Jump to content

Лапитская культура

(Перенаправлено с Лапиты )

Известное распространение культуры лапита.
Реконструкция лица женщины-лапиты. Национальный музей этнологии (Япония)

Культура Лапита — это название, данное неолитическому австронезийскому народу и его особой материальной культуре , которые заселили остров Меланезия в результате морской миграции примерно в 1600–500 годах до нашей эры. [1] [2] Считается, что народ лапита произошел с северных Филиппин либо напрямую, через Марианские острова , либо и то, и другое. [3] Они отличались характерными геометрическими рисунками на керамике с зубчатыми штампами, которые очень напоминают керамику, найденную на археологических раскопках Нагсабарана на севере Лусона . Лапита в разной степени вступали в брак с папуасским населением и являются прямыми предками австронезийских народов Полинезии , восточной Микронезии и острова Меланезия . [4] [5] [6]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «лапита» был придуман археологами после того, как неправильно расслышал слово на местном языке хавеке , xapeta'a , что означает «вырыть яму» или «место, где копают» во время раскопок 1952 года в Новой Каледонии . [7] [8] Археологическая культура лапита названа в честь типового участка , где она была впервые обнаружена на полуострове Фуэ на Гранд-Терре , главном острове Новой Каледонии . [2] : 1-3  Раскопки проводились в 1952 году американскими археологами Эдвардом Гиффордом и Ричардом Шатлером-младшим на «Зоне 13». [7] Поселение и черепки глиняной посуды позже были датированы 800 г. до н.э. и сыграли важную роль в исследованиях раннего заселения островов Тихого океана . С тех пор было обнаружено более 200 стоянок Лапита. [9] простирается более чем на 4000 км от побережья и острова Меланезия до Фиджи и Тонги , с самой восточной границей на данный момент в Самоа .

Термин лапита сейчас используется для обозначения совокупности теорий относительно происхождения и особенностей предков людей, говорящих на океанических языках. Это также относится к материальной культуре, обнаруженной при раскопках, особенно керамике, связанной с этими исконными общинами. [2] : 21 

Датирование артефакта

[ редактировать ]

«Классическая» керамика лапита производилась между 1600 и 1200 годами до нашей эры на архипелаге Бисмарка . [5] Артефакты, демонстрирующие дизайн и технику лапита, относящиеся к периоду позднее 1200 г. до н.э., были найдены на Соломоновых островах . [10] Вануату и Новая Каледония . [5] [11] Керамические стили лапита, датируемые примерно 1000 годом до нашей эры, были найдены на Фиджи и в Западной Полинезии. [5]

В Западной Полинезии керамика лапита стала менее декоративной. [4] и со временем становится все проще. Судя по всему, его вообще перестали производить на Самоа примерно 2800 лет назад, а на Тонге — примерно 2000 лет назад. [5]

Материальная культура

[ редактировать ]
Керамика лапита из Вануату, музей в Порт-Виле .
Доисторические керамические сосуды, в том числе с узором лапита, с острова Таумако.

Керамика, детальный декоративный дизайн которой предполагает влияние лапита, изготавливалась из самых разных материалов, в зависимости от того, что было доступно, и ее мастера использовали различные техники, в зависимости от имеющихся у них инструментов. [12] Но, как правило, керамика представляла собой глиняную посуду слабого обжига, закаленную ракушками или песком и декорированную зубчатым («зубчатым») штампом. [4] Это было теоретизировано [13] что эти украшения могли быть перенесены с менее прочного материала, такого как ткань из коры («тапа») или циновки, или с татуировок на керамику – или перенесены с керамики на эти материалы. Другими важными частями репертуара лапита были: неукрашенная («простая») керамика, включая мензурки, кастрюли и миски; оболочки артефакты ; из шлифованного камня тесла ; и орудия из чешуйчатого камня, сделанные из обсидиана , кремня или других доступных пород горных пород. [14] [4]

Экономика

[ редактировать ]

Лапита держали свиней, собак и кур. Садоводство было основано на корнеплодах и древесных культурах, в первую очередь таро , ямсе , кокосах , бананах и сортах хлебного дерева . Эти продукты, вероятно, дополнялись рыбной ловлей и сбором моллюсков .Практиковалась торговля на дальние расстояния; предметы торговли включали обсидиан , [15] тесла , тесла-материн и ракушки. [4]

