Музыка Уэльса
Часть серии о |
Культура Уэльса |
---|
Люди |
Искусство |
Музыка Уэльса ( валлийский : Cerddoriaeth Cymru ), особенно пение, является важной частью валлийской национальной идентичности, и страну традиционно называют «страной песни». [1]
Это современный стереотип, основанный на концепциях нонконформистской хоровой музыки 19-го века и мужских голосовых хоров 20-го века, Eisteddfodau и пения на аренах, например, на спортивных мероприятиях, но в Уэльсе есть история музыки, которая использовалась в качестве основной формы общения. [1]
Исторически Уэльс был связан с народной музыкой, хоровым исполнением, религиозной музыкой и духовыми оркестрами. Однако современная валлийская музыка представляет собой процветающую сцену рока, валлийской лирики, современного фолка, джаза, поп-музыки и электронной музыки. В Великобритании особенно отмечена рок-сцена Ньюпорта , когда-то называвшаяся «новым Сиэтлом», и музыкальная сцена Кардиффа , за которую город был назван «Городом музыки», поскольку он занимает второе место по количеству независимых музыкальных площадок в Великобритании. . [2]
История
[ редактировать ]Ранняя песня
[ редактировать ]У Уэльса есть история народной музыки , связанной с кельтской музыкой таких стран, как Ирландия и Шотландия . Он имеет отличительные инструменты и типы песен, и его часто можно услышать на twmpath (народный танец), gŵyl werin ( народный фестиваль ) или noson Lawen (традиционная вечеринка, похожая на гэльский « Céilidh »). Современные валлийские народные музыканты иногда реконструируют традиции, которые были подавлены или забыты, и конкурируют с импортированными и местными тенденциями рока и поп-музыки.
Уэльс имеет историю использования музыки в качестве основной формы общения. [1] Гармония и частичное пение являются синонимами валлийской музыки. Примеры хорошо развитой вертикальной гармонии можно найти в рукописи Роберта ап Хью, датируемой 1600-ми годами. Этот текст содержит фрагменты валлийской музыки четырнадцатого и пятнадцатого веков, которые демонстрируют удивительное гармоническое развитие. [3] [4] Самые старые известные традиционные песни Уэльса связаны с сезонными обычаями, такими как « Мари Лвид» или «Охота на крапивника» , в которых обе церемонии содержат процессуальные песни, где повторение является музыкальной особенностью. [1] Другими подобными церемониальными или праздничными традициями, связанными с песней, являются новогодний каленниг и приветствие весеннего Сретения , когда за традиционным вассалом следовали танцы и праздничные песни. дети пели «блинные песни» Во вторник на Масленицу , а летние гимны были связаны с фестивалем Калан Май . [1]
В течение многих лет валлийская народная музыка подавлялась из-за последствий Закона о Союзе , который продвигал английский язык. [5] и возникновение методистской церкви в 18 и 19 веках. Церковь не одобряла традиционную музыку и танцы, хотя народные мелодии иногда использовались в гимнах . По крайней мере, с XII века валлийские барды и музыканты участвовали в музыкальных и поэтических состязаниях, называемых эйстедфодау ; это эквивалент шотландского мода и ирландского Fleadh Cheoil . [6]
18-19 века, религиозная музыка
[ редактировать ]Музыка в Уэльсе часто связана с мужскими голосовыми хорами , такими как Хор Морристона Орфея , Мужской хор Кардифф Армс Парк и Мужской голосовой хор Треорчи , и пользуется всемирной репутацией в этой области. Эта традиция хорового пения выражалась в спортивных мероприятиях, особенно в национальном виде спорта страны - регби , где в 1905 году впервые прозвучал национальный гимн Уэльса Hen Wlad Fy Nhadau в начале международного спортивного соревнования.
