Кино Бангладеш
Часть серии о |
Культура Бангладеш |
---|
Южноазиатское кино |
---|
Кино Бангладеш | |
---|---|
Количество экранов | 210 кинотеатров (2024 г.) [1] (Включая однозальные и многозальные кинотеатры.) |
• На душу населения | 0,2 на 100 000 (2016 г.) [2] |
Основные дистрибьюторы | Импресс Телефильм Тайгер Медиа Джааз Мультимедиа Муссонные фильмы Альфа-я Студии Чорки Бонго Шапла Медиа Универсальные СМИ Живые технологии Абхи Катхачитра |
Продюсировал художественные фильмы (2023). [3] | |
Общий | 51+ |
Валовые кассовые сборы (2023 г.) [4] | |
Общий | ৳ 110 крор (9,4 миллиона долларов США) |
Кино Бангладеш — это разнообразное и яркое образование, состоящее из фильмов, снятых в разных регионах, каждый из которых привносит свою уникальную языковую и культурную перспективу. Помимо доминирующей Дакке в на бенгальском языке киноиндустрии Dhallywood ( бенгальский : ঢালিউড ), которая представляет собой смесь слов «Дакка» и « Голливуд », Бангладеш является домом для кино на нескольких других языках и диалектах. Например, кинотеатр Чакма из Бандарбана , Гаро кинотеатр из Шерпура , Мейтей и Силхети кинотеатр из Силхета , Чатгайя кинотеатр из Чаттграма . Эти региональные кинотеатры играют решающую роль в сохранении и популяризации языкового и культурного наследия страны. Доминирующим стилем бангладешского кино является мелодраматическое кино, развивавшееся с 1947 по 1990 годы и характеризующее большинство фильмов по сей день. Кино было представлено в Бангладеш в 1898 году компанией Брэдфорд Биоскоп, которая, как считается, организовала выпуск первого фильма в Бангладеш. В 1913–1914 годах была открыта первая продюсерская компания «Картинный дом». Короткометражный немой фильм 1928 года под названием Сукумари ( букв. « Хорошая девочка » ) был первым фильмом бенгальского производства в регионе. Первый полнометражный фильм « Последний поцелуй » вышел на экраны в 1931 году. [5]
После отделения Бангладеш от Пакистана Дакка стала центром киноиндустрии Бангладеш и приносила большую часть доходов, производства и аудитории фильмов Далливуда. «Мух о Мухош» — первый полнометражный художественный фильм на бенгальском языке, снятый в 1956 году. [6] [7] В 1970-е годы многие фильмы Далливуда были вдохновлены индийскими фильмами, причем некоторые из них были неофициальными ремейками этих фильмов. Индустрия продолжала расти, и в 1970-х, 1980-х и первой половине 1990-х годов было снято множество успешных бангладешских фильмов.
Такие режиссеры, как Фатех Лохани , Захир Райхан , Аламгир Кабир , Хан Атаур Рахман , Субхаш Дутта , Эхтешам , Чаши Назрул Ислам , Кази Хаят , Шейх Ниамат Али , Таукир Ахмед , Танвир Мокаммель , Тареке Масуд , Моршедул Ислам , Хумаюн Ахмед , Камар Ахмад Саймон Мостофа Сарвар Фаруки , Резван Шахриар Сумит , Абдулла Мохаммад Саад Химель Ашраф , Райхан Рафи и другие внесли значительный вклад в массовое кино Бангладеш, параллельное кино и арт-фильмы . Некоторые из них также завоевали мировое признание.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]28 декабря 1895 года братья Люмьер начали коммерческие выставки биоскопов в Париже , а в следующем году состоялись первые выставки биоскопов на Индийском субконтиненте, в том числе одна в Калькутте и еще одна в Театре Короны в Дакке. Компания Брэдфорд Биоскоп из Калькутты организовала шоу, в котором были представлены очень короткие новости и другие короткие репортажи, включая кадры юбилея королевы Виктории, сражений между греческими и турецкими войсками и французского метрополитена. [8] : страницы 7, 9 Цена билета на представление составляла от восьми ана до трех така. Биоскопические шоу продолжали показываться по всему региону, в том числе в Бхоле , Маникгандже , Газипуре , Раджбари и Фаридпуре . [6] Это были первые фильмы, когда-либо выпущенные в Бангладеш. [8] : страницы 7, 9
Первые семена бенгальского кино были посеяны Хиралалом Сеном , уроженцем Богджури, который считается стойким приверженцем кинематографа викторианской эпохи . [9] Сен основал компанию The Royal Biscope Company в 1898 году, производя сцены из постановок ряда популярных шоу. [9] в театре «Звезда» , театре «Минерва» и классическом театре в Калькутте . Он стал пионером кинопроизводства в Калькутте в 1901 году и снимал кадры в своем родном регионе. Это были первые съемки территории, которая сейчас является страной Бангладеш. [ нужна ссылка ]
В то время, когда в Калькутте формировались кинопроизводства, в кинотеатрах Восточной Бенгалии демонстрировались фильмы, снятые в Калькутте, Бомбее, Мадрасе, Голливуде и Париже. Последовательные выставки биоскопов начались в Дакке в 1913–1914 годах в джутовом магазине. Он получил название Picture House и стал первым театром, построенным на территории современной Бангладеш. [6]
Тихая эпоха
[ редактировать ]Театр Мадан начал снимать фильмы в Калькутте в 1916 году. Первый бенгальский художественный фильм «Биллвамангал » был снят и выпущен в 1919 году под знаменем театра Мадан. Режиссером фильма выступил Рустомджи Дхотивала, а продюсером - Прийонатх Гангули, сын поместья навабов в Дакке. Вскоре в Калькутте была основана бенгальская киноорганизация под названием Indo British Film Co, которой владел Дхирендра Натх Гангули , родственник Рабиндраната Тагора . Гангули направил и написал сценарий «Билат Ферат» в 1921 году. Этот фильм стал первой постановкой Indo British Film Co. Спектакль « Джамай Шашти» в театре Мадан (1931) был первым бенгальским звуковым фильмом режиссера Амара Чоудхури . [ нужна ссылка ]
В 1927–28 годах семья навабов Дакки сняла короткометражный фильм «Сукумари» («Хорошая девочка»). [10] Продюсерами фильма выступили Хаза Адиль, Хаза Акмол, Хаза Насирулла, Хаза Азмол, Хаза Зохир, Хаза Азад, Сойод Шахебе Алом и профессор Андалиб Шадини. Они хотели снять фильм со своими актерами и без помощи студии. Главную мужскую роль сыграл Хаза Носрулла, а главную женскую роль сыграл актер-мужчина по имени Сайед Абдус Собхан из-за законов, запрещающих изображение женщин в кино. Носрулла впоследствии стал политиком, а Собхан стал первым бенгальским секретарем Центральной государственной службы Пакистана. Одна фотография Сукумари хранится в киноархиве Бангладеш. [6]
