Архитектура Альмохадов
Архитектура Альмохадов соответствует периоду с 12 по начало 13 веков, когда Альмохады правили западным Магрибом (современное Марокко и западный Алжир ) и Аль-Андалусией (большая часть современной Испании и южной Португалии ). Это был важный этап в консолидации региональной мавританской (или западно-исламской) архитектуры , распространенной на этих территориях, продолжающей некоторые тенденции предыдущего периода Альморавидов и архитектуры Альморавидов .
Общий
[ редактировать ]Наряду с предшествующим ему периодом Альморавидов , период Альмохадов считается одним из наиболее формирующих этапов марокканской и мавританской архитектуры , установив многие формы и мотивы, которые были усовершенствованы в последующие века. [1] [2] [3] [4] Основные места архитектуры и искусства Альмохадов включают Фес , Марракеш , Рабат и Севилью , а также важные мечети в Тазе и Тинмеле . [5] [2]
По сравнению с более ранним периодом Альморавидов и периодом Таифа или Халифа в Аль-Андалусе , ранняя архитектура Альмохадов была гораздо более сдержанной в своем орнаменте, сосредотачивая свое внимание на общих архитектурных формах и пропорциях, а не на детальном украшении поверхности. [1] : 228–231 [6] : 196 [2] : 86–88 [7] Более ранние мотивы были уточнены и получили больший масштаб. Хотя орнамент поверхности по-прежнему оставался важным, архитекторы стремились к балансу между украшенными поверхностями и пустыми пространствами, позволяя взаимодействию света и теней на резных поверхностях играть свою роль. [2] : 86–88 [7]
Помимо продолжения интеграции марокканских и андалузских художественных традиций, некоторые течения в архитектуре Альмохадов могут также отражать влияние Алжира и Туниса ( Ифрикия ). Некоторые элементы Альмохадов, такие как многодольные арки , имеют свои самые ранние прецеденты в архитектуре Фатимидов в Ифрикии и Египте , а также появились в архитектуре Андалусии, такой как дворец Альхаферия . В период Альмохадов этот тип арки был усовершенствован для выполнения декоративных функций, в то время как подковообразные арки продолжали оставаться стандартом в других местах. [1] : 232–234
В целом архитектура Альмохадов была построена в основном из утрамбованной земли и кирпича , а не из камня. Эти два материала были относительно дешевы, легко доступны в большинстве мест и уже широко использовались в предыдущие века. [6] : 195–196 Архитекторы Almohad усовершенствовали как процесс производства этих материалов, так и их сборку на месте, что сделало возможным реализацию многочисленных и амбициозных строительных проектов. По словам ученого Феликса Арнольда, в период Альмохадов «строительство стало отраслью промышленности в масштабах, невиданных со времен Римской империи». [6] : 196
Мечети
[ редактировать ]Мечети Альмохад Кутубия и Тинмаль часто считаются прототипами более поздних марокканских и андалузских мечетей. [2] [1] хотя Великая мечеть Таза (позже измененная Маринидами ) является старейшей сохранившейся мечетью Альмохадов (начата в 1142 году). [5] : 121 Как и более ранние мечети в регионе, мечети Альмохадов имеют интерьеры, состоящие из больших гипостильных залов, разделенных рядами арок, которые создают повторяющийся визуальный эффект. Однако проход или «неф», ведущий к михрабу (ниша, символизирующая киблу в южной/юго-восточной стене), и проход, идущий вдоль самой стены киблы, обычно были шире других и выделялись характерными арками и большим декором. Эту планировку, уже присутствующую в мечетях Альморавида, искусствоведы часто называют «Т-планом» (поскольку проход, идущий параллельно стене киблы , и проход, ведущий к михрабу , перпендикулярный ей, образуют букву «Т». форму) и на протяжении веков стал стандартом в мечетях региона. [5]
Минареты мечетей Альмохадов также установили стандартную форму и стиль последующих минаретов в регионе с квадратным основанием и двухъярусным валом, покрытым многодольной аркой и дардж ва ктаф мотивами . Минарет мечети Касба в Марракеше оказал особое влияние и задал стиль, который был повторен с небольшими доработками в последующий период Маринидов. [8] [1] [2] Однако самыми известными минаретами этого времени являются минареты мечети Кутубия (начатая в 1147 году Абд аль-Мумином , но впоследствии перестроенная до 1195 года). [8] ), Хиральда в Севильи (часть Великой мечети, строительство которой было начато в 1171 году Абу Якубом Юсуфом ) и незавершенная « Башня Хасана » в Рабате (часть огромной мечети, строительство которой было начато Абу Юсуфом Якубом аль-Мансуром в 1191 году). но так и не был завершен). [1] [2] [3] [5]
Дворцы
