Архитектура Йемена

Архитектура Йемена восходит к древним временам, когда она была частью традиции южноаравийской архитектуры. Развитие продолжалось и в исламский период , проявляя как местные особенности, так и внешние влияния. Исторические города и поселки Йемена известны своими традиционными домами-башнями.
Древний Йемен
[ редактировать ]В древности Йемен был домом для нескольких богатых городов-государств и местных традиций южноаравийской архитектуры. [2] [3] Исторические тексты и археологические данные указывают на то, что в нескольких городах существовали большие и богато украшенные дворцы, такие как дворец Гумдан в Сане . Большинство этих построек не сохранились, хотя остатки Шабвы , бывшей столицы Хадрамаута , предоставляют некоторые свидетельства их структуры. [2] [4]

В первом тысячелетии до нашей эры первое крупное южноаравийское королевство, Саба, было создано сабейцами с центром в Марибе , наряду с другими королевствами в регионе. Его влияние достигло Эфиопии . [5] Оазисы . с помощью паводковых вод этого региона выращивали сельское хозяйство Город Мариб и некоторые постройки в долине Вади-Дхана, вероятно, были основаны еще во 2-м тысячелетии до нашей эры. [5] а искусственное орошение может датироваться еще третьим тысячелетием до нашей эры. [6] Древняя плотина Мариб была впервые построена в 6 веке до нашей эры и ремонтировалась до 5 или 6 века нашей эры. [5] [6] Это был крупный инженерный подвиг в древнем мире, и он использовался для использования воды двухгодичных наводнений, что позволяло осуществлять более систематическое орошение. [6] Первая плотина представляла собой простое земляное сооружение длиной около 580 метров (1900 футов) и, вероятно, около 4 метров (13 футов) в высоту, расположенное между двумя скальными образованиями. Вторая плотина была построена около 500 г. до н. э. в виде наклонного вала треугольного сечения . Он имел высоту около 7 метров (23 фута) и был облицован камнем и раствором. [6] Следующая крупная реконструкция была предпринята химьяритами в конце II века н. э. или позже, которые перестроили его как еще одно земляное сооружение, облицованное камнем, на этот раз длиной 720 метров (2360 футов), высотой 14 метров (46 футов) и полным более сложные гидравлические системы. [6]

Классические сабейские храмы представляли собой сооружения с внутренним двором в форме перистиля (окруженным портиками ). [5] Примером этого является храм Аввам или Махрам Билкис, который был возведен на краю большого, примерно овального, окруженного стеной ограждения. [8] Некоторые храмы в регионе Джавф имели гипостильную форму. И в регионах Джавф, и в Хадрамауте также существовали храмы, состоящие из внутреннего пространства, разделенного двумя рядами по три или четыре колонны, которые в Хадрамауте часто имели изогнутые входы . [5] Искусство этих храмов характеризуется своей абстрактностью, о чем свидетельствуют характерные из козлов фризы . [5] Помимо храмовой архитектуры, похоже, что традиционные йеменские дома-башни , построенные с каменным фундаментом и верхними частями из дерева и глины. примерно в этот период возникли [5]
В первом веке до нашей эры римляне прибыли в регион Красного моря , что привело к смене власти и торговых сетей. Новое Химьяритское королевство взяло под свой контроль Йемен. В том же веке в Шабве был построен Дворец Шакира («Возвышающийся»). Он был разрушен около 230 г. н.э., но впоследствии восстановлен и восстановлен. [5] Здание, построенное из сырцового кирпича и дерева на каменном фундаменте, представляло собой возвышающееся многоэтажное строение, примыкающее к внутреннему двору, окруженному двухэтажными галереями. Галереи имели восьмиугольные колонны, покрытые резными мотивами виноградной лозы, и капители с резными изображениями грифонов . Настенные фрески изображали сцены с женщинами и другие декоративные мотивы. Орнаментальный репертуар демонстрирует связь с позднеэллинистическим искусством того времени. [5]
По мере того как Химьяритское царство становилось сильнее, в нем наступил период мира и культурного обмена. Столица находилась в Зафаре (недалеко от Ярима ), который был окружен двойными стенами и девятью воротами. Здесь была цитадель, Райданская крепость или Райданский дворец, который был резиденцией химьяритских царей. Другие каменные замки были построены в разных местах. К V веку нашей эры появились свидетельства того, что местные стили находились под влиянием византийского и позднеантичного средиземноморского искусства. [2] В V и VI веках христианство в регионе распространилось и были построены церкви. Абраха , местный аксумский правитель, сделавший Сану своей столицей, построил там собор около 567 года, предположительно с помощью двух архитекторов, предоставленных византийским императором Юстинианом I. [4] [2] Дворец Гумдан, который, вероятно, был впервые построен около 200 г. н. э., сохранился в коллективной памяти и, вероятно, повлиял на архитектуру будущих дворцов. Судя по всему, у него было много этажей, прозрачная алебастровая крыша, инкрустация из цветного камня, украшавшая фасады, и статуи животных. [5]
Исламский период
[ редактировать ]Йемен был исламизирован в VII веке, но сегодня сохранилось мало зданий раннего исламского периода. Только начиная с 10-го века отличительные исламские архитектурные стили. можно документировать [9] Йеменскую архитектуру можно охарактеризовать как «консервативную», поскольку йеменцы сочетают в себе свое доисламское и исламское прошлое. [9] [10] Эта философия продемонстрирована в строительстве мечети Сулеймана ибн Дауда в Марибе, которая была построена прямо на вершине старого храма. [10]

