HMS Furious (47)
![]() Ярость около 1935–1936 гг. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Яростный |
Тезка | Ярость |
Строитель | Армстронг Уитворт , Уоллсенд |
Заложен | 8 июня 1915 г. |
Запущен | 18 августа 1916 г. |
Введен в эксплуатацию | 26 июня 1917 г. |
реклассифицирован | В качестве авианосца , сентябрь 1925 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 47 |
Девиз | Ministrat Arma Furor (лат. «Ярость поставляет оружие») [2] |
Псевдоним(а) | Ложный [1] |
Судьба | Продан на металлолом , 1948 год. |
Значок | На Черном поле голова орла Белая, томная Красная, вооруженная Золотая. [2] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Отважный» Линейный крейсер класса |
Смещение |
|
Длина | 786 футов 9 дюймов (239,8 м) ( о/а ) |
Луч | 88 футов (26,8 м) |
Черновик | 24 фута 11 дюймов (7,6 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 31,5 узла (58,3 км/ч; 36,2 миль в час) |
Дополнение | 737 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Броня |
|
Общие характеристики (завершено в 1925 г.) | |
Класс и тип | «Отважный» класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина | 786 футов 9 дюймов (239,8 м) (o/a) |
Луч | 88 футов (26,8 м) |
Черновик | 27 футов 3 дюйма (8,3 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала, 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) |
Диапазон | 7480 миль (13850 км; 8610 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнение | 795 (1939) |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 36 |
HMS Furious — модифицированный Courageous класса линейный крейсер , построенный для Королевского флота (RN) во время Первой мировой войны . Созданный для поддержки Балтийского проекта, отстаиваемого Первым морским лордом лордом Фишером , корабль был очень легкобронирован и имел главную батарею всего из двух 18-дюймовых (457-мм) орудий . Furious был модифицирован в авианосец Во время строительства . Ее переднюю башню сняли, а вместо нее добавили полетную палубу , так что самолету приходилось маневрировать вокруг надстройки для приземления. Позже во время войны с корабля сняли заднюю башню и установили вторую полетную палубу в кормовой части надстройки, но это было менее чем удовлетворительно из-за турбулентности воздуха . После войны «Форсаж» ненадолго стоял на приколе, а в начале 1920-х годов его реконструировали с полноразмерной кабиной экипажа.
После переоборудования Furious широко использовался для испытаний военно-морских самолетов, а затем в качестве учебного корабля, когда в 1930-х годах на вооружение поступили крупные современные авианосцы, такие как Ark Royal . В первые месяцы Второй мировой войны авианосец охотился за немецкими рейдерами в Северной Атлантике и сопровождал конвои. Ситуация резко изменилась во время Норвежской кампании в начале 1940 года, когда ее самолеты не только атаковали немецкие корабли, но и оказывали воздушную поддержку британским войскам на берегу. Первый из многочисленных перегонов самолетов авианосец совершил во время кампании. После вывода британских войск в мае «Фьюриос» нанес несколько ударов по кораблям в Норвегии, но без особого результата, прежде чем приступить к постоянной переправке самолетов для Королевских ВВС .
Поначалу «Фьюриес» совершил несколько рейсов в Западную Африку , но в 1941 году начал переправлять самолеты в Гибралтар . Неудачная атака на оккупированные немцами порты Северного Ледовитого океана прервала переправочные операции в середине 1941 года. Форсаж прошел длительный ремонт в Соединенных Штатах и провел несколько месяцев обучения после своего возвращения в апреле 1942 года. В середине 1942 года она совершила еще несколько рейсов на пароме, прежде чем ее самолеты атаковали аэродромы в Виши, Французский Алжир, в рамках начальных этапов операции. Факел в ноябре 1942 года. Корабль оставался в Средиземном море до февраля 1943 года, когда его передали Флоту Метрополии.
Большую часть 1943 года «Фьюриес» провел в тренировках, но в первой половине 1944 года совершил ряд атак на немецкий линкор «Тирпиц» и другие цели в Норвегии. К сентябрю 1944 года корабль показал свой возраст, и его вывели в резерв . Furious был списан в апреле 1945 года, но продан на слом только в 1948 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны адмирал Фишер не мог заказать улучшенную версию предыдущих «Слава» линейных крейсеров класса из-за ограничений военного времени, запрещавших строительство кораблей крупнее легких крейсеров. Чтобы получить корабли, подходящие для традиционных функций линейного крейсера, таких как разведка флота и охота на вражеских рейдеров, он остановился на кораблях с минимальным бронированием легкого крейсера и вооружением линейного крейсера. Он оправдывал их существование тем, что ему нужны быстрые мелкосидящие корабли для его Балтийского проекта — плана вторжения в Германию через ее балтийское побережье. [3] [4]


Furious имел общую длину 786 футов 9 дюймов (239,8 м), ширину 88 футов (26,8 м) и осадку 24 фута 11 дюймов (7,6 м) при глубокой нагрузке . Его водоизмещение 19 513 длинных тонн (19 826 т ) в обычном режиме и 22 890 длинных тонн (23 257 т) при глубокой загрузке. Ее метацентрическая высота при глубокой нагрузке составляла 5,33 фута (1,6 м). [5] «Форсаж» и ее сводные сестры были первыми крупными военными кораблями Королевского флота, оснащенными паровыми турбинами с приводом . Для экономии времени проектирования установка, использовавшаяся на легком крейсере «Чемпион» , первом крейсере РН с турбинами с редуктором, была скопирована и просто продублирована, чтобы обеспечить два комплекта турбин. Четыре турбины Брауна-Кёртиса приводились в движение восемнадцатью Ярроу малотрубными котлами , общая мощность которых составляла 90 000 лошадиных сил на валу (67 000 кВт ). Скорость корабля оценивалась в 31,5 узла (58,3 км/ч; 36,2 миль в час), но ходовые испытания он так и не проводил . [6]
