Струнная музыка Теочью

Струнная музыка Теочью или Чаочжоу сяньши ( упрощенный китайский : 潮州弦诗 ; традиционный китайский : 潮州弦詩 ; букв. «Струнная поэма Чаочжоу», также называемая «струнная музыкальная поэма») классифицируется как тип музыки сычжу (камерная музыка для струнные и деревянные духовые инструменты, буквально «шелк/бамбук»), хотя обычно здесь используются только струнные инструменты. Он встречается на северо-востоке провинции Гуандун и в некоторых частях провинции Фуцзянь , а также в регионах с зарубежной популяцией теочью , таких как Малайзия, Сингапур, Таиланд и США. Район Чаошань провинции Гуандун, граничащий с Фуцзянь и включающий города Чаочжоу , Шаньтоу и Цзеян , образует собственную культурную сферу. Чайные часто сопровождаются музыкой Чаочжоу.
История
[ редактировать ]Созданная из слияния элементов популярной песни, арий китайской оперы , древних мелодий и произведений буддийской музыки , струнная музыка делится на два стиля: Руцзя юэ ( 儒家樂 ) — это музыка конфуцианской школы , которую можно исполнять как самостоятельный инструментальный инструмент. музыкальный жанр или на свадьбах и других церемониях, направленный на элегантность и благородство, в то время как Пэндин юэ ( 棚頂樂 ) - это в основном музыка театра, хотя ее можно играть независимо: она культивирует сдержанный, деревенский стиль.
Инструменты
[ редактировать ]Наиболее часто используемые инструменты включают несколько разновидностей двухструнных смычковых лютней; цзысянь , ( 字弦 ) эрсянь ( 二弦 ) или туусянь ( 頭弦 ), ведущий инструмент в стиле хакка , короче и более высокий, чем эрсянь ), тиху (более низкого тона, чем цзысянь , адаптирован из кантонского гаоху) ) и большая и малая еху (корпус кокосовой скорлупы), а также несколько типов щипковых лютнь: пипа , большая и малая саньсянь (безладовый басовый инструмент, подобный сямисэну ), цинцинь (четырёхструнная с коротким, резным грифом и круглым корпусом), жуань (четырёхструнный, с длинным резным грифом и круглым корпусом) и мэйхуацинь . Помимо этого, играют на чжэн (цитра - происхождение вьетнамского слова đàn tranh ) и янцинь (чеканные цимбалы, которые, как полагают, произошли от иранского сантур ), а также на ударных инструментах: ручной деревянный колотушка ( мубан ), пара «храмовые» блоки ( дабан и фубан ), обозначающие такт, и небольшой барабан ( жегу ). Иногда также используется виолончель , особенно в стиле, исполняемом в области Шаньтоу .
Характеристики
[ редактировать ]Десять характерных композиций Сяньши Юэ:
- Чжаоцзюнь Юань ( 赵君 обида , «Горе Ван Чжаоцзюня»)
- Сяотаохун ( 小桃红 )
- Ханя Сишуй « ( Галки играют в воде»)
- Хуанли Ци ( 黄鹐ici , «Крик иволги»)
- Юээр Гао ( 月儿高 , «Высокая луна»)
- Дабабан ( Даисита , «Великие восемь ударов»)
- Пинша Лоянь ( 平沙鹿囁 , «Стая гусей на берегу»)
- Фэнцюхуан ( 风iqiuhuang , «Мужчина-Феникс ищет женщину»)
- Уляньхуань («Пять узлов цепи»)
- Цзиньшан Тяньхуа ( «Добавление цветов на парчу »)
Форма каждой из этих пьес напоминает сюиту ( таоцю ) вариаций стандартной мелодии ( купай , или «отмеченная мелодия»). Они называются вариациями запрета или «доли» и следуют упорядоченной последовательности с изменениями темпа и размера (большинство пьес имеют шесть или восемь тактов). Используется увеличение и уменьшение мелодии, чтобы ее скорость могла многократно удваиваться за счет вариаций. Техника кюи представляет собой разделение мелодии такими фигурами , как повторяющиеся ноты и соседние или проходящие ноты . Также происходит транспозиция мелодии на идеальную четверть ( фан ), хотя тональный центр остается постоянным.
четыре или пять основных ладов ( диао Традиционно выделяют ). Однако, в то время как в других местах Китая такие лады в основном определяются абсолютным слухом и степенью пентатоники , которая принимается в качестве ключевой (таким образом устанавливая интервалы гаммы ноты ), концепция лада в сяньши очень похожа на индийскую. раги система , включает в себя мотив , орнамент и интонацию. Высота звука не является абсолютной, но шкала обычно строится на ключевой ноте, приближающейся к западному концерту F – F ♯ . Моды являются пентатоническими, но все они основаны на семинотной гамме: при определении лада не учитываются начальные и конечные тоны мелодии, а ключевая нота остается одинаковой в каждом ладе. Мелодии можно адаптировать к новому режиму, но этот режим остается неизменным на протяжении всего исполнения сюиты.
Помимо мажорной пентатоники, используются еще два тона, соответствующие (диезу) чистой кварте и (бемольной) мажорной септиме. «Недостающие» ступени гаммы в каждом режиме могут использоваться в орнаменте, но не являются частью структуры основного режима. Модус цинсан цинлю («Свет III Свет VI») является стандартной мажорной пентатоникой. Но цинсан чжунлю («Легкий III Тяжелый VI») требует сильного давления струны на шестую ступень, поднимая ее до седьмой. Чжунсан чжунлю («Тяжелый III Тяжелый VI») аналогичным образом применяет этот изгиб струны вверх и к третьей степени, поднимая ее до четвертой. Четвертая общая гамма, называемая Huowu («Живая V»), похожа на последнюю, но избегает простой третьей ступени и вместо этого использует тяжелое вибрато на второй ступени. Говорят, что это наиболее характерный стиль региона.
Барабанная музыка Чаочжоу включает в себя большой барабан и гонг, малый барабан и гонг, ансамбли дизи-сет барабан и донг и су, барабан и гонг. Говорят, что нынешняя барабанная музыка Чаочжоу похожа на барабанную и духовую музыку династий Хань и Тан.
Ссылки
[ редактировать ]- Анон, Сычжу Юэ: поэтическая струнная музыка из Чаочжоу , China.org, получено в апреле 2009 г. [1]
- Профессор Мерседес М. Дуюнко, Рождение нового режима? Модальные сущности в музыкальной традиции струнного ансамбля Чаочжоу Сяньши в Гуандуне, Южный Китай , в Ethnomusicology Online , выпуск 8, 2003 г., Университет Мэриленда, округ Балтимор, получено в апреле 2009 г. [2]