Jump to content

Миграционные каноэ маори

Устные предания маори повествуют, как их предки отправились со своей родины на вака хуруа , больших двухкорпусных океанских каноэ ( вака ). Некоторые из этих традиций называют родину Гавайки .

Среди них история Купе , сбежавшего с Купе , женой Хотурапы , владельца большого каноэ Матахоруа , которого убил Купе. Чтобы избежать наказания за убийство, Купе и Кура бежали в Матахуруа и обнаружили землю, которую он назвал Аотеароа («земля длинного белого облака»). Он исследовал его побережье и убил морское чудовище Те Веке-а-Мутуранги , наконец вернувшись в свой дом, чтобы распространить новости о своей недавно открытой земле. [ 1 ]

Другие истории различных племен маори сообщают о миграциях, спасающихся от голода, перенаселения и войн. Они были сделаны на легендарных каноэ, наиболее известными из которых являются Аотеа , Те Арава , Курахаупо , Матаатуа , Тайнуи , Такитиму и Токомару . В различных традициях упоминается множество других каноэ. Некоторые, в том числе Арайтеру , хорошо известны; другие, в том числе Кираута , священные Арахура и Махангаатуаматуа, малоизвестны. Вместо того, чтобы прибыть одним флотом, путешествия могли длиться несколько столетий.

Возможные маршруты миграции полинезийцев (взгляд 2010-х годов с использованием генетики и радиоуглеродного датирования; цитаты см. В деталях файла)

Гипотеза «Великого флота»

[ редактировать ]

Перси Смит считал, что полинезийские традиции, возможно, были ошибочны в деталях, но они сохранили нити истины, которые можно было восстановить, используя метод, уже хорошо зарекомендовавший себя для гавайских традиций Авраамом Форнандером ( «Отчет о полинезийской расе» , 1878–1885). Метод заключался в поиске общих элементов традиции из разных источников и сопоставлении их с генеалогиями, чтобы определить временные рамки событий. Форнандер, Смит и другие использовали этот метод для реконструкции миграций полинезийцев и проследили их путь до предполагаемой древней родины в Индии.

Смит использовал метод Форнандера и объединил разрозненные традиции из разных частей Новой Зеландии и других частей Полинезии, чтобы вывести гипотезу «Великого флота». Изучая генеалогии различных племен, он установил точные даты возникновения Великого флота и исследователей, которые, как он и другие, считали, проложили путь для флота.

Согласно Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии :

Рассказ Смита был следующим. В 750 году нашей эры полинезийский исследователь Купе открыл необитаемую Новую Зеландию. Затем, в 1000–1100 годах нашей эры, полинезийские исследователи Той и Ватонга посетили Новую Зеландию и обнаружили, что она населена примитивным кочевым народом, известным как мориори . Наконец, в 1350 году н.э. «великий флот» из семи каноэ – Аотеа , Курахаупо , Матаатуа , Тайнуи , Токомару , Те Арава и Такитиму – одновременно покинул регион Таити, привезя людей, ныне известных как маори, в Новую Зеландию. . Это были передовые, воинственные, земледельческие племена, уничтожившие мориори. [ 2 ]

Сценарий Великого флота получил всеобщее признание, среди его сторонников был уважаемый этнолог маори Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак), и его преподавали в школах Новой Зеландии. Однако он был фактически разрушен в 1960-х годах этнологом Дэвидом Симмонсом , который показал, что он возник в результате неполного и неизбирательного изучения традиций маори, зафиксированных в 19 веке. Симмонс также предполагает, что некоторые из этих «миграций» на самом деле могли быть поездками по Новой Зеландии. [ 3 ]

Историк Равири Таонуи, писавший в 2005 году для Те Ара – Энциклопедии Новой Зеландии , обвиняет Смита в фальсификации: «Теория Великого флота была результатом сотрудничества между этнологом 19-го века С. Перси Смитом и ученым маори Хоани Те Ватахоро Джури Смит получил подробную информацию о местах на Раротонге и Таити во время визита в 1897 году, а Джури предоставил информацию. о каноэ маори в Новой Зеландии Смит затем «вырезал и вставил» свой материал, объединив несколько устных традиций в новые. Их совместная работа была опубликована в двух книгах, в которых Джури и Смит ошибочно приписали большую часть своей информации двум людям XIX века. Тохунга, Моихи Те Матороханга и Непия Похуху». [ 4 ]

Кроме того, теперь понятно, что мориори являются изолированным ответвлением маори, заселившим острова Чатем около 1500 г. н.э. [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По словам К. Р. Хоу в Те Ара - Энциклопедии Новой Зеландии , «Купе не был широко известной фигурой в традициях», и его положение как первооткрывателя Новой Зеландии является «выдумкой». См. «Идеи о происхождении маори – 1920–2000 гг., новое понимание» .
  2. ^ Хоу, КР (8 февраля 2005 г.). «Идеи о происхождении маори – 1840-е – начало 20 века: традиции маори и Великий флот» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 27 июня 2020 г.
  3. Хоу выражает это более решительно, заявляя, что великий флот Смита был «выдумкой и что Симмонс «также продемонстрировал, что Смит манипулировал традициями и другими доказательствами, чтобы создать историю, которую он хотел». Идеи о происхождении маори - 1920–2000 годы, новое понимание .
  4. ^ Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Смысл каноэ-традиций» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 27 июня 2020 г.
  5. ^ Дэвис, Дениз; Соломон, Мауи (8 февраля 2005 г.). «Мориори – происхождение народа мориори » Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии Получено 5 октября.
  • Р. Д. Крейг, Словарь полинезийской мифологии (Greenwood Press: Нью-Йорк) 1989, 24–26.
  • А. Форнандер, «Очерк полинезийской расы», 3 тома. (Лондон: Кеган Пол), 1878–1885 гг.
  • Т. Р. Хироа (сэр Питер Бак), Приход маори . Второе издание. Впервые опубликовано в 1949 году. Веллингтон: Уиткомб и Томбс), 1974 год.
  • К.Р. Хоу, « Идеи о происхождении маори », Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии , обновлено 3 апреля 2006 г.
  • Дж. Ирвин, Доисторическое исследование и колонизация Тихого океана . (Издательство Кембриджского университета: Кембридж) 1992.
  • Д. Р. Симмонс, Великий новозеландский миф: исследование традиций открытия и происхождения маори (Рид: Веллингтон) 1976.
  • С. П. Смит, История и традиции маори западного побережья, Северный остров, Новая Зеландия (Нью-Плимут: Полинезийское общество) 1910.
  • Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Каноэ-традиции» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 27 июня 2020 г.
  • Р. Уолтер, Р. Моекаа, История и традиции Раротонги Те Арики Тара Аре (Окленд: Полинезийское общество) 2000, viii.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e5cb5144f5aa859b8d0e6c3258f9339__1723331700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/39/9e5cb5144f5aa859b8d0e6c3258f9339.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Māori migration canoes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)