Jump to content

Архитектура Альмохадов

в Мечеть Кутубия Марракеше ( 12 век)

Архитектура Альмохадов соответствует периоду с 12 по начало 13 веков, когда Альмохады правили западным Магрибом (современное Марокко и западный Алжир ) и Аль-Андалусией (большая часть современной Испании и южной Португалии ). Это был важный этап в консолидации региональной мавританской (или западно-исламской) архитектуры , распространенной на этих территориях, продолжающей некоторые тенденции предыдущего периода Альморавидов и архитектуры Альморавидов .

Наряду с предшествующим ему периодом Альморавидов , период Альмохадов считается одним из наиболее формирующих этапов марокканской и мавританской архитектуры , установив многие формы и мотивы, которые были усовершенствованы в последующие века. [1] [2] [3] [4] Основные места архитектуры и искусства Альмохадов включают Фес , Марракеш , Рабат и Севилью , а также важные мечети в Тазе и Тинмеле . [5] [2]

Пример декоративных мотивов Альмохадов в резном камне на Баб-Удае (Рабат, конец XII века)

По сравнению с более ранним периодом Альморавидов и периодом Таифа или Халифа в Аль-Андалусе , ранняя архитектура Альмохадов была гораздо более сдержанной в своем орнаменте, сосредотачивая свое внимание на общих архитектурных формах и пропорциях, а не на детальном украшении поверхности. [1] : 228–231  [6] : 196  [2] : 86–88  [7] Более ранние мотивы были уточнены и получили больший масштаб. Хотя орнамент поверхности по-прежнему оставался важным, архитекторы стремились к балансу между украшенными поверхностями и пустыми пространствами, позволяя взаимодействию света и теней на резных поверхностях играть свою роль. [2] : 86–88  [7]

Помимо продолжения интеграции марокканских и андалузских художественных традиций, некоторые течения в архитектуре Альмохадов могут также отражать влияние Алжира и Туниса ( Ифрикия ). Некоторые элементы Альмохадов, такие как многодольные арки , имеют свои самые ранние прецеденты в архитектуре Фатимидов в Ифрикии и Египте , а также появились в архитектуре Андалусии, такой как дворец Альхаферия . В период Альмохадов этот тип арки был усовершенствован для выполнения декоративных функций, в то время как подковообразные арки продолжали оставаться стандартом в других местах. [1] : 232–234 

В целом архитектура Альмохадов была построена в основном из утрамбованной земли и кирпича , а не из камня. Эти два материала были относительно дешевы, легко доступны в большинстве мест и уже широко использовались в предыдущие века. [6] : 195–196  Архитекторы Almohad усовершенствовали как процесс производства этих материалов, так и их сборку на месте, что сделало возможным реализацию многочисленных и амбициозных строительных проектов. По словам ученого Феликса Арнольда, в период Альмохадов «строительство стало отраслью промышленности в масштабах, невиданных со времен Римской империи». [6] : 196 

Интерьер мечети Тинмал (1148 г.; сейчас частично разрушен)

Мечети Альмохад Кутубия и Тинмаль часто считаются прототипами более поздних марокканских и андалузских мечетей. [2] [1] хотя Великая мечеть Таза (позже измененная Маринидами ) является старейшей сохранившейся мечетью Альмохадов (начата в 1142 году). [5] : 121  Как и более ранние мечети в регионе, мечети Альмохадов имеют интерьеры, состоящие из больших гипостильных залов, разделенных рядами арок, которые создают повторяющийся визуальный эффект. Однако проход или «неф», ведущий к михрабу (ниша, символизирующая киблу в южной/юго-восточной стене), и проход, идущий вдоль самой стены киблы, обычно были шире других и выделялись характерными арками и большим декором. Эту планировку, уже присутствующую в мечетях Альморавида, искусствоведы часто называют «Т-планом» (поскольку проход, идущий параллельно стене киблы , и проход, ведущий к михрабу , перпендикулярный ей, образуют букву «Т». форму) и на протяжении веков стал стандартом в мечетях региона. [5]

Хиральда в Севилье

Минареты мечетей Альмохадов также установили стандартную форму и стиль последующих минаретов в регионе с квадратным основанием и двухъярусным валом, покрытым многодольной аркой и дардж ва ктаф мотивами . Минарет мечети Касба в Марракеше оказал особое влияние и задал стиль, который был повторен с небольшими доработками в последующий период Маринидов. [8] [1] [2] Однако самыми известными минаретами этого времени являются минареты мечети Кутубия (начатая в 1147 году Абд аль-Мумином , но впоследствии перестроенная до 1195 года). [8] ), Хиральда в Севильи (часть Великой мечети, строительство которой было начато в 1171 году Абу Якубом Юсуфом ) и незавершенная « Башня Хасана » в Рабате (часть огромной мечети, строительство которой было начато Абу Юсуфом Якубом аль-Мансуром в 1191 году). но так и не был завершен). [1] [2] [3] [5]

Южный портик Патио дель Йесо в Севильском Алькасаре , датируемый периодом Альмохадов.

