Jump to content

Кино Бангладеш





Кино Бангладеш
Количество экранов 210 кинотеатров (2024 г.) [1] (Включая однозальные и многозальные кинотеатры.)
• На душу населения 0,2 на 100 000 (2016 г.) [2]
Основные дистрибьюторы Импресс Телефильм
Тайгер Медиа
Джааз Мультимедиа
Муссонные фильмы
Альфа-я Студии
Чорки
Бонго
Шапла Медиа
Универсальные СМИ
Живые технологии
Абхи Катхачитра
Продюсировал художественные фильмы (2023). [3]
Общий 51+
Валовые кассовые сборы (2023 г.) [4]
Общий 110 крор (9,4 миллиона долларов США)

Кино Бангладеш — это разнообразное и яркое образование, состоящее из фильмов, снятых в разных регионах, каждый из которых привносит свою уникальную языковую и культурную перспективу. Помимо доминирующей Дакке в на бенгальском языке киноиндустрии Dhallywood ( бенгальский : ঢালিউড ), которая представляет собой смесь слов «Дакка» и « Голливуд », Бангладеш является домом для кино на нескольких других языках и диалектах. Например, кинотеатр Чакма из Бандарбана , Гаро кинотеатр из Шерпура , Мейтей и Силхети кинотеатр из Силхета , Чатгайя кинотеатр из Чаттграма . Эти региональные кинотеатры играют решающую роль в сохранении и популяризации языкового и культурного наследия страны. Доминирующим стилем бангладешского кино является мелодраматическое кино, развивавшееся с 1947 по 1990 годы и характеризующее большинство фильмов по сей день. Кино было представлено в Бангладеш в 1898 году компанией Брэдфорд Биоскоп, которая, как считается, организовала выпуск первого фильма в Бангладеш. В 1913–1914 годах была открыта первая продюсерская компания «Картинный дом». Короткометражный немой фильм 1928 года под названием Сукумари ( букв. « Хорошая девочка » ) был первым фильмом бенгальского производства в регионе. Первый полнометражный фильм « Последний поцелуй » вышел на экраны в 1931 году. [5]

После отделения Бангладеш от Пакистана Дакка стала центром киноиндустрии Бангладеш и приносила большую часть доходов, производства и аудитории фильмов Далливуда. «Мух о Мухош» — первый полнометражный художественный фильм на бенгальском языке, снятый в 1956 году. [6] [7] В 1970-е годы многие фильмы Далливуда были вдохновлены индийскими фильмами, причем некоторые из них были неофициальными ремейками этих фильмов. Индустрия продолжала расти, и в 1970-х, 1980-х и первой половине 1990-х годов было снято множество успешных бангладешских фильмов.

Такие режиссеры, как Фатех Лохани , Захир Райхан , Аламгир Кабир , Хан Атаур Рахман , Субхаш Дутта , Эхтешам , Чаши Назрул Ислам , Кази Хаят , Шейх Ниамат Али , Таукир Ахмед , Танвир Мокаммель , Тареке Масуд , Моршедул Ислам , Хумаюн Ахмед , Камар Ахмад Саймон Мостофа Сарвар Фаруки , Резван Шахриар Сумит , Абдулла Мохаммад Саад Химель Ашраф , Райхан Рафи и другие внесли значительный вклад в массовое кино Бангладеш, параллельное кино и арт-фильмы . Некоторые из них также завоевали мировое признание.

Источник

[ редактировать ]

28 декабря 1895 года братья Люмьер начали коммерческие выставки биоскопов в Париже , а в следующем году состоялись первые выставки биоскопов на Индийском субконтиненте, в том числе одна в Калькутте и еще одна в Театре Короны в Дакке. Компания Брэдфорд Биоскоп из Калькутты организовала шоу, в котором были представлены очень короткие новости и другие короткие репортажи, включая кадры юбилея королевы Виктории, сражений между греческими и турецкими войсками и французского метрополитена. [8] : страницы 7, 9 Цена билета на представление составляла от восьми ана до трех така. Биоскопические шоу продолжали показываться по всему региону, в том числе в Бхоле , Маникгандже , Газипуре , Раджбари и Фаридпуре . [6] Это были первые фильмы, когда-либо выпущенные в Бангладеш. [8] : страницы 7, 9

Первые семена бенгальского кино были посеяны Хиралалом Сеном , уроженцем Богджури, который считается стойким приверженцем кинематографа викторианской эпохи . [9] Сен основал компанию The Royal Biscope Company в 1898 году, производя сцены из постановок ряда популярных шоу. [9] в театре «Звезда» , театре «Минерва» и классическом театре в Калькутте . Он стал пионером кинопроизводства в Калькутте в 1901 году и снимал кадры в своем родном регионе. Это были первые съемки территории, которая сейчас является страной Бангладеш. [ нужна ссылка ]

В то время, когда в Калькутте формировались кинопроизводства, в кинотеатрах Восточной Бенгалии демонстрировались фильмы, снятые в Калькутте, Бомбее, Мадрасе, Голливуде и Париже. Последовательные выставки биоскопов начались в Дакке в 1913–1914 годах в джутовом магазине. Он получил название Picture House и стал первым театром, построенным на территории современной Бангладеш. [6]

Тихая эпоха

[ редактировать ]