[ редактировать ]Аль-Мансур создал Касбу Марракеша , большую королевскую цитадель и дворцовый комплекс для размещения семьи и администрации халифа. Главным общественным входом в эту касбу были декоративные ворота Баб Агнау . [3] Халифы Альмохадов также построили несколько загородных поместий недалеко от главных городов, где они проживали, продолжая традицию, существовавшую при Альморавидах. [6] : 196–212 Самые известные примеры этих поместий были сосредоточены вокруг больших водных бассейнов или водоемов, в которых росли сады фруктовых деревьев и других растений. Некоторые из них в арабских источниках называются аль-Бухайра («маленькое море»), вероятно, в связи с этими искусственными озерами. На берегу водоёмов строились небольшие дворцы или увеселительные павильоны. В Марракеше современные сады Агдал и Менара возникли на основе таких творений Альмохадов. В Севилье остатки аль-Бухайра сада , основанного в 1171 году, были раскопаны и частично восстановлены в 1970-х годах. Подобный садовый комплекс был создан и в Рабате, но археологами не найден. [6] : 196–212 Алькасар Гениль (первоначально называвшийся Аль-Каср ас-Сайид ) в Гранаде, построенный в конце периода Альмохадов и позже реконструированный Насридами, стоял рядом с огромным бассейном на окраине города. [6] : 239–240 [9] Неподалеку в это же время был построен небольшой рибат, состоящий из квадратного зала, перекрытого шестнадцатигранным куполом на косах , и сохранился сегодня как христианский скит . [10] Затонувшие сады также были частью дворцовой архитектуры Альмохадов. В некоторых случаях сады были разделены симметрично на четыре части, как в саду рияда . Их примеры были найдены в нескольких дворах Севильского Алькасара , где когда-то стояли бывшие дворцы Альмохадов. [6] : 199–210 [11] : 70–71
Укрепления
[ редактировать ]Альмохады также были плодовитыми строителями укреплений и фортов по всему своему царству. Они отвечали за строительство (или восстановление) городских стен Кордовы, Севильи , Феса и Тасы , а также множества небольших фортов и замков в Марокко, южной Испании и Португалии. [1] В Рабате Абд аль-Мумин построил большую часть нынешней Касбы Удая в 1150–1151 годах (после того, как разрушил там более ранний рибат Альморавидов ), а Абу Юсуф Якуб аль-Мансур приступил к строительству огромной новой столица и цитадель на его южной стороне под названием Рибат аль-Фатх (для которой предназначалась также огромная недостроенная мечеть Башни Хасана). Хотя этот проект так и не был завершен, он создал нынешние внешние стены исторического центра Рабата, а также многочисленные ворота, такие как Баб-эр-Руа, и церемониальные главные ворота Касбы Удайя. [12] В Севилье Альмохады построили Торре-дель-Оро , оборонительную башню на берегу реки Гвадалквивир , которая датируется 1220–1221 годами и сегодня остается достопримечательностью города. [3] Точно так же считается, что башня Калаорра в Кордове изначально была сооружением Альмохадов, предназначенным для защиты реки и старого городского моста . [3] : 326
Украшение арок михрабов внутри мечетей также превратилось в более богатые и монументальные формы в великих церемониальных каменных воротах архитектуры Альмохадов, таких как Баб Агнау в Марракеше и Баб Удайя и Баб эр-Руа в Рабате. В этих воротах использовались различные декоративные мотивы, расположенные концентрическими полукругами вокруг арки ворот, которые, в свою очередь, были обрамлены внешней прямоугольной полосой с другими мотивами. [1] : 243–244 [2] Этот стиль оставался очевидным в воротах Маринидов (например, главных воротах Челлы ) и в более поздних марокканских воротах. [1]
Альмохады также использовали ребристые своды для покрытия помещений в военных сооружениях, примером чему служат постройки эпохи Альмохадов в замке Вильена . Этот тип сводов ранее использовался в религиозных зданиях в Аль-Андалусе, таких как Великая мечеть Кордовы и мечеть Баб аль-Мардум в Толедо . [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
- ^ Jump up to: а б с д и Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Бассет, Анри; Терраса, Анри (1932). Святилища и крепости Альмохадов . Париж: Лароз.
- ^ Jump up to: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-062455-2 .
- ^ Jump up to: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 68–212. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Реклайтите, Иева (2021). «Слух о воде: ключевой элемент мавританской Гранады». В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. п. 461. ИСБН 978-90-04-42581-1 .
- ^ Ориуэла, Антонио (2021). «От частного к публичному пространству: домашняя и городская архитектура исламской Гранады». В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. стр. 421–424. ISBN 978-90-04-42581-1 .
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN 2-7475-2388-8 .
- ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 309–10, 322–25.
- ^ ФЕРРЕ ДЕ МЕРЛО, Луис (2000). «Ребристые своды в замке Вильена (Аликанте)» (PDF) . Материалы Третьего национального конгресса по истории строительства (на испанском языке). Мадрид, Севилья, Гранада. Архивировано из оригинала (pdf) 11 декабря 2009 года . Проверено 14 октября 2009 г.