Jump to content

Броненосный военный корабль

Первая битва между броненосцами: CSS Virginia (слева) против USS Monitor в марте 1862 года. в битве на Хэмптон-Роудс

Броненосец с паровым двигателем, военный корабль защищенный стальной или железной броней, построенный с 1859 по начало 1890-х годов. Броненосец был разработан в результате уязвимости деревянных военных кораблей к разрывным или зажигательным снарядам . Первый броненосный линкор «Глуар » был спущен на воду французским флотом в ноябре 1859 года, немного опередив британский Королевский флот . Однако Британия построила первые военные корабли с полностью железным корпусом.

Впервые они были использованы в войне в 1862 году во время Гражданской войны в США , когда броненосцы действовали против деревянных кораблей и, в историческом противостоянии, друг против друга в битве при Хэмптон-Роудс в Вирджинии. Их характеристики продемонстрировали, что броненосец заменил небронированный линейный корабль как самый мощный военный корабль на плаву. Броненосные канонерские лодки добились большого успеха во время Гражданской войны в США.

открытого моря Броненосцы были разработаны для нескольких целей, в том числе в качестве линкоров дальнего действия , крейсеров и береговой обороны кораблей . Быстрое развитие конструкции военных кораблей в конце 19 века превратило броненосец из судна с деревянным корпусом, которое несло паруса в дополнение к паровым двигателям, в стальные линкоры с башнями и крейсеры, знакомые в 20 веке. Этому изменению способствовало развитие более тяжелых морских орудий, более совершенных паровых двигателей и достижений черной металлургии , которые сделали возможным стальное судостроение.

Быстрый темп изменений означал, что многие корабли устарели почти сразу после их постройки, а военно-морская тактика находилась в состоянии постоянного изменения. Многие броненосцы были построены для использования военно -морского тарана , торпеды , а иногда и того и другого (как в случае с меньшими кораблями, а затем и торпедными катерами), которые некоторые военно-морские конструкторы считали важным оружием морского боя. Не существует четкого конца периода бронетехники, но к концу 1890-х годов термин «броненосец» вышел из употребления. Новые корабли все чаще строились по стандартному образцу и обозначались как линкоры или броненосные крейсеры .

Разработка

[ редактировать ]

Броненосец стал технически осуществимым и тактически необходимым благодаря развитию судостроения в первой половине XIX века. По словам военно-морского историка Дж. Ричарда Хилла : «У (броненосца) было три основные характеристики: корпус с металлической обшивкой, паровая двигательная установка и основное вооружение, состоящее из орудий, способных стрелять разрывными снарядами. Только тогда, когда присутствуют все три характеристики, боевой корабль по праву можно назвать броненосным». [1] Каждая из этих разработок была представлена ​​отдельно за десятилетие до появления первых броненосцев. [ нужна ссылка ]

Паровая двигательная установка

[ редактировать ]
Наполеон (1850 г.) , первый паровой линкор.

В 18 и начале 19 веков флот полагался на два типа крупных военных кораблей: линейный корабль и фрегат . Первым крупным изменением в этих типах было использование паровой энергии для движения . Хотя военные корабли с лопастными пароходами использовались с 1830-х годов, паровая двигательная установка стала пригодной для крупных военных кораблей только после внедрения гребного винта в 1840-х годах. [2]

Винтовые фрегаты с паровым двигателем были построены в середине 1840-х годов, а в конце десятилетия французский военно-морской флот применил паровую энергетику на своей линии боя . Стремление Наполеона III получить большее влияние в Европе требовало постоянного вызова британцам на море. [3] [4] Первым специально построенным паровым линкором стал 90-пушечный «Наполеон», построенный в 1850 году. [2] «Наполеон» был вооружен как обычный линейный корабль, но его паровые двигатели могли развивать скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), независимо от ветровых условий: потенциально решающее преимущество в морском бою. . [ нужна ссылка ]

Появление линейного парохода привело к строительному соревнованию между Францией и Великобританией. Восемь однотипных кораблей « Наполеона» были построены во Франции за десять лет, но вскоре Соединенному Королевству удалось выйти в лидеры производства. В общей сложности Франция построила десять новых деревянных паровых линкоров и переоборудовала 28 из старых линейных кораблей, а Великобритания построила 18 и переоборудовала 41. [2]

Разрывные снаряды

[ редактировать ]
орудие Paixhans Морское артиллерийское . гравюра 1860 года

Эпоха деревянных линейных пароходов была недолгой из-за появления новых, более мощных морских орудий. В 1820-х и 1830-х годах на военных кораблях стали устанавливать все более тяжелые орудия, заменяя 18- и 24-фунтовые орудия на 32-фунтовые на линейных парусных кораблях и вводя 68-фунтовые на пароходах. Затем были представлены первые артиллерийские орудия, стреляющие разрывными снарядами, после их разработки французским генералом Анри-Жозефом Пэксаном . К 1840-м годам они были частью стандартного вооружения военно-морских держав, включая ВМС Франции , Королевский флот , Императорский флот России и ВМС США . [ нужна ссылка ]

Часто считается, что способность разрывных снарядов разбивать деревянные корпуса, о чем свидетельствует уничтожение русскими османской эскадры в битве при Синопе , положила конец военному кораблю с деревянным корпусом. [5] Более практическую угрозу для деревянных кораблей представляла обычная пушка, стреляющая раскаленными выстрелами, которые могли застрять в корпусе и вызвать пожар или взрыв боеприпасов. Некоторые военно-морские силы даже экспериментировали с полыми дробями, наполненными расплавленным металлом, для большей зажигательной силы. [6]

Железная броня

[ редактировать ]
ВМС Франции Броненосная плавучая батарея «Лаве» , 1854 г. Этот броненосец вместе с аналогичными «Тоннанте» и «Девастейшн » разгромил русские сухопутные батареи в Кинбурнском сражении (1855 г.) .
Мексиканский фрегат Гуадалупе, 1842 г.

Использование кованого железа вместо дерева в качестве основного материала корпусов кораблей началось в 1830-х годах; Первым «военным кораблем» с железным корпусом стала канонерская лодка «Немезида» , построенная Джонатаном Лэрдом из Биркенхеда для Ост-Индской компании в 1839 году. За ней последовал, также от Лэрда, первый полноразмерный военный корабль с металлическим корпусом — паровой фрегат 1842 года. Гуадалупе для ВМС Мексики . [7] [8] Последний корабль хорошо показал себя во время морского сражения при Кампече , а его капитан было меньше железных осколков, Гуадалупе сообщил, что, по его мнению, из корпуса чем из деревянного корпуса. [9]

Воодушевленное положительными сообщениями о железных корпусах этих кораблей в бою, Адмиралтейство заказало серию экспериментов для оценки того, что происходит, когда тонкие железные корпуса поражаются снарядами, как сплошными дробями, так и полыми снарядами, начиная с 1845 года и продолжаясь до 1851 года. Критики, такие как генерал-лейтенант сэр Говард Дуглас, считали, что осколки корпуса даже более опасны, чем осколки деревянного корпуса, и испытания частично подтвердили это мнение. Что было проигнорировано, так это то, что 14 дюймов (356 мм) древесины, поддерживающей железо, предотвратят проникновение большинства осколков и что относительно тонкие железные пластины, подкрепленные древесиной такой же толщины, обычно приводят к расколу снаряда и его невозможности взорваться. Одним из факторов, влияющих на характеристики кованого железа во время этих испытаний, который не был понят металлургами того времени, было то, что кованое железо начинает становиться хрупким при температуре ниже 20 ° C (68 ° F). Многие испытания проводились при температурах ниже этой, а бои велись в тропическом климате. [ нужна ссылка ]

Первые результаты экспериментов, казалось, поддержали критиков, и партийная политика вступила в игру, когда в 1846 году министерство вигов Первого Рассела заменило министерство Тори Второго пила . Новая администрация встала на сторону критиков и приказала построить четыре винтовых фрегата с железным корпусом , заказанные Тори переоборудуют в военные корабли . Никакие железные военные корабли не заказывались до начала Крымской войны в 1854 году. [10]

После демонстрации мощи фугасных снарядов против деревянных кораблей в Синопском сражении и опасаясь, что его собственные корабли будут уязвимы для пушек Пайшана русских укреплений в Крымской войне, император Наполеон III приказал разработать плавучие суда с небольшой осадкой. батареи, оснащенные тяжелыми орудиями и защищенные тяжелой броней. Эксперименты, проведенные в первой половине 1854 года, оказались весьма удовлетворительными, и 17 июля 1854 года французы сообщили британскому правительству, что найдено решение по созданию защищенных от огня судов и что планы будут сообщены. После испытаний в сентябре 1854 года британское Адмиралтейство согласилось построить по французским планам пять бронетанковых плавучих батарей. [11]

Французские плавучие батареи были задействованы в 1855 году в качестве дополнения к деревянному паровому боевому флоту во время Крымской войны . Роль батареи заключалась в содействии небронированным минометам и канонерским лодкам, обстреливающим береговые укрепления. Французы использовали три своих броненосных батареи ( «Лаве» , «Тоннанте» и «Девастейшн» ) в 1855 году против обороны в Кинбурнской битве на Черном море , где они были эффективны против береговой обороны русских. Позже они снова использовались во время итальянской войны на Адриатике в 1859 году. Британские плавучие батареи «Глаттон» и «Метеор» прибыли слишком поздно, чтобы участвовать в боях в Кинбурне. [12] Британцы планировали использовать свои силы в Балтийском море против хорошо укрепленной российской военно-морской базы в Кронштадте. [13]

Батареи претендуют на звание первых броненосных боевых кораблей. [1] но они были способны развивать скорость только 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час) своим ходом: они действовали своим ходом в Кинбурнской битве, [14] но его пришлось буксировать для дальней перевозки. [15] Они также, возможно, играли маргинальную роль в работе военно-морского флота. Краткий успех плавучих броненосных батарей убедил Францию ​​начать работу над броненосными кораблями для своего боевого флота. [13]

Ранние броненосные корабли и сражения

[ редактировать ]
Модель French Gloire (1858 г.), первого океанского броненосца.

