Jump to content

Операция Гудвуд (военно-морской флот)

Координаты : 69 ° 56'07 "N 23 ° 02'43" E  /  69,93528 ° N 23,04528 ° E  / 69,93528; 23.04528

Операция Гудвуд
Часть Второй мировой войны
Черно-белая фотография нескольких групп мужчин, склонившихся над бомбами на палубе авианосца в море. На кабине экипажа припарковано несколько самолетов-монопланов, а в море рядом с авианосцем виден еще один военный корабль.
Бомбардировщики «Барракуда» и истребители «Корсар» вооружаются на кабине экипажа HMS Formidable во время операции «Гудвуд». [ 1 ]
Дата 22–29 августа 1944 г.
Расположение
Каафьорд , Норвегия
69 ° 56'07 "N 23 ° 02'43" E  /  69,93528 ° N 23,04528 ° E  / 69,93528; 23.04528
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Генри Мур Нацистская Германия Волчонок [ 2 ]
Жертвы и потери
17 самолетов
1 фрегат затонул
1 эскортный авианосец поврежден и не подлежит ремонту
12 самолетов
1 линкор легко поврежден
Еще 7 кораблей повреждены

Операция «Гудвуд» представляла собой серию британской авианосной авиации налетов , проведенных против немецкого линкора «Тирпиц» на стоянке в Каафьорде в оккупированной Норвегии в конце августа 1944 года. Это была последняя из нескольких атак, предпринятых Флотом метрополии в 1944 году с целью повредить или потопить «Тирпиц». и тем самым устранить угрозу, которую он представлял для судоходства союзников . Предыдущие налеты на Каафьорд, проведенные самолетами авиации флота, включали только одну воздушную атаку; в ходе операции «Гудвуд» за одну неделю было совершено несколько атак. Королевский флот надеялся, что эти рейды ослабят грозную немецкую оборону.

Британский флот покинул свою базу 18 августа и утром 22 августа совершил первый рейд на Каафьорд. Атака провалилась, и небольшой рейд в тот вечер не нанес большого ущерба. Атаки проводились 24 и 29 августа и также оказались неудачными. Во время налета 24 августа в Тирпиц попали две бомбы, но ни одна из них не причинила значительного ущерба. Потери британцев во время операции «Гудвуд» по всем причинам составили 17 самолетов, фрегат, потопленный подводной лодкой, и сильно поврежденный авианосец сопровождения . Немецкие войска потеряли 12 самолетов и повредили 7 кораблей.

В конце августа 1944 года ответственность за атаку на Тирпиц была передана Королевским ВВС . В ходе трех налетов тяжелых бомбардировщиков, проведенных в сентябре и октябре 1944 года, линкор сначала был поврежден, а затем затоплен. Историки считают операцию «Гудвуд» серьезной неудачей для авиации флота и объясняют ее результаты недостатками самолетов и их вооружения.

С начала 1942 года «Тирпиц» представлял значительную угрозу для конвоев союзников, перевозивших грузы через Норвежское море в Советский Союз . Расположенный во фьордах норвежского побережья, линкор был способен сокрушить силы ближнего сопровождения арктических конвоев или прорваться в Северную Атлантику. [ 3 ] Чтобы противостоять этой угрозе, союзникам необходимо было сохранить мощные силы военных кораблей в составе Британского флота метрополии , а крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 4 ] [ 5 ]

Черно-белая аэрофотоснимка водоема, окруженного крутыми заснеженными горами. Несколько кораблей стоят на якоре в бухте, стрелкой отмечено местонахождение линкора «Тирпиц».
Аэрофотоснимок Тирпица, пришвартованного в Каафьорде.

было предпринято несколько атак с воздуха и с моря. против Тирпица В 1942 и 1943 годах 6 марта 1942 года торпедоносцы, летевшие с авианосца HMS Victorious, атаковали линкор, когда он пытался перехватить конвой PQ 12, но не добились ни одного попадания. [ 6 ] [ 7 ] Бомбардировщики Королевских ВВС и Советских ВВС также несколько раз пытались нанести удар по Тирпицу на стоянке в 1942 и 1943 годах, но не смогли нанести никакого ущерба. [ 6 ] 23 сентября 1943 года две британские сверхмалые подводные лодки класса X прорвали оборону вокруг главной стоянки линкора в Каафьорде на севере Норвегии во время операции «Источник» и заложили заряды взрывчатого вещества в воду под ней. серьезный ущерб Эта атака нанесла «Тирпицу» , выведя его из строя на шесть месяцев. [ 8 ]