Валлийская традиционная музыка пришла в упадок с появлением нонконформистской религии в 18 веке, которая делала упор на хоровое пение, а не на инструменты, и на религиозное, а не на светское использование музыки; традиционные музыкальные стили стали ассоциироваться с пьянством и безнравственностью. Развитие пения гимнов в Уэльсе тесно связано с возрождением валлийских методистов конца 18 века. [7] Гимны были популяризированы такими авторами, как Уильям Уильямс , в то время как другие были основаны на популярных светских мелодиях или переняли мелодии валлийских баллад. [7] Назначение Генри Миллса музыкальным надзирателем валлийских методистских общин в 1780-х годах послужило стимулом для улучшения пения во всем Уэльсе. Это привело к формированию местных музыкальных обществ, а в первой половине XIX века были напечатаны и распространены музыкальные буквари и сборники мелодий. [7] Совместное пение получило дополнительный импульс с появлением движения за воздержание , в рамках которого Хоровой союз умеренности (сформированный в 1854 году) организовал ежегодные певческие фестивали, в том числе пение гимнов объединенными хорами. Публикация Llyfr Tonau Cynulleidfaol Джона Робертса в 1859 году предоставила прихожанам набор стандартных мелодий, которые были менее сложными и имели неприукрашенные гармонии. Этот сборник положил начало практике совместного пения мелодий из книги, заложившей основу для Циманфа Гану (фестиваля пения гимнов). [8] Примерно в тот же период растущая доступность музыки в тонизирующей нотации соль-фа , продвигаемая такими людьми, как Элеазар Робертс , позволила прихожанам читать музыку более свободно. [9] Одним из особенно популярных гимнов этого периода был « Ллеф ».
В 1860-х годах началось возрождение традиционной валлийской музыки с образованием Национального общества айстедводов , за которым последовало основание валлийских обществ в районе Лондона и публикация книги Николаса Беннета Alawon fy Ngwlad («Мелодии моей земли»), сборник традиционных мелодий, 1890-е гг. [10]
XIX–XX века, светская музыка.
[ редактировать ]Традиция духовых оркестров, восходящая к викторианской эпохе, продолжается, особенно в долинах Южного Уэльса , где валлийские оркестры, такие как Cory Band, являются одними из самых успешных в мире.
Хотя хоровая музыка валлийских композиторов XIX века была в основном религиозной, создавалось постоянное количество светских песен. За такими композиторами, как Джозеф Пэрри , чье произведение Myfanwy до сих пор остается любимой валлийской песней, последовали Дэвид Дженкинс и Д. Эмлин Эванс, которые создавали песни специально для викторианского музыкального рынка. [9] Эти светские гимны были подхвачены появляющимися мужскими голосовыми хорами, которые первоначально сформировались как теноровые и басовые секции капеллных хоров, но также пели вне церкви в форме отдыха и общения. [11] Промышленная рабочая сила привлекала меньше веселья в английских хоровых клубах , а также избегала более сильного милитаристского стиля музыки. Композиторам, таким как Шарль Гуно, подражали валлийские современники, такие как Парри, Протеро и Прайс, чтобы удовлетворить валлийскую любовь к драматическим повествованиям, широким динамическим контрастам и захватывающим кульминациям. [11] Помимо роста мужских голосовых хоров в индустриальный период, в Уэльсе также наблюдался рост популярности духовых оркестров. Оркестры были популярны среди рабочего класса и были приняты патерналистскими работодателями, которые рассматривали духовые оркестры как конструктивную деятельность для своих рабочих. [12] Среди известных сольных исполнителей девятнадцатого века были харизматичные певцы Роберт Рис (Эос Морле) и Сара Эдит Винн , которые гастролировали за пределами Уэльса и помогли создать репутацию страны как «страны песен». [13] [14]
В двадцатом веке Уэльс выпустил большое количество классических и оперных солистов с международной репутацией, в том числе Бена Дэвиса , Герайнта Эванса , Роберта Тира , Брин Терфел , Гвинет Джонс , Маргарет Прайс , Ребекку Эванс и Хелен Уоттс , а также таких композиторов, как Алан Ходдинотт , Уильям Матиас , Грейс Уильямс и Карл Дженкинс . такие художники-кроссоверы, как Кэтрин Дженкинс , Шарлотта Чёрч и Алед Джонс Начиная с 1980-х годов, на первый план стали выходить . Уэльская национальная опера , основанная в 1946 году, и конкурс BBC Cardiff Singer of the World , стартовавший в 1983 году, привлекли внимание к растущей репутации Уэльса как центра передового опыта в классическом жанре.
