульманский тарикат ( суфийские религиозные братства) являются одной из основных организационных форм западноафриканского ислама, и с распространением суфийских идей в этом районе роль марабутов объединилась с местными обычаями по всей Сенегамбии , долине реки Нигер и Фута Джаллон . Здесь верующие суфии следуют за марабутом, известным в других местах как муршид «Проводник». Марабут также был принят французскими колониальными властями и применялся к большинству имамов , мусульманских учителей или светских лидеров, которые апеллировали к исламской традиции.
Сегодня марабуты могут быть странствующими святыми людьми, которые выживают за счет подаяния, религиозными учителями, которые принимают молодых талибов в коранические школы, или выдающимися религиозными лидерами и учеными, как внутри, так и вне суфийских братств, которые доминируют в духовной жизни Сенегамбии. [3]
В « Братьях-мусульманах» Сенегала марабуты организованы в сложную иерархию; высший марабут Муридов , например, был возведен в статус халифа или правителя правоверных ( Амир аль-Муминин ). Более старые традиции, основанные на Северной Африке, такие как Тиджания и Кадирия, основывают свои структуры на уважении к учителям и религиозным лидерам, которых к югу от Сахары часто называют марабутами. Тех, кто посвящает себя молитве или учебе, проживающих в общинах, религиозных центрах или странствующих в более широком обществе, называют марабутами. В Сенегале и Мали эти марабуты живут за счет пожертвований. Часто существует традиционная связь в поддержку конкретного марабу, которая накапливалась в семье на протяжении поколений. Марабуты обычно одеваются в традиционные западноафриканские одежды и ведут простой аскетический образ жизни.
Синкретические спиритуалисты
[ редактировать ]Распространение в странах Африки к югу от Сахары роли марабутов с восьмого по тринадцатый века привело в некоторых местах к смешению ролей с доисламскими священниками и богословами. Поэтому многие гадалки и самозваные духовные наставники берут имя «марабут» (что отвергается как более ортодоксальными мусульманами, так и суфийскими братствами). Недавняя диаспора западноафриканцев (в частности, в Париже ) принесла эту традицию в Европу и Северную Америку, где некоторые марабуты рекламируют свои услуги гадалок. из Считается, что эшу Кимбанды , Марабо, принес эту эзотерическую и шаманскую роль в Бразилию. Современные марабу в Сенегале размещают рекламу на телевидении и имеют горячие линии. [4]
- Лилиан Кучински. Африканские марабу в Париже. Издания CNRS, Париж (2003 г.) ISBN 978-2-271-06087-7
- Magopinaciophilie : статья о европейцах, которые коллекционируют визитные карточки, как рекламу «марабутов».
- L'Officiel du Marabout : коллекция парижской рекламы.
- Magopinaciophiles : Коллекция французских листовок. [5]
Политическое влияние
[ редактировать ]Дофранцузская колонизация
[ редактировать ]Марабуты были видными членами общества волофов с момента прибытия суфийских братств из Магриба в 15 веке. Их глубокие знания Корана и уважаемая репутация часто позволяли им выступать в роли торговцев, священников, судей или магов в сочетании с ролью религиозных лидеров общины. [6] Кроме того, из-за их способности читать и писать, старосты деревень часто назначали марабутов секретарями или советниками в качестве средства общения с соседними правителями. [6]
Растущее влияние марабутов в политике в сочетании с их уникальной преданностью мусульманской общине в конечном итоге стало реальной угрозой для назначивших их вождей. В 1683 году растущая напряженность между вождями и мусульманским населением привела к мусульманскому восстанию в королевстве волофов Кайор , которое завершилось назначением марабу под именем Дамеля . [6] В годы после восстания отношения между марабутами и вождями волофов оставались относительно спокойными до периода воинствующего ислама в штатах волофов в середине XIX века. Воинствующие марабу преимущественно Тукулора (l происхождения), называемые «марабутами-воинами», полностью отвергали власть местных вождей и стремились установить теократическое мусульманское государство. Поскольку авторитет вождей и королевских армий был подорван пропагандой и военной силой, используемой воинами марабуты, мусульманские сопротивления обратились к местным марабутам за советом и защитой от своих угнетателей. После трех десятилетий войн и конфликтов марабу-воины были постепенно вытеснены из штатов волофов, поскольку французские колонисты начали более жестко контролировать регион. лидерские способности вождей и правителей снизились в результате конфликта, марабуты стали самым надежным и почитаемым источником лидерства в общинах волофов. [6]
Постфранцузская колонизация