После операции «Источник» задача атаки на Тирпиц была возложена на авианосцы Флота Метрополии. После нескольких месяцев подготовки успешная атака ( операция «Вольфрам» ) с участием двух ударных групп из 20 пикирующих бомбардировщиков Fairey Barracuda 3 апреля 1944 года была проведена в сопровождении 40 истребителей. Хотя экипаж «Тирпица » понес тяжелые потери во время этой операции, линкор был неплохим. поврежден. [ 9 ] Тем не менее, она была выведена из строя еще на несколько месяцев, пока ремонт был завершен. [ 10 ]

В период с апреля по июль 1944 года Флот метрополии инициировал еще четыре рейда на Тирпиц , хотя линкор подвергся нападению только во время последней из этих операций. Этим атакам препятствовал перевод многих летчиков Флота метрополии в другие подразделения после операции «Вольфрам», поскольку сменный экипаж был менее опытным. [ 11 ] Первый рейд («Операция «Планета») начался 21 апреля, но был отменен через три дня, когда агенты, дислоцированные возле Каафьорда, сообщили о плохой погоде в районе цели. [ 12 ] В середине мая Флот Метрополии снова вышел в море, чтобы атаковать Тирпиц в ходе операции, получившей название «Браун». [ 12 ] [ 13 ] Ударная группа из 27 «Барракуд» в сопровождении истребителей Vought F4U Corsair и Supermarine Seafire 15 мая взлетела с авианосцев HMS Furious и Victorious , но вернулась на корабли, не атаковав после того, как столкнулась с тяжелыми облаками над Каафьордом. [ 14 ] Следующий рейд, операция «Коготь тигра», был начат в конце мая, но отменен из-за плохой погоды 28 числа. [ 14 ] Последующая атака ( операция «Талисман» ) была приурочена к середине июля, до возобновления арктических конвоев, приостановленных с апреля 1944 года с целью освобождения кораблей для высадки в Нормандии . [ 15 ] Ударная группа из 44 «Барракуд» и 40 истребителей, отправленная 17 июля, достигла цели, но обнаружила, что «Тирпиц» скрыт защитной дымовой завесой, и атака не причинила линкору никакого ущерба. [ 13 ]

Препараты

[ редактировать ]
Карта северной Норвегии с указанием местонахождения Каафьорда.
Карта северной Норвегии с указанием местонахождения Каафьорда.
Каафьорд
Расположение Каафьорда на севере Норвегии.

В течение нескольких недель после операции «Талисман» Тирпиц продолжал готовиться к возможным боевым операциям. После испытаний в защищенных водах Альтафьорда 31 июля и 1 августа он вышел в море для тренировок со своими защитными эсминцами. Дополнительные генераторы дыма также были установлены вокруг Каафьорда, чтобы улучшить и без того сильную оборону этого района. [ 10 ] [ 16 ] Об этих действиях сообщили шпионы, и британское Адмиралтейство интерпретировало их как означающие, что Тирпиц готовится к рейду на корабли союзников. [ 16 ] Для защиты от этой угрозы было решено провести дальнейшие атаки на линкор, стоящий на якорной стоянке в Каафьорде, во время следующей серии арктических конвоев. [ 17 ] [ 18 ] На самом деле немецкий флот не планировал использовать «Тирпиц» в наступлении, поскольку он был бы очень уязвим для превосходящих военно-морских и военно-воздушных сил союзников, если бы он вышел в море. Вместо этого линкор находился в активной эксплуатации для сдерживания военных кораблей и самолетов союзников. [ 19 ]

Провал операции «Талисман» убедил командующего Флотом метрополии адмирала сэра Генри Мура в том, что основной ударный самолет ВВС флота , пикирующий бомбардировщик «Фейри Барракуда», не подходит для операций против Каафьорда. Поскольку низкая скорость пикирующих бомбардировщиков дала защитникам Каафьорда достаточно времени, чтобы прикрыть Тирпиц дымовой завесой между моментом обнаружения приближающихся налетов и их прибытием в целевой район, Мур пришел к выводу, что дальнейшие атаки с использованием этих самолетов будут бесполезны. Однако Адмиралтейство сочло, что повторные удары по Каафьорду «Барракудами» в течение 48 часов могут ослабить немецкую оборону и исчерпать запасы топлива для Тирпица » защитных дымогенераторов « . Также рассматривалась возможность полета быстрых и дальних бомбардировщиков de Havilland Mosquito с авианосцев в попытке добиться внезапности, но ни один из этих самолетов наземного базирования не мог быть избавлен от поддержки бомбардировок Германии союзниками . Несмотря на свои опасения, Мур согласился предпринять еще одну попытку нанести удар. Тирпиц . [ 20 ]