К концу 1850-х годов стало ясно, что Франция не в состоянии конкурировать с Великобританией в строительстве паровых военных кораблей, и чтобы вернуть себе стратегическую инициативу, требовались кардинальные изменения. Результатом стал первый океанский броненосец «Глуар» , строительство которого было начато в 1857 году и спущено на воду в 1859 году. Деревянный корпус «Глуара » был смоделирован по образцу линейного парохода, уменьшен до одной палубы и обшит железными пластинами толщиной 4,5 дюйма ( 114 мм) толщиной. Он приводился в движение паровым двигателем, приводившим в движение одновинтовой гребной винт со скоростью 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час). Она была вооружена тридцатью шестью 6,4-дюймовыми (160-мм) нарезными орудиями. Франция приступила к постройке 16 броненосных военных кораблей, в том числе двух однотипных кораблей и «Глуара» единственных когда-либо построенных двухпалубных броненосцев «Маджента» и «Сольферино» . [16]

HMS Warrior (1860 г.), первый британский морской броненосный корабль.

Королевский флот не стремился жертвовать своим преимуществом в линейных пароходах, но был полон решимости, что первый британский броненосец превзойдет французские корабли во всех отношениях, особенно в скорости. Преимущество быстрого корабля будет в том, что он сможет выбрать дальность боя, которая сделает его неуязвимым для огня противника. Британская спецификация представляла собой скорее большой и мощный фрегат , чем линейный корабль. Требование скорости означало очень длинное судно, которое нужно было построить из железа. Результатом стала постройка двух «Воин» броненосцев класса ; HMS Warrior и HMS Black Prince . Корабли имели удачную конструкцию, хотя обязательно существовали компромиссы между мореходностью, стратегической дальностью полета и броневой защитой. Их вооружение было более эффективным, чем у «Глуара» , а с самым большим набором паровых двигателей, когда-либо установленных на корабле, они могли развивать скорость 14,3 узла (26,5 км/ч). [13] Однако «Глуар» и ее сестры имели полную железную броню по ватерлинии и самой батарее. [ нужна ссылка ]

«Британский воин» и «Черный принц» (а также меньшие по размеру «Защита и сопротивление ») были вынуждены сосредоточить свою броню в центральной «цитадели» или «броневом ящике», оставив незащищенными многие орудия главной палубы, а также носовую и кормовую части корабля. Использование железа в конструкции Warrior также имело некоторые недостатки; железные корпуса требовали более регулярного и интенсивного ремонта, чем деревянные, а железо было более подвержено загрязнению морской жизнью. [ нужна ссылка ]

К 1862 году флоты по всей Европе приняли на вооружение броненосцы. У Великобритании и Франции было по шестнадцать либо завершенных, либо строящихся судов, хотя британские суда были крупнее. Австрия, Италия, Россия и Испания также строили броненосцы. [17] с бортовым залпом Однако первые сражения с использованием новых броненосных кораблей произошли во время Гражданской войны в США между кораблями Союза и Конфедерации в 1862 году. Они заметно отличались от мачтовых конструкций Gloire и Warrior . Столкновение итальянского и австрийского флотов в битве при Лиссе (1866 г.) также оказало важное влияние на развитие конструкции броненосцев. [ нужна ссылка ]

Первые бои между броненосцами: Гражданская война в США

[ редактировать ]
Canonicus класса Монитор USS Mahopac на реке Аппоматтокс , 1864 год.

Первое боевое применение броненосцев произошло во время Гражданской войны в США . Военно-морской флот США на момент начала войны не имел броненосцев, а его самыми мощными кораблями были шесть небронированных паровых фрегатов. [18] Поскольку основная часть военно-морского флота оставалась верной Союзу, Конфедерация стремилась получить преимущество в военно-морском конфликте, приобретая современные броненосные корабли. В мае 1861 года Конгресс Конфедерации выделил 2 миллиона долларов на закупку броненосцев из-за границы, а в июле и августе 1861 года Конфедерация начала работы по строительству и переоборудованию деревянных кораблей. [19]

12 октября 1861 года CSS «Манассас» стал первым броненосцем, вступившим в бой, когда он сражался с военными кораблями Союза на Миссисипи во время битвы у Главы перевалов . Ее переоборудовали из коммерческого судна в Новом Орлеане для боевых действий на реках и в прибрежных водах. В феврале 1862 года более крупный корабль CSS « Вирджиния» присоединился к ВМС Конфедерации, будучи перестроенным в Норфолке . Построенный на основе корпуса военного корабля США « Мерримак» , «Вирджиния» изначально представлял собой обычный военный корабль, сделанный из дерева, но, , он был преобразован в бронированный боевой корабль из каземата когда он вошел в состав ВМС Конфедерации с железным покрытием . К этому времени Союз построил семь броненосных канонерских лодок класса « Сити» и собирался достроить USS Monitor — новаторскую конструкцию, предложенную шведским изобретателем Джоном Эрикссоном . Союз также строил большой броненосный фрегат USS New Ironsides и меньший USS Galena . [20]

Броненосец Конфедерации «Атланта» на реке Джеймс в 1864–1865 годах после ее захвата войсками Союза.

Первое сражение между броненосцами произошло 9 марта 1862 года, когда бронированный «Монитор» был задействован для защиты деревянного флота Союза от броненосного тарана «Вирджиния» и других военных кораблей Конфедерации. [21] В этом бою, на второй день битвы на Хэмптон-Роудс , два броненосца неоднократно пытались протаранить друг друга. [ сомнительно обсудить ] пока снаряды отскакивали от их брони. Битва привлекла внимание всего мира, дав понять, что деревянный военный корабль устарел, и броненосцы легко его уничтожили. [22]

Во время Гражданской войны обе стороны построили больше броненосцев, и они играли все возрастающую роль в морской войне наряду с небронированными военными кораблями, торговыми рейдерами и прорывателями блокады. Союз построил большой парк из пятидесяти мониторов по образцу своего тезки. Конфедерация строила корабли, спроектированные как уменьшенные версии Вирджинии , многие из которых участвовали в боевых действиях. [23] но их попытки купить броненосцы за рубежом были сорваны, поскольку европейские страны конфисковали корабли, строившиеся для Конфедерации – особенно в России, единственной стране, которая открыто поддерживала Союз во время войны. Только CSS Stonewall был построен, и он прибыл в кубинские воды как раз к концу войны. [24]

До конца войны броненосцы участвовали в атаках Союза на порты Конфедерации. Семь наблюдателей Союза, в том числе военный корабль США « Монтаук» , а также два других броненосца, броненосный фрегат « Нью-Айронсайдс» и легкий военный корабль США « Кеокук» , участвовали в неудавшейся атаке на Чарльстон ; один был потоплен. Два небольших броненосца, CSS Palmetto State и CSS Chicora, участвовали в защите гавани. Для последующего нападения на Мобил-Бэй Союз собрал четыре монитора, а также 11 деревянных кораблей, противостоящих CSS Tennessee , самому мощному броненосцу Конфедерации, и три канонерские лодки . [25]

На западном фронте Союз построил огромные силы речных броненосцев, начав с нескольких переоборудованных речных судов, а затем наняв инженера Джеймса Идса из Сент-Луиса , штат Миссури, на постройку броненосцев класса «Сити». Эти превосходные корабли были построены с двумя двигателями и центральным гребным колесом, и все они были защищены бронированным казематом. Они имели неглубокую осадку, что позволяло им плавать вверх по более мелким притокам, и очень хорошо подходили для речных операций. Идс также производил мониторы для использования на реках, первые два из которых отличались от океанских мониторов тем, что содержали гребное колесо ( USS Neosho и USS Osage ). [ нужна ссылка ]

Броненосцы Союза сыграли важную роль в Миссисипи и ее притоках, обеспечив мощный огонь по фортам, сооружениям и судам Конфедерации, сохраняя относительную безнаказанность перед огнем противника. Они не были так тяжело бронированы, как океанские мониторы Союза, но вполне подходили для использования по назначению. Больше броненосцев Союза Западной флотилии было потоплено торпедами (минами), чем огнем противника, и наиболее разрушительный огонь по броненосцам Союза велся с береговых сооружений, а не с судов Конфедерации. [ нужна ссылка ]