Furious был спроектирован для перевозки 750 длинных тонн (762 т) мазута , но мог перевозить максимум 3160 длинных тонн (3211 т). На полной мощности он мог проехать около 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль) со скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [7] Корабль был спроектирован для установки двух 18-дюймовых орудий BL Mark I в двух одиночных башнях, по одной в носовой («А») и кормовой («Y»). Ее дополнительное вооружение состояло из 11 BL 5,5 дюйма (140 мм) Mk I. орудий Пара скорострельных (QF) 3-дюймовых (76-мм) 20 центнеров [Примечание 1] зенитные орудия устанавливались Перед трубой . Furious также был оснащен двумя подводными аппаратами для 21-дюймовых (533-мм) торпед, на которые несли 10 торпед. [7]
Еще во время постройки Furious был модифицирован большим ангаром, способным разместить десять самолетов на баке , который заменил переднюю башню. длиной 160 футов (49 м) Вдоль его крыши была построена летная палуба . На эту палубу взлетали и, менее успешно, приземлялись самолеты. В гидросамолетах, таких как Short Type 184, для взлета использовалась четырехколесная тележка, которая двигалась по рельсам вдоль центра кабины экипажа. Самолеты были подняты краном из ангара в кабину экипажа. Хотя кормовая башня была установлена и орудие было испытано, вскоре Furious вернулся к своим строителям для дальнейших модификаций. В ноябре 1917 года задняя турель была заменена палубой длиной 300 футов (91 м) для посадки самолетов над другим ангаром. [8] Ее труба и надстройка остались неповрежденными, с узкой полосой настила вокруг них, соединяющей носовую и кормовую полетную палубы. [9] Турбулентность от воронки и надстройки была настолько сильной, что только три попытки приземления оказались успешными, прежде чем дальнейшие попытки были запрещены. [10] Ее 18-дюймовые орудия повторно использовались на «Лорд Клайв» класса мониторах «Генерал Вульф» и «Лорд Клайв» во время войны. [11]
«Фьюриес» был заложен 8 июня 1915 года на верфи Армстронга Уитворта Лоу Уокер в Ньюкасл-апон-Тайн . Корабль был спущен на воду 18 августа 1916 года. [7] и вступил в строй 26 июня 1917 г. [12] По завершении ее состав насчитывал 737 офицеров и рядовых . [13]
Десантирование самолетов и Первая мировая война
[ редактировать ]
2 августа 1917 года во время испытаний командир эскадрильи Эдвин Даннинг посадил Sopwith Pup на «Форсаж» , став первым человеком, посадившим самолет на движущийся корабль. 7 августа он совершил еще одну посадку таким же образом, но с третьей попытки двигатель заглох, самолет упал с правого борта в море, и он утонул. Расположение палубы было неудовлетворительным, поскольку для приземления самолету приходилось маневрировать вокруг надстройки. [14] Сменивший Даннинга на посту руководителя «Форсаж » авиагруппы Фредерик Ратленд выполнил посадку в той же манере, что и Даннинг, после чего прекратил эти эксперименты, доложив Адмиралтейству, что средняя продолжительность жизни пилота, совершившего такую посадку, составит десять лет. посадки, в хорошую погоду. [15]
Три корабля класса «Отважный» были приписаны к 1-й крейсерской эскадре (CS) в октябре 1917 года, когда 16 октября Адмиралтейство получило известие о движении немецких кораблей, что, возможно, указывало на рейд. Адмирал Дэвид Битти , командующий Великим флотом , приказал большинству своих легких крейсеров и эсминцев выйти в море, чтобы обнаружить вражеские корабли. «Фьюриес» был отделен от 1-й КС и получил приказ двигаться вдоль 56-й параллели до 4 ° восточной долготы и вернуться до наступления темноты. Позже в тот же день «Отважные» и «Славные» были отправлены для усиления 2-й эскадры легких крейсеров, патрулировавшей центральную часть Северного моря . [16] Двум немецким «Бруммер» лёгким крейсерам типа удалось проскользнуть через бреши в британских патрулях и уничтожить конвой «Скандинавия» утром 17 октября, но до полудня о бое не было получено никаких известий. 1-й CS было приказано перехватить немецкие корабли, но они оказались быстрее, чем ожидалось, и британским кораблям это не удалось. [17]
В ноябре Furious вернулся на верфь, чтобы снять кормовую башню и заменить ее другой палубой для посадки, что дало ей как стартовую, так и эвакуационную палубу. Также были установлены два лифта (лифта), обслуживающие ангары. «Форсаж» был повторно введен в строй 15 марта 1918 года, а после мая его бортовые самолеты использовались для патрулирования против цеппелинов в Северном море. В июле 1918 года она слетела с семи самолетов Sopwith Camel , участвовавших в рейде на Тондерн , с умеренным успехом атаковав там навесы для дирижаблей. [18]
Конверсия
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]После войны «Фьюриес» был поставлен на прикол, но в период с июня 1921 по сентябрь 1925 года был переоборудован в авианосец со сплошной полетной палубой. Его конструкция основывалась на опыте, полученном на первых двух британских авианосцах, «Аргусе» и «Игле» . [19] хотя это было очень ограничено, поскольку Аргусу было меньше трех лет. [20] и «Игл» совершил всего 143 посадки на палубу во время предварительных ходовых испытаний в 1920 году. [21]
