Китайская архитектура характеризуется двусторонней симметрией, использованием закрытых открытых пространств, фэн-шуй (например, направленной иерархией ), горизонтальным акцентом и намеком на различные космологические, мифологические или вообще символические элементы. Китайская архитектура традиционно классифицирует сооружения по типам: от пагод до дворцов. Из-за частого использования дерева , относительно скоропортящегося материала, а также небольшого количества монументальных сооружений, построенных из более прочных материалов, большая часть исторических знаний о китайской архитектуре основана на сохранившихся миниатюрных моделях в керамике, а также опубликованных диаграммах и спецификациях.
Хотя объединяющие аспекты существуют, китайская архитектура широко варьируется в зависимости от статуса или принадлежности, например, были ли строения построены для императоров, простолюдинов или для религиозных целей. Другие вариации китайской архитектуры проявляются в народных стилях, связанных с разными географическими регионами и разным этническим наследием.
Архитектура Китая так же стара, как и китайская цивилизация. Из всех источников информации — литературных, графических, образцовых — имеются веские доказательства, свидетельствующие о том, что китайцы всегда пользовались местной системой строительства, сохранившей свои основные характеристики с доисторических времен до наших дней. На огромной территории от Китайского Туркестана до Японии, от Маньчжурии до северной половины Французского Индокитая господствует одна и та же система строительства; и это была область китайского культурного влияния. То, что эта система строительства могла сохраняться более четырех тысяч лет на такой огромной территории и по-прежнему оставаться живой архитектурой, сохраняя свои основные характеристики, несмотря на неоднократные иностранные вторжения — военные, интеллектуальные и духовные, — это явление, сравнимое только с непрерывность цивилизации, неотъемлемой частью которой он является.
В последнее время Китай стал самой быстро модернизирующейся страной в мире. За последние несколько десятилетий такие города, как Шанхай, полностью изменили свой горизонт: на горизонте усеяны одни из самых высоких небоскребов в мире. Китай также имеет одну из самых разветвленных высокоскоростных железнодорожных сетей , которая соединяет и позволяет большому населению путешествовать более эффективно.
На протяжении 20-го века китайские архитекторы пытались привнести традиционные китайские проекты в современную архитектуру . Более того, давление на городское развитие по всему Китаю требует высокоскоростного строительства и большей площади помещений : таким образом, в городах спрос на традиционные китайские здания (которые обычно имеют менее трех этажей) снизился в пользу высотных зданий. Тем не менее, традиционные навыки китайской архитектуры, в том числе крупные и мелкие столярные работы , каменная кладка и каменная кладка , используются при строительстве народной архитектуры в сельских районах Китая.
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на китайском языке . (Июль 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу.
Machine translation, like DeepL or Google Translate, is a useful starting point for translations, but translators must revise errors as necessary and confirm that the translation is accurate, rather than simply copy-pasting machine-translated text into the English Wikipedia.
Do not translate text that appears unreliable or low-quality. If possible, verify the text with references provided in the foreign-language article.
You must provide copyright attribution in the edit summary accompanying your translation by providing an interlanguage link to the source of your translation. A model attribution edit summary is Content in this edit is translated from the existing Chinese Wikipedia article at [[:zh:中國建築]]; see its history for attribution.
You may also add the template {{Translated|zh|中國建築}} to the talk page.
Китайские цивилизации и культуры развивались на равнинах вдоль многочисленных рек Китая, впадающих в Бохай и Хунчжоу заливы . На самых известных из этих рек, Желтой и Янцзы , располагалось множество деревень. Климат был теплее и влажнее, чем сегодня, что позволяло просо выращивать на севере и рис на юге. Однако китайская цивилизация не имеет единого «истока». Вместо этого между 4000 и 2000 гг. до н.э. произошло постепенное многоядерное развитие – от деревенских общин к тому, что антропологи называют культурами, к государствам.
Двумя наиболее важными культурами были культура Хуншань (4700–2900 гг. до н.э.) к северу от Бохайского залива во Внутренней Монголии и провинции Хэбэй и современная культура Яншао (5000–3000 гг. до н.э.) в провинции Хэнань . Между ними и позднее развивалась культура Луншань (3000–2000 гг. До н.э.) в центральной и нижней части долины Желтой реки . К 3000 г. до н.э. эти объединенные территории дали начало тысячам малых/протогосударств. Некоторые имели общий ритуальный центр, который связывал их с единым символическим порядком, но другие развивались более независимо. Появление в это время городов-крепостей является явным свидетельством того, что политический ландшафт часто был нестабильным. [ 10 ]
Хуншаньская культура Внутренней Монголии (расположенная вдоль рек Лаоха, Инцзин и Далин , впадающих в Бохайский залив ) была рассеяна на большой территории, но имела единый общий ритуальный центр, состоящий из не менее 14 курганов и алтарей на нескольких хребтах. Он датируется примерно 3500 годом до нашей эры или, возможно, раньше. Хотя нет никаких свидетельств того, что поблизости есть деревенские поселения, их размер намного больше, чем может вместить один клан или деревня. Другими словами, хотя здесь проводились ритуалы для элиты, большая территория предполагает, что аудитория ритуала охватила бы все деревни Хуншаня. Будучи священным ландшафтом, центр мог привлечь просителей даже издалека. [ 10 ]
Строительство утрамбованной земли было как практически, так и идеологически важно во время быстрого строительства нефтяного месторождения Дацин и связанного с ним развития Дацина . [ 11 ] : 55 «Дух Дацина» олицетворял глубокую личную приверженность достижению национальных целей, самодостаточный и бережливый образ жизни, а также интегрированное землепользование между городом и деревней. [ 12 ] : 3 Считалось, что городской и сельский ландшафт Дацина воплощает идеальное коммунистическое общество, описанное Карлом Марксом , поскольку оно устранило (1) разрыв между городом и деревней, (2) разрыв между рабочими и крестьянами и (3) разрыв между физическим и умственным трудом. труд. [ 12 ] : 3
Опираясь на опыт Дацина, в середине 1960-х годов Китай поощрял строительство утрамбованной земли. [ 11 ] : 55 Начиная с 1964 года Мао Цзэдун выступал за «движение за революцию массового дизайна». [ 11 ] : 55 В контексте советско-китайского раскола Мао призвал проектировщиков избегать использования сборных материалов советского типа и вместо этого принять пролетарский дух строительства на месте с использованием утрамбованной земли. [ 11 ] : 55 Коммунистическая партия пропагандировала использование строительства из утрамбованной земли как недорогого метода, присущего Китаю и не требующего особых технических навыков. [ 11 ] : 55
Железобетон, кирпичное наполнение и сборные материалы все чаще использовались после Движения за реформу стен 1973–1976 годов и рекламировались в таких публикациях, как Architectural Journal. [ 11 ] : 56
В 2014 году город Датун начал восстанавливать древнюю городскую стену Датун и здания в традиционной архитектуре, хотя к тому времени граждане встретили скептицизм и сопротивление, многие хвалили мэра за то, что он впоследствии вернул традиционную китайскую эстетику. [ 13 ]
Керамический особняк санцай ( трехцветный) времен династии Тан (618–907), раскопанный в гробнице эпохи Тан в деревне Чжунбу в западном пригороде Сианя. Прямоугольный комплекс имеет две части дворов. Здания на оси включают центральный вход, четырехконечный павильон, передний зал в форме горы, искусственную гору и пруды, восьмиконечный павильон и помещения для отдыха в форме горы. Две стороны оси расположены симметрично с коридорными помещениями.