Погребальные обычаи

[ редактировать ]

В 2003 году на месте археологических раскопок Теума на острове Эфате в Вануату было обнаружено большое кладбище, включающее 25 могил с погребальными кувшинами и в общей сложности 36 человеческих скелетов. Все скелеты были обезглавлены: в какой-то момент после первоначального захоронения тел черепа были удалены и заменены кольцами, сделанными из конусных раковин, а головы были перезахоронены. В одной могиле находился скелет пожилого мужчины с тремя черепами на груди. В другой могиле находился погребальный кувшин с изображением четырех птиц, смотрящих в кувшин. Радиоуглеродный анализ раковин показал, что это кладбище использовалось около 1000 г. до н.э. [16]

Поселения

[ редактировать ]

Деревни культуры лапита на островах в районе Отдаленной Океании , как правило, располагались не внутри страны, а на пляже или на небольших прибрежных островках. Эти места могли быть выбраны потому, что внутренние районы, например, в Новой Гвинее, уже были заселены другими народами. Или они могли быть выбраны для того, чтобы избежать мест, населенных комарами-переносчиками малярии, против которых у лапита, вероятно, не было иммунной защиты. Некоторые из их домов были построены на сваях над большими лагунами. Однако в Новой Британии существовали внутренние поселения; они располагались вблизи источников обсидиана. А на островах в восточной части архипелага все поселения располагались внутри страны, а не на пляжах – иногда довольно далеко в глубине страны.

Распределение

[ редактировать ]
Джека Голсона Место раскопок в Вайлеле с визитом самоанской семьи, 1957 год.

Комплекс Лапита охватывает очень большой географический регион от Мусая до Самоа . [2] : 19  Керамика лапита была найдена в Ближней Океании , а также в отдаленной Океании , на западе до архипелага Бисмарка , на востоке до Самоа и на юге до Новой Каледонии. [4] [5] В ходе раскопок в деревне Мулифануа на Самоа были обнаружены два тесла, которые убедительно свидетельствуют о влиянии лапита. Радиоуглеродное датирование материала, найденного на теслах, позволяет предположить, что примерно в 1000 году до нашей эры на этом месте существовало поселение лапита. [17] Радиоуглеродное датирование стоянок в Новой Каледонии позволяет предположить, что поселения лапита существовали там еще 1110 лет назад. [18] Даты и места возникновения более северных поселений, находящихся под влиянием Лапиты, все еще остаются предметом споров. [4]

Комплекс Лапита разделен на три географических субрегиона или провинции: Дальнюю Западную Лапиту, Западную Лапиту и Восточную Лапиту. [19] В пределах Дальней Западной Лапиты находится архипелаг Новая Британия или Бисмарка, включая территорию, открытую Отто Мейером в 1909 году. Западная Лапита включает артефакты, найденные на территории от Соломоновых островов до Новой Каледонии. Восточная лапита встречается в регионе Фиджи, Тонга и Самоа. [2] : 19  Открытие уникальных узоров в регионе Восточной Лапиты позволяет предположить разделение на раннюю и позднюю вариации восточной лапита. [20]

Лингвисты и другие исследователи предполагают, что жители культурного комплекса Лапита говорили на протоокеанском языке , который является ветвью австронезийской языковой семьи, широко распространенной сегодня в Юго-Восточной Азии. [21] [22] Однако конкретный язык или языки, на которых говорят лапита, неизвестны. Языки, на которых сегодня говорят в этом регионе, произошли от ряда различных древних языков, а материальная культура , обнаруженная археологами, обычно не дает ключей к разгадке языка, на котором говорили создатели артефактов. [21] Более того, некоторые группы лапита, вероятно, будут отличаться в речи и внешнем виде от своих родственников на разных архипелагах или островах. [2] : 18 

Мэтью Сприггс видит в лапите источник океанезийских австронезийских языков, а также культурных и религиозных концепций на большей части Тихого океана. [23]

Источник

[ редактировать ]

