Jump to content

Хоккиенская культура

Каменная статуя Лаоцзы («Ло-цу» на языке хокло) на горе Цинъюань в Цюаньчжоу , Фуцзянь, Китай.

Культура Миннан или культура Хоккиен/Хокло ( Hokkien Pe̍h-ōe-jī : Bân-lâm bûn-hòa; китайский : 閩南 文化 ), также считающаяся основной южной культурой Мин , относится к культуре народа Хокло , группы ханьцев. Китайцы, которые исторически были доминирующей демографической группой в провинции Фуцзянь (называемой «Хоккиен» на языке хокло) в Южном Китае , на Тайване и в некоторых зарубежных китайских общинах в Юго-Восточной Азии , таких как Сингапур , Малайзия , Филиппины , Индонезия , Мьянма , Южный Таиланд , Камбоджа , Южный Вьетнам и т. д.

На эту культуру повлияли культуры Миньюэ (ветвь народа байюэ , населявшая Хоккиэн до китаизации региона), Центральной равнины Китая (особенно во времена династий Тан и Сун ) и Японии (поскольку Тайвань был бывшим Японская колония ). [1] [2] [3] Он включает в себя язык хокло и связанную с ним архитектуру, народное искусство, кухню и большое количество фольклора. С 17 века культура хоккиен распространилась вместе с иммиграцией хокло на Тайвань, Сингапур, Малайзию, Филиппины, Индонезию, Мьянму, Южный Таиланд, Камбоджу, Южный Вьетнам и т. д. Ее влияние сегодня можно увидеть в тайваньской поп-культуре, в результате чего она стала влиятельная культурная сила на Тайване, в Южной Фуцзянь, Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии, Мьянме, Южном Таиланде, Камбодже, Южном Вьетнаме и т. д.

Сама провинция Фуцзянь демонстрирует значительное лингвистическое и культурное разнообразие: языки минского китайского языка , на которых говорят по всей провинции Фуцзянь, имеют несколько диалектов, которые в лучшем случае имеют ограниченную взаимопонимание друг с другом. [4] Основное внимание в этой статье уделяется культуре южной провинции Фуцзянь (вокруг городов Сямэнь и двух городов под названием Чинчью ), области, где говорят на языке южный мин/хокло, а также, безусловно, самой густонаселенной части провинции Фуцзянь.

Родной язык

[ редактировать ]

Южный Мин ( китайский : 閩南語 ; Pe̍h-ōe-jī : Bân-lâm-gú ), также называемый языком хоккиен , языком хокло , хоккиен-тайваньским или мин-наном , принадлежит к китайского языка минь подгруппе китайской языковой семьи и является изолирующим языком . Это продукт языка, на котором говорили коренные жители миньюэ , и языка прибывших позже ханьских китайцев. Большое количество ханьских китайцев мигрировали в Южную Фуцзянь между 7 и 13 веками из Северного Китая , который затем был захвачен различными неханьскими этническими группами, такими как монголы , [5] и смешались с людьми Миньюэ. Перемешивание отражается в том, что:

  1. Современные люди хокло генетически являются гибридными потомками Миньюэ и древних ханьских китайцев; [6]
  2. И что современный язык хоккиен демонстрирует черты как языка миньюэ , так и древнекитайского . [7] [8]

Из-за исторической миграции народа хокло на Тайвань и в Юго-Восточную Азию язык хоккиен распространился далеко за пределы своей традиционной родины — Южного Фукиана. В каждой из этих областей можно найти местные формы хоккиена, демонстрирующие влияние соседних языков. Тайваньский южный мин , например, находился под влиянием японского и формозского языков (языков, на которых говорят тайваньские аборигены ), тогда как сингапурский хоккиен содержит множество заимствованных слов из малайского и английского языков . Филиппинский хоккиен , с другой стороны, демонстрирует несколько заимствований из испанского или филиппинского языка и регулярно переключается кодом на английский , филиппинский / тагальский и/или висайский языки , а также другие филиппинские языки . Однако эти различные формы хоккиена все еще достаточно похожи, чтобы быть в значительной степени взаимопонятными друг с другом. [9]

Система письма

[ редактировать ]
«Свободная энциклопедия», написанная с использованием системы письма книг Коа-А.