Лисса: первое сражение флота

[ редактировать ]
Флоты участвуют в битве при Лиссе

Первым сражением флота и первым океанским сражением с участием броненосных военных кораблей стала битва при Лиссе в 1866 году. Это сражение, которое велось между австрийским и итальянским флотами, объединило флоты деревянных фрегатов , корветов и броненосных кораблей с обеих сторон в крупнейшем военно-морском флоте. сражениями битва между Наваринским и Цусимским . [26]

Итальянский флот состоял из 12 броненосцев и такого же количества деревянных военных кораблей, сопровождавших транспорты с войсками, намеревавшимися высадиться на адриатическом острове Лисса. Среди итальянских броненосцев было семь броненосных фрегатов с бортовыми бортами, четыре меньших броненосца и недавно построенный «Аффондаторе» — двухбашенный таран. Противостоять им австрийский флот имел семь броненосных фрегатов. [26]

Австрийцы считали, что их корабли имеют менее эффективные орудия, чем противник, поэтому решили атаковать итальянцев с близкого расстояния и таранить их. Австрийский флот выстроился в стрелковый строй с броненосцами в первой линии и атаковал итальянскую броненосную эскадру. В последовавшей за этим схватке обе стороны были разочарованы отсутствием повреждений, нанесенных орудиями, а также сложностью тарана - тем не менее, эффективный таран, нанесенный австрийским флагманом против итальянского корабля, привлек большое внимание в последующие годы. [26]

Превосходящий итальянский флот потерял два броненосца, Re d'Italia и Palestro , в то время как австрийский небронированный винтовой двухпалубный SMS Kaiser замечательно выдержал ближний бой с четырьмя итальянскими броненосцами. Битва обеспечила популярность тарана как оружия среди европейских броненосцев на долгие годы, а победа, одержанная Австрией, утвердила ее как преобладающую военно-морскую державу на Адриатике . [26]

Сражения Гражданской войны в США и сражения при Лиссе оказали большое влияние на конструкцию и тактику последующего броненосного флота. В частности, он преподал поколению военно-морских офицеров (в конечном итоге ошибочный) урок о том, что таран — лучший способ потопить вражеские броненосцы. [ нужна ссылка ]

Вооружение и тактика

[ редактировать ]

Принятие железной брони означало, что традиционное военно-морское вооружение из десятков легких пушек стало бесполезным, поскольку их выстрел отскакивал от бронекорпуса. Чтобы пробить броню, на кораблях устанавливались все более тяжелые орудия; тем не менее широкое распространение получило мнение, что таран единственный способ потопить броненосец - это . Увеличение размера и веса орудий также означало переход от кораблей, на которых установлено множество орудий по бортам, как на линейном корабле, к небольшому количеству орудий в башнях для кругового огня. [ нужна ссылка ]

Увлечение бараном

[ редактировать ]
Панч -карикатура мая 1876 года, изображающая Британию , одетую в доспехи броненосца, со словом «Негибкий» на воротнике и обращающуюся к морскому богу Нептуну. Обратите внимание на барана, торчащего из нагрудника Британии. Подпись гласит: ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС. Британия. «Послушайте, отец Нэп! Я больше не могу! Кто будет «править волнами» в таких делах?»

С 1860-х по 1880-е годы многие военно-морские конструкторы считали, что таран снова стал жизненно важным оружием в морской войне. Паровая энергия освобождала корабли от ветра, железная конструкция увеличивала их конструктивную прочность, а броня делала их неуязвимыми для артиллерийского огня. Казалось, таран давал возможность нанести решающий удар. [27]

Незначительные повреждения, нанесенные орудиями «Монитора» и «Вирджинии» на Хэмптон-Роудс , а также впечатляющий, но удачный успех австрийского флагмана SMS Erzherzog Ferdinand Max, потопившего итальянский Re d'Italia в Лиссе, придали силы увлечению таранами. [28] С начала 1870-х по начало 1880-х годов большинство британских военно-морских офицеров считали, что пушки в качестве основного военно-морского вооружения скоро будут заменены таранами. Те, кто отмечал небольшое количество кораблей, фактически потопленных в результате тарана, изо всех сил пытались быть услышанными. [29]

Возрождение тарана оказало существенное влияние на военно-морскую тактику. С 17 века преобладающей тактикой морской войны была линия боя , когда флот выстраивался в длинную линию, чтобы обеспечить лучший огонь из бортовых орудий. Эта тактика совершенно не годилась для тарана, и таран привел в замешательство тактику флота. Вопрос о том, как броненосный флот должен развертываться в бою, чтобы наилучшим образом использовать таран, никогда не проверялся в бою, а если бы это было так, бой мог бы показать, что тараны можно использовать только против кораблей, которые уже были остановлены в воде. . [30]

Таран окончательно вышел из моды в 1880-х годах, поскольку того же эффекта можно было достичь с помощью торпеды , но с меньшей уязвимостью для скорострельных орудий. [31]

Развитие морских орудий

[ редактировать ]
с казенной частью 110-фунтовая пушка Армстронг на HMS Warrior
Механизм перезарядки на борту HMS Inflexible
Обтюратор , изобретенный де Банже, позволил эффективно герметизировать затворы казнозарядных орудий.

Вооружение броненосцев имело тенденцию концентрироваться в небольшом количестве мощных орудий, способных пробивать броню кораблей противника на расстоянии; Калибр и масса орудий заметно увеличились для достижения большей бронепробиваемости. На протяжении всей эпохи бронетехники военно-морские силы также сталкивались со сложностями соотношения нарезных и гладкоствольных орудий, заряжания с казенной части и дульного заряжания . [ нужна ссылка ]

HMS Warrior нес на вооружении смесь 110-фунтовых 7-дюймовых (178-мм) казнозарядных винтовок и более традиционных 68-фунтовых гладкоствольных орудий. Уорриор подчеркнул проблемы выбора правильного вооружения; несенные на ней затворы, спроектированные сэром Уильямом Армстронгом , должны были стать следующим поколением тяжелого вооружения для Королевского флота, но вскоре были сняты с вооружения. [32]

Казенозарядные орудия, казалось, давали важные преимущества. Зарядное заряжание можно было перезарядить, не перемещая орудие, что было длительным процессом, особенно если затем нужно было перенацелить орудие. также Warrior компании Ружья Армстронга имели то преимущество, что были легче аналогичных гладкоствольных ружей и, благодаря нарезам, более точными. [32] Тем не менее, эта конструкция была отклонена из-за проблем, которые десятилетиями преследовали заряжающиеся с казенника устройства. [ нужна ссылка ]

Слабым местом затвора была очевидная проблема с герметизацией затвора. Все орудия работают за счет взрывного преобразования твердого топлива в газ. Этот взрыв выбрасывает выстрел или снаряд из передней части орудия, но также создает большие нагрузки на ствол оружия. Если затвор, на который воздействуют одни из самых больших сил в оружии, не совсем надежен, то существует риск, что либо газ выйдет через затвор, либо затвор сломается. Это, в свою очередь, снижает начальную скорость оружия, а также может подвергнуть опасности расчет орудия. Warrior Оружие Армстронга компании страдало от обеих проблем; снаряды не могли пробить 4,5-дюймовую (114-мм) броню Gloire , а иногда при выстреле винт, закрывавший затвор, вылетал назад из орудия. Аналогичные проблемы возникли с казнозарядными орудиями, которые стали стандартными во флотах Франции и Германии. [33]

Эти проблемы побудили британцев до 1880-х годов оснащать корабли дульнозарядным вооружением увеличивающейся мощности. После краткого внедрения 100-фунтовой или 9,2-дюймовой (230-мм) гладкоствольной пушки Somerset Gun , которая весила 6,5 длинных тонн (6,6 т), Адмиралтейство представило 7-дюймовые (178-мм) нарезные пушки массой 7 длинных тонн (7 т). За ними последовала серия все более гигантских орудий — орудия весом 12 длинных тонн (12 т), 18 длинных тонн (18 т), 25 длинных тонн (25 т), 38 длинных тонн (39 т) и, наконец, 81 длинная тонна ( 82 т), при этом калибр увеличился с 8 дюймов (203 мм) до 16 дюймов (406 мм). [ нужна ссылка ]

Решение сохранить дульнозарядные устройства до 1880-х годов подверглось критике со стороны историков. Однако, по крайней мере, до конца 1870-х годов британские дульнозарядные устройства имели превосходящие характеристики как по дальности, так и по скорострельности, чем французские и прусские казнозарядные устройства, которые страдали теми же проблемами, что и первые орудия Армстронга. [34]

Начиная с 1875 года баланс между казенной и дульной нагрузкой изменился. Капитан де Банж изобрел метод надежной герметизации затвора, принятый французами в 1873 году. Столь же убедительно и то, что растущие размеры морских орудий и, следовательно, боеприпасов к ним значительно усложнили дульное заряжание. При орудии таких размеров не было никакой перспективы вытаскивать орудие для перезарядки или даже перезаряжать вручную, а для перезарядки орудия за пределами башни, не подвергая расчет огню противника, требовались сложные гидравлические системы. В 1882 году 81-тонные 16-дюймовые орудия HMS Inflexible стреляли только один раз каждые 11 минут во время бомбардировки Александрии во время восстания Ураби . [35] массой 102 тонны (104 т) и калибром 450 мм (17,72 дюйма) Дуилио Орудия класса могли стрелять по выстрелу каждые 15 минут. [36]