По предложению Адмиралтейства, планы Мура по новому нападению на Каафьорд предполагали, что самолеты Флота Метрополии будут атаковать этот регион в течение нескольких дней. Хотя истребители, участвовавшие в предыдущих рейдах, использовали только свои пулеметы для обстрела немецкой обороны, чтобы уменьшить угрозу, которую они представляли для «Барракуд», было решено использовать некоторые из этих самолетов в качестве пикирующих бомбардировщиков во время операции «Гудвуд». В ходе подготовки две эскадрильи «Корсаров» и одна эскадрилья Grumman F6F Hellcats, выбранные для участия в атаке, прошли обучение тактике бомбардировок с пикирования в период между операциями «Талисман» и «Гудвуд». Еще одним новым элементом планов было решение использовать самолеты авиации флота для разминирования района Тирпица и входа в Каафьорд. Мины, сброшенные возле линкора, должны были быть оснащены взрывателями замедленного действия, и предполагалось, что взрывы этих устройств заставят Тирпица капитана попытаться перевести военный корабль в более безопасные воды и пройти через минное поле у ​​входа во фьорд. . [ 21 ] [ 22 ] В период перед операцией «Гудвуд» летные эскадрильи Флота Метрополии проводили тренировочные учения, используя полигон в Лох-Эриболле на севере Шотландии; Местность в этом районе сопоставима с местностью вокруг Каафьорда, и озеро также использовалось для этой цели в рамках подготовки к операции «Вольфрам». [ 23 ] [ 24 ]

Противоборствующие силы

[ редактировать ]

Атакующий флот операции «Гудвуд» был разделен на три группы. Адмирал Мур поднялся на борт линкора HMS Duke of York , который плавал в составе флота авианосцев HMS Indefatigable (флагман контр-адмирала Родерик МакГригора , командира 1-й крейсерской эскадры), Formidable и Furious , а также двух крейсеров и четырнадцати эсминцев. . Вторые силы включали в себя эскортные авианосцы HMS Nabob и Trumpeter , крейсер HMS Kent и группу фрегатов. Пара нефтяников в сопровождении четырех корветов отправилась отдельно для поддержки двух ударных групп. [ 25 ]

Авианосцы погрузили на борт самую большую группу самолетов авиации флота, собранную к тому моменту войны. [ 16 ] Их основным ударным элементом были 35 «Барракуд», приписанных к 820-й , 826-й , 827-й и 828-й эскадрильям морской авиации , которые действовали с трех авианосцев флота. Два подразделения 6-го военно-морского истребительного авиаполка, 1841-й и 1842-й эскадрилий , управляли 30 «Корсарами» с «Грозного» . В общей сложности 48 самолетов Seafire были приписаны к 801-й , 880-й , 887-й и 894-й эскадрильям на борту Indefatigable и Furious . Кроме того, в составе 1770-й и 1840-й эскадрилий было 12 истребителей Fairey Firefly и 12 Hellcat соответственно из состава Indefatigable . Два авианосца сопровождения погрузили в общей сложности 20 истребителей Grumman TBF Avengers (которые отвечали за разминирование операции «Гудвуд») и 8 Grumman F4F Wildcat истребителей ; эти самолеты были разделены между 846-й эскадрильей на борту Trumpeter и 852-й эскадрильей на борту Набоба . [ 11 ] [ 26 ]

Якорная стоянка « Тирпица » в Каафьорде хорошо защищалась. одиннадцать батарей зенитных орудий, несколько боевых кораблей ПВО и система дымогенераторов, способных скрыть «Тирпиц» от самолетов. До операции «Вольфрам» вокруг фьорда располагались [ 27 ] После атаки были установлены дополнительные радиолокационные станции и наблюдательные пункты, а также увеличено количество дымогенераторов. [ 22 ] ПВО « Тирпица » была усилена за счет оснащения его дополнительными 20-миллиметровыми (0,79 дюйма) пушками, модификации 150-миллиметровых (5,9 дюйма) орудий, чтобы их можно было использовать для атаки самолетов, а также поставки зенитных снарядов для ее 380-мм пушек. миллиметровые (15 дюймов) основные орудия. [ 10 ] Немецкие ВВС ( Люфтваффе ) имели мало истребителей, дислоцированных на аэродромах вблизи Каафьорда, а их действия сдерживались нехваткой топлива. [ 28 ] [ 29 ]

22 августа

[ редактировать ]
Черно-белая фотография авианосца в море. Корма корабля находится в воде значительно ниже носовой части.
HMS Nabob после торпеды 22 августа

Ударные силы операции «Гудвуд» отплыли 18 августа. Время операции было выбрано таким образом, чтобы позволить Флоту метрополии также защитить конвой JW 59 , который отправился из Шотландии 15 августа и направлялся в Советский Союз. После беспрецедентного путешествия на север 20 августа атакующие силы прибыли из Норвегии. Хотя первую атаку на Каафьорд планировалось провести 21 августа, погодные условия в тот день были неподходящими для полетов, и Мур решил отложить операцию на 24 часа. [ 22 ] [ 25 ] Впервые немцы были предупреждены о присутствии британского флота 21 августа, когда были обнаружены радиосообщения от авианосцев. [ 17 ]