После успеха Сукумари королевская семья пошла на более масштабное предприятие. [11] Для создания полнометражного немого фильма в саду семьи была оборудована временная студия, и там был снят полнометражный немой фильм под названием « Последний поцелуй» , вышедший в 1931 году. [12] [13] Главным актером был Хаза Азмол. Учитель физкультуры Джаганнатх-колледжа Амбуджгупта снял фильм и сделал для него бенгальские и английские субтитры. Профессор Андалиб Шадани из Университета Дакки сделал субтитры на урду. «Последний поцелуй» был выпущен в Мукул-холле в Дакке. Историк доктор Ромеш Чондро Моджумдер начал премьерный показ фильма. Отпечаток фильма был доставлен в компанию «Аврора» в Калькутте для более широкой презентации. Разработчики фильма хотели сделать Дакку уникальной в искусстве, литературе и кино и назвали свой продюсерский дом «Общество кинематографистов Восточной Бенгалии Дакки». Это была первая кинопроизводственная организация Бангладеш. [6]
Раннее развитие
[ редактировать ]Пакистан был
[ редактировать ]К 1947 году в Бангладеш было около 80 кинотеатров. [8] : страницы 1, 3 После раздела Индии в 1947 году предпринимались попытки превратить Дакку в культурный центр Восточной Бенгалии , при этом различные люди, такие как Аббасуддин Ахмед, создавали в городе недолговечные кинокомпании. В марте 1948 года, когда генерал-губернатор Пакистана Мохаммед Али Джинна приехал с визитом в Восточный Пакистан , радиоведущему и режиссеру Назиру Ахмеду было поручено создать информационный фильм «В нашей среде» с помощью кинотехников из Калькутты. Это был первый информационный фильм Бангладеш. [ нужна ссылка ]
1950-е годы
[ редактировать ]Через два года после создания Движения за бенгальский язык в 1952 году в Дакке была основана кинокомпания Co-operative Film Makers, Ltd. под руководством Шохидула Алама, Абдула Джаббара Хана и Кази Нуруззамана. Компания выпустила «Саламот» (1954) под руководством Назира Ахмеда. Фильм имел коммерческий успех и позволил компании вырасти. В 1955 году, во время правления Объединенного фронта , главный секретарь Н.М. Хан создал киностудию и лабораторию в Теджгаон Тана в Дакке . Первым полнометражным художественным фильмом со звуком, снятым в Восточном Пакистане, стал «Лицо и маска» . [7] режиссером которого выступил Абдул Джаббар Хан и выпущен 3 августа 1956 года. Монтаж, печать и вся другая обработка пленки для этого фильма были выполнены в Лахоре , Пакистан. Абдул Джаббар снялся в фильме и снялся в нем, в котором также снялись Инам Ахмед, Пурнима Сен и Назма. [6] [14]
«Законопроект о корпорации развития кино Восточного Пакистана 1957 года», учреждающий национальную корпорацию развития кино, был представлен шейхом Муджибуром Рахманом , отцом-основателем Бангладеш. Законопроект был принят Ассамблеей провинции Восточная Бенгалия, и Назир Ахмед был назначен первым креативным директором. [ нужна ссылка ]
Первоначально Корпорация развития кино Восточного Пакистана разрешала снимать фильмы только определенным режиссерам. Фатех Лохани снял сельский художественный фильм «Асия» , первый фильм, созданный Корпорацией развития кино Восточного Пакистана, под руководством Назира Ахмеда. Асия получила президентскую премию за лучший фильм на бенгальском языке в 1961 году. Среди других ранних фильмов, выпущенных Корпорацией развития кино Восточного Пакистана, - « Акаш Ар Мати» ( «Небо и Земля »), песенный фильм, снятый Фатехом Лохани в 1959 году. [ нужна ссылка ]
Эй Джей Кардар снял бенгальско-урдуский фильм «День наступит рассвет» в 1959 году, а Захир Райхан работал помощником режиссера. Фильм основан на бенгальском романе 1936 года «Падма Надир Маджи» ( «Лодочник на реке Падма ») бенгальского писателя Маника Бандопадхьяя . Это был фильм, получивший международное признание. [6] Фильм был представлен в качестве заявки Пакистана на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке на 32-й церемонии вручения премии Оскар , но не был принят в качестве номинанта. [15] Он также был представлен на 1-м Московском международном кинофестивале , где получил золотую медаль. [16]
Создание Корпорации развития кино Восточного Пакистана привело к росту киноиндустрии Восточной Бенгалии и привело к появлению трех известных студий: Popular Studio, Bari Studio и Bengal Studio. выдающиеся режиссеры Абдул Джаббар Хан, Фатех Лохани, Эхтешам С этими студиями работали и Мохиуддин. Среди известных фильмов этих режиссеров - «Матир Пахар» ( «Глиняный холм ») (1959) Мохиуддина и «Э Деш Томар Амар » (1959) Эхтешама. Собственным фильмам Корпорации развития кино Восточного Пакистана иногда не удавалось добиться финансового успеха. [ нужна ссылка ]
1960-е годы
[ редактировать ]В конце 1960-х ежегодно выпускалось 20–35 фильмов. Фатеха Лохани «Асия» » Эхтешама и «Ражданир Буке ( «В самом сердце столицы ») получили положительные отзывы критиков. Помимо режиссуры, Лохани также снялась в ряде восточно-бенгальских фильмов на протяжении 1960-х годов, включая «Танха» (1964), «Агун Ние Кхела» (1967) и «Джулекха» (1967). Среди других известных режиссеров 1960-х годов Салахуддин, снявший ряд социальных драматических фильмов, таких как «Дже Ноди Морупоте» (1961), и Хан Атаур Рахман , снявший «Наваб Сираджуддаула» (1967). Рахман также был актером и певцом и снимался в фильмах «Кохоно Ашени» ( «Никогда не приходил ») (1961), «Канчер Деял» ( «Хрустальная стена ») (1963).
Захир Райхан был звездным режиссером восточно-бенгальского кино в 1960-х годах и снял такие фильмы, как «Кохоно Ашени» (« Никогда не приходил ») (1961), «Шангам» (1964) (первый пакистанский цветной фильм) и «Джибон Теке Нея» . «Джибон Теке Нея» — политическая сатира, основанная на движении бенгальского языка под властью Пакистана, считается классикой бангладешского кино. [ нужна ссылка ]
Среди известных актеров 1960-х годов - Рахман , Сумита Деви , Хан Атаур Рахман, Равшан Джамиль , Анвар Хоссейн , Анвара Бегум , Голам Мустафа , Абдур Раззак , Кабори Сарвар , Шабана , Фарида Ахтер Бобита , Фарук , Шабнам , Шавкат Акбар, Рози Самад , Бэби Заман и Кохинор Ахтер Шучанда . Самым известным бангладешским актером на сегодняшний день был Абдур Раззак, которого называли Найок Раадж Раджак поклонники (Король героев). Он начал свою карьеру в качестве второстепенного актера в 1965 году и стал ведущим актером в 1967 году. Абдур Раззак и Кабори Сарвар были самой популярной парой с 1967 по 1970-е годы.
После независимости
[ редактировать ]1970-е годы
[ редактировать ]Всего в 1970 году был выпущен 41 фильм, в том числе «Шоролипи» Назрула Ислама, «Така Ана Паай» и « Джибон Теке Нея» Захира Райхана .