В Королевском флоте переход на затворы был окончательно осуществлен в 1879 году; Помимо значительных преимуществ с точки зрения характеристик, на мнение повлиял взрыв на борту HMS Thunderer , вызванный двойным заряжанием орудия - проблема, которая могла возникнуть только с дульнозарядным орудием. [37]

Калибр и масса орудий пока могли только увеличиваться. Чем больше орудие, тем медленнее оно будет заряжаться, тем больше нагрузка на корпус корабля и тем меньше остойчивость корабля. Размер орудия достиг своего пика в 1880-х годах, когда это были одни из самых тяжелых калибров орудий, когда-либо использовавшихся в море. HMS Benbow нес две 16,25-дюймовые (413-мм) казнозарядные пушки , каждая весом 110 длинных тонн (112 т). дульнозарядные орудия калибра 450 мм (17,72 дюйма) Спустя несколько лет итальянцы применили на кораблях класса «Дуилио» . [Примечание 1] Одним из соображений, которое стало более острым, было то, что даже у оригинальных моделей Армстронга, после Крымской войны, дальность и поражающая сила намного превышали простую точность, особенно на море, где малейший крен или наклон судна как «плавающей оружейной платформы» мог свести на нет преимущество нарезки. Соответственно, американские эксперты по артиллерийскому вооружению отдавали предпочтение гладкоствольным монстрам, снаряды которых могли хотя бы «скакать» по поверхности воды. Реальная эффективная дальность боя, как они узнали во время Гражданской войны, была сопоставима с дальностью боя в эпоху парусного спорта, хотя теперь судно можно было разбить на куски всего за несколько выстрелов. Дым и общий хаос боя только усугубляли проблему. В результате многие морские сражения в «Эру броненосцев» по-прежнему велись на дистанциях в пределах прямой видимости целей и значительно ниже максимальной досягаемости орудий кораблей. [ нужна ссылка ]

Другой метод увеличения огневой мощи заключался в изменении выпускаемого снаряда или типа пороха. Ранние броненосцы использовали черный порох , который быстро расширялся после сгорания; это означало, что у пушек были относительно короткие стволы, чтобы сам ствол не замедлял снаряд. Резкость взрыва черного пороха также означала, что оружие подвергалось сильнейшим нагрузкам. Одним из важных шагов было прессование пороха в гранулы, что позволило произвести более медленный и контролируемый взрыв и увеличить длину ствола. Дальнейшим шагом вперед стало введение химически другого коричневого пороха , который снова сгорал медленнее. Это также оказывает меньшую нагрузку на внутреннюю часть ствола, что позволяет оружию служить дольше и производить его с более жесткими допусками. [39]

Разработка бездымного пороха на основе нитроглицерина или нитроцеллюлозы французским изобретателем Полем Виеллем в 1884 году стала дальнейшим шагом, позволившим использовать пороховые заряды меньшего размера с более длинными стволами. Орудия линкоров 1890-х годов до дредноута, как правило, были меньше по калибру по сравнению с кораблями 1880-х годов, чаще всего 12 дюймов (305 мм), но постепенно увеличивалась длина ствола, используя улучшенные порохи для получения большей мощности. начальная скорость. [39]

Характер снарядов также изменился в период броненосцев. Изначально лучшим бронебойным снарядом была цельная чугунная дробь. Позже дробь из закаленного железа , более твердого железного сплава, придавала лучшие бронебойные качества. Со временем был разработан бронебойный снаряд . [39]

Расположение вооружения

[ редактировать ]

Бортовые броненосцы

[ редактировать ]

Обычный залп HMS 68-фунтовых орудий Warrior . 1860 года

Первые британские, французские и русские броненосцы, являясь логическим развитием конструкции военных кораблей из задолго до этого эпохи линейных деревянных кораблей , несли свое вооружение в одну линию вдоль бортов и поэтому назывались « с бортовым залпом ». броненосцами [40] [41] И Gloire , и HMS Warrior были примерами этого типа. Поскольку их броня была очень тяжелой, они могли нести только один ряд орудий вдоль главной палубы с каждого борта, а не по одному ряду на каждой палубе. [ нужна ссылка ]

Значительное количество бортовых броненосцев было построено в 1860-х годах, в основном в Великобритании и Франции, но в меньшем количестве другими державами, включая Италию, Австрию, Россию и США. [41] Преимущество установки орудий на обоих бортах заключалось в том, что корабль мог поражать более одного противника одновременно, а такелаж не затруднял поле обстрела. [42]

Бортовое вооружение также имело недостатки, которые становились более серьезными по мере развития бронетехники. Более тяжелые орудия, способные пробивать все более толстую броню, означали, что можно было носить с собой меньше орудий. Более того, принятие тарана в качестве важной тактики означало необходимость ведения огня вперед и кругового огня. [43] Эти проблемы привели к тому, что конструкции бортового залпа были заменены конструкциями, обеспечивающими больший круговой огонь, в том числе конструкциями с центральной батареей, башней и барбетом. [42]

Турели, батареи и барбеты

[ редактировать ]
Барбет Redoutable
Барбетта из Вобана

Существовало два основных варианта конструкции бортового залпа. В одной из конструкций орудия размещались в бронированном каземате на миделе корабля: такое расположение называлось «коробчатая батарея» или «центральная батарея». В другом варианте орудия можно было разместить на вращающейся платформе, чтобы обеспечить широкое поле огня; при полном бронировании такое устройство называлось башней , а при частичном или небронированном - барбетом . [ нужна ссылка ]

Центральная батарея была более простым и в 1860-х и 1870-х годах более популярным методом. Сосредоточение орудий на миделе означало, что корабль мог быть короче и удобнее, чем бортовой тип. Первым полномасштабным кораблем с центральной батареей стал HMS Bellerophon 1865 года; французы заложили броненосцы с центральной батареей в 1865 году, которые были завершены только в 1870 году. Корабли с центральной батареей часто, но не всегда, имели утопленный надводный борт, позволяющий некоторым из их орудий вести огонь прямо вперед. [44]

Башня впервые была использована в морском бою на авианосце USS Monitor в 1862 году, ее тип башни был разработан шведским инженером Джоном Эрикссоном . Конкурирующая конструкция башни была предложена британским изобретателем Каупером Коулсом , прототип которой был установлен на HMS Trusty в 1861 году для целей испытаний и оценки. Револьверная головка Эрикссона вращалась на центральном шпинделе, а башня Коулза — на кольце подшипников. [39] Башни обеспечивали максимальную дугу обстрела орудий, но в 1860-х годах с их использованием возникли серьезные проблемы. Радиус огня башни был значительно ограничен мачтами и такелажем, поэтому они не подходили для использования на более ранних океанских броненосцах. Вторая проблема заключалась в том, что турели были чрезвычайно тяжелыми. Эрикссон смог предложить максимально тяжелую башню (орудия и броневую защиту), намеренно спроектировав корабль с очень низким надводным бортом . Таким образом, вес, сэкономленный за счет высокого бортового залпа над ватерлинией, был перенесен на настоящие орудия и броню. Однако низкий надводный борт также означал меньший корпус и, следовательно, меньшую вместимость для хранения угля — и, следовательно, дальность полета судна. с башней и низким надводным бортом Во многих отношениях «Монитор» и матросский залп HMS Warrior представляли собой две противоположные крайности в том, что такое «броненосец». Самая драматичная попытка компромисса между этими двумя крайностями или «квадратуры этого круга» была предпринята капитаном Каупером Фиппсом Коулзом: ГМС Капитан . Это был корабль с опасно низкой башней надводного борта, который, тем не менее, нес полный парусный вооружение и впоследствии перевернулся вскоре после спуска на воду в 1870 году. Его сводная сестра HMS Monarch была ограничена стрельбой из башен только по левому и правому борту. Третьим кораблём Королевского флота, сочетавшим башни и мачты, был HMS Inflexible 1876 года, который нес две башни по обе стороны от центральной линии, что позволяло вести огонь как в нос, так и в корму и борт. [45]

Более легкой альтернативой башне, особенно популярной во французском флоте, была барбета. Это были стационарные бронебашни, на которых на поворотной платформе крепилось орудие. Экипаж был защищен от прямого огня, но уязвим для огня с навесного огня , например, с береговых огневых точек. Барбет был легче башни, требовал меньше оборудования и не имел брони крыши. С некоторых барбетов сняли броню, чтобы уменьшить максимальный вес кораблей. Барбет получил широкое распространение в 1880-х годах и с добавлением бронированной «оружейной рубки» превратился в башни линкоров до дредноутов. [39]