Первый удар по Каафьорду был нанесен 22 августа. Хотя условия полета были плохими из-за низкой облачности, Мур решил атаковать в тот день, поскольку у некоторых из его кораблей начало заканчиваться топливо, и вскоре им пришлось покинуть Норвегию для дозаправки. [ 30 ] В 11:00 с трех авианосцев был запущен отряд в составе 32 «Барракуд», 24 «Корсаров», 11 «Светлячков», 9 «Хеллкэтов» и 8 «Сифайров». [ 25 ] [ 31 ] Мстители отправлены не были, поскольку пасмурная погода была неподходящей для выполнения их задачи. Поскольку мин было мало, и «Мстители» не могли безопасно приземлиться, все еще имея это оружие, элемент плана по разминированию потерпит неудачу, если самолет не сможет обнаружить Тирпиц и ему придется сбросить груз в море. [ 11 ] [ 25 ]

Когда ударная группа приблизилась к побережью, было замечено тяжелое облако, покрывающее холмы возле Каафьорда. Поскольку облака препятствовали точному бомбометанию, «Барракуды» и «Корсары» вернулись к авианосцам, не атакуя. Истребители «Хеллкэт» и «Светлячок» продолжили движение и приблизились к фьорду ниже нижней границы облаков. [ 32 ] Эти самолеты достигли внезапности, и Тирпиц не был скрыт дымом, когда они прибыли над Каафьордом. «Светлячки» начали атаку в 12:49, обстреляв немецкие зенитные орудия по Тирпицу и вокруг него . Две минуты спустя девять «Хеллкэтов» атаковали линкор 500-фунтовыми (230 кг) бомбами, но не добились ни одного попадания. [ 32 ] Вернувшись на авианосцы, ударная группа уничтожила два гидросамолета « Тирпица » в гавани Букты и серьезно повредила подводную лодку U-965 в Хаммерфесте . [ 30 ] [ 32 ] В Ингое , к северу от Хаммерфеста, три «Хеллкэта» обстреляли немецкую радиостанцию. В результате нападения были подожжены здания станции и повреждены антенны . [ 33 ] Восемь «Сифайров» совершили отвлекающие атаки на район Банак и близлежащую базу гидросамолетов, уничтожив пять немецких гидросамолетов. [ 30 ] Три британских самолета были потеряны во время атаки утром 22 августа; один «Хеллкэт» и «Сифайр» были сбиты, а один из «Барракуд» был вынужден броситься в море во время обратного полета. [ 30 ] [ 31 ]

После того, как ударная группа была восстановлена, большая часть Флота метрополии отошла от норвежского побережья для дозаправки. Группа в составе Formidable , Furious , двух крейсеров и нескольких эсминцев взяла курс на два нефтяника флота, а авианосная группа сопровождения отошла, чтобы авианосцы могли дозаправить свои эскорты. [ 30 ] В 17:25 Набоб был поражен торпедой, выпущенной с U-354 . Авианосец получил серьезные повреждения и погиб 21 человек, но смог продолжить ограниченные полеты. [ 30 ] [ 34 ] [ 35 ] Вскоре после этого U-354 торпедировала фрегат HMS Bickerton , который искал на Набоба нападавшего . [ 36 ] В тот же вечер Набоб был вынужден вернуться на базу Флота Метрополии в Скапа-Флоу в сопровождении «Трумпетера» , крейсера и нескольких эсминцев. [ 11 ] «Грозный и яростный» прикрывал их отход; в этот период Furious также дозаправлялся на танкерах Флота Метрополии. [ 31 ] Уход обоих авианосцев сопровождения означал, что минно-десантный компонент операции «Гудвуд» пришлось отменить. [ 11 ] Корма «Бикертона » была повреждена торпедой, и ее потенциально можно было спасти. Однако командующий силами не захотел защищать два поврежденных корабля, и фрегат был затоплен около 20:30 22 августа. [ 37 ] Вскоре после атак на Набоб и Бикертон «Сифайры» из 894-й морской авиационной эскадрильи сбили два немецких разведывательных самолета Blohm & Voss BV 138 . [ 34 ]

