Суфийский домик
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
домик Суфийский [а] — это здание, спроектированное специально для собраний суфийского братства или тариката и являющееся местом духовной практики и религиозного образования. [1] Они включают в себя структуры, известные как ханака , завия , рибат , дарга и такья в зависимости от региона, языка и периода (см. § Терминологию ). Суфийский домик обычно представляет собой большое строение с центральным залом и комнатами меньшего размера по обе стороны. [2] Традиционно суфийская ложа представляла собой финансируемое государством жилье для суфиев. [3] Их основная функция – предоставить им пространство для практики аскетизма в общественной жизни . [4] К ним часто пристраиваются здания, предназначенные для общественных служб, например, больницы, кухни и жилые помещения. [4] Суфийские ложи финансировались султанами Айюбидов в Сирии, султанами Зангидов в Египте и султанами Дели в Индии в обмен на поддержку суфиями их режимов. [5] [3] [6]
Терминология
[ редактировать ]Суфийские ложи назывались по-разному в зависимости от периода, местоположения и языка: в основном ханака , завия , рибат , дарга и такья .
Слово ханака ( классический персидский : خانَغاه , латинизированный : xānagāh или خانَقاه , xānaqāh ; арабский : خَانَقَاه , романизированный : khānaqāh ; азербайджанский : xanəqah ; османский турецкий : خان َقاه , латинизировано : ханека ; [7] Урду : ханака , латинизированный : ханака ; [8] Узбекский : xonaqoh ), вероятно, имеет либо турецкое, либо персидское происхождение. [4]
Слова завия ( арабское : угол ; множественное число углов , завая ) и рибат ( арабское : рибат ; множественное число: ссылки , рубут ) особенно использовались в Магрибе . [9] Буквальное значение слова завия — «угол», а рибат означает «пограничный пост».
Классическое персидское слово دَرگاه dargāh означает «дверной проход; святыня».
Классическое персидское слово تَکْیه takya (откуда современный иранский персидский язык : تَکْیه , латинизированный : takye ; [10] азербайджанский : تكيى ; [11] Пенджаби : تَکْیہ , латинизированный: takya ; [12] Урду : تَْخْي , латинизированный : takya ; [13] Узбекский : такя ) в своей основе означало «поддержка»; также «подушка» или «подушка». [14] [б] Это слово также было заимствовано в османском турецком языке как تَكْیه tekye. [15] Современный турецкий : tekke , арабский язык تَكِيَّة takiyya ( число تَكَايَا takāyā ) and in ( ) перешедший множественное как конечном итоге на в )
Архитектура
[ редактировать ]До периода Тимуридов суфийские ложи обычно представляли собой большие комплексы с несколькими постройками. [2] После четырнадцатого века их чаще проектировали как одно большое сооружение. [2] Этот дизайн обычно характеризуется одним большим залом с камерами или галереями по обе стороны, что обеспечивает больше взаимодействия для тех, кто работает в домике. [3] Обычно у них есть купола, мозаика, арки, колонны, дворы, порталы и минареты. [16] [17] Дизайн и включение этих аспектов различаются в зависимости от региона и эпохи. [17]
Функция
[ редактировать ]Покровительство суфийским ложам исторически имело важное политическое и культурное значение. Покровительство правителя суфийскому зданию продемонстрировало его поддержку суфийских религиозных практик и распространения ислама. [9] Финансирование суфийского здания рассматривалось как акт благочестия и способ, с помощью которого правитель мог присоединиться к общественному мнению. [9]
Суфийские ложи часто ассоциируются с гробницами суфийских святых или шейхов . [2] Обычно они имеют большой зал, где практикующие могут молиться и медитировать. [2] Они также включают жилье для путешествующих суфиев и паломников. [4]
Помимо религиозных помещений, суфийские ложи также имели структуры для оказания общественных услуг. [2] Сюда входили больницы, кухни, бани и школы. [2] Каждый, кто работал над предоставлением этих услуг, получал оплату через вакф . [2]
