Кино Молдовы
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( февраль 2010 г. ) |
Кино Молдовы | |
---|---|
Кинотеатр Патрия Бельцы | |
Количество экранов | 29 (2011) [1] |
• На душу населения | 0,9 на 100 000 (2011 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | коллажи Элатрентсервис Давайте наслаждаться кино [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2009). [3] | |
Вымышленный | 1 |
Анимированные | - |
Документальный фильм | - |
Количество поступлений (2012 г.) [4] | |
Общий | 598,000 |
• На душу населения | 0.168 |
Валовые кассовые сборы (2006) [5] | |
Общий | леев 10 миллионов |
Часть серии о |
Культура Молдовы |
---|
![]() |
Люди |
Мифология |
Фестивали |
Религия |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Кино Молдовы развивалось в начале 1960-х годов, в советский период, переживая расцвет около полутора десятилетий. Последовал застой, а после обретения Молдавской ССР независимости в 1991 году отрасль практически полностью исчезла.
История
[ редактировать ]1897-1939
Истоки молдавского кино трудно проследить, во многом из-за различий в кинематографических историях левобережных и правобережных регионов, и это разделение продолжается и сегодня. С 1897 по 1927 год кинопроизводство в Молдове было редким и по большей части недокументированным. После того, как Бессарабия, которая теперь является частью нынешних территориальных границ Молдовы, была присоединена к Румынии в 1918 году, СССР создал Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР) на левом берегу реки Днестр в 1924 году. Эта вновь созданная советская республика включала земли, взятые из Украина, а также современное Приднестровье, отколовшийся регион, который до сих пор не признан ни одной страной-членом ООН. В то время СССР пытался модернизировать и советизировать МАССР, что включало в себя кририлизацию румынского языка, индустриализацию региона и обучение многих специалистов кино МАССР в Одесском государственном институте кинематографии на соседней Украине.
Большинство фильмов, созданных этими ранними молдавскими кинопрофессиями, представляли собой документальные произведения, большинство из которых были пропагандистскими фильмами, такими как «Митинг протеста: помните Бессарабию» (1928), «Бессарабское сельскохозяйственное сообщество» (1928) и «Пять лет МАССР» (1928). . Однако документальный фильм 1928 года « Все тихо» является самым примечательным фильмом этого периода, в нем снималась полностью молдавская съемочная группа.
Несмотря на эти усилия, в регионе так и не было собственной национальной киностудии. На протяжении всего существования МАССР молдавская киноиндустрия и украинская киноиндустрия были практически одним и тем же: в 1930 году в СССР был создан отдел молдавской кинематографии на «УкраФильме», который менял свое название в 1934 году, а затем в 1936 году. рабочие, участвовавшие в этих ранних постановках МАССР, были украинцами.
1939-1952
В правобережном регионе кинопроизводство в Бессарабии практически не существовало, поскольку его кинематографическая идентичность была связана с кинематографической идентичностью Румынии, которая из-за разрухи, вызванной Первой мировой войной, развивалась скромными темпами. После пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году, который фактически передал Бессарабию СССР, Советская армия вторглась в Бессарабию и взяла под свой контроль регион. С 1940 по 1944 год Бессарабия пережила самый большой период в области кино с 1918 года. Несколько русскоязычных фильмов имели субтитры на румынском языке, а советские кинематографисты начали снимать документальные фильмы и кинохронику о регионе, такие как « На Дунае» .
Однако этому кинематографическому росту пришел конец, когда нацистская Германия и Румыния, которые недавно присоединились к державам Оси, двинулись в Бессарабию и пересекли реку Днестр в современное Приднестровье. Впоследствии киноиндустрия всех советских республик была вовлечена в военные действия и, как и киноиндустрия союзных держав, производила документальные фильмы и кинохронику о военной деятельности СССР.
После того как СССР вернул Бессарабию и Приднестровье, оба региона были опустошены войной. Кишинев, столица Молдовы, был почти полностью разрушен в результате бомбардировок. Бессарабский регион также столкнулся с дополнительными препятствиями Но, как отметил Леонид Брежнев, : «Поскольку в 1920-е годы Бессарабия не была частью СССР, она оставалась неразвитой по сравнению со своими советскими коллегами. Таким образом, за Второй мировой войной последовала быстрая коллективизация и советизация. Хотя в этот период предпринимались усилия по развитию молдавской кинокультуры (русскоязычные фильмы продолжали иметь субтитры на румынском языке, правительство публиковало советскую кинохронику, посвященную Молдове, и т. д.), кинематографическая ситуация оставалась застойной до 1950-х годов.