Вечером 22 августа отряд из восьми «Светлячков» и шести вооруженных бомбами «Хеллкэтов» из «Индефатигейбл» снова совершил набег на Каафьорд. [ 38 ] Это была первая из серии небольших беспокоящих атак, направленных на ослабление немецкой обороны. [ 39 ] Немецкие войска не обнаружили самолет до того, как он прибыл над Каафьордом в 19:10, а в результате обстрела немецких артиллерийских позиций «Светлячки» убили одного члена экипажа «Тирпица » и ранили десять. Однако бомбы «Хеллкэтов» не причинили линкору никакого ущерба. На обратном пути британские истребители также атаковали немецкие корабли и радиолокационные станции, повредив два танкера, корабль снабжения и патрульный катер. [ 32 ] Во время этого рейда ни один британский самолет не был потерян. [ 40 ]

24 августа

[ редактировать ]

Туман стал причиной отмены Indefatigable полетов 23 августа, включая запланированную отвлекающую атаку на немецкие корабли в Ланг-фьорде . [ 31 ] Два других авианосца и их эскорт воссоединились с Муром и Индефатигебл у берегов Норвегии утром 24 августа. Хотя условия в тот день изначально были туманными, во второй половине дня погода достаточно прояснилась, чтобы можно было нанести удар по Каафьорду. [ 39 ] Атакующие силы включали 33 «Барракуды», несущих бронебойные бомбы массой 1600 фунтов (730 кг), 24 «Корсара» (в том числе 5, вооруженных бомбой весом 1000 фунтов [450 кг]), 10 «Хеллкэтов», 10 «Файрфлай» и 8 «Сифайров». Пытаясь добиться внезапности, самолеты отлетели от авианосцев из точки, расположенной южнее тех, что использовались в предыдущих налетах. Затем ударный самолет пролетел параллельно побережью, а затем достиг берега и приблизился к Каафьорду с юга. Немецкая радиолокационная станция обнаружила это соединение в 15:41 и немедленно предупредила Тирпица . [ 32 ]

Черно-белая фотография одномоторного моноплана на палубе авианосца времен Второй мировой войны. Большое количество мужчин наблюдают за самолетом или бегут к нему.
Барракуда приземляется на HMS Furious по завершении одной из атак на Тирпиц во время операции «Гудвуд».

Британская атака началась в 16:00. Он был инициирован атаками немецких артиллерийских позиций «Хеллкэтами» и «Светлячками», которые летели на пять минут раньше «Барракуд» и «Корсаров». [ 32 ] [ 39 ] Защитная дымовая завеса «Тирпица » не была полностью на месте в начале рейда, но к моменту прибытия «Барракуд» и «Корсаров» он был полностью покрыт дымом. [ 32 ] В результате этим самолетам пришлось бомбить корабль вслепую, выпустив свое оружие с высоты от 5000 до 4000 футов (от 1500 до 1200 м). [ 41 ] Всего две бомбы попали в Тирпиц . Первым было 500-фунтовое (230 кг) орудие, сброшенное с «Хеллкэта», которое взорвалось на крыше ее башни главного калибра «Бруно» . Взрыв разрушил расположенную на вершине башни счетверенную 20-миллиметровую (0,79 дюйма) зенитную артиллерийскую установку, но не причинил существенных повреждений самой башне. [ 32 ] [ 42 ] Второй бомбой, поразившей корабль, было бронебойное оружие массой 1600 фунтов (730 кг), которое пробило пять палуб, убило моряка в радиорубке и застряло возле электрощитовой. Эта бомба не взорвалась, и немецкие специалисты по обезвреживанию бомб позже установили, что она была заполнена взрывчаткой лишь частично. В немецком отчете о нападении говорится, что если бы бомба взорвалась, это причинило бы «неизмеримый» ущерб. [ 36 ] [ 42 ] Британские истребители также атаковали другие немецкие корабли и объекты в районе Каафьорда, повредив два патрульных катера, тральщик и радиолокационную станцию, а также уничтожив склад боеприпасов и три орудия зенитной батареи. Тирпица гидросамолет Последний оставшийся Arado Ar 196 подвергся нападению в гавани Букты и был поврежден и не подлежал ремонту. [ 43 ] В ходе рейда были сбиты четыре «Корсара» и два «Хеллкэта», в экипаже линкора 8 человек погибли и 18 человек получили ранения. [ 11 ] [ 41 ] Потери среди подразделений ПВО, дислоцированных вокруг Каафьорда, были тяжелыми. [ 44 ]

24 августа в 19:30 пара «Светлячков» совершила фоторазведывательный вылет над Каафьордом для сбора разведданных о результатах атаки; их присутствие заставило немцев создать дымовую завесу над фьордом и открыть интенсивный зенитный огонь. [ 43 ] В другом бою в тот день U-354 была потоплена у острова Медвежий кораблем Fairey Swordfish , действовавшим с эскортного авианосца HMS Vindex , сопровождавшего конвой JW 59. [ 34 ] [ 45 ]

