Jump to content

Архитектура Йемена

Исторический городской пейзаж старой Саны , ЮНЕСКО. объекта Всемирного наследия [1]

Архитектура Йемена восходит к древним временам, когда она была частью традиции южноаравийской архитектуры. Развитие продолжалось и в исламский период , проявляя как местные особенности, так и внешние влияния. Исторические города и поселки Йемена известны своими традиционными домами-башнями.

Древний Йемен

[ редактировать ]

В древности Йемен был домом для нескольких богатых городов-государств и местных традиций южноаравийской архитектуры. [2] [3] Исторические тексты и археологические данные указывают на то, что в нескольких городах существовали большие и богато украшенные дворцы, такие как дворец Гумдан в Сане . Большинство этих построек не сохранились, хотя остатки Шабвы , бывшей столицы Хадрамаута , предоставляют некоторые свидетельства их структуры. [2] [4]

Остатки древней Марибской плотины (фото 1988 г.)

В первом тысячелетии до нашей эры первое крупное южноаравийское королевство, Саба, было создано сабейцами с центром в Марибе , наряду с другими королевствами в регионе. Его влияние достигло Эфиопии . [5] Оазисы . с помощью паводковых вод этого региона выращивали сельское хозяйство Город Мариб и некоторые постройки в долине Вади-Дхана, вероятно, были основаны еще во 2-м тысячелетии до нашей эры. [5] а искусственное орошение может датироваться еще третьим тысячелетием до нашей эры. [6] Древняя плотина Мариб была впервые построена в 6 веке до нашей эры и ремонтировалась до 5 или 6 века нашей эры. [5] [6] Это был крупный инженерный подвиг в древнем мире, и он использовался для использования воды двухгодичных наводнений, что позволяло осуществлять более систематическое орошение. [6] Первая плотина представляла собой простое земляное сооружение длиной около 580 метров (1900 футов) и, вероятно, около 4 метров (13 футов) в высоту, расположенное между двумя скальными образованиями. Вторая плотина была построена около 500 г. до н. э. в виде наклонного вала треугольного сечения . Он имел высоту около 7 метров (23 фута) и был облицован камнем и раствором. [6] Следующая крупная реконструкция была предпринята химьяритами в конце II века н. э. или позже, которые перестроили его как еще одно земляное сооружение, облицованное камнем, на этот раз длиной 720 метров (2360 футов), высотой 14 метров (46 футов) и полным более сложные гидравлические системы. [6]

Декоративный фриз со стилизованными головами козлов сабейского периода в Йемене на выставке в Лувре . [7]

Классические сабейские храмы представляли собой сооружения с внутренним двором в форме перистиля (окруженным портиками ). [5] Примером этого является храм Аввам или Махрам Билкис, который был возведен на краю большого, примерно овального, окруженного стеной ограждения. [8] Некоторые храмы в регионе Джавф имели гипостильную форму. И в регионах Джавф, и в Хадрамауте также существовали храмы, состоящие из внутреннего пространства, разделенного двумя рядами по три или четыре колонны, которые в Хадрамауте часто имели изогнутые входы . [5] Искусство этих храмов характеризуется своей абстрактностью, о чем свидетельствуют характерные из козлов фризы . [5] Помимо храмовой архитектуры, похоже, что традиционные йеменские дома-башни , построенные с каменным фундаментом и верхними частями из дерева и глины. примерно в этот период возникли [5]

В первом веке до нашей эры римляне прибыли в регион Красного моря , что привело к смене власти и торговых сетей. Новое Химьяритское королевство взяло под свой контроль Йемен. В том же веке в Шабве был построен Дворец Шакира («Возвышающийся»). Он был разрушен около 230 г. н.э., но впоследствии восстановлен и восстановлен. [5] Здание, построенное из сырцового кирпича и дерева на каменном фундаменте, представляло собой возвышающееся многоэтажное строение, примыкающее к внутреннему двору, окруженному двухэтажными галереями. Галереи имели восьмиугольные колонны, покрытые резными мотивами виноградной лозы, и капители с резными изображениями грифонов . Настенные фрески изображали сцены с женщинами и другие декоративные мотивы. Орнаментальный репертуар демонстрирует связь с позднеэллинистическим искусством того времени. [5]

