Кино Уэльса
Часть серии о |
Культура Уэльса |
---|
![]() |
Люди |
Искусство |
Кино Великобритания |
---|
Кино Уэльса включает в себя киноискусство и творческие фильмы, снятые в Уэльсе или валлийскими кинематографистами как внутри страны, так и за рубежом. Валлийское кино зародилось в конце 19 века под руководством валлийского режиссера Уильяма Хаггара. Уэльс продолжал производить фильмы различного качества на протяжении всего 20-го века как на валлийском , так и на английском языках , хотя местное производство было сокращено из-за отсутствия инфраструктуры и финансов, что препятствовало росту индустрии на национальном уровне. Несмотря на это, Уэльс был представлен во всех областях кинопроизводства, продюсируя известных актеров и режиссеров.
История
[ редактировать ]Происхождение и ранняя история
[ редактировать ]Уэльс имеет долгую историю кинопроизводства: первые фильмы были сняты в 1896 году, всего через год после развития Люмьеров кинематографа . Первым известным фильмом, записанным в Уэльсе, был фильм American Birt Acres, в котором рассказывается о королевском визите в Кардифф принца Уэльского, позже Эдварда VII . Позже фильм был показан на Большой выставке изобразительного искусства, промышленности и морского судоходства в Кардиффском парке Катайс в июне 1896 года. [1] Производство фильмов коренных народов началось в 1898 году, когда Рила из Артур Читам начал записывать немые «короткометражные» фильмы о местных событиях. Его первый фильм был показан в январе 1898 года о детях, играющих на Рил-Сэндс. [1]

Первым выдающимся режиссером из Уэльса был Уильям Хаггар , снявший более 30 художественных фильмов в период с 1901 по 1908 год. [2] Работы Хаггар получили мировую аудиторию, главным образом, благодаря компаниям Gaumont и Urban . [3] Самым известным фильмом Хаггара стал «Отчаянное браконьерство» (1903), известный своим насилием, иконоборчеством и прогрессивным монтажом. Фрэнка Мотторшоу Этот фильм, наряду с «Дерзким ограблением при дневном свете» Эдвина Стэнтона Портера и «Великим ограблением поезда» , в начале XXI века считался оказавшим влияние на поджанр американских фильмов о погонях. [4]
Другие дошедшие до Великой войны фильмы, снятые в Уэльсе, были сняты кинематографистами из-за пределов страны. Британской биографической компании В их число входили фильм «Замок Конвей» Чарльза Урбана (1898 г.) и «Уэльс, Англия: Страна замков и водопадов» (1907 г.). [5] Встреча домашнего чемпионата Великобритании 1906 года между Уэльсом и Ирландией в Рексхэме была снята блэкбернской фирмой «Митчелл и Кейнон» и сейчас является старейшим сохранившимся фильмом о международном футбольном матче. [3] А самой старой видеозаписью футбольного матча является фильм Артура Читама 1898 года «Блэкберн Роверс против Вест Бромвич Альбион» . [1]
В течение первых нескольких десятилетий валлийского кинематографа Уэльс находился в разгаре промышленной революции, но индустриальный ландшафт или жизнь, запечатленные в первых немых фильмах, снятых внутри страны, мало что ощущали. Посещающие компании, такие как Edison , British and Colonial, как правило, предпочитали снимать в сельской местности Уэльса. [3]
1914 по 1980 год
[ редактировать ]Большая часть кинематографа Уэльса конца 1910-х и 1920-х годов была утеряна. В 1920 году в Уэльсе было снято девять фильмов, но все они сейчас утеряны. [3] Одним из самых известных и знаменитых фильмов этого периода является «Валлийский певец» (1915), адаптированный по произведению валлийского писателя Аллена Рейна , в котором снялась Флоренс Тернер . [3] Генри Эдвардс , снявший «Валлийского певца» , также создал в 1930 году фильм «Эйлвин» по роману Теодора Уоттс-Дантона , погружающий в мир цыган и мифический, мистический Уэльс. [5] первый на валлийском языке фильм Chwarelwr» Ифаном аб Оуэном Эдвардсом в 1935 , . году Y « годы был показан В 1930- е снятый и Дональда Александра » «Восточная долина (1937). С началом Второй мировой войны шахтерская долина в Уэльсе использовалась в качестве декорации для военного пропагандистского фильма « Тихая деревня » (1943). Созданная как дань уважения шахтерскому поселению Лидице в Чехословакии, пострадавшему от зверств нацистов, «Тихая деревня» переносит события в Уэльс; а также использовался для проведения аналогий с притеснением валлийского языка. [5]