Суфийские ложи были очень инклюзивными. [9] Посетители разных культур и религий могли посетить их и получить благословение. [9]
Традиционно суфийская общинная аскетическая жизнь считалась благочестивой, поскольку считалось, что одиночество и самодостаточность ведут к эгоцентризму. [4] Покаяние и страдания были призваны приблизить суфиев к пониманию божественности. [4]
История
[ редактировать ]Зангид Сирия
[ редактировать ]Нур ад-Дин Занги был первым крупным покровителем суфийских построек. Он построил и подарил ханаку суфийским группам в своем владении. [9] В Дамаске . ханака располагалась как внутри, так и за пределами городских стен [9] При Зангидах ханака располагалась в самом центре Старого Дамаска , недалеко от мечети Омейядов . [9] Ханака очень часто размещается рядом с медресе , посвященным тому же покровителю, что и ханака . [9] Основной целью ханаки было юридическое образование. [9] Нур ад-Дина Большинство из них, включая ханаку , включали хосписы. [9] Однако в суфийских постройках существовала глубокая взаимосвязь между образованием и религией, к концу мамлюкского периода грань между религиозными и учебными постройками стала размытой. [18]
Айюбиды и мамлюки Египта
[ редактировать ]Саладин основал первую ханаку в Каире (Египет) в 1173 году. [3] Это официально ознаменовало его поражение от Фатимидов , которые были в основном шиитами , и начало Айюбидов периода суннизма . [3] В 1325 году мамлюкский султан ан-Нашир Мухаммад перенес ханаку к северу от города. [3] Саладин превратил Саид аль-Суада, дворец Фатимидов, в суфийскую ханаку под названием аль-Ханака аль-Салахийя (не путать с мечетью Аль-Ханка аль-Салахия в Иерусалиме). [19] Эта ханака предоставляла место проживания суфиям, не приехавшим из Каира. [19] Оно было предоставлено Саладином на основе обмена суфиями, поддерживающими династию и политику Айюбидов. [19]
Саладин также создал роль главного суфия, чья работа заключалась в том, чтобы управлять повседневной деятельностью и наставлять суфиев, которые жили и посещали ханаку . [19] На эту роль была большая конкуренция из-за большой степени влияния. [19] Главный суфий поддерживал тесные отношения с султаном Айюбидов, приобрел военную мощь и влияние и имел возможность преподавать в медресе в этом районе. [19] Султан предоставил суфиям в Каире значительную власть в обмен на политическую поддержку, которая была невероятно важна для укрепления легитимности правления султана. [19] Ученые в мире мамлюков часто не делали различия между ханакой , рибатом , завией и медресе . [2]
Магриб
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
В Магрибе суфийские ложи в основном известны как завия или рибат .
- Завия Сиди Кассима аль-Джализа в Тунисе
- Завия Сиди Сахиба в Кайруане (перестроена в 17 веке)
Османская империя
[ редактировать ]Многие такья ( османский турецкий : تَكْیهلر , латинизированный : tekyeler ; современный турецкий : tekkeler ) были построены в Турции и в странах, которые попали под власть Османской империи . Османы использовали слова такья (османский турецкий: تَكْیه , латинизированные: текье ), дарга ( دَرگاه , дергах ) и завия ( زاویه , завие ) вместо ханака ( خانَقاه , ханеках ). [7] [20] Среди османских суфийских орденов, имевших наибольшее количество такья , были Орден Мевлеви или Мавлавия и Орден Бекташи . [21] Такья Мевлеви Ордена Мевлеви назывались Мавлави хана (османский турецкий язык: ﷺ , латинизированный: Ханелер , букв. « Дома Мавлави »). [21]
К 20 веку в самом Стамбуле насчитывалось множество такья . Некоторые были посвящены определенным мусульманским общинам (например, узбекская Такья [с] или индийская Такья [д] ), что символизировало определенное признание этих общин со стороны османов. [24]
Османские такья можно найти в Албании , в Боснии и Герцеговине, на Кипре, в Египте, в Греции, в Северной Македонии и в Сирии.