Композитор и дирижер Мансель Томас, ОБЕ (1909–1986), работавший в основном в Южном Уэльсе, был одним из самых влиятельных музыкантов своего поколения. На протяжении многих лет работая на BBC, он способствовал карьере многих композиторов и исполнителей. Сам он писал вокальную, хоровую, инструментальную, оркестровую и оркестровую музыку, специализируясь на постановке песен и стихов. Многие из его оркестровых и камерных музыкальных произведений основаны на валлийских народных песнях и танцах.
После 1945 года, популярная музыка
[ редактировать ]После Второй мировой войны были основаны две важные музыкальные организации, Уэльская национальная опера и Национальный оркестр Уэльса BBC , которые сыграли важную роль в переходе валлийских композиторов от хоровых композиций к инструментальным и оркестровым произведениям. Современные валлийские композиторы, такие как Алан Ходдинотт и Уильям Матиас, создали крупномасштабные оркестровки, хотя оба вернулись к религиозным темам в своих произведениях. Оба мужчины также изучали валлийскую культуру: Матиас ставил музыку к произведениям Дилана Томаса , а Ходдинотт, наряду с такими людьми, как Мервин Берч и Дэвид Винн , находился под влиянием поэтического и мифического прошлого Уэльса. [9]
В 20 веке многие сольные певцы из Уэльса стали не только национальными, но и международными звездами. Айвор Новелло , певец и автор песен во время Первой мировой войны. такие оперные певцы, как Герайнт Эванс , а позже и Дельм Брин-Джонс Кроме того, после Второй мировой войны славу обрели . В 1960-е годы появились две самобытные валлийские группы, Том Джонс и Ширли Бэсси , которые определили валлийский вокальный стиль на несколько поколений.
В 1960-е годы в Уэльсе произошли важные события как в валлийской, так и в англоязычной музыке. BBC уже выпускала радиопрограммы на валлийском языке, такие как Noson Lowen, в 1940-х годах, а в 1960-х корпорация последовала этому примеру с телешоу Hob y Deri Dando и Disc a Dawn, предоставляя валлийским артистам еженедельную сцену для продвижения своего звучания. Более домашняя программа Gwlad y Gan была произведена конкурирующим каналом TWW, в котором классические валлийские песни были помещены в идиллическую обстановку, а в главной роли играл баритон Айвор Эммануэль . Англо-американское культурное влияние сильно привлекло молодых музыкантов: Том Джонс и Ширли Бэсси стали всемирно известными певцами; а рост The Beatles группы лейбла Apple Records валлийские исполнители Мэри Хопкин и Бэдфингер привел к тому, что к списку присоединились . Чтобы не отставать, недолговечная группа Y Blew , родившаяся в Аберистуитском университете, стала первой поп-группой на валлийском языке в 1967 году. [16] За этим последовало в 1969 году создание звукозаписывающей компании Sain , одного из важнейших катализаторов перемен на музыкальной сцене на валлийском языке. [17]
В более современные времена музыкальная сцена процветала. К группам и исполнителям, завоевавшим популярность, относятся такие группы, как Man , Budgie и сольные исполнители Джон Кейл и Мэри Хопкин в начале 1970-х годов, а также сольные исполнители Бонни Тайлер и Шакин Стивенс в 1980-х годах, но за счет подражания американским музыкальным стилям, таким как Motown или Рок-н-ролл. На валлийской языковой сцене наблюдался спад коммерческой популярности, но рост экспериментов с такими исполнителями, как панк-группа Trwynau Coch, что привело к «новой волне» музыки. Последующие группы, такие как Anhrefn и Datblygu , нашли поддержку у BBC Radio 1 диск-жокея Джона Пила , одного из немногих ди-джеев за пределами Уэльса, пропагандирующих музыку на валлийском языке.