Что касается систем письменности , Хоккиен приобрел ее еще в первой половине 16 века ( династия Мин ) — в пьесе «Сказка о зеркале личи» ( китайский : 荔鏡記 ; Pe̍h-ōe-jī : Nāi-kèng-kì). ), [10] который и по сей день довольно популярен среди народа хокло. Позже, в 18 веке, книги Коа-а , форма народной хоккиен литературы , приобрели популярность и попытались использовать китайские иероглифы для написания языка хоккиен. Письменный хоккиен получил дальнейшее развитие в 19 веке. В тот период пресвитерианские христиане стремились распространить пресвитерианство в регионе Хоккиен и разработали « Пэ-э-джи » - систему письма хоккиен, использующую латинский алфавит - на языке Сямэнь (известную как «Сямэнь» на китайском языке).

Япония, колонизируя Тайвань, также разработала тайваньскую систему письма кана . [11]

Архитектура

[ редактировать ]

Традиционный архитектурный стиль народа хокло во многом похож на стиль окружающей его группы ханьских китайцев. Однако есть несколько особенностей, которые уникальны или в основном уникальны для зданий, построенных на Хокло, что делает многие традиционные здания в Хоккиене и Тайване визуально отличными от зданий за пределами региона. Традиционная архитектура Хоккиена известна: (1) крышей типа «ласточкин хвост» (Pe̍h-ōe-jī: ìnn-bé-tsiah; традиционный китайский: 燕尾脊, буквально «гребень ласточкиного хвоста»), которая относится к крыше, имеющей изогнутую вверх форму. гребень по форме напоминает хвост ласточки . Степень изгиба может быть разной. Рассматриваемый «парусник» может быть одно- или двухслойным и обычно украшен большим количеством красочной резьбы; [12] [13] (2) Резьба по фарфору ( китайский : 剪瓷雕 ; Pe̍h-ōe-jī : Tsián-hui-tiau ), которая также встречается во вьетнамской архитектуре. [14] [15] — Традиционно художники по фарфору хокло собирают небольшие цветные фарфоровые изделия, разрезают и измельчают их на мелкие фрагменты, а затем наклеивают эти фрагменты на скульптуры, прикрепленные к зданиям. Это искусство часто используется на коньках, оконных рамах и дверях храмов и более крупных жилых домов, часто вместе с крышей «ласточкин хвост».

Тенг-а-ха

[ редактировать ]

Têng-á-kha ( китайский : 亭仔跤 ; Pe̍h-ōe-jī : Têng-á-kha ) — стиль архитектуры, встречающийся на большей части территории Южного Китая и примерно хоккиенский аналог кантонского тонг-лау . Это стиль, включающий в себя элементы западноевропейской архитектуры, медленно возникший в конце 18 века из-за контактов с западноевропейской колонизацией в Юго-Восточной Азии. Типичный тэн-а-кха имеет первый этаж, используемый для ведения какого-либо бизнеса (например, продуктовый магазин), а верхние этажи используются для проживания. Говорят, что тэн-а-кха Сямэнь отмечены розовым и белым в качестве основных цветов, использованием улиц, полных тэн-а-кха, в качестве рынков и распределением тэн-а-кха в сетчатых структурах. [16] Также отмечено, что в городе Чинчью имеется хорошо сохранившийся набор тэн-а-кхас. [17]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]

Хуаань нефрит

[ редактировать ]

Хуааньский нефрит (Pe̍h-ōe-jī: Hua-an gi̍k; традиционный китайский: 華安玉) — это разновидность роговика с зелеными полосами, состоящими из эпидота и диопсида , который, как известно, встречается в основном в Хоккиене, Китай. Он известен своей плотностью, устойчивостью к истиранию и очень неравномерной окраской и текстурой. [18] Этот тип нефрита часто используется в ювелирных изделиях и резных изделиях, выполненных в Хоккиене.