По мере того как Химьяритское царство становилось сильнее, в нем наступил период мира и культурного обмена. Столица находилась в Зафаре (недалеко от Ярима ), который был окружен двойными стенами и девятью воротами. Здесь была цитадель, Райданская крепость или Райданский дворец, который был резиденцией химьяритских царей. Другие каменные замки были построены в разных местах. К V веку нашей эры появились свидетельства того, что местные стили находились под влиянием византийского и позднеантичного средиземноморского искусства. [2] В V и VI веках христианство в регионе распространилось и были построены церкви. Абраха , местный аксумский правитель, сделавший Сану своей столицей, построил там собор около 567 года, предположительно с помощью двух архитекторов, предоставленных византийским императором Юстинианом I. [4] [2] Дворец Гумдан, который, вероятно, был впервые построен около 200 г. н. э., сохранился в коллективной памяти и, вероятно, повлиял на архитектуру будущих дворцов. Судя по всему, у него было много этажей, прозрачная алебастровая крыша, инкрустация из цветного камня, украшавшая фасады, и статуи животных. [5]

Исламский период

[ редактировать ]

Йемен был исламизирован в VII веке, но сегодня сохранилось мало зданий раннего исламского периода. Только начиная с 10-го века отличительные исламские архитектурные стили. можно документировать [9] Йеменскую архитектуру можно охарактеризовать как «консервативную», поскольку йеменцы сочетают в себе свое доисламское и исламское прошлое. [9] [10] Эта философия продемонстрирована в строительстве мечети Сулеймана ибн Дауда в Марибе, которая была построена прямо на вершине старого храма. [10]

Великая мечеть Джанад была основана в 627–628 годах, но перестроена в последующие века (фото 2014 года).

Считается, что самой старой мечетью в Йемене является Великая мечеть Джанада (расположена в Джанаде, к северо-востоку от Таиза). [11] ) или Великая мечеть Саны . [10] Сообщается, что мечеть в Джанаде была основана в 627–628 годах (6 г. хиджры ) Муазом ибн Джабалем . [10] Традиционные мусульманские источники утверждают, что Великая мечеть Саны была построена по приказу Мухаммеда , осуществленному одним из его сподвижников . [12] [10] Исследование Абд аль-Мухсина аль-Мададжа предполагает, что он, скорее всего, был построен в 633 году. [13]

После раннего халифского периода регионом правили различные династии, включая Сулайхидов (11–12 вв.) и Расулидов (13–15 вв.), а также других местных государств. [9] [3] Один тип мечети, засвидетельствованный примерно в это время, представляет собой большую кубическую камеру с одним входом, которая имела предшественники в доисламской храмовой архитектуре региона. Примеры включают мечеть аль-Аббас в Аснафе (1126 г., недалеко от Саны) и мечеть Сарха (13 век, недалеко от Ибба ), которые имеют богато украшенные потолки, вырезанные и расписанные переплетающимися звездообразными узорами. [9] [2] Другой тип представлял собой прямоугольную камеру поперечной ориентации с множеством входов и поддерживающими колоннами внутри, иногда предваряемую двором. Примеры этого включают мечеть Сулеймана ибн Дауда (1089 г., повторное использование древних останков) в Марибе и конгрегационалистскую мечеть Дамара (12–13 века). Этот тип также имел доисламские предшественники. [9]

Великая мечеть Саны (слева) является ранним примером гипостильной дворовой мечети в Йемене. Основанный в VII веке, в последующие столетия он был перестроен и расширен до нынешнего вида.

Гипостильная мечеть с внутренним двором, которая в то время была более распространена во многих странах исламского мира, была сравнительно редкой в ​​раннем исламском Йемене. [9] Великая мечеть Саны была одной из немногих мечетей такого типа в регионе. [9] После основания он был перестроен в более крупном виде по приказу омейядского халифа аль-Валида ( годы правления 705–715 ). [12] [9] [2] Он был снова реконструирован в 753–754 годах и после 875 года. В последнем случае он был перестроен с каменными и гипсовыми стенами и тиковой крышей, хотя они тоже ремонтировались и реставрировались на протяжении веков. [4] Убранство мечети отражает многочисленные реставрации, но также является примером лучших художественных техник Йемена на протяжении веков, включая резное и расписное дерево, резной камень и резную лепнину . [4]

Двор внутри мечети Арва бинт Ахмад в Джибле (11 век)