В эпоху броненосцев были разработаны торпеды взрывного действия в качестве военно-морского оружия, что усложнило конструкцию и тактику броненосного флота. Первыми торпедами были статические мины , широко использовавшиеся во время Гражданской войны в США. В этом конфликте также была разработана лонжеронная торпеда — заряд взрывчатого вещества, прижимаемый к корпусу военного корабля небольшой лодкой. Впервые большой военный корабль столкнулся с серьезной угрозой со стороны меньшего корабля, и, учитывая относительную неэффективность артиллерийского огня по броненосцам, угрозу со стороны лонжеронной торпеды воспринимали серьезно. Военно-морской флот США переоборудовал четыре своих монитора в безбашенные бронированные лонжеронно-торпедные корабли во время строительства в 1864–1865 годах, но эти корабли так и не участвовали в боевых действиях. [46] Другое предложение, буксируемая торпеда или торпеда «Харви», предполагало установку взрывчатого вещества на тросе или выносной опоре; либо для того, чтобы удержать корабль от тарана, либо для того, чтобы сделать торпедную атаку лодки менее самоубийственной. [ нужна ссылка ]

Более практичным и влиятельным оружием была самоходная торпеда или торпеда Уайтхеда . Изобретенный в 1868 году и развернутый в 1870-х годах, он входил в состав вооружения броненосцев 1880-х годов, таких как HMS Inflexible и итальянский Duilio класс . Уязвимость броненосца к торпеде была ключевой частью критики бронированных военных кораблей со стороны Jeune Ecole школы военно-морской мысли ; Оказалось, что любой корабль, достаточно бронированный, чтобы предотвратить разрушение артиллерийским огнем, будет достаточно медленным, чтобы его можно было легко поймать торпедой. Однако на практике Jeune Ecole оказала влияние лишь на короткое время, и торпеды составляли часть запутанной смеси оружия, которым обладали броненосцы. [47]

Броня и строительство

[ редактировать ]
Французский Redoutable (1876 г.), первый линкор, использовавший сталь в качестве основного строительного материала.

Первые броненосцы имели деревянные или железные корпуса и были защищены бронёй из кованого железа, подкреплённой толстыми деревянными обшивками. До 1870-х годов броненосцы все еще строились с деревянными корпусами. [ нужна ссылка ]

Корпуса: железо, дерево и сталь.

[ редактировать ]

Использование конструкции из кованого железа для военных кораблей давало преимущества при проектировании корпуса. Однако небронированное железо имело множество военных недостатков и создавало технические проблемы, из-за которых деревянные корпуса использовались в течение многих лет, особенно для крейсерских военных кораблей дальнего действия. [ нужна ссылка ]

Железные корабли впервые были предложены для использования в военных целях в 1820-х годах. В 1830-х и 1840-х годах Франция, Великобритания и Соединенные Штаты экспериментировали с канонерскими лодками и фрегатами с железным корпусом, но небронированными. Однако к концу 1840-х годов от фрегата с железным корпусом отказались, поскольку железные корпуса были более уязвимы для твердых выстрелов; железо было более хрупким, чем дерево, а железные рамы чаще теряли форму, чем деревянные. [48]

Непригодность небронированного железа для корпусов военных кораблей означала, что железо использовалось в качестве строительного материала для линкоров только тогда, когда оно было защищено броней. Однако железо давало корабельному архитектору немало преимуществ. Железо позволяло кораблям большего размера и более гибкой конструкции, например, использование водонепроницаемых переборок на нижних палубах. «Воин» с деревянным корпусом , построенный из железа, был длиннее и быстрее, чем «Глуар» . Железо можно было производить на заказ и сразу же использовать, в отличие от необходимости давать древесине длительный период выдержки . А учитывая большое количество древесины, необходимое для постройки парового военного корабля, и падение стоимости железа, железные корпуса становились все более рентабельными. Основная причина использования французами деревянных корпусов для броненосного флота, построенного в 1860-х годах, заключалась в том, что французская металлургическая промышленность не могла обеспечить их в достаточном количестве, а основная причина, по которой Великобритания построила несколько броненосцев с деревянным корпусом, заключалась в том, чтобы наилучшим образом использовать корпуса. уже начал и дрова уже купил. [49]

Деревянные корпуса продолжали использоваться для дальнобойных и небольших броненосцев, поскольку железо, тем не менее, имело существенный недостаток. Железные корпуса подвергались быстрому загрязнению морской жизнью, что замедляло скорость кораблей, что вполне приемлемо для европейского боевого флота, находящегося вблизи сухих доков , но является трудностью для кораблей дальнего действия. Единственным решением было обшить железный корпус сначала деревом, а затем медью - трудоемкий и дорогой процесс, который делал деревянную конструкцию привлекательной. [50] Железо и дерево были в некоторой степени взаимозаменяемыми: японские «Конго» и «Хиеи» , заказанные в 1875 году, были кораблями-близнецами , но один был построен из железа, а другой — из композитной конструкции. [51]

После 1872 года сталь стала использоваться в качестве строительного материала. По сравнению с железом сталь обеспечивает большую структурную прочность при меньшем весе. Французский флот лидировал в использовании стали в своем флоте, начиная с Redoutable , заложенного в 1873 году и спущенного на воду в 1876 году. [52] Тем не менее, Redoutable имел броню из кованого железа, а часть внешнего корпуса была сделана из железа, а не из стали. [ нужна ссылка ]

Несмотря на то, что Великобритания лидировала в мире по производству стали, Королевский флот не спешил принимать на вооружение стальные военные корабли. Бессемеровский процесс производства стали имел слишком много недостатков для его крупномасштабного использования на судах. Французские производители использовали процесс Сименса-Мартена для производства качественной стали, но британские технологии отставали. [53] Первыми цельностальными военными кораблями, построенными Королевским флотом, были диспетчерские суда «Ирис» и «Меркурий» , заложенные в 1875 и 1876 годах. [ нужна ссылка ]

Схемы брони и защиты

[ редактировать ]
Железно-деревянная броня Воина

Корабли, построенные из железа, использовали древесину как часть своей системы защиты. HMS Warrior был защищен 4,5-дюймовым (114-миллиметровым) кованым железом, опирающимся на 15-дюймовый (381-миллиметровый) тик , самую прочную древесину судостроения. Древесина играла две роли: предотвращала растрескивание , а также предотвращала повреждение конструкции корабля от удара. Позже дерево и железо были объединены в броню «сэндвич», например, в HMS Inflexible . [54]

Сталь также была очевидным материалом для доспехов. Его испытывали в 1860-х годах, но сталь того времени была слишком хрупкой и разрушалась при ударе снарядами. Использование стали стало практичным, когда был найден способ сплавления стали с пластинами из кованого железа, придавая форму составной брони . Эта составная броня использовалась британцами на кораблях, построенных с конца 1870-х годов, сначала для брони башни (начиная с HMS Inflexible ), а затем для всей брони (начиная с HMS Colossus 1882 года). [55] Военно-морские силы Франции и Германии почти сразу же приняли это нововведение, получив лицензии на использование «системы Вильсона» для производства плавленой брони. [56]

Первыми броненосцами с цельностальной броней были два корабля класса Дуилио . Хотя корабли были заложены в 1873 году, их броня не закупалась во Франции до 1877 года. В 1880 году французский флот решил принять составную броню для своего флота, но обнаружил, что ее запасы ограничены, поэтому с 1884 года французский флот использовал стальную броню. [56] Британия придерживалась комбинированной брони до 1889 года. [ нужна ссылка ]

Наилучшая железная броня представляла собой закаленную никелевую сталь. В 1890 году ВМС США испытали стальную броню, закаленную по методу Харви , и пришли к выводу, что она превосходит составную броню. В течение нескольких лет «Harvey Steel» была новейшим изделием, производимым в США, Франции, Германии, Великобритании, Австрии и Италии. В 1894 году немецкая фирма «Крупп» разработала газовую цементацию , позволившую еще больше укрепить стальную броню. Немецкий «Кайзер Фридрих III» , заложенный в 1895 году, был первым кораблем, на котором была использована новая «крупповская броня», и новая броня была быстро принята на вооружение; Королевский флот использовал ее с HMS Canopus , заложенного в 1896 году. К 1901 году почти все новые линкоры использовали броню Krupp, хотя США продолжали использовать броню Harvey параллельно до конца десятилетия. [ нужна ссылка ]

Эквивалентная прочность различных броневых листов была следующей: 15 дюймов (381 мм) кованого железа были эквивалентны 12 дюймам (305 мм) простой стали или комбинированной брони из железа и стали, а также 7,75 дюйма (197 мм) брони. Броня Харви или 5,75 дюйма (146 мм) брони Круппа. [57]

Бронированная конструкция также послужила прообразом более поздних дебатов в конструкции линкоров между сужением брони и конструкцией брони по принципу «все или ничего». «Уорриор» был лишь полубронированным и мог быть выведен из строя ударами по носу и корме. [58] По мере того как толщина брони увеличивалась для защиты кораблей от все более тяжелых орудий, площадь корабля, которую можно было полностью защитить, уменьшалась. Броневая защита « Инфлексибл » в основном ограничивалась центральной цитаделью на миделе корабля, защищая котлы и двигатели, башни и магазины и многое другое. Искусное расположение заполненных пробкой отсеков и водонепроницаемых переборок было предназначено для того, чтобы удержать судно на плаву в случае повреждения небронированных секций. [59]

Силовая установка: паровая и парусная.

