Тату

Пеа — популярное название традиционной мужской татау ( татуировки ) Самоа , также известной как малофи . [ 1 ] Люди часто ошибочно называют пеа согаймити, потому что согаймити относится к человеку с пеа, а не к самому пеа. Он покрывает тело от середины спины до колен и состоит из жирных черных линий, стрелок и точек. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Первоначально татуировка была сделана из кости или заточенной кабаньей шкуры в виде гребня с зазубренными зубцами в форме игл. Затем его прикрепили к небольшому кусочку морской черепахи, прикрепленному к деревянной ручке.
В 1830-х годах английские миссионеры попытались отменить пеа, запретив его в миссионерских школах. Целью этого было «вестернизировать» самоанцев, но в то время, когда татуировки были запрещены, они все еще делались тайно. [ 3 ] Благодаря этому Самоа является единственной полинезийской страной, которой удалось сохранить свои традиционные татуировки и в наше время, хотя и делаются они в гораздо меньшей степени, чем раньше. [ 4 ]
В настоящее время традиционный дизайн Пеа продолжает оставаться источником священного культурного наследия как акт чести.
Описание
[ редактировать ]Пеа покрывает тело от середины спины до колен. Считается, что слово «татуировка» в английском языке произошло от самоанского слова « татау ».
Процесс татау для Пеа чрезвычайно болезненный, [ 5 ] и выполнен туфуга та татау (мастерами-татуировщиками) с использованием набора инструментов ручной работы: кусочков кости, панциря черепахи и дерева. Туфуга та татау — почитаемые мастера в самоанском обществе. По самоанским обычаям пеа совершается только традиционным способом, с учетом культурных церемоний и ритуалов, и имеет большое значение для того, кто его получает. Туфуга та татау работает с двумя помощниками, называемыми «ау тосо» , которые часто являются учениками татуировщиков и растягивают кожу, вытирают излишки чернил и крови и в целом поддерживают татуировщика в его работе. Процесс происходит, когда объект лежит на ковриках на полу, а рядом с ним татуировщик и помощники. Члены семьи человека, сделавшего татуировку, часто присутствуют на почтительном расстоянии, чтобы выразить слова поддержки, иногда в песне. На выполнение Pe'a может уйти меньше недели, а в некоторых случаях и лет.
Цвет чернил черный. Татуировка начинается на спине и заканчивается на пупке. В целом дизайн симметричен, узор состоит в основном из прямых линий и более крупных блоков темного покрытия, обычно вокруг бедер. Некоторые искусствоведы сравнили характерные образцы татуировок Самоа с другими формами искусства, включая рисунки на ткани тапа и керамику лапита . [ 6 ]
Традиционная самоанская татуировка Пеа, татуировка на теле, — это испытание, к которому нелегко пройти. Это может занять много недель, очень болезненно и раньше было необходимой предпосылкой для получения титула Фааматай ; однако это уже не так. Нанесение татуировки также было очень дорогостоящей процедурой: татуировщик получал в качестве оплаты около 700 прекрасных циновок. Нередко полдюжины мальчиков получали татуировки одновременно, что требовало услуг четырех или более татуировщиков. Татуировки делали не только мужчины, но и женщины, хотя их рисунки носят гораздо более легкий характер и напоминают филигрань, а не большие участки сплошной краски, которые часто встречаются в мужских татуировках. Нанесение татуировок женщинам не было таким же ритуальным, как татуирование мужчин. [ 7 ]
Длинный
[ редактировать ]Более известный под гавайским названием кукуи , маслянистое ядро очищенного свечного ореха , известного на Самоанском языке как туитуи или лама , сжигается, а собранная черная сажа используется в качестве цветовой основы для традиционных чернил, используемых в самоанской татуировке. Современные художники туфуга используют коммерческие чернила, соответствующие международным правилам татуировки и местным нормам безопасности для здоровья. [ 8 ] [ 9 ]
Социальная значимость
[ редактировать ]Самоанских мужчин с пеа называют согаимити , и их уважают за храбрость. Нетатуированных самоанских мужчин в просторечии называют телефуа или теленоа , что буквально означает «голые». Тех, кто начинает испытание татуировкой, но не завершает его из-за боли или, реже, из-за неспособности адекватно заплатить татуировщику, называют Pe'a mutu , знаком позора. [ 10 ] Традиционная женская татуировка на Самоа — Малу . В самоанском обществе пеа и малу считаются культурной гордостью и самобытностью, а также являются признаком мужественности и женственности.