Страна чудес Фанху в Старом летнем дворце. Она была разрушена англо-французскими союзными войсками в 1860 году. (Фанху — одна из морских стран чудес в китайских мифах. Это то же самое, что Фанчжан. «квадратный горшок», с «Аббат» — одна из трех бессмертных гор на море в китайской легенде.) Меридианные ворота Запретного города
Важной особенностью китайской архитектуры является акцент на артикуляции и двусторонней симметрии , что означает баланс. Они встречаются повсюду в китайской архитектуре: от дворцовых комплексов до скромных фермерских домов. [ 16 ] Второстепенные элементы расположены по обе стороны от основных конструкций в виде крыльев для сохранения общей симметрии. Здания обычно планируются так, чтобы содержать четное количество колонн, образуя нечетное количество отсеков (間). Размещение главной двери в центральном отсеке сохраняет симметрию.
В отличие от зданий, китайские сады имеют тенденцию быть асимметричными. Сады спроектированы так, чтобы обеспечить постоянный поток. [ 17 ] Дизайн классического китайского сада основан на идеологии «Природа и Человек в одном», в отличие от самого дома, который показывает человеческую сферу, сосуществующую с природой, но отдельно от нее. Цель состоит в том, чтобы люди чувствовали себя окруженными природой и в гармонии с ней. Два важнейших элемента сада – это камни и вода. Камни символизируют стремление к бессмертию, а вода символизирует пустоту и существование. Гора принадлежит Ян (статичная красота), а вода принадлежит Инь (динамическое чудо). Они зависят друг от друга и дополняют друг друга. [ 18 ]
Во многих китайских архитектурах здания или комплексы зданий окружают открытые пространства. Эти закрытые помещения бывают двух видов: [ 16 ]
Двор (院) : открытые дворы являются обычным явлением во многих проектах. Лучше всего это иллюстрирует Сихэюань : он представлял собой пустое пространство, окруженное зданиями, соединенными друг с другом напрямую или через веранды.
«Небесный колодец» (天井) : хотя большие открытые дворы реже встречаются в архитектуре южного Китая, концепцию «открытого пространства», окруженного зданиями, можно увидеть в южной строительной конструкции, известной как «небесный колодец». По сути, это сооружение представляет собой относительно закрытый двор, образованный из пересечений близко расположенных зданий и предлагающий небольшой выход в небо через пространство крыши.
Эти корпуса помогают регулировать температуру и вентиляцию. Северные дворы обычно открыты и выходят на юг, чтобы окна и стены здания были максимально освещены солнцем и не пропускали холодные северные ветры. Южные небесные колодцы относительно небольшие и собирают дождевую воду с крыш. Они выполняют те же функции, что и римский имплювиум, но ограничивают количество солнечного света, попадающего в здание. Небесные колодцы также выпускают горячий воздух вверх, который забирает прохладный воздух из нижних областей и снаружи.
Небесный колодец в храме Фуцзянь с окружающими залами и отсеками с четырех сторон.
Тайваньское здание середины XX века в колониальном стиле с небесным колодцем.
Внешнее здание тулоу окружает меньшее круглое здание, в центре которого находится родовой зал и двор.
Прогнозируемая иерархия, важность и использование зданий в китайской архитектуре основаны на строгом размещении зданий на территории/комплексе. Здания, двери которых выходят на фасад здания, считаются более важными, чем те, которые выходят по бокам. Здания, обращенные от фасада, наименее важны.
Здания, выходящие на юг в задней части, и более частные территории с более высоким воздействием солнечного света пользуются большим уважением и предназначены для старейшин или мемориальных досок предков. Здания, выходящие на восток и запад, обычно предназначены для младших членов или ветвей семьи, а здания рядом с фасадом обычно предназначены для слуг и наемных работников. [ 19 ]
Фасадные здания позади домов используются для праздничных обрядов, а также для размещения залов предков и мемориальных досок. В комплексах с несколькими дворами центральные дворы и их постройки считаются более важными, чем периферийные, последние обычно предназначены для складских помещений, комнат для прислуги или кухонь. [ 16 ]
Классические китайские здания, особенно богатые, построены с упором на ширину, а не на высоту, с закрытой тяжелой платформой и большой крышей, парящей над этим основанием, с уменьшенными вертикальными стенами. Слишком высокие и большие здания считались неприглядными, и поэтому их обычно избегали. [ 20 ] Китайская архитектура подчеркивает визуальное воздействие ширины зданий, используя масштабы, чтобы вызвать трепет. [ 21 ] Это предпочтение контрастирует с западной архитектурой, которая имеет тенденцию подчеркивать высоту и глубину. Часто это означало, что пагоды возвышались над другими зданиями. [ 22 ]
Залы и дворцы Запретного города имеют довольно низкие потолки по сравнению с аналогичными величественными зданиями на Западе, но их внешний вид предполагает всеобъемлющую природу имперского Китая. Эти идеи нашли свое отражение в современной западной архитектуре, например, благодаря работам Йорна Утцона . [ 23 ]
Модель китайского Сихэюаня в Пекине, демонстрирующая симметрию, закрытую тяжелую платформу и большую крышу, парящую над этим основанием, при этом вертикальные стены не так сильно подчеркнуты.