Иран
[ редактировать ]В средние века в Иране существовало множество суфийских лож. Примеры включают Тохидхане в Исфахане . После обращения Сефевидов Ирана в шиитский ислам многие суфийские ложи стали использоваться как хусайнийские ложи. [25] (здания, где мусульмане-шииты собираются , чтобы оплакать смерть Хусейна ибн Али в месяце Мухаррам ).
Южная Азия
[ редактировать ]В Южной Азии слова ханака , джамаат-хана (урду: Джамат хана ), такья (урду: تَكْيه , букв. «подушка, подушка»), дарга (урду: درگاه , букв. «королевский двор»), лангар (урду : лангар , букв. «трапезная». [и] ), а иногда имарат (урду: عمارت , букв. «Здание»). [26] используются как взаимозаменяемые для суфийских лож.
Медресе-и-Фирозшахи было построено султаном Фироз-шахом Туглаком недалеко от Хауз-и-Алая . [6] Говорят, что его архитектура настолько понравилась местным жителям, что они переехали поближе к комплексу. [6] Структура ханака -медресе имела возможности для получения образования для благочестивых, а учителям платили стипендии. [6] Его основной целью было предоставление жилья путешественникам. [6]
Ханака Сайеда Гулама Али Шаха Машади в Индии посещалась и была открыта для паломников из разных культур со всего мира. [5] В ханаках были лангар-ханы , которые служили бесплатными общественными кухнями для бедняков, финансируемых за счет пожертвований из земель лакхираджа . [4] Исламские ценности равенства и братства привели к тому, что ханака стала предоставлять услуги членам низших каст . [4] Популярность ханаки в Индии в начале 14 века снизилась. [4]
См. также
[ редактировать ]- Исламская архитектура
- Османская архитектура
- Архитектура Ирана
- Список исторических лож, завий и дерг в Стамбуле
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда его также называют суфийским монастырем или суфийским монастырем .
- ^ Другие слова произошли от такья такья на классическом персидском языке, например такья -нишин и такья -дар, оба означают суфий.
- ^ Османский : Özbekler турецкий язык : Tekyesi ; [22] Русский : Ложа Узбеклер .
- ^ Османский турецкий язык : Hindular Tekyesi , романизированный : хинди Tekyesi ; [23] Русский : Домик Турции .
- ^ С санскрита .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берки, Джонатан Портер (2003). Становление ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600-1800 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58214-8 . OCLC 50476676 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фонд, Энциклопедия Ираника. «Ханака» . iranicaonline.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хофер, Натан (2015). Популяризация суфизма в Айюбидском и мамлюкском Египте, 1173-1325 гг . Эдинбург. ISBN 978-0-7486-9422-8 . OCLC 919188147 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Низами, Халик Ахмад (1957). «Некоторые аспекты жизни ханаков в средневековой Индии» . Студия Исламика (8): 51–69. дои : 10.2307/1595247 . JSTOR 1595247 .
- ^ Jump up to: а б Хусейн, Пирзада Атар (2021), Чаухан, Абха (редактор), «Суфизм и ханка Бабы Гулама Шаха Бадшаха в Шахдара Шарифе: этнографическое понимание» , Понимание культуры и общества в Индии: исследование суфиев, святых и божеств в регионе Джамму , Сингапур: Springer, стр. 33–58, doi : 10.1007/978-981-16-1598-6_3 , ISBN. 978-981-16-1598-6 , S2CID 238049797 , получено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ирфан, Любна (2018). «Средневековые индийские медресе» . Труды Индийского исторического конгресса . 79 : 260–269. ISSN 2249-1937 . JSTOR 26906255 .
- ^ Jump up to: а б Редхаус, Джеймс В. (1890). «Духан». Турецкий и английский лексикон . Константинополь: А.Х. Бояджян. п. 827.
