Jump to content

Суфийский домик

(Перенаправлено из Ханки )

домик Суфийский [а] — это здание, спроектированное специально для собраний суфийского братства или тариката и являющееся местом духовной практики и религиозного образования. [1] Они включают в себя структуры, известные как ханака , завия , рибат , дарга и такья в зависимости от региона, языка и периода (см. § Терминологию ). Суфийский домик обычно представляет собой большое строение с центральным залом и комнатами меньшего размера по обе стороны. [2] Традиционно суфийская ложа представляла собой финансируемое государством жилье для суфиев. [3] Их основная функция – предоставить им пространство для практики аскетизма в общественной жизни . [4] К ним часто пристраиваются здания, предназначенные для общественных служб, например, больницы, кухни и жилые помещения. [4] Суфийские ложи финансировались султанами Айюбидов в Сирии, султанами Зангидов в Египте и султанами Дели в Индии в обмен на поддержку суфиями их режимов. [5] [3] [6]

Терминология

[ редактировать ]

Суфийские ложи назывались по-разному в зависимости от периода, местоположения и языка: в основном ханака , завия , рибат , дарга и такья .

Слово ханака ( классический персидский : خانَغاه , латинизированный : xānagāh или خانَقاه , xānaqāh ; арабский : خَانَقَاه , романизированный : khānaqāh ; азербайджанский : xanəqah ; османский турецкий : خان َقاه , латинизировано : ханека ; [7] Урду : ханака , латинизированный : ханака ; [8] Узбекский : xonaqoh ), вероятно, имеет либо турецкое, либо персидское происхождение. [4]

Слова завия ( арабское : угол ; множественное число углов , завая ) и рибат ( арабское : рибат ; множественное число: ссылки , рубут ) особенно использовались в Магрибе . [9] Буквальное значение слова завия — «угол», а рибат означает «пограничный пост».

Классическое персидское слово دَرگاه dargāh означает «дверной проход; святыня».

Классическое персидское слово تَکْیه takya (откуда современный иранский персидский язык : تَکْیه , латинизированный : takye ; [10] азербайджанский : تكيى ; [11] Пенджаби : تَکْیہ , латинизированный: takya ; [12] Урду : تَْخْي , латинизированный : takya ; [13] Узбекский : такя ) в своей основе означало «поддержка»; также «подушка» или «подушка». [14] [б] Это слово также было заимствовано в османском турецком языке как تَكْیه tekye. [15] Современный турецкий : tekke , арабский язык تَكِيَّة takiyya ( число تَكَايَا takāyā ) and in ( ) перешедший множественное как конечном итоге на в )

Архитектура

[ редактировать ]
Будала Ходжа Текке в Термах , Греция.

До периода Тимуридов суфийские ложи обычно представляли собой большие комплексы с несколькими постройками. [2] После четырнадцатого века их чаще проектировали как одно большое сооружение. [2] Этот дизайн обычно характеризуется одним большим залом с камерами или галереями по обе стороны, что обеспечивает больше взаимодействия для тех, кто работает в домике. [3] Обычно у них есть купола, мозаика, арки, колонны, дворы, порталы и минареты. [16] [17] Дизайн и включение этих аспектов различаются в зависимости от региона и эпохи. [17]

Покровительство суфийским ложам исторически имело важное политическое и культурное значение. Покровительство правителя суфийскому зданию продемонстрировало его поддержку суфийских религиозных практик и распространения ислама. [9] Финансирование суфийского здания рассматривалось как акт благочестия и способ, с помощью которого правитель мог присоединиться к общественному мнению. [9]

Суфийские ложи часто ассоциируются с гробницами суфийских святых или шейхов . [2] Обычно они имеют большой зал, где практикующие могут молиться и медитировать. [2] Они также включают жилье для путешествующих суфиев и паломников. [4]

Гробница Харуние, названная в честь Харуна ар-Рашида , в Тусе , Иран. Нынешнее сооружение, ханака , вероятно, было построено в 13 веке. Аль-Газали . Здесь похоронен