[ редактировать ]Французским колонизаторам было трудно приспособиться к управлению мусульманскими обществами. В частности, в Западной Африке построение институтов колониального правления, которые не благоприятствовали бы одним группам населения и пренебрегали другими, оказалось сложной задачей. Французы выбрали формы непрямого правления через местную аристократию, стремясь поддерживать порядок и снизить административные расходы, но обнаружили, что многие подданные ненавидели этих колониальных вождей и правителей и имели тенденцию тяготеть к своим местным марабу. Марабутами восхищались за их прозрачность и праведность, поскольку они, как известно, отказывались от политической власти, обеспечивая при этом экономическую, социальную и религиозную стабильность внутри своих сообществ. [7] Поскольку суждения марабутов настолько влиятельны, успех или неудача политика почти полностью зависели бы от поддержки более известных марабутов. Из-за этого политики пытались умиротворить марабутов, соглашаясь продвигать интересы своего суфийского братства, в свою очередь, за их поддержку, при этом некоторые политики считали, что победа на выборах была бы невозможна без поддержки марабутов. [6] Эта политическая динамика, основанная на покровительстве и обменах, привела бы к своего рода союзу между марабутами и французскими колонизаторами. [8] Наряду с поддержкой определенных политиков в обмен на благосклонность, французские колониальные администраторы искали марабутов и глав суфийских братств, чтобы они выступали в качестве посредников между колониальными администраторами и западноафриканскими мусульманами, чтобы обеспечить соответствующее распределение власти и ресурсов во избежание любого потенциального конфликта. [9]
Пост-независимость
[ редактировать ]После того, как Сенегал обрел независимость от Франции в 1960 году, марабуты и лидеры суфийских братств (также марабутов) или Халифе-Генерал продолжали играть влиятельную роль в сенегальской политике. Некоторые ставят под сомнение полезность клиентелистских отношений между марабутами и государственными чиновниками в современной демократии. [10] Новое поколение «внуков» марабутов выработало более независимые и светские политические взгляды и доказало, что они готовы подвергать сомнению авторитет своих предшественников. На президентских выборах в Сенегале 1988 года генерал Халифе Абду Лахатт Мбакке поддержал Абду Диуфа переизбрание . И в качестве общественного одобрения, и в качестве награды за установку новых дорог и уличных фонарей в Тубе , находясь у власти, Халифе-Генераль объявил ндиггель (обязательный приказ, издаваемый Халифе -Генерал всем членам Братства Мурид), в котором провозглашалось, что все мужчины должны голосовать за Диуфа. Хотя несколько Халифе-Генерал выпустили « политическую политику » в поддержку кандидата в президенты на предыдущих выборах, несколько марабутов поколения «внуков» открыто отвергли команду, проголосовав вместо этого за оппозицию. [11] Эти марабуты считали, что ндиггелы нарушают их светские политические права, и это мнение разделяли многие другие Муриды в Тубе. [10]
В 1997 году сельский совет мечети Туба в Сенегале издал набор новых налогов, предназначенных для финансирования амбициозного проекта развития священного города. сельский совет, все члены которого были назначены Муридом Халифе-Генералем Городские купцы сразу же выразили недовольство новыми налогами и пригрозили выгнать из города . Хотя налоговые бунты нередки в других местах, этот инцидент был особенно примечательным, поскольку явный отказ торговцев продемонстрировал отход от типичных отношений между государством и обществом в Сенегале. Снижение экономических показателей в Сенегале может привести к увеличению налогов в будущем, а это означает, что политическим деятелям, возможно, придется скорректировать или фундаментально изменить свои клиентелистские отношения с марабутами и Халифе-Генерал . [10]
Магриб
[ редактировать ]
Термин марабут появился во время мусульманского завоевания Магриба . Оно происходит от арабского murābiṭ «тот, кто находится в гарнизоне»: [12] религиозные студенты и военные добровольцы, которые служили рибатами во время завоевания. [13] Сегодня марабут означает «святой» на берберских языках и относится к учителям-суфиям-мусульманам, которые возглавляют ложу или школу, называемую завия, связанную с определенной школой или традицией, называемой тарикат «путь, путь» ( араб . طريقه ).
Произношение этого слова зависит от языка. Например, оно произносится как амрабад в Тарифите . Марабуты известны как сиди ( سيدي ) на магрибском арабском языке . Многие города Марокко получили свои названия от местных марабутов, и название этих городов обычно начинается с «Сиди», за которым следует имя местного марабута. В современном стандартном арабском языке слово «святой» звучит как « вали » ( ولي ).
Марабут также может относиться к могиле ( араб . قُبّة qubba «купол») почитаемого святого, и такие места стали святыми центрами и местами благочестивых размышлений.
Некоторые завии связаны с конкретными марабутами.
[ редактировать ]Обратите внимание, что завия не является местом формального паломничества, которое в исламе ограничивается хаджем и Иерусалимом , а скорее местом размышлений и вдохновения для благочестивых.
