Кино Туркменистана
Кинематограф Туркменистана зародился в 1920-х годах, когда страна была в составе Советского Союза . С момента обретения независимости в 1991 году в Туркменистане была самая ограниченная киноиндустрия среди всех государств Центральной Азии .
История
[ редактировать ]Ранние годы - 1920-е и 30-е годы.
[ редактировать ]Первым документальным фильмом, снятым в самом Туркменистане, было «Провозглашение Туркменской ССР» (Провозглашение Туркменской Советской Социалистической Республики) в 1925 году двумя российскими операторами «Севзапкино» киностудии в Ленинграде Сергеем Лебедевым и Борисом Башемом . [1] 7 февраля 1926 года Совет Народных Комиссаров Туркменской ССР издал постановление о создании «Кинофабрики». [2] Соответственно, в следующем году в столице Туркменистана была основана « Ашхабадская кинофабрика» , выпускавшая исключительно документальные, пропагандистские фильмы и кинохронику. [1] [а] Их выставки часто сопровождались образовательными лекциями по темам, и Светлана Слапке, бывший историк культуры из Университета Гумбольдта, считает, что эти постановки всегда характеризовались «пропагандой и идеологической тенденциозностью». [1]
Первым полнометражным документальным фильмом, снятым на «Кинофабрике», был фильм Александра Владычука «Белое зелено» («Белое золото») 1929 года, посвященный коллективизации в хлопковой промышленности. [1] [3] В том же году Евгений Иванов-Барков снял успешный фильм «Иуда» , но вскоре покинул индустрию . [1] первый художественный фильм «Земля жаждет В 1930 году вышел » Юлия Райзмана ; это было пять комсомольских энтузиастов, удобряющих пустынные ландшафты среди всех невзгод и осуществляющих коммунистические преобразования. [1] [4] [2] Этот фильм был снят для Востоккино. [б] и изначально был немым, но через несколько месяцев к нему был добавлен саундтрек для публичного просмотра. [4] [2]
В 1930-е годы к студии присоединились многочисленные местные режиссеры и операторы - Владимир Лавров, Джаваншир Мамедов, Николай Михайлович Копысов, Джума Непесов и Шадурды Аннаев. [1] Первым полнометражным звуковым фильмом стал фильм Александра Ледащева «Я вернусь» (1935), снятый по мотивам Ораза Тачназарова эпической театральной драмы «Батрак» об испытаниях молодого чернорабочего. [1] Его выпуск сопровождался праздничными показами с участием военного духового оркестра. [1] Слапке отмечает, что фильм произвел сильное впечатление на зрителей, поскольку «это был первый полнометражный фильм в их жизни и об их жизни». [1]
1940-е годы
[ редактировать ]В 1939 году «Кинофабрика» была реорганизована в студию «Туркменфильм». [1]
Первым фильмом, снятым на новой студии, стал «Дурсун» (1940) режиссера Евгения Иванова-Баркова , который вернулся примерно через десять лет и стал ключевой фигурой в первоначальном развитии туркменского национального кино. [1] [2] В фильме был сложный многослойный сюжет, в центре которого традиционный элитный мужчина Нуры (которого играет Алты Карлиев ), который приходит к соглашению со своей женой Дурсун (играет Нина Алисова ), разрушая гендерные стереотипы, после того, как она присоединяется к Молодежному союзу Коммунистической партии. [1] [2] Фильм основан на тщательном изучении туркменской культуры и традиций; Карлиев получил Сталинскую премию и с тех пор считает эту роль своей лучшей ролью. [1] [2] Слапке считает этот фильм своей самой впечатляющей работой. [1] Кроме Нины, все остальные актеры были туркменами по происхождению и не имели опыта работы в кино. [1]
В 1941 году Киевская киностудия была эвакуирована в Ашхабад в результате Второй мировой войны . [1] Известные украинские режиссеры сотрудничали с «Туркменфильмом» при создании кинохроники и других фильмов; В эти периоды Иванов-Барков поставил «Прокурора» (1941). [1] Слапке утверждает, что за этот период произошло заметное улучшение профессиональной – и особенно технической – компетентности туркменских кинематографистов. [1]
