Маленький
Маленький | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Мазу | ||
Упрощенный китайский | Мазу | ||
Буквальный смысл | «Мать-предок» | ||
| |||
Лин Моньян | |||
китайский | 林Лин Моньян | ||
|
Популярные имена | |||
---|---|---|---|
Granny Mazu | |||
Традиционный китайский | Мазу По | ||
Упрощенный китайский | Мазу По | ||
Буквальный смысл | Granny Mazu | ||
| |||
Царица Небесная | |||
китайский | королева небес | ||
Буквальный смысл | Небесная Императрица | ||
| |||
Небесная супруга | |||
китайский | Тяньфэй | ||
Буквальный смысл | Небесная наложница | ||
| |||
Святая Небесная Мать | |||
Традиционный китайский | Богоматерь Небесная | ||
Упрощенный китайский | Богоматерь Небесная | ||
Буквальный смысл | Небесная и Священная Мать | ||
|
Мазу или Мацу — китайская морская богиня в китайской народной религии , китайском буддизме , конфуцианстве и даосизме . Она также известна под несколькими другими именами и титулами . Мазу — обожествленная форма Линь Моньяна ( китайский : 林林默 娘 ; пиньинь : Линь Моньянг ; Пэ-э-джи : Лим Бек-ню / Лим Бяк-ню / Лим Бек-нио ), шаманки из провинции Фуцзянь, которая, как говорят, жили в конце 10 века. После ее смерти она стала почитаться как божество-покровитель китайских мореплавателей, в том числе рыбаков и моряков . Ее поклонение распространилось по прибрежным регионам Китая и зарубежным китайским общинам по всей Юго-Восточной Азии , где некоторые мазуистские храмы связаны со знаменитыми тайваньскими храмами. Традиционно считалось, что Мазу бродит по морям, защищая своих верующих посредством чудесных вмешательств. Теперь верующие считают ее могущественной и великодушной Царицей Небесной.
Поклонение Мазу популярно на Тайване, потому что многие первые китайские поселенцы на Тайване были людьми хокло из провинции Фуцзянь. Ее храмовый фестиваль является крупным событием на Тайване, причем самые крупные торжества проходят в ее храмах и вокруг них в Дацзя и Бэйгане .
Имена и титулы
[ редактировать ]В дополнение к Мазу [ 1 ] [ 2 ] или Ма-цу , что означает «предок по материнской линии». [ 3 ] "Мать", [ 4 ] «Бабушка», или «Бабушка», [ 5 ] Линь Моньяну поклоняются под другими именами и титулами:
- Мазупо [ 6 ] [ 1 ] ( упрощенный китайский : Мазу По ; традиционный китайский : Мазу По ; букв. «Бабушка Мазу») или Ма Чо По на языке хоккиен , популярное имя в провинции Фуцзянь. [ 6 ] [ 1 ]
- А-Ма, также пишется Ах-Ма (阿媽, «Мать» или «Бабушка»), популярное имя в Макао. [ 7 ]
- Линхуэй Фюрен [ 6 ] («Леди сверхъестественной благодати») — официальный титул, присвоенный в 1156 году. [ 6 ] [ 8 ]
- Линхуэй Фэй [ 6 ] («Принцесса сверхъестественной благодати»), официальный титул, присвоенный в 1192 году. [ 6 ]
- Тяньфэй («Принцесса Небесная», у кит.: Ти-фи ), [ 1 ] [ 9 ] полностью Хуго Минчжу Тяньфэй [ 6 ] («Светящая принцесса Небесная, защищающая нацию») — официальный титул, присвоенный в 1281 году. [ 6 ] [ 10 ]
- Хуго Биминь Мяолин Чжаоин Хунжэнь Пуджи Тяньфэй («Небесная принцесса, защищающая нацию и укрывающая людей, обладающая чудесным даром, блестящим резонансом, великодушной добротой и всеобщим спасением»), официальный титул, присвоенный в 1409 году. [ 8 ]
- Тяньхоу или Тяньхоу Шэнму (название, используемое в основном в материковом Китае, Гонконге и Вьетнаме), также называемое Тин Хау на кантонском диалекте, Теан Хоу на китайском языке Мин и Тхиен Хоу на вьетнамском языке ( китайский : 天后 ; букв. «Королева / Императрица Небес»). ), [ 2 ] официальный титул присвоен в 1683 году. [ 10 ]
- Тяньшан Шэнму («Святая Небесная Мать»; титул используется в основном на Тайване) [ 10 ]
- Тунсянь Линню ( упрощенный китайский : 通добродетельная леди ; традиционный китайский : 通добродетельная леди ; букв. «Достойная и эффективная леди») [ 11 ]
- Шэннюй ( китайский : 神女 ; букв. «Божественная женщина») [ 12 ]
- Чжаосяо Чуньчжэн Фудзи Ганин Шэнфэй [ 6 ] («Святая принцесса ясного благочестия, чистой веры и полезного ответа»), официальный титул, присвоенный во время правления императора Хуну династии Мин. [ 6 ]
- Гупозу ( китайский : 姑婆祖 ; горит. «Прадедушка»), неофициальный титул, используемый потомками, чья фамилия « Лин (林)», из-за того, что у них одна и та же фамилия Линь.