[ редактировать ]
Слава под парусом

Первые океанские броненосцы имели мачты и паруса, как и их деревянные предшественники, и лишь постепенно от этих особенностей отказались. Ранние паровые машины были неэффективны; деревянный паровой флот Королевского флота мог перевозить только «уголь на 5–9 дней», [60] аналогичная ситуация была и с ранними броненосцами. Warrior также иллюстрирует две конструктивные особенности, которые способствовали созданию гибридной силовой установки; у нее были выдвижные винты для уменьшения лобового сопротивления под парусом (хотя на практике паровой двигатель работал на малом газе) и телескопическая воронка, которую можно было сложить до уровня палубы. [61]

Французская бронетанковая плавучая батарея Арроганте (1864 г.)

Корабли, предназначенные для прибрежной войны, такие как плавучие батареи «Крым» или военный корабль США «Монитор» и его сестры, с самого начала обходились без мачт. Британский HMS Devastation , спущенный на воду в 1869 году, был первым большим океанским броненосцем, отказавшимся от мачт. Ее основная роль заключалась в боях в Ла-Манше и других европейских водах; хотя запасы угля давали ей достаточный запас хода, чтобы пересечь Атлантику, на другой стороне океана у нее не хватило бы выносливости. «Девастейшн » и подобные ему корабли, принятые на вооружение британского и российского флотов в 1870-х годах, были скорее исключением, чем правилом. Большинство броненосцев 1870-х годов сохранили мачты, и только итальянский флот, который в то десятилетие был сосредоточен на операциях на малом расстоянии в Адриатике, [62] последовательно строили безмачтовые броненосцы. [63]

В 1860-х годах паровые машины улучшились с появлением паровых машин двойного расширения , которые использовали на 30–40% меньше угля, чем более ранние модели. Королевский флот решил перейти на двигатели двойного расширения в 1871 году, и к 1875 году они получили широкое распространение. Однако одного этого развития было недостаточно, чтобы ознаменовать конец мачты. Было ли это связано с желанием консерваторов сохранить паруса или это было рациональным ответом на оперативную и стратегическую ситуацию, остается предметом споров. Для флота, работающего только на паре, потребуется сеть угольных станций по всему миру, которые необходимо будет укрепить ценой больших затрат, чтобы не допустить их попадания в руки врага. Не менее важно и то, что из-за нерешенных проблем с технологией котлов, обеспечивающих пар для двигателей, производительность двигателей двойного расширения на практике редко была такой же хорошей, как в теории. [64]

HMS Inflexible после замены парусных мачт на военные.

В 1870-е годы возросло различие между «первоклассными броненосцами» или «линкорами», с одной стороны, и «крейсерскими броненосцами», предназначенными для работы на дальних дистанциях, с другой. Требование к первоклассным броненосцам очень тяжелой брони и вооружения означало увеличение водоизмещения, что снижало скорость под парусами; а мода на турели и барбеты делала парусное вооружение все более неудобным. HMS Inflexible , спущенный на воду в 1876 году, но не вошедший в строй до 1881 года, был последним британским линкором, имевшим мачты, и многие считали это ошибкой. В начале 1880-х годов парусное вооружение на броненосных кораблях прекратилось. [60]

Паруса сохранялись на «крейсерских броненосцах» гораздо дольше. В 1860-х годах французский военно-морской флот производил Альма и Ла Галиссоньер классы как небольшие броненосцы дальнего действия, подобные заморским крейсерам. [65] и британцы ответили такими кораблями, как HMS Swiftsure 1870 года. Русский корабль «Генерал-адмирал» , заложенный в 1870 году и построенный в 1875 году, представлял собой модель быстрого и дальнобойного броненосца, который, вероятно, был способен обогнать и победить в бою. такие корабли, как Swiftsure . Даже более поздний HMS Shannon , который часто называют первым британским броненосным крейсером, был бы слишком медленным, чтобы обогнать генерал-адмирала . Хотя «Шеннон» был последним британским кораблем с выдвижным гребным винтом, более поздние броненосные крейсеры 1870-х годов сохранили парусное вооружение, в результате чего пожертвовали скоростью под паром. Только в 1881 году Королевский флот заложил бронированный военный корабль дальнего действия, способный ловить вражеские торговые рейдеры, HMS Warspite , строительство которого было завершено в 1888 году. [66] В то время как к концу 1880-х годов парусные установки устарели для всех целей, корабли с такелажем находились в эксплуатации до начала 20-го века. [ нужна ссылка ]

Последней эволюцией броненосной силовой установки стало внедрение паровой машины тройного расширения, дальнейшее усовершенствование, которое впервые было применено на HMS Sans Pareil , заложенном в 1885 году и введенном в эксплуатацию в 1891 году. Многие корабли также использовали принудительную тягу для получения дополнительной мощности от свои двигатели, и эта система широко использовалась до появления паровой турбины в середине первого десятилетия двадцатого века. [67]

Хотя броненосцы быстро распространились во флотах по всему миру, серьезных морских сражений с участием броненосцев было немного. Большинство европейских стран урегулировали разногласия на суше, а Королевский флот изо всех сил пытался поддерживать сдерживающий паритет, по крайней мере, с Францией, обеспечивая при этом соответствующую защиту британской торговли и колониальных аванпостов по всему миру. Для британского королевского флота броненосцы оставались в первую очередь вопросом защиты Британских островов и, во вторую очередь, проецирования силы за границу. Морские сражения второй половины XIX века, в которых участвовали броненосцы, обычно включали колониальные действия или столкновения между второразрядными военно-морскими державами. Но этих столкновений часто было достаточно, чтобы убедить британских политиков в растущей опасности чисто военно-морской иностранной интервенции, от Хэмптон-Роудс во время Гражданской войны в США до усиления совместной обороны военно-морских арсеналов, таких как Кронштадт и Шербур. [ нужна ссылка ]

Существовало множество типов броненосцев: [68]

[ редактировать ]

Соединенное Королевство обладало крупнейшим военно-морским флотом в мире на протяжении всего железного периода. Королевский флот был вторым, принявшим на вооружение броненосные военные корабли, и применял их по всему миру во всем диапазоне функций. В эпоху парусного спорта британская военная стратегия зависела от блокады портов противника Королевским флотом. Из-за ограниченной выносливости пароходов это было уже невозможно, поэтому британцы время от времени рассматривали рискованный план вступления в бой с вражеским флотом в гавани, как только разразится война. С этой целью Королевский флот разработал серию «линкоров береговой обороны», начиная с класса «Devastation» . Эти « мониторы бруствера » заметно отличались от других броненосцев открытого моря того периода и были важным предшественником современных линкоров. [70] Например, в качестве наблюдателей дальнего действия они могли бы достичь Бермудских островов без сопровождения. Однако они по-прежнему были вооружены только четырьмя тяжелыми орудиями и были столь же уязвимы для мин и препятствий (и вражеских мониторов), как и оригинальные мониторы ВМС Союза во время Гражданской войны. [ нужна ссылка ]

Британцы готовились к сокрушительному минометному обстрелу Кронштадта к концу Крымской войны , но никогда не думали о том, чтобы бросить вызов броненосцам прямо на Санкт-Петербург. Точно так же мониторы оказались совершенно неспособны в одиночку «подавить» вражеские укрепления во время американского конфликта, хотя их низкопрофильная и тяжелая броня делала их идеальными для артиллерийских перчаток. Мины и препятствия свели на нет эти преимущества — проблему, которую Британское Адмиралтейство часто признавало, но никогда не решало на протяжении всего периода. Британцы никогда не закладывали достаточно « Разрушение «линкоров» класса », чтобы мгновенно сокрушить Шербур, Кронштадт или даже Нью-Йорк артиллерийским огнем. Хотя на протяжении 1860-х и 1870-х годов Королевский флот все еще во многих отношениях превосходил своих потенциальных соперников, к началу 1880-х годов широко распространенная обеспокоенность угрозой со стороны Франции и Германии достигла кульминации в Законе о военно-морской обороне , который провозгласил идею «двух держав». Стандарт», согласно которому Британия должна иметь столько же кораблей, сколько два следующих флота вместе взятые. Этот стандарт спровоцировал агрессивное судостроение в 1880-х и 1890-х годах. [71]

Британские корабли не участвовали ни в каких крупных войнах железного периода. Броненосцы Королевского флота участвовали в боевых действиях только в рамках колониальных сражений или односторонних сражений, таких как бомбардировка Александрии в 1882 году. Защищая британские интересы от Ахмеда Ураби египетского восстания , британский флот открыл огонь по укреплениям вокруг порта Александрии. . Центральная батарея и башенные корабли бомбардировали египетские позиции большую часть дня, вынуждая египтян отступить; Ответный огонь египетских орудий поначалу был сильным, но причинил небольшой ущерб, в результате чего погибло всего пять британских моряков. [72] С другой стороны, лишь немногие египетские орудия были демонтированы, а сами укрепления обычно оставались нетронутыми. Если бы египтяне действительно использовали имевшиеся в их распоряжении тяжелые минометы, они могли бы быстро переломить ситуацию, поскольку атакующим британским броненосцам было легко (ради точности) просто стоять на якоре во время стрельбы — идеальные цели для огня под большим углом по их тонкобронированные верхние палубы. [73]