Другими примерами ранних гипостильных дворовых мечетей в регионе являются Великая мечеть Шибам (9–10 века) и мечеть Арва бинт Ахмад (1087–1089 годы) в Джибле . [9] [2] Великая мечеть Джанада также имеет форму двора, но она была перестроена в своем нынешнем виде около 1200 года, и неясно, какой была ее первоначальная планировка. [10] Великая мечеть Шибама, как и Великая мечеть Саны, имеет богато расписанный потолок, хотя ее колонны и капители напоминают доисламские формы. [9] Сообщается, что мечеть Арва бинт Ахмад была частью дворца Сулейхидов, прежде чем была преобразована в мечеть. В отличие от других местных гипостильных мечетей того времени, она имеет купол над пространством перед михрабом , что, вероятно, связано с архитектурным влиянием Фатимидов через Сулайхидов (которые признавали Фатимидов халифами). [9] Его михраб — самый старый из сохранившихся хорошо украшенных михрабов в Йемене, покрытый резными арабесками и имеющий прямоугольную рамку с куфической надписью. Этот дизайн был имитирован в более поздних михрабах этого региона. [9]

На протяжении многих веков одним из важнейших городов в регионах был Забид , который был столицей при нескольких сменявших друг друга династиях, начиная с Зиядидов (9-11 вв.). [14] Здесь самая высокая концентрация исторических религиозных зданий среди всех городов Йемена, за исключением Саны. [15] Двумя наиболее важными мечетями являются Великая мечеть Забид и мечеть аль-Ашаир , обе мечети с гипостильным внутренним двором, построенные зиадидским правителем аль-Хусейном ибн Саламой ( годы правления 983–1012 ). [15] Кирпичный минарет Великой мечети Забид — один из старейших сохранившихся минаретов Йемена, хотя он был добавлен позже при Айюбидах ( ок. 1200 г. ). [9] [10]

Центральный купол мечети Ашрафия в Таизе (около 1397 г.)

Айюбиды в Йемене сохранилось . не представили в регионе типы купольных мечетей, а также медресе суннитского типа, но ни одно из их зданий Однако Расулиды после них были активными покровителями архитектуры и увековечили эти новые типы зданий под влиянием своих политических связей с Египтом. [9] [16] Расулиды базировались в Таизе, и там сохранилось несколько их зданий, в том числе мечеть Музаффарийя (построенная султаном аль-Маликом аль-Мухаффаром Юсуфом где-то между 1249 и 1295 годами) и мечеть Ашрафия (построенная султаном аль-Маликом аль- Ашраф в 1397–1401 годах), оба из которых имеют большие центральные купола, окруженные меньшими куполами. [16] [2]

Самые старые медресе в Йемене также относятся к периоду Расулидов, в том числе три в Таизе: медресе Асадия (до 1258 г.), медресе Мутабия (1392 г.) и медресе Ашрафия (примыкающее к одноименной мечети). В отличие от современных медресе в Египте, медресе Расулидов не следуют планировке с четырьмя айванами. Медресе Мутабия и Ашрафия имеют прямоугольную планировку с куполообразным молитвенным залом на севере и внутренним двором на юге, окруженным меньшими куполообразными и сводчатыми помещениями с обеих сторон, которые использовались для обучения. [16]

Мечеть Бакирия в Сане (1597 г.) демонстрирует влияние купольного османского стиля.

В тот же период зайдитские имамы на севере Йемена были похоронены в богато украшенных куполообразных гробницах, которые были одними из единственных значительных примеров зданий этого типа в Йемене того времени, поскольку правителей Расулидов обычно хоронили в гробницах, пристроенных к их медресе. . [16] Минареты позднего периода Расулидов находились под сильным влиянием египетских минаретов мамлюков , шахты которых были разделены на несколько уровней и имели разную конструкцию, в то время как минареты Зайди в целом были проще. [16] С приходом османского владычества в Йемене после 1538 года архитектура в стиле Расулидов продолжала оставаться местной нормой на территориях, контролируемых суннитами, но элементы османской архитектуры начали внедряться в конце 16 века, когда были построены новые памятники, такие как Мечеть Бакирия в Сане в 1597 году. [2]

Народная архитектура

[ редактировать ]
Шибам , пример исторической укрепленной деревни.
Высокие здания Яфаа и Лахиджа имеют особый стиль архитектуры по сравнению с другими регионами Йемена.