Стены-ширмы обращены к главному входу, что связано с верой в то, что злые создания движутся по прямым линиям.
Талисманы и образы удачи:
Дверные боги, изображенные на дверных проемах, чтобы отогнать зло и способствовать удаче.
На видном месте выставлены три антропоморфные фигуры, изображающие звезды Фу Лу Шоу (福祿壽 fú-lù-shòu), иногда с надписью «три звезды присутствуют» (三星宅 sān-xīng-zhài).
Животные и фрукты, символизирующие удачу и процветание, например летучие мыши и гранаты соответственно. Ассоциация часто осуществляется посредством ребусов .
Ориентация конструкции задней частью к возвышенному ландшафту и размещение воды спереди.
В конструкцию встроены пруды, бассейны, колодцы и другие источники воды.
Выравнивание здания по оси север-юг так, чтобы здание было обращено на юг (на севере, где зимой ветер самый холодный). Обе стороны обращены на восток и запад соответственно. [ 22 ] Задняя часть конструкции обычно не имеет окон.
Использование определенных цветов, чисел и сторон света отражало веру в своего рода имманентность , при которой природа вещи может быть полностью заключена в ее собственной форме.
Типы китайской архитектуры могут быть связаны с использованием построек, например, были ли они построены для членов королевской семьи, простолюдинов или религиозных людей.
Из-за преимущественно деревянной конструкции и плохого обслуживания, сохранилось гораздо меньше примеров домов простолюдинов по сравнению с домами знати. Корман утверждал, что дом среднего простолюдина не сильно изменился даже спустя столетия после установления универсального стиля: дома начала 20-го века были похожи на дома позднего и среднего имперского периода. [ 22 ]
Эти дома, как правило, следовали установленному образцу: центр здания был святилищем божеств и предков, а также использовался во время праздников. По обе стороны его располагались спальни для старейшин; два крыла (известные как «драконы-хранители») предназначались для младших членов, а также гостиная, столовая и кухня, хотя иногда гостиная располагалась ближе к центру. [ 24 ]
Иногда расширенные семьи становились настолько большими, что приходилось строить одну или две дополнительные пары «крыльев». В результате получилась U-образная форма с внутренним двором, подходящим (например, для сельскохозяйственных работ). [ 22 ] Купцы и чиновники предпочитали закрыть фасад внушительными воротами. Все здания регулировались законом, и закон требовал, чтобы количество этажей, длина здания и цвета здания отражали класс владельца.
Некоторые простолюдины, живущие в районах, страдающих от бандитов, построили для защиты общинные крепости под названием Тулоу . который часто предпочитают хакка в Фуцзянь и Цзянси Дизайн Тулоу, , отражает древнюю философию гармонии между людьми и окружающей средой. Люди использовали местные материалы, часто возводя стены из утрамбованной земли. На двух нижних этажах окна не выходили наружу (для обороны), но внутри был общий двор, где могли собираться люди. [ 25 ]
Современная Башня Желтого Журавля , перестроенная в 1985 году, могла бы стать лучшим образцом китайской архитектуры в Восточной Азии.
Определенные архитектурные особенности были сохранены для зданий, построенных для императора Китая . Одним из примеров является использование желтой черепицы (имперского цвета). Желтая плитка до сих пор украшает большинство зданий Запретного города . Только император мог использовать четырехскатные крыши со скатами со всех четырех сторон. Два типа вальмовой крыши были односкатными и двускатными. Зал Высшей Гармонии является архетипическим примером двойного карниза. [ 26 ] В Храме Неба голубая черепица символизирует небо. Крыши почти всегда поддерживаются кронштейнами (« дугонг ») - особенностью, свойственной только самым большим религиозным зданиям. Деревянные колонны здания, а также поверхности стен имеют тенденцию быть красными. Черный часто используется в пагодах. Считалось, что черный цвет вдохновил богов посетить землю.
Дракон с пятью когтями, принятый императором Хунву (первым императором династии Мин ) для личного пользования, использовался для украшения балок, колонн и дверей в императорской архитектуре. Любопытно, что дракон никогда не использовался на крышах императорских зданий.
Только здания, используемые императорской семьей, могли иметь девять цзянь (間, пространство между двумя колоннами); только ворота, используемые императором, могли иметь пять арок, центральная из которых предназначалась для императора. Древние китайцы предпочитали красный цвет .
Кирпич с изображением типичного дворцового двора в ханьском стиле со сторожевыми башнями.
Пекин стал столицей Китая после монгольского нашествия в 13 веке, завершив восточную миграцию китайской столицы, начавшуюся во времена династии Цзинь . Восстание Мин в 1368 году восстановило власть Китая и сделало Пекин центром имперской власти на следующие пять столетий. Император и императрица жили во дворцах на центральной оси Запретного города , наследный принц — на восточной стороне, а наложницы — на задней (императорских наложниц часто называли «Задним дворцом трех тысяч»). Во времена династии Цин резиденция императора была перенесена в западную часть комплекса. Ошибочно говорить об оси в западном понимании визуальной перспективы, упорядочивающей фасады. Китайская ось — это линия привилегий, обычно построенная на ней, регулирующая доступ — вместо перспектив используется ряд ворот и павильонов.
Нумерология повлияла на имперскую архитектуру, отсюда использование девяти (наибольшего однозначного числа) в большинстве строительных работ и причина, по которой Запретный город в Пекине, как говорят, имеет 9 999,9 комнат — чуть меньше мифических 10 000 комнат на небесах. Важность Востока (направления восходящего солнца) в ориентации и размещении императорских зданий — это форма поклонения Солнцу, встречающаяся во многих древних культурах и отражающая связь Правителя с Солнцем.