Французский флот построил первый броненосец, чтобы попытаться получить стратегическое преимущество над британцами, но британцы постоянно превосходили его по строению. Несмотря на то, что французский флот лидировал благодаря ряду инноваций, таких как казнозарядное оружие и стальная конструкция, французский флот никогда не мог сравниться по размерам с Королевским флотом. В 1870-х годах строительство броненосцев во Франции на некоторое время прекратилось, поскольку Jeune Ecole школа военно-морской мысли приобрела известность, предполагая, что торпедные катера и небронированные крейсеры будут будущим военных кораблей. Как и британский, французский флот со своими броненосцами мало участвовал в боевых действиях; Французская блокада Германии во франко-прусской войне была неэффективной, поскольку война велась полностью на суше. [74]

Россия построила ряд броненосцев, как правило, копий британских или французских образцов. Тем не менее, реальные инновации из России были; первый настоящий тип броненосного крейсера « Генерал-адмирал» 1870-х годов и набор необычных, но умеренно успешных круглых линкоров, называемых «поповками» (по имени адмирала Попова , придумавшего проект). Российский флот был пионером в широкомасштабном использовании миноносцев во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов , главным образом из-за необходимости из-за превосходства по количеству и качеству броненосцев, используемых турецким флотом. [75] Россия пополнила свой флот в 1880-х и 1890-х годах современными броненосными крейсерами и линкорами, но корабли были укомплектованы неопытными экипажами и политически назначенным руководством, что усугубило их поражение в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. [76]

Битва при Икике , где перуанский броненосец Уаскар потопил чилийский деревянный корвет Эсмеральда.

ВМС США завершили Гражданскую войну, имея около пятидесяти «Монитор» прибрежных броненосцев типа ; к 1870-м годам большинство из них было поставлено в резерв, в результате чего Соединенные Штаты остались практически без броненосного флота. Еще пять больших мониторов были заказаны в 1870-х годах. Ограничения типа монитора фактически не позволяли США проецировать свое влияние за границу, и до 1890-х годов Соединенные Штаты плохо себя чувствовали бы в конфликте даже с Испанией или латиноамериканскими державами. В 1890-е годы зародилось то, что впоследствии стало Великим Белым флотом , и именно современные дредноуты и броненосные крейсеры, построенные в 1890-х годах, нанесли поражение испанскому флоту в испано-американской войне 1898 года. Это положило начало новой эре морской войны. . [77]

Лоа после его переоборудования в гавани Кальяо, 1864 г. Установка

Броненосцы широко использовались в Южной Америке. Обе стороны использовали броненосцы в войне за острова Чинча между Испанией и объединенными силами Перу и Чили в начале 1860-х годов. Мощная испанская Нумансия участвовала в битве при Кальяо, но не смогла нанести значительный урон обороне Кальяо. Кроме того, Перу смогла развернуть два броненосца местного производства, созданных по проектам времен Гражданской войны в США. [78] «Лоа» (деревянный корабль, переоборудованный в казематный броненосец) и «Виктория» (небольшой монитор, вооруженный одной 68-фунтовой пушкой), а также два броненосца британской постройки: «Индепенденсия» , центральный корабль-батарея, и башенный корабль «Уаскар ». Нумансия была первым броненосцем, совершившим кругосветное плавание под командованием Хуана Баутисты Антекера и Бобадилья де Эслава , прибывшего в Кадис 20 сентября 1867 года и получившего девиз: «Enloricata navis que primo terram circuivit» [«Первый броненосный корабль, вышедший в плавание». по всему миру"]). [79] Во время Тихоокеанской войны 1879 года и Перу, и Чили имели броненосные военные корабли, в том числе некоторые из тех, что использовались несколькими годами ранее против Испании. В то время как «Индепенденсия» с самого начала села на мель, перуанский броненосец «Уаскар» оказал большое влияние на чилийское судоходство, задержав наземное вторжение Чили на шесть месяцев. В конце концов она была поймана еще двумя современными чилийскими броненосцами центральной батареи, Бланко Энкалада и Альмиранте Кокрейн, в битве при Ангамос- Пойнт. [80]

Последний броненосец Конфедерации, построенный во Франции, был также первым в Японии: «Стоунволл» позже был переименован в Котэцу.

Броненосцы также использовались с момента создания Императорского флота Японии (IJN). Котэцу (яп. 甲鉄, буквально «броненосец», позже переименованный в Адзума東, «Восток») сыграл решающую роль в морском сражении в заливе Хакодате в мае 1869 года, которое ознаменовало конец войны Босин и полное установление Мэйдзи Реставрация . IJN продолжал наращивать свою мощь и ввел в эксплуатацию ряд военных кораблей британских и европейских верфей, сначала броненосцев, а затем броненосных крейсеров . Эти корабли вступили в бой с китайским флотом Бэйян , который превосходил его, по крайней мере на бумаге, в битве на реке Ялу . Благодаря превосходной огневой мощи на ближней дистанции японский флот показал себя лучше, потопив или серьезно повредив восемь кораблей и получив серьезные повреждения только четырем. Морская война завершилась в следующем году битвой при Вэйхайвэй , где сильнейшие оставшиеся китайские корабли были сданы японцам. [81]

Конец броненосного корабля

[ редактировать ]

Четкого конца броненосцу нет, кроме перехода от деревянного корпуса к цельнометаллическому. Броненосцы продолжали использоваться во время Первой мировой войны. К концу XIX века описания « линкор » и « броненосный крейсер ». на смену термину «броненосец» пришли [82]

Распространение проектов броненосных линкоров прекратилось в 1890-х годах, когда военно-морские силы достигли консенсуса по конструкции линкоров, создав тип, известный как « пред-дредноут» . Эти корабли иногда покрываются броненосным военным кораблем. Следующую эволюцию конструкции линкора, дредноут , никогда не называли «броненосцем». [83]

Наследие

[ редактировать ]
Иллюстрация Герберта Уэллса », 1904 год « Наземные броненосцы , на которой изображены огромные бронированные сухопутные корабли, оснащенные колесами Pedrail.

Герберт Уэллс ввел термин «Наземные броненосцы» в рассказе, опубликованном в 1903 году, для описания вымышленных больших боевых бронированных машин, движущихся на направляющих колесах . [84]