Комплекс Лапита — часть восточной миграционной ветви австронезийской экспансии , стартовавшей с Тайваня. [24] примерно 5000–6000 лет назад. Некоторые из эмигрантов достигли Меланезии и были дальними потомками гораздо более ранних миграций на суперконтинент Сахул . [2] : 1-3  Существуют разные теории о том, каким путем они туда добирались. Возможно, они прошли через Марианские острова , или через Филиппины , или и то, и другое. [3] Самым сильным подтверждением теории о том, что первоначальные люди культуры лапита были австронезийцами, являются лингвистические данные, показывающие очень значительную лексическую преемственность между протомалайско-полинезийским языком (предположительно, на котором говорят на Филиппинах) и протоокеанским языком (предположительно, на котором говорят люди лапита). Кроме того, закономерности языковой преемственности соответствуют закономерностям сходства в материальной культуре. [16] [25]

Хронологическое расселение австронезийских народов по Индо-Тихоокеанскому региону. [26]

В 2011 году Питер Беллвуд предположил, что первоначальное перемещение малайско-полинезийских носителей в Океанию произошло с северных Филиппин на восток к Марианским островам , а затем на юг к Бисмарку. Более старое предложение заключалось в том, что поселенцы лапита сначала прибыли в Меланезию через восточную Индонезию. Предложение Беллвуда включало возможность того, что имели место обе модели миграции, когда разные мигранты выбирали разные маршруты. [27] Предложение Беллвуда подтверждается доказательствами керамики: керамика лапита больше похожа на керамику, найденную на Филиппинах (на археологических раскопках Нагсабаран на острове Лусон ), чем на керамику, обнаруженную где-либо еще. Другие данные свидетельствуют о том, что район Лусона, возможно, был первоначальной родиной традиции штампованной керамики, которая продолжилась в культуре лапита. [28]

Археологические данные также в целом подтверждают теорию о том, что люди культуры лапита имеют австронезийское происхождение. На архипелаге Бисмарка около 3500 лет назад комплекс Лапита появляется внезапно как полностью развитый археологический горизонт с соответствующими высокоразвитыми технологическими комплексами. На архипелаге не обнаружено никаких свидетельств поселений на более ранних стадиях развития. Это говорит о том, что культура лапита была занесена мигрирующим населением и не развивалась локально, как предполагали в 1980-х и 1990-х годах такие ученые, как Джим Аллен и Дж. Питер Уайт .

Есть свидетельства того, что западная Меланезия постоянно была заселена коренными папуасами, начиная с 30 000–40 000 лет назад. Эти доказательства включают обнаруженные артефакты. Но эти остатки древней материальной культуры гораздо менее разнообразны, чем реликвии, датируемые после горизонта Лапита. Судя по всему, древняя материальная культура внесла лишь несколько элементов в более позднюю материальную культуру лапита: некоторые культуры и некоторые инструменты. [25] [29]

Подавляющее большинство элементов материальной культуры лапита явно имеют юго-восточное азиатское происхождение. К ним относятся керамика, сельскохозяйственные культуры, сельское хозяйство на рисовых полях , домашние животные (куры, собаки и свиньи), прямоугольные дома на сваях , долота для татуировок, четырехугольные тесла, полированные каменные долота, технология лодок с выносными опорами , крючки для троллинга и различные другие каменные артефакты. [25] [29] [27] Керамика лапита представляет собой убедительное свидетельство австронезийского происхождения. Он имеет очень характерные элементы, такие как использование красных полосок , крошечных штампов, зубчатых штампов, круговых штампов и мотива «крест в круге». Подобная керамика была найдена на Тайване , на островах Батанес и Лусон на Филиппинах , а также на Марианских островах . [28]

Ортодоксальная точка зрения, отстаиваемая Роджером Грином и Питером Беллвудом и принятая сегодня большинством специалистов, представляет собой так называемую «модель тройного И» (сокращение от «вторжения, инноваций и интеграции»). Эта модель утверждает, что ранняя лапита Культура возникла в результате трехчастного процесса: «вторжения» австронезийских народов островов Юго-Восточной Азии (и их языка, материалов и идей) в Ближнюю Океанию, когда они достигли этого народа; в Меланезии – в форме новых технологий и «интеграции» народов лапита в ранее существовавшие (неавстронезийские) популяции; [30] [28]

Археогенетика

[ редактировать ]

