Хоккиенская культура
Культура Миннан или культура Хоккиен/Хокло ( Hokkien Pe̍h-ōe-jī : Bân-lâm bûn-hòa; китайский : 閩南 文化 ), также считающаяся основной южной культурой Мин , относится к культуре народа Хокло , группы ханьцев. Китайцы, которые исторически были доминирующей демографической группой в провинции Фуцзянь (называемой «Хоккиен» на языке хокло) в Южном Китае , на Тайване и в некоторых зарубежных китайских общинах в Юго-Восточной Азии , таких как Сингапур , Малайзия , Филиппины , Индонезия , Мьянма , Южный Таиланд , Камбоджа , Южный Вьетнам и т. д.
На эту культуру повлияли культуры Миньюэ (ветвь народа байюэ , населявшая Хоккиэн до китаизации региона), Центральной равнины Китая (особенно во времена династий Тан и Сун ) и Японии (поскольку Тайвань был бывшим Японская колония ). [1] [2] [3] Он включает в себя язык хокло и связанную с ним архитектуру, народное искусство, кухню и большое количество фольклора. С 17 века культура хоккиен распространилась вместе с иммиграцией хокло на Тайвань, Сингапур, Малайзию, Филиппины, Индонезию, Мьянму, Южный Таиланд, Камбоджу, Южный Вьетнам и т. д. Ее влияние сегодня можно увидеть в тайваньской поп-культуре, в результате чего она стала влиятельная культурная сила на Тайване, в Южной Фуцзянь, Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии, Мьянме, Южном Таиланде, Камбодже, Южном Вьетнаме и т. д.
Сама провинция Фуцзянь демонстрирует значительное лингвистическое и культурное разнообразие: языки минского китайского языка , на которых говорят по всей провинции Фуцзянь, имеют несколько диалектов, которые в лучшем случае имеют ограниченную взаимопонимание друг с другом. [4] Основное внимание в этой статье уделяется культуре южной провинции Фуцзянь (вокруг городов Сямэнь и двух городов под названием Чинчью ), области, где говорят на языке южный мин/хокло, а также, безусловно, самой густонаселенной части провинции Фуцзянь.
Родной язык
[ редактировать ]Южный Мин ( китайский : 閩南語 ; Pe̍h-ōe-jī : Bân-lâm-gú ), также называемый языком хоккиен , языком хокло , хоккиен-тайваньским или мин-наном , принадлежит к китайского языка минь подгруппе китайской языковой семьи и является изолирующим языком . Это продукт языка, на котором говорили коренные жители миньюэ , и языка прибывших позже ханьских китайцев. Большое количество ханьских китайцев мигрировали в Южную Фуцзянь между 7 и 13 веками из Северного Китая , который затем был захвачен различными неханьскими этническими группами, такими как монголы , [5] и смешались с людьми Миньюэ. Перемешивание отражается в том, что:
- Современные люди хокло генетически являются гибридными потомками Миньюэ и древних ханьских китайцев; [6]
- И что современный язык хоккиен демонстрирует черты как языка миньюэ , так и древнекитайского . [7] [8]
Из-за исторической миграции народа хокло на Тайвань и в Юго-Восточную Азию язык хоккиен распространился далеко за пределы своей традиционной родины — Южного Фукиана. В каждой из этих областей можно найти местные формы хоккиена, демонстрирующие влияние соседних языков. Тайваньский южный мин , например, находился под влиянием японского и формозского языков (языков, на которых говорят тайваньские аборигены ), тогда как сингапурский хоккиен содержит множество заимствованных слов из малайского и английского языков . Филиппинский хоккиен , с другой стороны, демонстрирует несколько заимствований из испанского или филиппинского языка и регулярно переключается кодом на английский , филиппинский / тагальский и/или висайский языки , а также другие филиппинские языки . Однако эти различные формы хоккиена все еще достаточно похожи, чтобы быть в значительной степени взаимопонятными друг с другом. [9]
Система письма
[ редактировать ]Что касается систем письменности , Хоккиен приобрел ее еще в первой половине 16 века ( династия Мин ) — в пьесе «Сказка о зеркале личи» ( китайский : 荔鏡記 ; Pe̍h-ōe-jī : Nāi-kèng-kì). ), [10] который и по сей день довольно популярен среди народа хокло. Позже, в 18 веке, книги Коа-а , форма народной хоккиен литературы , приобрели популярность и попытались использовать китайские иероглифы для написания языка хоккиен. Письменный хоккиен получил дальнейшее развитие в 19 веке. В тот период пресвитерианские христиане стремились распространить пресвитерианство в регионе Хоккиен и разработали « Пэ-э-джи » - систему письма хоккиен, использующую латинский алфавит - на языке Сямэнь (известную как «Сямэнь» на китайском языке).