Надстройка корабля, мачты, труба и посадочная палуба были сняты, и ему была предоставлена полетная палуба размером 576 на 92 фута (175,6 на 28,0 м), которая простиралась на три четверти его длины. Эта кабина экипажа не была ровной; он имел наклон вверх примерно на три четверти пути от кормы, чтобы помочь замедлить приземляющийся самолет, у которого в то время не было тормозов. Передний и задний тормозной механизм длиной 320 футов (97,5 м) предназначался не для остановки приземляющегося самолета - посадочные скорости того времени были достаточно низкими, и в этом не было необходимости при хорошем встречном ветре - а, скорее, для предотвращения отклонения самолета в сторону. с одной стороны и потенциально может упасть с кабины экипажа. [22] Различные конструкции кабины экипажа были испытаны в аэродинамической трубе Национальной физической лабораторией , которая показала, что характерная эллиптическая форма и закругленные края минимизируют турбулентность. [23]

Furious не удлинили, но ее ширина была увеличена с 1 фута (0,3 м) до 89 футов 0,75 дюйма (27,1 м). [2] и ее средняя осадка теперь составляла 27 футов 3 дюйма (8,3 м) при глубокой нагрузке, что на 2 фута (0,6 м) глубже, чем до переоборудования. Его водоизмещение составило 22 500 длинных тонн (22 861 т) при нормальной нагрузке и 26 500 длинных тонн (26 925 т) при глубокой загрузке, что более чем на 3000 длинных тонн больше, чем ее предыдущее водоизмещение. Ее метацентрический рост составлял 3,6 фута (1,1 м) при глубокой нагрузке, что уменьшилось на 1,48 фута (0,5 м) после ее обращения. [5] [24] Во время ходовых испытаний корабля после переоборудования он достиг скорости 30,03 узла (55,62 км/ч; 34,56 миль в час). [25] В ходе реконструкции ее запас топлива был увеличен на 700 длинных тонн (710 т), что увеличило дальность полета до 5300 морских миль (9800 км; 6100 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). [22] или 7480 морских миль (13850 км; 8610 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [26]

Под кабиной экипажа был построен двухуровневый ангар высотой 15 футов (4,6 м) на уровень. Нижний ангар имел длину 550 футов (167,6 м) и ширину 35–50 футов (10,7–15,2 м), а верхний — 520 на 50 футов (158,5 на 15,2 м). Каждый ангар мог быть разделен стальными ставнями на роликах с электроприводом. Ее котлы были выведены по борту корабля для выхлопа либо через решетки в задней части кабины экипажа, либо, во время десантных операций, из боковой части нижнего ангара в задней части корабля. Это решение оказалось весьма неудовлетворительным, поскольку занимало ценное пространство, делало части нижнего ангара непереносимыми и в той или иной степени мешало десантным операциям. Ее первоначальная взлетная палуба осталась на месте для использования небольшими самолетами, такими как истребители , что улучшило гибкость цикла запуска и восстановления , позволяя кораблю одновременно приземлять самолеты на главной полетной палубе, в то время как истребители взлетали на нижней палубе, или быстро взлетать с нее. самолеты с обеих палуб. [27] Двери в носовой части верхнего ангара открывались на нижнюю летную палубу. Как и «Аргус» , «Форсаж» имел ровную палубу острова, и не имел надстройки- позволяющей минимизировать турбулентность над кабиной экипажа; вместо этого у нее была штурманская позиция на передней кромке кабины экипажа по правому борту, а также была предусмотрена выдвижная штурманская рубка вперед, на центральной линии кабины экипажа. [28] [29] Корабль обычно мог перевозить около 36 самолетов. [24]

Для перемещения самолетов между кабиной экипажа и ангарами были установлены два лифта (лифта) размером 47 на 46 футов (14,3 на 14,0 м). два готовых бензобака емкостью 600 британских галлонов (2700 л; 720 галлонов США) . Никакого тормозного устройства не было установлено, а для самолетов и корабельных лодок на верхней палубе были предусмотрены Еще 20 000 британских галлонов (91 000 л; 24 000 галлонов США) бензина находились на складах. В 1939 году ее состав насчитывал 41 офицера и 754 члена экипажа. [30]
Вооружение
[ редактировать ]Furious сохранила десять из своих первоначальных одиннадцати казнозарядных 5,5-дюймовых (140-мм) орудий, по пять с каждой стороны, для самообороны от вражеских военных кораблей. [31] Шесть 4-дюймовых орудий QF Mark V заменили ее оригинальные зенитные орудия. Четыре устанавливались по бортам взлетной палубы и два — на квартердеке . Четыре орудия на взлетной палубе были сняты в 1926–27 годах для испытаний нижней полетной палубы, но после завершения испытаний были заменены только два. В 1927 году были установлены четыре одиночных 2-фунтовых «помпа» QF. [32] Во время переоборудования «Форсажа » в сентябре 1930 – феврале 1932 года ее зенитное вооружение было усилено за счет добавления двух восьмиствольных 2-фунтовых помпонных установок QF Mark V, на которых располагались передние 4-дюймовые орудия на взлетной палубе. был удален ранее. [24]
Во время переоборудования в начале 1939 года 5,5-дюймовые и 4-дюймовые орудия были заменены дюжиной 4-дюймовых орудий QF Mk XVI в шести спаренных установках двойного назначения Mark XIX. По одной установке находилось на бывшей взлетной палубе и квартердеке, а остальные четыре устанавливались по две с каждого борта. Одновременно с этим были добавлены еще две 2-фунтовые установки Mark V в носовой и кормовой части недавно добавленной островной надстройки. [33] Во время последующего переоборудования в Соединенных Штатах корабль был оснащен максимум 22 автоматическими 20-миллиметровыми (0,79 дюйма) легкими зенитными орудиями Oerlikon с ручным управлением, которые заменили одиночную счетверенную пулеметную установку Vickers .50 . [32]
Один директор системы управления высоким углом был установлен на острове, а другой - на возвышении на бывшей взлетной палубе. На острове также были установлены два помпона для вооружения, установленного в носовой и кормовой части острова. [34]
Межвоенная служба
[ редактировать ]