Наступление эры звука мало повлияло на валлийское кино, хотя «Цитадель» 1938 года, адаптация романа А. Дж. Кронина года 1937 , привлекла Уэльс к большой аудитории; хотя интерпретация короля Видора не смогла передать политический посыл романа. [3] Первым голливудским «звуковым фильмом», действие которого происходило в Уэльсе, был «Старый темный дом» Джеймса Уэйла . [6] Самые известные фильмы, связанные с Уэльсом того периода, не смогли использовать валлийские таланты: «Гордая долина» (1940) и «Как зелена была моя долина» (1940) не были сняты и адаптированы для экрана валлийцами. Фильм Джона Форда «Как зелена была моя долина» примечателен тем, что в главной роли снялся всего один валлийский актер, Рис Уильямс , и тем, что его снимали в Соединенных Штатах. Хотя взгляд Джона Форда на Уэльс был основан на мифическом и романтическом взгляде на промышленно развитые долины, Джилл Крейги » «Голубой шрам (1949), частично финансируемый Национальным советом по угольной промышленности , поднял серьезные и радикальные вопросы о национализации угольной промышленности и имеет поразительные фотографии локаций Южного Уэльса. [3] [5] Еще одним выпуском 1949 года, сделавшим важное культурное заявление, была книга Эмлина Уильямса « Последние дни Долвина» , сюжет которой сосредоточен на затоплении валлийской деревни с целью создания водохранилища; тема, которая стала чрезвычайно спорной в Уэльсе в 1960-х годах. [5]
В 1950-е и 1960-е годы выступили два лучших режиссера-документалиста страны. Джек Хауэллс и Джон Ормонд имели дело в основном с валлийцами и подданными. Хауэллс наиболее известен своими импрессионистическими лирическими документальными фильмами, в том числе «Най!» (1965) и Дилан Томас (1962). «Дилан Томас» — единственный валлийский фильм, получивший «Оскар» (за лучший короткометражный документальный фильм ). В нем в роли рассказчика участвует Ричард Бертон, посещающий места обитания Дилана Томаса . [7] Ормонда, прежде всего поэта, помнят за его чувствительные изображения писателей и авторов, а также за документальные фильмы, посвященные рабочему классу и беженцам, в частности « Заемное пастбище» (1960), в котором рассказывается о двух бывших польских солдатах, пытающихся выжить на Кармартеншире. мелкое землевладение . [8]
В период сразу после окончания Второй мировой войны политические и социальные комментарии исчезли из валлийского кино. В первые несколько десятилетий после войны было показано мало заметных валлийских фильмов; Среди ярких исключений - « Тайгер Бэй» (1959) и « Только двое могут играть» (1962). [3] Основными проблемами, с которыми столкнулось валлийское кино в этот период, было отсутствие инфраструктуры кинопроизводства, валлийских продюсеров и финансов. Тот факт, что Уэльс не мог производить фильмы внутри своих границ, привел к возникновению стереотипов и распространенных предубеждений о валлийской жизни, сформированных «сторонними» кинематографистами. [9] Один из немногих маяков света для индустрии появился в конце 1970-х годов с выходом левого продюсера и режиссера Карла Фрэнсиса ; чье противоречивое изображение современной жизни в долинах Южного Уэльса было типично для его фильма 1976 года « Над нами, Землей» . [9] Фильмов на валлийском языке было мало, особенно фильмов, снятых в 1970-х годах Bwrdd Ffilmiau Cymraeg (Валлийский совет по кинематографии).
