Лис-алис

Лис-алис — тип традиционной лодки Мадуры , Индонезия. Лис-алис обычно присутствует в каналах, обеспечивающих испарение соли, в южной части Мадуры и вокруг Сурабаи . [1] До настоящего времени лис-алис оставался чрезвычайно популярным в качестве рыболовного судна в Бангкалане и Суколило, в то время как более крупная версия, кроман , использовалась в этом районе в течение как минимум столетия для прибрежных транспортных работ. [2]
Этимология
[ редактировать ]
Он также известен как алисалис или алис алис . Название происходит от индонезийского слова alis, что означает «брови». Это может относиться к орнаментальному мотиву, напоминающему пару бровей, часто наносимому на верхнюю часть банта. Брови являются важным аспектом женской красоты в традиционной индонезийской культуре, и эти лодки прочно ассоциируются с женственностью — на северо-западном побережье их обычно называли парао бини , что означает «женская лодка». [3]
Описание
[ редактировать ]

Эти лодки бывают разных размеров: от 5 метров в длину до более 10 метров. Обычно длина не более чем в 4 раза превышает размер его мачты. [4] Ребра на корпусе никогда не бывают чрезмерными. Корпус скреплялся форштевнем лодки на оконечности со скрытым деревянным дюбелем в углу досок. [1] В 19 веке существовали модели с выносными опорами, но сейчас их редко можно увидеть. [1] Используемое такелаж представляет собой традиционный треугольный лаяр-лете с короткой мачтой. В кормовой части лодки находится широкое складское помещение (примерно такой же ширины, как и сама лодка), закрытое от дождя бамбуковым чехлом. Ряд огневых горшков в этом хранилище поддерживает горшки для кипячения воды. В рубке хранились дрова и рыба. Эти пераху были легкими и быстрыми для перевозки рыбы от майангов в Яванском море. [5] Малый lis alis представляет собой открытый сосуд, не имеющий крыши. [6] Lis alis — лодка с раздвоенным концом (с двойным форштевнем и ахтерштевнем), нижняя «челюсть», называемая антек , кантек или джабаран, представляет собой удлинение киля, выполняющее функцию бампера. [7]
Роль
[ редактировать ]
Лодки Лис-Алис обычно предоставляют услуги по перевозке грузов в целом, перевозя улов с рыбацких лодок в том же районе, а также в качестве паромов из Гресика в Мадуру . [1] Большие лис-алисы служат любимым транспортным судном для перевозки рыбы от других рыбаков в море в Сурабаю. Лодки длиной около 10–12 метров с рубкой, на которой находится перерабатывающее оборудование для консервирования рыбы в море. Привезли в ящике около 0,5 тонны крупной морской соли. Рыбу стерилизовали в воде для приготовления пищи, затем измельчали и перемешивали в кастрюле, пока она не остыла, и упаковывали в бутылки для продажи как креветочную пасту . Причина стерилизации моря в том, что в лодке недостаточно места для сушки рыбы, часто случаются ливни и не используется лед. Это означает, что груз рыбы долго не продержится, особенно если будет внезапный сильный ветер. [5]
См. также
[ редактировать ]Другие мадурские суда:
Другие лодки из Нусантары:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хорридж (2015). п. 65.
- ^ Стенросс (2007). п. 275.
- ^ Стенросс (2007). п. 274.
- ^ Хорридж (2015). п. 64.
- ^ Jump up to: а б Хорридж (2015). п. 66.
- ^ Стенросс (2007). п. xiii.
- ^ Утомо, Бамбанг Буди (2016). «Мадурские лодки: морская культура мадурского племени». Журнал Национального музея : 7–20.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хорридж, Адриан (2015). Традиционный индонезийский парусник . Джокьякарта: Издательство Омбак. Индонезийский перевод Хорриджа, Адриана (1985). Праху: Традиционная парусная лодка Индонезии, второе издание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Стенросс, Курт (2007). Моряки и морские предприниматели Мадуры: история, культура и их роль в торговле древесиной в Яванском море . Университет Мердока, Перт, Австралия.