Кельтский рок
Кельтский рок | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1960-е, кельтские народы |
Жанры фьюжн | |
Другие темы | |
Кельтский фьюжн |
Кельтский рок — это жанр фолк-рока , а также форма кельтского фьюжн , которая включает кельтскую музыку , инструменты и темы в контекст рок-музыки . Он был плодотворным с начала 1970-х годов и может рассматриваться как ключевая основа развития успешных основных кельтских групп и популярных музыкальных исполнителей, а также создания важных производных от дальнейшего слияния. Он сыграл важную роль в сохранении и определении региональной и национальной идентичности, а также в развитии панкельтской культуры. Это также помогло донести эту культуру до внешней аудитории. [1]
Определение
[ редактировать ]Стиль музыки представляет собой гибрид традиционных ирландских , шотландских гэльских , валлийских и бретонских музыкальных форм с рок-музыкой. [2] Это было достигнуто за счет исполнения традиционной музыки, особенно баллад , джигов и барабанов с рок-инструментами; путем добавления традиционных кельтских инструментов, включая кельтскую арфу , оловянный свисток , волынки (или ирландские волынки), скрипку , бодран , аккордеон , гармошку , мелодеон и волынки (горные) к обычным рок-форматам; за счет использования текстов на кельтских языках и использования традиционных ритмов и ритмов в традиционной рок-музыке. [3] Точно так же, как обоснованность термина «кельтский» в целом и как музыкального названия оспаривается, термин «кельтский рок» не может означать, что между кельтскими народами существовала единая кельтская музыкальная культура . Тем не менее, этот термин остался полезным как средство описания распространения, адаптации и дальнейшего развития музыкальной формы в разных, но связанных контекстах.
История
[ редактировать ]Ирландия
[ редактировать ]Именно в Ирландии кельтский рок впервые стал явно очевиден, когда музыканты попытались применить использование традиционной и электрической музыки к своему культурному контексту. К концу 1960-х годов в Ирландии уже существовала, пожалуй, самая процветающая традиция народной музыки и растущая блюзовая и поп-сцена, что послужило основой для ирландского рока . Пожалуй, самым успешным продуктом этой сцены стала группа Thin Lizzy . Их первые два альбома, созданные в 1969 году, явно были написаны под влиянием традиционной ирландской музыки, а их первый хит-сингл " Whiskey in the Jar " 1972 года представлял собой рок-версию традиционной ирландской песни. [4] С этого момента они начали двигаться в сторону хард-рока, что позволило им выпустить серию хитовых синглов и альбомов, но сохранило некоторые случайные элементы кельтского рока на более поздних альбомах, таких как Jailbreak (1976).
Основанная в 1970 году, Horslips была первой ирландской группой, к которой применили термин «кельтский рок», и выпустила работы, которые включали традиционную ирландскую / кельтскую музыку и инструменты, кельтские темы и образы, а также концептуальные альбомы, основанные на ирландской мифологии. в некотором роде который вошел на территорию прогрессивного рока, основанный на звучании хард-рока . [5] Horslips считаются важными в истории ирландского рока, поскольку они были первой крупной группой, добившейся успеха, не покидая родную страну, и их можно рассматривать как образец для кельтского рока в Ирландии и других странах. [6] Эти события шли параллельно с растущим фолк-возрождением в Ирландии, в которое входили такие группы, как Planxty и Bothy Band . [7] Именно из этой традиции Clannad перенял электрические инструменты и более « нью-эйдж » звучание. , чей первый альбом был выпущен в 1973 году, в начале 1980-х годов [8] Moving Hearts , основанная в 1981 году бывшими участниками Planxty Кристи Мур и Доналом Ланни , последовала образцу, заданному Хорслипсом, в сочетании ирландской традиционной музыки с роком, а также добавила в свое звучание элементы джаза. [9]
Шотландия