Театр Мадан начал снимать фильмы в Калькутте в 1916 году. Первый бенгальский художественный фильм «Биллвамангал » был снят и выпущен в 1919 году под знаменем театра Мадан. Режиссером фильма выступил Рустомджи Дхотивала, а продюсером - Прийонатх Гангули, сын поместья навабов в Дакке. Вскоре в Калькутте была основана бенгальская киноорганизация под названием Indo British Film Co, которой владел Дхирендра Натх Гангули , родственник Рабиндраната Тагора . Гангули направил и написал сценарий «Билат Ферат» в 1921 году. Этот фильм стал первой постановкой Indo British Film Co. Спектакль « Джамай Шашти» в театре Мадан (1931) был первым бенгальским звуковым фильмом режиссера Амара Чоудхури . [ нужна ссылка ]

В 1927–28 годах семья навабов Дакки сняла короткометражный фильм «Сукумари» («Хорошая девочка»). [10] Продюсерами фильма выступили Хаза Адиль, Хаза Акмол, Хаза Насирулла, Хаза Азмол, Хаза Зохир, Хаза Азад, Сойод Шахебе Алом и профессор Андалиб Шадини. Они хотели снять фильм со своими актерами и без помощи студии. Главную мужскую роль сыграл Хаза Носрулла, а главную женскую роль сыграл актер-мужчина по имени Сайед Абдус Собхан из-за законов, запрещающих изображение женщин в кино. Носрулла впоследствии стал политиком, а Собхан стал первым бенгальским секретарем Центральной государственной службы Пакистана. Одна фотография Сукумари хранится в киноархиве Бангладеш. [6]

После успеха Сукумари королевская семья пошла на более масштабное предприятие. [11] Для создания полнометражного немого фильма в саду семьи была оборудована временная студия, и там был снят полнометражный немой фильм под названием « Последний поцелуй» , вышедший в 1931 году. [12] [13] Главным актером был Хаза Азмол. Учитель физкультуры Джаганнатх-колледжа Амбуджгупта снял фильм и сделал для него бенгальские и английские субтитры. Профессор Андалиб Шадани из Университета Дакки сделал субтитры на урду. «Последний поцелуй» был выпущен в Мукул-холле в Дакке. Историк доктор Ромеш Чондро Моджумдер начал премьерный показ фильма. Отпечаток фильма был доставлен в компанию «Аврора» в Калькутте для более широкой презентации. Разработчики фильма хотели сделать Дакку уникальной в искусстве, литературе и кино и назвали свой продюсерский дом «Общество кинематографистов Восточной Бенгалии Дакки». Это была первая кинопроизводственная организация Бангладеш. [6]

Раннее развитие

[ редактировать ]

Пакистан был

[ редактировать ]

К 1947 году в Бангладеш было около 80 кинотеатров. [8] : страницы 1, 3 После раздела Индии в 1947 году предпринимались попытки превратить Дакку в культурный центр Восточной Бенгалии , при этом различные люди, такие как Аббасуддин Ахмед, создавали в городе недолговечные кинокомпании. В марте 1948 года, когда генерал-губернатор Пакистана Мохаммед Али Джинна приехал с визитом в Восточный Пакистан , радиоведущему и режиссеру Назиру Ахмеду было поручено создать информационный фильм «В нашей среде» с помощью кинотехников из Калькутты. Это был первый информационный фильм Бангладеш. [ нужна ссылка ]

1950-е годы

[ редактировать ]

Через два года после создания Движения за бенгальский язык в 1952 году в Дакке была основана кинокомпания Co-operative Film Makers, Ltd. под руководством Шохидула Алама, Абдула Джаббара Хана и Кази Нуруззамана. Компания выпустила «Саламот» (1954) под руководством Назира Ахмеда. Фильм имел коммерческий успех и позволил компании вырасти. В 1955 году, во время правления Объединенного фронта , главный секретарь Н.М. Хан создал киностудию и лабораторию в Теджгаон Тана в Дакке . Первым полнометражным художественным фильмом со звуком, снятым в Восточном Пакистане, стал «Лицо и маска» . [7] режиссером которого выступил Абдул Джаббар Хан и выпущен 3 августа 1956 года. Монтаж, печать и вся другая обработка пленки для этого фильма были выполнены в Лахоре , Пакистан. Абдул Джаббар снялся в фильме и снялся в нем, в котором также снялись Инам Ахмед, Пурнима Сен и Назма. [6] [14]

Акаш Ар Мати (1959)

«Законопроект о корпорации развития кино Восточного Пакистана 1957 года», учреждающий национальную корпорацию развития кино, был представлен шейхом Муджибуром Рахманом , отцом-основателем Бангладеш. Законопроект был принят Ассамблеей провинции Восточная Бенгалия, и Назир Ахмед был назначен первым креативным директором. [ нужна ссылка ]

Первоначально Корпорация развития кино Восточного Пакистана разрешала снимать фильмы только определенным режиссерам. Фатех Лохани снял сельский художественный фильм «Асия» , первый фильм, созданный Корпорацией развития кино Восточного Пакистана, под руководством Назира Ахмеда. Асия получила президентскую премию за лучший фильм на бенгальском языке в 1961 году. Среди других ранних фильмов, выпущенных Корпорацией развития кино Восточного Пакистана, - « Акаш Ар Мати» ( «Небо и Земля »), песенный фильм, снятый Фатехом Лохани в 1959 году. [ нужна ссылка ]

