Jump to content

Полинезийская терминология многокорпусных судов

Типичное рыболовное каноэ ( ваа ) Самоа , демонстрирующее простую аму для баланса.

Полинезийская терминология многокорпусных судов , такая как «ама», «ака» и «вака» (или «вака»), представляет собой термины многокорпусных судов, которые получили широкое распространение за пределами южной части Тихого океана, где эти термины возникли. Эта полинезийская терминология широко используется в Америке и Тихоокеанском регионе, но почти неизвестна в Европе, где английские термины «корпус» и «выносная опора» составляют обычный разговорный язык. Аутригеры, катамараны и лодки с аутригерами являются общим наследием всех австронезийских народов и появились еще до микронезийской и полинезийской экспансии в Тихий океан. Они также являются доминирующими формами традиционных кораблей в культурах островной Юго-Восточной Азии и малагасийской австронезийской культуры, где используются местные термины. [1] [2]

Этимология

[ редактировать ]

Термин вака или вака на большинстве полинезийских языков означает «лодка» или «каноэ». Оно происходит от протоавстронезийского *abaŋ, что означает «корабль» или «каноэ». Родственные языки в других австронезийских языках включают иватан аванг , тагальский и висайский бангка , малайский вангкан и фиджийский вака . [3]

«Ама», «ака» и «вака».

[ редактировать ]

Термин «ама» — это слово на полинезийском и микронезийском языках, обозначающее выносную часть каноэ, обеспечивающую устойчивость. Сегодня в различных полинезийских странах слово ама часто используется вместе со словом вака ( острова Кука ), вака ( маори ) или ваа ( острова Самоа , Таити ), родственными словами в различных полинезийских языках для описания каноэ.

Полинезийский . термин вака — это основной корпус , ама — выносная опора, а ака или иако (гавайский) — опора, соединяющая два (а не три) корпуса Термины «ама» и «ака» широко применялись к современным тримаранам .

В современном парусном спорте этот термин иногда используется для обозначения выносной опоры на каноэ с двойной опорой ( тримаранах ) или двух секций катамарана . Однако называть две секции катамарана словом «ама» технически неверно, поскольку они имеют одинаковый размер. Катамаран технически представляет собой ваа-ваа или двойное каноэ, соединенное акой . [4]

Мужчины вырезают каноэ на атолле Нанумеа в Тувалу .

На проа ама может обеспечивать подъемную силу или балласт , в зависимости от того, предназначена ли она для использования с подветренной или наветренной стороны ; на тримаране он предназначен в первую очередь для подъемной силы. Есть много форм амы; те, что используются в проа, обычно имеют поперечную симметрию, поскольку проа спроектирован так, чтобы плыть любым концом вперед, в то время как тримаран -ама однонаправленный и может не иметь оси симметрии.

Самые продвинутые амы состоят из сильно изогнутых поверхностей, которые создают подъемную силу при движении вперед по воде, очень похоже на крыло самолета . Эта подъемная сила может быть направлена ​​на наветренную сторону, использоваться для противодействия скольжению на подветренную сторону , или может быть ориентирована вертикально для противодействия кренящим силам вооружения парусного . Эти сильно изогнутые конструкции гораздо сложнее изготовить, чем традиционную аму, и поэтому они дороже. - Фойл Брюса это пример подветренной доски, которую часто прикрепляют к аме для создания подъемной силы.

Использование этого термина в других культурах

[ редактировать ]

Несмотря на то, что корабли с двойной опорой ( тримараны , иногда неофициально называемые исторически «проа») других родственных австронезийских групп на островах Юго-Восточной Азии , острове Меланезия и Мадагаскаре не достигли Полинезии или Микронезии, они также могут иногда использовать полинезийскую терминологию в современное время, особенно при использовании в спортивном парусном спорте. [5]

Трехкорпусный прибрежный боевой корабль ВМС США класса «Индепенденс » называет свои внешние секции корпуса «Амах». «Наконечник Amah — это передняя кромка полностью алюминиевой выносной опоры судна типа тримарана, или amah, его ширина превышает семь футов, а вес — 850 фунтов». [6]


См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бехайм, бакалавр; Белл, А.В. (23 февраля 2011 г.). «Наследие, экология и эволюция каноэ восточной Океании» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 278 (1721): 3089–3095. дои : 10.1098/rspb.2011.0060 . ПМК   3158936 . ПМИД   21345865 .
  2. ^ Хорнелл, Джеймс (1932). «Был ли двойной аутригер известен в Полинезии и Микронезии? Критическое исследование». Журнал Полинезийского общества . 41 (2 (162)): 131–143.
  3. ^ Демпвольф, Отто (1934–1938). «Сравнительная фонетическая теория австронезийской лексики». Журнал родных языков . Специальное издание (15, 17, 19).
  4. ^ Равири Таонуи, Те Ара (4 марта 2009 г.). «Рассказ: Плавание на каноэ – Вака – каноэ » . Энциклопедия Новой Зеландии .
  5. ^ «Тридарский рейдер» . Архивировано из оригинала 20 октября 2007 года . Проверено 30 октября 2007 г.
  6. ^ «Alcoa предоставляет компании Austal алюминиевые наконечники Amah для прибрежного боевого корабля USS Jackson (LCS 6)» (пресс-релиз). 16 апреля 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab5a7fff3349c4d5949a6269490be4c4__1707393780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/c4/ab5a7fff3349c4d5949a6269490be4c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polynesian multihull terminology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)