Хотя во многих храмах Мазу чтят ее титулы Тяньхоу и Тяньфэй, во время чрезвычайной ситуации стало традицией никогда не молиться ей под этими именами, поскольку считалось, что, услышав один из ее официальных титулов, Мазу может почувствовать себя обязанной ухаживать и одеваться должным образом. подобающей ее положению до получения петиции. Считалось, что на молитвы, призывающие ее как Мазу, ответ приходит быстрее. [ 13 ]
История
[ редактировать ]Об историческом Линь Моньяне известно очень мало. [ 3 ] Судя по всему, она была шаманкой из маленькой рыбацкой деревни на острове Мэйчжоу , входящем в состав Фуцзянь провинции уезда Путянь . [ 6 ] в конце 10 века. [ 3 ] Однако она, вероятно, жила не там, а на близлежащем материке. [ 14 ] [ а ] В эту эпоху Фуцзянь сильно китаизировался из-за притока беженцев, спасающихся от вторжений в северный Китай, и было высказано предположение, что культ Мацзу представляет собой гибридизацию китайской и местной культуры коренных народов. [ 16 ] Самое раннее упоминание о ее культе датируется двумя столетиями позже, в надписи 1150 года, в которой упоминается, что «она могла предсказать удачу и неудачу человека» и «после ее смерти люди воздвигли для нее храм на ее родном острове». [ 3 ]
Легенда
[ редактировать ]Легенды о жизни Линь Моньяна получили широкое распространение к XII веку. [ 3 ]
Говорят, что она родилась во времена правления цюаньчжоуского военачальника Лю Цунсяо ( ум . 962) в Королевстве Мин . [ 3 ] что в конечном итоге превратилось в конкретную дату 23-го дня третьего месяца китайского лунного календаря. [ 11 ] [ б ] в 960 году нашей эры, в первый год Песни . [ с ] позднего Минского периода ее рождение было отнесено к гораздо более раннему периоду, в 742 году. в «Великом сборнике трех учений о происхождении, развитии и исследованиях божественного» Однако [ 19 ]
Ранние источники говорят о ней как о «мисс Лин»; ее имя Мо («Безмолвный») [ 20 ] или Мониан («Безмолвная девушка») появились позже. Говорят, что он был выбран, когда она не плакала во время родов. [ 4 ] или в течение первого месяца после этого; она оставалась тихим и задумчивым ребенком даже в четыре года. [ 20 ] Говорили, что она была шестой [ 4 ] или седьмая дочь Линь Юаня ( 林 願 ). Его теперь обычно вспоминают как одного из местных рыбаков, [ 4 ] хотя издание 1593 года «Записей об исследованиях божественного» сделало его главным военным инспектором Путиана. [ 10 ] Семья была полезной и популярной в своей деревне. [ 4 ] Поздние легенды, призванные оправдать присутствие Мазу в буддийских храмах, гласили, что ее родители молились Гуаньинь о сыне, но получили еще одну дочь. [ 4 ] По одной из версий, ее матери приснилось, что Гуаньинь дала ей волшебную таблетку, вызывающую беременность, и, проснувшись, обнаружила, что таблетка все еще у нее в руке; [ 4 ] Вместо того, чтобы родиться обычным способом, Мазу выстрелила из своей матери при рождении в виде ароматной вспышки красного света. [ 20 ] Говорят, что Гуаньинь была особенно предана Мазу или даже воплощалась как Мазу; [ 21 ] [ 22 ] Со своей стороны, Мазу, как говорят, была очарована статуей Гуаньинь в храме, который она посещала в детстве, после чего она стала ярой буддисткой. [ 20 ]
Сейчас часто говорят, что она изучала религиозную литературу. [ 23 ] освоить Конфуция к 8 годам и основные буддийские сутры к 11 годам. [ 5 ] Отчет о благословениях, явленных Царицей Небесной китайский : 天 FeiXianShengLu ( традиционный пиньинь упрощенный китайский 天 FeiXianShengLu ; ; : Tiānfēi : Линь Xiώnshèng Lù ), собранный ее предполагаемыми потомками Яоюй ( 林 尧 俞 ; 林 尧 Yu ; Lín Yáoyú ; fl 1589 . ) и Линь Линьчан ( 林 麟 绻 ; Lín Línchàng ; фл. 1670 ) утверждали, что, будучи еще девочкой, ее посетил даосский мастер (в другом месте буддийский монах ) [ 20 ] по имени Сюаньтун ( 玄 通 ; Сюаньтун ), которая осознала свою природу Будды . К 13 годам она освоила книгу знаний, которую он ей оставил ( 玄玄微 袐 法 ; Xuánwēi Bìfώ ). [ 8 ] и обрел способность видеть будущее и посещать места духом без путешествий. [ 20 ] Она также могла проявлять себя на расстоянии и использовала эту силу, чтобы посещать сады в окружающей сельской местности, хотя она спрашивала разрешения у владельцев, прежде чем собирать цветы, чтобы забрать их домой. [ 20 ] Хотя она начала плавать только в относительно позднем возрасте, в 15 лет, вскоре она преуспела в этом. Говорят, что она стояла на берегу в красной одежде, чтобы проводить рыбацкие лодки домой, несмотря на суровую или опасную погоду. Она встретила даосского бессмертного у фонтана. [ 20 ] в шестнадцать лет и получил амулет [ 8 ] или две бронзовые таблички, которые она перевела [ 20 ] или использовали для изгнания демонов , для исцеления больных, [ 5 ] и предотвратить катастрофы. [ 20 ] Говорят также, что она вызывала дождь во время засухи. [ 23 ]