Первым фильмом после войны была музыкальная комедия Иванова-Баркова «Далекая невеста» (1948), которая получила широкий общественный прием по всему Советскому Союзу, а Карлиев получил еще одну Сталинскую премию; это остается его самым популярным фильмом, хотя Слапке и другие с тех пор плохо относятся к этой работе . [1] [2] [с] Туркменская киноиндустрия практически прекратила свое существование несколько месяцев спустя, когда здание «Туркменфильма» было разрушено в результате землетрясения в Ашхабаде в 1948 году ; среди пострадавших были многочисленные артисты кино. [1] [2] Соседние студии в Баку и Ташкенте (поскольку они расположены в других странах Центральной Азии) в это время выпустили очень небольшое количество кинохроники и документальных фильмов на туркменскую тематику. [1]
1950-е годы
[ редактировать ]В 1950-х годах киностудия «Туркменфильм» была перестроена и вновь начала производить художественные фильмы. [1] Первыми постреконструкционными фильмами стали Рафаил Перельштейн — «Сын пастуха» (1954) и «Хитрость старого Ашира» (1955). [1] [2]
В 50-е годы на посту режиссёра возвысился Алты Карлиев , которого Слапке называет бесспорным основоположником туркменского национального кино. [1] Выходец из популярного театра и зарекомендовавший себя как актер, отражающий национальные духи, в 1957 году вместе с Ивановым-Барковым он стал сопродюсером первого цветного фильма « Чрезвычайная миссия» о подвигах государственного агента во время Гражданской войны в России. . [1] Айна (1960) была его следующей режиссерской работой, освещающей сложные страдания молодой женщины-коммунистки во времена коллективизации . [1] Слапке отмечает, что оба они по своей природе неубедительны. [1] С 1956 по 1960 год был художественным руководителем студии «Туркменфильм». [2]
1960-е годы
[ редактировать ]1960-е годы стали знаменательным десятилетием для туркменского кинопроизводства. [1] В 1961 году ЦК Туркменской коммунистической партии издал постановление «О существенных недостатках в работе Туркменфильма», что привело к увеличению числа людей, пришедших в киноиндустрию. [2] Если раньше в большинстве фильмов, снятых на туркменской студии, участвовали российские и украинские режиссеры, то теперь появилось новое поколение туркменских кинематографистов — первые туркменские выпускники ВГИКа ( Язгельды Сеидов , Курбан Яжанов , Мурад Курбанлычев , Ходжакули) Нарлиев , Мухамед Союнханов и др.) — появились и впоследствии отвечали за большую часть продукции «Туркенфильма». [1] Кроме того, хрущевская оттепель изменила культурный ландшафт: свобода творчества значительно возросла, и в 1965 году был создан Союз кинематографистов Туркменистана. [1] [2]
Так, конкурс студенческо-дипломных работ Булата Мансурова (1963) стал первым туркменским фильмом, получившим международное внимание, и одновременно породившим поэтическое кино. [1] [д] [5] Взяв за основу Нурмурата Сарыханова роман «Шукур-Бахши» о музыканте, который отправляется на вражескую территорию, чтобы отстаивать мир, Мансуров затрагивает вечную дуэль между добром и злом и необходимость государства обладать властью над подданными. [1] [5] Аман Хандурдыев и Ходжан Овезгеленов, сыгравшие главные роли, были любителями, но сыграли очень убедительно и впечатляюще; Трагическая партитура Нуры Халмаммедова с тех пор стала классикой, а Ходжакули Нарлиев (хотя и советского происхождения) сделал себе имя как оператор. [1] [2]
Далее Мансуров поставил «Утоление жажды» (1966) по роману Юрия Трифонова о дружбе рабочих, строивших Каракумский канал , и «Рабыню» (1968) по рассказу Андрея Платонова, посвященному освобождению девушки из рабство; у обоих оператором был Нарлиев. [1] По мнению Слапке, эти фильмы вызвали общественный интерес, но были хуже творчески. [1] Питер Роллберг, профессор славянских языков и киноведения в Университете Джорджа Вашингтона, однако считает, что первый представил «смелый визуальный стиль», и отмечает, что критики считают второе его лучшей работой . [2] Последним фильмом Мансурова (в Туркменистане) была притча о Второй мировой войне «Смерти нет, приятели» (1970), прежде чем он эмигрировал в Казахстан , а затем в Москву , где он продолжал снимать и продюсировать фильмы. [2]