Эй Джей Кардар снял бенгальско-урдуский фильм «День наступит рассвет» в 1959 году, а Захир Райхан работал помощником режиссера. Фильм основан на бенгальском романе 1936 года «Падма Надир Маджи» ( «Лодочник на реке Падма ») бенгальского писателя Маника Бандопадхьяя . Это был фильм, получивший международное признание. [6] Фильм был представлен в качестве заявки Пакистана на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке на 32-й церемонии вручения премии Оскар , но не был принят в качестве номинанта. [15] Он также был представлен на 1-м Московском международном кинофестивале , где получил золотую медаль. [16]

Создание Корпорации развития кино Восточного Пакистана привело к росту киноиндустрии Восточной Бенгалии и привело к появлению трех известных студий: Popular Studio, Bari Studio и Bengal Studio. выдающиеся режиссеры Абдул Джаббар Хан, Фатех Лохани, Эхтешам С этими студиями работали и Мохиуддин. Среди известных фильмов этих режиссеров - «Матир Пахар» ( «Глиняный холм ») (1959) Мохиуддина и «Э Деш Томар Амар » (1959) Эхтешама. Собственным фильмам Корпорации развития кино Восточного Пакистана иногда не удавалось добиться финансового успеха. [ нужна ссылка ]

1960-е годы

[ редактировать ]

В конце 1960-х ежегодно выпускалось 20–35 фильмов. Фатеха Лохани «Асия» » Эхтешама и «Ражданир Буке ( «В самом сердце столицы ») получили положительные отзывы критиков. Помимо режиссуры, Лохани также снялась в ряде восточно-бенгальских фильмов на протяжении 1960-х годов, включая «Танха» (1964), «Агун Ние Кхела» (1967) и «Джулекха» (1967). Среди других известных режиссеров 1960-х годов Салахуддин, снявший ряд социальных драматических фильмов, таких как «Дже Ноди Морупоте» (1961), и Хан Атаур Рахман , снявший «Наваб Сираджуддаула» (1967). Рахман также был актером и певцом и снимался в фильмах «Кохоно Ашени» ( «Никогда не приходил ») (1961), «Канчер Деял» ( «Хрустальная стена ») (1963).

Захир Райхан был звездным режиссером восточно-бенгальского кино в 1960-х годах и снял такие фильмы, как «Кохоно Ашени» Никогда не приходил ») (1961), «Шангам» (1964) (первый пакистанский цветной фильм) и «Джибон Теке Нея» . «Джибон Теке Нея» — политическая сатира, основанная на движении бенгальского языка под властью Пакистана, считается классикой бангладешского кино. [ нужна ссылка ]

Среди известных актеров 1960-х годов - Рахман , Сумита Деви , Хан Атаур Рахман, Равшан Джамиль , Анвар Хоссейн , Анвара Бегум , Голам Мустафа , Абдур Раззак , Кабори Сарвар , Шабана , Фарида Ахтер Бобита , Фарук , Шабнам , Шавкат Акбар, Рози Самад , Бэби Заман и Кохинор Ахтер Шучанда . Самым известным бангладешским актером на сегодняшний день был Абдур Раззак, которого называли Найок Раадж Раджак поклонники (Король героев). Он начал свою карьеру в качестве второстепенного актера в 1965 году и стал ведущим актером в 1967 году. Абдур Раззак и Кабори Сарвар были самой популярной парой с 1967 по 1970-е годы.

После независимости

[ редактировать ]

1970-е годы

[ редактировать ]

Всего в 1970 году был выпущен 41 фильм, в том числе «Шоролипи» Назрула Ислама, «Така Ана Паай» и « Джибон Теке Нея» Захира Райхана .

«Джибон Теке Нея» , считающийся знаковым фильмом в истории бенгальского кино, представлял собой политическую сатиру, основанную на Движении за бенгальский язык под властью Пакистана. В главных ролях Шаукат Акбар, Анвар Хоссейн , Хан Атаур Рахман , Равшан Джамиль , Абдур Раззак , Кохинор Ахтер Шучанда , Амджад Хоссейн и Рози Самад . Фильм был описан как пример «национального кино», использующего отдельные местные традиции для построения представления национальной идентичности Бангладеш. [17] Другими значительными работами 1970 года были Мишор Кумари из Каригира, Тансен из Рафикула Бари, Бинду Теке Бритто из Ребекки, Бинимой из Субхаша Дутты , Котхай Джено Декечи из Низамула Хоке.

Только 6 фильмов на бенгали и два фильма на урду, снятые в Восточной Бенгалии, были выпущены в 1971 году перед Освободительной войной в Бангладеш . Некоторые известные социальные драматические фильмы включают «Начер Путул» Ашока Гоша, «Шрититуку Тхак» Аламгира Кумкума и «Шукх Дукхо » Хана Атаура Рахмана .

После начала Освободительной войны Бангладеш Райхан снял документальный фильм « Остановить геноцид», чтобы привлечь внимание к тяжелому положению народа Восточной Бенгалии. Это был один из первых фильмов Бангладеш, получивших международное признание. [18] [19]

В декабре 1971 года Корпорация развития кино Восточного Пакистана сменила название на Корпорацию развития кино Бангладеш , которая до 2010-х годов имела единственную крупную киностудию и лабораторию цвета в киноиндустрии Бангладеш. Большинство бангладешских фильмов было снято на этой студии. Объем производства продолжал расти после обретения Бангладеш независимости; к 1990-м годам выпускалось более 90 фильмов в год. В то время киноотделом руководил Абдул Джаббар Хан. [6] Киноиндустрия Бангладеш имела успех как в критическом, так и в коммерческом плане в первой половине 1990-х годов.