Основная легенда Мазу связана с тем, что она спасла одного или нескольких членов своей семьи, когда они были застигнуты врасплох во время тайфуна , обычно когда ей было 16 лет. [ 23 ] Он проявляется в нескольких формах. В одном случае женщины дома боялись, что Линь Юань и его сын заблудились, но Мазу впала в транс, ткая на своем ткацком станке . Ее духовная сила начала спасать мужчин от утопления, но мать разбудила ее, заставив уронить брата в море. Отец вернулся и рассказал другим жителям деревни о чуде; эта версия истории сохранилась на фресках в Фэнтине в провинции Фуцзянь. [ 22 ] Один из вариантов состоит в том, что ее братья были спасены, но ее отец погиб; [ 23 ] Затем она провела три дня и ночи в поисках его тела, прежде чем нашла его. [ 13 ] Другая версия — все мужчины благополучно вернулись. [ 23 ] Другая версия заключается в том, что Мазу молился Гуаньинь; во-вторых, она спала и помогала своей семье во сне. [ 21 ] Еще одна причина заключается в том, что экипажем лодок были ее четыре брата, и что она спасла троих из них, соединив их лодки вместе, а старший погиб из-за вмешательства ее родителей, которые приняли ее транс за припадок и разбудили ее. [ 19 ]
В более ранних записях Мазу умер незамужним в возрасте 27 или 28 лет. [ 3 ] (Ее безбрачие иногда приписывали обету, который она дала после потери брата в море.) [ 19 ] Дата ее кончины в конечном итоге стала конкретной датой Фестиваля Двойной Девятки в 987 году. [ 24 ] то есть ей 27 лет по западным меркам и 28 лет по традиционным китайским данным. Говорили, что она умерла в медитации. [ 19 ] хотя в некоторых источниках она не умерла, а в одиночестве поднялась на гору и вознеслась на Небеса как богиня. [ 23 ] в луче яркого света. [ 24 ] В других случаях она умерла, протестуя против нежелательной помолвки. [ 3 ] Третий относит ее смерть к 16-летнему возрасту, утверждая, что она утонула после того, как измотала себя в неудачной попытке найти пропавшего отца. [ 23 ] подчеркивая ее сыновнюю почтительность . [ 8 ] Затем ее труп выбросило на берег острова Нанган , где сохранилось захоронение, предположительно принадлежащее ей.
Мифы
[ редактировать ]Помимо легенд, окружающих ее земную жизнь, Мазу фигурирует в ряде китайских мифов .
В одном из них демоны Цяньлиан («Глаз Тысячи миль») и Шуньфэнъэр («Следующее за ветром Ухо») влюбились в нее, и она призналась, что выйдет замуж за того, кто победит ее в бою. Однако, используя свои навыки боевых искусств , она подчинила их обоих и, подружившись, наняла их в качестве своих генералов-опекунов. [ 25 ]
В книге Tàishang Lǎojūn 上( даосского канона ) Shuō дел ( 上чудесных ) Нефритовая Tiānfēi женщина Нефритовая Jiùkǔ Língyàn Jīng принесенная Мяо Син девушка ) — звезда из Большой Медведицы, на землю Лаоцзюнем , божественной формой Лаоцзы , чтобы показать свое сострадание к тем, кто может погибнуть в море. Она воплощается как Мазу и клянется не только защищать моряков, но и наблюдать за всеми аспектами жизни и смерти, оказывая помощь любому, кто может обратиться к ней. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Поклонение
[ редактировать ]Одетая в красное, она демонстрирует свою божественную силу.
В четвертый год правления Сюаньхэ императора Хуэйцзуна династии Сун, при циклических знаках Жэнь Инь (1122 г.), управляющий секретарь Лу Юнди получил приказ отправиться с миссией в Корею. На пути через Восточное море он попал в ураган. Из восьми кораблей семь потерпели крушение. Только корабль Лу не перевернулся в бурных волнах. Когда он горячо молился небесам о защите, он увидел, как над мачтой появилась богиня. Одетая в красное, она сидела неподвижно в формальной манере. Лу поклонился и попросил защиты. Посреди бурлящего моря ветер и волны внезапно утихли, и Лу был спасен. Вернувшись из Кореи, он рассказал всем свою историю. Господин, охраняющий праведность, Ли Чжэнь, человек, долгое время посещавший (Шэн)дунь, рассказал ему все о милосердных явлениях святой царевны. Лу сказал: «В этом мире только мои родители всегда проявляли бесконечную доброту. Однако, когда в ходе моей бродячей жизни я почти оказался на грани смерти, даже мои отец и мать, несмотря на их предельная родительская любовь могла помочь мне, а божественная девушка, просто дыша, смогла дотянуться до меня. В тот день я действительно получил дар возрождения». Когда Лу сообщил о своей миссии суду, он почтил память милосердного явления богини. Он получил приказ разрешить использование слов «Плавный переход» на храмовой табличке, перечислять налоги с полей храма и делать храмовые подношения в Цзянкоу.