«Джибон Теке Нея» , считающийся знаковым фильмом в истории бенгальского кино, представлял собой политическую сатиру, основанную на Движении за бенгальский язык под властью Пакистана. В главных ролях Шаукат Акбар, Анвар Хоссейн , Хан Атаур Рахман , Равшан Джамиль , Абдур Раззак , Кохинор Ахтер Шучанда , Амджад Хоссейн и Рози Самад . Фильм был описан как пример «национального кино», использующего отдельные местные традиции для построения представления национальной идентичности Бангладеш. [17] Другими значительными работами 1970 года были Мишор Кумари из Каригира, Тансен из Рафикула Бари, Бинду Теке Бритто из Ребекки, Бинимой из Субхаша Дутты , Котхай Джено Декечи из Низамула Хоке.
Только 6 фильмов на бенгали и два фильма на урду, снятые в Восточной Бенгалии, были выпущены в 1971 году перед Освободительной войной в Бангладеш . Некоторые известные социальные драматические фильмы включают «Начер Путул» Ашока Гоша, «Шрититуку Тхак» Аламгира Кумкума и «Шукх Дукхо » Хана Атаура Рахмана .
После начала Освободительной войны Бангладеш Райхан снял документальный фильм « Остановить геноцид», чтобы привлечь внимание к тяжелому положению народа Восточной Бенгалии. Это был один из первых фильмов Бангладеш, получивших международное признание. [18] [19]
В декабре 1971 года Корпорация развития кино Восточного Пакистана сменила название на Корпорацию развития кино Бангладеш , которая до 2010-х годов имела единственную крупную киностудию и лабораторию цвета в киноиндустрии Бангладеш. Большинство бангладешских фильмов было снято на этой студии. Объем производства продолжал расти после обретения Бангладеш независимости; к 1990-м годам выпускалось более 90 фильмов в год. В то время киноотделом руководил Абдул Джаббар Хан. [6] Киноиндустрия Бангладеш имела успех как в критическом, так и в коммерческом плане в первой половине 1990-х годов.
Многие бангладешские фильмы 1970-х годов были посвящены войне. Первым полнометражным художественным фильмом независимой Бангладеш стал «Ора Эгаро Джон», вышедший на экраны в 1972 году. Режиссер фильма — Чаши Назрул Ислам . Среди других режиссеров, снявших в 1970-е годы военные фильмы, получившие признание критиков, — Аламгир Кабир , Чаши Назрул Ислам и Субхаш Дутта . [20] Три художественных фильма Кабира вошли в список «10 лучших бангладешских фильмов» Британского института кино . [21] [22] Среди его фильмов - Дхире Бохе Мегна (1973), Сурджо Конья (1976), Шимана Перие (1977), Рупали Шойкте (1979), Мохона (1982), Поринита (1984) и Моханайок (1985). Среди других известных режиссеров 1970-х годов - Нараян Гош Мита , [23] Абдулла аль-Мамун , Джохирул Хак и Амджад Хоссейн. Хака «Ронгбаадж» был одним из первых коммерческих боевиков Бангладеш.
После обретения независимости одним из первых фильмов, получивших международное признание, стал фильм «Река по имени Титас», вышедший в 1973 году и снятый известным индийско -бенгальским режиссером Ритвиком Гхатаком с Прабиром Митрой в главной роли. Титаш Экти Надир Наам возглавил список 10 лучших бангладешских фильмов по опросам зрителей и критиков, проведенным Британским институтом кино в 2002 году. [24] Некоторые другие известные фильмы 1970-х годов включают Джой Бангла (1972) Факрула Алома; Лалон Фокир (1972) из Сайеда Хасана Имама ; Обхудж Мон (1972) Кази Джохира; Шонграм (1974) Чаши Назрула Ислама, Арунодойер Агнишакхи (1972), Башундхара (1977) Субхаша Датты; Алор Мичил (1974), Латиал (1975) Нараяна Гоша Миты ; Мегер Онек Ронг (1976) Харунура Рашида; Голапи Эхон Трейн (1978) Амджада Хоссейна; Саренг Боу (1978) Абдуллы аль Мамуна ; Ошикхито (1978) Азизура Рахмана ; «Отец» (1979) Кази Хаята и Сурджо Дигал Бари (1979) шейха Ниамата Али и Мошиуддина Шейкера. «Сурджо Дигал Бари» получил признание критиков и вновь представил международной аудитории бангладешские фильмы. Фильм основан на одноименном романе Абу Исхака . В 1975 году правительство учредило национальную кинопремию, а также фонд пожертвований для творческих фильмов.
1980-е годы
[ редактировать ]1970-е и 1980-е годы были золотой эрой для киноиндустрии Бангладеш как с коммерческой, так и с критической точки зрения. Сохель входят в число самых успешных актеров Фарида в коммерческом отношении этого периода. Кабори Сарвар , Шабана , Ахтер Бобита , Фарук , Шабнам , Кохинур Ахтер Шучанда , Аламгир , Раана , Амол Босе , Бюльбюль Ахмед , Зафар Икбал , Васим , Элиас Канчан , Джашим , Розина , Парвин Султана Дити , Чампа и другие.
В 1980-х годах на создание, стиль и презентацию большинства коммерческих фильмов Бангладеш повлияли индийские фильмы, в основном фильмы на хинди из Махараштры. Однако многие фильмы были оригинальными или экранизациями литературных произведений. Некоторые известные оригинальные и адаптированные фильмы включают «Чхутир Гонта » (1980) Азизура Рахмана ; Эмилер Гоенда Бахини (1980) Бадала Рахмана; Шохи Туми Кар (1980), Ахони Шомой (1980) Абдуллы Аль Мамуна ; Лал Шобуджер Пала (1980), Обичар (1985) Сайеда Хасана Имама ; Кошай (1980), Джонмо Теке Джолчи (1981), Бхат Де (1984) Амджада Хоссейна; Девдас (1982), Чандранатх (1984), Шувода (1987) Чаши Назрула Ислама ; Смрити Туми Бедона (1980) Дилипа Шома; Мохона (1982), Поринита (1986) Аламгира Кабира ; Боро Бхало Лок Чхило (1982) Мохаммада Мохиуддина; Пурошкар (1983) CB Zaman; Маан Шомман (1983) А. Дж. Минту; Назма (1983), Шокал-Шондха (1984), Фулшоджа (1986) Субхаша Датты ; Раджбари (1984) Кази Хаята ; Грихилокхи (1984) Камаля Ахмеда; Дахана (1986). Шейх Ниамат Али ; Shot Bhai (1985) Абдура Раззака ; Рамер Шумоти (1985) Шахидул Амина ; Раджлокхи-Сриканто (1986) Бюльбюля Ахмеда ; Харано Шур (1987) Нараяна Гоша Миты ; Дайи Ке (1987) Афтаба Хана Тулу; Толпар (1988) Кабира Ановара и Бирадж Боу (1988) Мохиуддина Фарука.
Движение параллельного кино официально зародилось в этом десятилетии, хотя многие фильмы, не относящиеся к жанру, были сняты в разных жанрах еще с 60-х годов. Однако фильмы 80-х годов были строго коммерческими под влиянием коммерческих фильмов на индийском хинди, поэтому возникла необходимость в движении кино реализма и натурализма. Начало движению положил Аламгир Кабир . Из этого движения вышли некоторые интеллектуальные кинематографисты, такие как Танвир Мокаммель , Тарек Масуд и Моршедул Ислам .