В 2016 году анализ ДНК четырех скелетов лапита, найденных на древних кладбищах на островах Вануату и Тонга, показал, что народ лапита произошел от жителей Тайваня и северных Филиппин . [31] Эти доказательства маршрута миграции народа лапита были подтверждены в 2020 году исследованием, в ходе которого было проведено полное сравнение мтДНК и SNP по всему геному останков первых поселенцев Марианских островов с останками ранних особей лапита из Вануату и Тонга . Результаты показывают, что обе группы произошли от одной и той же древней австронезийской популяции на Филиппинах . Полное отсутствие «папуасской» примеси в этих останках позволяет предположить, что плавания мигрантов миновали восточную Индонезию и остальную часть Новой Гвинеи . Авторы исследования отметили, что их результаты также подтверждают возможность того, что ранние австронезийцы лапита были прямыми потомками первых колонистов Марианских островов (которые предшествовали им примерно на 150 лет); эта идея также согласуется с керамическим свидетельством. [32]

Недавние исследования ДНК показывают, что народ лапита и современные полинезийцы имеют общее происхождение с народом атаял на Тайване и народом канканай на севере Филиппин. [33]

Открытие

[ редактировать ]
Отливка глиняного черепка , народ Лапита, раскопки середины 20 века.

Первое зарегистрированное открытие материалов лапита было сделано Отто Мейером, миссионером Святого Сердца, работавшим на острове Уатом в 1909 году. [34] Мейер обнаружил черепки после того, как тропический шторм обрушился на остров и обнажил артефакты. Украшенные черепки были отправлены Мейером в Музей человека в Париже. В 1920 году антрополог Уильям К. Маккерн в ходе масштабной экспедиции раскопал более 1500 керамических черепков на острове Тонгатапу. [35] большинство со штампованными мотивами. МакКерн не знал об открытиях Мейера и предположил, что черепки были доисторической фиджийской керамикой. [2] : 6  Связь между черепками Мейера и черепками, раскопанными Маккерном, была установлена ​​в 1940 году с открытием керамики на острове Иль-де-Пен .

В 1950-х годах Эдвард Уинслоу Гиффорд , который помогал Маккерну в 1920 году, возглавлял экспедиции, которые в конечном итоге сосредоточились на пляже полуострова Коне, откуда и был придуман термин «лапита» . Гиффорд использовал недавно изобретенный метод радиоуглеродного датирования раскопанного угля, датируя артефакты возрастом от 2800 до 2450 лет назад . Позже Гиффорд продемонстрировал связь между доказательствами предыдущих открытий, в том числе черепков Мери на островах Уатом и экспедицией МакКерна Баярда Доминика . Гиффорд также доказал связь между своими артефактами из Лапиты и артефактами, обнаруженными Питером Винсентом ван Штайном Калленфельсом вдоль реки Карама в Сулавеси . [2] : 8  Временной масштаб модели Лапита между этими открытиями и дополнительными раскопками был доказан в 1960-х годах Джеком Голсоном , еще до меланезийских культур и других западно-полинезийских культур. [34] Некоторые из примечательных археологических мест включают участок Лолокока в Ниуатопутапу и в Восточной Лапите, участок Ненумбо на Рифовых островах, который включает расширение до Соломоновых островов, и Талепакемалай в Массау, который является примером самой ранней группы Лапита на архипелаге Бисмарка.

Лапита в Полинезии

[ редактировать ]

По мере улучшения археологических данных в 1980-х и 1990-х годах выяснилось, что народ лапита был первыми поселенцами в некоторых частях Меланезии и Западной Полинезии. [25] Многие ученые считают, что керамика Лапита в Меланезии является доказательством того, что предки полинезийцев проходили через эту территорию на пути в центральную часть Тихого океана. Самый ранний археологический памятник Полинезии находится на Тонге. [36]

Другие ранние места открытия Лапита, датируемые 900 г. до н.э., также обнаружены в Тонге и содержат типичную керамику и другой археологический «набор» стоянок Лапита на Фиджи и в восточной Меланезии примерно в то же время и непосредственно перед этим. [37] [38]

Анита Смит сравнивает полинезийский период лапита с более поздним периодом полинезийской простой керамики в Полинезии:

«Похоже, что не существует новых или различных видов свидетельств, связанных с простой керамикой (и лапитой), очевидно лишь исчезновение незначительного компонента материальной культуры и фаунистических комплексов. Существует преемственность в большинстве аспектов археологических данных. это, по-видимому, имитирует последовательности пост-Лапита на Фиджи и острове Меланезия (керамика Мангааси и Навити)». [38]

Обычная керамика встречается на многих островах Западной Полинезии и знаменует собой переходный период между тем, когда была найдена только керамика Лапита, и более поздним периодом до заселения Восточной Полинезии, когда западные полинезийцы того времени вообще отказались от гончарного производства. Археологические данные показывают, что производство простой керамики на Самоа резко прекратилось примерно в 1 году нашей эры.

По словам Смита:

«Керамика не производилась полинезийскими обществами никогда в доисторическую эпоху Восточной Полинезии». [38]

Мэтью Сприггс заявил: «Возможности культурной преемственности между Лапита Поттерами и меланезийцами не уделялось того внимания, которого она заслуживает. На большинстве памятников было совпадение стилей без заметного стратиграфического разделения. в некерамических артефактах». [39]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сэнд, Кристоф (2001). «Эволюция культурного комплекса Лапита: взгляд из южной провинции Лапита» . Археология в Океании . 36 (2): 65–76. дои : 10.1002/j.1834-4453.2001.tb00479.x . ISSN   0728-4896 . JSTOR   40387802 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кирч, Патрик Винтон (1997). Народы лапита: предки океанического мира . Оксфорд: Блэквелл.
  3. ^ Перейти обратно: а б Бласт, Р. (1999). «Подгруппирование, цикличность и исчезновение: некоторые проблемы австронезийской сравнительной лингвистики». У Э. Зейтуна и П.Дж.-К. Ли. (ред.). Избранные доклады восьмой Международной конференции по австронезийской лингвистике . Тайбэй: Серия симпозиумов Института лингвистики Академии Синика. .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бедфорд, Стюарт; Сприггс, Мэтью ; Берли, Дэвид В.; Сэнд, Кристоф; Шеппард, Питер; Саммерхейс, Гленн Р. (2019). «Распространение, хронология, общество и существование». В Бедфорде, Стюарт; Сприггс, Мэтью (ред.). Дискуссия о Лапите . Австралия: ANU Press. стр. 5–34. ISBN  9781760463304 . JSTOR   j.ctvtxw3gm.7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сприггс, Мэтью (2006). «Культура лапита и австронезийская предыстория в Океании». В Беллвуде, Питер; Фокс, Джеймс Дж.; Трайон, Даррелл (ред.). Австронезийцы . Исторические и сравнительные перспективы. АНУ Пресс. стр. 119–142. ISBN  978-0-7315-2132-6 . JSTOR   j.ctt2jbjx1.9 . Проверено 23 октября 2020 г.
  6. ^ Петрусевский, Майкл (2006). «Первоначальное заселение отдаленной Океании: данные физической антропологии». В Симанджунтаке, Т.; Поджо, ИГЕ; Хишьям, М. (ред.). Австронезийская дисапора и этногенез людей Индонезийского архипелага. Материалы международного симпозиума . Джакарта: ЛИПИ Пресс. стр. 320–347.
  7. ^ Перейти обратно: а б Уэст, Барбара А. (2008). Энциклопедия народов Азии и Океании, Том 1 . Издательство информационной базы. п. 460. ИСБН  9780816071098 .
  8. ^ Мортен, Вероника (28 декабря 2010 г.). «Лапита: Океанические предки – обзор» . Гардиан Великобритания . Первоначально появился в Le Monde . Проверено 29 декабря 2010 г.
  9. ^ Сэнд, Кристоф; Шон П. Коннотон (2007). Исследования океана: Лапита и поселение в западной части Тихого океана . Австралия: ANU E Press. стр. 3 –29. ISBN  9780975122907 .
  10. ^ Читая Лапиту в окрестностях Океании: разбросанная керамика в приливной зоне и на мелководье, лагуна Ровиана, Новая Джорджия, Соломоновы острова (Диссертация). ResearchSpace@Окленд. 2003. HDL : 2292/997 .