Уэльс воспринял новую музыку 1980-х и 1990-х годов, особенно благодаря процветающей рок-сцене Ньюпорта , за которую город прозвали «новым Сиэтлом ». В число исполнителей и отдельных лиц, живших в городе в тот период, входили Джо Страммер из The Clash , Feeder , The Darling Buds , Донна Мэтьюз из Elastica , а также Skindred , а также панк- и метал-группы. Среди известных исполнителей или посетителей таких площадок, как TJ's, были Oasis, Курт Кобейн и другие.
21 век
[ редактировать ]Начало XXI века произвело заслуживающий доверия валлийский «звук», принятый общественностью и средствами массовой информации Великобритании. К таким выступлениям относились Manic Street Preachers , Stereophonics , Catatonia , Super Furry Animals и Zygotic Mynci Горького . Первые два позволили процветать валлийской поп-сцене, и, хотя они и не пели на валлийском, они привнесли ощущение валлийского происхождения через иконографию, тексты песен и интервью. Последние две группы примечательны тем, что представили на валлийском языке британской публике песни . Музыкальные площадки и выступления процветали в 2010-х годах, благодаря отмеченному успеху музыкальной сцены Кардиффа , за что город был назван «Музыкальным городом».
Стили валлийской музыки
[ редактировать ]Традиционная народная музыка
[ редактировать ]В ранних музыкальных традициях 17 и 18 веков появились более сложные гимны , в отличие от повторяющихся церемониальных песен. В этих гимнах использовалась сложная поэзия, основанная на cynghanedd , некоторые из них были исполнены на английские мелодии, но во многих использовались валлийские мелодии, такие как «Ffarwel Ned Puw». [1] Самая распространенная валлийская народная песня — это песня о любви, тексты которой посвящены печали расставания или восхвалению девушки. Некоторые используют сексуальные метафоры и упоминают процесс объединения в пакеты . После любовных песен очень популярной формой песни была баллада с рассказами о ручном труде, сельском хозяйстве и повседневной жизни. Популярные темы в XIX веке включали убийства, эмиграцию и катастрофы на угольных шахтах; исполняется под популярные мелодии Ирландии или Северной Америки. [1]
Инструмент, который чаще всего ассоциируется с Уэльсом, — это арфа , которая обычно считается национальным инструментом страны. [18] , «трехрядная арфа») возникла в Италии, ее Хотя тройная арфа ( telyn deires считают традиционной арфой Уэльса: она имеет три ряда струн, где каждый полутон представлен отдельно, в то время как в современных концертных арфах используется педаль. система изменит ключ, остановив соответствующие строки. После того, как в 19 веке она уступила позиции педальной арфе, она вновь стала популяризироваться благодаря усилиям Нанси Ричардса , Ллио Риддерча и Робина Хью Боуэна . Пениллион — традиционная форма валлийского пения в сопровождении арфы, в которой певец и арфист следуют разным мелодиям, поэтому ударные слоги стихотворения совпадают с акцентированными долями мелодии арфы. [19]
Самые ранние письменные упоминания о репертуаре валлийских арфистов содержатся в рукописи Роберта ап Хью , в которой задокументированы 30 древних арфовых пьес, составляющих фрагмент утраченного репертуара средневековых валлийских бардов. Музыка была написана между 14 и 16 веками, передана устно, затем записана в уникальную табулатуру и позже скопирована в начале 17 века. Эта рукопись содержит самые ранние произведения арфовой музыки во всей Европе и является одним из ключевых источников ранней валлийской музыки. [20] Рукопись стала источником длительных попыток точно расшифровать закодированную в ней музыку.
Еще одним отличительным инструментом является crwth , также струнный инструмент того типа, который когда-то был широко распространен в Северной Европе. На нем играли в Уэльсе со времен средневековья, который, вытесненный скрипкой ( валлийский Ffidil ), задержался в Уэльсе позже, чем где-либо еще, но умер. самое позднее в XIX веке. [21] Скрипка является неотъемлемой частью валлийской народной музыки. Другие традиционные инструменты Уэльса включают валлийские волынки и пибгорны .