Немецкое командование в Каафьорде сочло, что атаки 24 августа были «несомненно самыми сильными и решительными на данный момент», и потребовало перебросить истребительные подразделения из северной Финляндии для укрепления обороны района. Из-за других требований к истребительным силам Германии в то время запрос был отклонен 26 августа Люфтваффе штабом . [ 46 ]

Шторм и туман не позволили британцам провести дальнейшие атаки в период с 25 по 28 августа. [ 47 ] 25 августа Indefatigable , Formidable , два крейсера и семь эсминцев дозаправились с нефтяников. Оба крейсера позже вышли из состава сил и вернулись в Скапа-Флоу. Duke of York , Furious , крейсер и пять эсминцев также отправились к Фарерским островам для загрузки припасов. Прежде чем покинуть флот, Furious две Barracuda и пару Hellcats перевел на Indefatigable . [ 44 ] Поскольку пожилой «Фьюриос» был признан более неспособным к боевым действиям, он проследовал с Фарерских островов в Скапа-Флоу вместе с крейсером и несколькими эсминцами. [ 36 ] [ 43 ] 29 августа Duke of York и оставшиеся эсминцы присоединились к основным силам Флота метрополии у северной Норвегии. [ 44 ] В этот период обслуживающий персонал летных эскадрилий занимался ремонтом самолетов, поврежденных во время атак 24 августа. [ 48 ]

Конвой JW 59 завершил свой путь 25 августа, при этом большая часть его кораблей пришвартовалась в Кольском полуострове на севере России. С 20 по 24 августа конвой неоднократно подвергался атакам подводных лодок, а сопровождавшие его военные корабли и самолеты потопили две подводные лодки. Все торговые суда прибыли благополучно, единственной потерей союзников стал шлюп HMS Kite , который был торпедирован и потоплен U-344 21 августа. [ 49 ]

29 августа

[ редактировать ]
Черно-белая фотография группы мужчин, перевозящих бомбы на тележках на палубе авианосца в море. Сразу за мужчинами находится одномоторный самолет.
Британские моряки перемещают бомбы по палубе авианосца перед «бомбардировкой» «Барракуд» для одного из рейдов, проведенных во время операции «Гудвуд».

Последняя атака операции «Гудвуд» состоялась 29 августа. В состав ударной группы входили 26 «Барракуд», 17 «Корсаров» (из которых два были вооружены бомбами по 1000 фунтов [450 кг]), 10 «Светлячков» и семь «Хеллкэтов». Seven Seafires также провели отвлекающий рейд на Хаммерфест. В попытке дать бомбардировщикам точные точки прицеливания после того, как вокруг Тирпица была создана искусственная дымовая завеса , четыре «Хеллкэта» были вооружены бомбами- индикаторами цели . Самолет начал взлет в 15:30. [ 43 ]

Британской авиации не удалось добиться внезапности. Немецкие радиолокационные станции отслеживали регулярные противолодочные и истребительные патрули Флота метрополии, а «Сифайры» были обнаружены в 16:40, когда они находились в 54 милях (87 км) от Каафьорда. [ 43 ] В ответ на это сообщение вокруг Каафьорда были активированы дымогенераторы, и защитники фьорда отправились на свои боевые позиции. [ 41 ] Прибытие основных сил британских самолетов над Каафьордом было задержано из-за более сильного, чем ожидалось, ветра и навигационной ошибки, и они достигли цели только в 17:25. К этому времени «Тирпиц» был покрыт очень густой дымовой завесой, и никто из британских летчиков не заметил корабль. «Барракуды» и «Корсары» были вынуждены бомбить Каафьорд вслепую, и, хотя по линкору не удалось попасть, шесть членов его экипажа были ранены осколками бомбы в результате близкого попадания. Немецкие корабли и артиллерийские позиции вновь подверглись обстрелу истребителей, но существенного ущерба нанесено не было. Сильный зенитный огонь из «Тирпица», которым руководила группа наблюдателей, дислоцированных на горе недалеко от Каафьорда, сбил «Корсар» и «Светлячок». [ 43 ]

После рейда 29 августа Флот метрополии направился на запад, чтобы прикрыть конвой RA 59A , который 28 августа отплыл с севера России и направлялся в Великобританию. [ 43 ] Из-за нехватки топлива Indefatigable и три эсминца отошли позже в тот же день, чтобы вернуться в Скапа-Флоу, а Formidable с двумя эсминцами последовали за ними через 24 часа. Duke of York и шесть эсминцев оставались на стоянке в Арктическом море до 11:00 1 сентября, когда конвой был признан безопасным от нападения. [ 50 ]