  11. ^ Лилли, Ян (11 декабря 2019 г.), «Лапита: связь с Австралией», Дебаты по Лапите: распространение, хронология, общество и существование , ANU Press, doi : 10.22459/ta52.2019.05 , ISBN  978-1-76046-330-4
  12. ^ Чиу, Скарлетт (2003). Социально-экономические функции производства и обмена керамической лапитой: пример из объекта WKO013A, Коне, Новая Каледония (Диссертация). ПроКвест   305336522 .
  13. ^ Кирч, Патрик Винтон (2012). Акула, идущая вглубь страны, — мой вождь . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 21–37. ISBN  978-0-520-27330-6 .
  14. ^ «Культура Лапита» . Британская энциклопедия . 26 февраля 2016 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
  15. ^ Шпехт, Джим (2018). «Проблемы исследований на островах, прилегающих к Новой Гвинее». В Кокрейне, Итан Э.; Хант, Терри Л. (ред.). Оксфордский справочник по доисторической Океании . Издательство Оксфордского университета. п. 100. ИСБН  978-0-19-992507-0 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Стоун, Ричард (21 апреля 2006 г.). «Обнаружены могилы первых тихоокеанских мореплавателей» . Наука . 312 (5772): 360. doi : 10.1126/science.312.5772.360a . ПМИД   16627714 . S2CID   43533664 .
  17. ^ Грин, Роджер С.; Лич, Хелен М. (1989). «Новая информация о паромном причале, Мулифануа, Западное Самоа» . Журнал Полинезийского общества . 98 (3). Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
  18. ^ Шатлер, Ричард (1978). «Радиоуглеродное датирование и предыстория океана» . Археология и физическая антропология в Океании . 13 (2/3): 215–228. ISSN   0003-8121 . JSTOR   40386322 .
  19. ^ Саммерхейс, Гленн Р. (2000). «Дальнезападная, западная и восточная лапита: переоценка» (PDF) . Азиатские перспективы . 39 (39/1–2): 109–138. дои : 10.1353/asi.2000.0013 . hdl : 10125/17136 . S2CID   162396781 .
  20. ^ Грин, Р.К. (1975). «Керамика Лапита и нижний уровень моря в Западном Самоа» . Тихоокеанская наука . 29 (4): 309–315.
  21. ^ Перейти обратно: а б Шеппард, П. (2019). Ранняя колонизация лапитами отдаленной Океании: обновленная информация о гипотезе чехарды. В Бедфорд С. и Сприггс М. (ред.), Дебаты о лапите: распространение, хронология, общество и существование (стр. 135–154). Австралия: ANU Press. дои : 10.2307/j.ctvtxw3gm.13
  22. ^ Кирх, П. (2010). Заселение Тихого океана: целостная антропологическая перспектива. Ежегодный обзор антропологии, 39 , 131–148. Получено 16 сентября 2020 г. из JSTOR   25735104 .
  23. ^ Сприггс, Мэтью (5 сентября 2022 г.). «Взаимодействие Lapita на расстоянии в западной части Тихого океана: от престижных товаров к престижной практике». Ин Линг, Йохан; Чакон, Ричард Дж.; Кристиансен, Кристиан (ред.). Торговля до цивилизации: обмен на большие расстояния и рост социальной сложности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 214. ИСБН  9781316514689 . Проверено 8 мая 2024 г. Вместе с лапитой также распространилась предковая форма (протоокеанский) океанических австронезийских языков, на которых до сих пор говорят на большей части региона; действительно, именно эта преемственность языка позволяет нам с помощью исторических лингвистических методов идентифицировать ближайшую родину лапита в Бисмарке как лингвистическую родину для всех океанических языков [...]. [...] И конечно, вместе с языком распространялись и новые концепции родства, социальной организации и религии.
  24. ^ Якобсен, Расмус Краг (17 апреля 2017 г.). «Ископаемая ДНК идентифицирует первых мореплавателей Тихого океана» . sciencenordic.com (на норвежском букмоле) . Проверено 24 октября 2021 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Поли, Эндрю (2007). «Истоки культуры ранних лапитов: свидетельства исторической лингвистики». Океанические исследования: Лапита и поселение в западной части Тихого океана (PDF) . Терра Аустралис. АНУ Э Пресс. стр. 17–49.