1990-е годы
[ редактировать ]В 1990-е годы в большинстве бангладешских фильмов доминировали массовые коммерческие фильмы. За это время было снято много успешных фильмов. [6] В 1990-х годах определение основных коммерческих фильмов на языке бангла изменилось, потому что на большинство фильмов большое влияние оказали коммерческие фильмы на индийском хинди, и большинство из них были прямыми копиями этих индийских коммерческих фильмов на хинди, полных боевиков, танцев, песен и шуток. [6] В 1990-е годы в индустрию пришли новые режиссеры и актеры. Интеллектуальные режиссеры, такие как Танвир Мокаммель , Тареке Масуд , Моршедул Ислам , Хумаюн Ахмед , Насируддин Юсуф , Ахтаруззаман и Мустафизур Рахман, сняли в то время несколько фильмов, получивших признание критиков и во всем мире. Два художественных фильма Танвира Мокаммеля включены в список «10 лучших бангладешских фильмов» по выбору критиков Британского института кино . [21] [22]
1990-е годы ознаменовались дебютом и доминированием Салмана Шаха , которого называют «принцем бангладешского кино» и «первой суперзвездой современного Далливуда». [25] [26] Считающийся одним из самых популярных и влиятельных актеров в истории бангладешского кино, он снялся в некоторых из самых знаковых и успешных фильмов в истории Далливуда, в том числе « Онтаре Онтаре» , « Эй Гор Эй Сонгсар» , Суджан Сакхи , Майер Одхикар и Анондо Осру . Кроме того, три его фильма, «Шопнер Тикана» , «Соттер Мритту Ней» и «Кьямат Теке Кьямат», входят в десятку самых кассовых фильмов всех времен по кассовым сборам в Далливуде . [27] [28] Его безвременная смерть на пике своей славы в 1996 году считается трагическим событием для нации, которое вызвало единодушную общественную реакцию и остановило киноиндустрию. [29]
Другими успешными актерами-мужчинами в это время были Аламгир , Джашим , Илиас Канчан , Наим , Манна , Риаз , Фердос Ахмед и Омар Сани и другие.
Среди успешных женщин-актрис были Шабана , Мушуми , Фарида Ахтер Бобита , Чампа , Сушорита , Шабнур и Шабназ . Некоторые известные фильмы этого десятилетия включают Падма Надир Маджи индийского режиссера Гутама Гхоша , Падма Мегна Джамуна Чаши Назрула Ислама , Пита Мата Сонтан и Банглар Бодху А. Дж. Минту , Агунера Порошмони и Срабон Мегер Дин Хумаюна Ахмеда , Деш Премик Кази Хаята , Анья Джибон шейха Ниамата Али , Пока Макорер Гор Босоти , Ахтаруззамана Духхай Моршедула Ислама , Хохат Бришти индийского режиссера Басу Чаттерджи и Читра Нодир Паре Танвира Мокаммеля.
21 век
[ редактировать ]2000-е
[ редактировать ]В 2000-е годы большинство бангладешских фильмов были неэффективными с коммерческой точки зрения, и Бангладеш производил около 100 малобюджетных фильмов в год. Зрители бангладешских фильмов в целом упали, а индустрию критиковали за производство некачественных фильмов, единственной привлекательностью которых были дешевые мелодрамы. [30]
После резкого спада в 2000-х годах киноиндустрия Бангладеш попыталась прийти в норму после 2006–2007 годов. С помощью правительства Бангладеш и появлением крупных продюсерских компаний киноиндустрия Бангладеш начала медленно расти.
Среди успешных фильмов, вышедших в 2000-е годы, — «Аммаджан» , «Премьер Тадж-Махал» , «Неправильный номер» , «Шасти » , «Шьямол Чхая » , «Хридойер Кота» , «Даручини Двип» , «Монпура» , «Прия Амар Прия» , «Коти Такар Кабин» , «Чакчу », «Хайрун Сундори» , «Амар Пранер Свами» , «Питар» . Асон , Туми Свапно Туми Шадхона , Моне Пране Ачо Туми , Амар Шопно Туми , Болбо Кота Башор Гор и другие. [31] Кроме того, в это десятилетие были сняты такие получившие признание критиков фильмы, как «Киттонкхола» , «Лалсалу» , «Хасон Раджа» , «Матир Мойна» , «Холостяк » , «Джойджатра» , «Хаджар Баххор Дхоре» , « Гани» и «Чандрагрохон» . В большинстве успешных фильмов этого периода снимались Манна (до его смерти в 2008 году), а затем Риаз , Шакиб Хан и Фердос Ахмед . Ведущими женщинами-актёрами были Мушуми , Шабнур , Пурнима , Попи и Чампа .
2010-е годы
[ редактировать ]С 2012 года в Бангладеш появилось несколько крупных продюсерских и дистрибьюторских компаний, таких как Monsoon Films , Jaaz Multimedia и Tiger Media Limited , и фильмы, произведенные ими, имели больший успех, чем другие, благодаря большому бюджету и гламурному внешнему виду. Четыре из десяти самых кассовых бангладешских фильмов были выпущены в 2010-х годах. В 2014 году индийская компания Reliance Entertainment Limited выразила заинтересованность в производстве бангладешских фильмов. Однако Бангладешская кинокорпорация не отреагировала из-за запрета на показ индийских фильмов в Бангладеш. В 2010 году вышел еще один заметный фильм под названием «Джааго», снятый одним из выдающихся и молодых режиссеров Хиджиром Хаят Ханом . А «Джааго» — первый фильм о спорте в Bangla Cinema. Среди лучших актеров этого периода были Шакиб Хан , Ананта Джалил , Арифин Шуво , Сиам Ахмед , Баппи Чоудхури , Саймон Садик и Джаед Хан . Среди лучших актрис - Апу Бисвас , Шобном Бубли , Бидья Синха Саха Мим , Джоя Ахсан и Закия Бари Момо. .
2020-е годы
[ редактировать ]В 2020-е годы в киноиндустрии Бангладеш проходит новая волна кинематографа. Во время пандемии COVID-19 потребление OTT в стране значительно возросло. Новые бангладешские платформы, такие как Chorki и Binge, стали популярными. Такие фильмы, как «Поран» , «Хава» , «Операция Сундарбанс» , «Дамал» , «Лидер: Эми Бангладеш» . В середине 2023 года «Приётома» в Бангладеш, а также во всем мире был выпущен , который стал самым быстрым сбором фигур в истории бангладешского кино и самым высоким самый кассовый бангладешский фильм всех времен. [32] [33] Среди режиссеров новой волны Абдулла Мохаммед Саад , Меджбаур Рахман Сумон , Сайед Ахмед Шауки , Ашфак Нипун , Санджой Сомаддер , Таним Нур , Робиул Алом Роби , Райхан Рафи и многие другие.
Государственная поддержка
[ редактировать ]Правительство Бангладеш сыграло огромную роль в возрождении бангладешских фильмов. Корпорация развития кино Бангладеш была создана как центр поддержки бангладешского кино. Правительство также ежегодно тратит около 1 миллиона долларов на развитие параллельного кино и арт-кино в Бангладеш. Бангладешская Авами Лига , нынешнее правительство, потратила более 10 миллионов долларов в 2012 и 2014–2015 годах на современную техническую поддержку бангладешского кино.