В 1965 году Карлиев поставил «Решающий шаг» по произведению Берди Кербабаева о молодом туркменском рабочем, ищущем любви и справедливости во время тектонических сдвигов в историческом сознании, произошедших после Октябрьской революции и Гражданской войны . [1] [2] В фильме точно отражена туркменская жизнь, Баба Аннанов и Артык Джаллыев превосходно сыграли свои главные роли, а партитура Нуры Халмаммедова , сочетающая туркменские народные мотивы с европейской симфонией, также впечатляла. [1] Широко считающаяся его авторитетной работой, с тех пор она приобрела культовый статус. [1] Карлиев снял еще два биографических фильма — «Махтумкули» (1968, с Хомматом Муллыком и Мухаммедом Черкезовым в главных ролях) о Пираге Махтумкули и «Тайны макама» (1974) о Каркаре , которые имели популярный успех, но были хуже драматургически; его последней работой была «Граница за рекой» (1971). [1]
1970-е и 80-е годы
[ редактировать ]В 70-е годы произошел взлет Ходжакули Нарлиева на посту режиссера. [1] Фирменный стиль кинопроизводства Нарлиева — низкий, бесплодный, монотонный и обманчиво упрощенный, но при этом богато поэтичный, запечатлевший достойную вечную жизнь туркменских женщин во всех ее сложных трагических буднях, но заставляющий зрителей размышлять и надеяться на лучшее — завоевал множество критиков. , который часто считал его туркменским Феллини . [1] Ему предстояло возглавлять киносоюз с 1976 (победили единогласно) по 1998 год, значительно улучшив ныне переименованную ныне переименованную в Туркменфильм студию «Алты Карлиев» и обладая огромным влиянием в киноиндустрии. [1] [6] [2] [7]
Будучи учеником Бориса Волчека и уже известным оператором, его первой режиссерской работой стал фильм «Человек за бортом» (1969) о моральном конфликте рыбака, не сумевшего спасти своего друга из моря; Слапке счел это искренним и впечатляющим дебютом. [1] Он получил признание критиков за свой следующий фильм «Невестка» («Невестка»), который многие считают зенитом туркменского кино. [1] [4] [8] ( Майя-Гозель Аймедова которая будет сниматься в каждом его фильме и станет его будущей женой) в главной роли вдовы, которая вечно ждет своего (мертвого) мужа-солдата и отказывается снова выйти замуж в своем стремлении оставаться верной идее любви, заботясь о тесте. [1] [8] [5] [9]
Его следующим фильмом был «Когда женщина седлает лошадь» (1974, сценарий написала Аймедова), историческая драма, созданная по образцу одной из его родственниц, пионерки-революционерки, и в которой изображались трудности восточной женщины в проведении структурных изменений в обществе. [1] «Вы должны уметь сказать нет» (1976) была брошюрой, направленной против традиции выкупа невесты. [2] Оба фильма представляли собой антитезу нетипичным традиционалистским темам, присутствующим в его произведениях, поскольку он отвергал слепую верность традициям; первый был посвящен Эне Кулиевой , руководителю первой женской секции (Женотдел) Советского Туркменистана. [1] [2] В 1980 году Нарлиев поставил «Дерево Джамала» (сценарий написала Аймедова), который Слапке считает своей одой всем туркменским матерям. В нем изображены жертвы женщины в ее постоянном соблюдении традиционных структур даже в те времена, когда они не приносили особой пользы и таким образом, являясь хранителем жизни. [1] [и] В 82-м году он поставил картину «Каракум: 45˚С в тени» по рисунку из ранней работы Мансурова. [6] В 1984 году Нарлиев по заказу республиканского руководства снял биографический фильм «Фраги, лишенные счастья», посвященный 250-летию со дня рождения Махтумкули Пираги . [1] Двухсерийный фильм посвящен молодости философа (особенно его трагической любви к детским романтическим увлечениям) и имел успех как у публики, так и у критиков. [1]
В 1982 году Усман Сапаров сделал себе имя как детский кинорежиссер, дебютировав в фильме «Мужское воспитание», который имел большой успех и принес ему Государственную премию СССР. [10] [2] В 1989 году он поставил «Халиму» документальную реальность туркменской жизни, характеризующуюся коррупцией и моральным разложением. [2] За эти два десятилетия, которые с тех пор считаются периодом расцвета туркменского кино, с более чем 900 функционирующими проекторами, было снято еще несколько художественных и документальных фильмов (около пяти полнометражных художественных фильмов, несколько короткометражных анимационных фильмов и около 50 дубляжов зарубежных фильмов). в республике. [1] [11] [2] «Туркенфильм» также издавал ежемесячный информационный альманах («Советский Туркменистан») и сатирический альманах («Копье»). [2]
