Jump to content

Румынское платье

Румынское платье – это традиционная одежда , которую носят румыны , которые живут в основном в Румынии и Молдове , а также в Украине и Сербии . Сегодня подавляющее большинство румын в большинстве случаев носят одежду современного стиля, а описанная здесь одежда в основном вышла из употребления в 20 веке. Однако их все еще можно увидеть в более отдаленных районах, по особым случаям, а также на этнографических и фольклорных мероприятиях. В каждом историческом регионе существует своя определенная разновидность костюмов.

Этнографические регионы

[ редактировать ]

Румынскую традиционную одежду можно разделить на семь традиционных регионов. Их можно дополнительно разделить на этнографические зоны, число которых может варьироваться от 40 до 120, в зависимости от используемых критериев. [1]

Семь основных традиционных регионов :

Генезис и эволюция румынского традиционного костюма

[ редактировать ]

Первые упоминания о румынской одежде

[ редактировать ]
Дакийские женщины носили шарфы, похожие на современный головной платок.
Художественные исполнения дакийской (2 век до н.э.) и румынской (19 век) крестьянской одежды.
Учитывая вес (900-1100 г) и размер, золотые браслеты ручной работы, скорее всего, носили дакийские мужчины, представители высшего сословия. [2] [3]

Румынский народный костюм берет свое начало у предков фракийцев , даков и гетов и напоминает костюм народов Балканского полуострова , конечно, с отличиями, состоящими в декоративных и красочных деталях. Например, женские портреты, вырезанные на колонне Траяна в Риме после Дакийских войн , дают информацию об их одежде. Дакийские женщины носили рубашки с гофрированной шеей. Рукава были либо длинными и широкими, либо короткими. Платье было длинным до земли, поверх которого иногда крепилась широкая драпированная мантия. На ногах летом носили кожаные сандалии, а зимой меховые. [4]

Средневековье и византийское влияние

[ редактировать ]
Костюм типичной румынской овчарки, 18 век.
Валашское крестьянство и войска, 1853 г.
Картина Стивена Каттерсона Смита с изображением трех крестьян из Ходода, Трансильвания.
Румынская девушка в искусно украшенном жилете. Картина Марианны Стоукс

Портреты основателей дают важную информацию о типе материала, из которого были изготовлены детали портвейна, а также об элементах кроя, декора и цветовой гаммы. Между восемнадцатым и девятнадцатым веками вотивные росписи на стенах церквей, предназначенные для правителей страны и знати, отражают более широкий круг жертвователей. В результате в прикарпатских районах Олтении ( особенно в Гордже ) появляются портреты свободных крестьян, помещиков и йоменов.

Но изображения крестьянского портвейна датируются четырнадцатым веком. В Codex Latinus Parisinus , написанном в 1395–1396 годах Паулюсом Санктинусом Дуценсисом, военным инженером короля Сигизмунда Люксембургского , помимо портретов рыцарей и лакеев появляются описания вспомогательных войск армии: ремесленников, возниц и рыбаков. В Chronicon Pictum Vindobonense изображены мужчины в белых рубашках и брюках ( румынский : cioareci ). Сверху носили мохнатое румынское : саричи с длинными рукавами и оставленными на спине. Они носили простую кожаную обувь ( румынское : opinci ). Проведя простой сравнительный анализ, можно понять, что эти элементы всегда присутствуют в порту отдаленных пастухов . Дневники иностранных путешественников, в частности Антонио Марии Дель Кьяро Фьорентино (секретаря итальянского языка Константина Брынковяну ) и офицера Фридриха Шванца фон Спрингфельса, содержат богатые сведения об одежде румын: дамы, покровительницы и крестьянки носили рубашки одинакового покроя, отличающиеся друг от друга. только методы, используемые для украшения. [ нужна ссылка ]

Боярские рубашки были шелковыми , расшитыми золотой нитью и украшенными жемчугом . Костюм крестьянок Олтении состоял из хлопчатобумажных рубашек, сшитых из альтите , полосатой катринцы и беты . Как и они, покровительницы носили носовые платки с головами ( по-румынски : maramă ) из мулине или льна, которые висели на спине. [5]

В контексте формирования национального сознания, начиная с середины 19 века, происходил процесс стандартизации и идеализации румынского порта, с целью отличить его от окружающих этнических групп.

