Калулис

Калулис — тип традиционной лодки из восточной Индонезии . В основном он построен на островах Кей , в юго-восточном направлении от Серама . В основном используются для межостровных перевозок, но для дальних рейсов между Молуккскими островами , Сулавеси и Явой они непригодны . [ 1 ] Он также известен как лодочный калулис , анг калулис , калулис и кулис . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Эти лодки довольно мелкие и широкие, оснащены оснасткой «танджа» на 1 или 2 мачтах. [ 3 ] предположительно на штативной мачте. [ 2 ] Управление осуществляется с помощью двойных боковых рулей, имеется рубка. [ 3 ] Эти лодки имеют внутренние шпонки и имеют выступы на всех досках. [ 4 ] Раньше их связывали вместе с помощью волокна через резные выступы на внутренней стороне доски, но этот метод исчез на островах Кей в 1940-х годах. Их длина составляет от 4,5 до 14 м, а соотношение ширины к длине варьируется от 1:2,33 до 1:3. Средняя глубина калулиса длиной 5,25–7,5 м составила 1,3 м. [ 5 ]

С 1945 года они снабжались фиксированными деревянными ребрами жесткости ( штангами ) и имели 5-8 планок. Материалы современных лодок отличались от старых лодок: веревки, которые изначально делались из кокосовой скорлупы ( тали утис ) и гемуту ( тали наук ), были заменены полипропиленовыми веревками. Парус, который изготавливался из циновок из листьев саго или кароро ( мешковины , сорат писанг на Яве), теперь изготавливается из хлопчатобумажной или полипропиленовой ткани, иногда из полиэтиленовых листов. [ 6 ] В современных лодках использовались багор и гунтер ( наде ). Двойные боковые рули направления ( чанкилан ) обычно заменялись центральными рулями направления. [ 7 ] Поскольку у них не было киля , остойчивость была проблемой, поэтому они не подходили для плавания между основными островами Индонезии. [ 3 ]
Роль
[ редактировать ]Они используются для путешествий на средние расстояния между Гэсером, Горомом, Ватубелой, Теором, Кей, Таянду , Ару и побережьями Папуа . Эти лодки используются для перевозки пассажиров и грузов, а изредка для рыбалки, охоты на черепах и сбора агар-агара . Эти лодки являются традиционной опорой торговли саго между островами. [ 6 ]
Реплика
[ редактировать ]- Одна копия калулиса, построенная Тимом Северином, носит имя Альфреда Уоллеса . Лодка используется в « Путешествии по островам пряностей », последнем из морских приключений Северина, воспроизводящем путешествие натуралиста Альфреда Рассела Уоллеса по архипелагу. 14-метровый корабль был намного меньше тех, которые обычно использовал Уоллес. У Северина действительно было несколько современных приспособлений: система спутниковой связи, ветрогенератор и девятисильный мотор на случай чрезвычайных ситуаций. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эллен, РФ (2003). На границе зоны Банда: прошлое и настоящее социальной организации торговой сети Молукки . Издательство Гавайского университета. п. 157. ИСБН 9780824826765 .
- ^ Jump up to: а б Лундберг, Анита (2003). «Путешествие во времени на китобойных лодках». Журнал социальной археологии . 3 (3): 312–333. дои : 10.1177/14696053030033002 . S2CID 161584281 – через Academia.edu.
- ^ Jump up to: а б с д Северин, Тим (1999). Путешествие на острова пряностей: поиски «Альфреда Уоллеса», человека, который разделил дарвиновское открытие эволюции . Да Капо Пресс. ISBN 978-0786707218 .
- ^ Эглионби, Дж. (1991). Экспедиция Оксфордского университета в Кей-Кесил, юго-восток Малуку, Индонезия, 1990 год . Оксфорд: Эглионби.
- ^ Эллен (2003). стр.154.
- ^ Jump up to: а б Эллен (2003). стр.157.
- ^ Эллен (2003). стр.158.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эллен, РФ (2003). На границе зоны Банда: прошлое и настоящее социальной организации торговой сети Молукки . Пресса Гавайского университета. ISBN 9780824826765 .