1990-е – настоящее время
[ редактировать ]Начало 90-х
[ редактировать ]Последним фильмом Нарлиева был «Манкурт» (1990). Он представлял собой поездку по пересеченной местности с участием съемочной группы из Турции и Ливии и частично снимался в Сирии, а также в Турции. [1] Основанный на сюжетной линии из «День длится более ста лет » (1980) книги Чингиза Айтматова (который предложил сценарий), он основан на тюркских легендах о Манкурте , изображая нетрадиционного туркмена, который не может защитить свою родину от вторжение китайских войск. [1] Впоследствии, когда его схватывают, пытают и промывают мозги, заставляя служить захватчикам, он настолько полностью обращен, что даже не узнает свою мать (изображенную Аймедовой) и убивает ее, когда она пытается его спасти. [1] Тогда первый секретарь Коммунистической партии Туркменистана , Сапармурат Ниязов который становился все более авторитарным, обиделся на фильм и запретил его распространение. [1] [ф]
После обретения Туркменистаном независимости в 1991 году кинодвижение поначалу процветало. [8] Проведены семинары и мастер-классы для художников среднеазиатского кино, планируется расширить киностудию на окраине Ашкабада (для реконструкции аула ) за счет грантов Москвы, нового поколения режиссеров — Шихмурата Аннамуратова, Сергея Щугарева, Бюльбюля. Мамедов, Халмамед Какабаев, Керим Аннанов , Мурат Алиев, Эдуард Реджепов, Байрам Абдуллаев и другие — постепенно переняли наследие Нарлиева. [8] [6] [2]
В фильме Сапарова «Маленький ангел, сделай меня счастливым» (1992) рассказывается история мальчика, который остался в результате чистки немецких деревенских жителей после Второй мировой войны , и получил самую престижную награду в детской категории на 43-м Берлинском международном кинофестивале. . [4] [1] [11] Среди других фильмов 90-х — «Легенда о моей юности» (1992), «Каракумы» (реж. Сапараов, 1994), «Душа сгорела» (1995), «Аромат желаний» (реж. Щугарев, 1996), «Покаяние» (реж. Какабаев, 1996). ) и «Дети землетрясения» (реж. Алиев, 1997). [4]
Конец 90-х и начало 2000-х.
[ редактировать ]Однако к концу 90-х годов и тоталитарное правление Сапармурата Ниязова (ныне президента) атавистическое достигло своего апогея, страна становилась все более изоляционистской, а все формы искусства, не имеющие отношения к традиционному фольклору, подвергались цензуре. [8] [7] Кинематографисты были вынуждены заниматься государственной пропагандой или обвинялись в отсутствии патриотизма и сталкивались с финансовыми трудностями. [8] Многие предпочли эмигрировать в Москву (Нарлиев, Сапараов, Алиев и др.), а некоторые (Какабаев и др.) согласились. [8] [г] Союз кинематографистов был распущен в 1998 году; Киностудию «Туркменфильм» снесли годом или двумя ранее, чтобы построить шоссе (или, по другому варианту, спортивный стадион). [1] [8] [2]
В 1999 году сын Бабы Аннанова Керим Аннанов снял 90-минутный фильм-притчу «Легенда», последний фильм при президентстве Ниязова; Слапке назвал это прекрасным примером советского кинематографа. [1] Об отце, который пытается помешать своим сыновьям распри, чтобы наладить мирную жизнь, прежде чем потерпит неудачу, Ниязов уловил параллели с Манкуртом и запретил распространение. [1] [8] [12] После этого кинопроизводство в Туркменистане практически прекратилось, а весьма редкая кинематографическая деятельность ограничивалась показами фильмов, организованными консульством. [1] [8]
Современные кинематографические формы не получили развития в отличие от других республик Центральной Азии. [13] В 2003 году киностудия, имевшая бумажное существование и низведенная до простого объединения кинопродюсеров, была объединена с Туркменским телевидением в «Туркментелекинофильм». [2] В 2006 году Какабаев, провластный режиссер, утверждал, что в стране действуют 20 режиссеров игрового кино, но у них нет возможности снимать 35-миллиметровые фильмы; В этом году Академия изящных искусств должна была принять первых выпускников по художественному кино. [7]
Бердымухамедов и настоящее время
[ редактировать ]Ограничения были смягчены после того, как Гурбангулы Бердымухамедов занял пост президента после смерти Ниязова в декабре 2006 года. [1] [8]