1952-1970
26 апреля 1952 года после долгого планирования Министерство кинематографии СССР создало в Кишиневе Студию документальных фильмов . В течение первого года два документальных фильма: «Кодры» и «Молдавский консервный завод» появились . Однако этим фильмам, как и фильмам МАССР, не хватало ярко выраженной молдавской идентичности. Режиссеры, работавшие в Молдове на тот момент, были из Москвы и Одессы, отчасти потому, что не было подготовленных молдавских кинопрофессионалов. С 1952 по 1957 год было показано шесть документальных фильмов.
Впоследствии в местных постановках стало участвовать больше молдавских кинематографистов, что вызвало повышенный интерес в МССР к роли государства в развитии национальной кинокультуры. С этой целью 24 января 1957 года Совет Министров МССР переименовал национальную киностудию в «Студию игровых и документальных фильмов из Кишинева», также известную как « Молдова-фильм ». «Молдова-фильм» оказался гораздо более продуктивным, чем его предшественник. За период с 1957 по 1992 год на средства государства «Молдова-фильм» выпустил 160 художественных, 1500 документальных и образовательных короткометражных фильмов, а также более 100 анимационных фильмов. Несколько лет спустя, в 1967 году, в МССР была основана компания «Телефильм Кишинев», которая, как и «Молдова-фильм», , получил государственное финансирование и был столь же продуктивен, выпустив за время своего существования более 300 документальных фильмов, музыкальных клипов и телефильмов.
Именно в этот период многие известные молдавские кинематографисты начали стажироваться во ВГИКе в Москве и вернулись в Молдову, чтобы снимать фильмы у себя на родине. Это позволило молдавскому кинематографу обрести особую идентичность. Во время хрущевской оттепели, которая привела к увеличению свободы художественного выражения, молдавские режиссеры, такие как Эмиль Лотяну и Валериу Гаджиу, создавали фильмы, составляющие «молдавский поэтический фильм», жанр, сочетавший реализм с романтикой и пользовавшийся широкой популярностью в СССР.
Однако, как и в остальных советских республиках, государство оказывало значительное влияние на содержание этих фильмов, и с приходом к власти Леонида Брежнева на посту первого секретаря произошло возрождение официальной цензуры. Социалистический реализм, некогда ставший обязательным под руководством Сталина, снова стал художественной моделью кинопрофессий; и критика советской истории вызывала яростную неприязнь со стороны партийных лидеров. Например, фильм Валериу Гаджиу «Вкус хлеба» (1966) о сопротивлении Молдовы во время сталинской скупой политики коллективизации сельского хозяйства после Второй мировой войны вызвал возмущение партийных лидеров, несмотря на восторженный прием фильма на кинофестивалях. Таким образом, в соответствии с систематическим подавлением государством молдавского кино и культуры, Центральный комитет Коммунистической партии Молдовы запретил этот фильм в 1970 году. Похожая судьба постигла и другие молдавские фильмы.
1970-1990
В эпоху после оттепели 1970-х годов, характеризующуюся застоем, студии продолжали ограничивать творческие свободы, хотя в это время было несколько художественных успехов, таких как «Лэутарии» Эмиля Лотяну (1972) и «Цыгане найдены возле небес» (1976). Но к 1980-м годам перестройка и гласность привели к возрождению творческой свободы и появлению впечатляющих молдавских фильмов, таких как «Иона» Георгия Урски Валериу Жереги (1987), «Кто клянется, тот платит» Виктора Букэтару (1989) и «Распятие» (1990).
Фильмография
[ редактировать ]В 1957 году первый художественный комедийный фильм назывался Cînd omul nu-i la locul lui ( «Когда человек не сам ») по сценарию Иона Друца.
В 1968 году вышел первый мультфильм « Козел с тремя козлятами », вдохновленный одноимённой сказкой Иона Крянгэ. сатирический сериал «Устурич» В 1972 году вышел .