Гробницы и мавзолеи членов императорской семьи, такие как гробницы династии Тан VIII века в мавзолее Цяньлин , можно считать частью императорской традиции. Эти надземные земляные курганы и пирамиды имели подземные конструкции в виде шахт и сводов, облицованные кирпичными стенами, по крайней мере, со времен Воюющих царств (481–221 до н.э.). [ 27 ]
Вообще говоря, буддийская архитектура следует имперскому стилю. В большом буддийском монастыре обычно есть передний зал, в котором находятся статуи Четырех Небесных королей , за которым следует большой зал, в котором размещены статуи Будд . Жилье расположено с двух сторон. Некоторые из величайших примеров этого происходят из храма Пунин 18-го века и храма Путуо Цзунчэн . В буддийских монастырях иногда также есть пагоды , в которых могут храниться реликвии Гаутамы Будды ; старые пагоды, как правило, четырехсторонние, а более поздние пагоды обычно имеют восемь сторон.
Даосская архитектура обычно следует стилю простолюдинов. Однако главный вход обычно находится сбоку из-за суеверия относительно демонов , которые могут попытаться проникнуть в помещение (см. фэн-шуй ). В отличие от буддистов, в даосском храме главное божество находится в главном зале на спереди, с меньшими божествами в заднем зале и по бокам. Это потому, что китайцы верят, что даже после смерти тела душа все еще жива. Рисунок могилы Хань показывает силы космического Инь/Ян, две силы неба и земли, которые создают вечность. [ 28 ]
Самое высокое досовременное здание в Китае было построено как для религиозных, так и для военных целей. Пагода Ляоди, построенная в 1055 году нашей эры, стоит на высоте 84 м (276 футов), и хотя она служила венчающей пагодой монастыря Кайюань в старом Динчжоу, Хэбэй , она также использовалась в качестве военной сторожевой башни для династии Сун наблюдения солдат . потенциальные передвижения войск династии Ляо .
Архитектура мечетей и гробниц китайских мусульман часто сочетает в себе традиционные китайские стили с влиянием Ближнего Востока. Королевские и некоролевские гробницы, найденные в третьем-шестом веках, относятся к ханьскому строительству . Некоторые гробницы считались двухкамерными, центром внимания которых была центральная колонна пагоды. Этот фокус служил тем, что буддисты называют пагодой, которая является символом Будды и его смерти. [ 29 ] В планировке таких гробниц труп находится в задней камере, поскольку расположение колонны указывало на смерть Будды. Иногда внутреннее украшение гробницы изображало бессмертный или божественный смысл. [ 30 ]
Купольные потолки в IV и VII веках были изображениями небес. [ 31 ] Это берет свое начало из римского провинциального искусства и Древнего Египта. Поскольку большинство этих изображений имеют круглую форму, присутствуют и другие формы: двенадцатиугольник, восьмиугольник и квадрат. Многие пещеры IV-VII веков, вероятно, были высечены в периоды Хань и Тан.
Пагода храма Фогонг , расположенная в уезде Ин провинции Шаньси, построенная в 1056 году во времена династии Ляо , является старейшей из существующих полностью деревянных пагод в Китае.
Китайское городское планирование основано на геомантии фэншуй и системе благоустройства земель, которые используются со времен неолита . На базовую диаграмму колодца накладывается луошу , магический квадрат , разделенный на 9 подквадратов и связанный с китайской нумерологией. [ 33 ] Во времена династии Южная Сун (1131 г. н.э.) дизайн города Хунцунь в Аньхое был основан на «гармонии между человеком и природой», обращенного на юг и окруженного горами и водой. Согласно фэншуй, это тщательно спланированная древняя деревня, отражающая концепцию интегрированного экологического планирования человека и природы. [ 34 ]
Поскольку войны в северном Китае были частыми, многие люди переехали в южный Китай. Метод строительства дома во дворе был адаптирован к условиям южного Китая. Деревня Тунъюань в провинции Фуцзянь является хорошим примером запланированного поселения, которое демонстрирует элементы фэн-шуй – психологическую самозащиту и строительную структуру – в форме материальной самозащиты. [ 35 ]
Модели сторожевых башен и других построек, построенные во времена династии Восточная Хань (25–220 гг. н.э.); Хотя эти модели были сделаны из керамики, настоящие версии были сделаны из легко портящегося дерева и не сохранились.
В качестве основного строительного материала обычно использовалась древесина. Кроме того, китайская культура считает, что жизнь связана с природой и что люди должны взаимодействовать с одушевленными объектами. Напротив, камень ассоциировался с домами мертвых. [ 36 ] Однако, в отличие от других строительных материалов, деревянные конструкции менее долговечны. Пагода Сунюэ Китая (построенная в 523 году) — старейшая сохранившаяся пагода ; использование кирпича вместо дерева позволило ему просуществовать на протяжении веков. Начиная с династии Тан (618–907 гг.), кирпичная и каменная архитектура постепенно стала более распространенной. Самые ранние примеры этого перехода можно увидеть в таких строительных проектах, как мост Чжаочжоу, построенный в 605 году, или пагода Сюми, построенная в 636 году. Некоторая архитектура из камня и кирпича использовалась в архитектуре подземных гробниц более ранних династий.