Началась реставрация старой классики и были заново отремонтированы неиспользуемые залы кинотеатра. [1] [14] В 2007 году киностудия была восстановлена и переименована в честь Огуза Хагана ; [15] [7] В 2008 году в Ашхабаде прошел международный кинофестиваль. [1] Производство фильмов было возобновлено (около 2010 г.) под государственным патронажем. [8] Керим Аннанов в 2009 году снял короткометражку «Осень». [8] В августе 2010 года Бердымухамедов призвал «Туркментелекинофильм» наладить сотрудничество с крупнейшими кинокомпаниями мира и создать новый фильм о Туркменистане. [16] В 2011 году был открыт 3D-кинотеатр, а в 2012 году — еще два; Также был снят 3D-фильм. [17] [18] [19] Примерно с 2010 года регулярно демонстрируются фильмы других стран, а также старая туркменская классика; Их транслируют и государственные телеканалы. [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]
был снят фильм . на озере Золотой век В 2012 году по просьбе Бердымухамедова [28] По случаю восьмого международного кинофестиваля «Евразия» в Алматы художественный руководитель Гульнара Абикеева отметила, что она не получила ни одного фильма из Туркменистана, и хотя в Туркменистане недавно возобновилось кинопроизводство, оно ограничивается исторической тематикой. [29] В 2013 году была выпущена функция. [30] В 2015 году вышел еще один репортаж о молодом инженере, работавшем на строительстве железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран. [31]
В 2016 году был принят закон, устанавливающий параметры признания фильмов «национальными» (или нет) и, соответственно, их продвижения и сохранения от имени государства; однако свобода творчества гарантировалась во всех случаях. [32] [29] В 2017 году был снят художественный фильм об увлечении туркмен разведением лошадей. [33] В 2020 году снято три художественных фильма, посвященных 25-летию Туркменистана, поручившегося в ООН сохранять нейтралитет во всех политических конфликтах ; другой был сделан по книге Бердымухамедова. [34] [35]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Первоисточники и кинопленки можно получить в Центральном государственном архиве кинофотодокументов . [36] Однако учреждение регулярно отказывает в доступе даже ученым- киноведам .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Example include For Elections to the Soviets [K perevyboram sovetov] or Celebrating the Tenth Anniversary of the October Revolution in Ashkhabad [Prazdnovanie 10-i godovshchiny Oktiabr’skoi revoliutsii v Ashkhabade].
- ↑ Востоккино, что означает «восточное кино» или «восточное кино», — кинотраст, основанный советскими чиновниками и интеллектуалами из Научного восточного общества в Москве в 1926 году. Создание Востоккино отражало политику большевиков по продвижению нерусских национальностей в различных сферах. общественной жизни и умерить свои стремления к выражению национальной идентичности.
- ↑ Слапке отмечает: «Хотя в фильме появились некоторые замечательные актеры, в том числе Карлиев и Аман Кулмамедов, в целом он страдал схематичностью и поверхностностью, скрытыми под богатством этнографического материала и восточным колоритом».Роллберг отмечает: «В постсталинский период фильм обвиняли в уклонении от конфликта и откровенной лжи о реальности Туркменистана».
- ↑ Слапке описывает фильм как «чисто национальный по форме, но глубоко гуманистический по содержанию».
- ↑ Муж женщины вернулся с войны инвалидом только для того, чтобы столкнуться со слухами об измене жены. Но жена, вместо того чтобы противостоять и положить конец, предпочитает молчать и выполнять свои женские обязанности.
- ↑ Его премьера наконец состоялась на фестивале «Восток-Запад».Фестиваль в Баку в сентябре 2007 года.
- ^ Интересно интервью Генула Донмез-Колина о Какабаеве на кинофестивале в Котбусе, 2006 г.: -
Вопрос: По мнению Сергея Шугарева, кинорежиссера молодого поколения, Туркменистан представляет собой закрытую систему, в которой преследуются инакомыслящие люди и не допускается инакомыслие.
Ответ: Шугарев не диссидент. Он был моим помощником. Ему была предоставлена возможность заниматься своей профессией в Туркменистане; он решил поехать в Москву. Он может приехать и работать в Туркменистане, когда захочет. Он не должен распространять ложь .