Помимо религиозных помещений, суфийские ложи также имели структуры для оказания общественных услуг. [2] Сюда входили больницы, кухни, бани и школы. [2] Каждый, кто работал над предоставлением этих услуг, получал оплату через вакф . [2]

Суфийские ложи были очень инклюзивными. [9] Посетители разных культур и религий могли посетить их и получить благословение. [9]

Традиционно суфийская общинная аскетическая жизнь считалась благочестивой, поскольку считалось, что одиночество и самодостаточность ведут к эгоцентризму. [4] Покаяние и страдания были призваны приблизить суфиев к пониманию божественности. [4]

Зангид Сирия

[ редактировать ]

Нур ад-Дин Занги был первым крупным покровителем суфийских построек. Он построил и подарил ханаку суфийским группам в своем владении. [9] В Дамаске . ханака располагалась как внутри, так и за пределами городских стен [9] При Зангидах ханака располагалась в самом центре Старого Дамаска , недалеко от мечети Омейядов . [9] Ханака очень часто размещается рядом с медресе , посвященным тому же покровителю, что и ханака . [9] Основной целью ханаки было юридическое образование. [9] Нур ад-Дина Большинство из них, включая ханаку , включали хосписы. [9] Однако в суфийских постройках существовала глубокая взаимосвязь между образованием и религией, к концу мамлюкского периода грань между религиозными и учебными постройками стала размытой. [18]

Айюбиды и мамлюки Египта

[ редактировать ]

Саладин основал первую ханаку в Каире (Египет) в 1173 году. [3] Это официально ознаменовало его поражение от Фатимидов , которые были в основном шиитами , и начало Айюбидов периода суннизма . [3] В 1325 году мамлюкский султан ан-Нашир Мухаммад перенес ханаку к северу от города. [3] Саладин превратил Саид аль-Суада, дворец Фатимидов, в суфийскую ханаку под названием аль-Ханака аль-Салахийя (не путать с мечетью Аль-Ханка аль-Салахия в Иерусалиме). [19] Эта ханака предоставляла место проживания суфиям, не приехавшим из Каира. [19] Оно было предоставлено Саладином на основе обмена суфиями, поддерживающими династию и политику Айюбидов. [19]

Саладин также создал роль главного суфия, чья работа заключалась в том, чтобы управлять повседневной деятельностью и наставлять суфиев, которые жили и посещали ханаку . [19] На эту роль была большая конкуренция из-за большой степени влияния. [19] Главный суфий поддерживал тесные отношения с султаном Айюбидов, приобрел военную мощь и влияние и имел возможность преподавать в медресе в этом районе. [19] Султан предоставил суфиям в Каире значительную власть в обмен на политическую поддержку, которая была невероятно важна для укрепления легитимности правления султана. [19] Ученые в мире мамлюков часто не делали различия между ханакой , рибатом , завией и медресе . [2]

В Магрибе суфийские ложи в основном известны как завия или рибат .

Османская империя

[ редактировать ]

Многие такья ( османский турецкий : تَكْیه‌لر , латинизированный : tekyeler ; современный турецкий : tekkeler ) были построены в Турции и в странах, которые попали под власть Османской империи . Османы использовали слова такья (османский турецкий: تَكْیه , латинизированные: текье ), дарга ( دَرگاه , дергах ) и завия ( زاویه , завие ) вместо ханака ( خانَقاه , ханеках ). [7] [20] Среди османских суфийских орденов, имевших наибольшее количество такья , были Орден Мевлеви или Мавлавия и Орден Бекташи . [21] Такья Мевлеви Ордена Мевлеви назывались Мавлави хана (османский турецкий язык: , латинизированный: Ханелер , букв. « Дома Мавлави »). [21]

К 20 веку в самом Стамбуле насчитывалось множество такья . Некоторые были посвящены определенным мусульманским общинам (например, узбекская Такья [с] или индийская Такья [д] ), что символизировало определенное признание этих общин со стороны османов. [24]

Османские такья можно найти в Албании , в Боснии и Герцеговине, на Кипре, в Египте, в Греции, в Северной Македонии и в Сирии.