В целом потери авиации флота во время операции «Гудвуд» составили 40 летчиков убитыми и 17 самолетов уничтоженными. [ 47 ] Набоб также был признан не подлежащим экономическому ремонту и был выведен из эксплуатации. [ 34 ] С немецкой стороны «Тирпиц» получил лишь поверхностные повреждения. [ 34 ]

Последствия

[ редактировать ]
Цветное фото темно-серого надгробия
Новозеландский летчик, летавший с авианосца HMS Formidable и погибший во время операции «Гудвуд», похоронен в разделе «Военные могилы Содружества» на главном кладбище Тромсё. [ 51 ]

После рейда 29 августа британцы узнали от «Ультра» радиоразведки , что Тирпиц не получил каких-либо значительных повреждений во время операции «Гудвуд». [ 52 ] В публичных заявлениях Королевский флот заявил, что повредил или потопил 19 немецких военных кораблей во время атак на Каафьорд, но не сообщил о повреждении «Тирпица» . [ 52 ]

В последние дни операции «Гудвуд» планировщики Королевского флота решили не отдавать приказ о дальнейших операциях авиации флота против Каафьорда. Планировщики признали, что немцы теперь могут покрыть Тирпиц дымом до того, как «Барракуды» смогут добраться до линкора, и что эти самолеты не могут нести бомбы, достаточно большие, чтобы нанести серьезный ущерб. Дальнейшее рассмотрение было уделено атаке Каафьорда с использованием «Москитов», запускаемых с авианосцев, но легких бомбардировщиков по-прежнему не хватало, и было сочтено, что они не очень подходят для этой задачи. Более того, росла необходимость перебросить авианосцы в Тихий океан, чтобы усилить вклад Великобритании в войну против Японии . [ 53 ] [ 54 ]

Поскольку Тирпиц по-прежнему считался угрозой для судоходства, британский комитет начальников штабов и Верховный главнокомандующий союзными экспедиционными силами генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр решили в конце августа провести дальнейшие атаки на него с использованием тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС. [ 55 ] [ Примечание 1 ] 15 сентября отряд «Авро Ланкастеров» атаковал Каафьорд после дозаправки на базах на севере России и нанес линкору непоправимый ущерб. После этого рейда он отплыл на якорную стоянку недалеко от Тромсё, чтобы использоваться в качестве неподвижной батареи береговой обороны. Еще одна атака тяжелых бомбардировщиков 29 октября причинила лишь незначительный ущерб. Во время третьего рейда, совершенного 12 ноября, Тирпиц был поражен несколькими бомбами «Толлбой» , перевернулся и затонул с тяжелыми человеческими жертвами. [ 57 ]

Историки признали операцию «Гудвуд» провальной. В 1961 году официальный британский историк Стивен Роскилл заявил, что эти атаки ознаменовали конец «серии операций, результаты которых можно назвать крайне разочаровывающими», и пришел к выводу, что возможность потопления «Тирпица» была «отдаленной» из-за недостатки «Барракуд» и их вооружения. [ 58 ] Точно так же Норман Полмар утверждал в 1969 году, что операция «Гудвуд» была «возможно, самым ярким провалом ФАУ (авиации флота) во время Второй мировой войны и может быть напрямую связана с отсутствием эффективных самолетов - Барракуды были слишком медленными и не могли нести достаточно большие бомбы, чтобы совершать эффективные атаки». [ 38 ] Совсем недавно Марк Ллевеллин Эванс счел результаты операции «Гудвуд» «жалкими», а Марк Бишоп пришел к выводу, что «величайшая операция авиации флота за всю войну ... закончилась неудачей». [ 47 ] [ 59 ]