- Тяньфэй Сяньшэн Лу (начало 17 века) о встрече Лу Юнди с богиней [ 26 ]
Мазуизм впервые засвидетельствован у Хуан Гунду ок . 1140 г. Поэма «О святилище Плавной переправы». [ 27 ] ( Сюндзи Храм ) ; Сюндзи Храм ; , который считал Сюнджи Мяо ее черной и заблудшей шаманкой, чье продолжающееся влияние было необъяснимым. [ 28 ] Он отмечает, что ее преданные танцевали и пели вместе и со своими детьми. [ 29 ] Вскоре после этого надпись Ляо Пэнфэя ( 廖鵬飛 ) 1150 года в деревне Нинхай (ныне деревня Цяодоу ) в Путяне была более уважительной. [ 3 ] [ д ] В нем говорится, что «после ее смерти люди воздвигли ей храм на ее родном острове». [ 3 ] и что Храм Священного Кургана ( 聖 墩 廟 ; 圣 墩 庙 ; Шэндун Мяо ) был построен в 1086 году после того, как некоторые люди в Нинхае увидели его светящимся и обнаружили чудесный старый плот. [ 27 ] или пень, [ 28 ] и испытал видение «богини Мэйчжоу». [ 27 ] [ и ] Это сооружение было переименовано в Храм Плавного Пересечения императором Сун Хуэйцзуном в 1123 году после того, как его посланник Лу Юнди ( 路 允 迪 ; Лу Юнди ) был чудесным образом спасен во время шторма годом ранее, когда находился с официальной миссией, чтобы выразить почтение двору Корё после смерти короля Еджона . [ 27 ] и заменить династию Ляо в качестве формальных сюзеренов, наделив своего преемника Инджуна . [ 32 ] [ ж ]
Впоследствии поклонение ей распространилось: Ли Цзюньфу начала XIII века Путянь Биши записывает храмы в Мэйчжоу, а также в Цяодоу, Цзянкоу и Байху. [ 33 ] К 1257 году Лю Кэчжуан отмечал, что «в больших торговых городах и маленьких деревнях Путяня есть… святыни принцессы» и что они распространились на Фэнтин на юге. [ 31 ] К концу династии Сун в Мацзу существовал как минимум 31 храм. [ 34 ] достигнув, по крайней мере, Шанхая на севере и Гуанчжоу на юге. [ 31 ]
Сила богини, действительно проявлявшаяся в прежние времена, в изобилии проявилась в нынешнем поколении. Посреди бурных вод случилось так, что во время урагана вдруг был замечен божественный фонарь, сияющий на верхушке мачты, и как только появился этот чудесный свет, опасность утихла, так что даже при опасности опрокинуться успокоился и понял, что нет причин для страха.
- Адмирал Чжэн Хэ и его соратники (надпись Чанлэ, начало 15 века) о том, как они стали свидетелями божественного фонаря богини, который олицетворял природное явление - огонь Святого Эльма. [ 35 ]
По мере распространения мазуизма он начал поглощать культы других местных шаманок, таких как две другие из Сянью . «Трех принцесс» [ 36 ] и даже некоторые меньшие морские и сельскохозяйственные боги, в том числе Лю Миан. [ 31 ] и Чжан Небесный наставник. [ 36 ] К 12 веку она уже стала хранительницей народа Цяодоу, когда тот пострадал от засухи, наводнения, эпидемии, пиратства . [ 36 ] или бандитизм. [ 5 ] Она защищала женщин во время родов [ 29 ] и помог с зачатием . [ 5 ] Как покровительница морей, ее храмы были одними из первых, воздвигнутых прибывшими из-за границы китайцами , поскольку они благодарили за благополучный переход. Несмотря на свое исламское воспитание, адмирал и исследователь династии Мин Чжэн Хэ выразил благодарность Мацзу за защиту одного из его путешествий, что привело к новому титулу в 1409 году. [ 8 ] Он покровительствовал храмам Мацзу в Нанкине и убедил императора Юнлэ построить городской дворец Тяньфэй ; Благодаря императорскому покровительству и видному расположению в южной столице империи, он долгое время был крупнейшим и самым статусным центром мазуизма в Китае. Во время Южного Мин сопротивления Цин , Мазу помог Коксинга армии захватить Тайвань у голландцев ; Позже сообщалось, что она лично помогла некоторым людям Ши Лана победить Лю Госюаня при Пэнху в 1683 году, положив конец независимому королевству потомков Коксинга и поставив Тайвань под контроль Цин. [ 24 ] Дворец принца династии Мин Чжу Шугуй был преобразован в Тайнане в Великий храм Мацу , который первым стал носить новый титул «Небесной императрицы». [ нужна ссылка ]
В позднем императорском Китае моряки часто несли с собой изображения Мазу, чтобы обеспечить безопасную переправу. [ 23 ] Некоторые лодки до сих пор несут на носу небольшие святыни. [ 5 ] Обереги Мазу также используются в качестве лекарств, в том числе как мази для ног с волдырями. [ 37 ] Еще в 19 веке правительство Цин официально приписало ее божественное вмешательство победу над французами в районе Тамсуй в 1884 году во время китайско-французской войны и особо почтило ее городской храм , который служил генерала Сунь Кайхуа штаб-квартирой . во время боевых действий. [ 13 ] Когда американские войска бомбили Тайвань во время Второй мировой войны, Мазу, как говорили, перехватывал бомбы и защищал людей. [ 38 ]