Аль-Мансур создал Касбу Марракеша , большую королевскую цитадель и дворцовый комплекс для размещения семьи и администрации халифа. Главным общественным входом в эту касбу были декоративные ворота Баб Агнау . [3] Халифы Альмохадов также построили несколько загородных поместий недалеко от главных городов, где они проживали, продолжая традицию, существовавшую при Альморавидах. [6] : 196–212  Самые известные примеры этих поместий были сосредоточены вокруг больших водных бассейнов или водоемов, в которых росли сады фруктовых деревьев и других растений. Некоторые из них в арабских источниках называются аль-Бухайра («маленькое море»), вероятно, в связи с этими искусственными озерами. На берегу водоёмов строились небольшие дворцы или увеселительные павильоны. В Марракеше современные сады Агдал и Менара возникли на основе таких творений Альмохадов. В Севилье остатки аль-Бухайра сада , основанного в 1171 году, были раскопаны и частично восстановлены в 1970-х годах. Подобный садовый комплекс был создан и в Рабате, но археологами не найден. [6] : 196–212  Алькасар Гениль (первоначально называвшийся Аль-Каср ас-Сайид ) в Гранаде, построенный в конце периода Альмохадов и позже реконструированный Насридами, стоял рядом с огромным бассейном на окраине города. [6] : 239–240  [9] Неподалеку в это же время был построен небольшой рибат, состоящий из квадратного зала, перекрытого шестнадцатигранным куполом на косах , и сохранился сегодня как христианский скит . [10] Затонувшие сады также были частью дворцовой архитектуры Альмохадов. В некоторых случаях сады были разделены симметрично на четыре части, как в саду рияда . Их примеры были найдены в нескольких дворах Севильского Алькасара , где когда-то стояли бывшие дворцы Альмохадов. [6] : 199–210  [11] : 70–71 

Укрепления

[ редактировать ]
Баб Агнау (1188–1190), главные общественные ворота Касбы Марракеша.

Альмохады также были плодовитыми строителями укреплений и фортов по всему своему царству. Они отвечали за строительство (или восстановление) городских стен Кордовы, Севильи , Феса и Тасы , а также множества небольших фортов и замков в Марокко, южной Испании и Португалии. [1] В Рабате Абд аль-Мумин построил большую часть нынешней Касбы Удая в 1150–1151 годах (после того, как разрушил там более ранний рибат Альморавидов ), а Абу Юсуф Якуб аль-Мансур приступил к строительству огромной новой столица и цитадель на его южной стороне под названием Рибат аль-Фатх (для которой предназначалась также огромная недостроенная мечеть Башни Хасана). Хотя этот проект так и не был завершен, он создал нынешние внешние стены исторического центра Рабата, а также многочисленные ворота, такие как Баб-эр-Руа, и церемониальные главные ворота Касбы Удайя. [12] В Севилье Альмохады построили Торре-дель-Оро , оборонительную башню на берегу реки Гвадалквивир , которая датируется 1220–1221 годами и сегодня остается достопримечательностью города. [3] Точно так же считается, что башня Калаорра в Кордове изначально была сооружением Альмохадов, предназначенным для защиты реки и старого городского моста . [3] : 326 

Украшение арок михрабов внутри мечетей также превратилось в более богатые и монументальные формы в великих церемониальных каменных воротах архитектуры Альмохадов, таких как Баб Агнау в Марракеше и Баб Удайя и Баб эр-Руа в Рабате. В этих воротах использовались различные декоративные мотивы, расположенные концентрическими полукругами вокруг арки ворот, которые, в свою очередь, были обрамлены внешней прямоугольной полосой с другими мотивами. [1] : 243–244  [2] Этот стиль оставался очевидным в воротах Маринидов (например, главных воротах Челлы ) и в более поздних марокканских воротах. [1]

Ребристый свод замка Виллена

Альмохады также использовали ребристые своды для покрытия помещений в военных сооружениях, примером чему служат постройки эпохи Альмохадов в замке Вильена . Этот тип сводов ранее использовался в религиозных зданиях в Аль-Андалусе, таких как Великая мечеть Кордовы и мечеть Баб аль-Мардум в Толедо . [13]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета.
  4. ^ Бассет, Анри; Терраса, Анри (1932). Святилища и крепости Альмохадов . Париж: Лароз.
  5. ^ Jump up to: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-062455-2 .
  7. ^ Jump up to: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 68–212. ISBN  9780195309911 .
  8. ^ Jump up to: а б Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  9. ^ Реклайтите, Иева (2021). «Слух о воде: ключевой элемент мавританской Гранады». В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. п. 461. ИСБН  978-90-04-42581-1 .
  10. ^ Ориуэла, Антонио (2021). «От частного к публичному пространству: домашняя и городская архитектура исламской Гранады». В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. стр. 421–424. ISBN  978-90-04-42581-1 .
  11. ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2-7475-2388-8 .
  12. ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 309–10, 322–25.
  13. ^ ФЕРРЕ ДЕ МЕРЛО, Луис (2000). «Ребристые своды в замке Вильена (Аликанте)» (PDF) . Материалы Третьего национального конгресса по истории строительства (на испанском языке). Мадрид, Севилья, Гранада. Архивировано из оригинала (pdf) 11 декабря 2009 года . Проверено 14 октября 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2492ee84c8eab72cd15e69341fd7f12__1708851540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/12/a2492ee84c8eab72cd15e69341fd7f12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Almohad architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)