Операция Гудвуд (военно-морской флот)
Операция Гудвуд | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Бомбардировщики «Барракуда» и истребители «Корсар» вооружаются на кабине экипажа HMS Formidable во время операции «Гудвуд». [ 1 ] | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
17 самолетов 1 фрегат затонул 1 эскортный авианосец поврежден и не подлежит ремонту |
12 самолетов 1 линкор легко поврежден Еще 7 кораблей повреждены | ||||||
Кофьорд — фьорд в муниципалитете Альта в графстве Финнмарк , Норвегия , который ответвляется от Альтафьорда. |
Операция «Гудвуд» представляла собой серию британской авианосной авиации налетов , проведенных против немецкого линкора «Тирпиц» на стоянке в Каафьорде в оккупированной Норвегии в конце августа 1944 года. Это была последняя из нескольких атак, предпринятых Флотом метрополии в 1944 году с целью повредить или потопить «Тирпиц». и тем самым устранить угрозу, которую он представлял для судоходства союзников . Предыдущие налеты на Каафьорд, проведенные самолетами авиации флота, включали только одну воздушную атаку; в ходе операции «Гудвуд» за одну неделю было совершено несколько атак. Королевский флот надеялся, что эти рейды ослабят грозную немецкую оборону.
Британский флот покинул свою базу 18 августа и утром 22 августа совершил первый рейд на Каафьорд. Атака провалилась, и небольшой рейд в тот вечер не нанес большого ущерба. Атаки проводились 24 и 29 августа и также оказались неудачными. Во время налета 24 августа в Тирпиц попали две бомбы, но ни одна из них не причинила значительного ущерба. Потери британцев во время операции «Гудвуд» по всем причинам составили 17 самолетов, фрегат, потопленный подводной лодкой, и сильно поврежденный авианосец сопровождения . Немецкие войска потеряли 12 самолетов и повредили 7 кораблей.
В конце августа 1944 года ответственность за атаку на Тирпиц была передана Королевским ВВС . В ходе трех налетов тяжелых бомбардировщиков, проведенных в сентябре и октябре 1944 года, линкор сначала был поврежден, а затем затоплен. Историки считают операцию «Гудвуд» серьезной неудачей для авиации флота и объясняют ее результаты недостатками самолетов и их вооружения.
Фон
[ редактировать ]С начала 1942 года «Тирпиц» представлял значительную угрозу для конвоев союзников, перевозивших грузы через Норвежское море в Советский Союз . Расположенный во фьордах норвежского побережья, линкор был способен сокрушить силы ближнего сопровождения арктических конвоев или прорваться в Северную Атлантику. [ 3 ] Чтобы противостоять этой угрозе, союзникам необходимо было сохранить мощные силы военных кораблей в составе Британского флота метрополии , а крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 4 ] [ 5 ]
было предпринято несколько атак с воздуха и с моря. против Тирпица В 1942 и 1943 годах 6 марта 1942 года торпедоносцы, летевшие с авианосца HMS Victorious, атаковали линкор, когда он пытался перехватить конвой PQ 12, но не добились ни одного попадания. [ 6 ] [ 7 ] Бомбардировщики Королевских ВВС и Советских ВВС также несколько раз пытались нанести удар по Тирпицу на стоянке в 1942 и 1943 годах, но не смогли нанести никакого ущерба. [ 6 ] 23 сентября 1943 года две британские сверхмалые подводные лодки класса X прорвали оборону вокруг главной стоянки линкора в Каафьорде на севере Норвегии во время операции «Источник» и заложили заряды взрывчатого вещества в воду под ней. серьезный ущерб Эта атака нанесла «Тирпицу» , выведя его из строя на шесть месяцев. [ 8 ]
После операции «Источник» задача атаки на Тирпиц была возложена на авианосцы Флота Метрополии. После нескольких месяцев подготовки успешная атака ( операция «Вольфрам» ) с участием двух ударных групп из 20 пикирующих бомбардировщиков Fairey Barracuda 3 апреля 1944 года была проведена в сопровождении 40 истребителей. Хотя экипаж «Тирпица » понес тяжелые потери во время этой операции, линкор был неплохим. поврежден. [ 9 ] Тем не менее, она была выведена из строя еще на несколько месяцев, пока ремонт был завершен. [ 10 ]
