Летающая лодка
Flyboat военными (также пишется как летающая лодка или летающая лодка) был европейским легким судном голландского происхождения, разработанным в первую очередь как торговый грузовой перевозчик, хотя многие из них из-за своей маневренности служили кораблями во вспомогательной роли. Эти суда могли водоизмещать от 70 до 200 тонн и использовались в конце 16 - начале 17 веков. Впоследствии это название было применено к ряду разрозненных судов, достигших высоких скоростей и выносливости. В начале 17 века их заменил флейт , который в Англии также был известен как летающая лодка. [1]
Источник
[ редактировать ]Название «флайбот» происходит от голландского слова «vlieboot» , лодки с достаточно мелкой осадкой, чтобы можно было плавать по мелководным рекам рек или устьям , таких как «Вли» . [2] [3] Вооруженные летающие лодки использовались военно-морскими силами голландских повстанцев « Ватергеузен » в начале Восьмидесятилетней войны и составляли вклад Голландии в английскую армаду . Этот тип напоминал небольшую караку и имел две или максимум три мачты, высокий борт и дюжину железных пушек. Маленький, недорогой и маневренный, он идеально подходил для каперской деятельности в прибрежных водах Европы, и вскоре ему стали подражать каперы и пираты других стран. Голландский флот и их враги, «Дюнкеркеры» , поначалу широко использовали летательные аппараты. В 1588 году армия Александра Фарнезе была заблокирована в Дюнкерке флотом из 30 голландских флайботов под командованием лейтенант-адмирала Юстина Нассау , не позволив ему присоединиться к испанской армаде для вторжения в Англию . [4]
В начале 17 века тип военного корабля устарел из-за изобретения дюнкеркерцами фрегата , затем небольшого типа галеона , хотя летающие лодки продолжали адаптироваться в военное время для использования на флоте до 1670-х годов. Однако гражданские голландские влиботены продолжали строиться и эволюционировали в течение XVIII века в гораздо более крупные кромстеры ( kromstevens ), а затем в плоские прибрежные грузовые суда водоизмещением до 1200 тонн. В то же время термин «флайбот» использовался для обозначения быстроходного рыболовного судна в Атлантике. В 19 веке этот термин использовался в Англии для обозначения лодок по каналам, напоминавших маленькие голландские кромстеры.
Другие типы летающих лодок
[ редактировать ]Галеры XII века
[ редактировать ]Прототипом летучего корабля можно считать флот военных галер , построенных Ричардом Львиное Сердце в XII веке. [5] Они были похожи на дизайн драккаров викингов и были созданы для быстрого передвижения и речной войны и были размещены от Портсмута до Руана , от Ле-Андели и других пунктов вдоль Сены . [5]
Лодки по каналам Великобритании
[ редактировать ]Глиссирующие суда
[ редактировать ]было запущено сообщение «экспресс-катер». В 1830 году на каналах Глазго, Пейсли и Ардроссан Один из его сотрудников, Уильям Хьюстон, вел пустую гужевую лодку, когда лошадь испугалась и побежала. Ожидая, что лошадь скоро утомится, он держался, но был поражен, когда лодка поднялась на носовую волну и на большой скорости помчалась по каналу. Г-н Хьюстон был достаточно хитер, чтобы реализовать потенциал, и вскоре путешественников начали тащить по каналам на высокой скорости, что стало первым примером глиссирования . [6]
Этот канал длиной 11 миль без шлюзов в центр Глазго был идеальным местом для этого предприятия. Как только лодка начала глиссировать, волна, повредившая берега канала, практически исчезла, и к 1835 году лодки с плоским железом длиной до 65 футов совершили 323 290 пассажирских рейсов со скоростью 10 миль в час в год. на каналах Форт и Клайд и на канале Шропшир-Юнион были налажены перевозки с одиночными 22-тонными грузами, запряженными лошадьми, со скоростью 10 миль в час. Еще в 1847 году [7] [8] Их еще называли «быстрыми лодками» или «двухместными лодками». [9]
Это событие , произошедшее через год после открытия Ливерпульско -Манчестерской железной дороги , вызвало огромный интерес в мире каналов. Книги опубликовал сэр Уильям Армстронг Фэйрберн. [10] и сэр Джон Бенджамин Макнейл . [11] Последний записывает эксперименты на Паддингтонском канале в Лондоне, в которых участвовали Томас Телфорд и Чарльз Бэббидж . Они надеялись, что пароходы, курсирующие по каналам, смогут развивать такую высокую скорость и тем самым противостоять угрозе железных дорог.