Многие бангладешские фильмы 1970-х годов были посвящены войне. Первым полнометражным художественным фильмом независимой Бангладеш стал «Ора Эгаро Джон», вышедший на экраны в 1972 году. Режиссер фильма — Чаши Назрул Ислам . Среди других режиссеров, снявших в 1970-е годы военные фильмы, получившие признание критиков, — Аламгир Кабир , Чаши Назрул Ислам и Субхаш Дутта . [20] Три художественных фильма Кабира вошли в список «10 лучших бангладешских фильмов» Британского института кино . [21] [22] Среди его фильмов - Дхире Бохе Мегна (1973), Сурджо Конья (1976), Шимана Перие (1977), Рупали Шойкте (1979), Мохона (1982), Поринита (1984) и Моханайок (1985). Среди других известных режиссеров 1970-х годов - Нараян Гош Мита , [23] Абдулла аль-Мамун , Джохирул Хак и Амджад Хоссейн. Хака «Ронгбаадж» был одним из первых коммерческих боевиков Бангладеш.

После обретения независимости одним из первых фильмов, получивших международное признание, стал фильм «Река по имени Титас», вышедший в 1973 году и снятый известным индийско -бенгальским режиссером Ритвиком Гхатаком с Прабиром Митрой в главной роли. Титаш Экти Надир Наам возглавил список 10 лучших бангладешских фильмов по опросам зрителей и критиков, проведенным Британским институтом кино в 2002 году. [24] Некоторые другие известные фильмы 1970-х годов включают Джой Бангла (1972) Факрула Алома; Лалон Фокир (1972) из ​​Сайеда Хасана Имама ; Обхудж Мон (1972) Кази Джохира; Шонграм (1974) Чаши Назрула Ислама, Арунодойер Агнишакхи (1972), Башундхара (1977) Субхаша Датты; Алор Мичил (1974), Латиал (1975) Нараяна Гоша Миты ; Мегер Онек Ронг (1976) Харунура Рашида; Голапи Эхон Трейн (1978) Амджада Хоссейна; Саренг Боу (1978) Абдуллы аль Мамуна ; Ошикхито (1978) Азизура Рахмана ; «Отец» (1979) Кази Хаята и Сурджо Дигал Бари (1979) шейха Ниамата Али и Мошиуддина Шейкера. «Сурджо Дигал Бари» получил признание критиков и вновь представил международной аудитории бангладешские фильмы. Фильм основан на одноименном романе Абу Исхака . В 1975 году правительство учредило национальную кинопремию, а также фонд пожертвований для творческих фильмов.

1980-е годы

[ редактировать ]

1970-е и 1980-е годы были золотой эрой для киноиндустрии Бангладеш как с коммерческой, так и с критической точки зрения. Сохель входят в число самых успешных актеров Фарида в коммерческом отношении этого периода. Кабори Сарвар , Шабана , Ахтер Бобита , Фарук , Шабнам , Кохинур Ахтер Шучанда , Аламгир , Раана , Амол Босе , Бюльбюль Ахмед , Зафар Икбал , Васим , Элиас Канчан , Джашим , Розина , Парвин Султана Дити , Чампа и другие.

В 1980-х годах на создание, стиль и презентацию большинства коммерческих фильмов Бангладеш повлияли индийские фильмы, в основном фильмы на хинди из Махараштры. Однако многие фильмы были оригинальными или экранизациями литературных произведений. Некоторые известные оригинальные и адаптированные фильмы включают «Чхутир Гонта » (1980) Азизура Рахмана ; Эмилер Гоенда Бахини (1980) Бадала Рахмана; Шохи Туми Кар (1980), Ахони Шомой (1980) Абдуллы Аль Мамуна ; Лал Шобуджер Пала (1980), Обичар (1985) Сайеда Хасана Имама ; Кошай (1980), Джонмо Теке Джолчи (1981), Бхат Де (1984) Амджада Хоссейна; Девдас (1982), Чандранатх (1984), Шувода (1987) Чаши Назрула Ислама ; Смрити Туми Бедона (1980) Дилипа Шома; Мохона (1982), Поринита (1986) Аламгира Кабира ; Боро Бхало Лок Чхило (1982) Мохаммада Мохиуддина; Пурошкар (1983) CB Zaman; Маан Шомман (1983) А. Дж. Минту; Назма (1983), Шокал-Шондха (1984), Фулшоджа (1986) Субхаша Датты ; Раджбари (1984) Кази Хаята ; Грихилокхи (1984) Камаля Ахмеда; Дахана (1986). Шейх Ниамат Али ; Shot Bhai (1985) Абдура Раззака ; Рамер Шумоти (1985) Шахидул Амина ; Раджлокхи-Сриканто (1986) Бюльбюля Ахмеда ; Харано Шур (1987) Нараяна Гоша Миты ; Дайи Ке (1987) Афтаба Хана Тулу; Толпар (1988) Кабира Ановара и Бирадж Боу (1988) Мохиуддина Фарука.

Движение параллельного кино официально зародилось в этом десятилетии, хотя многие фильмы, не относящиеся к жанру, были сняты в разных жанрах еще с 60-х годов. Однако фильмы 80-х годов были строго коммерческими под влиянием коммерческих фильмов на индийском хинди, поэтому возникла необходимость в движении кино реализма и натурализма. Начало движению положил Аламгир Кабир . Из этого движения вышли некоторые интеллектуальные кинематографисты, такие как Танвир Мокаммель , Тарек Масуд и Моршедул Ислам .