Япония, колонизируя Тайвань, также разработала тайваньскую систему письма кана . [11]
Архитектура
[ редактировать ]Традиционный архитектурный стиль народа хокло во многом похож на стиль окружающей его группы ханьских китайцев. Однако есть несколько особенностей, которые уникальны или в основном уникальны для зданий, построенных на Хокло, что делает многие традиционные здания в Хоккиене и Тайване визуально отличными от зданий за пределами региона. Традиционная архитектура Хоккиена известна: (1) крышей типа «ласточкин хвост» (Pe̍h-ōe-jī: ìnn-bé-tsiah; традиционный китайский: 燕尾脊, буквально «гребень ласточкиного хвоста»), которая относится к крыше, имеющей изогнутую вверх форму. гребень по форме напоминает хвост ласточки . Степень изгиба может быть разной. Рассматриваемый «парусник» может быть одно- или двухслойным и обычно украшен большим количеством красочной резьбы; [12] [13] (2) Резьба по фарфору ( китайский : 剪瓷雕 ; Pe̍h-ōe-jī : Tsián-hui-tiau ), которая также встречается во вьетнамской архитектуре. [14] [15] — Традиционно художники по фарфору хокло собирают небольшие цветные фарфоровые изделия, разрезают и измельчают их на мелкие фрагменты, а затем наклеивают эти фрагменты на скульптуры, прикрепленные к зданиям. Это искусство часто используется на коньках, оконных рамах и дверях храмов и более крупных жилых домов, часто вместе с крышей «ласточкин хвост».
- Типичная архитектура Хокло в стиле храма Луканг Луншань в городе Луканг .
- Главный вход в храм Тиан Хок Кенг , Сингапур.
- Скульптура китайского дракона на крыше мемориального храма Сямэнь лорда Гуана , Сямэнь, Хоккиен; Это образец резной фарфоровой резьбы.
- Вырежьте фарфоровые резные украшения над главной дверью Храма Предков Наньфэн.
Тенг-а-ха
[ редактировать ]Têng-á-kha ( китайский : 亭仔跤 ; Pe̍h-ōe-jī : Têng-á-kha ) — стиль архитектуры, встречающийся на большей части территории Южного Китая и примерно хоккиенский аналог кантонского тонг-лау . Это стиль, включающий в себя элементы западноевропейской архитектуры, медленно возникший в конце 18 века из-за контактов с западноевропейской колонизацией в Юго-Восточной Азии. Типичный тэн-а-кха имеет первый этаж, используемый для ведения какого-либо бизнеса (например, продуктовый магазин), а верхние этажи используются для проживания. Говорят, что тэн-а-кха Сямэнь отмечены розовым и белым в качестве основных цветов, использованием улиц, полных тэн-а-кха, в качестве рынков и распределением тэн-а-кха в сетчатых структурах. [16] Также отмечено, что в городе Чинчью имеется хорошо сохранившийся набор тэн-а-кхас. [17]
- Дорога Чжуншань в Сямэнь заполнена тэн-а-кхами.
- Универмаг Хаяси в Тайнане, Тайвань, также считается хорошим примером тэн-а-кха.