До появления специального канала BBC Wales и ее коммерческий аналог HTV производили программы на валлийском языке для своих зрителей в Уэльсе. Хотя это не включало создание полнометражных фильмов, в 1970-х годах HTV предприняла попытку дублировать существующие фильмы на валлийский язык. Их первой попыткой стал вестерн Джорджа Стивенса 1953 года « Шейн» . Результат был воспринят как непреднамеренно юмористический, и от эксперимента быстро отказались. [10] [11] [12] [13]
1980 по 1999 год
[ редактировать ]В 1982 году был запущен S4C , телеканал на валлийском языке, который начал производить и финансировать более длинные драмы и фильмы на валлийском и английском языках. Первоначальный результат был плохим, но после переоценки своих обязанностей в 1986 году компания выпустила известные фильмы, в том числе «Мальчик-солдат» (1986) и «Розин и Рит» (1986), причем последний стал первым фильмом на валлийском языке, получившим признание в лондонском Вест-Энде. кинорелиз. [9] Хотя производство валлийских полнометражных фильмов на S4C было небольшим, это способствовало появлению талантливых валлийских режиссеров, таких как Эндаф Эмлин , Марк Эванс и Стивен Бэйли . [9] Политика S4C 1995 года, предусматривающая производство до двух художественных фильмов в год, которые должны быть показаны в кинотеатрах до трансляции по телевидению, открыла валлийским кинематографистам новые возможности. Однако нежелание лондонских дистрибьюторов работать с фильмами на валлийском языке затрудняет доступ к фильмам на валлийском языке более широкой аудитории. [9]
Начало 1990-х началось с выхода на валлийском языке фильма « Хедд Вин» . Он получил награду Королевского телевизионного общества за лучший драматический фильм и стал первым валлийским фильмом, номинированным на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке . Несмотря на это, ей не удалось найти британского дистрибьютора. [9] В 1990-е годы также были сняты два важных фильма Эндафа Эмлина: «Un Nos Ola Leuad» (1991), который считается одним из лучших валлийских фильмов. [9] а его «Гадаэль Ленин» (1993) был признан зрителями на Лондонском кинофестивале 1993 года самым популярным британским фильмом.
В конце 1990-х годов было снято три англоязычных фильма, которые нашли свое место в массовом британском кино. Первым из трех был « Дом Америки » Марка Эванса , который сравнивал с реализмом работ Карла Фрэнсиса. Затем, в 1998 году, Кевин Аллен продюсировал «Города-близнецы» , непристойную комедию, высмеивающую старые культурные традиции Уэльса. Однако по кассовым сборам его превзошла « Джастина Керригана » Торговля людьми (1999), стилизованная комедия, посвященная клубам и наркокультуре Кардиффа.
2000 по настоящее время
[ редактировать ]В 2000 году вышел фильм Пола Моррисона «Соломон и Генор» , второй фильм, номинированный на премию «Оскар» на иностранном языке.
Среди примечательных фильмов начала XXI века, действие которых происходит в Уэльсе, - комедии «Доктор Хаус!». (2000) и «Очень Энни Мэри» (2000), а также фильмы ужасов «Тьма» (2005) и «Злые пришельцы» (2006). о ранних отношениях валлийского поэта Дилана Томаса и его жены Кейтлин Макнамара В 2009 году был выпущен биографический фильм под названием «Грань любви» .
Производство и развитие кино
[ редактировать ]Несмотря на улучшение кинопроизводства в Уэльсе, финансы по-прежнему остаются проблемой: очень немногие фильмы создаются без внешнего финансирования. «Дом Америки» получил финансирование из шести различных источников, в то время как транснациональные корпорации финансировали « Город-побратим» ( PolyGram ) и «Англичанин, который поднялся на холм, но спустился с горы» ( Miramax ).