1990-е годы

[ редактировать ]

В 1990-е годы в большинстве бангладешских фильмов доминировали массовые коммерческие фильмы. За это время было снято много успешных фильмов. [6] В 1990-х годах определение основных коммерческих фильмов на языке бангла изменилось, потому что на большинство фильмов большое влияние оказали коммерческие фильмы на индийском хинди, и большинство из них были прямыми копиями этих индийских коммерческих фильмов на хинди, полных боевиков, танцев, песен и шуток. [6] В 1990-е годы в индустрию пришли новые режиссеры и актеры. Интеллектуальные режиссеры, такие как Танвир Мокаммель , Тареке Масуд , Моршедул Ислам , Хумаюн Ахмед , Насируддин Юсуф , Ахтаруззаман и Мустафизур Рахман, сняли в то время несколько фильмов, получивших признание критиков и во всем мире. Два художественных фильма Танвира Мокаммеля включены в список «10 лучших бангладешских фильмов» по ​​выбору критиков Британского института кино . [21] [22]

1990-е годы ознаменовались дебютом и доминированием Салмана Шаха , которого называют «принцем бангладешского кино» и «первой суперзвездой современного Далливуда». [25] [26] Считающийся одним из самых популярных и влиятельных актеров в истории бангладешского кино, он снялся в некоторых из самых знаковых и успешных фильмов в истории Далливуда, в том числе « Онтаре Онтаре» , « Эй Гор Эй Сонгсар» , Суджан Сакхи , Майер Одхикар и Анондо Осру . Кроме того, три его фильма, «Шопнер Тикана» , «Соттер Мритту Ней» и «Кьямат Теке Кьямат», входят в десятку самых кассовых фильмов всех времен по кассовым сборам в Далливуде . [27] [28] Его безвременная смерть на пике своей славы в 1996 году считается трагическим событием для нации, которое вызвало единодушную общественную реакцию и остановило киноиндустрию. [29]

Другими успешными актерами-мужчинами в это время были Аламгир , Джашим , Илиас Канчан , Наим , Манна , Риаз , Фердос Ахмед и Омар Сани и другие.

Среди успешных женщин-актрис были Шабана , Мушуми , Фарида Ахтер Бобита , Чампа , Сушорита , Шабнур и Шабназ . Некоторые известные фильмы этого десятилетия включают Падма Надир Маджи индийского режиссера Гутама Гхоша , Падма Мегна Джамуна Чаши Назрула Ислама , Пита Мата Сонтан и Банглар Бодху А. Дж. Минту , Агунера Порошмони и Срабон Мегер Дин Хумаюна Ахмеда , Деш Премик Кази Хаята , Анья Джибон шейха Ниамата Али , Пока Макорер Гор Босоти , Ахтаруззамана Духхай Моршедула Ислама , Хохат Бришти индийского режиссера Басу Чаттерджи и Читра Нодир Паре Танвира Мокаммеля.

Главные ворота Бангладешской корпорации развития кино в 2011 году

В 2000-е годы большинство бангладешских фильмов были неэффективными с коммерческой точки зрения, и Бангладеш производил около 100 малобюджетных фильмов в год. Зрители бангладешских фильмов в целом упали, а индустрию критиковали за производство некачественных фильмов, единственной привлекательностью которых были дешевые мелодрамы. [30]

После резкого спада в 2000-х годах киноиндустрия Бангладеш попыталась прийти в норму после 2006–2007 годов. С помощью правительства Бангладеш и появлением крупных продюсерских компаний киноиндустрия Бангладеш начала медленно расти.

Риаз получает Национальную премию 2008 года от премьер-министра Шейх Хасины в 2010 году.

Среди успешных фильмов, вышедших в 2000-е годы, — «Аммаджан» , «Премьер Тадж-Махал» , «Неправильный номер» , «Шасти » , «Шьямол Чхая » , «Хридойер Кота» , «Даручини Двип» , «Монпура» , «Прия Амар Прия» , «Коти Такар Кабин» , «Чакчу », «Хайрун Сундори» , «Амар Пранер Свами» , «Питар» . Асон , Туми Свапно Туми Шадхона , Моне Пране Ачо Туми , Амар Шопно Туми , Болбо Кота Башор Гор и другие. [31] Кроме того, в это десятилетие были сняты такие получившие признание критиков фильмы, как «Киттонкхола» , «Лалсалу» , «Хасон Раджа» , «Матир Мойна» , «Холостяк » , «Джойджатра» , «Хаджар Баххор Дхоре» , « Гани» и «Чандрагрохон» . В большинстве успешных фильмов этого периода снимались Манна (до его смерти в 2008 году), а затем Риаз , Шакиб Хан и Фердос Ахмед . Ведущими женщинами-актёрами были Мушуми , Шабнур , Пурнима , Попи и Чампа .

2010-е годы

[ редактировать ]

С 2012 года в Бангладеш появилось несколько крупных продюсерских и дистрибьюторских компаний, таких как Monsoon Films , Jaaz Multimedia и Tiger Media Limited , и фильмы, произведенные ими, имели больший успех, чем другие, благодаря большому бюджету и гламурному внешнему виду. Четыре из десяти самых кассовых бангладешских фильмов были выпущены в 2010-х годах. В 2014 году индийская компания Reliance Entertainment Limited выразила заинтересованность в производстве бангладешских фильмов. Однако Бангладешская кинокорпорация не отреагировала из-за запрета на показ индийских фильмов в Бангладеш. В 2010 году вышел еще один заметный фильм под названием «Джааго», снятый одним из выдающихся и молодых режиссеров Хиджиром Хаят Ханом . А «Джааго» — первый фильм о спорте в Bangla Cinema. Среди лучших актеров этого периода были Шакиб Хан , Ананта Джалил , Арифин Шуво , Сиам Ахмед , Баппи Чоудхури , Саймон Садик и Джаед Хан . Среди лучших актрис - Апу Бисвас , Шобном Бубли , Бидья Синха Саха Мим , Джоя Ахсан и Закия Бари Момо. .