Изобразительное искусство
[ редактировать ]Хуаань нефрит
[ редактировать ]Хуааньский нефрит (Pe̍h-ōe-jī: Hua-an gi̍k; традиционный китайский: 華安玉) — это разновидность роговика с зелеными полосами, состоящими из эпидота и диопсида , который, как известно, встречается в основном в Хоккиене, Китай. Он известен своей плотностью, устойчивостью к истиранию и очень неравномерной окраской и текстурой. [18] Этот тип нефрита часто используется в ювелирных изделиях и резных изделиях, выполненных в Хоккиене.
Тек-мотыга фарфоровая
[ редактировать ]Фарфор Тек-хоэ (Pe̍h-ōe-jī: Tek-hòe hûi; традиционный китайский: 德化陶瓷) — это тип белого фарфора , происходящий из города Тек-хоа (называемого «Дэхуа» на китайском языке ), Хоккиен. Этот стиль фарфора зародился в 14-15 веках (династия Мин), а, по некоторым источникам, возможно, даже раньше. [19] Этот стиль известен использованием каолинита для создания очень детализированного и нежного фарфора, а также чистым белым цветом, напоминающим слоновую кость, и сходством с архаичными ритуальными предметами. Поскольку в то время побережье Хоккиена было крупным центром экспорта керамики, фарфоровые изделия Тек-хоэ продавались западноевропейским торговцам и получили название « Блан де Шин » (буквально «Белый Китай») от французов . [20] Даже в 21 веке люди Хокло по-прежнему сохраняют традицию изготовления фарфора Тек-хоэ, и этот стиль используется во многих типах изделий, от чисто художественных (например, скульптуры) до более практичных (например, блюда для еды). посуда).
Галерея
[ редактировать ]- Фарфоровая скульптура сидящей Гуаньинь Тек-хоэ (17 век)
- Фарфоровая подставка для кистей Тек-хоэ (конец 17-18 веков)
- Фарфоровый чайник Тек-хоэ (17-18 века)
Миннанский стиль каллиграфии
[ редактировать ]Люди хокло также использовали значительное количество каллиграфии в качестве украшения своих традиционных зданий. [21] Потенциал стиля каллиграфии Миннань (Пэ-оэ-джи: Бан-лам су-хонг; традиционный китайский: 閩南書風) привлек внимание китайских ученых-культурологов в конце 2000-х годов. Проводятся более глубокие исследования традиционной каллиграфии Хоккиена. [22]
Скульптура из лаковой нити
[ редактировать ]Скульптура из лаковой нити (Pe̍h-ōe-jī: Tshat-suànn tiau; традиционный китайский: 漆線雕, буквально «резьба по окрашенной проволоке»), иногда переводится как «резьба по линиям краски» на английском языке, является традиционным народным искусством в Хоккиене, имеющим зародился в Сямэнь до 18 века. Это народное искусство включает в себя наматывание тонких, обычно золотых, филигранных нитей вокруг других артефактов для формирования изображений персонажей и животных. Чаще всего его используют на буддийских статуях и вазах с целью украшения. [23] Традиционно он передавался только наследникам мужского пола, но теперь передается Хокло любого пола. официально объявил его нематериальным культурным наследием В 2006 году Китай .
Видео процесса изготовления скульптуры из лаковой нити (на китайском языке) доступно на YouTube.