[ редактировать ]К 1960-м годам уже существовали прочные связи между ирландской и шотландской музыкой : такие ирландские группы, как The Chieftains, гастролировали и превосходили по продажам местных артистов в Шотландии. Принятие фолк-рока привело к появлению таких групп, как JSD Band и Spencer's Feat. На обломках последней в 1974 году была сформирована, пожалуй, самая успешная группа в этом жанре, объединившая ирландский и шотландский состав в группу Five Hand Reel . [10] Две самые успешные группы 1980-х годов возникли из танцевальных коллективов Шотландии. С 1978 года, когда они начали выпускать оригинальные альбомы, Runrig продюсировали отточенный шотландский фолк-рок, включая первый коммерчески успешный альбом с полностью гэльским названием Play Gaelic в 1978 году. [11] С 1980-х годов Capercaillie добился значительного успеха, сочетая шотландскую народную музыку, электрические инструменты и запоминающийся вокал. [12] Шотландская группа The Waterboys стала широко известной группой кельтского рока в 80-е годы, выпустив такие альбомы, как This Is The Sea и Fisherman's Blues . Они также включили в свою музыку элементы фолка. Одна из самых коммерчески успешных и запомнившихся рок-групп Шотландии, Big Country , также включила в свои песни влияние традиционной шотландской музыки. Хотя волынки стали важным элементом шотландских фолк-групп, они гораздо реже встречались в фолк-рок-группах, но были успешно интегрированы в их звучание Wolfstone с 1989 года, который сосредоточился на сочетании горной музыки и рока. [13]
Бретань
[ редактировать ]Регион Бретани также внес большой вклад в развитие кельтского рока. Бретонское Аланом культурное возрождение 1960-х годов было продемонстрировано Стивеллом , который стал ведущим сторонником бретонской арфы и других инструментов примерно с 1960 года. Затем он перенял элементы ирландской, валлийской и шотландской традиционной музыки в попытке создать панкельтский фолк. музыка, которая имела значительное влияние в других местах, особенно в Уэльсе и Корнуолле. [14] С 1972 года он начал играть фолк-рок с группой, в которую входили гитаристы Дэн Ар Браз и Габриэль Якуб . В 1974 году Якуб сформировал Malicorne, одну из самых успешных фолк-рок-групп Франции. После обширной карьеры, включавшей участие в Fairport Convention в 1976 году, Ар Браз сформировал панкельтскую группу Heritage des Celtes , которой удалось добиться массового успеха во Франции в 1990-х годах. Вероятно, самой известной и устойчивой фолк-рок-группой во Франции была Tri Yann, основанная в 1971 году и до сих пор записывающаяся и выступающая. [15]
Уэльс
[ редактировать ]К концу 1960-х годов в Уэльсе родились несколько выдающихся личностей и групп, которые стали крупными британскими или международными артистами, в том числе пауэр-поп -группа Badfinger , психоделические рокеры Elastic Band и прото- хэви-металлическое трио Budgie . Но хотя в начале 1970-х годов сформировались фолк-группы, в том числе Y Tebot Piws, Ac Eraill и Mynediad am Ddim, только в 1973 году первая значительная валлийская рок-группа Edward H Dafis, изначально запоздалая рок-н-ролльная группа, вызвала сенсация благодаря электрификации и попытке использовать рок-инструменты, сохраняя при этом тексты на валлийском языке. [16] В результате для одного поколения прослушивание рок-музыки на валлийском языке теперь может стать выражением национальной идентичности. [17] Это открыло двери для новой рок-культуры, но неизбежно большинство валлийских коллективов не смогли прорваться в музыкальную индустрию, где доминировали англоязычные люди. [18]
Корнуолл и остров Мэн
[ редактировать ]В то время как у других кельтских народов уже существовала культура народной музыки до конца 1960-х годов, это было менее справедливо в отношении Корнуолла и острова Мэн , которые также были относительно небольшими по численности населения и более интегрированными в английскую культуру и (в случае Корнуолла) Британское государство. В результате первая волна народной электрификации 1970-х годов оказала относительно небольшое влияние. Однако панкельтское движение с его музыкальными и культурными фестивалями помогло вызвать некоторые размышления в Корнуолле, где несколько групп, начиная с 1980-х годов, использовали традиции корнуэльской музыки с роком, включая Moondragon и ее преемника Lordryk. Совсем недавно группы Sacred Turf, Skwardya и Krena выступали на корнуоллском языке . [19]
Поджанры
[ редактировать ]Кельтский панк
[ редактировать ]Ирландия оказалась особенно благодатной почвой для панк-групп середины 1970-х, включая Stiff Little Fingers , The Undertones , The Radiators From Space , The Boomtown Rats и The Virgin Prunes . Шотландия также произвела свою справедливую долю с такими группами, как The Skids и The Rezillos . Как и в случае с фолк-роком в Англии, появление панка и других музыкальных направлений подорвало фолк-элементы кельтского рока, но в начале 1980-х годов лондонская ирландская группа The Pogues создала поджанр кельтского панка , объединив структурные элементы фолк-музыки с панк-настроением. и доставка. Стиль панк-ирландской музыки The Pogues породил и оказал влияние на ряд кельтских панк-групп, в том числе на лондонско-ирландскую группу Neck , Nyah Fearties , австралийскую из Шотландии Roaring Jack и норвежскую Greenland Whalefishers .
