Jump to content

Одежда

Полицейский оркестр Самоа в лавах-лавах
Самоанская женщина в лававе Апиа. в

Лавалава ie , иногда записываемая как лава-лава , также известная как ' полинезийцами , сокращение от 'ie lavalava, представляет собой предмет повседневной одежды, традиционно носимый и другими Океании народами . Он состоит из одной прямоугольной ткани, которую носят так же, как юбку с запахом или килт . [1] Термин «лавалава» на самоанском языке употребляется как в единственном, так и во множественном числе .

Обычное использование

[ редактировать ]

Сегодня эта мода остается распространенной в Самоа , Американском Самоа , Тонге и некоторых частях Меланезии и Микронезии . Его носят мужчины и женщины: от школьной формы до деловой одежды с пиджаком и галстуком. Многие люди океанической национальности носят лававу как выражение культурной самобытности и для комфорта в сообществах экспатриантов, особенно в Соединенных Штатах (особенно на Гавайях , Аляске , в Калифорнии , Вашингтоне и Юте ), Австралии и Новой Зеландии .

Лавалава закрепляется на талии завязыванием верхних углов ткани узлом сверху; женщины часто заправляют свободные концы за пояс, а мужчины обычно позволяют им свисать спереди. длиной до щиколотки, Женщины обычно носят лававу в то время как мужские накидки часто доходят до колена или середины икры, в зависимости от активности или случая.

До прибытия европейцев в Тихий океан самая престижная лавалава изготавливалась путем оборачивания тела в тогу тонкими циновками (тонко сотканной тканью из листьев пандануса ) или сиапо ( ткань тапа ), толчеными из бумажной шелковицы или дикого гибискуса. лаять. Самоанцы также создавали лававу из традиционных материалов, таких как лепестки цветов, листья, перья и ракушки, привязанные к основе из плетеных растительных волокон.

Ситец и тканая хлопчатобумажная ткань в значительной степени заменили тканую лававу или ткань из коры в качестве предметов повседневного использования (хотя , например , тога и накидки сиапо все еще используются сегодня для церемониальных и праздничных случаев и танцевальных представлений). Самоанские мужчины, носящие татуировку на теле пеа , а также самоанские женщины, носящие татуировки на ноге малу , часто скручивают пояс лавалавы или заправляют боковые и задние части лававы, чтобы обнажить свою татуировку во время танцевальных представлений. или церемониальные функции (такие как церемонии ава), стиль, называемый агини .

В Микронезии введенный термин «лавалава» используется для описания юбок, сотканных на ткацких станках на Внешних островах Яп , хотя ткачество и ношение этих тканей когда-то распространялось дальше на восток, в современный Чуук . штат [2] [3] Концы с бахромой, которые носят женщины на бедрах, «встречаются спереди, а затем заворачиваются на одну сторону и закрепляются ремнем». [4] Среди жителей островов Западной Каролины традиционное ткачество на ткацких станках описывается как «высокоразвитое», а ткачи уже давно демонстрируют «исключительную изобретательность и находчивость» в своей работе. [5] [6] Культурное значение юбок «намного превышает их функцию просто как предмета повседневной одежды». [7] Лава-лава — это не что иное, как «очень сжатое визуальное выражение социальных и экономических отношений, ритуальных дел и эстетических идеалов микронезийского общества». [8] Помимо того, что юбки ежедневно носят все женщины, достигшие зрелого возраста на атоллах острова Западная Каролина, они также используются для инвеституры, инициации и захоронения местных лидеров. [9] [10] Хотя плетение юбок с натяжением спинки остается обычной практикой на Внешних островах Яп в Микронезии, среди мигрантов эта практика сокращается. [11]

Текущие формы

[ редактировать ]