- ^ Платтс, Джон Т. (1884). «Дом». Словарь урду, классического хинди и английского языка . Лондон: WH Allen & Co., с. 486.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к ЭФРАТ, ДАФНА (2021), «РАЗВИТИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПЛАНИРОВКА ФИЗИЧЕСКИХ ОБСТАНОВОК» , Суфийские мастера и создание святых сфер в средневековой Сирии , Arc Humanities Press, стр. 83–100, ISBN 978-1-64189-208-7 , JSTOR j.ctv22d4z9m.11 , получено 5 декабря 2022 г.
- ^ Хайим, Сулейман (1934). «Деньги». Новый персидско-английский словарь . Том. 1. Тегеран: Библиотека-импримери Берухим. п. 469.
- ^ "отдых". Толковый словарь азербайджанского языка (на азербайджанском языке).
- ^ Салах-уд-Дин, Икбал (2002). "Подушка". Вади Панджаби Лугхат: Панджаби тун Панджаби . Лахаур: Азиз Паблишерз. п. 790 .
- ^ Платтс, Джон Т. (1884). Словарь урду, классического хинди и английского языка . Лондон: WH Allen & Co., с. 332.
- ^ Стейнгасс, Фрэнсис Джозеф (1892). Полный персидско-английский словарь, включающий арабские слова и фразы, встречающиеся в персидской литературе . Лондон: Рутледж и К. Пол. п. 319.
- ^ Редхаус, Джеймс В. (1890). «Тух». Турецкий и английский лексикон . Константинополь: А.Х. Бояджян. п. 585.
- ^ «Archnet > Сайт > Ханка ва Куббат аль-Амир Шейху» . www.archnet.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Archnet > Сайт > Ханка аль-Фарафра» . www.archnet.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Кугл, Скотт Алан (2021). Хадж в сердце: Суфийское путешествие через Индийский океан . Чапел-Хилл. ISBN 978-1-4696-6532-0 . OCLC 1303712460 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофер, Натан (20 августа 2014 г.). «Происхождение и развитие канцелярии «главного суфия» в Египте, 1173–1325» . Журнал суфийских исследований . 3 (1): 1–37. дои : 10.1163/22105956-12341260 . ISSN 2210-5948 . S2CID 110058093 .
- ^ «Ханка» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016.
У османов вместо ханки использовались слова «дервишская ложа», «дервишская ложа» и «завийе».
- ^ Jump up to: а б «Текке» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016.
- ^ Игнатий Конос (1925). Турецкое создание литературы (на османском турецком языке). п. 38.
- ^ Ахмет Джевдет-паша (1893 г.). تاريخ جودت (на османском турецком языке). п. 70.
- ^ М. Наим Куреши (1999). Панислам в британской индийской политике: исследование движения Халифат, 1918-1924 гг . БРИЛЛ. п. 16. ISBN 90-04-11371-1 .
- ^ Мухаммад Садик Мухаммад аль-Карбаси (2019). Словарь проектов Хуссаини - Часть третья: Энциклопедия Хуссаини (на арабском языке). ISBN 978-1-78403-031-5 .
Строительство Хусейний было новым для Ирана, а что касается хосписов, то они были хорошо известны и распространены по всему Ирану, и в них также проводились некоторые ритуалы Хусейни, прежде чем они перешли в Хусейнии, которые специализировались на ритуалах Хусейни.
- ^ Риджон, Ллойд (2020). Справочник Рутледжа по суфизму . Рутледж. ISBN 978-1-351-70647-6 .
такья используется также в Индии и Синьцзяне (Китай). На Индийском субконтиненте используются следующие термины: джамаат-хана (зал для собраний), такья (подушка, валик) или дарга (королевский двор) и лангар (трапезная), термин санскритского происхождения, а иногда имарат (религиозный комплекс). .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фернандес, Леонор Э. (1998). Эволюция суфийского института в мамлюкском Египте: Ханка . Берлин: Клаус Шварц. ISBN 3-922968-68-6 .
- Хаттштейн М. и П. Делиус — Ислам: искусство и архитектура , 2000, ISBN 3-8290-2558-0 .