Ряд броненосцев сохранились или реконструированы как корабли-музеи. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Королевский флот построил 18-дюймовые (457-мм) орудия для легкого линейного крейсера HMS Furious, хотя он был построен как авианосец, а его орудия были установлены на Lord Clive мониторы класса , участвовавшие в Первой мировой войне. [38]
  2. Этот термин все еще использовался в 1860-х и 1870-х годах для обозначения того, что мы сейчас называем «линкорами». [69]
  1. ^ Перейти обратно: а б Хилл, с. 17
  2. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт, «Военный корабль с винтовым винтом», стр. 30–44.
  3. ^ Сондхаус, стр. 37–41
  4. ^ Хилл, с. 25
  5. ^ Сондхаус, с. 58
  6. ^ Ламберт, Линкоры в переходный период , стр. 94–95.
  7. ^ Сэндлер, Линкоры: иллюстрированная история их влияния , стр. 20
  8. ^ «Мексиканский колесный пароход 'Гуадалупе' (1842 г.)» . сайт Threedecks.org . Проверено 6 августа 2018 г.
  9. ^ Браун 1990, с. 87
  10. ^ Браун 1990, стр. 92–101.
  11. ^ Бакстер, стр. 70, 72.
  12. ^ Бакстер, с. 82
  13. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт, «Железные корпуса и броня», стр. 47–55.
  14. ^ Бакстер, с. 84
  15. ^ Сондхаус, с. 61
  16. ^ Сондхаус, стр. 73–74
  17. ^ Сондхаус, с. 76
  18. ^ Сондхаус, с. 77
  19. ^ Тем не менее, «Гражданская война в США», стр. 70–71.
  20. ^ Сондхаус, с. 78
  21. ^ Престон, стр. 12–14.
  22. ^ Сондхаус, стр. 78–81
  23. ^ Сондхаус, с. 82
  24. ^ Сондхаус, с. 85
  25. ^ Сондхаус, с. 81
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Сондхаус, стр. 94–96
  27. ^ Браун, От воина дредноута: проектирование и разработка военного корабля, 1860–1905 , с. 22
  28. ^ Хилл, с. 35
  29. ^ Билер, стр. 106–107.
  30. ^ Билер, с. 107
  31. ^ Билер, с. 146
  32. ^ Перейти обратно: а б Билер, с. 71
  33. ^ Билер, стр. 72–73.
  34. ^ Билер, стр. 73–75.
  35. ^ Билер, стр. 77–78.
  36. ^ Браун, «Эра неопределенности», с. 85
  37. ^ Робертс, «Стальные военные корабли 1879–1889», с. 98
  38. ^ Паркс, с. 633
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл, стр. 158–169.
  40. ^ Рид, стр. 4, 45–50, 68, 139, 217–221, 224–226, 228, 233.
  41. ^ Перейти обратно: а б «Все боевые корабли мира» Конвея, 1860–1905 , стр. 7–11, 118–119, 173, 267–268, 286–287, 301, 337–339, 389.
  42. ^ Перейти обратно: а б Билер, стр. 91–93.
  43. ^ Ноэль и др.
  44. ^ Сондхаус, с. 87
  45. ^ Билер, с. 122
  46. ^ Сондхаус, с. 83
  47. ^ Сондхаус, с. 156
  48. ^ Ламберт, «Линкоры в переходный период» , с. 19
  49. ^ Билер, стр. 30–36.
  50. ^ Билер, стр. 32–33.
  51. ^ Йеншура, Юнг и Микель, стр. 13.
  52. ^ Робертс, «Стальные военные корабли 1879–1889», с. 96
  53. ^ Билер, стр. 37–41.
  54. ^ Хилл, с. 39
  55. ^ Билер, с. 45
  56. ^ Перейти обратно: а б Сондхаус, стр. 164–165
  57. ^ Сондхаус, с. 166
  58. ^ Рид, стр. 45–47.
  59. ^ Билер, стр. 133–134.
  60. ^ Перейти обратно: а б Билер, с. 54
  61. ^ Хилл, с. 44
  62. ^ Сондхаус, стр. 111–112
  63. ^ Билер, стр. 63–64.
  64. ^ Билер, стр. 57–62.
  65. ^ Сондхаус, с. 88
  66. ^ Билер, с. 194
  67. ^ Гриффитс, стр. 176–178.
  68. ^ Конвей, Все боевые корабли мира 1860–1905 , Conway Maritime Press, 1979. ISBN   0-8317-0302-4 .
  69. ^ См. Ноэль и др .
  70. ^ Билер, с. 204
  71. ^ Кеннеди, стр. 178–179.
  72. ^ Хилл, с. 185
  73. ^ Уилсон, с. 78; Брук и др. , с. 332
  74. ^ Сондхаус, с. 101
  75. ^ Сондхаус, стр. 122–126
  76. ^ Сондхаус, стр. 187–191
  77. ^ Сондхаус, стр. 126–128, 173–179
  78. ^ Военно-морская история Перу. Том IV, Валдисан Гамио, Хосе.
  79. ^ Антекера Бесерра, Луис (октябрь 2023 г.). «Хуан Баутиста Антекера и Боадила. Герой Нумансии, основавший журнал General Navy Magazine и предвидевший катастрофу 1998 года» . Журнал General Navy : 321–336.
  80. ^ Сондхаус, стр. 97–99, 127–132
  81. ^ Хилл, с. 191
  82. ^ Билер, с. 154, говорится, что HMS Edinburgh был первым британским крупным кораблем, который обычно назывался линкором.
  83. ^ Хилл, с. 18
  84. ^ Война и будущее Герберта Уэллса, с. 93
  85. ^ Нортроп Грумман Ньюпорт-Ньюс. «Сотрудники Northrop Grumman реконструируют историю с помощью копии USS Monitor» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2007 года . Проверено 21 мая 2007 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчибальд, EHH (1984). Боевой корабль Королевского флота 1897–1984 гг . Блэндфорд. ISBN   0-7137-1348-8 .
  • Баллард, Джорджия (1980). Черный боевой флот . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-924-3 .
  • Бакстер, Джеймс Финни III (2001) [1933]. Представление броненосного военного корабля . Классика морской литературы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-218-8 .
  • Билер, Джон (2003). Рождение линкора: проект британского крупного корабля 1870–1881 гг . Лондон: Кэкстон. ISBN   1-84067-534-9 . OCLC   52358324 .
  • Брук, Питер; Бисеккер, Роберт; Ли, Энтони Дж. и Миллар, Стив (2001). «Вопрос 39/00: Британская бомбардировка Александрии». Военный корабль Интернешнл . XXXVIII (4): 331–332. ISSN   0043-0374 .
  • Браун, Дэвид К. (2015). До броненосца: проектирование и разработка военного корабля 1815–1860 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-605-6 .
  • Браун, Дэвид К. (1992). «Эра неопределенности». В Гардинере, Роберт (ред.). Пар, сталь и артиллерийский огонь: паровой военный корабль 1815–1905 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 75–94. ISBN  1-55750-774-0 .
  • Браун, Дэвид К. (1997). воина От дредноута : развитие военного корабля, 1860–1905 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-86176-022-1 .
  • Кэмпбелл, Джон (1992). «Военно-морское вооружение и бронетехника». В Гардинере, Роберт (ред.). Пар, сталь и артиллерийский огонь: паровой военный корабль 1815–1905 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 158–169. ISBN  1-55750-774-0 .
  • Кэнни, Дональд Л. (2015). Паровой флот Конфедерации 1861–1865 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN  978-0-7643-4824-2 .
  • Кэнни, Дональд Л. (1993). Старый паровой флот . Том. 2: Броненосцы, 1842–1885 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-586-8 .
  • Фуллер, Ховард Дж. (2008). Одетые в железо: Гражданская война в США и вызов британской военно-морской мощи . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Security International. ISBN   0-313-34590-2 . OCLC   171549041 .
  • Фуллер, Ховард Дж. (2020). Башня против бортового залпа: анатомия британского военно-морского престижа, революции и катастроф 1860–1870 гг . Военные исследования Вулверхэмптона. Уорик, Великобритания: Гелион. ISBN  978-1-913336-22-6 .
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Коншохокен, Пенсильвания: Объединенное издательство. ISBN  0-938289-58-6 .
  • Гриффитс, Денис (1992). «Военная корабельная техника». В Гардинере, Роберт (ред.). Пар, сталь и артиллерийский огонь: паровой военный корабль 1815–1905 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 170–178. ISBN  1-55750-774-0 .
  • Хилл, Дж. Ричард, контр-адмирал (2000). Война на море в железный век . Лондон: Касселл. ISBN  0-304-35273-Х . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-893-Х .
  • Кеннеди, Пол М. (1985). Взлет и падение британского военно-морского мастерства . Хаундмиллс, Великобритания: Macmillan. ISBN  0-333-35094-4 .
  • Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Роджер Шено, Эжен М. Колесник, NJM Кэмпбелл (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. 1979. ISBN  0-8317-0302-4 . OCLC   4775646 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  • Ламберт, Эндрю (1984). Линкоры в переходный период: создание парового линейного флота 1815–1860 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN   0-85177-315-X .
  • Ламберт, Эндрю (1992). «Железные корпуса и бронеплиты». В Гардинере, Роберт (ред.). Пар, сталь и артиллерийский огонь: паровой военный корабль 1815–1905 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 47–60. ISBN  1-55750-774-0 .
  • Ламберт, Эндрю (1992). «Винтовой военный корабль». В Гардинере, Роберт (ред.). Пар, сталь и артиллерийский огонь: паровой военный корабль 1815–1905 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 30–46. ISBN  1-55750-774-0 .
  • Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-610-1 .
  • Ноэль, Джерард и др . Орудие, таран и торпеда, маневры и тактика морского сражения наших дней . 2-е издание, изд. Гриффин 1885. OCLC   57209664 .
  • Northrop Grumman Newport News, Сотрудники Northrop Grumman реконструируют историю с помощью копии USS Monitor . Проверено 21 мая 2007 г.
  • Паркс, Оскар (1990) [1957]. Британские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-075-4 .
  • Кварштейн, Джон В. (2006). История броненосцев: сила железа над деревом . Чарльстон, Южная Каролина: History Press. ISBN  978-1-59629-118-8 .
  • Рид, Эдвард Дж. (1869). Наши броненосные корабли, их качества, характеристики и стоимость . Джон Мюррей.
  • Робертс, Джон (1992). «Стальные военные корабли 1879–1889». В Гардинере, Роберт (ред.). Пар, сталь и артиллерийский огонь: паровой военный корабль 1815–1905 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 95–111. ISBN  1-55750-774-0 .
  • Робертс, Стивен (2021). Французские военные корабли в эпоху пара 1859–1914 гг . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN  978-1-5267-4533-0 .
  • Сэндлер, Стэнли (2004). Линкоры: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. ISBN  1-8510-9410-5 .
  • Сэндлер, Стэнли (1979). Появление современного капитального корабля . Ньюарк, Делавэр: Associated University Press. ISBN   0-87413-119-7 . OCLC   4498820 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN   0-415-21478-5 .
  • Тем не менее, Уильям Н. (1992). «Гражданская война в США». В Гардинере, Роберт (ред.). Пар, сталь и артиллерийский огонь: паровой военный корабль 1815–1905 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 61–74. ISBN  1-55750-774-0 .
  • Уилсон, HW (1995) [1926]. Линкоры в действии . Том. 1. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-061-4 .
  • Уинфилд, Риф и Лайон, Дэвид (2004). Список парусного и парового флота: все корабли Королевского флота 1815–1889 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN  978-1-86176-032-6 . OCLC   52620555 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d522578dbe9b11ffa8a1ec400cc3f305__1715715960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/05/d522578dbe9b11ffa8a1ec400cc3f305.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ironclad warship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)