Тек-мотыга фарфоровая

[ редактировать ]

Фарфор Тек-хоэ (Pe̍h-ōe-jī: Tek-hòe hûi; традиционный китайский: 德化陶瓷) — это тип белого фарфора , происходящий из города Тек-хоа (называемого «Дэхуа» на китайском языке ), Хоккиен. Этот стиль фарфора зародился в 14-15 веках (династия Мин), а, по некоторым источникам, возможно, даже раньше. [19] Этот стиль известен использованием каолинита для создания очень детализированного и нежного фарфора, а также чистым белым цветом, напоминающим слоновую кость, и сходством с архаичными ритуальными предметами. Поскольку в то время побережье Хоккиена было крупным центром экспорта керамики, фарфоровые изделия Тек-хоэ продавались западноевропейским торговцам и получили название « Блан де Шин » (буквально «Белый Китай») от французов . [20] Даже в 21 веке люди Хокло по-прежнему сохраняют традицию изготовления фарфора Тек-хоэ, и этот стиль используется во многих типах изделий, от чисто художественных (например, скульптуры) до более практичных (например, блюда для еды). посуда).

Миннанский стиль каллиграфии

[ редактировать ]

Люди хокло также использовали значительное количество каллиграфии в качестве украшения своих традиционных зданий. [21] Потенциал стиля каллиграфии Миннань (Пэ-оэ-джи: Бан-лам су-хонг; традиционный китайский: 閩南書風) привлек внимание китайских ученых-культурологов в конце 2000-х годов. Проводятся более глубокие исследования традиционной каллиграфии Хоккиена. [22]

Скульптура из лаковой нити

[ редактировать ]

Скульптура из лаковой нити (Pe̍h-ōe-jī: Tshat-suànn tiau; традиционный китайский: 漆線雕, буквально «резьба по окрашенной проволоке»), иногда переводится как «резьба по линиям краски» на английском языке, является традиционным народным искусством в Хоккиене, имеющим зародился в Сямэнь до 18 века. Это народное искусство включает в себя наматывание тонких, обычно золотых, филигранных нитей вокруг других артефактов для формирования изображений персонажей и животных. Чаще всего его используют на буддийских статуях и вазах с целью украшения. [23] Традиционно он передавался только наследникам мужского пола, но теперь передается Хокло любого пола. официально объявил его нематериальным культурным наследием В 2006 году Китай .

Видео процесса изготовления скульптуры из лаковой нити (на китайском языке) доступно на YouTube.

Миннанская школа живописи

[ редактировать ]

Школа живописи Миннан (Pe̍h-ōe-jī: Bân-lâm uē-phài; традиционный китайский: 閩南畫派) — это школа живописи, изобретенная народом хокло в Хоккиене. [24] Он был изобретен в середине 20 века группой художников Хокло в Чинчью , Хоккиен. Этот стиль характеризовался сильным стремлением нарушить условности традиционной ханьской живописи и принять современные европейские художественные идеалы. Он находился под влиянием импрессионизма , фовизма и кубизма , но сохранил многие приемы, используемые в традиционной ханьской китайской живописи. [25] Несмотря на то, что за пределами Хоккиена он довольно малоизвестен, в начале 21 века его популярность среди хокло возросла. [26]

Исполнительское искусство

[ редактировать ]

Хокло исторически были плодовитыми продюсерами музыки и опер, большинство из которых поются и выражаются на языке хоккиен. Типы музыки и оперы, возникшие в регионе, говорящем на языке хоккиен, или связанные с ним, включают:

  • Музыка Лам-коан (Pe̍h-ōe-jī: Lâm-kóan; традиционный китайский: 南管, буквально «южные трубы»);
  • Музыка Пак-коан (Pe̍h-ōe-jī: Pak-kóan; традиционное китайское: 北管, буквально «северные трубы»);
  • Опера Пхо-сиан (Пэ-э-джи: Пхо-сиан-хи; традиционное китайское: 莆仙戲, буквально «опера Пхо-сиан »);
  • Lê-hn̂g опера (Pe̍h-ōe-jī: Lê-hn̂g-hì; традиционный китайский: 梨園戲, буквально «опера грушевого сада»);
  • Опера Ко-ках (Пе-ке-джи: Ко-ка-хи / Кау-ка-хи; традиционный китайский: 高甲戲, буквально «опера в высоких доспехах»);
  • Tap-chhùi-kó (Pe̍h-ōe-jī: Tap-chhùi-kó͘; традиционное китайское: 答嘴鼓, буквально «отвечать и барабанить»); [27]
  • Тайваньская опера (Пэ-э-джи: Коа-а-хи; традиционный китайский: 歌仔戲, буквально «песня-опера»);
  • Хоккиен-поп ( поп-музыка, производимая в основном на Тайване и на языке хоккиен);

Перчаточный кукольный театр

[ редактировать ]

Перчаточный кукольный театр (Pe̍h-ōe-jī: Pò͘-tē-hì; традиционный китайский: 布袋戲, буквально «опера из тканевых мешков») на сегодняшний день является самой известной оперной формой происхождения хоккиен. Он зародился в Хоккиене примерно в 17 веке и представляет собой форму оперы, в которой для рассказывания историй используются тканевые куклы и музыка. Марионетки, используемые в перчаточном кукольном театре, имеют полые головы, вырезанные из дерева. Их ладони и ступни также сделаны из дерева, но туловище и конечности полностью состоят из тканевых костюмов. Во время представления рука в перчатке проникает в костюм марионетки и заставляет ее двигаться. Марионетки, используемые в этих представлениях, сильно напоминали тканевые мешки, отсюда и название «опера из тканевых мешков».

Литература

[ редактировать ]

Культура питания

[ редактировать ]

Хоккиенская кухня

[ редактировать ]

Чайная культура

[ редактировать ]

Боевые искусства

[ редактировать ]

Философия

[ редактировать ]

Мин школа

[ редактировать ]
Портрет Цу Хи («Чжу Си» на китайском языке)

Школа Мин (Pe̍h-ōe-jī: Bân-ha̍k; традиционный китайский: 閩學) — это неоконфуцианская которой является уроженец Хоккиена Гонин Цу Хи (1130–1200) . школа, основанная в основном учёными Хокло, ведущей фигурой [28] Говорят, что школа Мин отличается (1) упором на Четыре книги: Великое учение , Учение о среднем , Аналекты Конфуция и Мэн-цзы ; (2) тенденция интерпретировать буддизм через призму конфуцианства ; (3) придавать большое значение самосовершенствованию. Философия школы Мин была передана в Корею и Японию посредством культурного обмена во времена династии Мин.

Традиционные праздники

[ редактировать ]

Китайская народная религия и даосизм

[ редактировать ]

Хоккиены очень преданы Нефритовому Императору , который повелевает всеми Небесными Божествами и Земными существами. Они проведут грандиозное богослужение в 9-й день первого лунного месяца, в день рождения Нефритового императора. [29]

Другими популярными китайскими божествами являются Мазу , Сыонг Тех Гун , Бао Шэн Да Ди , Гуан Тех Гун , Куан Йим Худ Чор , Онг Ях Гонг , Цин Шуй Чжу Ши , Кай Чжан Шэн Ван , Фу Де Чжэн Шен .