2020-е годы

[ редактировать ]

В 2020-е годы в киноиндустрии Бангладеш проходит новая волна кинематографа. Во время пандемии COVID-19 потребление OTT в стране значительно возросло. Новые бангладешские платформы, такие как Chorki и Binge, стали популярными. Такие фильмы, как «Поран» , «Хава» , «Операция Сундарбанс» , «Дамал» , «Лидер: Эми Бангладеш» . В середине 2023 года «Приётома» в Бангладеш, а также во всем мире был выпущен , который стал самым быстрым сбором фигур в истории бангладешского кино и самым высоким самый кассовый бангладешский фильм всех времен. [32] [33] Среди режиссеров новой волны Абдулла Мохаммед Саад , Меджбаур Рахман Сумон , Сайед Ахмед Шауки , Ашфак Нипун , Санджой Сомаддер , Таним Нур , Робиул Алом Роби , Райхан Рафи и многие другие.

Государственная поддержка

[ редактировать ]

Правительство Бангладеш сыграло огромную роль в возрождении бангладешских фильмов. Корпорация развития кино Бангладеш была создана как центр поддержки бангладешского кино. Правительство также ежегодно тратит около 1 миллиона долларов на развитие параллельного кино и арт-кино в Бангладеш. Бангладешская Авами Лига , нынешнее правительство, потратила более 10 миллионов долларов в 2012 и 2014–2015 годах на современную техническую поддержку бангладешского кино.

Независимые фильмы

[ редактировать ]

Ведутся споры об отправной точке независимого кинопроизводства в Бангладеш .

Один известный кинокомментатор и режиссер Манджаре Хассин Мурад любит считать документальный фильм «Остановить геноцид» (1971), снятый Захиром Райханом , величайшим режиссером 1960-х годов, первым независимым фильмом в Бангладеш. Фильм финансировался недавно сформированным правительством экспатриантов Бангладеш, находившимся в Индии, пока страна сражалась с армией Западного Пакистана . Некоторые другие критики, такие как Закир Хоссейн Раджу, назвали «Сурё Дигал Бари» («Зловещий дом», 1979) первым независимым фильмом, финансируемым правительством Бангладеш после обретения независимости в 1971 году, и он был снят в рамках сети производства и распространения Film Development Corporation (FDC), единственная крупная студия в Бангладеш. Фильм принес первый международный успех в эпоху после освобождения, хотя при выпуске и показе в домашних кинотеатрах он столкнулся с различными трудностями. Но большинство любителей кино считают «Агами» («Время впереди», 1984) отправной точкой независимого кинопроизводства. Потому что для критического и коммерческого успеха Агами , независимое кинопроизводство возникает как движение. Это движение было широко известно как «движение короткометражного кино», а позже как «движение альтернативного кино». Движение получило форму после критического и коммерческого успеха фильмов «Агами» Моршедула Ислама и «Хулия» («Особо опасен», 1984) Танвира Мокаммеля . Агами получил серебряного павлина в категории «Лучший режиссер» на Международном кинофестивале в Дели . Хулия также вызвала восхищение критиков и зрителей.

Эти фильмы финансировались самими режиссерами при поддержке друзей и членов семьи и демонстрировались вне кинотеатров: среди друзей, местных коллективов, особенно среди студентов колледжей и университетов, деятелей культуры. Режиссеры участвовали во всем процессе создания фильма: написании сценариев, финансировании, создании и показе. Эти два фильма демонстрировались вместе в разных уголках страны и это реальные примеры независимого кино: низкие и независимые фонды, альтернативные каналы проката, снятые в 16 мм, без всякого участия студии и коммерческих мотивов и по содержанию очень связанные с Национальная культура и политика. Благодаря этому установленному стандарту и формату позже выступило много молодых производителей, и началось движение. Однако, хотя современные мейнстримные фильмы не получили никаких похвал ни дома, ни за рубежом; режиссеры независимого жанра, такие как Тареке и Кэтрин Масуд, Танвир Мокаммель, Моршедул Ислам и Абу Саид, получили национальное и международное признание. «Матир Мойна» Тарека Масуда — самый известный независимый фильм, а также самый известный фильм из Бангладеш. Некоторые другие хорошие независимые фильмы Бангладеш : «Чака» (1993) и «Хелагар» (2006) Моршедула Ислама, «Читра Надир Паре» (1999) и «Лалсалу» (2001) Танвира Мокаммеля, «Шанхонаад» (2004) и «Ниронтор» (2007) Абу Сайида, Муктир Гаан (1995), Онтарджатра (2006) Тарека Масуда и Кэтрин Масуд , Свапноданай (2007) Голама Роббани Биплоба.

Дом кинопроизводства и проката

[ редактировать ]

В киноиндустрии Бангладеш существует более 100 продюсерских компаний, но лишь немногим удалось добиться успеха на рынке. Такие продюсерские и дистрибьюторские дома помогли бангладешским фильмам выйти на национальную и международную платформу, выпуская фильмы и распространяя их среди зарубежной аудитории. Некоторые известные продюсерские компании в бангладешском кино включают Impress Telefilm , Khona Talkies, SK Films , Monsoon Films , Jaaz Multimedia , Tiger Media Limited , The Abhi Pictures , Fatman Films и Bongo BD .