Йемен примечателен своими историческими домами-башнями, построенными в два и более этажей. Эти дома различаются по форме и материалам от региона к региону. Обычно они строятся из глины ( утрамбованной земли или высушенного на солнце сырцового кирпича), камня или их комбинации, а для крыш и полов используется древесина. [3] [17] В некоторых случаях, как в Сане, нижние этажи построены из более тяжелого камня, а верхние — из более легкого кирпича. [17] [4] Грязь иногда смешивают с соломой, а стены иногда отделывают известью. [17] Традиционно первый этаж использовался для практических целей, таких как сельское хозяйство, средние этажи состояли из различных многофункциональных помещений, а на верхнем этаже часто располагалась большая приемная ( мафрадж ), из которой открывался лучший вид. [3] [17]

Некоторые деревни и города, такие как Радаа , были построены вокруг укрепленной цитадели (например, Цитадель Радаа ), другие были окружены высокой стеной из сырцового кирпича (например, Шибам), а некоторые были построены так, что дома сами образовали внешнюю стену на возвышенности (например, Хавлан). [17]

Пример традиционных домов в старом городе Санаа

Хотя эти конструкции со временем ремонтируются и реставрируются, этот архитектурный стиль в целом остается неизменным на протяжении сотен лет. [3] Старый город Сана является ярким примером, в котором сохранились многие из этих домов. [4] [1] С 1986 года он является ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия , хотя его сохранению угрожает продолжающаяся гражданская война в Йемене . [1] [18] [19] Считается, что самым старым домом в городе является дом из камня и земли, расположенный в районе Харат-эль-Алами, поскольку его существование задокументировано еще в 14 веке. [4]

  1. ^ Jump up to: а б с «Старый город Саны» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 10 июня 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Финстер, Барбара (2009). «Аравийский полуостров, искусство и архитектура» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Bloom & Blair 2009 , Йемен, Республика
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Блум и Блер 2009 , Сана
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Финстер, Барбара (2017). «Материальная культура до- и ранней исламской Аравии» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 61–88. ISBN  9781119068662 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Лэнгмид, Дональд; Гарно, Кристина (2001). «Марибская плотина» . Энциклопедия архитектурных и инженерных подвигов . АВС-КЛИО. стр. 190–191. ISBN  978-1-57607-112-0 .
  7. ^ «бляшка; ниша» . Лувр; коллекции . Проверено 8 ноября 2022 г.
  8. ^ Ярзомбек, Марк М.; Пракаш, Викрамадитья (2011). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 107. ИСБН  978-0-470-90248-6 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Блум и Блэр 2009 , Архитектура; В. с. 900–ок. 1250; Б. Центральные исламские земли; 4. Йемен
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Финстер, Барбара (1992). «Очерк истории исламской религиозной архитектуры в Йемене » Мукарнас 9 : 124–147. дои : 10.2307/1523140 . JSTOR   1523140 .
  11. ^ Садек, Ноха (2003). «Таизз, столица династии Расулидов в Йемене» . Материалы семинара по арабистике . 33 : 309–313. ISSN   0308-8421 .
  12. ^ Jump up to: а б Серджант и Льюкок 1983 , с. 323.
  13. ^ Аль-Мададж, Абд аль-Мухсин (1993). «Основание Великой мечети (аль-Джами аль-Кабир) в Сане» . Новые арабские исследования . 1 .
  14. ^ Садек, Ноха (2002). «Забид» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 370–371. ISBN  978-90-04-12756-2 .
  15. ^ Jump up to: а б Садек, Ноха (1998). «Мечети Забида, Йемен: предварительный отчет» . Материалы семинара по арабистике . 28 : 239–245. ISSN   0308-8421 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и Блум и Блэр 2009 , Архитектура; VI. в. 1250–ок. 1500; C. Центральные исламские земли; 2. Йемен
  17. ^ Jump up to: а б с д и Bloom & Blair 2009 , Народная архитектура; VII. Йемен
  18. ^ «Объекты ЮНЕСКО в Йемене под угрозой» . Middle East Eye édition française (на французском языке) . Проверено 10 июня 2022 г.
  19. ^ «Дома в Старой Сане, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в Йемене рухнули из-за проливных дождей» . www.aljazeera.com . Проверено 10 июня 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbaaa46469c396d42ab5662abe62edbf__1719775500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/bf/fbaaa46469c396d42ab5662abe62edbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Yemen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)