Считается, что самой старой мечетью в Йемене является Великая мечеть Джанада (расположена в Джанаде, к северо-востоку от Таиза). [11] ) или Великая мечеть Саны . [10] Сообщается, что мечеть в Джанаде была основана в 627–628 годах (6 г. хиджры ) Муазом ибн Джабалем . [10] Традиционные мусульманские источники утверждают, что Великая мечеть Саны была построена по приказу Мухаммеда , осуществленному одним из его сподвижников . [12] [10] Исследование Абд аль-Мухсина аль-Мададжа предполагает, что он, скорее всего, был построен в 633 году. [13]
После раннего халифского периода регионом правили различные династии, включая Сулайхидов (11–12 вв.) и Расулидов (13–15 вв.), а также других местных государств. [9] [3] Один тип мечети, засвидетельствованный примерно в это время, представляет собой большую кубическую камеру с одним входом, которая имела предшественники в доисламской храмовой архитектуре региона. Примеры включают мечеть аль-Аббас в Аснафе (1126 г., недалеко от Саны) и мечеть Сарха (13 век, недалеко от Ибба ), которые имеют богато украшенные потолки, вырезанные и расписанные переплетающимися звездообразными узорами. [9] [2] Другой тип представлял собой прямоугольную камеру поперечной ориентации с множеством входов и поддерживающими колоннами внутри, иногда предваряемую двором. Примеры этого включают мечеть Сулеймана ибн Дауда (1089 г., повторное использование древних останков) в Марибе и конгрегационалистскую мечеть Дамара (12–13 века). Этот тип также имел доисламские предшественники. [9]

Гипостильная мечеть с внутренним двором, которая в то время была более распространена во многих странах исламского мира, была сравнительно редкой в раннем исламском Йемене. [9] Великая мечеть Саны была одной из немногих мечетей такого типа в регионе. [9] После основания он был перестроен в более крупном виде по приказу омейядского халифа аль-Валида ( годы правления 705–715 ). [12] [9] [2] Он был снова реконструирован в 753–754 годах и после 875 года. В последнем случае он был перестроен с каменными и гипсовыми стенами и тиковой крышей, хотя они тоже ремонтировались и реставрировались на протяжении веков. [4] Убранство мечети отражает многочисленные реставрации, но также является примером лучших художественных техник Йемена на протяжении веков, включая резное и расписное дерево, резной камень и резную лепнину . [4]