Международное признание бангладешского кино

[ редактировать ]

Всемирно известные бангладешские фильмы включают Захира Райхана » «Остановить геноцид (1971); [18] [19] Ритвика Гхатака » « Река под названием Титас (1973); шейха Ниамата Али и Мошиуддина Шакера «Сурджа Дигал Бари» (1979); Танвира Мокаммеля » « Хулия (1984), Надира Наама Модхумати (1995), «Тихо течет река Читра» (1999), «Лалсалу» (2001) и «Лалон» (2004); » Моршедула Ислама ( «Агами 1984), «Чака» (1993), «Дипу номер два» (1996), «Духаи» (1997), «Дуратта» (2004) и Амар Бондху Рашед (2011); Тарека Масуда » « Внутренняя сила (1989), «Песнь свободы» (1995), [34] [35] «История свободы» (1999) и «Глиняная птица» (2002); Хумаюна Ахмеда ( Агунер Порошмони 1994) [36] [37] и Шьямол Чхая (2004 г.); Абу Саида ( Киттонхола 2000 г.), Шанхонад (2004 г.), Рупантор (2008 г.); Энамул Карим Нирджхар Ага ! (2007); Голама Раббани Биплоба «На крыльях мечты» (2007); » Мостофы Сарвара Фаруки ( « Холостяк 2003), «Число от третьего лица» (2009), «Телевидение» (2013) и «Нет ложа из роз» ; Таукира Ахмеда » «Джойджатра (2004) и «Огьятонама» (2016); Рубайята Хоссейна » « Мехерджаан (2011) и «В стадии строительства» (2016); Шунте Ки Пао Камара Ахмада Саймона ! (Вы слушаете!) (2012); Захидура Рахима Анджана » « Мегмаллар (2014); Аунга Ракхайна «Мой велосипед» (2015); Биджона Имтиаза «Матир Прожар Деше - Королевство глиняных предметов» (2016), Амитабха Резы Чоудхури » «Айнабаджи (2016) и т. д. Эти фильмы завоевали множество международных наград, представив бангладешские фильмы широкой международной аудитории. [38] Покойный Тареке Масуд считается одним из выдающихся режиссеров Бангладеш благодаря его многочисленным постановкам на исторические и социальные темы. Масуд был удостоен награды ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в 2002 году за фильм «Глиняная птица» (2002).

Важные цифры

[ редактировать ]

Директора

[ редактировать ]

Известные фильмы

[ редактировать ]

Классика

[ редактировать ]

Культовые фильмы

[ редактировать ]

Фильмы современной эпохи

[ редактировать ]

Коммерческие успехи

[ редактировать ]

Основные события

[ редактировать ]

Фестивали

[ редактировать ]