Ffilm Cymru Wales — агентство по развитию валлийского кино. Он предоставляет финансирование и обучение начинающим и признанным валлийским кинематографистам, а также проводит мероприятия, демонстрирующие валлийские фильмы. [14]
BAFTA Cymru , основанная в 1987 году, является валлийским филиалом Британской академии кино и телевизионных искусств . Bafta Cymru с 1991 года проводит ежегодную церемонию награждения в знак признания достижений валлийского кино. [15]
Анимация
[ редактировать ]До создания S4C в 1982 году в Уэльсе было очень мало работ в области анимации . Единственным заметным исключением является « Тайк Джерри » Сида Гриффитса (1925–1927), озорная собака, которую использовали для новостных журналов о кино Pathé. [16] Производство увеличилось после 1982 года: S4C выпустила популярный детский анимационный фильм SuperTed, созданный Siriol Productions . В конечном итоге Сириол занялся созданием полнометражных анимационных фильмов, включая адаптацию « Под молочным лесом » Дилана Томаса (1992) и совместное предприятие с венгерской компанией PannóniaFilm « Принцесса и гоблин» (1992).
Возможности, предоставляемые анимационным подразделением S4C, способствовали притоку талантливых британских художников в Уэльс. [17] Самой известной из этой группы аниматоров была Джоанна Куинн , которая была номинирована на Оскар в 1998 году за фильм «Знаменитый Фред» и продюсировала один из фрагментов «Кентерберийских рассказов» , который был номинирован на Оскар годом позже .
валлийские режиссеры
[ редактировать ]На протяжении всей своей истории Уэльс выпускал качественных режиссеров, хотя тем, кто добился успеха, чаще приходилось покидать Уэльс, чтобы получить признание. Хотя Читам и Хаггар проживали в Уэльсе, они не были валлийцами, как и Сидни Норткот , который в 1912 году продюсировал ряд короткометражных фильмов, снятых на месте в Уэльсе и Корнуолле, на основе валлийских и корнуэльских мифов и сказок, в том числе «Разносчик из Пенмаенмавра» , «Ведьма». «Валлийские горы» и «Красавица из Бетвис-и-Койд» . [18]
В число режиссеров валлийского происхождения, получивших международное признание, входят Ричард Маркванд (« Возвращение джедая» ), Питер Гринуэй ( «Утопление в цифрах» ) и Терри Джонс ( «Эрик Викинг» ). Двумя наиболее известными режиссерами из Уэльса, сохранившими тесную связь с культурой Уэльса, являются Карл Фрэнсис, который на протяжении двух десятилетий был самым сильным, самобытным и воинственным голосом в валлийском кинопроизводстве; [19] и Стивен Уикс, чьи коммерческие особенности восходят к средневековому или империалистическому прошлому или туманному кельтскому миру. [20] Работа Фрэнсиса заключена в реалистическом исследовании Уэльса, его языка и самобытности в таких фильмах, как «Милвр Бичан» («Мальчик-солдат») и «Мышь и женщины» . Уикс приобрел известность после того, как снял «Я, монстр» , экранизацию « Доктора Джекила и мистера Хайда» с Кристофером Ли и Питером Кушингом в главных ролях. Позже Уикс снимет две версии артуровского мифа о Гавейне и Зеленом рыцаре . Сначала в роли Гавейна и Зеленого рыцаря (1973) с Мюрреем Хэдом в главной роли, а затем снова в роли Меча доблестного в 1984 году. [21]
Позже валлийские режиссеры, такие как Сара Шугарман и Марк Эванс, сняли фильмы, действие которых происходит в Уэльсе. Валлийский режиссер Гарет Эванс с 2009 по 2015 год жил в Индонезии, где снимал такие боевики, как «Рейд» .
Валлийские киноактёры
[ редактировать ]Уэльс имеет давнюю традицию производства киноактеров, оказавших влияние на мировую сцену. В период молчания среди известных валлийских актеров были Джона Бенфорд , получивший известность в кино после главных ролей в фильмах «Жилец» (1927) и «Даунхилл» (1927); Гарет Хьюз , часто игравший роль юного обаятеля, получил прекрасную известность благодаря ныне утраченным «Сентиментальному Томми» (1921) и Лин Хардинг , чей рост и присутствие сделали его востребованным злодеем, сыгравшим Мориарти в нескольких ранних фильмах о Шерлоке Холмсе .

В 1940-х годах Ронда совершил прорыв в роли Дональда Хьюстона в своих первых двух фильмах «Голубая лагуна» (1949) и «Бег за деньги» (1949). В 1945 году Рэй Милланд стал первым валлийским актером, получившим премию Оскар за лучшую мужскую роль за роль писателя-алкоголика в фильме «Потерянные выходные» .