Независимые фильмы
[ редактировать ]Ведутся споры об отправной точке независимого кинопроизводства в Бангладеш .
Один известный кинокомментатор и режиссер Манджаре Хассин Мурад любит считать документальный фильм «Остановить геноцид» (1971), снятый Захиром Райханом , величайшим режиссером 1960-х годов, первым независимым фильмом в Бангладеш. Фильм финансировался недавно сформированным правительством экспатриантов Бангладеш, находившимся в Индии, пока страна сражалась с армией Западного Пакистана . Некоторые другие критики, такие как Закир Хоссейн Раджу, назвали «Сурё Дигал Бари» («Зловещий дом», 1979) первым независимым фильмом, финансируемым правительством Бангладеш после обретения независимости в 1971 году, и он был снят в рамках сети производства и распространения Film Development Corporation (FDC), единственная крупная студия в Бангладеш. Фильм принес первый международный успех в эпоху после освобождения, хотя при выпуске и показе в домашних кинотеатрах он столкнулся с различными трудностями. Но большинство любителей кино считают «Агами» («Время впереди», 1984) отправной точкой независимого кинопроизводства. Потому что для критического и коммерческого успеха Агами , независимое кинопроизводство возникает как движение. Это движение было широко известно как «движение короткометражного кино», а позже как «движение альтернативного кино». Движение получило форму после критического и коммерческого успеха фильмов «Агами» Моршедула Ислама и «Хулия» («Особо опасен», 1984) Танвира Мокаммеля . Агами получил серебряного павлина в категории «Лучший режиссер» на Международном кинофестивале в Дели . Хулия также вызвала восхищение критиков и зрителей.
Эти фильмы финансировались самими режиссерами при поддержке друзей и членов семьи и демонстрировались вне кинотеатров: среди друзей, местных коллективов, особенно среди студентов колледжей и университетов, деятелей культуры. Режиссеры участвовали во всем процессе создания фильма: написании сценариев, финансировании, создании и показе. Эти два фильма демонстрировались вместе в разных уголках страны и это реальные примеры независимого кино: низкие и независимые фонды, альтернативные каналы проката, снятые в 16 мм, без всякого участия студии и коммерческих мотивов и по содержанию очень связанные с Национальная культура и политика. Благодаря этому установленному стандарту и формату позже выступило много молодых производителей, и началось движение. Однако, хотя современные мейнстримные фильмы не получили никаких похвал ни дома, ни за рубежом; режиссеры независимого жанра, такие как Тареке и Кэтрин Масуд, Танвир Мокаммель, Моршедул Ислам и Абу Саид, получили национальное и международное признание. «Матир Мойна» Тарека Масуда — самый известный независимый фильм, а также самый известный фильм из Бангладеш. Некоторые другие хорошие независимые фильмы Бангладеш : «Чака» (1993) и «Хелагар» (2006) Моршедула Ислама, «Читра Надир Паре» (1999) и «Лалсалу» (2001) Танвира Мокаммеля, «Шанхонаад» (2004) и «Ниронтор» (2007) Абу Сайида, Муктир Гаан (1995), Онтарджатра (2006) Тарека Масуда и Кэтрин Масуд , Свапноданай (2007) Голама Роббани Биплоба.
Дом кинопроизводства и проката
[ редактировать ]В киноиндустрии Бангладеш существует более 100 продюсерских компаний, но лишь немногим удалось добиться успеха на рынке. Такие продюсерские и дистрибьюторские дома помогли бангладешским фильмам выйти на национальную и международную платформу, выпуская фильмы и распространяя их среди зарубежной аудитории. Некоторые известные продюсерские компании в бангладешском кино включают Impress Telefilm , Khona Talkies, SK Films , Monsoon Films , Jaaz Multimedia , Tiger Media Limited , The Abhi Pictures , Fatman Films и Bongo BD .
Международное признание бангладешского кино
[ редактировать ]Всемирно известные бангладешские фильмы включают Захира Райхана » «Остановить геноцид (1971); [18] [19] Ритвика Гхатака » « Река под названием Титас (1973); шейха Ниамата Али и Мошиуддина Шакера «Сурджа Дигал Бари» (1979); Танвира Мокаммеля » « Хулия (1984), Надира Наама Модхумати (1995), «Тихо течет река Читра» (1999), «Лалсалу» (2001) и «Лалон» (2004); » Моршедула Ислама ( «Агами 1984), «Чака» (1993), «Дипу номер два» (1996), «Духаи» (1997), «Дуратта» (2004) и Амар Бондху Рашед (2011); Тарека Масуда » « Внутренняя сила (1989), «Песнь свободы» (1995), [34] [35] «История свободы» (1999) и «Глиняная птица» (2002); Хумаюна Ахмеда ( Агунер Порошмони 1994) [36] [37] и Шьямол Чхая (2004 г.); Абу Саида ( Киттонхола 2000 г.), Шанхонад (2004 г.), Рупантор (2008 г.); Энамул Карим Нирджхар Ага ! (2007); Голама Раббани Биплоба «На крыльях мечты» (2007); » Мостофы Сарвара Фаруки ( « Холостяк 2003), «Число от третьего лица» (2009), «Телевидение» (2013) и «Нет ложа из роз» ; Таукира Ахмеда » «Джойджатра (2004) и «Огьятонама» (2016); Рубайята Хоссейна » « Мехерджаан (2011) и «В стадии строительства» (2016); Шунте Ки Пао Камара Ахмада Саймона ! (Вы слушаете!) (2012); Захидура Рахима Анджана » « Мегмаллар (2014); Аунга Ракхайна «Мой велосипед» (2015); Биджона Имтиаза «Матир Прожар Деше - Королевство глиняных предметов» (2016), Амитабха Резы Чоудхури » «Айнабаджи (2016) и т. д. Эти фильмы завоевали множество международных наград, представив бангладешские фильмы широкой международной аудитории. [38] Покойный Тареке Масуд считается одним из выдающихся режиссеров Бангладеш благодаря его многочисленным постановкам на исторические и социальные темы. Масуд был удостоен награды ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в 2002 году за фильм «Глиняная птица» (2002).