Миннанская школа живописи
[ редактировать ]Школа живописи Миннан (Pe̍h-ōe-jī: Bân-lâm uē-phài; традиционный китайский: 閩南畫派) — это школа живописи, изобретенная народом хокло в Хоккиене. [24] Он был изобретен в середине 20 века группой художников Хокло в Чинчью , Хоккиен. Этот стиль характеризовался сильным стремлением нарушить условности традиционной ханьской живописи и принять современные европейские художественные идеалы. Он находился под влиянием импрессионизма , фовизма и кубизма , но сохранил многие приемы, используемые в традиционной ханьской китайской живописи. [25] Несмотря на то, что за пределами Хоккиена он довольно малоизвестен, в начале 21 века его популярность среди хокло возросла. [26]
Другие
[ редактировать ]Исполнительское искусство
[ редактировать ]Хокло исторически были плодовитыми продюсерами музыки и опер, большинство из которых поются и выражаются на языке хоккиен. Типы музыки и оперы, возникшие в регионе, говорящем на языке хоккиен, или связанные с ним, включают:
- Музыка Лам-коан (Pe̍h-ōe-jī: Lâm-kóan; традиционный китайский: 南管, буквально «южные трубы»);
- Музыка Пак-коан (Pe̍h-ōe-jī: Pak-kóan; традиционное китайское: 北管, буквально «северные трубы»);
- Опера Пхо-сиан (Пэ-э-джи: Пхо-сиан-хи; традиционное китайское: 莆仙戲, буквально «опера Пхо-сиан »);
- Lê-hn̂g опера (Pe̍h-ōe-jī: Lê-hn̂g-hì; традиционный китайский: 梨園戲, буквально «опера грушевого сада»);
- Опера Ко-ках (Пе-ке-джи: Ко-ка-хи / Кау-ка-хи; традиционный китайский: 高甲戲, буквально «опера в высоких доспехах»);
- Tap-chhùi-kó (Pe̍h-ōe-jī: Tap-chhùi-kó͘; традиционное китайское: 答嘴鼓, буквально «отвечать и барабанить»); [27]
- Тайваньская опера (Пэ-э-джи: Коа-а-хи; традиционный китайский: 歌仔戲, буквально «песня-опера»);
- Хоккиен-поп ( поп-музыка, производимая в основном на Тайване и на языке хоккиен);
Перчаточный кукольный театр
[ редактировать ]Перчаточный кукольный театр (Pe̍h-ōe-jī: Pò͘-tē-hì; традиционный китайский: 布袋戲, буквально «опера из тканевых мешков») на сегодняшний день является самой известной оперной формой происхождения хоккиен. Он зародился в Хоккиене примерно в 17 веке и представляет собой форму оперы, в которой для рассказывания историй используются тканевые куклы и музыка. Марионетки, используемые в перчаточном кукольном театре, имеют полые головы, вырезанные из дерева. Их ладони и ступни также сделаны из дерева, но туловище и конечности полностью состоят из тканевых костюмов. Во время представления рука в перчатке проникает в костюм марионетки и заставляет ее двигаться. Марионетки, используемые в этих представлениях, сильно напоминали тканевые мешки, отсюда и название «опера из тканевых мешков».
- Марионетка Сунь Укуна, используемая в перчаточном кукольном искусстве; Перчаточный кукольный театр — это форма оперы, в которой используются тканевые куклы.
- Перчаточный кукольный спектакль
Литература
[ редактировать ]Культура питания
[ редактировать ]Хоккиенская кухня
[ редактировать ]Чайная культура
[ редактировать ]Боевые искусства
[ редактировать ]Философия
[ редактировать ]Мин школа
[ редактировать ]Школа Мин (Pe̍h-ōe-jī: Bân-ha̍k; традиционный китайский: 閩學) — это неоконфуцианская которой является уроженец Хоккиена Гонин Цу Хи (1130–1200) . школа, основанная в основном учёными Хокло, ведущей фигурой [28] Говорят, что школа Мин отличается (1) упором на Четыре книги: Великое учение , Учение о среднем , Аналекты Конфуция и Мэн-цзы ; (2) тенденция интерпретировать буддизм через призму конфуцианства ; (3) придавать большое значение самосовершенствованию. Философия школы Мин была передана в Корею и Японию посредством культурного обмена во времена династии Мин.
Традиционные праздники
[ редактировать ]Религии
[ редактировать ]Китайская народная религия и даосизм
[ редактировать ]Хоккиены очень преданы Нефритовому Императору , который повелевает всеми Небесными Божествами и Земными существами. Они проведут грандиозное богослужение в 9-й день первого лунного месяца, в день рождения Нефритового императора. [29]
Другими популярными китайскими божествами являются Мазу , Сыонг Тех Гун , Бао Шэн Да Ди , Гуан Тех Гун , Куан Йим Худ Чор , Онг Ях Гонг , Цин Шуй Чжу Ши , Кай Чжан Шэн Ван , Фу Де Чжэн Шен .