Furious был направлен в состав Атлантического флота после ввода в эксплуатацию в 1925 году, хотя большую часть следующих нескольких лет он провел, проводя испытания практически каждого самолета, находящегося на вооружении авиации флота (FAA). Они включали испытания на посадку и взлет гидросамолетов Fairey IIID и Fairey Flycatcher с колесами и без них для сравнения различных конструкций деревянных и металлических поплавков. Нижняя кабина экипажа была смазана маслом, чтобы позволить им взлететь с минимальными трудностями. Мухоловка с деревянными полозьями также прошла испытания и показала себя вполне удовлетворительно. [32] [35] Во время этих испытаний тормозной механизм практически не использовался и вскоре после этого был снят. Частоколы по краям палубы были установлены в 1927 году, чтобы самолеты не опрокидывались за борт в ненастную погоду. [22] [36] Первая ночная посадка авианосца была совершена « Блэкберн Дарт» 6 мая 1926 года на борту «Фьюриоса» . [37] В 1920-е годы на корабле обычно находились одна группа истребителей (Fairey Flycatcher), две группы корректировщиков ( Blackburn Blackburn или Avro Bison ), одна разведывательная группа корректировщиков ( Fairey III D) и две группы бомбардировщиков-торпедоносцев (Blackburn Dart), каждая из которых обычно состояла из шесть самолетов. [24]
1 июля 1930 года Furious был переведен в резерв в рамках подготовки к длительному ремонту в Девонпорте . Он длился с сентября 1930 года по февраль 1932 года и был сосредоточен на переоборудовании оборудования и замене трубок котлов. [38] Кроме того, на одну палубу был поднят ее ют, доработано зенитное вооружение, а в ангарах установлены опрыскиватели. [39] По завершении 16 февраля 1932 года он провел испытания на полной мощности, где его максимальная скорость составила 28,8 узла (53,3 км / ч; 33,1 миль в час) при общей мощности на валу 89 745 лошадиных сил (66 923 кВт). [40]

Furious был повторно введен в строй в мае 1932 года в составе Флота метрополии с сокращенным экипажем, а в ноябре был доведен до полного состава. [41] Поперечное тормозное устройство было установлено где-то в середине 1930-х годов. Он был отправлен в состав Средиземноморского флота с мая по октябрь 1934 года. Форсаж присутствовал на коронационном смотре флота в Спитхеде 20 мая 1937 года в честь Георга VI . В 1937 году он стал учебным авианосцем для десантирования на палубу, хотя в период с декабря 1937 по май 1938 года он был переоборудован в Девонпорте, где передняя часть нижней полетной палубы была поднята, чтобы сделать ее менее мокрой носовой частью. Во время Мюнхенского кризиса в сентябре 1938 года корабль вошел в состав 801-й , 821-й и 822-й эскадрилий и присоединился к флоту в Скапа-Флоу , прежде чем возобновить свои тренировочные обязанности после мирного завершения дела. она получила скользящий удар от «Инкаунтер» , но получила лишь незначительные повреждения. эсминца В это время [41] [42]
С 1933 по конец 1938 года на борту Furious находилась 801-я эскадрилья, первоначально летавшая на шести истребителях Hawker Nimrod и трех истребителях Flycatcher. Истребители Hawker Osprey заменили Flycatcher в начале 1934 года, а Nimrods были сняты с вооружения в октябре 1936 года. [43] 811-я и 822-я эскадрильи были отправлены на разведку и противокорабельные операции. Они летали на Blackburn Ripon , Blackburn Baffin и Fairey Swordfish бомбардировщиках-торпедоносцах , а также на самолетах-разведчиках Fairey IIIF, Fairey Seal и Blackburn Shark . [44]
С января по май 1939 года корабль прошел более обширный ремонт, в ходе которого с него были сняты 5,5-дюймовые орудия и частоколы, установлены зенитные орудия на нижней взлетной палубе, установлены двери в носовой части верхнего ангара и подарил ей небольшой остров по правому борту. Furious возобновила свои тренировочные обязанности после завершения ремонта и продолжала их до октября 1939 года. [45] В качестве палубного учебного авианосца в 1939 году Furious принял на борт 767-ю эскадрилью , летавшую на бомбардировщиках-торпедоносцах Shark, Swordfish и Fairey Albacore , а также самолетах-разведчиках. [46] и 769-я эскадрилья , летающая на истребителях Blackburn Skua , Blackburn Roc и Gloster Sea Gladiator . [47]
Вторая мировая война
[ редактировать ]«Фьюриес» продолжал выполнять тренировочные обязанности в сочетании с противолодочными операциями у восточного побережья Шотландии . До 2 октября 1939 года [34] Затем он был направлен на флот метрополии для замены затонувшего Courageous и погрузил на борт девять самолетов Swordfish из 816-й эскадрильи. [48] и отряд еще из трех Swordfish из 818-й эскадрильи . [49] 8 октября корабль отправился вместе с флотом на безуспешную охоту за немецким линкором «Гнейзенау» и кораблями сопровождения, которые были замечены у южной Норвегии . [34] Вернувшись из этих поисков, «Фьюриес» покинула свое место рядом с линкором «Ройял Оук» в Скапа-Флоу для дальнейших тщетных поисков немецких кораблей 13 октября, за день до того, как «Ройал Оук» был потоплен U-47 . После этого ее перевели в Галифакс , Новая Шотландия , где она и линейный крейсер « Рипалс» сформировали охотничий отряд для немецких рейдеров. Furious служил флагманом конвоя , доставившего большую часть 1-й канадской пехотной дивизии в Великобританию в середине декабря 1939 года. В темноте 17 декабря направлявшийся на запад океанский лайнер RMS Samaria прошел сквозь конвой незамеченным. Она сорвала горизонтальные мачты радиосвязи на правом борту «Фьюриуса » , унесла пять нависающих спасательных шлюпок с левого борта « Аквитании » и едва не промахнулась с третьим и четвертым кораблями в очереди. [50]
Норвежская кампания