Народная музыка
[ редактировать ]Валлийский фолк известен разнообразием инструментальных и вокальных стилей, а также более поздними певцами и авторами песен, опирающимися на народные традиции.
К концу 1970-х годов в Уэльсе, как и в его соседях, началось возрождение корней , истоки которого можно проследить до фолк-певца и автора песен 1960-х годов Дафида Ивана . Иван сыграл важную роль в создании современной валлийской фолк-сцены, известен своими яростно патриотическими и националистическими песнями, а также основателем Sain звукозаписывающей компании . На фестивале Interceltique de Lorient сформировалась группа Ar Log , которая возглавила возрождение валлийской игры на скрипке и арфе и продолжила запись в 21 веке. Валлийская сессионная группа, идущая по стопам своих ирландских коллег Planxty , Cilmeri записала два альбома с уникальной валлийской атмосферой. Валлийский фолк-рок включает в себя ряд групп, таких как Moniars , Gwerinos, The Bluehorses , Bob Delyn a'r Ebillion и Taran.
Компания Sain была основана в 1969 году Дэфидом Иваном и Хью Джонсом при финансовой поддержке Брайана Моргана Эдвардса . [22] Первоначально лейбл подписывал контракты с валлийскими певцами, в основном с откровенно политическими текстами, со временем разветвляясь на множество различных стилей. В их число входили кантри (Джон Алан), авторы-исполнители ( Мейк Стивенс ), стадионный рок ( The Alarm ) и классические певцы ( Алед Джонс , Брин Терфель ).
Фолк-возрождение набрало силу в 1980-х годах, когда Робин Хью Боуэн и другие музыканты добились большого коммерческого успеха и успеха у критиков. Позже, в 1990-е годы, популярность обрела новая волна групп, в том числе Fernhill , Rag Foundation , Bob Delyn A'r Ebillion , Moniars , Carreg Lafar , Jac y Do , Boys From The Hill и Gwerinos . Jac y Do — одна из нескольких групп, которые сейчас исполняют twmpathau по всей стране на общественных мероприятиях и собраниях. Традиционная валлийская музыка была обновлена панк-фолк-группами, исполнявшими традиционные мелодии в гораздо более ускоренном темпе; в их число входили ранние Боб Делин а'р Эбиллион и Дефаид. В 1990-е годы также был создан Fflach :tradd, лейбл, который вскоре стал доминировать в валлийской фолк-индустрии звукозаписи благодаря серии компиляций, а также тематическим проектам, таким как Ffidil , в котором участвовали 13 скрипачей. Некоторые валлийские исполнители смешали традиционные влияния, особенно язык, с импортированными жанрами, , монологом например и особенно Джоном Алуном , валлийским языком. кантри- дуэт, пожалуй, самые известные современные исполнители на валлийском языке.
открылся Tŷ Siamas В июне 2007 года в Долгеллау . Tŷ Siamas — Национальный центр традиционной музыки с регулярными занятиями, концертами, уроками, интерактивной выставкой и студией звукозаписи.
Поп и рок
[ редактировать ]На нетрадиционной арене многие валлийские музыканты присутствовали в популярной рок- и поп-музыке либо по отдельности (например, Том Джонс , Ширли Бэсси , Бонни Тайлер , Дэйв Эдмундс , Шакин Стивенс ), либо по отдельности в группах (например, Джон Кейл из The Velvet Underground , Green Gartside из Scritti Politti , Джулиан Коуп из Teardrop Explodes и Энди Скотт из Sweet , Роджер Гловер из Deep Purple и Rainbow ), или как группы, сформированные в Уэльсе (например, Amen Corner , The Alarm , Man , Budgie , Badfinger , Tigertailz , Young Marble Giants ), но только в 1990-х годах валлийские группы стали рассматриваться как особая группировка. Вслед за андеграундным пост-панк- движением 1980-х годов, возглавляемым такими группами, как Datblygu и Fflaps , 1990-е годы стали свидетелями значительного расцвета валлийских рок-групп (как на валлийском, так и на английском языках), таких как Catatonia , Manic Street Preachers , Feeder , Stereophonics. , Суперпушистые животные , Пуховые палочки , 60-футовые куклы и Зиготические мынки Горького .