Китайский буддизм
[ редактировать ]Наука и изобретения
[ редактировать ]Судостроение
[ редактировать ]Народ миньюэ — коренные жители Хоккиена до китаизации региона — был известен своими навыками судостроения . Даже древние ханьские китайцы, которые в то время были в значительной степени наиболее развитыми людьми в регионе, обратили внимание на судостроительные навыки Миньюэ. [30] [31] На протяжении большей части первого тысячелетия нашей эры порт Мэйчжоу в заливе Чинчью был одним из величайших портов Китайской империи. Позже, в VI-IX веках ( династия Тан ), люди в Хоккиене, как говорили, могли строить большие корабли водоизмещением от 50 до 60 тонн, что было очень примечательно для того периода времени. [32] Хоккиен оставался ведущим центром судостроения Китайской империи в последующие шесть столетий, что привело к сильной традиции судостроения среди Хокло. [33]
Культурные символы
[ редактировать ]Водная фея
[ редактировать ]Водная фея (Pe̍h-ōe-jī: Tsuí-sian; традиционный китайский: 水仙, буквально «водяная фея»; английский: Нарцисс, нарцисс) — официальный цветок провинции Фуцзянь. [34] В регионе, где говорят на языке хоккиен, он регулярно появляется в названиях мест и зданий.
См. также
[ редактировать ]- Указатель статей по Тайваню
- Указатель статей по Сингапуру
- Список людей Хоккиена
- Южный Мин в Википедии
- Хуэйаньские девушки
Хоккиенская таможня
[ редактировать ]Родственные культуры
[ редактировать ]- Культура Тайваня
- Сингапур, китайская культура
- Малазийская китайская культура
- Кантонская культура
- Культура хакка
- Культура Теочью
- Культура Уюэ
- Культура Цзянси
- Японская культура
- Китайская культура
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чжэн, Ю. (2010). Об уникальных особенностях миннанской культуры и ее экологическом сохранении [J]. Журнал Фуцзяньского педагогического университета (издание по философии и общественным наукам), 1.
- ^ Су, ZF и Ван, JS (2008). Морская характеристика миннанской культуры и ее роль в экономике Западного пролива [J]. Журнал Фуцзяньской школы управления и Фуцзяньского института экономики и менеджмента, 1, 018.
- ^ Гу Яньу (династия Цин). «Книга преимуществ и болезней округов и стран мира»: «Руководство Го Цзаоцина по предотвращению горных бандитов Фуцзянь», 1985.
- ^ Ван, WSY, и Сан, К. (ред.). (2015). Оксфордский справочник по китайской лингвистике. Оксфордские справочники.
- ^ Донг Чжунси (редактор). «Бренд Формозы: обзор тайваньского хоккиена» (Том 1, Альбом местной культуры 1. Город Тайбэй: Исполнительный комитет Юаня по культурному развитию).
- ^ Бриндли, EF (2015). Древний Китай и Юэ: представления и идентичности на южной границе, ок. 400 г. до н. э. – 50 г. н. э. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Норман, Джерри (1988), китайский, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-29653-3 .
- ^ Тинг, Пан-Синь (1983). «Время происхождения разговорного мин от архаического китайского языка». Вестник Института истории и филологии. 54 (4): 1–14.
- ^ «Academia Sinica обнаружила важные словарные документы Хоккиена о «стиле мытья дверей» 400 лет назад - электронный информационный бюллетень Life - Liberty Times» , news.ltn.com.tw 5 декабря дата обращения 2018 г.
- ^ Чаппелл, Хилари; Пейроб, Ален (2006). «Аналитические каузативы раннего Нового времени Южного Мина в диахронической перспективе». В Хо, Д.-а.; Чунг, С.; Пан, В.; Ву, Ф. Лингвистические исследования китайского и соседних языков. Тайбэй: Институт лингвистики, Академия Синика. стр. 973–1011.
- ^ Огава Наоёси, изд. Тайваньско-японский словарь [ Тайваньско-японский словарь ] (на японском и китайском (Тайвань)). Тайхоку: Генерал-губернатор Тайваня.