Другими примерами ранних гипостильных дворовых мечетей в регионе являются Великая мечеть Шибам (9–10 века) и мечеть Арва бинт Ахмад (1087–1089 годы) в Джибле . [9] [2] Великая мечеть Джанада также имеет форму двора, но она была перестроена в своем нынешнем виде около 1200 года, и неясно, какой была ее первоначальная планировка. [10] Великая мечеть Шибама, как и Великая мечеть Саны, имеет богато расписанный потолок, хотя ее колонны и капители напоминают доисламские формы. [9] Сообщается, что мечеть Арва бинт Ахмад была частью дворца Сулейхидов, прежде чем была преобразована в мечеть. В отличие от других местных гипостильных мечетей того времени, она имеет купол над пространством перед михрабом , что, вероятно, связано с архитектурным влиянием Фатимидов через Сулайхидов (которые признавали Фатимидов халифами). [9] Его михраб — самый старый из сохранившихся хорошо украшенных михрабов в Йемене, покрытый резными арабесками и имеющий прямоугольную рамку с куфической надписью. Этот дизайн был имитирован в более поздних михрабах этого региона. [9]
На протяжении многих веков одним из важнейших городов в регионах был Забид , который был столицей при нескольких сменявших друг друга династиях, начиная с Зиядидов (9-11 вв.). [14] Здесь самая высокая концентрация исторических религиозных зданий среди всех городов Йемена, за исключением Саны. [15] Двумя наиболее важными мечетями являются Великая мечеть Забид и мечеть аль-Ашаир , обе мечети с гипостильным внутренним двором, построенные зиадидским правителем аль-Хусейном ибн Саламой ( годы правления 983–1012 ). [15] Кирпичный минарет Великой мечети Забид — один из старейших сохранившихся минаретов Йемена, хотя он был добавлен позже при Айюбидах ( ок. 1200 г. ). [9] [10]

Айюбиды в Йемене сохранилось . не представили в регионе типы купольных мечетей, а также медресе суннитского типа, но ни одно из их зданий Однако Расулиды после них были активными покровителями архитектуры и увековечили эти новые типы зданий под влиянием своих политических связей с Египтом. [9] [16] Расулиды базировались в Таизе, и там сохранилось несколько их зданий, в том числе мечеть Музаффарийя (построенная султаном аль-Маликом аль-Мухаффаром Юсуфом где-то между 1249 и 1295 годами) и мечеть Ашрафия (построенная султаном аль-Маликом аль- Ашраф в 1397–1401 годах), оба из которых имеют большие центральные купола, окруженные меньшими куполами. [16] [2]
Самые старые медресе в Йемене также относятся к периоду Расулидов, в том числе три в Таизе: медресе Асадия (до 1258 г.), медресе Мутабия (1392 г.) и медресе Ашрафия (примыкающее к одноименной мечети). В отличие от современных медресе в Египте, медресе Расулидов не следуют планировке с четырьмя айванами. Медресе Мутабия и Ашрафия имеют прямоугольную планировку с куполообразным молитвенным залом на севере и внутренним двором на юге, окруженным меньшими куполообразными и сводчатыми помещениями с обеих сторон, которые использовались для обучения. [16]

В тот же период зайдитские имамы на севере Йемена были похоронены в богато украшенных куполообразных гробницах, которые были одними из единственных значительных примеров зданий этого типа в Йемене того времени, поскольку правителей Расулидов обычно хоронили в гробницах, пристроенных к их медресе. . [16] Минареты позднего периода Расулидов находились под сильным влиянием египетских минаретов мамлюков , шахты которых были разделены на несколько уровней и имели разную конструкцию, в то время как минареты Зайди в целом были проще. [16] С приходом османского владычества в Йемене после 1538 года архитектура в стиле Расулидов продолжала оставаться местной нормой на территориях, контролируемых суннитами, но элементы османской архитектуры начали внедряться в конце 16 века, когда были построены новые памятники, такие как Мечеть Бакирия в Сане в 1597 году. [2]
Народная архитектура
[ редактировать ]