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Марокко
[ редактировать ]В Марокко:
- Сиди Али Гуми
- Сиди Радж Амар (Арабда)
- Сиди Аллал и Бехрауи
- Сиди Абдела бин Хасун
- Сиди Мулай Идрисс
- сэр жирный
- Сиди Эль-Арби бен Сайе
- Сиди Ахмед Тиджани
- Сиди Мулай Али Шериф
- Сиди Хадж Хамза Кадири Бучичи
- Сиди Шейх Абдул Кадир Джилани
- Сиди Абдель Кадер Алами
- Сиди Мулай Ибрагим
- Сиди Мохаммед Бен Айсса
- Сиди Ахмед Бен Идрис Аль-Фасси (Идриссия и Сануссия)
- Ахмад у Муса
- Сиди Абу Лсен Шадили
- Сиди Мулай Абдеслам ибн Мчич Алами (Джбала)
- Сиди Мухаммад аль-Араби ад-Даркави
- Сиди Мухаммад ибн Сулейман аль-Джазули аль-Симлали
- Сиди Абу Абдулла Мохаммед Амгар
- Сиди Абу Абдулла аль-Каим би Амрилла
- Сиди Мухаммад бин Исса аль-Барнуси аль-Фаси Заррук
- Сиди Мулай Аутман (Халди-Йин, Бени Арус), Марокко
- Сиди Мбарек (Халди-йин, Бени Арус), Марокко
- Сиди Хедди (Халди-йин, Бени Арус), Марокко
- (альтернативно) Завияс:
- Зауя Накирия
- Зауя Шеркауя
- Зауя Айсауя
- Зауя Тиджания
- Зауя Идриссия
- Зауя Сануссия
- Зауя Аль-Кадирия
- Зауя Аль-Аламия
- Зауя Джазулия Семлалия
- Зауя Хамдушия
- Зауя Сиди Аутман (Халдин, Бени Арус), Марокко

Алжир
[ редактировать ]В Алжире :
- Сиди Моханд Резаг Оу Асус из Акфаду Беджая
- Сиди Ахмед аль-Тиджани из Айн-Мадхи, провинция Лагуат, основатель Тиджании.
- Сиди Ахмед или Саид дю Хамо Местига, деревня Адени в Кабилии (между Тизи Узу и Л'Арбаа Нат Иратен)
- Сиди Мхамед Бу Кобрин, основатель Рахмании ( Алжир и Буну)
- Сиди Абдер Рахман Эль Талеби , основатель Таалибии ( Алжир )
- Сиди Мхенд Умалек (Тифрит наит Умалек)
- Сиди Мох'Али улхадж ( Тифрит н'Аит эль-Хадж )
- Сиди Харрат Бенаисса Эль Идрисси (Земмора, Релизан)
- Сиди Абдаллах бен Мансур
- Сиди Абделькадер Джилали (Тизи-узу)
- Сиди Абид Эчерриф (Гюнтис)
- Сиди Абу Абдаллах Эч Чоуди Эль-Халлуи
- Сиди Ахмед эль-Междуб
- Сиди Бель Аббес (тезка Сиди Бель Аббес )
- Сиди Бен-Али (Айн-эль-Хаут - Тлемсен)
- Сиди Бен-Али (Недрома)
- Сиди Бен Аззуз (Бордж Бен Аззуз)
- Сиди Бичинти-эль-Баск
- Сиди Бу Аджами
- Сиди Бударга
- Сиди Буджемаа
- Сиди Брахим
- Сиди Дауди
- Вы будете счастливы с Эль-Эуббадом.
- Сиди-эн-Насер
- Сиди и Эт Туми
- Сиди Хамадуш
- Си ибн Али Шариф (Акбу)
- Сиди Мохаммед Бен Омар Эль Хуари
- Сиди Мохаммед бу Семаха,
- Сиди Мохамед Ул Илафиан.
- Сиди Мулибхар
- Сиди Кадир
- Сиди Бель-Эзраг
- Сиди Серхане
- Сиди Гилес (типаза)
- Сиди Сумейман Бен Абдаллах
- Зауя из Сиди-Бенамара (Филлауссен)
- Сиди-Ваххаб
- Сиди Яхья эль-Айдли (Акбу)
- Сиди Яккаут
- Улад бель Касем [14]
Тунис
[ редактировать ]В Тунисе :
- Зауя де Сиди Бен Аззуз. Масло
- Зауя Сиди Бутеффаха. Бежа
- Зауя, Сиди Салах Злауи. Бежа
- Посетите Сиди Абделькадера. Бежа
- Зауя из Сиди-Бу-Арбы. Бежа
- Зауя из Сиди Тайеба. Бежа
- Зауя Сиди Бабы Али Смади. Бежа
- Зауя из Сиди Али Эль Мекки
- Зауя-де-Сиди-эль-Мазри. Монастир
- Зауя из Сиди-Бу-Джафара. Сусс
- Зауя Сиди Абдель Хамида. Сусс
Франция
[ редактировать ]Во Франции :
- Сиди Бель Хадж Эль Маафи , франко-алжирский имам и марабут, спасавший евреев во время Второй мировой войны.