Тохидхане . , средневековая ханака в Исфахане , Иран

В средние века в Иране существовало множество суфийских лож. Примеры включают Тохидхане в Исфахане . После обращения Сефевидов Ирана в шиитский ислам многие суфийские ложи стали использоваться как хусайнийские ложи. [25] (здания, где мусульмане-шииты собираются , чтобы оплакать смерть Хусейна ибн Али в месяце Мухаррам ).

Южная Азия

[ редактировать ]
Могила святых Накшбанди Фаиз-уль Хасан Шаха и Мухаммада Амин Шаха Сани в Алло Махаре , Сиалкот

В Южной Азии слова ханака , джамаат-хана (урду: Джамат хана ), такья (урду: تَكْيه , букв. «подушка, подушка»), дарга (урду: درگاه , букв. «королевский двор»), лангар (урду : лангар , букв. «трапезная». [и] ), а иногда имарат (урду: عمارت , букв. «Здание»). [26] используются как взаимозаменяемые для суфийских лож.

Медресе-и-Фирозшахи было построено султаном Фироз-шахом Туглаком недалеко от Хауз-и-Алая . [6] Говорят, что его архитектура настолько понравилась местным жителям, что они переехали поближе к комплексу. [6] Структура ханака -медресе имела возможности для получения образования для благочестивых, а учителям платили стипендии. [6] Его основной целью было предоставление жилья путешественникам. [6]