В 21 веке появилось множество новых артистов, в том числе Marina and the Diamonds , Skindred , Lostprophets , The Kennedy Soundtrack , Джеймс Кеннеди (музыкант) , Kids in Glass Houses , Duffy , Christopher Rees , Bullet for My Valentine , The Автомат , Goldie Lookin Chain , Люди в самолетах , Los Campesinos! , Викторианский клуб английских джентльменов , Атака! Атакуйте! , Гвенно , Келли Ли Оуэнс , Похороны друга , Хондо Маклин , Ффлур Дэфидд , Затмение , Сломанный виниловый клуб , Грозная радость и Ведущая . Более резкие альтернативные группы, такие как Jarcrew , Mclusky и Future of the Left – все они хорошо известны в независимом музыкальном сообществе и известны как валлийские группы – также получили скромный коммерческий успех в Великобритании. Довольно сильная нео-прогрессивная/классическая рок-сцена сформировалась из группы Karnataka из Суонси и других групп, которые имеют с ними связи. К ним относятся Magenta , The Reasoning и Panic Room .
Электронная музыка
[ редактировать ]Llwybr Llaethog выпускает двуязычную электронную музыку. DJ Саша из Хавардена , Флинтшир. Также стоит отметить успешного Drum and Bass DJ High Contrast из Кардиффа , ветеранскую хаус-группу K-Klass из Рексхэма и Суонси из прогрессив-брейка продюсеров Hybrid . «Побег в парк» и «Бионические события» — примеры валлийской сцены жесткого танца. 16 июля 2011 года Сиан Эванс из трип-хоп и синтипоп- из Бристоля группы Kosheen занял первое место в официальных чартах синглов Великобритании в сотрудничестве с DJ Fresh .
Хип-хоп
[ редактировать ]В число валлийских исполнителей хип-хопа и рэпа входят Goldie Lookin Chain , [23] ЛЕМФРЕК [24] и Астроид Бойз. [25] Двуязычные художники включают г-на Формулу. [26] и совсем недавно Мудрец Тодз , [27] Дом Джеймс и Ллойд. [28]
Популярная музыка на валлийском языке
[ редактировать ]Существует процветающая современная музыкальная сцена на валлийском языке, от рока до хип-хопа, которая обычно привлекает большие толпы и аудиторию, но, как правило, освещается только валлийскоязычными средствами массовой информации.
В 2013 году был проведен первый День музыки на валлийском языке , который проходил каждый год в феврале. Мероприятия отмечают использование валлийского языка в широком спектре музыкальных жанров, а места проведения включают Womanby Street в Кардиффе, а также Лондон , Суонси , Бруклин и даже Будапешт .
Каждый год Mentrau Iaith Cymru , The National Eisteddfod и BBC Radio Cymru проводят национальную «Битву групп», где молодые, перспективные валлийские группы могут соревноваться за 1000 фунтов стерлингов, и это считается одним из величайших достижений для номер на валлийском языке, который выступит в Maes B в свой последний вечер. [ нужна ссылка ] Помимо Maes B, в течение года проводится ряд различных музыкальных мероприятий на валлийском языке, которые приобрели популярность за последние несколько лет. Каждый год в феврале валлийский журнал Y Selar проводит церемонию награждения в Аберистуитском университете, куда валлийские меломаны со всей страны приезжают посмотреть выступления самых популярных и перспективных групп. Есть также «Dawns Rhyngolegol», где собираются валлийские общества из всех университетов Великобритании, чтобы отметить лучшую музыку на валлийском языке в Уэльсе.
Текущие магазины
[ редактировать ]У валлийских групп есть выход для аудитории в таких средствах массовой информации, как BBC Wales , BBC Cymru , S4C и The Pop Factory . из BBC Radio 1 В частности, Бетан и Хью из BBC Radio Wales и Адам Уолтон поддерживают новую валлийскую музыку на своих станциях.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дэвис (2008), стр. 579.