Сегодня мазуизм практикуется примерно в 1500 храмах в 26 странах мира, в основном в синосфере или в зарубежных китайских общинах, таких как преимущественно хоккиенские Филиппины . Из этих храмов почти 1000 находятся на Тайване . [ 39 ] Это вдвое больше, чем 509 храмов, зарегистрированных в 1980 году, и более чем в дюжину раз больше, чем число храмов, зарегистрированных до 1911 года. [ 1 ] Эти храмы обычно считаются даосскими, хотя некоторые из них считаются буддистскими. [ 10 ] более 90 В Гонконге храмов Мазу . В материковом Китае мазуизм формально классифицируется как культ вне буддизма и даосизма , хотя многочисленные буддийские, конфуцианские и даосские храмы включают в себя ее святилища. Поклонение ей обычно разрешено, но не поощряется: большинство сохранившихся храмов сосредоточено вокруг Путяня в провинции Фуцзянь. Включая двадцать на острове Мэйчжоу, их более ста в префектуре и еще 70 в других местах провинции, в основном в поселениях вдоль ее побережья. более 40 храмов В Гуандуне и Хайнане и более 30 в Чжэцзяне и Цзянсу , но многие исторические храмы сейчас рассматриваются как музеи и управляются местными парками или культурными агентствами. С начала 2000-х годов были разрешены паломничества из Тайваня в храмы в провинции Фуцзянь, особенно в храм в Юнчуне , где тайваньскому храму Синган Мацзу было разрешено открыть филиал храма. [ 40 ] Храм А-Ма на острове Макао , вероятно, является источником своего названия на португальском и английском языках; Исторический и охраняемый храм Тин Хау в Козуэй-Бэй в Гонконге является источником названия района Тин Хау от кантонского произношения одного из титулов Мазу, «Императрица Небес». Храм Мазу в Мельбурне — крупнейший китайский храм в Австралии . [ нужна ссылка ]
крупный проект по строительству самой высокой в мире статуи Мазу в Танджунг Симпанг Менгаяу в Кудате , Борнео официально запустила Компания Sabah . Статуя должна была быть высотой в 10 этажей, но была отменена из-за протестов мусульман Сабаха и политического вмешательства. [ 41 ]
Неофициальные центры паломничества верующих Мацзу включают остров Мэйчжоу, храм Чжэньлань в Тайчжуне на Тайване и храм Сяньлян в гавани Сяньлян, Путянь . Вместе с островом Мэйчжоу храм Сяньлян считается самым священным местом Мацзу, чья предполагаемая смерть произошла на берегу гавани Сяньлян. Церемония, на которой присутствуют паломники из разных провинций Китая и Тайваня, посвящена этому легендарному событию каждый год в октябре. [ 40 ]
Паломничества
[ редактировать ]Главный храмовый праздник в мазуизме — традиционный день рождения Линь Моньяна в 23-й день 3-го месяца китайского лунного календаря. На Тайване два крупных паломничества в ее честь совершаются : паломничество Дацзя Мазу и паломничество Байшатун Мазу . Во время обоих фестивалей паломники проходят более 300 километров, чтобы нести носилки со статуями богини между двумя храмами. [ 42 ] [ 43 ] Другой крупный фестиваль проходит вокруг храма Тяньхоу в Лукане . [ 44 ] В зависимости от года фестивальный день Мазу может приходиться уже на середину апреля или уже на середину мая. [ 45 ]
Годовщина ее смерти или предполагаемого вознесения на Небеса также отмечается, обычно в Праздник двойной девятки (девятый день девятого месяца лунного календаря). [ 10 ]
Операции влияния КПК
[ редактировать ]Рабочий отдел Объединенного фронта Центрального комитета ( Коммунистической партии Китая КПК) использует Мацзу как инструмент для пропаганды объединения Китая . [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] По словам академика Чан Гуй-мина из Национального университета Тайваня , КПК создала версию, что она является поборником китайской народной религии , и Мацзу стал частью этой истории. [ 47 ] В 2011 году генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин поручил руководителям «в полной мере использовать» Мацзу для усилий по объединению Китая. [ 48 ] Храмы на Тайване, особенно в сельской местности, были наиболее заметными объектами операций влияния, поскольку они являются местом встреч видных местных деятелей, а финансовые пожертвования храмам остаются нерегулируемыми. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
В искусстве
[ редактировать ]После ее смерти Мазу запомнили как девушку, которая носила красное платье и бродила по морям. [ 6 ] В религиозной скульптуре она обычно одета в наряд императрицы и украшена такими аксессуарами, как церемониальная табличка ху и императорский колпак с плоским верхом (冕冠, мяньгуань ) с рядами бус ( лю ), свисающими с спереди и сзади. [ 54 ] Ее храмы обычно защищают боги дверей Цяньлиян (千里眼) и Шуньфэнъэр (順風耳). Они различаются по внешнему виду, но часто являются демонами: красный Цяньлиан с двумя рогами и двумя желтыми сапфировыми глазами и зеленый Шуньфэн'эр с одним рогом и двумя рубиновыми глазами. [ 25 ]