[ редактировать ]«Фьюриес» присоединился к флоту метрополии у берегов Норвегии 10 апреля 1940 года, взяв на борт только восемнадцать «Суордфишей» из 816-й и 818-й эскадрилий; [51] ни один истребитель не смог вовремя присоединиться к кораблю. [52] шестнадцать Swordfish совершили безуспешные торпедные атаки на немецкие корабли в гавани Тронхейма . На следующее утро [53] 12 апреля обе эскадры в плохую погоду попытались атаковать немецкие корабли в Нарвике . Разочарованные неудачей торпедной атаки накануне, вместо нее были переброшены бомбы. 818-я эскадрилья, совершая первую атаку, повредила несколько захваченных норвежских кораблей, но потеряла от зенитной артиллерии два самолета , хотя экипажи были спасены британским крейсером «Пенелопа» и эсминцем «Пенджаби» . После 40-минутного отставания 816-я эскадрилья была вынуждена повернуть назад из-за плохой погоды. Один самолет погиб при посадке, но экипаж удалось восстановить. [51] На следующий день была предпринята еще одна атака в поддержку британских кораблей, вошедших в Нарвик , но они мало что сделали, и еще одна пара «Суордфишей» была сбита. [54]
Furious , которому было приказано остаться после того, как основная часть Флота метрополии ушла 15 апреля, покинул район Нарвика 14 апреля в сопровождении трех эсминцев для дозаправки в Тромсё . [54] По пути ее «Рыба-меч» атаковала транспорты Junkers Ju 52 , которые приземлились на замерзшем озере Хартвикватнет примерно в 10 милях (16,1 км) к северо-востоку от Нарвика. Два Ju 52 были уничтожены, еще несколько повреждены. [55] Она достигла порта 16 апреля, и у нее осталось только 27% топлива. Она оставалась там до 18 апреля, а затем направилась на юг, чтобы разведать район Нарвика. одиночным бомбардировщиком Heinkel He 111 крыла II./KG 26 По пути она была атакована с очень большой высоты . Две большие бомбы едва не попали в корабль, ближайшая всего в 11 ярдах (10,1 м) от левого борта в кормовой части. От удара ее гребные валы сместились и повредили левую внутреннюю турбину высокого давления, поэтому ее скорость была ограничена 20 узлами (37 км / ч; 23 мили в час). [54] Несмотря на повреждения, Furious оставался у побережья Норвегии и 22 апреля, несмотря на суровую погоду, предпринял попытку взлететь с самолета, чтобы отговорить немецкие самолеты доставлять припасы немецким войскам в Нарвике. Один самолет был сбит немцами, а остальные вернулись, сообщив о сильной метели между кораблем и Нарвиком. На следующий день погода ухудшилась, и капитан Траубридж решил отправиться в Харстад, чтобы проверить ущерб от промаха. Ситуация оказалась хуже, чем ожидалось, и ему было приказано вернуться в Соединенное Королевство. Только шесть из девяти оставшихся Swordfish были исправны. [56]
После быстрого ремонта, включавшего снятие нескольких рядов лопаток турбины, [57] Furious вернулся в Норвегию 18 мая с «Гладиаторами» реформированной Королевских ВВС 263-й эскадрильи ; их увезли 21 апреля, когда их база в Бардуфоссе была готова. Один «Гладиатор» и направляющая «Рыба-меч» разбились по пути, в результате чего погибли все члены экипажа. Корабль вернулся в Скапа-Флоу, когда все «Гладиаторы» улетели. [58] нес только шесть «Морских гладиаторов» из 804-й эскадрильи и девять «Суордфишей» из 816-й эскадрильи для самозащиты при переправке 263-й эскадрильи. [59]
14 июня, взяв с собой только половину 816-й эскадрильи для собственной защиты, «Фьюриос» без сопровождения отплыла в Галифакс с 18 000 000 фунтов стерлингов в золотых слитках . 1 июля она сопровождала конвой канадских войск, направлявшийся в Исландию из Галифакса, и переправила почти 50 самолетов с запасными частями и боеприпасами. По своей собственной инициативе капитан Трубридж приказал использовать все свободное пространство для перевозки сахара в Великобританию. [60] По прибытии она погрузила на борт остальную часть 816-й эскадрильи, а также девять поморников из 801-й эскадрильи и девять Swordfish из 825-й эскадрильи и в сентябре нанесла ряд в основном безуспешных авиаударов по судам в норвежских водах и по базе гидросамолетов в Тромсё. Октябрь 1940 г., ценой нескольких самолетов. [61] Обе эскадрильи Swordfish высадились после этого, чтобы освободить место, пока она готовилась возобновить свою роль в качестве транспортного самолета. [62]
Паромные пошлины
[ редактировать ]
Furious загрузил 55 самолетов, в основном упакованных в ящики Hawker Hurricane с истребителями 73-й эскадрильи RAF , в Ливерпуле 7 ноября 1940 года, направляясь в Такоради , Голд-Кост , 15 ноября 1940 года, где они были выгружены или выгружены 27 ноября с конечным пунктом назначения. Египта . За это время она сохранила для собственной защиты только шесть поморников из 801-й эскадрильи. Форсаж вернулась в Ливерпуль к 15 декабря, где она отправила на борт еще 40 Харрикейнов для Такоради. Он отплыл 21 декабря 1940 года, присоединившись к Convoy WS5A и небольшому авианосцу Argus . Немецкий крейсер «Адмирал Хиппер» нанес небольшой ущерб, столкнулся с конвоем 25 декабря 1940 года, но «Адмирал Хиппер» прежде чем его отогнали эскорты. Никакой воздушный удар по немецкому крейсеру не мог быть нанесен, поскольку «Суордфиш» был погружен на борт «Аргуса» с бомбами, которые они не могли нести, а их торпеды находились на борту «Фьюриоса» . После того как «Поморники » Форсажа улетели на поиски Хиппера , было освобождено место для посадки «Рыбы-меча» и загрузки торпед, но «Поморники» не смогли обнаружить его. Адмирал Хиппер из-за плохой видимости. Furious достиг Такоради 10 января 1941 года и вернулся в Великобританию 5 февраля 1941 года, где ему был проведен краткий ремонт. 4 марта она совершила еще одну поездку на пароме в Такоради, взяв с собой 12 Fairey Fulmars из 807-й эскадрильи и шесть Swordfish из 825-й эскадрильи для самообороны. [63]