Нынешняя ситуация

[ редактировать ]

После Первой мировой войны распространенная в традиционных общинах популярная одежда осталась лишь в обиходе старшего поколения, став церемониальным облачением. В сельскую местность проникло несколько альбомов с «национальными мотивами», издававшихся торговцами текстильных волокон и красителей. В коммунистический период эти мутации снизили процесс создания костюмов в домашних хозяйствах.

Сегодня основными носителями крестьянской одежды являются солисты народной музыки, ансамбли народного танца, актеры кино и спектаклей.

Мужская одежда

[ редактировать ]
Крестьяне из Абруда . Картина Иона Теодореску-Сиона

Изари (особой породы овечьей шерсти) и имевших типичны для молдаван и представляют собой пару длинных крестьянских брюк, сшитых из цыгайе длину 2 м, но, будучи узкими, они обжимались на ноге от щиколотки до колена. . Их носили и летом, и зимой. Исарии для летней одежды изготавливаются из панза де сак (объемного хлопка).

Чоаречи это крестьянские штаны из белой шерстяной ткани ( димиэ , панура или аба ), сотканной в четыре нити, поэтому толще, чем ицари . В Банате чоаречи известны как холщовые или байковые чулки , которые женщины носят зимой. В Молдове можно найти чоаречи без кречей , которые носят в рабочие дни. Здесь их еще называют берневичами .

На юге и в Молдове брюки носят поверх ботинок или туфель, а в Трансильвании их заправляют в голенище ботинок.

Количество и стиль украшения чоаречи зависят от регионального стиля. Большая часть украшений находится на верхней части брюк вокруг карманов и спереди. Брюки с сапогами не имели украшений в нижней части, тогда как брюки с гетрами имели украшения по брючинам, подчеркивающие крой брюк, по краям или отворотам.

Самый старый тип обуви — крестьянские сандалии ( румынское : opinci ), которые носят с конопляным полотном, шерстяными или войлочными портянками ( румынское : obiele ) или шерстяными носками ( căltsuni ). Свидетельства существования этого стиля обуви можно увидеть на глиняной ступне, найденной в Турдаше , датируемой примерно 2500 годом до нашей эры. Румынский : Опинчи носили по всей Румынии и на обширной территории южной и восточной Европы; они были известны как опанке ( Сербия ), цервули ( Болгария ), румынский : opinci ( Северная Македония ) и т. д. Румынский : Опинчи сделаны из одного прямоугольника из коровья , бычья или свиная шкура, собранная вокруг ступни различными способами.

, часто известный на местном уровне под разными названиями, Пиептар представляет собой вышитый жилет из овчины, обычно изготавливаемый в двух стилях: открытый ( spintecat ) или закрытый ( înfundat ), причем первый имеет нормальный передний крой, а второй имеет открытую сторону для закрытия. на пуговицах или надевается через голову, как пуловер. Обычно их шили из овчины, стриженый или нестриженый мех надевали внутрь для тепла, а вышитую часть наружу.

Камаша — буквально румынское слово, обозначающее рубашку, и разнообразие фасонов и стилей огромно, сильно различается не только в зависимости от региона, но и по возрасту, статусу и роду деятельности, но по разнообразию их превосходят только женские модели. Традиционно их шили из конопли или льняного полотна, позже из хлопка.

Суман войлока — длинное крестьянское пальто, одежда для холодной погоды, которую носят оба пола, обычно по колено, из белой, кремовой, коричневой, серой или черной шерстяной ткани ( ) , украшенной различными гэтане . Он также известен как Цундра , Зеге или Дуламэ . Обычно их грубо шили дома бедняки или специальные производители суманов из полосок усохшей ткани из вареной шерсти, обрабатываемой на водяных валяльных мельницах, известных как «vâltoare». Толщина суманов сильно различается от региона к региону: от нескольких миллиметров тонкотканого материала на юге (Олтения и Добруджа) до очень грубых двух сантиметров на севере (Марамуреш).

Чимир и пояс

[ редактировать ]

Большое значение имел пояс, их толстый пояс, сделанный из кожи в случае чимир или тканого текстиля в случае брау .

Шапки из овчины

[ редактировать ]
Разнообразие меховых шапок, Музей румынского крестьянина , Бухарест.