Татау форма искусства , — древняя полинезийская связанная с обрядами посвящения мужчин. Pe'a также является самоанским словом, обозначающим летучую лисицу (фруктовая летучая мышь, Pteropus samoensis множество полинезийских мифов, пословиц и легенд . ), и с этим крылатым существом связано [ 11 ] Одна легенда с острова Савайи повествует о Нафануа , богине войны Самоа, которую спасли летучие лисицы, когда она оказалась на негостеприимном острове. [ 12 ]
Происхождение
[ редактировать ]В Полинезии происхождение татуировок разнообразно. Самоа считают Фиджи источником татау , фиджийцы считают, что действия Вейкии наносили татуировки только фиджийским женщинам, а маори Новой Зеландии приписывают преступный мир. [ 13 ]
В самоанской мифологии о происхождении татау на Самоа рассказывается в мифе о сестрах-близняшках Тилафайге и Таэме, которые переплыли с Фиджи (как и в Фитиуте, Мануа) на Самоа с корзиной инструментов для татуировки. Плавая, они пели песню, в которой говорилось, что татуировки делают только женщины. Но когда они приблизились к деревне Фалеалупо на острове Савайи, они увидели под водой моллюска и нырнули, чтобы достать его. Когда они появились, их песня изменилась: в тексте теперь говорилось, что татуировки делают только мужчины, а не женщины. Эта песня известна на Самоа как Pese o le Pe'a или Pese o le Tatau . [ 14 ]

Слово татау на Самоа имеет много значений. Та означает удар, а в случае татуировки - стук деревянных инструментов татуировщика. Тау означает достижение цели, завершение, а также войну или битву. Татау также означает правильность или баланс. Это также означает выжимание влаги из чего-либо, например, из влажной ткани или, в случае процесса пеа, из чернил с кожи. Тата означает повторяющиеся удары или исполнение ритма. Например, tātā le ukulele означает «играть на гавайской гитаре».
Орудия
[ редактировать ]Инструменты туфуга та татау представляют собой набор зазубренных костяных гребней ( ау ), которые были привязаны к небольшим фрагментам панциря черепахи , которые, в свою очередь, были привязаны к короткой деревянной ручке; молоток ( саусау ) для вбивания расчесок в кожу; чашки из скорлупы кокосового ореха ( ипуниу ) для смешивания и хранения чернил для татуировки («лама»), приготовленных из сожженного свечного ореха сажи ; и отрезки ткани тапа («соло»), используемые для вытирания крови и чистки инструментов. [ 15 ] Инструменты традиционно хранятся в цилиндрическом деревянном контейнере под названием «тунума», который облицован тканью тапа и предназначен для удержания ау вертикально, причем тонкие гребни обращены к центру цилиндра, чтобы предотвратить повреждение. Молоток «саусау» был сделан из куска твердой древесины длиной примерно с предплечье и диаметром с большой палец. Гребни «au» различных размеров кропотливо изготавливались путем опиливания частей клыка кабана крошечными абразивными напильниками, вырезанными из вулканического кремня , кремня и/или базальтовой породы. [ 16 ] Самые маленькие гребешки, используемые для создания точек («тала»), удачно называются «au fa'atala» или «au mono». Отдельные линии разной ширины наносились ау соги разного размера, а сплошные блоки татуировки наносились ау тапулу.
Гильдия татуировщиков
[ редактировать ]Престижная роль мастера-татуировщика Са поддерживалась благодаря наследственным титулам в двух самоанских кланах: и семье семье Са Суа (матаи) из Савайи Тулуэна матаи из Уполу . [ 17 ] В древние времена мастера достигали высокого социального статуса, богатства и легендарного престижа благодаря своей решающей роли в самоанском обществе. Известно, что самоанский туфуга также выполнял татуировки для Тонги и Фиджи семей верховных вождей . Покойный Суа Сулуапе Пауло II был известным мастером, чья жизнь и творчество отражены в фотографиях новозеландца Марка Адамса . Его брат Суа Сулуапе Петело , который живет и занимается самоанской татуировкой в деревне Фалеасиу в Уполу , сегодня является одним из самых уважаемых мастеров-татуировщиков. Мастера из этих айга (семей) были назначены в молодости и в течение многих лет проходили обширное обучение в роли сольных помощников и помощников татуировщика под руководством своего старшего туфуга .