Серия экспериментов, проведенных молодым Джоном Скоттом Расселом , за которые он в конце концов получил золотую медаль Эдинбургского королевского общества и положил начало исследованиям солитонов , продемонстрировала, что этого явления можно достичь только в очень мелких каналах, и что пароходы нуждаются в очень разные условия. [12]
Летающие лодки, запряженные одной или несколькими лошадьми, продолжали использоваться в Великобритании и Ирландии. [13] в течение ряда лет, и даже в Америке, но в конечном итоге железная дорога оказалась победителем .
Высокоскоростной бег такого типа больше не разрешен на каналах Великобритании, поскольку в современную эпоху, когда доминирует досуг, общее ограничение скорости составляет четыре мили в час. [14]
Лодки транспортной компании по каналу: ночные перевозки на дальние расстояния
[ редактировать ]Летучая лодка — это также узкая лодка , которая работает круглосуточно (24 часа в сутки, 7 дней в неделю) по системе английских каналов без швартовки. [15] Профессиональные бригады, состоящие исключительно из мужчин, выбранные с учетом их навыков и опыта, днем и ночью спали в разные смены, чтобы продвигаться как можно быстрее. [16] Они стали обычным явлением около 1834 года. [17] а позже попытались подражать железным дорогам, придерживаясь расписания, чтобы можно было гарантировать поставки. [16] [18] Некоторые из этих лодок эксплуатировались железнодорожными компаниями для оказания услуг на конкурирующей железнодорожной территории. [16]
Конструкция линий корпуса была тоньше и обтекаемее, чем у других узких лодок, что ограничивало грузоподъемность, но увеличивало максимальную скорость. [16] Эти экспресс-службы, которыми управляют владельцы каналов, имели приоритет над всем остальным движением при возникновении заторов, например, на шлюзах . [16] Срочные грузы, такие как сыр и другие ценные продукты, платят больше за быструю доставку, [16] который просуществовал до начала Первой мировой войны . [16]
Одна летающая лодка 1906 года с канала Шропшир-Юнион , Сатурн , сохранилась до наших дней и используется для исторических поездок и образования. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «летающая лодка» . Оксфордский справочник . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Унгер, Ричард В. (1973), «Дизайн голландских кораблей в пятнадцатом и шестнадцатом веках», Viator vol 4 , University of California Press, стр. 405, ISBN 9780520023925
- ^ «Определение FLYBOAT» . www.merriam-webster.com . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Водяные нищие — отличные стрелки.
- ^ Jump up to: а б Маклинн 2012 , с. 261.
- ^ Хейзелвуд, Дик (2005), Краткая история лодок-экспресс-каналов (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2013 г. , получено 25 мая 2013 г.
- ^ Гладвин; Белый (1980), Английские каналы , Дубвуд
- ^ Хейзелвуд 2005
- ^ Пэджет-Томлинсон 2008 , с. 231
- ^ Фэйрберн, Уильям (1831). Замечания о судоходстве по каналам, иллюстрирующие использование пара . Лонгман, Рис, Орм, Браун и Грин и т. д. и т. п.]
- ^ Макнейл, Джон Бенджамин (1833), Навигация по каналам: о сопротивлении воды прохождению лодок по каналам , Роук и Варти, Лондон ]
- ^ Рассел, Джон Скотт (1837 г.), «Исследования по гидродинамике» (PDF) , Труды Королевского общества Эдинбурга (напечатано в 1840 г.)
- ^ Делани, Рут (2004), Внутренние водные пути Ирландии , Appletree Press, Белфаст, стр. 137–9, 145–7.
- ^ «Владение лодкой» . GOV.UK. Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Ролт, LTC (1950), Внутренние водные пути Англии , Джордж Аллен и Анвин, стр. 145
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Общество по восстановлению летающих лодок Шропширского союза. «Информационный бюллетень о летающих лодках» (PDF) . Общество по восстановлению летающих лодок Шропширского союза с ограниченной ответственностью . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Богарт, Дэн; Лефорс, Майкл; Сатчелл, AEM (01 января 2019 г.). «Канальные перевозчики и созидательное разрушение на английском транспорте» . Исследования по экономической истории . 71 : 1–24. дои : 10.1016/j.eeh.2018.08.005 . ISSN 0014-4983 . S2CID 158267275 .
- ^ Пэджет-Томлинсон, Эдвард (2008), Иллюстрированная история судоходства по каналам и рекам , Landmark Publishing, стр. 228, 248–9.
- ^ «Летающие лодки — «лучшие узкие лодки, когда-либо построенные» » . www.saturnflyboat.org.uk . Проверено 25 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маклинн, Фрэнк (2012). Львиное Сердце и Лэкленд: король Ричард, король Джон и завоевательные войны . Случайный дом. ISBN 978-1-4464-4925-7 .