Кэчулу носят зимой по всей Румынии и в большинстве соседних балканских стран. Меховые шапки изготавливаются скорняками и чаще всего черные, хотя белые кэчулы носят в некоторых частях Баната , а в центральной и северной Молдове - серые . В Румынии встречаются четыре типа кэчулэ :

  • Высокая коническая шапка – căciulă cuguiată , moțată , cujmă – состоит из четырех частей, соединенных вдоль. Его можно носить козырьком, с загнутым верхом вперед, назад или вбок или с загнутым внутрь верхом, в зависимости от местной моды. Его носят в Молдове , Мунтении , Марамуреше , Олтении и Банате , первоначально «свободные люди». [6] В горах Баната шапку иногда носят мехом внутрь и узкой белой меховой каймой у основания.
  • Круглая низкая шапочка, известная как cujmă rotilată в Марамуреше , состоящая из двух частей: длинной ленты, образующей цилиндр, и круглой вершины, пришитой к верхнему краю цилиндра.
  • Шапки из цельного куска меха также встречаются в Марамуреше и Оаше . Они изготавливаются путем растягивания необработанного меха на сферическом деревянном блоке, который придает ему форму головы. Эту простую шапку-череп официально носили крепостные.
  • Низкая шапка – меховая шапка цилиндрической формы, у которой верх больше основания. [7] Это называется mocănească , rotată , retezată или turtită , и его носят пастухи по обе стороны южных Карпат Маргинимеа-Сибиулуй , Олтении , Мунтении и Вранче ), а также на Бараганской равнине и в Добрудже, поскольку эта территория используется для летних пастбищ Карпатские пастухи, а также в Марамуреше .

Фетровые шапки

[ редактировать ]

Фетровые шляпы изготавливаются специализированными мастерами в мастерских и носятся круглый год. Эти шляпы встречаются в саксонских регионах вокруг Сибиу и Бистрицы и, возможно, были завезены в Трансильванию саксами , чьи мастера изготавливали их в мастерских с 18 века. Стиль широко варьируется по форме и размеру полей в зависимости от региона. Широкополая шляпа появилась примерно в 17-19 веках, а фетровые шляпы с широкими полями до 60 см носили в 19 и начале 20 веков и продолжали носить в долине Бистрицкой в Молдове до 1940-х годов. Шляпы с полями 40 см носили в центральной Трансильвании и Мунтении . Войлочные шляпы с загнутыми вверх полями – cu găng – носили в Кришане , Хунедоаре и Буковине по шляхетской моде. [8] Широкополые фетровые шляпы с большим павлиньим пером ( roată de păun ) до сих пор носят в Нэсэуде , южнее шляпы значительно уменьшены в размерах, пастухи в Сибиу и южных Карпатах носят фетровые шляпы с очень маленькими полями, в наши дни мода стремится вообще отказаться от полей.

Зеленые шляпы в стиле « трилби », которые носят румынские пограничники и горные войска, до сих пор можно найти в Пэдуренях и других районах. Этот стиль зародился в австрийском Тироле, достиг Румынии во время правления Габсбургов и стал международным из-за того, что Габсбурги предпочитали носить тирольские костюмы для охоты на всей территории своей Империи. Этот стиль сейчас широко распространен для повседневного использования. [9]

Соломенные шляпы

[ редактировать ]
Клоп, украшенный павлиньими перьями

Соломенные шляпы летом носят мужчины (и женщины) по всей Румынии. Соломенные шляпы различаются по стилю от региона к региону, хотя региональные различия в настоящее время становятся менее распространенными, поскольку на смену приходит соломенная версия трилби. [10]

В Марамуреше традиционные соломенные шляпы ( клоп , мн. клопури ) очень маленькие, а в Сату-Маре , Арад , шляпы трансильванской равнины имеют высокую тулью. Самый высокий – около 30 сантиметров (12 дюймов) – можно найти в Кодру. В Олтении и Телеромане , по Дунаю , носят соломенные шляпы с плоскими полями и закругленными тульями. В Марамуреше и стране Оаш мужчины также часто носят «клопури» зимой. [11]

Женская одежда

[ редактировать ]
Елизавета Видская, королева Румынии , в полном национальном костюме.

Т.е. это тип блузки или рубашки типичной присборенной формы воротника, существовавшей с древнейших времен. Известна также как «карпатская рубашка», по аналогии с славянскими (болгарскими, сербскими, украинскими и др.) народами. Код декора этой плиссированной рубашки, состоящий из трех частей, почти всегда один и тот же: в дополнение к вышивке на плече, алтицэ (происходит от сербского латица ), на рукаве есть один горизонтальный ряд, известный как инкрец , и диагональные полосы. ниже подмышки и плеча — раури . Вышивка на плече характеризует весь костюм; это традиционно рассматривается как кульминация вышивки и украшения. Каждая блузка рассказывает захватывающую историю о регионе, из которого она родом, посредством используемых символов и цветов.