Ханака Сайеда Гулама Али Шаха Машади в Индии посещалась и была открыта для паломников из разных культур со всего мира. [5] В ханаках были лангар-ханы , которые служили бесплатными общественными кухнями для бедняков, финансируемых за счет пожертвований из земель лакхираджа . [4] Исламские ценности равенства и братства привели к тому, что ханака стала предоставлять услуги членам низших каст . [4] Популярность ханаки в Индии в начале 14 века снизилась. [4]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Иногда его также называют суфийским монастырем или суфийским монастырем .
  2. ^ Другие слова произошли от такья такья на классическом персидском языке, например такья -нишин и такья -дар, оба означают суфий.
  3. ^ Османский : Özbekler турецкий язык Tekyesi ; [22] Русский : Ложа Узбеклер .
  4. ^ Османский турецкий язык : Hindular Tekyesi , романизированный : хинди Tekyesi ; [23] Русский : Домик Турции .
  5. ^ С санскрита .
  1. ^ Берки, Джонатан Портер (2003). Становление ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600-1800 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-58214-8 . OCLC   50476676 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фонд, Энциклопедия Ираника. «Ханака» . iranicaonline.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Хофер, Натан (2015). Популяризация суфизма в Айюбидском и мамлюкском Египте, 1173-1325 гг . Эдинбург. ISBN  978-0-7486-9422-8 . OCLC   919188147 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Низами, Халик Ахмад (1957). «Некоторые аспекты жизни ханаков в средневековой Индии» . Студия Исламика (8): 51–69. дои : 10.2307/1595247 . JSTOR   1595247 .
  5. ^ Jump up to: а б Хусейн, Пирзада Атар (2021), Чаухан, Абха (редактор), «Суфизм и ханка Бабы Гулама Шаха Бадшаха в Шахдара Шарифе: этнографическое понимание» , Понимание культуры и общества в Индии: исследование суфиев, святых и божеств в регионе Джамму , Сингапур: Springer, стр. 33–58, doi : 10.1007/978-981-16-1598-6_3 , ISBN.  978-981-16-1598-6 , S2CID   238049797 , получено 5 декабря 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Ирфан, Любна (2018). «Средневековые индийские медресе» . Труды Индийского исторического конгресса . 79 : 260–269. ISSN   2249-1937 . JSTOR   26906255 .
  7. ^ Jump up to: а б Редхаус, Джеймс В. (1890). «Духан». Турецкий и английский лексикон . Константинополь: А.Х. Бояджян. п. 827.
  8. ^ Платтс, Джон Т. (1884). «Дом». Словарь урду, классического хинди и английского языка . Лондон: WH Allen & Co., с. 486.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к ЭФРАТ, ДАФНА (2021), «РАЗВИТИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПЛАНИРОВКА ФИЗИЧЕСКИХ ОБСТАНОВОК» , Суфийские мастера и создание святых сфер в средневековой Сирии , Arc Humanities Press, стр. 83–100, ISBN  978-1-64189-208-7 , JSTOR   j.ctv22d4z9m.11 , получено 5 декабря 2022 г.
  10. ^ Хайим, Сулейман (1934). «Деньги». Новый персидско-английский словарь . Том. 1. Тегеран: Библиотека-импримери Берухим. п. 469.
  11. ^ "отдых". Толковый словарь азербайджанского языка (на азербайджанском языке).
  12. ^ Салах-уд-Дин, Икбал (2002). "Подушка". Вади Панджаби Лугхат: Панджаби тун Панджаби . Лахаур: Азиз Паблишерз. п. 790 .
  13. ^ Платтс, Джон Т. (1884). Словарь урду, классического хинди и английского языка . Лондон: WH Allen & Co., с. 332.
  14. ^ Стейнгасс, Фрэнсис Джозеф (1892). Полный персидско-английский словарь, включающий арабские слова и фразы, встречающиеся в персидской литературе . Лондон: Рутледж и К. Пол. п. 319.
  15. ^ Редхаус, Джеймс В. (1890). «Тух». Турецкий и английский лексикон . Константинополь: А.Х. Бояджян. п. 585.
  16. ^ «Archnet > Сайт > Ханка ва Куббат аль-Амир Шейху» . www.archnet.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Archnet > Сайт > Ханка аль-Фарафра» . www.archnet.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
  18. ^ Кугл, Скотт Алан (2021). Хадж в сердце: Суфийское путешествие через Индийский океан . Чапел-Хилл. ISBN  978-1-4696-6532-0 . OCLC   1303712460 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофер, Натан (20 августа 2014 г.). «Происхождение и развитие канцелярии «главного суфия» в Египте, 1173–1325» . Журнал суфийских исследований . 3 (1): 1–37. дои : 10.1163/22105956-12341260 . ISSN   2210-5948 . S2CID   110058093 .
  20. ^ «Ханка» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016. У османов вместо ханки использовались слова «дервишская ложа», «дервишская ложа» и «завийе».
  21. ^ Jump up to: а б «Текке» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016.
  22. ^ Игнатий Конос (1925). Турецкое создание литературы (на османском турецком языке). п. 38.
  23. ^ Ахмет Джевдет-паша (1893 г.). تاريخ جودت (на османском турецком языке). п. 70.
  24. ^ М. Наим Куреши (1999). Панислам в британской индийской политике: исследование движения Халифат, 1918-1924 гг . БРИЛЛ. п. 16. ISBN  90-04-11371-1 .
  25. ^ Мухаммад Садик Мухаммад аль-Карбаси (2019). Словарь проектов Хуссаини - Часть третья: Энциклопедия Хуссаини (на арабском языке). ISBN  978-1-78403-031-5 . Строительство Хусейний было новым для Ирана, а что касается хосписов, то они были хорошо известны и распространены по всему Ирану, и в них также проводились некоторые ритуалы Хусейни, прежде чем они перешли в Хусейнии, которые специализировались на ритуалах Хусейни.
  26. ^ Риджон, Ллойд (2020). Справочник Рутледжа по суфизму . Рутледж. ISBN  978-1-351-70647-6 . такья используется также в Индии и Синьцзяне (Китай). На Индийском субконтиненте используются следующие термины: джамаат-хана (зал для собраний), такья (подушка, валик) или дарга (королевский двор) и лангар (трапезная), термин санскритского происхождения, а иногда имарат (религиозный комплекс). .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фернандес, Леонор Э. (1998). Эволюция суфийского института в мамлюкском Египте: Ханка . Берлин: Клаус Шварц. ISBN  3-922968-68-6 .
  • Хаттштейн М. и П. Делиус — Ислам: искусство и архитектура , 2000, ISBN   3-8290-2558-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bee765452b570b98952f7923480bc043__1719956580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/43/bee765452b570b98952f7923480bc043.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sufi lodge - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)