  1. Эйзенхауэр принимал участие в этом решении, поскольку в то время под его командованием находилось бомбардировочное командование Королевских ВВС для поддержки вторжения в Нормандию . [ 56 ]
  1. ^ Браун (2009), с. 27
  2. ^ Уильямсон (2003), с. 40
  3. ^ Эллис (1999), стр. 294–295.
  4. ^ Беннетт (2012), с. 9
  5. ^ Фолкнер и Уилкинсон (2012), с. 109
  6. ^ Перейти обратно: а б Беннетт (2012), с. 11
  7. ^ Бишоп (2012), стр. 78–83.
  8. ^ Вудман (2004), с. 340
  9. ^ Беннетт (2012), стр. 14–17.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин (1985), с. 267
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зеттерлинг и Тамеландер (2009), с. 283
  12. ^ Перейти обратно: а б Зеттерлинг и Тамеландер (2009), с. 280
  13. ^ Перейти обратно: а б Бишоп (2012), с. 310
  14. ^ Перейти обратно: а б Браун (1977), с. 36
  15. ^ Таррант (1994), с. 129
  16. ^ Перейти обратно: а б с Бишоп (2012), с. 311
  17. ^ Перейти обратно: а б Хинсли и др. (1988), с. 277
  18. ^ Свитман (2000), с. 78
  19. ^ Бишоп (2012), стр. 316–317.
  20. ^ Роскилл (1961), с. 156
  21. ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 282–283
  22. ^ Перейти обратно: а б с Браун (1977), с. 37
  23. ^ Свитман (2000), с. 79
  24. ^ Бишоп (2012), с. 297
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Роскилл (1961), с. 159
  26. ^ Браун (2009), с. 24
  27. ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), стр. 135, 151
  28. ^ Беннетт (2012), с. 14
  29. ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), с. 135
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Свитман (2000), с. 80
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Браун (1977), с. 38
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Таррант (1994), с. 134
  33. ^ Кло, Аллан (23 августа 2015 г.). «Разбомбили радио Ингой, чтобы ослабить связь в Баренцевом море» (на норвежском языке). НРК . Архивировано из оригинала 17 января 2016 года . Проверено 27 августа 2015 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и Браун (2009), с. 28
  35. ^ Рэгг (2005), с. 135
  36. ^ Перейти обратно: а б с Роскилл (1961), с. 160
  37. ^ Браун (1990), с. 120
  38. ^ Перейти обратно: а б Полмар (1969), стр. 310
  39. ^ Перейти обратно: а б с Свитман (2000), с. 81
  40. ^ Роскилл (1961), с. 171
  41. ^ Перейти обратно: а б с Таррант (1994), с. 135
  42. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин (1985), с. 268
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Браун (1977), с. 39
  44. ^ Перейти обратно: а б с Свитман (2000), с. 83
  45. ^ Вудман (2004), с. 401
  46. ^ Свитман (2000), стр. 82, 84
  47. ^ Перейти обратно: а б с Бишоп (2010), с. 313
  48. ^ Свитман (2000), с. 82
  49. ^ Вудман (2004), стр. 400–403.
  50. ^ Свитман (2000), с. 85
  51. ^ «Вудворд, Клайв Юстас» . Комиссия Содружества по военным захоронениям. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Беннетт (2012), с. 19
  53. ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 285.
  54. ^ Бишоп (2012), с. 317
  55. ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 285–286
  56. ^ Бишоп (2012), с. 316
  57. ^ Беннетт (2012), стр. 19–21.
  58. ^ Роскилл (1961), стр. 160–161.
  59. ^ Эванс (1999), с. 132

Библиография

[ редактировать ]
  • Беннетт, GH (2012). "Введение". В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Девон: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN  978-1-84102-310-6 .
  • Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN  978-0-00-743119-9 .
  • Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавающая крепость . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  0-85368-341-7 .
  • Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  0-85368-802-8 .
  • Браун, Дэвид (2009). Хоббс, Дэвид (ред.). Авианосные операции во Второй мировой войне . Барнсли, Южный Йоркшир: линия фронта. ISBN  978-1-84832-042-0 .
  • Эллис, Джон (1999). Один день в очень долгой войне: среда, 25 октября 1944 г. (ред. Пимлико). Лондон: Пимлико. ISBN  0-7126-7465-9 .
  • Эванс, Марк Ллевеллин (1999). Великие сражения Второй мировой войны в Арктике . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  0-313-30892-6 .
  • Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-560-8 .
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Хинсли, Ф.Х.; и др. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том третий, часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN  0-11-630935-0 .
  • Полмар, Норман (1969). Авианосцы: графическая история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Лондон: ISBN Macdonald & Co.  1-57488-663-0 .
  • Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC   59005418 .
  • Свитман, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-822-4 .
  • Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012 г.) [1944 г.]. «Атака морской авиации на Тирпиц (операция «Вольфрам») 3 апреля 1944 года». В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Девон: Издательство Плимутского университета. стр. 133–177. ISBN  978-1-84102-310-6 .
  • Таррант, В.Е. (1994). Последний год Кригсмарине: май 1944 — май 1945 . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  1-85409-176-Х .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Ботли, Оксфордшир: Osprey Publishing. ISBN  1-84176-498-1 .
  • Вудман, Ричард (2004). Арктические конвои: 1941–1945 (изд. В мягкой обложке). Лондон: Джон Мюррей. ISBN  0-7195-6617-7 .
  • Рэгг, Дэвид (2005). Авианосец сопровождения во Второй мировой войне: горючий, уязвимый, расходный материал! . Барнсли, Южный Йоркшир: Pen & Sword Maritime. ISBN  1-84415-220-0 .
  • Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN  978-1-935149-18-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91d470a1e69270cf5c19348b744159e4__1700948160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/e4/91d470a1e69270cf5c19348b744159e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Goodwood (naval) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)