Фотэ — это богато украшенная юбка с запахом, сделанная из прямоугольного куска шерстяной ткани, надеваемая на талию. Как вариант, его можно сделать из двух кусков тканого материала, закрывающих переднюю часть тела (как фартук) и спину. [12] Фота пестелькэ имеет несколько названий в зависимости от этнографического региона: вэлник (в Мунтении), опрег , пештиман и завелкэ (в Олтении), катринца или кретинка (в Молдове), пастура и зади (в Трансильвании), ( в Бессарабии).

Фотэ . изготавливается из шерстяного материала или хлопка, смешанного с шерстью, сплетенного на четырех извилинах Он полностью закрывает нижнюю юбку ( поле ), за исключением некоторых участков подола. Самые старые фоте шились из черной или серовато-коричневой ткани с использованием натуральных цветов шерсти. Самым ранним украшением была красная кайма ( bete roşii ) по нижнему и переднему краю, которая укрепляла ткань. Этот тип фотэ до сих пор встречается на севере Молдовы, где раньше в некоторых местах летом носили фотэ из конопли или льна. фоте с вертикальными полосами ( вастре В этой местности также распространены ). Степень украшения становится более сложной по мере продвижения на юг. Полоски меняются от простого тканого украшения до чередующихся простых полос и полос тканых мотивов ( алесатура ). В Мунтении полосы заменяются плотным тканым декором или тяжелой геометрической вышивкой, покрывающей всю поверхность, за исключением области, которая перекрывается спереди. Самые богатые украшения находятся в зонах Арджеш и Мусчел , где Сама фотэ иногда делается из шелка, а тканое украшение выполняется золотой или серебряной нитью. [13]

Румынская девушка с марамой на голове. Картина Николае Григореску

головной платок

[ редактировать ]

Марамэ — это одежда, закрывающая голову, которую в основном носят на юге Румынии, на юге Молдовы и на юге Трансильвании . Мараме , возможно, имеет восточное происхождение и украшен белыми узорами, вытканными на белом фоне и часто сгруппированными к концам. В Арджеше узоры могут включать цветные геометрические мотивы. [14]

После свадебного ритуала – «повязок невесты», «раздевания невесты» – крестная мать традиционно дарит невесте басму или марамэ . [15]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Доктор Ион Гиною. «Румынский этнографический атлас» . Институт национального наследия (на румынском языке).
  2. ^ «People's Daily Online — Дакийские браслеты будут выставлены в Румынии» . english.peopledaily.com.cn . Проверено 23 апреля 2018 г.
  3. ^ «Древние трансильванцы, богатые золотом, шоу сокровищ» . Nationalgeographic.com . 21 января 2011 года. Архивировано из оригинала 23 января 2011 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
  4. ^ Мария Гимбутас , Цивилизация и культура , «Меридианы» , Бухарест, 1989, стр. 49. Издательство
  5. ^ Томас Карлайл, Философия одежды , второе издание, Европейский институт, Бухарест, 1998, стр. 79.
  6. ^ Стойка В. и Ваги М. (1969), Народное искусство равнины Мунтения , Casa Creatiei , Илфов
  7. ^ «Шапки из овчины – шапка (мн. шапки)» . Мужские шапки . Страницы Элизника . Проверено 13 августа 2021 г.
  8. ^ Флореску, FB (1957), Популярный порт Северной Молдовы , Арта . Издательство
  9. ^ Бильц, И. (1956), Популярный порт саксов Трансильвании , Arta. Издательство
  10. ^ Хорша О. и Петреску П. (1971), Художественные ремесла в Румынии , UCECOM.
  11. ^ Бэнацеану, Т. (1955), Популярный портал din tara Oaşului , Arta Издательство
  12. ^ ДЭКС
  13. ^ Флореску, Ф.Б., Шталь, П. и Петреску, П. (1967), Народное искусство районов Арджеш и Мусчел , Academy Press
  14. ^ Петреску П., Секосан Э. и Доага А. (1973), Румынские швы , Совет пионеров.
  15. ^ «Женский народный костюм» . Moldovenii.md (на румынском языке). 5 января 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9daa9e71cf04214812ab3f94490debdb__1705501920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/db/9daa9e71cf04214812ab3f94490debdb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanian dress - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)