Вырезанные из камня ворота-колонны, или цэ (闕), общей высотой 6 м (20 футов), расположенные у гробницы Гао И в Яане, Сычуань провинция , династия Восточная Хань (25–220 гг. Н.э.); [ 37 ] обратите внимание на резные каменные украшения карнизов черепицы , несмотря на то, что каменные que династии Хань (часть стеновых построек вокруг входов в гробницы) не имели деревянных или керамических компонентов (но часто имитировали деревянные постройки с керамической черепицей). [ 38 ] Эти утрамбованные земляные руины зернохранилища в крепости Хэкан (кит.: 河仓城; Пиньинь: Hécāngchéng), расположенные примерно в 11 км (7 милях) к северо-востоку от перевала Юмэнь , были построены во времена Западной Хань (202 г. до н.э. – 9 г. н.э.) и значительно перестроен во времена Западной Цзинь (280–316 гг. н. э.). [ 39 ]
В начале 20 века еще не существовало ни одного известного полностью деревянного здания династии Тан; самой старой из обнаруженных на сегодняшний день была находка 1931 года в павильоне Гуаньинь в монастыре Дуле , датированная 984 годом во времена династии Сун. [ 40 ] Позже историки архитектуры Лян Сычэн , Линь Хуэйинь, Мо Цзунцзян обнаружили, что Большой восточный зал храма Фогуан на горе Утай в Шаньси датируется 857 годом. [ 40 ] Размеры первого этажа этого монастырского зала составляют 34 на 17,66 м (111,5 на 57,9 футов). [ 41 ] Главный зал близлежащего храма Наньчан на горе Утай позже был датирован 782 годом. [ 42 ] К 21 веку было обнаружено шесть деревянных построек эпохи Тан. [ 43 ] Самая старая неповрежденная полностью деревянная пагода — это пагода храма Фогонг династии Ляо , расположенная в уезде Ин провинции Шаньси . В то время как Восточный зал храма Фогуан имеет семь типов кронштейнов , пагода храма Фогонг XI века состоит из пятидесяти четырех. [ 44 ]
Здания общественного пользования и элиты обычно состояли из земли, смешанной с кирпичами или камнями, на приподнятых платформах, что позволяло им выжить. Самое раннее подобное сооружение было во времена династии Шан ( ок. 1600–1046 гг. до н. э.). [ 45 ]
Семь форм прыжков Хань [ 46 ] Перерисовано Сидзе Реном по мотивам Лю Дуньчжэня. Потолки. Наибольший интерес представляла форма английского свода или купола. Потолок имел вид собранных из плоских балок, диагонально-опорных досок (сячэн банлян), ломаного клина с вставленной доской, шпунтовых соединений, цилиндрического или купольного свода. Большая часть этой конструкции будет выполнена из дерева. [ 30 ]
Фундамент : в большинстве зданий в качестве фундамента обычно используются приподнятые платформы (臺基). Вертикальные структурные балки могут опираться на каменные постаменты (柱础), которые иногда опираются на сваи . В строительстве низшего класса платформы строятся из утрамбованной земли, грунтовой или вымощенной кирпичом или керамикой. В простейших случаях вертикальные балки конструкции забиваются в землю. Постройки высшего класса обычно стоят на приподнятых, вымощенных камнем, утрамбованных земляных или каменных фундаментах с богато вырезанными тяжелыми каменными постаментами для поддержки больших вертикальных структурных балок. [ 19 ] Балки удерживаются на своих постаментах исключительно за счет трения и веса строительной конструкции. [ 47 ]
Каркас: деревянный каркас датируется V и VI веками и встречается в пещерных храмах, таких как Могао, Юнган, Майцзишань и Тяньлуншань. В большинстве этих пещер используется один и тот же метод: восьмигранные колонны, двухпластинчатые капители, чередующиеся кронштейны и V-образные раскосы. Будут ли включены определенные структурные опоры, полностью зависело от того, что выбирали ремесленники. За этими рисунками не было никакого символического значения. [ 30 ]
Структурные балки : Большие конструкционные балки поддерживают крышу. Древесина, обычно крупные обрезные бревна, используется в качестве несущих колонн и боковых балок. Эти балки соединяются друг с другом напрямую или, в конструкциях большего и более высокого класса, связываются с помощью кронштейнов. Эти конструкционные породы древесины широко представлены в готовых конструкциях. Точно неизвестно, как древние строители подняли колонны на место.
Структурные соединения : Деревянные рамы обычно изготавливаются с использованием столярных изделий и дюбелей , редко с использованием клея или гвоздей. Эти типы полужестких структурных соединений позволяют деревянной конструкции противостоять изгибу и кручению при сильном сжатии. [ 19 ] Структурная устойчивость повышается за счет использования тяжелых балок и крыш. [ 47 ] Отсутствие клея или гвоздей в столярных изделиях, использование нежесткой опоры, такой как дугонь , и использование дерева в качестве конструктивных элементов позволяют зданиям скользить, изгибаться и поворачиваться, поглощая при этом удары, вибрацию и сдвиги грунта в результате землетрясений без значительный ущерб. [ 19 ] Богатые украшали Дугонг ценными материалами, чтобы продемонстрировать свое богатство. Обычные люди использовали произведения искусства, чтобы выразить свою признательность дому. [ 48 ]
Стены : Навесные стены или дверные панели очерчивают комнаты или окружают здание, с общим уменьшением значения несущих стен в большинстве конструкций более высокого класса. Однако более поздние династии столкнулись с нехваткой деревьев, что привело к использованию в негосударственных или религиозных постройках несущих стен из кирпича и камня.
Крыши : Плоские крыши встречаются редко, а остроконечные крыши встречаются повсеместно. Крыши либо строятся на поперечных балках крыши, либо опираются непосредственно на вертикальные несущие балки. В строительстве более высокого класса балки крыши поддерживаются с помощью сложных систем кронштейнов типа «дугонг», которые косвенно соединяют их с основными структурными балками. [ 19 ] Три основных типа крыш:
Прямые наклонные : крыши с одним наклоном. Они наиболее экономичны и наиболее распространены в более обычных структурах.
Многонаклонные : крыши с двумя и более наклонными секциями. Такие крыши используются в постройках более высокого класса.
Широкие : крыши с плавным изгибом, поднимающимся по углам. Этот тип обычно предназначен для храмов и дворцов, хотя его также можно встретить в домах богатых людей. В первых случаях коньки крыш обычно богато украшаются керамическими фигурками.
Вершина крыши : Вершина крыши большого зала обычно увенчана гребнем черепицы и статуями в декоративных целях, а также для утяжеления черепицы для придания устойчивости. Эти гребни часто хорошо украшены, особенно для религиозных или дворцовых построек. В некоторых регионах гребни иногда расширяются или включаются в стены здания, образуя матоцян (стены в форме лошадиной головы), которые служили защитой от огня от дрейфующих углей.