Йемен примечателен своими историческими домами-башнями, построенными в два и более этажей. Эти дома различаются по форме и материалам от региона к региону. Обычно они строятся из глины ( утрамбованной земли или высушенного на солнце сырцового кирпича), камня или их комбинации, а для крыш и полов используется древесина. [3] [17] В некоторых случаях, как в Сане, нижние этажи построены из более тяжелого камня, а верхние — из более легкого кирпича. [17] [4] Грязь иногда смешивают с соломой, а стены иногда отделывают известью. [17] Традиционно первый этаж использовался для практических целей, таких как сельское хозяйство, средние этажи состояли из различных многофункциональных помещений, а на верхнем этаже часто располагалась большая приемная ( мафрадж ), из которой открывался лучший вид. [3] [17]
Некоторые деревни и города, такие как Радаа , были построены вокруг укрепленной цитадели (например, Цитадель Радаа ), другие были окружены высокой стеной из сырцового кирпича (например, Шибам), а некоторые были построены так, что дома сами образовали внешнюю стену на возвышенности (например, Хавлан). [17]

Хотя эти конструкции со временем ремонтируются и реставрируются, этот архитектурный стиль в целом остается неизменным на протяжении сотен лет. [3] Старый город Сана является ярким примером, в котором сохранились многие из этих домов. [4] [1] С 1986 года он является ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия , хотя его сохранению угрожает продолжающаяся гражданская война в Йемене . [1] [18] [19] Считается, что самым старым домом в городе является дом из камня и земли, расположенный в районе Харат-эль-Алами, поскольку его существование задокументировано еще в 14 веке. [4]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Старый город Саны» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Финстер, Барбара (2009). «Аравийский полуостров, искусство и архитектура» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Jump up to: а б с д и Bloom & Blair 2009 , Йемен, Республика
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Блум и Блер 2009 , Сана
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Финстер, Барбара (2017). «Материальная культура до- и ранней исламской Аравии» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 61–88. ISBN 9781119068662 .
- ^ Jump up to: а б с д и Лэнгмид, Дональд; Гарно, Кристина (2001). «Марибская плотина» . Энциклопедия архитектурных и инженерных подвигов . АВС-КЛИО. стр. 190–191. ISBN 978-1-57607-112-0 .
- ^ «бляшка; ниша» . Лувр; коллекции . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Ярзомбек, Марк М.; Пракаш, Викрамадитья (2011). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 107. ИСБН 978-0-470-90248-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Блум и Блэр 2009 , Архитектура; В. с. 900–ок. 1250; Б. Центральные исламские земли; 4. Йемен
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Финстер, Барбара (1992). «Очерк истории исламской религиозной архитектуры в Йемене » Мукарнас 9 : 124–147. дои : 10.2307/1523140 . JSTOR 1523140 .
- ^ Садек, Ноха (2003). «Таизз, столица династии Расулидов в Йемене» . Материалы семинара по арабистике . 33 : 309–313. ISSN 0308-8421 .
- ^ Jump up to: а б Серджант и Льюкок 1983 , с. 323.
- ^ Аль-Мададж, Абд аль-Мухсин (1993). «Основание Великой мечети (аль-Джами аль-Кабир) в Сане» . Новые арабские исследования . 1 .
- ^ Садек, Ноха (2002). «Забид» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 370–371. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- ^ Jump up to: а б Садек, Ноха (1998). «Мечети Забида, Йемен: предварительный отчет» . Материалы семинара по арабистике . 28 : 239–245. ISSN 0308-8421 .
- ^ Jump up to: а б с д и Блум и Блэр 2009 , Архитектура; VI. в. 1250–ок. 1500; C. Центральные исламские земли; 2. Йемен
- ^ Jump up to: а б с д и Bloom & Blair 2009 , Народная архитектура; VII. Йемен
- ^ «Объекты ЮНЕСКО в Йемене под угрозой» . Middle East Eye édition française (на французском языке) . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «Дома в Старой Сане, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в Йемене рухнули из-за проливных дождей» . www.aljazeera.com . Проверено 10 июня 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Сержант, РБ; Льюкок, Рональд, ред. (1983). Сана: арабский исламский город . Фестиваль «Мир ислама». ISBN 978-0-905035-04-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Льюкок, Рональд (1986). Старый город-крепость Сана . ЮНЕСКО. ISBN 92-3-102362-4 .
- Льюкок, Рональд (1986). Вади Хадрамаут и город-крепость Шибам . ЮНЕСКО. ISBN 92-3-102338-1 .