Теперь у Furious появился новый пункт назначения для ее поездок на пароме, и она перевезла 24 Харрикейна в Гибралтар 25 апреля , где они были переведены в Арк Ройал для отправки на Мальту . [64] Сразу после этого она отправилась на краткий ремонт в Белфаст . Находясь в Белфасте, во время налета немецкой авиации в начале мая в нее попала одна небольшая бомба и чуть не попала в цель еще две бомбы, но она получила лишь легкие повреждения. [65] X Корабль загрузил еще одну партию из 40 Hurricane II, а также девять Fulmars из 800-й эскадрильи в Ливерпуле и вернулся в Гибралтар 18 мая. Некоторые из этих истребителей были переброшены в Арк Ройал по доскам между полетными палубами авианосцев, стоящих от кормы к корме. На этот раз она сопровождала Арк Ройял , и два авианосца улетели со своих истребителей с позиции к югу от Сардинии . Furious загрузил еще 48 Hurricane II и 1 июня вернулся в Гибралтар, где часть истребителей была переведена в Ark Royal . Два авианосца покинули Гибралтар 4 июня и улетели 44 из 48 истребителей. «Фьюриес» вернулась на «Клайд» со своей самой большой загрузкой самолетов, 64 «Харрикейнами», оставив в этом рейсе место только для девяти «Суордфишей» из 816-й эскадрильи. По прибытии 25 июня она передала 22 «Харрикейна» на «Арк Ройал» , и на следующий день этот авианосец отправил их на Мальту. Из 42 «Харрикейнов», оставшихся на «Форсаже» , 26 были переведены в «Арк Ройал» , когда она вернулась 28 июня. Однако на этот раз оба авианосца отправились доставлять истребители к привычной точке взлета к западу от Сицилии. Десятая часть Самолет Форсаж , который должен был взлететь, врезался в ее остров, в результате чего погибли 14 человек и возник серьезный пожар в кабине экипажа. Заблокированная кабина экипажа вынудила оставшиеся шесть «Харрикейнов» остаться на борту, и они были возвращены в Гибралтар. Furious обменял 816 Squadron на 818 у Ark Royal , а затем улетел домой. [66]
В июле Furious погрузил на борт девять Fulmars из 800-й эскадрильи, рейс «A» 880-й эскадрильи четырьмя Sea Hurricane IB, девятью Swordfish из 812-й эскадрильи и девятью Albacores из 817-й эскадрильи для атаки на оккупированные немцами порты Киркенес с , Норвегия и Петсамо. Финляндия выходит из Скапа-Флоу 23-го числа в компании с авианосцем «Викториус» , двумя крейсерами и шестью эсминцами. [67] Два авианосца и их эскорт собрались в Зейдис-фьорде , Исландия, под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера , где они дозаправились в конце июля. [68] 30 июля «Фьюриес» атаковал корабли в Петсамо со всеми своими «Суордфишами» и «Альбакорами» в сопровождении шести «Фульмаров» и всех четырех «Си Харрикейнов», но кораблей было очень мало. Один небольшой корабль, MV Trotter , был потоплен, несколько нефтехранилищ подожжены, несколько деревянных причалов торпедированы. Британские корабли были замечены перед атакой, и поднятые по тревоге силы обороны сбили два «Фулмара» и «Альбакор». [65] У «Форсажа» не хватало топлива, и вскоре после этого ему пришлось уйти, но она перевела свои «Альбакоры» на «Викториус» , чтобы пополнить уничтоженные эскадрильи этого авианосца, прежде чем уйти. [69] 31 июля компания Sea Hurricanes из 880-й эскадрильи сбила Dornier Do 18, летающую лодку когда корабль уходил. [70]
30 августа «Фьюриос» покинул Белфаст с грузом из 49 «Харрикейнов», на борту которого находились три «Фульмара» из 800-й эскадрильи и четыре «Си Харрикейн IB» из 880-й эскадрильи для самообороны, а также девять «Суордфишей» из 812-й эскадрильи для «Арк Ройал» . Она прибыла в Гибралтар 6 сентября и на следующий день передала другому авианосцу 40 «Харрикейнов». На следующий день «Арк Ройал» отплыл к месту отправления, но смог взлететь только на 14 «Харрикейнах», потому что некоторые бомбардировщики «Бристоль Бленхейм» , которые использовались для направления истребителей на Мальту, не смогли встретиться. Когда Арк Ройал вернулся, она передала шесть «Суордфишей» из 810-й эскадрильи «Форсажу» , и оба авианосца отправились в тот же день, чтобы доставить «Харрикейны». [71] Это была Форсажа » последняя переправа « , поскольку его отправили в Филадельфию , штат Пенсильвания , на длительный ремонт. Она прибыла 7 октября и вернулась в Соединенное Королевство только в апреле 1942 года. [65]
Форсаж Следующие три месяца после возвращения провела в работе . В августе ему было поручено сопровождать конвой, направлявшийся на Мальту в рамках операции «Пьедестал» , но ей предстояло проплыть с ними только достаточно далеко, чтобы позволить своим 38 Supermarine Spitfires добраться до Мальты. Она это сделала, как раз в тот момент, когда «Игл» был торпедирован, но «Фьюриос» развернулся, отлетев от своих истребителей, и успешно достиг Гибралтара. 16 августа она загрузила еще одну партию из 32 «Спитфайров», и на следующий день они улетели к юго-востоку от Балеарских островов . После этой миссии Форсаж был отправлен обратно на Флот метрополии для обучения. Последняя миссия была необходима для усиления обороны Мальты перед операцией «Факел» , и корабль прибыл в Гибралтар 27 октября. Она загрузила 32 «Спитфайра» и запустила их 29 августа, а затем вернулась в Гибралтар и была назначена в отряд H. [72]
В рамках операции «Факел» компания Furious погрузила на борт 12 самолетов Supermarine Seafire IB из 801-й эскадрильи, еще 12 самолетов Seafire IIC из 807-й эскадрильи и девять самолетов Albacore из 822-й эскадрильи для обеспечения воздушного прикрытия высадки десанта Центральной оперативной группы. Утром 8 ноября обстреляли Furious Seafires французский аэродром Виши в Тафрауи , уничтожив три самолета на земле и сбив один истребитель Dewoitine D.520 , что стало первым поражением Seafire в воздухе-воздух. [73] Восемь «Альбакоров» в сопровождении «Си Харрикейнов» с двух эскортных авианосцев атаковали поле у Ла-Сении . Они были атакованы D.520, когда они начали атакующее пикирование, но они уничтожили 47 самолетов на земле, несмотря на потерю Альбакора от зенитного огня, а также потерю трех и повреждение еще двух самолетов против французских истребителей. [74] Seafires 807-й эскадрильи из Furious прикрыли высадку в Оране , поразив звено D.520, сбив три и уничтожив около двадцати самолетов на земле. [75]