Специально сшитая льняная лавава длиной до середины икры, часто с карманами и завязками/пряжками, носится мужчинами в особых случаях или в церковь; это всегда сплошные цвета (в отличие от ярких узоров повседневной лавы ) и известны как сулу ( фиджийский ), ' т.е. фаитага (самоанский) или тупену ( тонганский ). Подобные юбки длиной до щиколотки образуют нижнюю половину вечернего платья, состоящего из двух частей, которое носят самоанские и тонганские женщины (называемые пулетаси и пулетаха соответственно). В особых случаях тонганские тупену и пулетаха обычно ассоциируются с тканью тапа или поясным ковриком, называемым та'овала носят пояс вала , и некоторые самоанцы до сих пор аналогичным образом из ткани тапа (хотя вала обычно ограничивается церемониальными / праздничными регалиями ораторов). или люди, действующие/одетые как девицы таупу и красавцы-манаиа ). Формальные, сшитые на заказ стили льняной лавалавы Тонги, Самоа и Фиджи возникли благодаря фиджийскому дворянину Рату сэру Лале Сукуне , который представил сулу с пряжками на Фиджи в 1920 году после своей военной службы и университетского образования в Европе.

Самоанская семья в лававе.

Ярко окрашенная лавава, изготовленная из таких материалов, как атлас , бархат , полиэстер и блестки , в последнее время стала популяризирована среди танцевальных коллективов, а также деревенских, церковных или школьных хоров.

[ редактировать ]

По-английски такая одежда обычно называется саронг , но на самом деле это слово малайское , тогда как лавава — самоанское, сокращенное от «ie lavalava» (ткань, которая оборачивается вокруг). Другое распространенное название полинезийского сорта — пареу (обычно пишется парео ), что является таитянским названием. [12] В Тонге эта одежда называется тупену . В Новой Каледонии , Уоллисе и Футуне лавалаву называют ману . Похожий простой вид одежды — это набедренная повязка, которую носят в Папуа-Новой Гвинее и южной части Тихого океана , которая полностью открыта с обеих сторон.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рона, Розамонд Добсон (1924). «Науру, самый богатый остров в южных морях» . Нэшнл Географик . Том. 40, нет. 1. С. 559–590.
  2. ^ Мацумура, Акира (1918). Вклад в этнографию Микронезии . Токио: Императорский университет Японии.
  3. ^ ЛеБар, Франк (1964). Материальная культура Трука . Нью-Хейвен: Департамент антропологии Йельского университета. стр. 41–48.
  4. ^ Киллин, Лесли Энн (1982). Творческие руки . Кваджалейн, Маршалловы Острова: Магазин ремесленных изделий Микронезии. п. 18.
  5. ^ Кьельгрен, Эрик (2007). Океания: Искусство островов Тихого океана в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, Нью-Йорк. п. 274.
  6. ^ Мартин, Линн (июль 1981 г.). Подход к эстетике Центральной Каролины . Гонолулу: Гавайский университет. стр. 36–41.
  7. ^ Фельдман, Джером; Рубинштейн, Дональд (1986). Искусство Микронезии: Художественная галерея Гавайского университета . Гонолулу: Гавайский университет.
  8. ^ Фельдман, Джером; Рубинштейн, Дональд (1986). Искусство Микронезии: Художественная галерея Гавайского университета . Гонолулу: Гавайский университет.
  9. ^ Кэпплер, Адриенн (2008). Тихоокеанское искусство Полинезии и Микронезии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 107.
  10. ^ Малфорд, Джудит (1980). Лавалавас Западных Каролинских островов . Нортридж: Калифорнийский государственный университет в Нортридже.
  11. ^ «Размышления о плетении» . Плетение соединений . Образовательный фонд Внешнего острова Хабеле . Проверено 30 августа 2021 г.
  12. ^ Уллман, Джеймс Рэмси (1962). Фиа Фиа: Роман о южной части Тихого океана . Мировое издательство.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce1c97e740c0dbee6d6253f2ab499a9b__1721382060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/9b/ce1c97e740c0dbee6d6253f2ab499a9b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lavalava - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)