Китайский буддизм

[ редактировать ]

Наука и изобретения

[ редактировать ]

Судостроение

[ редактировать ]

Народ миньюэ — коренные жители Хоккиена до китаизации региона — был известен своими навыками судостроения . Даже древние ханьские китайцы, которые в то время были в значительной степени наиболее развитыми людьми в регионе, обратили внимание на судостроительные навыки Миньюэ. [30] [31] На протяжении большей части первого тысячелетия нашей эры порт Мэйчжоу в заливе Чинчью был одним из величайших портов Китайской империи. Позже, в VI-IX веках ( династия Тан ), люди в Хоккиене, как говорили, могли строить большие корабли водоизмещением от 50 до 60 тонн, что было очень примечательно для того периода времени. [32] Хоккиен оставался ведущим центром судостроения Китайской империи в последующие шесть столетий, что привело к сильной традиции судостроения среди Хокло. [33]

Культурные символы

[ редактировать ]

Водная фея

[ редактировать ]

Водная фея (Pe̍h-ōe-jī: Tsuí-sian; традиционный китайский: 水仙, буквально «водяная фея»; английский: Нарцисс, нарцисс) — официальный цветок провинции Фуцзянь. [34] В регионе, где говорят на языке хоккиен, он регулярно появляется в названиях мест и зданий.

См. также

[ редактировать ]