Линь Монян (2000), небольшой телесериал на фуцзяньском языке , представлял собой инсценировку жизни Мацзу как смертного. Мазу ( 海之傳說媽祖 , 2007) — тайваньский полнометражный анимационный фильм китайской компании Cartoon Production Co., изображающий ее жизнь шаманки и богини. Директор по производству Тэн Цзяо признал ограниченную привлекательность внутреннего рынка: «Если бы молодые люди были нашей основной целевой аудиторией, мы бы вообще не рассказывали историю Мазу, поскольку они не обязательно интересуются древней легендой[;] они также не лояльны к продукции, произведенной на Тайване». Вместо этого «когда вы смотрите на глобальные рынки, иностранные покупатели всегда задают вопрос: что может лучше всего представлять Тайвань». «Мазу » с историей о «волшебной девушке и двух милых приятелях [богах дверей Мацзу Цяньлиян и Шуньфэн'эр], приправленная сильным местным колоритом», вместо этого была разработана с намерением привлечь международные рынки, заинтересованные в Тайване. [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]- Список храмов Мазу по всему миру
- Король Драконов
- я остановился
- Храмы Тин Хау в Гонконге
- Хун Шинг Йе ( Хун Шинг Йе )
- Цяньлиян и Шуньфэнъэр
- Королева-мать Запада
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Возможно, она тоже родилась на материке. [ 15 ]
- ^ Иногда это ошибочно переводится на английский как «23 марта», например, в Университета Фучжоу обзоре храма Мэйчжоу . [ 17 ]
- ↑ Совпадение даты, засвидетельствованное только в поздних источниках, часто подвергается сомнению современными учёными, такими как Кларк . [ 18 ]
- ^ Надпись, озаглавленная «Шэндунь Цзумяо Чунцзянь Сюньцзи Мяо Цзи» ( 圣庐Умиао перестроила храм Сюньцзи ), сохранилась в генеалогии семьи Ли ( 百堂李家genogenealogy , Байтан Лиши Цзупу ), и ее легитимность иногда подвергается сомнению. [ 28 ] Он был полностью переведен на английский язык Клаасом Руитенбеком . [ 30 ]
- ↑ Позже аналогичная история распространилась относительно основания храма в Фэнтинге. [ 31 ]
- ↑ В официальном отчете о путешествии чудо приписывают ныне забытому « Богу Янью в Фучжоу », обожествленной форме старшего сына Чэнь Яня , военачальника 9-го века в этом регионе. [ 27 ] Однако считается, что легендарный рассказ о том, что Мазу спас только один из кораблей Лу, был ошибочным, и большинство или все из них выжили, а их торговые команды Фуцзянь приписывают свое выживание различным местным божествам, включая «Божественную госпожу» Нинхая. [ 12 ] на предположительно путианском корабле Ли Чжэня. [ 33 ] Храм Яньюй получил титул «Проявленные заслуги» ( чжаоли ) от двора Сун примерно в то же время, когда он чтил святилище Нинхай. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Больц (1986) , с. 211.
- ^ Jump up to: а б Ирвин (1990) , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк (2007) , с. 203 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Юань (2006) , стр. 122 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джуффрида (2004) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Дуйвендак (1938) , с. 344.
- ^ Боско и Хо (1999) , с. 9
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Больц (2008) , с. 743 .
- ^ Дрейер 2007 , 148.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Больц (2008) , с. 741 .
- ^ Jump up to: а б Су (1990) , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Кларк (2007) , с. 205 .
- ^ Jump up to: а б с «翌天昭佑» , Битва у Рыбацкой пристани , Гонконг: Blogspot, 2009 г., заархивировано из оригинала 29 ноября 2016 г. , получено 29 ноября 2016 г. (по-английски)
- ^ Кларк (2006) , с. 224.
- ^ Кларк (2015) , с. 126 .
- ^ Кларк (2015) , стр. 131–2 .
- ^ «Храм Мачжу в Мэйчжоу» , провинция Фуцзянь , Фучжоу: Университет Фучжоу, 1999 г., архивировано с оригинала 18 февраля 2005 г.
{{citation}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) . - ^ Кларк (2015) , стр. 130–1 .
- ^ Jump up to: а б с д Больц (2008) , с. 742 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Юань (2006) , с. 123 .
- ^ Jump up to: а б Ирвин (1990) , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Руитенбек (1999) , с. 316.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крук (2014) , с. 32 .
- ^ Jump up to: а б с Юань (2006) , стр. 124 .
- ^ Jump up to: а б Руитенбек (1999) , с. 319.
- ^ Перевод в Руитенбеке, 1999 г. , с. 283.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк (2007) , с. 204 .