Традиционное искусство татуировки в Самоа было подавлено с приходом английских миссионеров и христианства в 1830-х годах. [ 18 ] Тем не менее, оно сохранялось на протяжении всей колониальной эпохи и постоянно практиковалось в неизменном виде до наших дней. [ 19 ] островах этого не произошло Однако на других полинезийских , и мастера-татуировщики из семьи Суа Сулуапе сыграли важную роль в возрождении традиционной татуировки во Французской Полинезии , Тонге , Новой Зеландии , на Островах Кука и в Гавайи , где новое поколение тихоокеанских татуировщиков изучило самоанские техники и протоколы.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Раннюю документацию о пеа на пленке можно увидеть в фильме «Моана» (1926), снятом американцем Робертом Дж. Флаэрти и снятом в Сафуне на острове Савайи . В фильме показано, как подруга юного героя Моаны получает горошину.
- Пеа фигурирует в фильме ужасов 2007 года «Татуировщик» .
- В Диснея анимационном фильме «Моана» (2016) показан молодой человек, получающий свою первую горошину.
- В профессиональной борьбе многие самоанские борцы часто имеют татуировки пеа, такие как Роман Рейнс , Скала , Соло Сикоа и Усо .
Несамоанцы и пеа
[ редактировать ]Крайне редко несамоанцы получают пеа или малу . Тонганская знать из династии Туи Канокуполу установила практику нанесения татуировок пеа среди тонганской аристократии еще до контакта. Есть истории о королевской семье Тонги, Туи Тонга Фатафехи Факауакиманука и короле Джордже Тупоу I о ритуале самоанского туфуга та татау . Европейские пляжные бродяги и беглые моряки были первыми неполинезийцами, получившими пеа в начале 1800-х годов; Среди первых неполинезийцев, получивших пеа, был американец по имени Микки Найт, а также несколько европейцев и американцев, которые покинули корабль, были брошены или посетили Самоа. [ 20 ] В колониальную эпоху, когда Самоа попало под власть Германии , ритуалу пеа подверглись несколько европейцев, в том числе англичанин Артур Пинк, Эрих Шульц-Эверт (последний немецкий губернатор Самоа) и ряд немецких колониальных чиновников. [ 21 ] [ 22 ] [ 20 ] В последнее время многие афакаси (полусамоанцы) и другие мужчины несамоанского происхождения стали согаимити , в том числе Ноэль Мессер, ФунеФе'ай Карл Кук, Рене Персонс и художник Тони Фомисон (1939–1990), один из новозеландских художников. выдающиеся художники, получившие награду в 1979 году. Также известно, что несколько женщин, таких как Карина Персонс, получил малу от туфуги Суа Сулуапе Петело. [ 23 ]
Текст песни o le Tau Pese
[ редактировать ]Известно, что последний стих был написан в новое время, так как он не соответствует орфографии первых стихов. Устная традиция утверждает, что эта песня произошла от доколониального песнопения.

Эта причина известна Это правильное решение в Самоа Путешествие двух девушек Огромный океан тек с Фиджи Они собрали нас вместе и пусть песни стоят Они говорят, что это женщины Но не бейте танки Но то, как бьют танки Когда песня была неправильной Прибытие в Фалеалупо. Было видно, что это была большая устрица Женщины ныряют прямо в И они изменили свою песню Говорят, что это мужчина Но не бейте женщин Привет спящему мальчику Это начало ремесла Увы, он плачет безудержно Бандиты разваливаются Мужик, чувак, имей сердце Это игра для мальчиков Хоть это и очень больно Но после этого он разозлился Все острова Тихого океана Самоа более популярно Товарищ заходит Его рога распространяются Это конец дня Прощать, прощать Значение названия Это слишком много, чтобы жить
|
Это известное происхождение О татуировке татау на Самоа Путешествие двух девушек Кто переплыл с Фиджи открытое море Они принесли набор для татуировки И прочитал их неизменное пение Тем не менее, женщинам нужно было делать татуировки. Но мужчинам нельзя было делать татуировки Вот причина, по которой мужчины теперь татуируются. Это из-за путаницы девичьего пения Прибытие на побережье Фалеалупо. Они заметили гигантского моллюска Когда девушки нырнули Их пение было отменено Сказать, что мужчинам следует делать татуировки И не женщины Жаль, что молодежь сейчас лежит Пока художник начинает Увы, он громко плачет Поскольку инструмент для татуировки режет все вокруг Молодой человек, молодой человек, будь храбрым Это спорт наследников мужского пола Несмотря на огромную боль После этого ты раздуешься от гордости Из всех стран Тихоокеанского региона Самоа – самый известный Согаймити идет к тебе С его блестящей фааилой Изогнутые линии, мотивы как на Али. Как многоножки, гребни как дикие бананы Как сигано и наконечники копий Величайший во всем мире! |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самоанская татуировка (татуировка) — Онлайн-коллекции — Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева» . Collections.tepapa.govt.nz . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ « Я сделал это, чтобы почтить боль моей мамы » . Хроники Уонгануи. 16 мая 2015 года . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ ДеМелло, Марго (2007). Энциклопедия украшений тела . Соединенные Штаты Америки: Greenwood Press. ISBN 0-313-33695-4 .