Важные цифры
[ редактировать ]Директора
[ редактировать ]- Фатех Лохани
- Назрул Холл
- Хан Атаур Рахман
- Захир Райхан
- Субхаш Дутта
- Этешам
- Ритвик Гхатак
- Chashi Nazrul Islam
- Аламгир Кабир
- Нараян Гош Мита
- Азизур Рахман
- Утро Рахмана
- Абдулла Аль Мамун
- Сайед Хасан Имам
- Кази Лайф
- Гази Мажарул Анвар
- Тареке Масуд
- Танвир Мокаммель
- Моршедул Ислам
- Абу Саид
- Насируддин Юсуф
- Хумаюн Ахмед
- Ахтаруззаман
- Монтазур Рахман Акбар
- Шахидул Ислам Хокон
- МБ Маник
- Мостофа Сарвар Фаруки [39]
- Таукир Ахмед
- Свапан Ахмед
- ИН Хаке Алик
- Шахневаз Каколи
- Редоан Рони
- Mohammad Mostafa Kamal Raz [40] [41]
- Мурад Парвез
- Захидур Рахман Анджан
- Комната Ахмада Саймона
- Рубаи Хоссейн
- Фаридул Ахасан Шурав
- Ашраф Шишир
- Ифтакар Чоудхури
- Амитабх Реза Чоудхури
- Хижир Хаят Хан
- Насим Сахник
- Таним Рахман Ангшу
- Асиф Ислам
- Дипанкар Дипон
- Бижан Имтиаз
- Аунг Ракхайн
- Резван Шахриар Сумит
- Химель Ашраф
- Топу Хан
- Меджбаур Рахман Сумон
- Достижение Рафи
Актеры
[ редактировать ]- Фатех Лохани
- Рахман
- Хан Атаур Рахман
- Хан Зайнул
- Субхаш Дутта
- Анвар Хоссейн
- Детское время
- Голам Мустафа
- Банкомат Шамсузаман
- Сайед Хасан Имам
- Абдур Раззак
- Фарук
- С пальцем
- Прабир Митра
- Аламгир
- Сохель Раана
- Амол Босе
- Бюльбюль Ахмед
- Зафар Икбал
- Васим
- Элиас Канчан
- Джашим
- Васимул Бари Раджиб
- Хумаюн Фариди
- Раисул Ислам Асад
- Али Закер
- Абул Хайр
- Абул Хаят
- Асадуззаман Нур
- Джаянта Чаттопадхьяй
- Тарик Анам Хан
- Баппарадж
- Люди
- Омар Сани
- Амит Хасан
- Миша Саудагор
- Афзал Хоссейн
- Наим
- Захид Хасан
- Таукир Ахмед
- Салман Шах
- Шакил Хан
- Амин Хан
- Риаз
- Азад Абул Калам
- Фазлур Рахман Бабу
- Ахмед Рубель
- Интехабский динар
- Фердус Ахмед
- Шакиб Хан [42]
- Нираб Хоссейн
- Челленджер
- Чанчал Чоудхури
- Мошарраф Карим
- Махфуз Ахмед
- Мамнун Хасан Эмон
- Саймон Садик [43]
- Ананта Джалиль
- Арифин Шувоо
- Бэппи Чоудхури
- Зиаул Фарук Апурба
Актрисы
[ редактировать ]- Сумита Деви
- Анвара Бегум
- Равшан Джамиль
- Шабнам
- Кохинор Ахтер Шучанда
- Рози Самад
- Нусрат Фариа Мажар
- Кабори Сарвар
- Шабана
- Фарида Ахтер Бобита
- Дилара Заман
- Изюм
- Джохур вышел
- Парвин Султана Дити
- Чампа
- Анджу Гош
- Моушуми [44]
- Шабнур
- Шабназ
- Вахида Моллик Джолли
- Бипаша Хаят
- Шила Ахмед
- Rokeya Prachy
- Пурнима
- Sadika Parvin Popy
- Шимла
- Помогите Кариму
- Джоя Ахсан
- Апу Бисвас
- Сахара
- Нусрат Имроуз Тиша
- Рикита Нандини Шиму
- Афия Нусрат Барша
- Апарна Гош
- Бидья Синха Саха Мим
- Закиа Бари Момо
- Ахол
- Бобби
- Султанша Воздуха
Фильмы
[ редактировать ]Кино Бангладеш |
---|
- 2023 – 50 фильмов [3]
- 2022 – 60 фильмов
- 2021 – 31 фильм
- 2020 – 10 фильмов
- 2019 – 41 фильм
- 2018 – 47 фильмов
- 2017 – 63 фильма [45] [46]
- 2016 – 58 фильмов [47]
- 2015 – 66 фильмов [47]
- 2014 – 78 фильмов [47]
- 2013 – 53 фильма [47] [48]
- 2012 – 51 фильм
- 2011 – 48 фильмов
- 2010 – 57 фильмов
- 2009 – 63 фильма
- 2008 – 67 фильмов
- 2007 – 96 фильмов
- 2006 – 98 фильмов
- 2005 – 103 фильма
- 2004 – 88 фильмов
- 2003 – 79 фильмов
- 2002 – 82 фильма
- 2001 – 72 фильма
- 2000 – 99 фильмов
- 1992 – 72 фильма [6]
- 1990 – 70 фильмов [6]
- 1989 – 77 фильмов [6]
- 1988 – 65 фильмов [6]
- 1987 – 65 фильмов [6]
- 1986 – 67 фильмов [6]
- 1985 – 65 фильмов [6]
- 1984 – 53 фильма [6]
- 1983 – 44 фильма [6]
- 1982 – 40 фильмов [6]
- 1981 – 39 фильмов [6]
- 1980 – 47 фильмов [6]
- 1978 – 37 фильмов [6]
- 1977 – 31 фильм [6]
- 1976 – 46 фильмов [6]
- 1975 – 34 фильма [6]
- 1974 – 30 фильмов [6]
- 1973 – 30 фильмов [6]
- 1972 – 29 фильмов [6]
- 1971 – 8 фильмов
- 1970 – 41 фильм [6]
Известные фильмы
[ редактировать ]Классика
[ редактировать ]- Сукумари: Хорошая девочка (1927–28).