- ^ Jump up to: а б с Кларк (2015) , с. 127 .
- ^ Jump up to: а б Кларк (2015) , с. 129 .
- ^ Руитенбек (1999) , стр. 312–5.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк (2007) , с. 207 .
- ^ Шоттенхаммер, Анджела; и др. (2006), Восприятие морского пространства в традиционных китайских источниках , Экономические и социокультурные исследования Восточной Азии: Морская история Восточной Азии , Vol. 2, Висбаден: Harrassowitz Verlag, с. 81 .
- ^ Jump up to: а б Кларк (2007) , с. 206 .
- ^ Шу (1996) .
- ^ Перевод на Нидхэм, Джозеф (1959). Наука и цивилизация в Китае, Том 3 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 558. ИСБН 0-521-05801-5 .
- ^ Jump up to: а б с Кларк (2007) , с. 208 .
- ^ Чжан (1993) , с. 145.
- ^ Расширенная версия исторической карты Тайваня. [ Исторические карты Тайваня, расширенное и исправленное издание ] (на китайском языке (Тайвань)). Тайбэй : Национальный музей истории Тайваня . Февраль 2018. с. 43. ИСБН 978-986-05-5274-4 .Мазу
пришел на помощь в войне {...} В конце японской оккупации американские военные интенсивно бомбили Тайвань, и ходили истории о том, что Мазу появлялся в виде духа, чтобы принимать бомбы и защищать людей.
- ^ Сантьяго, Эрин де, «Мазу (Мацу), китайская богиня моря» , Чем заняться , Путешественник, заархивировано из оригинала 23 сентября 2014 г. , получено 23 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Чанг, Сюнь (31 декабря 2017 г.), Куо, Чэн-тянь (редактор), «13. Множественные религиозные и национальные идентичности: паломничества Мацзу через Тайваньский пролив после 1987 года», Религия и национализм в китайских обществах , Amsterdam University Press , стр. 373–396, дои : 10.1515/9789048535057-015 , ISBN 978-90-485-3505-7 , JSTOR j.ctt1zkjzkd.17
- ^ Лим Кит Сианг (31 декабря 2007 г.). «Спор о статуе Мазу следует решать не только за столом переговоров» . Малайзия-сегодня.net. Архивировано из оригинала 29 августа 2014 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ «Паломничество Мазу из храма Чжэньлань, Дацзя» . Тайваньские боги . Министерство внутренних дел. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Пешеходное паломничество Байшатун-Мазу» . Тайваньские боги . Министерство внутренних дел. Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Килинг, Стивен (2013), «День рождения Мазу» , «Грубый путеводитель по Тайваню» , «Rough Guides», ISBN 9781409350613 .
- ^ «Таблица преобразования григорианско-лунного календаря» , Гонконгская обсерватория , Гонконг: Правительство специального административного района Гонконг, 2015 г., заархивировано из оригинала 24 февраля 2011 г. , получено 23 сентября 2021 г.
- ^ Фонг, Брайан CH; Цзе-мин, Ву; Натан, Эндрю Дж. (30 декабря 2020 г.). «Влияние Китая на религии Тайваня». Ин Фонг, Брайан Ч.; У, Цзе-мин; Натан, Эндрю Дж. (ред.). Влияние Китая и перетягивание каната между центром и периферией в Гонконге, Тайване и Индо-Тихоокеанском регионе (1-е изд.). Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж, 2021 г.: Рутледж. дои : 10.4324/9781003088431-19 . ISBN 978-1-003-08843-1 . S2CID 229424691 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Китай надеется, что Мазу, морская богиня, поможет ему завоевать Тайвань» . Экономист . 15 июня 2023 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г.
Чиновники в Пекине надеются, что Мазу поможет им другим способом. Рабочий отдел Объединенного фронта, отделение Коммунистической партии, задачей которого является усиление влияния Китая за рубежом, рассматривает богиню как инструмент для завоевания сердец и умов тайваньцев. Мацзу — или Линь Моньян, как она была известна до того, как стала богиней, — родом из небольшой рыбацкой деревни на острове Мэйчжоу в провинции Фуцзянь. Сегодня верующие совершают паломничество к храму ее предков. Это полезно для Китая, который поддерживает культурные обмены с Тайванем, связанные с Мазу, с конца 1990-х годов. Местные отделения Объединенного фронта открыто говорят об использовании Мазу для «укрепления патриотических сил объединения Тайваня». Если они смогут превратить любовь Тайваня к Мазу в любовь к родине, это облегчит мирное возвращение Тайваня под власть материка.
- ^ Jump up to: а б «Атеистическая Коммунистическая партия Китая поощряет народную религию» . Экономист . 19 сентября 2019 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 16 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г.
В 2011 году Си Цзиньпин призвал чиновников «в полной мере использовать» Мазу, чтобы добиться расположения тайваньцев, большинство из которых имеют родственные связи с материком.
- ^ Грут, Джерри (24 сентября 2019 г.). «Большой объединенный фронт КПК за рубежом» . Синопсис . Карлов университет . Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 года . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ «Дворцы и храмы Коммунистической партии Китая, проникшие в культуру Мацзу, также стали инструментами Объединенного фронта - Политика» Архивировано ( на китайском языке, 3 мая 2023 г.). из оригинала 16 июня 2023 г. Проверено 16 июня 2023 г. .