Украшения крыши : Символизм можно найти в цветах карнизов, кровельных материалах и украшениях крыши. Золото/желтый – благоприятный (хороший) цвет, императорские крыши – золотые или желтые. Зеленые крыши символизируют бамбуковые валы, которые, в свою очередь, олицетворяют молодость и долголетие. [ 49 ]
Северная и западная стены, передняя камера пещеры 9, с «ионическими» капителями на северной стене, конец V века. [ 50 ] Узоры, декор, проработка и орнамент: все признаки китайской архитектуры V и VI веков. Многие пещерные храмы демонстрируют такую практику. Исследования показывают, что определенные закономерности часто повторялись в разных местах в разные династии. Также было обнаружено, что узоры, встречающиеся в искусстве Западной Азии, перекликаются с узорами, найденными в китайской древесине. [ 51 ]
Хотя из древнего Китая (т.е. до VI в. н. э.) в основном сохранились только руины кирпичных и утрамбованных земляных стен и башен, информацию о древнекитайской архитектуре (особенно деревянной) можно различить по глиняным моделям зданий, созданных в качестве погребальных предметов. Это похоже на бумажные кумирни , сожженные на некоторых современных китайских похоронах. Следующие модели были изготовлены во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.):
Гончарный дворец династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.)
Две жилые башни, соединенные мостом, керамическая миниатюра, династия Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.)
Гончарная башня династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Керамическая модель дома с двором времен династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
Гончарная башня династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Керамическая модель колодца времен династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Во времена династии Цзинь (266–420) и Шести династий миниатюрные модели зданий или целых архитектурных ансамблей часто изготавливались для украшения верхушек так называемых «ваз души» ( хуньпин ), встречающихся во многих гробницах того периода. [ 52 ]
За физическими творческими архитектурными методами Китая стоит «воображаемая архитектура». [ 53 ] Эта воображаемая архитектура отражала три основных принципа, которые несут информацию об отношениях между жителями, обществом и космосом и отражают гендерный дисбаланс власти. [ 53 ]
Первый принцип проектирования заключался в том, что китайский дом был воплощением неоконфуцианских ценностей . Этими совместными ценностями были лояльность, уважение и служение. Они были изображены через изображения поколений, пола и возраста. В отличие от западных домов, китайский дом не был частным пространством или местом, отделенным от государства. Это была община сама по себе, приютившая родственный клан по отцовской линии. В домах было обычным делом ютить «пять поколений под одной крышей». [ 53 ] Социальные концепции отражали пять взаимоотношений между «правителем и подданным, отцом и ребенком, мужем и женой, старшим и младшим братом и друзьями». [ 53 ] Подчеркнуто неравноправное соотношение начальника и подчиненного в этих отношениях. Отношения между мужем и женой были патриархальными. От мужа требовалось относиться к супруге с добротой, вниманием и пониманием.
Китайский дом представлял собой космическое пространство. Дом был спроектирован как убежище, позволяющее противостоять злым влияниям путем направления космических энергий ( ци ) и соблюдения фэн-шуй. В зависимости от времени года, астрального цикла, ландшафта, а также дизайна, ориентации и архитектурных деталей дома будет вырабатываться определенное количество энергии. Однако космическая энергия может использоваться как моральными, так и аморальными способами. Моральный путь — добавить фэн-шуй в храм местного сообщества. Фэн-шуй также можно использовать на соревнованиях, чтобы повысить ценность своего дома за счет других. Например, если кто-то построил часть своего дома вопреки нормам, его дом можно было бы считать угрозой, поскольку он безрассудно излучал космическую энергию. В одном подробном отчете разгорелась драка из-за фэн-шуй. [ 54 ]
Фэн-шуй также был встроен в дом. Симметрия, ориентация, расположение объектов и чистота были важными факторами для направления космической энергии. Даже в бедных домах чистота и порядок были очень желательны, чтобы компенсировать нехватку места. Подметание было ежедневным занятием, которое считалось очищающим действием. Китайский историк Сыма Гуан пишет: «Слуги внутренних и внешних помещений, а также наложницы встают по первому крику петуха. После расчесывания волос, умывания и одевания слуги-мужчины должны подметать залы и передний двор; швейцар и старшие слуги должны подметать средний двор, а горничные подметать жилые помещения, расставлять столы и стулья и готовиться к туалету хозяина и хозяйки». Задача уборки еще раз иллюстрирует гендерную сегрегацию в китайской семье. [ 53 ]
Дом представлял собой пространство культуры, отражающее китайский взгляд на человечество. Дом представлял собой домашнее поместье, отделенное от неодомашненного мира. Разделение обычно осуществлялось через стены и ворота. Ворота были сначала физическим барьером, а затем доской объявлений.
В доме можно было соблюдать семейные правила, разделяя воспитание жителей.
Женщин часто прятали внутри внутренних стен для выполнения домашних обязанностей, в то время как мужчины могли свободно взаимодействовать с внешним миром.
В то время как невесты попадали в неизвестную и потенциально враждебную среду, мужу «никогда не приходилось покидать своих родителей или свой дом, он знал, к какому роду и к какому ландшафту он принадлежит, с того момента, как начал понимать мир». [ 53 ] Старшие члены семьи обычно плохо относились к новым невестам. С младшими невестами могли обращаться как с неоплачиваемой прислугой и заставлять их выполнять неприятную работу по дому. Брей охарактеризовал брак как сошествие невесты в ад. «Аналогия свадебного процесса со смертью очевидна: невеста описывает себя как готовящуюся к смерти, а свадебный процесс — как переход через Желтую реку, которая является границей между этой жизнью и следующей. Она взывает к справедливости, ссылаясь на ценный и непризнанный вклад, который она внесла в свою семью, ее язык горький и несдержанный, и она даже проклинает сваху и семью своего будущего мужа. Такое оплакивание может иметь место только в доме ее родителей и должно прекратиться на полпути. в свой новый дом, когда невидимая граница будет пересечена». [ 53 ] Полноценно женщин принимали в новый дом только после рождения ребенка.