Домашние воды
[ редактировать ]Furious оставался в составе Force H до февраля 1943 года, а затем был переведен на Флот метрополии, где оставался до конца войны. В июле флот продемонстрировал свою силу у берегов Норвегии, чтобы отвлечь внимание от вторжения союзников на Сицилию ; Роль Форсажа заключалась в том , чтобы позволить немецкому самолету-разведчику обнаружить британские корабли и составить отчет, а затем сбить его. [76] В августе ее переоборудовали, и остаток года она провела в тренировках. [77] Во время перехода конвоя JW 57 из Великобритании в Россию в феврале 1944 года «Фьюриес» в сопровождении британского линкора «Энсон» и французского линкора «Ришелье» 24 февраля 1944 года атаковал немецкие корабли у берегов Норвегии. [78] На борту авианосца находились самолеты Seafire IB из 801-й эскадрильи, а также Fairey Barracuda торпедоносцы из 827-й и 830-й эскадрилий . Ни один самолет не погиб, а выброшенное на берег грузовое судно было уничтожено. [79]
В рамках подготовки к операции «Вольфрам» для атаки на «Тирпиц » «Форсаж» и «Викториус» обменяли 827-ю эскадрилью «Барракуд» на 831-ю эскадрилью , чтобы тренировавшиеся вместе эскадрильи могли летать вместе. Furious также направил на борт 880-ю эскадрилью с восемью истребителями Seafire L.IIC для усиления шести Seafire IB 801-й эскадрильи. Утром 3 апреля 1944 года 21 «Барракуда» из 827-й и 830-й эскадрилий совершили первую атаку, как раз в тот момент, когда « Тирпиц» отправлялся на ходовые испытания. Немцы были застигнуты врасплох, и дымовая завеса « Тирпица » только начала формироваться. Британские самолеты хорошо видели цель и шесть раз поразили немецкий линкор. Через час прибыла вторая волна из 19 «Барракуд» из 829-й и 831-й эскадрилий и нанесла еще восемь попаданий. Из каждой волны была сбита только одна «Барракуда», а еще одна разбилась при взлете. 801-я и 880-я эскадрильи были оставлены для противовоздушной обороны флота на время операции. Надстройка и верхняя часть корпуса «Тирпица » были умеренно повреждены бомбами, но ее механизмы остались целы, поскольку пилоты «Барракуды» продолжили атаку на высоте ниже 3000 футов (910 м), необходимой для того, чтобы выдержать свою массу в 1600 фунтов (730 кг). бронебойные бомбы имели достаточную скорость, чтобы пробить Тирпица » главную бронепалубу « . Тем не менее «Тирпиц» находился в ремонте три месяца. [80]

Позже, 23 апреля 1944 года, Флот метрополии предпринял еще одну атаку на Тирпиц , но плохая погода помешала провести какую-либо атаку в этот день и в течение следующих нескольких дней. Вместо этого 26 апреля 1944 года самолет попытался атаковать объекты в Будё , но вместо этого обнаружил немецкий конвой и потопил три корабля. Furious и эскортный авианосец Searcher атаковали судоходство в окрестностях Кристиансунна и потопили рудовоз Almora и танкер Saarburg, потеряв два самолета 6 мая 1944 года. Еще одну атаку на Тирпиц Флоту Метрополии пришлось прекратить 15 мая 1944 года. из-за плохой погоды. Еще одна попытка 28 мая была сорвана из-за плохой погоды, но 1 июня 1944 года немецкий конвой был успешно атакован. Один корабль с боеприпасами был потоплен, а два других подожжены. [81]
Furious и авианосцы Formidable и Indefatigable предприняли еще одну попытку потопить « Тирпиц» 17 июля 1944 года в ходе операции «Талисман» . Для этой атаки авианосец задействовал 880-ю эскадрилью с тремя Seafire L.IIC, 20 Grumman Hellcats из 1840-й эскадрильи , Barracudas из 830-й эскадрильи и тремя Swordfish из 842-й эскадрильи. «Барракуды», тяжело нагруженные бомбами массой до 1600 фунтов (730 кг), запускались с помощью деревянной рампы, которая была временно размещена в конце кабины экипажа, что было ранним примером того, что позже было названо трамплином . [82] Атака по полностью приведенной в боевую готовность немецкой обороне не увенчалась успехом, поскольку немецкий линкор закрывала дымовая завеса, поэтому «Барракудам» пришлось сбрасывать бомбы вслепую сквозь дым. Еще четыре атаки на Тирпиц были совершены в августе 1944 года под названием «Операция Гудвуд» с целью потопить его. Для этой операции Furious взял с собой двенадцать Seafire F.III из 801-й эскадрильи, еще двенадцать Seafire L.IIC из 880-й эскадрильи и девять Barracuda из 827-й эскадрильи. [83] Первую атаку 20 августа 1944 г. отменили из-за плохой погоды, но атаку 22 августа 1944 г. заметили немцы, и 11 самолетов было потеряно. [84] Еще одно нападение произошло через два дня; одна бронебойная бомба пробила Тирпица » бронепалубу « , но не взорвалась, а другая 500-фунтовая (230 кг) бомба нанесла лишь поверхностные повреждения. Четвертая атака была совершена 29 августа, но ущерба не причинила. [85]
К этому времени возраст и ограничения корабля становились все более очевидными, и 15 сентября 1944 года он был переведен в резерв. В апреле 1945 года корабль был пришвартован в Лох-Стривене . [86] использовался для оценки воздействия авиационной взрывчатки на конструкцию корабля. Furious был продан в 1948 году на металлолом , а к 1954 году полностью разобран в Труне . [77]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Макбрайд, с. 102
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, передний форзац
- ^ Берт 1986, стр. 303
- ^ Робертс, стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б Робертс, стр. 64–65.