- ^ Помфрет, Джеймс; Ли, Имоу (21 декабря 2023 г.). «Китай использует религию «богини мира» Мазу в качестве оружия на выборах в Тайване» . Рейтер Получено 21 , декабря
- ^ Вонг, Тесса; Чанг, Джой (29 декабря 2023 г.). «Поклонники оказались между Китаем и Тайванем» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Китай нацелился на тайваньские храмы, а поклонники Мацу участвуют в операциях по влиянию» . Радио Свободная Азия . 10 января 2024 года. Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Руитенбек (1999) , с. 318.
- ^ Хо И, «Хороший, плохой и божественный» , Taipei Times , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. , получено 9 декабря 2005 г.
Библиография
[ редактировать ]- Больц, Джудит Маги (1986), «В честь Тянь-фэя», Журнал Американского восточного общества , том. 106, Синологические исследования, стр. 211–232, номер документа : 10.2307/602373 , JSTOR 602373 .
- Боско, Джозеф; Хо, Пуай-пэн (1999), Храмы Императрицы Небесной , Гонконг: Oxford University Press, ISBN 9780195903553
- Больц, Джудит Маги (2008), «Мазу» , Энциклопедия даосизма , том. II, Абингдон: Рутледж, стр. 741–744, ISBN. 9781135796341 .
- Кларк, Хью Р. (2006), «Религиозная культура Южной Фуцзянь, 750–1450: Предварительные размышления о контактах через морскую границу» (PDF) , Asia Major , vol. XIX, Тайбэй: Институт истории и филологии, заархивировано (PDF) с оригинала 26 ноября 2016 г. , получено 28 ноября 2016 г.
- Кларк, Хью Р. (2007), Портрет сообщества: общество, культура и структуры родства в долине реки Мулан (Фуцзянь) от позднего Тан до Сун , Гонконг: Издательство Китайского университета, ISBN 978-9629962272 .
- Кларк, Хью Р. (2015), «Что делает китайского бога? или Что делает бога китайцем?», Имперский Китай и его южные соседи , Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 111–139, ISBN 9789814620536 .
- Крук, Стивен (2014), «Мазу» , Тайвань (2-е изд.), Чалфонт-Сент-Питер: Путеводители Брэдта, стр. 32–33, ISBN 9781841624976 .
- Дрейер, Эдвард Л. (2007), Чжэн Хэ: Китай и океаны в эпоху ранней династии Мин, 1405–1433 гг. , Нью-Йорк: Пирсон Лонгман, ISBN 9780321084439 .
- Дуйвендак, Ян Юлиус Лодевийк (1938), «Истинные даты китайских морских экспедиций в начале пятнадцатого века», T'oung Pao , vol. XXXIV, Брилл, стр. 341–413, номер документа : 10.1163/156853238X00171 , JSTOR 4527170 .
- Джуффрида, Ноэль (2004), «Тяньхоу» , «Святые люди мира » , том. II, Санта-Барбара: ABC Clio, ISBN 9781576073551 .
- Ирвин, Ли (1990), «Божественность и спасение: Великие богини Китая», Азиатские фольклорные исследования , том. 49, Университет Нанзан, стр. 53–68, номер документа : 10.2307/1177949 , JSTOR 1177949 .
- Руитенбек, Клаас (1999), «Мазу, покровительница моряков, в китайской живописи», Arts of Asia , vol. 58, Издательство Arts of Asia, стр. 281–329, номер документа : 10.2307/3250021 , JSTOR 3250021 .
- Шу, Тенджун (1996), Массо до Тюгоку но Минкен Синко Мазу и китайские народные верования (на японском языке), Токио: Хейка Шуппанша, ISBN 9784892032745 .
- Су Кхин Ва (1990), «Культ Мазу на полуострове Малайзия», Сохранение и адаптация традиций: исследования китайского религиозного выражения в Юго-Восточной Азии , Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии, Колумбус: ОГУ Департамент антропологии , стр. 29– 51, ISSN 0217-2992 .
- Юань Хайван (2006), «Мазу, богиня-мать моря» , «Волшебный лотосовый фонарь и другие сказки ханьцев » , Всемирная фольклорная серия, Вестпорт : Libraries Unlimited, ISBN 9781591582946 .
- Чжан Сюнь (1993), Подношение благовоний и получение магической силы Ци: Паломничество Мацзу (Небесной Матери) на Тайване (диссертация, доктор философии в антропологии), Беркли: Калифорнийский университет, OCLC 31154698 .
- Маленький
- Бодхисаттвы
- Буддизм в Китае
- Конфуцианство в Китае
- Даосизм в Китае
- Божества в китайской народной религии
- Буддийские богини
- Китайские богини
- Матери-богини
- Морские и речные богини
- даосские божества
- Народный святой
- Инвеститура персонажей Богов
- Персонажи «Путешествия на Запад»
- Нематериальное культурное наследие человечества
- Божества-покровители
- Обожествленные китайские женщины
- Даосизм в Гуандуне