В период с апреля по июль 1944 года Флот метрополии инициировал еще четыре рейда на Тирпиц , хотя линкор подвергся нападению только во время последней из этих операций. Этим атакам препятствовал перевод многих летчиков Флота метрополии в другие подразделения после операции «Вольфрам», поскольку сменный экипаж был менее опытным. [ 11 ] Первый рейд («Операция «Планета») начался 21 апреля, но был отменен через три дня, когда агенты, дислоцированные возле Каафьорда, сообщили о плохой погоде в районе цели. [ 12 ] В середине мая Флот Метрополии снова вышел в море, чтобы атаковать Тирпиц в ходе операции, получившей название «Браун». [ 12 ] [ 13 ] Ударная группа из 27 «Барракуд» в сопровождении истребителей Vought F4U Corsair и Supermarine Seafire 15 мая взлетела с авианосцев HMS Furious и Victorious , но вернулась на корабли, не атаковав после того, как столкнулась с тяжелыми облаками над Каафьордом. [ 14 ] Следующий рейд, операция «Коготь тигра», был начат в конце мая, но отменен из-за плохой погоды 28 числа. [ 14 ] Последующая атака ( операция «Талисман» ) была приурочена к середине июля, до возобновления арктических конвоев, приостановленных с апреля 1944 года с целью освобождения кораблей для высадки в Нормандии . [ 15 ] Ударная группа из 44 «Барракуд» и 40 истребителей, отправленная 17 июля, достигла цели, но обнаружила, что «Тирпиц» скрыт защитной дымовой завесой, и атака не причинила линкору никакого ущерба. [ 13 ]
Препараты
[ редактировать ]В течение нескольких недель после операции «Талисман» Тирпиц продолжал готовиться к возможным боевым операциям. После испытаний в защищенных водах Альтафьорда 31 июля и 1 августа он вышел в море для тренировок со своими защитными эсминцами. Дополнительные генераторы дыма также были установлены вокруг Каафьорда, чтобы улучшить и без того сильную оборону этого района. [ 10 ] [ 16 ] Об этих действиях сообщили шпионы, и британское Адмиралтейство интерпретировало их как означающие, что Тирпиц готовится к рейду на корабли союзников. [ 16 ] Для защиты от этой угрозы было решено провести дальнейшие атаки на линкор, стоящий на якорной стоянке в Каафьорде, во время следующей серии арктических конвоев. [ 17 ] [ 18 ] На самом деле немецкий флот не планировал использовать «Тирпиц» в наступлении, поскольку он был бы очень уязвим для превосходящих военно-морских и военно-воздушных сил союзников, если бы он вышел в море. Вместо этого линкор находился в активной эксплуатации для сдерживания военных кораблей и самолетов союзников. [ 19 ]
Провал операции «Талисман» убедил командующего Флотом метрополии адмирала сэра Генри Мура в том, что основной ударный самолет ВВС флота , пикирующий бомбардировщик «Фейри Барракуда», не подходит для операций против Каафьорда. Поскольку низкая скорость пикирующих бомбардировщиков дала защитникам Каафьорда достаточно времени, чтобы прикрыть Тирпиц дымовой завесой между моментом обнаружения приближающихся налетов и их прибытием в целевой район, Мур пришел к выводу, что дальнейшие атаки с использованием этих самолетов будут бесполезны. Однако Адмиралтейство сочло, что повторные удары по Каафьорду «Барракудами» в течение 48 часов могут ослабить немецкую оборону и исчерпать запасы топлива для Тирпица » защитных дымогенераторов « . Также рассматривалась возможность полета быстрых и дальних бомбардировщиков de Havilland Mosquito с авианосцев в попытке добиться внезапности, но ни один из этих самолетов наземного базирования не мог быть избавлен от поддержки бомбардировок Германии союзниками . Несмотря на свои опасения, Мур согласился предпринять еще одну попытку нанести удар. Тирпиц . [ 20 ]