Заключение женщин также было методом контроля над их сексуальной жизнью. Заключение использовалось для предотвращения зачатия от постороннего человека, который мог бы таким образом претендовать на часть семейного богатства. Брэй утверждал, что жен часто представляли как «сплетниц-нарушителей спокойствия, стремящихся разжечь раздор между преданными братьями, что является корнем семейных разногласий, требующих строгого патриархального контроля». [ 53 ]
Мужья и жены не оставались в одной и той же комнате подолгу. В течение дня мужчины выходили на улицу или работали на учебе, избегая ненужных контактов с родственницами. Женщин обычно ограничивали внутренним периметром. При выходе за внутренний периметр они должны закрывать лицо вуалью или рукавом. И наоборот, мужчинам обычно не разрешалось входить во внутренний периметр, что давало женщинам некоторый контроль над своей повседневной жизнью.
Архитектура некоторых китайских мечетей получила влияние из-за границы, особенно во времена таких династий, как Юань и Цин , которые были более обращены вовне. [ 55 ] Приезд многих мусульманских чиновников, архитекторов и ученых из исламского мира во время династии Юань привел к притоку исламских элементов, особенно в китайских мечетях. [ 56 ]
Мечеть Чжэнхай в Нинбо — образец исламской архитектуры, появившейся в Китае во времена династии Сун. Когда арабские торговцы поселились в Нинбо, они распространили мусульманскую культуру и построили мечеть. Позже вокруг Пекина были построены мечети. [ 57 ] [ 58 ] Мечети Сианя, такие как Великая мечеть Сианя и мечеть на аллее Дасюэси, отражают схожие влияния. [ 59 ] Мечети Пекина по существу следуют нормам китайской планировки, дизайна и традиционной деревянной конструкции. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
множество миниатюрных пагод На северо-востоке Китая существует . Они были построены буддистами во времена династии Ляо (907–1125), которая поддерживала буддизм. Они разработали буддийскую архитектуру, в которой использовался кирпич. Многие такие пагоды распространились от провинции Хэбэй до Пекина и Внутренней Монголии. [ 63 ]
Деталь ворот Зеленого дворца в Улан-Баторе, Монголия, содержит китайские архитектурные влияния.
Китайская архитектура повлияла на архитектуру многих других стран Восточной Азии. Во времена династии Тан большая часть китайской культуры была импортирована соседними народами. Китайская архитектура оказала большое влияние на архитектурные стили Японии, Кореи, Монголии и Вьетнама, где восточноазиатская конструкция вальмовой и двускатной крыши распространена повсеместно. [ 2 ] [ 40 ] [ 1 ]
Китайская архитектура повлияла на архитектуру различных стран Юго-Восточной Азии. Китайские архитектурные элементы были переняты тайскими ремесленниками после того, как началась торговля с династиями Юань и Мин. Крыши храмов и дворцов выполнены в китайском стиле. Здания в китайском стиле можно найти в Аюттхае , что является данью уважения многочисленным китайским кораблестроителям, морякам и торговцам, приехавшим в страну. [ 7 ] В Индонезии , мечети можно найти несущие китайское влияние. Это влияние появилось недавно по сравнению с другими частями Азии и во многом связано с китайско-индонезийской общиной. [ 3 ]
В Южной Азии китайская архитектура сыграла значительную роль в формировании архитектуры Шри-Ланки , наряду с влиянием других частей Юго-Восточной Азии. [ 4 ] [ 6 ] Азии . Например, стиль крыши Канди во многом похож на технику вальмовой и двускатной крыши Восточной [ 64 ]
Лев -хранитель китайского происхождения также встречается перед буддийскими храмами, зданиями и некоторыми индуистскими храмами (в Непале) по всей Азии, включая Японию, Корею, Таиланд, Мьянму, Вьетнам, Шри-Ланку, Непал, Камбоджу и Лаос. [ 65 ]
Классическая архитектура Линнань используется в основном в Гуандуне и восточной половине Гуанси . Он известен использованием резьбы и скульптур для украшений, зеленого кирпича, балконов, «Холодных переулков», «Узких дверей» и многих других характеристик, адаптированных к субтропическому региону.
Зал предков Хо в Панью , Гуанчжоу ; Построенный в 14 веке, он использует обычную дверь – вторую дверь за главной, что связано с кантонской культурой фэн-шуй.
Большинство гонконгцев имеют кантонское происхождение. Таким образом, в Гонконге, естественно, много зданий в классическом стиле Линнань. На фото храм Мазу в Шек Пай Ване , Гонконг.
Архитектура Миннань, или архитектура Хоккиен , относится к архитектурному стилю народа Хокло , группы ханьцев, которые являются доминирующей демографической группой Южной провинции Фуцзянь и Тайваня . Этот стиль известен использованием крыш «ласточкин хвост» (сильно украшенных, загнутых вверх коньков крыш) и «резьбы по фарфору» для украшений. [ 66 ] Крыша «ласточкин хвост» является визитной карточкой архитектуры Хоккиена и обычно используется для религиозных зданий, таких как святыни и храмы, а также в жилых домах. В архитектуре Хоккиена преобладают украшения из резных природных элементов, таких как растения и животные, или фигур из китайской мифологии . [ 67 ]
Архитектурный стиль Теочью — это архитектурный стиль народа Теочью , происходящего из Чаошань региона провинции Гуандун . Архитектура Теочью характеризуется «кудрявыми травяными крышами» (с гребнями, загибающимися в петлю) и резьбой по дереву, а также разделяет традицию «резьбы по фарфору» с близкородственным народом Хоккиен.
В период Суй в VII веке в горах Хэбэй были вырезаны постройки. Эти сооружения имели четырехугольный план с намерением создать кубический интерьер. Столбы внутри будут восьмиугольными. Еще одна особенность включала многомиллионные окна. Плюс были прихожие , представляющие собой небольшие буддийские пещеры. [ 30 ]
Китайская Цзинь культурная зона в Шаньси и северной части Шэньси известна тем, что вырезает дома на склонах гор. Мягкая порода Лёссового плато в этом регионе является отличным изоляционным материалом.