  26. ^ Чемберс, Джефф (2013). «Генетика и происхождение полинезийцев». ЭЛС . John Wiley & Sons, Inc. doi : 10.1002/9780470015902.a0020808.pub2 . ISBN  978-0470016176 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Беллвуд, Питер (2011). «Пестрая предыстория движения риса на юг как одомашненного злака – от Янцзы до экватора» . Рис . 4 (3): 93–103. Бибкод : 2011Рис....4...93B . дои : 10.1007/s12284-011-9068-9 . hdl : 1885/58842 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с Карсон, Майк Т.; Хун, Сяо-чунь; Саммерхейс, Гленн; Беллвуд, Питер (январь 2013 г.). «Гончарная тропа из Юго-Восточной Азии в отдаленную Океанию». Журнал островной и прибрежной археологии . 8 (1): 17–36. дои : 10.1080/15564894.2012.726941 . hdl : 1885/72437 . S2CID   128641903 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Кирч, Патрик В. (1996). «Лапита и ее последствия: австронезийское поселение в Океании». Труды Американского философского общества . 86 (5): 557–570. дои : 10.2307/1006621 . JSTOR   1006621 .
  30. ^ Гринхилл, С. Дж. и Грей, Р. Д. (2005). Проверка гипотез о расселении населения: тихоокеанские поселения, филогенетические деревья и австронезийские языки. В: Эволюция культурного разнообразия: филогенетические подходы. Редакторы: Р. Мейс, К. Холден и С. Шеннан. Издательство: UCL Press. [1] Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
  31. ^ «Раскрыто происхождение первых людей Вануату и Тонги» . 4 октября 2016 г.
  32. ^ Пугач, Ирина; Хюбнер, Александр; Хун, Сяо-чунь; Мейер, Матиас; Карсон, Майк Т.; Стоункинг, Марк (5 января 2021 г.). «Древняя ДНК Гуама и населения Тихого океана» . Труды Национальной академии наук . 118 (1): e2022112118. Бибкод : 2021PNAS..11822112P . дои : 10.1073/pnas.2022112118 . ПМЦ   7817125 . ПМИД   33443177 .
  33. ^ Гиббонс, Энн (3 октября 2016 г.). « Исследование, меняющее правила игры», предполагает, что первые полинезийцы прошли весь путь из Восточной Азии» . Наука . Проверено 28 декабря 2017 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Дотт-Сарут, Эмили (2019). «Лапита до Лапиты: ранняя история археологической коллекции острова Уатом Мейера/О'Рейли» (PDF) . Журнал тихоокеанской истории . 54 (3): 354–378. дои : 10.1080/00223344.2018.1561254 . hdl : 1885/226726 . ISSN   1469-9605 .
  35. ^ Те Ранги Хироа (Питер Бак), изд. (1945). «Экспедиции Баярда Доминика». Введение в полинезийскую антропологию . Гонолулу, Гавайи: Музей Бернис П. Бишоп . п. 45 . Проверено 9 марта 2020 г.
  36. ^ Дикинсон, Уильям Р.; Грин, Роджер К. (февраль 1998 г.). «Геоархеологический контекст голоценового опускания на стоянке Ферри-Берт Лапита, Мулифануа, Уполу, Самоа». Геоархеология . 13 (3): 239–263. Бибкод : 1998Gearc..13..239D . doi : 10.1002/(sici)1520-6548(199802)13:3<239::aid-gea1>3.0.co;2-5 . ISSN   0883-6353 .
  37. ^ Берли, Дэвид В.; Бартон, Эндрю; Дикинсон, Уильям Р.; Коннотон, Шон П.; Таше, Карин (2010). «Нукулека как колония-основательница западно-полинезийского поселения: новые выводы из недавних раскопок». Журнал тихоокеанской археологии . 1 (2): 128–144.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Смит, Анита (2002). «Археология предыстории Западной Полинезии» (PDF) . Терра Аустралис . 18 . Канберра: Pandanus Books и Австралийский национальный университет . ISBN  1-74076-019-0 . ISSN   0725-9018 .
  39. ^ Мэтью Сприггс , Культурный комплекс Лапита , 1985.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1abe113b522409eeb298f982bac80f25__1722109980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/25/1abe113b522409eeb298f982bac80f25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lapita culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)