Самый значительный период для валлийских актеров пришелся на 1950-е и 1960-е годы. Новая волна реализма вошла в британскую актерскую игру, и на первый план вышли валлийские актеры Ричард Бертон , Стэнли Бейкер и Рэйчел Робертс . В этот период также появились характерные валлийские актеры, такие как Хью Гриффит , который получил премию Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана за роль в версии « Бен Гура» 1959 года .
Другой известный валлийский актер — Тимоти Далтон, дважды сыгравший знаменитого секретного агента Джеймса Бонда в конце восьмидесятых.
Самым выдающимся валлийским актером 1990-х – 2000-х годов был Энтони Хопкинс . Хопкинс снимается в кино с 1960-х годов, снимаясь в голливудских костюмированных драмах, таких как «Лев зимой» . Снимаясь в таких разнообразных фильмах, как » Ричарда Аттенборо и « Магия « Дэвида Линча » Человек-слон , Хопкинс стал голливудской звездой после своей удостоенной премии «Оскар» роли Ганнибала Лектера в фильме «Молчание ягнят» (1992). Хопкинс продолжал впечатлять на протяжении 1990-х годов своими ролями в фильмах «Земли теней» и «Остаток дня», получивших признание критиков .
В 1990-е годы появилась группа резких валлийских актеров, в том числе Рис Иванс и Мэтью Рис . В 1990-е годы также наблюдался успех Кэтрин Зеты-Джонс , которая стала одной из самых высокооплачиваемых звезд Голливуда, снявшись вместе с Антонио Бандерасом и Энтони Хопкинсом в «Маске Зорро» и получив премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана за фильм «Чикаго» . 2000-е годы наиболее примечательны появлением Йоана Гриффита , сыгравшего главную роль в исторической драме 2006 года « Удивительная благодать» , и Майкла Шина , который появился в роли Тони Блэра в Питера Моргана « трилогии Блэр» и сыграл Дэвида Фроста в фильме «Фрост/Никсон» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «52 факта о валлийских фильмах 1–10» . Би-би-си Уэльс . 5 марта 2010 г. Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Дэвис (2008) с. 281
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дэвис (2008), с. 282
- ^ Дэвис (2008) с. 211
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Валлийцы и культура в кино» . Би-би-си Уэльс . 27 октября 2009 года . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ «52 факта о валлийском кино» . Би-би-си Уэльс . 5 марта 2010 г. Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ Дэвис (2008) с. 380
- ^ Дэвис (2008) с. 633
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дэвис (2008), с. 283
- ^ Томас, Саймон (24 апреля 2001 г.). «Дебаты в Палате общин: цифровое телевидение» . Парламентские дебаты (Хансард) . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ Эванс, JRP (1991). «Роль образования взрослых в сохранении идентичности этнического меньшинства: случай Уэльса» . Европейская ассоциация образования взрослых . eaea.org. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ Кларк, Родри (31 октября 2007 г.). «Может ли Джордж Буш последовать примеру Шейна в качестве нового «ковбоя Камру»?» . Западная почта . thefreelibrary.com . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ Джонс, Гарет Элвин (1994). Современный Уэльс: краткая история . Издательство Кембриджского университета. п. 218. ИСБН 9780521469456 . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ "О нас" . Фильм Камри . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «Награды Камру» . БАФТА . Август 2014 года . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «Рис Иванс омолаживает Джерри Тайка» . Би-би-си . 9 сентября 2002 года . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Дэвис (2008) с. 284
- ^ Берри (1996) с. 453
- ^ Берри (1996) с. 376
- ^ Берри (1996) с. 400
- ^ Берри (1996), стр. 404-407
Библиография
[ редактировать ]- Дэвис, Джон ; Дженкинс, Найджел ; Менна, Бэйнс; Линч, Передур И., ред. (2008). Энциклопедия Уэльской академии Уэльса . Кардифф: Издательство Уэльского университета. ISBN 978-0-7083-1953-6 .
- Берри, Дэвид (1996). Уэльс и кино, первые сто лет . Кардифф: Издательство Уэльского университета. ISBN 0-7083-1370-1 .