Первые мусульмане прибыли в Синьцзян в восьмом или девятом веках нашей эры, но их присутствие стало значительным только во времена династии Юань .
Ислам пришел в провинцию Хами на востоке Синьцзяна в конце четырнадцатого века, а первая мечеть провинции была построена в 1490 году, и с 1690-х по 1932 год в этом комплексе были похоронены десять поколений мусульманских королей Хами. Мавзолейный комплекс Хами был построен в 1490 году. построен в 1840 году. Самая примечательная особенность комплекса — гробница короля Боксиера, построенная после мусульманского восстания 1867 года. [ 68 ]
из сырцового кирпича Минарет Эмин (или Сугонгта) в провинции Турфан имеет высоту 44 метра (144 фута) и является самым высоким минаретом в Китае. Снаружи башня украшена шестнадцатью узорами из текстурированного кирпича, вырезанного в замысловатых, повторяющихся, геометрических и цветочных мозаичных узорах, таких как стилизованные цветы и ромбы. Строительство минарета было начато в 1777 году во время правления императора Цяньлуна (годы правления 1735–1796) и было завершено только через год.
Эмин Минарет
Минарет Эмин (фрагмент)
Пещеры Безеклик
Гаочан
Мечеть в мусульманском районе Хами, Синьцзян, Китай, 1875 г.
Мавзолей короля Бошьера в Хами, построенный в 1867-68 гг.
^ Лян Сычэн , 12 класс, Иллюстрированная история китайской архитектуры: исследование развития ее структурной системы и эволюции ее типов , изд. Вилма Фэрбанк, Кембридж (Массачусетс): MIT Press .
^ «Двенадцать. Типичные конструктивные особенности дворцов и алтарей династии Мин в Пекине». Традиционная китайская архитектура . Издательство Принстонского университета. 31 января 2017. С. 315–348. дои : 10.1515/9781400885138-018 . ISBN 9781400885138 .
^ Чжэн, Шаньвэнь; Хан, Баолун; Ван, Данг; и Чжиюнь Оуян (2018). Экологическая мудрость и вдохновение, лежащие в основе планирования и строительства древних населенных пунктов: пример объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Хунцунь в Китае ( http://www.mdpi.com/2071-1050/10/5/1345. Архивировано 17 июня 2019 г. в Машина обратного пути ). Лицензия Creative Commons с указанием авторства 4.0.
^ Ли, Лин; Тан, Лей; Чжу, Хайхун; Чжан, Ханг; Ян, Фань; и Вэньминь Цинь (2017). Семантическое 3D-моделирование на основе CityGML для древних архитектурных крыш цифрового наследия в китайском стиле ( http://www.mdpi.com/2220-9964/6/5/132/htm. Архивировано 9 июня 2018 г. на Wayback Machine ). Лицензия Creative Commons с указанием авторства 4.0.
^ Лю, Сюйцзе (2002). «Династии Цинь и Хань» в китайской архитектуре , 33–60. Под редакцией Нэнси С. Стейнхардт. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09559-7 . Страница 55.
^ Стейнхардт, Нэнси Н. (2005). «Модель башни удовольствий», в книге «Восстановление прошлого Китая: искусство, археология и архитектура «святынь семьи У», 275–281. Под редакцией Наоми Ноубл Ричард. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета и Художественный музей Принстонского университета . ISBN 0-300-10797-8 . Страницы 279–280.
^ Ван Сюдан, Ли Цзусюн и Чжан Лу (2010). «Состояние, сохранение и укрепление перевала Юмэнь и земляных руин Хэцан возле Дуньхуана», в Невилле Агнью (редактор), « Сохранение древних мест на Шелковом пути: материалы Второй международной конференции по сохранению мест гротов, гроты Могао». , Дуньхуан, Китайская Народная Республика, 28 июня – 3 июля 2004 г. , 351–357. Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти, Фонд Дж. Пола Гетти. ISBN 978-1-60606-013-1 , стр. 351–352.
^ Перейти обратно: а б с Стейнхардт, Нэнси Шацман. «Архитектурная икона Тан и политика китайской архитектурной истории», The Art Bulletin (том 86, номер 2, 2004 г.): 228–254. Страница 228.
^ Стейнхардт, Нэнси Шацман. «Архитектурная икона Тан и политика китайской архитектурной истории», The Art Bulletin (том 86, номер 2, 2004 г.): 228–254. Страница 233.
^ Стейнхардт, Нэнси Шацман. «Архитектурная икона Тан и политика китайской архитектурной истории», The Art Bulletin (том 86, номер 2, 2004 г.): 228–254. Страница 228–229.
^ Стейнхардт, Нэнси Шацман. «Архитектурная икона Тан и политика китайской архитектурной истории», The Art Bulletin (том 86, номер 2, 2004 г.): 228–254. Страница 238.
^ Стейнхардт, Нэнси Шацман. «Ляо: архитектурная традиция в процессе становления», Artibus Asiae (том 54, номер 1/2, 1994): 5–39. Страница 13.
^ Фридман, Морис (1969). «Геомантия. Труды Королевского антропологического института». Труды Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии (1968). Лондон: Королевский антропологический институт: 5–15. дои : 10.2307/3031743 . JSTOR 3031703 .
^ Паранавитана, Сенарат; Прематиллека, Лилананда; Леув, Йоханна Энгельберта ван Лохуизен-Де (19 марта 1978 г.). Том памяти Сенарата Паранавитаны . Блестящий. ISBN 9004054553 . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г. - через Google Книги.
Лян, Ссу-чэн 1984, Иллюстрированная история китайской архитектуры: исследование развития ее структурной системы и эволюции ее типов , изд. Автор: Вилма Фэрбенкс, Кембридж (Массачусетс): MIT Press
Инь Ю Тан: китайский дом Чтобы глубже изучить древнюю архитектуру домашней жизни семьи Хуан в Китае, дом Инь Ю Тан предлагает интерактивный взгляд на типичную домашнюю архитектуру династии Цин.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 82d2fcbb3e64122d4a668d7695ff01fa__1721767080 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/fa/82d2fcbb3e64122d4a668d7695ff01fa.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Chinese architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)