120 игровых фильмов, 800 документальных фильмов, 750 номеров киножурнала «Советская Молдова» , 40 номеров «Устурича» С 1952 по 1982 год на студии «Молдова-фильм» было снято и 40 мультфильмов. К концу 1980-х годов он также дублировал 12 художественных фильмов и 70 рассказов ежегодно.
В начале 1950-х годов в центре Кишинева был построен кинотеатр, который сейчас входит в молдавскую сеть «Патрия».
Международное признание
[ редактировать ]Первым международным успехом стал фильм молдавского продюсера Михаила Калика « , Колыбельная киностудии « Молдова » вышедший в 1960 году на -фильм» . Фильм был удостоен «Приза за участие» на международном киноконкурсе на Международном кинофестивале в Локарно , привлекая внимание к развивающейся молдавской киноиндустрии.
Еще одним международным успехом стала книга «Человек идет за солнцем» ( солнцем » ) «Человек идет за , написанная Валериу Гаджиу и Михаилом Каликом. Мировая пресса сравнила этот фильм с Альбера Ламорисса фильмом «Красный мяч» , где, как и в молдавском фильме, главным героем был маленький мальчик. Вадим Дербенев Оператор за свою работу был удостоен специального диплома жюри Международного кинофестиваля в Хельсинки .
Еще одним из первых молдавских фильмов стал « » Атаман , который кодр пользовался успехом в Азии и Латинской Америке. Зрители назвали фильм «Атаман Кадыр» .
Молдавским прорывом в мировом киноиндустрии стал фильм Друцэ , продюсера и оператора Вадима Дербенева « осени Последний » Иона месяц . Фильм получил призы кинофестиваля в Мар-дель-Плата , в том числе «Приз симпатий зрителей». Евгений Лебедев был удостоен главного приза фестиваля – «Большого Южного Креста» – в номинации за лучшую мужскую роль. La Nación охарактеризовала фильм как «удивительно красивое произведение». Ла Пренса написала: «Этот фильм среди всего беспорядка, который заполонил мир кино, приглашает нас к истокам истинной жизни». Помимо оценки в Аргентине , фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 1966 году. На Международном кинофестивале «Кино Павасарис» в Вильнюсе режиссер Вадим Дербенев получил награду «Лучшая постановка». Однако в Вильнюсе фильм получил лишь вторую главную кинопремию, первое место занял Витаутаса Жалакявичюса фильм хотел умирать » . « Никто не ).
«Лэутарии» ( продюсер Эмиля Лотяну Виталий Калашников, композитор Евгений Дога ) имел успех, особенно в Италии. Фильм получил четыре премии, в том числе «Приз зрительских симпатий» и второй главный приз «Серебряная ракушка». Норвежская газета Arbeiterbladet сравнила молдавский фильм с бродвейским мюзиклом «Звуки музыки» . Чешский еженедельник Film a Divadlo написал: «Каждая нация лучше всего выражает свои самые глубокие чувства, но молдавская сделала это лучше всех». В 1975 году фильм победил в номинации «Лучший иностранный фильм», оставив позади традиционные голливудские постановки. На Неделе советского кино в Неаполе фильм был удостоен награды «Серебряная нимфа».
«Красные луга» Эмиля Лотяну также стали еще одним крупным молдавским успехом на Международном кинофестивале в Локарно . România Liberă подчеркнула символизм этого произведения искусства, что сделало его незабываемым зрелищем».
С момента обретения независимости в Молдове было снято очень мало фильмов: правительство не смогло защитить свою отечественную промышленность, а финансирование было редким (за исключением редких случаев совместного производства). Страна также занимает второе место в мире по посещаемости кинотеатров. [6]
Мультфильмы
[ редактировать ]Анимационные фильмы, созданные на «Moldova-Studios», достигают международной аудитории. Мультфильм « Гайдук » продюсеров Леонида Горохова и Юрия Кацапа по сценарию Влада Друка получил Гран-при Каннского кинофестиваля в категории «Мультфильм».
Личности
[ редактировать ]Звезда советской эстрады София Ротару снялась в музыкальном фильме «Молдова-фильм» , снятом на студии «Днестровские мелодии» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица: Киноинсталляции, 1995-2011 гг.» . Национальное бюро статистики. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Стив Коккер и Кэтрин Кемп. Румыния и Молдова , стр.35. Одинокая планета (2004), ISBN 1-74104-149-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]