Хоккиенская таможня

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Чжэн, Ю. (2010). Об уникальных особенностях миннанской культуры и ее экологическом сохранении [J]. Журнал Фуцзяньского педагогического университета (издание по философии и общественным наукам), 1.
  2. ^ Су, ZF и Ван, JS (2008). Морская характеристика миннанской культуры и ее роль в экономике Западного пролива [J]. Журнал Фуцзяньской школы управления и Фуцзяньского института экономики и менеджмента, 1, 018.
  3. ^ Гу Яньу (династия Цин). «Книга преимуществ и болезней округов и стран мира»: «Руководство Го Цзаоцина по предотвращению горных бандитов Фуцзянь», 1985.
  4. ^ Ван, WSY, и Сан, К. (ред.). (2015). Оксфордский справочник по китайской лингвистике. Оксфордские справочники.
  5. ^ Донг Чжунси (редактор). «Бренд Формозы: обзор тайваньского хоккиена» (Том 1, Альбом местной культуры 1. Город Тайбэй: Исполнительный комитет Юаня по культурному развитию).
  6. ^ Бриндли, EF (2015). Древний Китай и Юэ: представления и идентичности на южной границе, ок. 400 г. до н. э. – 50 г. н. э. Издательство Кембриджского университета.
  7. ^ Норман, Джерри (1988), китайский, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0-521-29653-3 .
  8. ^ Тинг, Пан-Синь (1983). «Время происхождения разговорного мин от архаического китайского языка». Вестник Института истории и филологии. 54 (4): 1–14.
  9. ^ «Academia Sinica обнаружила важные словарные документы Хоккиена о «стиле мытья дверей» 400 лет назад - электронный информационный бюллетень Life - Liberty Times» , news.ltn.com.tw 5 декабря ​​дата обращения 2018 г.
  10. ^ Чаппелл, Хилари; Пейроб, Ален (2006). «Аналитические каузативы раннего Нового времени Южного Мина в диахронической перспективе». В Хо, Д.-а.; Чунг, С.; Пан, В.; Ву, Ф. Лингвистические исследования китайского и соседних языков. Тайбэй: Институт лингвистики, Академия Синика. стр. 973–1011.
  11. ^ Огава Наоёси, изд. Тайваньско-японский словарь [ Тайваньско-японский словарь ] (на японском и китайском (Тайвань)). Тайхоку: Генерал-губернатор Тайваня.
  12. ^ Цао Чуньпин «Традиционная архитектура в Южной Фуцзянь, Китай: Издательство Сямэньского университета, 2006–06».
  13. ^ Ассоциация исследования культуры Яньхуана провинции Фуцзянь, Народная политическая консультативная конференция Китая, Муниципальный комитет Цюаньчжоу «Исследование культуры Южной провинции Фуцзянь», Том 2. Китай: Издательство литературы и искусства пролива.
  14. ^ Сюй Дуншэн «Исследование мастерства изготовления инкрустированного фарфора Чаошань: на примере Цуньсиня Шаньтана», апрель 2011 г.
  15. ^ Чэнь Лэй «Чудесное народное искусство Южной Фуцзянь - фарфоровая скульптура». Журнал Нанкинского университета искусств, июнь 2009 г.
  16. ^ Современная практика и мысли по планированию реконструкции старого города Сямэнь (1920-1938). Ли Байхао, Янь Синь. Журнал городского планирования. Выпуск 3, 2008 г.
  17. ^ Чжуншань-роуд в Цюаньчжоу официально внесена в список «Десяти лучших исторических и культурных улиц Китая». Вечерние новости Цюаньчжоу.
  18. ^ У Жунбяо (2009): Предварительное исследование рудообразующего механизма нефритового месторождения Хуаань в Цзюбаокю уезда Нанкин, провинция Фуцзянь. Геология провинции Фуцзянь 28 (2), 115–118 (на китайском языке).
  19. ^ Фарфоровая скульптура народного ремесла Южной провинции Фуцзянь - фарфор Дэхуа Мин, жемчужина страны.
  20. ^ Доннелли, П.Дж. (1969). Блан де Шин, Фабер и Фабер, Лондон.
  21. ^ Сад каллиграфии с видом на каллиграфию южной провинции Фуцзянь — краткое введение в искусство каллиграфии древнего жилого комплекса Цая.
  22. ^ Взгляд на взаимосвязь между региональной культурой и искусством каллиграфии с точки зрения каллиграфии южной провинции Фуцзянь и каллиграфии Сямыня.
  23. ^ Искусство резьбы по лаковой нити.
  24. Школа живописи Южной Фуцзянь была основана в возрасте тридцати лет.
  25. ^ Коэн, JL (1987). Новая китайская живопись, 1949-1986 гг.
  26. ^ Диалог «Пекинская новая традиция» со «Миннаньской школой живописи»
  27. ^ Ответы на формы исполнения ротового барабана. Китайское народное искусство · Фуцзянь, Пекин: Китайский центр ISBN, 2006. ISBN   7507602699 .
  28. ^ Теоретические характеристики и культурное значение минской школы
  29. ^ «ТИАН ХОК КЕНГ – ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА» . thianhockkeng.com.sg/ . Проверено 19 декабря 2020 г.
  30. ^ «Книга Хань · Биография Янь Чжу»: «(Фуцзянь) За пределами земли среди долин и бамбука живут люди со сломанными волосами и татуировками. Они привыкли к ведрам с водой и могут легко пользоваться лодками».
  31. ^ «Тайпин Хуаньюй Цзи Цюаньчжоу»: «Цюаньланг, варвар в этом штате, также является яхтсменом... разбросан по горам и морям, и их еще много видов. Они часто живут на лодках, а также живут у Лухайского моря и могут отправиться куда угодно в любое время. Лодка имеет заостренный нос и высокий хвост, плоская и широкая посередине. Она может без страха преодолевать встречные волны. ."
  32. ^ «Тан Хуияо · Том 87»: «Мой младший брат Тинси когда-то был губернатором Лэйчжоу. Его семья путешествовала в Фуцзянь на морских кораблях. Один большой корабль может перевозить тысячи камней. Путь из Фуцзянь в Гуанчжоу занимает меньше месяца. Кораблей десятки. Лодка может стоить от 30 000 до 50 000 камней».
  33. ^ «Судостроительная промышленность Цюаньчжоу» . Архивировано из оригинала 17 августа 2019 г. Проверено 13 августа 2017 г. .
  34. ^ Провинциальные цветы провинции Фуцзянь/Провинциальные деревья/Провинциальные камни
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 999041b9bc825262e50c285c8de0ff67__1715253180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/67/999041b9bc825262e50c285c8de0ff67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hokkien culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)