Вопрос: Почему мы не видим политических фильмов, исследующих недавнее прошлое или настоящие изменения?
Ответ: В Туркменистане уже девять лет царит политическая стабильность. У нас не было ни одного политического конфликта ни с одной партией. Зачем создавать искусственную ситуацию?
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с Слапке, Светлана (2013). «Фрагменты из истории туркменского кино» . В Руланде, Майкл; Абикеева, Гульнара; Боймерс, Биргит (ред.). Кино в Центральной Азии: переписывая историю культуры . Перевод Тейлора, Ричарда. ИБТаурис. дои : 10.5040/9780755697359 . ISBN 978-1-84511-900-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Роллберг, Питер (07 ноября 2008 г.). Исторический словарь российского и советского кино . Пугало Пресс. стр. xxvi, xxx, xxxii. ISBN 978-0-8108-6268-5 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Донмез-Колин, Генул (16 декабря 2003 г.). «Среднеазиатское кино» . В Лимане, Оливер (ред.). Сопутствующая энциклопедия фильмов Ближнего Востока и Северной Африки . Рутледж. стр. 15–17. дои : 10.4324/9780203426494 . hdl : 11693/51231 . ISBN 978-0-203-42649-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Драшкочи, Джули (2011). «Социалистический авангард на 33-м Московском международном кинофестивале» . КиноКультура . 34 .
- ^ Перейти обратно: а б с Абикеева, Гульнара. «Интервью с Ходжакули Нарлиевым» . КиноКультура . Спецвыпуск: Центральная Азия.
- ^ Перейти обратно: а б с д Донмез-Колин, Генюл (2012). Кино другого: личное путешествие с кинематографистами Центральной Азии . Интеллектуальные книги. ISBN 978-1-84150-549-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Абикеева, Гульнара; Боймерс, Биргит (1 января 2010 г.). «Вместо пробела: отсутствующее кино Туркменистана» . Исследования российского и советского кино . 4 (2): 240–243. дои : 10.1386/srsc.4.2.240 . ISSN 1750-3132 . S2CID 192024312 .
- ^ Рапфогель, Джаред. «Кино Центральной Азии – Чувства кино» . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Абикеева, Гульнара. «Интервью с Усманом Сапаровым» . Китайская Культура . Специальное предложение: Центральная Азия.
- ^ Перейти обратно: а б «Дэвид Макфейден в сериале «Маленький ангел, сделай меня счастливым» » . International.ucla.edu . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Абикеева, Гульнара. «Обзор Роваята (Легенда)» . КиноКультара . Специальное предложение: Центральная Азия.
- ^ Сорокина, Юлия (сентябрь 2016 г.). «От эволюции к росту: Центральноазиатский видеоарт, 1995–2015*» . Исследования российского и советского кино . 10 (3): 238–260. дои : 10.1080/17503132.2016.1221236 . ISSN 1750-3132 . S2CID 152183680 .
- ^ «Туркменский лидер отмечает возрождение киноиндустрии» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ "В столице Туркмении сгорело здание киностудии - ИА REGNUM" . Archived from the original on 9 November 2013 . Retrieved 27 November 2017 .
- ^ «Президент поручил объединению «Туркменфильм» снять фильмы о стройках — Туркменистан.ру» . www.turkmenistan.ru . Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ "Пустующий "Ашхабад" " . Хроника Туркменистана (in Russian). 2012-09-27 . Retrieved 2020-12-13 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ Перейти обратно: а б Абикеева, Гульнара (18 сентября 2012 г.). «Искусство и культура: воины, любовники, иммигранты и лесные существа» . Переходы онлайн .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ Государственное информационное агентство Туркменистана (3 December 2015). "Состоялась премьера художественного фильма "Дороги, ведущие к счастью" " . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ "Золотой век" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ «В кинотеатрах страны выходит фильм «У – мырат», посвященный ахалтекинцам | TDH» . www.tdh.gov.tm. Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ КАСЬЯНОВА, Анастасия (16 December 2020). "Премьеры "Туркменфильма" − посвящение Нейтралитету страны" . turkmenistan.gov.tm . Retrieved 2020-12-17 .
- ^ «Второй день Недели культуры 2020 посвящен историко-литературному наследию туркменского народа | TDH» . tdh.gov.tm. Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Каджарова, Марал (2019). «Хранители времени» . Международный журнал Туркменистана . Ашхабад.