- ^ Робертс, стр. 71, 76, 79.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1986, с. 306
- ^ Паркс, с. 622
- ^ Берт 1986, стр. 314
- ^ Паркс, с. 624
- ^ Бакстон, с. 73
- ^ Дженкинс, с. 251
- ^ Берт 1986, стр. 307
- ^ Брюс, с. 204
- ^ Янг, 30–32.
- ^ Ньюболт, стр. 150–151.
- ^ Ньюболт, стр. 156–157.
- ^ Ньюболт, с. 347
- ^ Берт 1993, стр. 258–263.
- ^ Берт 1993, с. 248
- ^ Браун, с. 252
- ^ Jump up to: а б с Фридман, с. 95
- ^ Берт 1993, стр. 259, 262.
- ^ Jump up to: а б с д Берт 1993, с. 269
- ^ Дженкинс, с. 269
- ^ Фридман, с. 363
- ^ Браун, с. 2
- ^ Берт 1993, стр. 258–259, 262–263.
- ^ Шено, стр. 85–88
- ^ Фридман, стр. 94–95, 366.
- ^ Берт 1993, с. 276
- ^ Jump up to: а б с Фридман, с. 109
- ^ Дженкинс, стр. 276–77.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, с. 277
- ^ Берт 1993, стр. 266–269.
- ^ Дженкинс, с. 271
- ^ Дженкинс, с. 274
- ^ Берт 1993, стр. 265, 269.
- ^ Дженкинс, стр. 275–276.
- ^ Берт 1993, с. 265
- ^ Jump up to: а б Дженкинс, с. 276
- ^ Берт 1993, стр. 269–271.
- ^ Стуртивант 1984, стр. 161, 164–165.
- ^ Стуртивант 1984, стр. 203–204, 253–255.
- ^ Дженкинс, стр. 277–278.
- ^ Стуртивант 1984, стр. 106, 108.
- ^ Стертивант 1984, с. 111
- ^ Стертивант 1984, с. 228
- ^ Стуртивант 1984, с. 237
- ^ Дженкинс, с. 279
- ^ Jump up to: а б Хаарр, с. 139
- ^ Стертивант 1990, с. 40
- ^ Ровер, с. 19
- ^ Jump up to: а б с Хаарр, с. 140
- ^ Волосы, с. 195
- ^ Волосы, стр. 140–141
- ^ Дженкинс, с. 282
- ^ Хаарр, с. 261
- ^ Браун, с. 16
- ^ Дженкинс, с. 283
- ^ Браун, стр. 16–17.
- ^ Браун, с. 17
- ^ Гвоздарь, стр. 154–155.
- ^ Гвоздарь, с. 156
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, с. 284
- ^ Гвоздарь, стр. 156–157.
- ^ Браун, стр. 19–20.
- ^ Ровер, с. 88
- ^ Браун, с. 20
- ^ Стуртивант 1984, с. 356
- ^ Гвоздарь, с. 158
- ^ Гвоздарь, стр. 163–165.
- ^ Браун, стр. 62–63.
- ^ Браун, с. 623
- ^ Стертивант 1990, с. 93
- ^ Дженкинс, стр. 284–285.
- ^ Jump up to: а б Берт 1986, с. 272
- ^ Ровер, с. 307
- ^ Браун, с. 24
- ^ Браун, стр. 25, 27.
- ^ Ровер, стр. 320, 322.
- ^ Стертивант 1990, с. 109
- ^ Браун, стр. 24, 28.
- ^ Ровер, с. 350
- ^ Браун, с. 28
- ^ Дженкинс, с. 288
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1977). Авианосцы . Нью-Йорк: Издательская компания Arco. ISBN 0-668-04164-1 .
- Берт, Р.А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-068-2 .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Бакстон, Ян (2008). Мониторы Big Gun: проектирование, конструкция и эксплуатация 1914–1945 (2-е, исправленное и расширенное изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-045-0 .
- Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Брюс, Дж. М. (1976). «Породистый щенок Сопвита». Ежеквартальный журнал для любителей авиации . 4 . Бромли, Великобритания: Pilot Press.
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Линейные крейсеры: проектирование и развитие британских и немецких линейных крейсеров эпохи Первой мировой войны . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-130-0 . OCLC 5991550 .
- Шено, Роджер (1998). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время. Иллюстрированная энциклопедия (пересмотренная ред.). Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-875-9 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Ирландия, Бернард (2005). Иллюстрированный справочник по авианосцам мира . Лондон, Великобритания: Дом Гермеса. ISBN 978-1-84477-747-1 .
- Дженкинс, Калифорния (1972). HMS Furious/Авианосец 1917–1948: Часть II: 1925–1948 . Профиль военного корабля. Том. 24. Виндзор, Великобритания: Профильные публикации. OCLC 10154565 .
- Макбрайд, Кейт (1990). «Странные сестры». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль . Том. 1990. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 102–117. ISBN 1-55750-903-4 .
- Гвоздарь, Роджер (1990). «Самолет на Мальту». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль 1990 года . Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 151–65. ISBN 1-55750-903-4 .
- Ньюболт, Генри (1996) [1931]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. В. Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-255-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior 1860 - Vanguard 1950: История проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е исправленное изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Стертивант, Рэй (1990). Британская военно-морская авиация: авиация флота, 1917–1990 гг . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN 0-85368-938-5 .
- Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-120-7 .
- Янг, Десмонд (1963). Ратланд Ютландский . Лондон: Касселл.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с HMS Furious (47) на Викискладе?
- Страница Королевского флота о Furious
- FleetAirArmArchive.net на Furious
- Фотографии «Форсажа» ВМС США
- Maritimequest HMS Furious Фотогалерея
- «Корабли-матери гидросамолетов: корабли секретного флота могут сыграть роль в первом трансатлантическом перелете» . Популярная наука (февраль): 80. 1919.
- Данные о ее оригинальной конструкции и технических характеристиках.