См. также
[ редактировать ]- Турай , гамбийская фамилия, указывающая на происхождение от марабута.
- Традиционная берберская религия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камель Филали (1997). Марабутская святость и мистика . Константин: Инсаният. п. 1997.
- ^ Ронколи, Карла; Киршен, Пол; Бум, Кейт (июнь 2002 г.). «Читая дожди: местные знания и прогноз осадков в Буркина-Фасо». Общество и природные ресурсы . 15 (2): 409–427. дои : 10.1080/08941920252866774 . S2CID 154758380 .
Марабуты — исламские спиритуалисты, которые, как полагают, также обладают способностью предвидеть, но не контролировать будущее. Эти спиритуалисты варьируются от обычных исламских священников (лимам), которые разбираются в Коране и возглавляют службы в местных мечетях, до местных целителей и прорицателей, которые смешивают ислам с местными верованиями и обычаями. Некоторые практики марабутов напоминают методы гетбы, где каури заменяют исламские стихи. Большинство марабутов получают подарки или деньги за свои услуги, причем наиболее уважаемые и известные марабуты получают значительный доход от своей практики. Однако эта практика в целом не одобряется исламской ортодоксальностью.
- ^ Ламин О. Санне, Корона и тюрбан: мусульмане и Западная Африка . Вествью Пресс (1997) ISBN 0-8133-3059-9
- ^ Современные марабу.
- ^ Ахмаду Бамба , шейх Ахмаду Бамба Мбаке (1853-1927) (Амаду Бамба Мбакке на языке волоф, Шейх Ахмад ибн Мухаммад ибн Хабиб Аллах на арабском языке, также известный как Хадиму 'л-Расул или «Слуга посланника» на арабском языке, и как Серин Туубаа или «Шейх Туубаа» на языке волоф), был мусульманским суфийским религиозным лидером в Сенегале и основателем большого Братства Муридий (Муридийя). См. Братья-мусульмане Сенегала.Шейх Ахмаду Бамба был мистиком и религиозным лидером, написавшим огромное количество стихов и трактатов о медитации, ритуалах, работе и изучении Корана. В политическом плане Ахмаду Бамба возглавил пацифистскую борьбу против французского колониализма, но не вел прямую войну с французами, как это сделали несколько видных тиджаанских марабутов.
- ^ Jump up to: а б с д и Круз О'Брайен, DB (1971). Муриды Сенегала: политическая и экономическая организация исламского братства . Лондон, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 263 . ISBN 0198216629 .
- ^ Робинсон, Дэвид (2004). Мусульманские общества в истории Африки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 187. ИСБН 0521826276 .
- ^ Круз О'Брайен, DB (1975). Святые и политики: Очерки организации сенегальского крестьянского общества . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 177 . ISBN 9780521205726 .
- ^ Соареш, Бенджамин Ф. (2007). Ислам и мусульманская политика в Африке . Нью-Йорк, США: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 3 . ISBN 9781403979636 .
- ^ Jump up to: а б с Бек, Линда Дж. (2001). «Обуздание марабутов? Демократизация и местное управление в Сенегале». Дела Африки . 100 (401): 602. дои : 10.1093/афраф/100.401.601 .
- ^ Лоймайер, Роман (2016). Исламская реформа в Африке двадцатого века . Эдинбург, Великобритания: Издательство Эдинбургского университета. п. 96. ИСБН 9780748695430 .
- ^ Марабут - Интернет-энциклопедия Britannica .
- ^ «СУФИЗМ: Проблемы терминологии: суфий, марабут, факир и дервиш» с сайта www.nuitdorient.com , 3 апреля 2003 г.
- ^ Научное исследование Алжира в 1840,1841,1842 годах . Том 5, Издательство Imprimerie Nationale (1848 г.).
- (на французском языке) Кристиан Кулон, Марабутская власть и политическая власть в Сенегале , Париж, Парижский университет, 1976, 2 тома. 594 стр. (Государственная диссертация, переработанная и опубликованная в 1981 году под названием « Марабут и принц. Ислам и власть в Сенегале» , Париж, Педоне, XII-317 с.)
- (на французском языке) Бассиру Диоп, Роль марабутов Тукулёр в исламизации Сенегала , Дакар, Университет Дакара , 1983 (магистерская диссертация)
- Кристофер Харрисон. Франция и ислам в Западной Африке, 1860-1960 , издательство Кембриджского университета (1988) ISBN 0-521-35230-4
- Э. Вестермарк «Ритуалы и верования в Марокко» . Лондон 1926 год.
- Леонардо Альфонсо Вильялон. Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике , Cambridge University Press, (1995) ISBN 0-521-46007-7