- Последний поцелуй (1931)
- Лицо и маска (1956) [7]
- День наступит рассвет (1959)
- Небо и Земля (1959)
- Глиняный холм (1959)
- Азия (1960)
- Кохоно Ашени (1961)
- Шонар Каджол (1962)
- Канчер Деял - Стеклянная стена (1963)
- Шангам (1964)
- Бахана (1965)
- Бехула (1966)
- Ановара (1967)
- Наваб Сираджуддаула (1967)
- Дуи Бхай-Два брата (1968)
- Семь братьев Чампак (1968)
- Джибон Теке Нея (1970)
- Ора Эгаро Джон (1972)
- Река по имени Титас (1973)
- Тихая река Мегна (1973)
- Шимана Перие (1977)
- И Боу (1978)
- Сурджо Дигал Бари (1979)
- Чхутир Гонта (Часы праздников) (1980)
- Эмилер Гоенда Бахини (1980)
- Девдас (1982)
- В Шуво (1986)
- Раджлокхи Шриканто (1987)
- Шонхонил Карагар (1992)
- Катторер Джишу (Иисус 71-го года) (1993)
- Агунер Порошмони (1994)
- Дипу номер два (1996)
- Якорная граната (1997)
- Тихая река Читра (1999)
- Дождливый день месяца Срабон (1999)
- Лалсалу (Дерево без корней) (2001)
- Наказание (2004)
- Хаджар Баххор Дхор (2005)
- Шьямол Чхая (Зеленая тень) (2005)
- Шува (2006)
- Монпура (2009)
- Мехержан (2011)
- Мой друг Рашед (2011)
- Шунте Ки Пао! (Вы слушаете!) (2012)
Культовые фильмы
[ редактировать ]- День наступит рассвет (1959)
- Бехула (1966)
- Наваб Сираджуддаула (1967)
- Дуи Бхай-Два брата (1968)
- Семь братьев Чампак (1968)
- Джибон Теке Нея (1970)
- 11 воинов (1972)
- Арунодоер Агнишакхи (1972)
- Тихая река Мегна (1973)
- Алор Михил (1974)
- Мегер Онек Ронг (1976)
- Шимана Перие (1977)
- Чхутир Гонта (Часы праздников) (1980)
- Эмилер Гоенда Бахини-Эмиль и детективы (1980)
- Девдас (1982)
- Боро Бхало Лок Чхило (1982)
- Хулия (Разыскивается) (1984)
- Цыганка (1989)
- Нодир Наам Модхумоти (1990)
- Лодочник на реке Падма (1992)
- Шонхонил Карагар (1992)
- Катторер Джишу (Иисус 71-го года) (1993)
- Агунер Порошмони (1994)
- Песня свободы (1995) [49] [50]
- Духай (1997)
- Тихая река Читра (1999)
- История свободы (1999)
- Киттонкхола (2000)
- Глиняная птица (2002)
- Путешествие к победе (2004)
- Шьямол Чхая (Зеленая тень) (2005)
- Родина-Внутреннее путешествие (2006)
- На крыльях мечты (2007)
- Монпура (2009)
- Шунте Ки Пао! (Вы слушаете!) (2012)
- В прямом эфире из Дакки (2016)
Фильмы современной эпохи
[ редактировать ]- Dui Duari (2000)
- Лалсалу (Дерево без корней) (2001)
- Глиняная птица (2002)
- Подробнее (2004)
- Дуратта (Расстояние) (2004)
- Путешествие к победе (2004)
- Шьямол Чхая (Зеленая тень) (2005)
- Родина-Внутреннее путешествие (2006)
- На крыльях мечты (2007)
- Ага! (2007)
- Монпура (2009)
- Единственное число от третьего лица (2009)
- Бриттер Бэр (2009)
- Темный резонанс (2010)
- Джеймс (2010)
- Мехержан (2011)
- Зыбучие пески (2012)
- Lal Tip (2012)
- Шунте Ки Пао! (Вы слушаете!) (2012)
- Телевидение (2013)
- Муравьиная история (2014)
- Фаанд: Ловушка (2014)
- Агни (2014)
- Таарката (2014)
- Мат (2014)
- Деша: Лидер (2014)
- Сияние светлячка (2014)
- Брихоннола (2014)
- Хитмэн (2014)
- Разворот (2015)
- Гангстер возвращается (2015)
- В прямом эфире из Дакки (2016)
- В стадии строительства (2016)
- Ангаар (2016)
- Милая (2016)
- Полнометражная история любви 2 (2016)
- Путешественник (2016)
- Прямой эфир из Дакки (2016)
- Ниоти (2016)
- Самраат: Король здесь (2016)
- Шикари (2016)
- Босгири (2016)
- Оггатонама (2016)
- Айнабаджи (2016)
- Бхубан Маджи (2016)
- Набаб (2017)
- Атака Дакки (2017)
- Никакой постели из роз (2017)
- Деби (2018)
- Шопнер Гор (2018)
- Пароль (2019)
- Нолок (2019)
- Шаплуду (2019)
- Ити, Томари Дакка (2019)
- Нет Дораи (2019)
- Один (2020)
- Миссия Экстрим (2021)
- Мридха Бонам Мридха (2021)
- Паап Пунно (2022)
- Операция Сундарбанс (2022)
- Дамал (2022)
- День (2022)
- Черная война: Миссия Экстрим 2 (2023)
- Лидер: Эми Бангладеш (2023 г.)
- Приётома (2023)
- Суронго (2023)
- Раджкумар (2024)
- Туфан (2024)
Коммерческие успехи
[ редактировать ]- Лицо и маска (1956) [7]
- День наступит рассвет (1959)
- Небо и Земля (1959)
- Глиняный холм (1959)
- Бехула (1966)
- Наваб Сираджуддаула (1967)
- Дуи Бхай-Два брата (1968)
- Семь братьев Чампак (1968)
- История жизни (1970)
- 11 воинов (1972)
- Река по имени Титас (1973)
- Тихая река Мегна (1973)
- Шимана Перие (1977)
- И Боу (1978)
- Сурджо Дигал Бари (1979)
- Чхутир Гонта (Часы праздников) (1980)
- Эмилер Гоенда Бахини (1980)
- Девдас (1982)
- Цыганка (1989)
- Чакор (1992)
- Агунер Порошмони (1994)
- Дипу номер два (1996)
- Кули (1997)
- Шанто Кено Мастан (1998)
- Кукхато Хуни (2000)
- Монпура (2009)
- Номер один Шакиб Хан (2010)
- Самый гостеприимный (2012)
- Порамон (2013)
- Меня зовут Хан (2013)
- Нишварта Бхалобаса (2013)
- Полнометражная история любви (2013)
- Королевство (2014)
- Агни (2014)
- Фаанд: Ловушка (2014)
- Герой: Суперзвезда (2014)
- Самый гостеприимный 2 (2014)
- Хитмэн (2014)
- Мат (2014)
- Ромео против Джульетты (2015)
- Чуе Диле Мон (2015)
- Брак по любви (2015)
- Полнометражная история любви 2 (2016)
- Путешественник (2016)
- Самраат: Король здесь (2016)
- Шикари (2016)
- Ментальный (2016)
- Босгири (2016)
- Айнабаджи (2016)
- Набаб (2017)
- Атака Дакки (2017)
- Рай (2018)
- Пароль (2019)
- Нолок (2019)
- Ева (2022)
- Poran (2022)
- Дамал (2022)
- Лидер: Эми Бангладеш (2023 г.)
- Приётома (2023)
- Суронго (2023)
- Раджкумар (2024)
- Туфан (2024)
Основные события
[ редактировать ]Фестивали
[ редактировать ]- Международный кинофестиваль в Дакке
- Бангладешский форум короткометражных фильмов
- Международный фестиваль короткометражного и независимого кино
- Международный детский кинофестиваль
Награды
[ редактировать ]- Премия Bachsas Film Awards - с 1972 г.
- Национальная кинопремия – с 1975 г.
- Награды Мерил Протом Ало - с 1998 г.
- Премия Бабисаса – с 2004 г.
- Премия киноклуба Ifad - с 2012 г.