Диаспора кельтский рок
[ редактировать ]Одним из побочных продуктов кельтской диаспоры было существование крупных сообществ по всему миру, которые искали свои культурные корни и идентичность своего происхождения в кельтских народах. Хотя кажется, что молодые музыканты из этих сообществ обычно выбирали между своей народной культурой и основными формами музыки, такими как рок или поп, после появления кельтского панка стало появляться относительно большое количество групп, называющих себя кельтским роком. Это особенно заметно в США и Канаде, где проживают большие общины, происходящие от ирландских и шотландских иммигрантов. Из США сюда входят ирландские группы Flogging Molly , The Tossers , Dropkick Murphys , The Young Dubliners, LeperKhanz, Black 47 , The Killdares , The Drovers и Jackdaw , а также шотландские группы Prydein , Seven Nations и Flatfoot 56 . Из Канады выступают такие группы, как The Mahones , Enter the Haggis , Great Big Sea , The Real Mckenzies и Spirit of the West . Эти группы, естественно, находились под влиянием американских форм музыки, некоторые из них состояли из участников не кельтского происхождения и обычно пели на английском языке. Группа в Англии Библейский код по воскресеньям . [20]
Кельтский металл
[ редактировать ]Как и кельтский рок 1970-х годов, кельтский металл возник в результате развития английской музыки, когда в 1990-х трэш-метал группа Skyclad добавила скрипки, а вместе с ними джиги и фолк-голоса, в свою музыку на альбоме The Wayward Sons of Mother. Земля (1990). Это вдохновило дублинскую группу Cruachan смешать традиционную ирландскую музыку с блэк-металом и создать поджанр кельтского металла. Вскоре за ними последовали такие группы, как Primordial и Waylander . Как и кельтский панк, кельтский металл воспроизводит сочетание кельтской народной традиции с современными формами музыки.
Влияние
[ редактировать ]В то время как в Англии фолк-рок после первоначального массового признания перешёл в статус субкультурного саундтрека, во многих кельтских общинах и странах он остаётся на переднем крае музыкального производства. Первоначальная волна кельтского рока в Ирландии, хотя в конечном итоге и переросла в англо-американский прогрессивный рок и хард-рок, заложила основу для ирландских групп, которые добились международного успеха, включая Pogues и U2 : одну, которая использовала традиции кельтской музыки в Ирландии. новый контекст, а другой избегает его в пользу характерного, но основного звучания. Подобные обстоятельства можно увидеть в Шотландии, хотя и с опозданием во времени, когда развивалась кельтская рок-культура, прежде чем такие группы, как Runrig, смогли добиться международного признания. Одним из выдающихся голосов в кельтском/роковом стиле широко известен Брайан МакКомб (родившийся в Глазго, Шотландия, Великобритания) из The Brian McCombe Band, панкельтской группы, базирующейся в Бретани. [ нужна ссылка ]
В других кельтских сообществах, и особенно там, где носители кельтского языка или его потомки составляют меньшинство, функция кельтского рока заключалась не в создании массового успеха, а в укреплении культурной самобытности. Следствием этого стало усиление панкельтской культуры и особой национальной или региональной идентичности между людьми, имеющими общее наследие, но широко рассредоточенными. Однако, пожалуй, самым значительным последствием кельтского рока стал общий стимул для огромного музыкального и культурного творчества.