- ^ «Кардифф станет «Музыкальным городом» для защиты и развития площадок» . Новости Би-би-си . 14 декабря 2017 г.
- ^ Ливзи, Бронвин (2018). Голоса ангелов в земле Сиона: валлийское отделение Табернакального хора .
- ^ Кроссли-Холланд, Питер (1948). Музыка в Уэльсе . Хинрихсен Издание Лимитед.
- ^ Харпер, Салли (2007). Музыка в валлийской культуре до 1650 года: исследование основных источников . Издательство Эшгейт . п. 298. ИСБН 9780754652632 .
- ^ Маккой, Эдайн (2013). Кельтские мифы и магия: используйте силу богов и богинь . Ллевеллин по всему миру. п. 25. ISBN 9781567186611 .
- ^ Jump up to: а б с Дэвис (2008), стр. 580.
- ^ Дэвис (2008), стр. 768.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис (2008), стр. 581.
- ^ Г. Гроув, Словарь музыки и музыкантов Гроува, col. 3 (St. Martin's Press., 6-е изд., 1954 г.), стр. 3. 410.
- ^ Jump up to: а б Дэвис (2008), стр. 532.
- ^ Дэвис (2008), стр. 79.
- ^ Дэвис (2008) стр.445
- ^ Дэвис (2008) стр.734
- ^ "BBC.co.uk/Уэльс – номер один в Уэльсе" . BBC.co.uk. Проверено 28 января 2011 г.
- ^ «Популярная музыка: Материалы из архива 'Y Blew'» . llgc.org.uk. Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Дэвис (2008), стр. 585.
- ^ Дэвис (2008), стр. 353.
- ^ Дэвис (2008), стр. 662.
- ^ «Музыка рукописи Роберта ап Хью» . Бангорский университет . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Дэвис (2008), стр. 179.
- ^ «Сайн – История» . sainwales.com . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Беван, Натан (21 сентября 2019 г.). «Устная история Goldie Lookin' Chain» . УэльсОнлайн . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Последние выступления, представленные на фестивале, получившем название «Валлийский Гластонбери» » . Нация.Cymru . 19 января 2022 г. Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Солтер, Скотт (17 января 2019 г.). «Возрождение валлийского рэпа» . Журнал Рон . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Хьюз, Брендан (20 октября 2012 г.). «Рэппер Mr Phormula войдет в историю своим первым валлийским рэпом на церемонии вручения наград MOBO» . УэльсОнлайн . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Джонс, Бранвен (14 марта 2022 г.). «Рэппер поделился невероятным музыкальным клипом на валлийском языке» . УэльсОнлайн . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Смотрите: рэперы на валлийском языке нашли свое призвание с новым синглом «Pwy Sy'n Galw?» " . Нация.Cymru . 21 мая 2022 г. Проверено 21 июня 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвис, Джон; Дженкинс, Найджел (2008). Энциклопедия Уэльской академии Уэльса . Кардифф: Издательство Уэльского университета . ISBN 978-0-7083-1953-6 .
- Мэтисон, Кенни (2001). Мэтисон, Кенни (ред.). Кельтская музыка, Уэльс, остров Мэн и Англия . Книги о бэкбите. стр. 88–95 . ISBN 0-87930-623-8 .
- Бротон, Саймон; Эллингем, Марк. «Арфы, барды и гверин». В МакКонначи, Джеймс; Дуэйн, Орла (ред.). Мировая музыка, Том. 1: Африка, Европа и Ближний Восток . Книги о пингвинах . стр. 313–319. ISBN 1-85828-636-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC Уэльс Музыка
- ТШ Сиамас, Национальный центр традиционной музыки
- Tŷ Cerdd / Музыкальный центр Уэльса – коллекция ссылок на музыкальные организации Уэльса.
- Музыкальные страницы на сайте Wales.com
- Народное радио Уэльса
- От Старой страны к Новому Свету: Эмиграция в валлийских балладах - аудиолекции профессора Э. Вин Джеймса, Дом Сесила Шарпа , Лондон (2015)