- Премия Lux Channel I за выступление
- Премия Green Bangla Binodon Bichitra Performance
Кинематографическое образование
[ редактировать ]- Бангладешский институт кино и телевидения - Бангладешский институт кино и телевидения [51]
- Международная академия кино и медиа (IAFM), [52] [53] [54] партнер мероприятия International Student Award, организованного UniFrance [55]
- Департамент кино и телевидения (при Университете Джаганнатхи )
- Телевидение и киноведение [56] (при Университете Дакки )
- Графический дизайн и мультимедиа, бакалавр (с отличием), Университет творческих технологий Шанто-Мариам (SMUCT)
- Исследования кино и медиа, бакалавр (с отличием) , исследования кино и медиа, магистр (при Стэмфордском университете, Бангладеш )
- Мультимедиа и креативные технологии (при Международном университете Нарцисс )
- Департамент кино, телевидения и цифровых медиа (FTDM) (при Зеленом университете Бангладеш )
- Департамент СМИ и коммуникаций (при Независимом университете, Бангладеш )
- Бангладешский институт кино (в прошлом) и Бангладешский институт кино (настоящее время)
- Киносообщество Мовияны
- Бангладешская академия кино и телевидения
- Департамент кино Патшала
- Бангладешская киношкола [57]
См. также
[ редактировать ]- Список бангладешских фильмов
- Список самых кассовых бангладешских фильмов
- Список сериалов бангладешских фильмов
- Независимые фильмы Бангладеш
- Национальная кинопремия Бангладеш за лучший фильм
- Список заявок Бангладеш на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- История фильма
- Кино мира
- Кино Западной Бенгалии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Репортер, Entertainment (9 июля 2023 г.). «Последние 11 фильмов, 208» . Протом Ало (на бенгали) . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Лагате, Гаурав (15 августа 2016 г.). «United Mediaworks расширяет свое присутствие в Бангладеш» . Экономические времена . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Год в кино: «кинематографический» 2023-й для Далливуда» . daily-sun.com . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ «Самые кассовые бангладешские фильмы, выпущенные в 2023 году» . businesspostbd.com . 30 декабря 2023 г. Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ «Первый полнометражный фильм Бангладеш» . www.researchgate.net . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление «История бангладешского кино» . cholochitro.com . Чолохитро . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Мух о Мухош» . bfa.gov.bd. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Краткая история кино Бангладеш , по состоянию на 27 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кто есть кто в викторианском кино — Хиралал Сен» . victorian-cinema.net .
- ^ «Освободительная борьба страны и праздник» . dhakafilmfestival.org . Кинофестиваль в Дакке. Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Раджу, Закир (2015). Кино Бангладеш и национальная идентичность: в поисках современности . Лондон: Рутледж. п. 91. ИСБН 978-0-415-46544-1 .
- ^ «Семья и фильм Дакка Наваб» . nawabbari.com . Наваб Бари. Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ «Знаете ли вы? Первый пакистанский немой фильм попал на международные кинофестивали» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Вахид, Карим (12 августа 2005 г.). «Празднование 50-летия нашего кино» . Дейли Стар . Проверено 27 июля 2006 г.
- ^ Библиотека Маргарет Херрик, Академия кинематографических искусств и наук
- ^ «1-й Московский международный кинофестиваль (1959)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 28 октября 2012 г.
- ^ «Национальное кино Бангладеш в эпоху глобализации» . Журнал «Звездный выходной» . Дейли Стар. 17 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2015 г. Проверено 10 декабря 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Создание программы «Остановить геноцид» и исчезновение Захира Райхана» . Дейли Стар . 19 декабря 2008 года . Проверено 15 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б « «Остановить геноцид», изображающее настоящую резню» . Дейли Стар . 16 декабря 2004 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Хоссейн, Аюб (2012). «Кабир, Аламгир» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Перейти обратно: а б «10 лучших бангладешских фильмов» . Британский институт кино . 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джинси. «BFI Южноазиатский фильм (2002)» . сайт mubi.com.
- ^ «Премия Нигяр 1962: 19 сентября 1963 года, отель Метрополь, Карачи» . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ «10 лучших бангладешских фильмов» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 27 мая 2007 года . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Сегодня день рождения «Маханаяка» Салмана Шаха из кинотеатра Дакка. . Daily Star (на бенгали). 19 сентября 2020 г. Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Старое видео Салмана Шаха стало вирусным . Джугантор (на бенгали). 21 октября 2023 г. Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ «Салман Шах: по-прежнему самая почитаемая икона» . НьюАгебд . 6 сентября 2019 года . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ «Вспоминая Салман Шаха: лучшие фильмы маэстро-недолгожителя» . УНБ . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Фильм Салмана Шаха по-прежнему лидирует в списке продаж . Daily Star (на бенгали). 6 сентября 2020 г. Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Роу, Хелен. «Бангладешцы отвергают «непристойные» бенгальские фильмы» . Вещи азиатские . Агентство Франс-Пресс . Проверено 26 июля 2006 г.
- ^ Доходы и расходы в кино и «Бланковый булли» - Кале Кан . Калер Канто (на бенгали).
- ^ «Приётома (41,23 крор БДТ)» . Объединенные новости Бангладеш . 2 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «10 самых кассовых бангладешских фильмов» . Дакка Трибьюн . 2 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Муктир Гаан» . tarequemasud.org . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Муктир Гаан» . ektaonline.org . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Агунер Пошмони-আগুনের পরশমনি» . Киноархив Бангладеш. Архивировано из оригинала 22 января 2015 года . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Ахмед, Х. (1986). Агунер Порошмони . Бидда Прокаш . Проверено 5 октября 2014 г.
- ^ «История бангладешского кино» . bdfi.com.bd. бдфи. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Для создания фильма талант нужен больше, чем деньги: Мустафа Сарьяр Фаруки [Чтобы зарабатывать деньги, фотографиям нужно нечто большее, чем просто талант: Мостафа Сарвар Фаруки]. bdnews24.com (на бенгали). 8 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2011 г. . Проверено 16 ноября 2012 г.
- ^ « Джоди Акдин» с Тахсаном Срабанти в главной роли выходит в кинотеатры» . Дакка Трибьюн . 9 марта 2019 г.
- ^ Махбуб, Ридван Интисаар; Акбар, Захид (12 января 2019 г.). «Джоди Акдин» . Дейли Стар .
- ^ «Шакиб, Апу получит награду за лучшую мужскую роль» . Ежедневное Солнце . Дакка. 9 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 г.
- ^ Саймон в двух фотографиях . Ежедневная Манобканха (на бенгали). Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Снова сезонно . Протом Ало (на бенгали). Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Как был фильм 2017 - Бангладеш Пратидин , Бангладеш Пратидин (на бенгали).
- ^ Два фильма дези и совместного производства достигли пика успеха . Канал I (на бенгали). 25 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шимул, Ахмед Заман (5 апреля 2017 г.). Верните капитал за четыре года 17 фильмов! [За четыре года 17 фильмов вышли на уровень безубыточности]. Порибортон (на бенгали).
- ^ Бенгальский фильм Салтамами 2013 - Блог Дарасико (на бенгали). 20 декабря 2013 г.
- ^ «Тареке Масуд и Муктир Гаан» . news.priyo.com. Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Муктир Гаан» . idfa.nl. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Нахождение простых методов в бенгальских развлечениях» . Делиться навыками . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ «Лучшее с фестиваля: Неделя кино Акиры Куросавы 2014» . Дакка Трибьюн . 27 сентября 2014 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ «Неделя кино Акиры Куросавы в самом разгаре» . Дейли Стар . 21 сентября 2014 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ «Недельный фестиваль японского кино начинается в Дакке в пятницу» . Протом Ало . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ «IAFM признан первым институтом Бангладеш, выступившим партнером Каннской конференции» . Дакка Трибьюн . 23 мая 2018 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Исследования телевидения и кино
- ^ «Мовияна и киношкола Бангладеш проведут семинар о Мринал Сене» . Дакка Трибьюн . 16 июля 2018 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных бангладешских фильмов - IMDb ( архивировано 25 декабря 2008 г. на Wayback Machine )