Кельтский рок также оказал влияние на музыкантов из стран и регионов, где нет кельтских общин, причем некоторые из них, например, Балканы , породили свои собственные сцены кельтского рока, что способствовало интересу к кельтской музыке и культуре у местной публики. [21] Пионерами кельтского рока на югославской рок-сцене были из пабов и гаражей рок- группа Roze Poze в середине 1980-х годов. [22] В 1990-е годы такие группы, как «Ортодоксальные кельты» из Сербии. [23] и Belfast Food из Хорватии еще больше популяризировали кельтский рок, оказав влияние на ряд молодых групп, таких как Irish Stew of Sindidun .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дж. С. Сойерс, Кельтская музыка: Полное руководство (Da Capo Press, 2001), стр. 1–12.
- ^ Н. Маклафлин и Мартин МакЛун, «Гибридность и национальная музыка: пример ирландской рок-музыки», Popular Music , 9, (апрель 2000 г.), стр. 181–99.
- ^ Джонстон, Томас Ф. «Социальный контекст ирландских народных инструментов», Международное обозрение эстетики и социологии музыки , 26 (1) (1995), стр. 35-59.
- ^ Бирн, Алан (2006). Тонкая Лиззи . Издательство САФ. п. 52. ИСБН 9780946719815 .
- ^ Дж. Клири, Возмутительная удача: столица и культура в современной Ирландии , (Field Day Publications, 2007), стр. 272-3.
- ^ Дж. С. Сойерс, Кельтская музыка: Полное руководство (Da Capo Press, 2001), стр. 267.
- ^ Т. Браун, Ирландия: социальная и культурная история, 1922-79, (Фонтана, 1981), стр. 276.
- ^ М. Скэнлан, Культура и обычаи Ирландии (Гринвуд, 2006), стр. 169-170.
- ^ Дж. Клири, Возмутительная удача: столица и культура в современной Ирландии (Field Day Publications, 2007), стр. 265.
- ^ К. Ларкин, Энциклопедия популярной музыки Гиннесса (Гиннесс, 1992), стр. 869.
- ^ Дж. С. Сойерс, Кельтская музыка: Полное руководство (Da Capo Press, 2001), стр. 366.
- ^ Б. Свирс, Electric Folk: меняющееся лицо английской традиционной музыки (Oxford University Press, 2005), стр. 259.
- ^ Хейвуд, Пит (май – июнь 2001 г.). «Вулфстоун – честное дело» . Живая традиция . № 43.
- ^ М. Макдональд, «Мы не французы!»: Язык, культура и идентичность в Бретани» (Routledge, 1989), стр. 145.
- ^ Дж. Т. Кох, «Кельтская культура: историческая энциклопедия», (ABC-CLIO, 2006), стр. 280.
- ^ С. Хилл, «Blerwytirhwng?: Место валлийской поп-музыки» (Эшгейт: Олдершот, 2007), стр. 72.
- ^ Р. Уоллис и К. Мальм, «Большие звуки от маленьких народов: музыкальная индустрия в малых странах» (Лондон, Констебль, 1984), стр. 139-53
- ^ С. Хилл, «Blerwytirhwng?: Место валлийской поп-музыки» (Ashgate: Aldershot, 2007), стр. 78.
- ^ Д. Харви, Кельтская география: старая культура, новые времена (Routledge, 2002), стр. 223-4.
- ^ Дж. Херман, «Британский фолк-рок»; Celtic Rock», Журнал американского фольклора, 107, (425), (1994), стр. 54–8.
- ^ "Ирландская музыка среди сербов", Glas javnosti.
- ^ Янятович, Петар (2024). Рок-энциклопедия Ex YU 1960–2023 . Белград: выпущен самостоятельно. стр. 265.
- ^ Янятович, Петар (2024). Рок-энциклопедия Ex YU 1960–2023 . Белград: выпущен самостоятельно. стр. 372.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Колин Харпер. Irish Folk, Trad and Blues: A Secret History (2005) охватывает Horslips, the Pogues, Planxty и других.
- Тони Клейтон-Ли. Ирландский рок: откуда он - где он - куда идет (1992)
- Ларри Кирван. Зеленые замшевые туфли (2005)
- Джерри Смит. Шумный остров: краткая история ирландской популярной музыки
- Шон Кэмпбелл и Джерри Смит. Прекрасный день: 40 лет ирландского рока (2005)