Нангуань музыка
Нангуань музыка | |||
---|---|---|---|
китайский | Наньтуань | ||
Буквальный смысл | южные трубы | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | Наньинь | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
китайский | Нанлэ | ||
| |||
Третье альтернативное китайское имя | |||
китайский | Наньцюй | ||
|

Наньгуань ( китайский : 南管 ; пиньинь : Нангуань ; Pe̍h-ōe-jī : Lâm-kóan ; букв. «южные трубы»; также наньинь , наньюэ , сяньгуань или наньцю ) — стиль китайской классической музыки из южно-китайской провинции. Фуцзянь . [1] Он также популярен на Тайване , особенно в Луканге на западном побережье, а также среди зарубежных китайцев в Юго-Восточной Азии . [2]
Фуцзянь — горная прибрежная провинция Китая . Столица провинции — Фучжоу , а Цюаньчжоу был крупным портом в VII веке нашей эры, в период между эрами Суй и Тан . Расположенный на важном морском торговом пути, он был проводником элементов далеких культур. Результатом стало то, что сейчас известно как музыка нангуань , которая сегодня сохраняет многие архаичные черты.
Это жанр, тесно связанный с любительскими музыкальными ассоциациями, состоящими только из мужчин ( цюгуань или «певческие клубы»), каждое из которых раньше обычно было связано с определенным храмом и рассматривается как вежливое достижение и достойная социальная услуга, отличная от мира. профессиональных артистов. [2] Обычно он медленный, нежный, деликатный и мелодичный, гетерофонический и использует четыре основные гаммы. [3]
Нангуань был внесен в 2009 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. [4]
Стили и инструменты
[ редактировать ]Репертуар Нангуань делится на три пересекающихся стиля, называемых чи , пхо и киок ( чжи , пу и цюй на китайском языке), различающиеся по контексту, в котором они встречаются, по их функциям, значению, придаваемому им музыкантами, а также по формальным и тембральным особенностям. природы.
- Ци cu ( 指 ) воспринимается как наиболее «серьезный» репертуар: это чисто инструментальная сюита, обычно продолжительностью более тридцати минут, обычно состоящая из двух-пяти частей, каждая из которых известна как или dei ( «пьеса»). . Каждый из них связан с текстом, отсылающим к какой-либо истории, но, хотя это может указывать на происхождение песни или оперы, сегодня чи является важным и уважаемым инструментальным репертуаром. Однако текст песни существенно облегчает запоминание произведения.
- Phó· (譜, pu в пиньинь) буквально означает «нотация», более формально, как цинцзоу пу («утонченная нотация»), обычно исполняются ансамблем из пяти инструментов. [1] Это фрагменты, которые не имеют связанного текста и поэтому записаны нотацией гунчепу . Это инструментальный стиль, который использует более широкий диапазон, чем чи, и подчеркивает техническую выразительность. [5]
- Хиок ( 曲 ) — вокальный репертуар: в рукописях существует две тысячи пьес. Он легче и менее консервативен по репертуару и исполнению, чем чи. Самые популярные сегодня произведения имеют быстрый общий размер и длятся около пяти минут.
Ансамбль нангуань обычно состоит из пяти инструментов. ( На пироге 拍 , мубан ( 木板 ) или деревянной колотушке) обычно играет певец. Остальные четыре, известные как téng-sì-kóan , или четыре высших инструмента, представляют собой четырехструнную лютню ( gî-pê , или pipa 琵琶на китайском языке), трехструнную, безладовую лютню с длинным грифом и змеиной головой, которая является предком японского сямисэна , называемого сам-хиан ( сансянь 三弦 на китайском языке), вертикальной флейты ( сиау ( 簫 ), также называемой тонг-сиау ), и двухструнного инструмента с «жестким смычком», называемого джи -хиан , немного отличающийся от кантонского эрксиан 二弦 . Каждый из четырех инструментов несколько отличается от наиболее обычной современной формы и поэтому может называться «нангуан пипа» и т. д. Каждый инструмент имеет фиксированную роль. Ги-пе представляет собой устойчивый ритмичный скелет, поддерживаемый сам-хианом. Между тем сиау, дополненное джи-хианом, помещает «мясо на кости» красочными контрапунктами. [5]
Эти инструменты имеют важное значение для жанра, в то время как ē-sì-kóan (下四管) или четыре нижних инструмента используются не в каждом произведении. Это ударные инструменты, колокольчик ( хиангзуа 響盞), комбинированный колокольчик и деревянный брусок, называемый джаоло , пара маленьких колокольчиков ( сянцзин 雙音) и четырёхтактный ксилофон, сидэй . Поперечная флейта, называемая булавкой сяо ( дизи на мандаринском языке, 品簫 или 品仔), и гобойная айя (噯仔) или сяо иногда добавляются в уличных или церемониальных выступлениях. Когда все шесть сочетаются с основными четырьмя, весь ансамбль называется чап-им (什音) или «десять звуков». [5]
Диаспора
[ редактировать ]Начиная с 17 века, люди хокло, иммигрировавшие из провинции Фуцзянь на Тайвань, взяли с собой неформальную народную музыку , а также более ритуальные инструментальные и оперные формы, преподаваемые в любительских клубах, такие как бэйгуань и нангуань . Большую диаспору хокло также можно найти в Малайзии, Гуандуне, Гонконге, Филиппинах, Сингапуре, Бирме, Таиланде и Индонезии, где их обычно называют хоккиен .
есть две ассоциации нангуанов . В Сингапуре [6] и раньше их было несколько на Филиппинах; Тионг-Хо Лонг-Кун-сия все еще активен. Ган-а-цуй и Хань-Тан Юэфу популяризировали ансамбль нангуань за рубежом. Музыкальный ансамбль Цюаньчжоу Нангуань был основан в начале 1960-х годов, а в 1990 году существует ансамбль народной музыки Фучжоу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Трэшер, Алан Роберт (2008). Инструментальная музыка Сычжу Южного Китая: этос, теория и практика . Брилл. стр. 12–14. ISBN 978-9004165007 .
- ^ Jump up to: а б Ван, Ин-Фен (сентябрь 2003 г.). «Клубы любительской музыки и государственное вмешательство: пример музыки Нангуань на послевоенном Тайване» (PDF) . Журнал китайских ритуалов, театра и фольклора (141) . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ Ван, Синьсинь. «Музыка Нангуань: оценка и практика (описание курса)» . Высший институт музыковедения Тайваньского национального университета . Архивировано из оригинала 19 января 2010 года.
- ^ «Наньинь» . ЮНЕСКО .
- ^ Jump up to: а б с Чжоу, Шенье. «Музыка Нангуань» . Университет Шеффилда. Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года.
- ^ Ко, Сзе Вэй (30 мая 2006 г.). «Нань Инь — Историческая перспектива» . Спасите наше китайское наследие . Проверено 2 января 2014 г.