- ^ ДеМелло, Марго (2007). Энциклопедия украшений тела . Соединенные Штаты Америки: Greenwood Press. ISBN 0-313-33695-4 .
- ^ «Татуировка Пеа - Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» . Teara.govt.nz. 21 сентября 2012 г. Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ Мик Прендерграст, Роджер Нейх (2004). Тихоокеанское покрытие . Издательство Гавайского университета. п. 9. ISBN 0-8248-2929-8 . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Татуировки» . Самоа. Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 г. Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ «Призыв к безопасному нанесению татуировок в сообществе Самоа» . РНЗ. 26 февраля 2020 г. Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ «Татау: история самоанской татуировки» . Новозеландское географическое издание. 2018 . Проверено 14 октября 2021 г.
Керосиновая сажа или индийские чернила были заменены традиционным пигментом из сожженной сажи свечного ореха, панцирь черепахи был заменен плексигласом и другими пластиками, а сеннит - нейлоновой леской. В целях гигиены туфуга стали использовать вместо костей стальные иглы, которые можно было стерилизовать, стали носить латексные перчатки и накрывать подушки полиэтиленом.
- ^ ДеМелло, Марго (2007). Энциклопедия украшений тела, часть 46 . п. 213. ИСБН 978-0-313-33695-9 .
- ^ Вилсони Херенико, Роб Уилсон (1999). Наизнанку: литература, культурная политика и идентичность в новом Тихоокеанском регионе . п. 402. ИСБН 978-0-8476-9143-2 .
- ^ Гейгер, Джеффри (30 апреля 2007 г.). Лицом к Тихому океану: Полинезия и имперское воображение США . п. 155. ИСБН 978-0-8248-3066-3 .
- ^ Эллис, Можжевельник (2008). Татуируем весь мир: тихоокеанские рисунки в печати и на коже . п. 25. ISBN 978-0-231-14369-1 .
- ^ Филип Калбертсон; Маргарет Нельсон Эйджи; Кабрини Офа Макасиале (30 сентября 2007 г.). Penina uliuli:Современные проблемы психического здоровья жителей Тихоокеанского региона . п. 32. ISBN 978-0-8248-3224-7 .
- ^ «Традиционные самоанские татуировки — TattoozZa» . Tattoozza.com . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ Герой, Небеса. Самоанская материальная культура . п. 637.
- ^ «NZEPC - Альберт Вендт - Тату постколониального тела» . Nzepc.auckland.ac.nz . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ ДеМелло, Марго (2007). Энциклопедия украшения тела . п. 234. ИСБН 978-0-313-33695-9 .
- ^ Эллис, Можжевельник (2008). Татуируем мир: Тихоокеанский дизайн в печати и на коже . п. 23. ISBN 978-0-231-14369-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэллон, Шон. Самоанское искусство и художники . п. 111.
- ^ Арнольд Сафрони-Миддлтон (1915). Сейлор и Бичкомбер .
- ^ Рецлафф, Массачусетс. Телефон. Непреходящее наследие - немецкое влияние на культуру и историю Самоа .
- ^ Скрин, Эми. «Выставка и татуировка Марка Адамса Пеа». Выпускной журнал азиатско-тихоокеанских исследований . 4 (2): 95–98.
Библиография
[ редактировать ]- Маклин, М; Д'Суза, А. (февраль 2011 г.). «Опасный для жизни целлюлит после традиционной самоанской татуировки» . Австралийский и новозеландский журнал общественного здравоохранения . 35 (1): 27–9. дои : 10.1111/j.1753-6405.2010.00658.x . ПМИД 21299697 . S2CID 36922051 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- постколониального тела» « Тату Статья Альберта Вендта , первоначально опубликованная в Span 42–43 (апрель – октябрь 1996 г.): 15–29.
- Песня Татау под гитару во время сеанса женской татуировки малу, Youtube