Кинематографическое образование

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Репортер, Entertainment (9 июля 2023 г.). «Последние 11 фильмов, 208» . Протом Ало (на бенгали) . Проверено 15 апреля 2024 г.
  2. ^ Лагате, Гаурав (15 августа 2016 г.). «United Mediaworks расширяет свое присутствие в Бангладеш» . Экономические времена . Проверено 8 июня 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Год в кино: «кинематографический» 2023-й для Далливуда» . daily-sun.com . Проверено 31 декабря 2023 г.
  4. ^ «Самые кассовые бангладешские фильмы, выпущенные в 2023 году» . businesspostbd.com . 30 декабря 2023 г. Проверено 11 апреля 2024 г.
  5. ^ «Первый полнометражный фильм Бангладеш» . www.researchgate.net . Проверено 18 апреля 2024 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление «История бангладешского кино» . cholochitro.com . Чолохитро . Проверено 1 декабря 2014 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д «Мух о Мухош» . bfa.gov.bd. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Краткая история кино Бангладеш , по состоянию на 27 июля 2006 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Кто есть кто в викторианском кино — Хиралал Сен» . victorian-cinema.net .
  10. ^ «Освободительная борьба страны и праздник» . dhakafilmfestival.org . Кинофестиваль в Дакке. Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
  11. ^ Раджу, Закир (2015). Кино Бангладеш и национальная идентичность: в поисках современности . Лондон: Рутледж. п. 91. ИСБН  978-0-415-46544-1 .
  12. ^ «Семья и фильм Дакка Наваб» . nawabbari.com . Наваб Бари. Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
  13. ^ «Знаете ли вы? Первый пакистанский немой фильм попал на международные кинофестивали» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 1 декабря 2014 г.
  14. ^ Вахид, Карим (12 августа 2005 г.). «Празднование 50-летия нашего кино» . Дейли Стар . Проверено 27 июля 2006 г.
  15. ^ Библиотека Маргарет Херрик, Академия кинематографических искусств и наук
  16. ^ «1-й Московский международный кинофестиваль (1959)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 28 октября 2012 г.
  17. ^ «Национальное кино Бангладеш в эпоху глобализации» . Журнал «Звездный выходной» . Дейли Стар. 17 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2015 г. Проверено 10 декабря 2007 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Создание программы «Остановить геноцид» и исчезновение Захира Райхана» . Дейли Стар . 19 декабря 2008 года . Проверено 15 ноября 2011 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б « «Остановить геноцид», изображающее настоящую резню» . Дейли Стар . 16 декабря 2004 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
  20. ^ Хоссейн, Аюб (2012). «Кабир, Аламгир» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
  21. ^ Перейти обратно: а б «10 лучших бангладешских фильмов» . Британский институт кино . 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 17 октября 2015 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Джинси. «BFI Южноазиатский фильм (2002)» . сайт mubi.com.
  23. ^ «Премия Нигяр 1962: 19 сентября 1963 года, отель Метрополь, Карачи» . Проверено 14 апреля 2013 г.
  24. ^ «10 лучших бангладешских фильмов» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 27 мая 2007 года . Проверено 8 июня 2014 г.
  25. ^ Сегодня день рождения «Маханаяка» Салмана Шаха из кинотеатра Дакка. . Daily Star (на бенгали). 19 сентября 2020 г. Проверено 19 сентября 2020 г.
  26. ^ Старое видео Салмана Шаха стало вирусным . Джугантор (на бенгали). 21 октября 2023 г. Проверено 21 октября 2023 г.
  27. ^ «Салман Шах: по-прежнему самая почитаемая икона» . НьюАгебд . 6 сентября 2019 года . Проверено 6 сентября 2019 г.
  28. ^ «Вспоминая Салман Шаха: лучшие фильмы маэстро-недолгожителя» . УНБ . Проверено 3 августа 2023 г.
  29. ^ Фильм Салмана Шаха по-прежнему лидирует в списке продаж . Daily Star (на бенгали). 6 сентября 2020 г. Проверено 6 сентября 2020 г.
  30. ^ Роу, Хелен. «Бангладешцы отвергают «непристойные» бенгальские фильмы» . Вещи азиатские . Агентство Франс-Пресс . Проверено 26 июля 2006 г.
  31. ^ Доходы и расходы в кино и «Бланковый булли» - Кале Кан . Калер Канто (на бенгали).
  32. ^ «Приётома (41,23 крор БДТ)» . Объединенные новости Бангладеш . 2 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
  33. ^ «10 самых кассовых бангладешских фильмов» . Дакка Трибьюн . 2 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
  34. ^ «Муктир Гаан» . tarequemasud.org . Проверено 3 июля 2013 г.
  35. ^ «Муктир Гаан» . ektaonline.org . Проверено 3 июля 2013 г.
  36. ^ «Агунер Пошмони-আগুনের পরশমনি» . Киноархив Бангладеш. Архивировано из оригинала 22 января 2015 года . Проверено 22 января 2015 г.
  37. ^ Ахмед, Х. (1986). Агунер Порошмони . Бидда Прокаш . Проверено 5 октября 2014 г.
  38. ^ «История бангладешского кино» . bdfi.com.bd. ​бдфи. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 января 2016 г.
  39. ^ Для создания фильма талант нужен больше, чем деньги: Мустафа Сарьяр Фаруки [Чтобы зарабатывать деньги, фотографиям нужно нечто большее, чем просто талант: Мостафа Сарвар Фаруки]. bdnews24.com (на бенгали). 8 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2011 г. . Проверено 16 ноября 2012 г.
  40. ^ « Джоди Акдин» с Тахсаном Срабанти в главной роли выходит в кинотеатры» . Дакка Трибьюн . 9 марта 2019 г.
  41. ^ Махбуб, Ридван Интисаар; Акбар, Захид (12 января 2019 г.). «Джоди Акдин» . Дейли Стар .
  42. ^ «Шакиб, Апу получит награду за лучшую мужскую роль» . Ежедневное Солнце . Дакка. 9 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 г.
  43. ^ Саймон в двух фотографиях . Ежедневная Манобканха (на бенгали). Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 9 мая 2013 г.
  44. ^ Снова сезонно . Протом Ало (на бенгали). Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 14 ноября 2013 г.
  45. ^ Как был фильм 2017 - Бангладеш Пратидин , Бангладеш Пратидин (на бенгали).
  46. ^ Два фильма дези и совместного производства достигли пика успеха . Канал I (на бенгали). 25 декабря 2017 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б с д Шимул, Ахмед Заман (5 апреля 2017 г.). Верните капитал за четыре года 17 фильмов! [За четыре года 17 фильмов вышли на уровень безубыточности]. Порибортон (на бенгали).
  48. ^ Бенгальский фильм Салтамами 2013 - Блог Дарасико (на бенгали). 20 декабря 2013 г.
  49. ^ «Тареке Масуд и Муктир Гаан» . news.priyo.com. Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
  50. ^ «Муктир Гаан» . idfa.nl. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
  51. ^ «Нахождение простых методов в бенгальских развлечениях» . Делиться навыками . Проверено 14 ноября 2014 г.
  52. ^ «Лучшее с фестиваля: Неделя кино Акиры Куросавы 2014» . Дакка Трибьюн . 27 сентября 2014 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
  53. ^ «Неделя кино Акиры Куросавы в самом разгаре» . Дейли Стар . 21 сентября 2014 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
  54. ^ «Недельный фестиваль японского кино начинается в Дакке в пятницу» . Протом Ало . Проверено 7 декабря 2018 г.
  55. ^ «IAFM признан первым институтом Бангладеш, выступившим партнером Каннской конференции» . Дакка Трибьюн . 23 мая 2018 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
  56. ^ Исследования телевидения и кино
  57. ^ «Мовияна и киношкола Бангладеш проведут семинар о Мринал Сене» . Дакка Трибьюн . 16 июля 2018 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d87f88f7e9b98fc43de74e10d6fcb14__1722547620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/14/3d87f88f7e9b98fc43de74e10d6fcb14.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cinema of Bangladesh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)