- ^ Цао Чуньпин «Традиционная архитектура в Южной Фуцзянь, Китай: Издательство Сямэньского университета, 2006–06».
- ^ Ассоциация исследования культуры Яньхуана провинции Фуцзянь, Народная политическая консультативная конференция Китая, Муниципальный комитет Цюаньчжоу «Исследование культуры Южной провинции Фуцзянь», Том 2. Китай: Издательство литературы и искусства пролива.
- ^ Сюй Дуншэн «Исследование мастерства изготовления инкрустированного фарфора Чаошань: на примере Цуньсиня Шаньтана», апрель 2011 г.
- ^ Чэнь Лэй «Чудесное народное искусство Южной Фуцзянь - фарфоровая скульптура». Журнал Нанкинского университета искусств, июнь 2009 г.
- ^ Современная практика и мысли по планированию реконструкции старого города Сямэнь (1920-1938). Ли Байхао, Янь Синь. Журнал городского планирования. Выпуск 3, 2008 г.
- ^ Чжуншань-роуд в Цюаньчжоу официально внесена в список «Десяти лучших исторических и культурных улиц Китая». Вечерние новости Цюаньчжоу.
- ^ У Жунбяо (2009): Предварительное исследование рудообразующего механизма нефритового месторождения Хуаань в Цзюбаокю уезда Нанкин, провинция Фуцзянь. Геология провинции Фуцзянь 28 (2), 115–118 (на китайском языке).
- ^ Фарфоровая скульптура народного ремесла Южной провинции Фуцзянь - фарфор Дэхуа Мин, жемчужина страны.
- ^ Доннелли, П.Дж. (1969). Блан де Шин, Фабер и Фабер, Лондон.
- ^ Сад каллиграфии с видом на каллиграфию южной провинции Фуцзянь — краткое введение в искусство каллиграфии древнего жилого комплекса Цая.
- ^ Взгляд на взаимосвязь между региональной культурой и искусством каллиграфии с точки зрения каллиграфии южной провинции Фуцзянь и каллиграфии Сямыня.
- ^ Искусство резьбы по лаковой нити.
- ↑ Школа живописи Южной Фуцзянь была основана в возрасте тридцати лет.
- ^ Коэн, JL (1987). Новая китайская живопись, 1949-1986 гг.
- ^ Диалог «Пекинская новая традиция» со «Миннаньской школой живописи»
- ^ Ответы на формы исполнения ротового барабана. Китайское народное искусство · Фуцзянь, Пекин: Китайский центр ISBN, 2006. ISBN 7507602699 .
- ^ Теоретические характеристики и культурное значение минской школы
- ^ «ТИАН ХОК КЕНГ – ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА» . thianhockkeng.com.sg/ . Проверено 19 декабря 2020 г.
- ^ «Книга Хань · Биография Янь Чжу»: «(Фуцзянь) За пределами земли среди долин и бамбука живут люди со сломанными волосами и татуировками. Они привыкли к ведрам с водой и могут легко пользоваться лодками».
- ^ «Тайпин Хуаньюй Цзи Цюаньчжоу»: «Цюаньланг, варвар в этом штате, также является яхтсменом... разбросан по горам и морям, и их еще много видов. Они часто живут на лодках, а также живут у Лухайского моря и могут отправиться куда угодно в любое время. Лодка имеет заостренный нос и высокий хвост, плоская и широкая посередине. Она может без страха преодолевать встречные волны. ."
- ^ «Тан Хуияо · Том 87»: «Мой младший брат Тинси когда-то был губернатором Лэйчжоу. Его семья путешествовала в Фуцзянь на морских кораблях. Один большой корабль может перевозить тысячи камней. Путь из Фуцзянь в Гуанчжоу занимает меньше месяца. Кораблей десятки. Лодка может стоить от 30 000 до 50 000 камней».
- ^ «Судостроительная промышленность Цюаньчжоу» . Архивировано из оригинала 17 августа 2019 г. Проверено 13 августа 2017 г. .
- ^ Провинциальные цветы провинции Фуцзянь/Провинциальные деревья/Провинциальные камни