По предложению Адмиралтейства, планы Мура по новому нападению на Каафьорд предполагали, что самолеты Флота Метрополии будут атаковать этот регион в течение нескольких дней. Хотя истребители, участвовавшие в предыдущих рейдах, использовали только свои пулеметы для обстрела немецкой обороны, чтобы уменьшить угрозу, которую они представляли для «Барракуд», было решено использовать некоторые из этих самолетов в качестве пикирующих бомбардировщиков во время операции «Гудвуд». В ходе подготовки две эскадрильи «Корсаров» и одна эскадрилья Grumman F6F Hellcats, выбранные для участия в атаке, прошли обучение тактике бомбардировок с пикирования в период между операциями «Талисман» и «Гудвуд». Еще одним новым элементом планов было решение использовать самолеты авиации флота для разминирования района Тирпица и входа в Каафьорд. Мины, сброшенные возле линкора, должны были быть оснащены взрывателями замедленного действия, и предполагалось, что взрывы этих устройств заставят Тирпица капитана попытаться перевести военный корабль в более безопасные воды и пройти через минное поле у входа во фьорд. . [ 21 ] [ 22 ] В период перед операцией «Гудвуд» летные эскадрильи Флота Метрополии проводили тренировочные учения, используя полигон в Лох-Эриболле на севере Шотландии; Местность в этом районе сопоставима с местностью вокруг Каафьорда, и озеро также использовалось для этой цели в рамках подготовки к операции «Вольфрам». [ 23 ] [ 24 ]
Противоборствующие силы
[ редактировать ]Атакующий флот операции «Гудвуд» был разделен на три группы. Адмирал Мур поднялся на борт линкора HMS Duke of York , который плавал в составе флота авианосцев HMS Indefatigable (флагман контр-адмирала Родерик МакГригора , командира 1-й крейсерской эскадры), Formidable и Furious , а также двух крейсеров и четырнадцати эсминцев. . Вторые силы включали в себя эскортные авианосцы HMS Nabob и Trumpeter , крейсер HMS Kent и группу фрегатов. Пара нефтяников в сопровождении четырех корветов отправилась отдельно для поддержки двух ударных групп. [ 25 ]
Авианосцы погрузили на борт самую большую группу самолетов авиации флота, собранную к тому моменту войны. [ 16 ] Их основным ударным элементом были 35 «Барракуд», приписанных к 820-й , 826-й , 827-й и 828-й эскадрильям морской авиации , которые действовали с трех авианосцев флота. Два подразделения 6-го военно-морского истребительного авиаполка, 1841-й и 1842-й эскадрилий , управляли 30 «Корсарами» с «Грозного» . В общей сложности 48 самолетов Seafire были приписаны к 801-й , 880-й , 887-й и 894-й эскадрильям на борту Indefatigable и Furious . Кроме того, в составе 1770-й и 1840-й эскадрилий было 12 истребителей Fairey Firefly и 12 Hellcat соответственно из состава Indefatigable . Два авианосца сопровождения погрузили в общей сложности 20 истребителей Grumman TBF Avengers (которые отвечали за разминирование операции «Гудвуд») и 8 Grumman F4F Wildcat истребителей ; эти самолеты были разделены между 846-й эскадрильей на борту Trumpeter и 852-й эскадрильей на борту Набоба . [ 11 ] [ 26 ]
Якорная стоянка « Тирпица » в Каафьорде хорошо защищалась. одиннадцать батарей зенитных орудий, несколько боевых кораблей ПВО и система дымогенераторов, способных скрыть «Тирпиц» от самолетов. До операции «Вольфрам» вокруг фьорда располагались [ 27 ] После атаки были установлены дополнительные радиолокационные станции и наблюдательные пункты, а также увеличено количество дымогенераторов. [ 22 ] ПВО « Тирпица » была усилена за счет оснащения его дополнительными 20-миллиметровыми (0,79 дюйма) пушками, модификации 150-миллиметровых (5,9 дюйма) орудий, чтобы их можно было использовать для атаки самолетов, а также поставки зенитных снарядов для ее 380-мм пушек. миллиметровые (15 дюймов) основные орудия. [ 10 ] Немецкие ВВС ( Люфтваффе ) имели мало истребителей, дислоцированных на аэродромах вблизи Каафьорда, а их действия сдерживались нехваткой топлива. [ 28 ] [ 29 ]
Атаки
[ редактировать ]22 августа
[ редактировать ]
Ударные силы операции «Гудвуд» отплыли 18 августа. Время операции было выбрано таким образом, чтобы позволить Флоту метрополии также защитить конвой JW 59 , который отправился из Шотландии 15 августа и направлялся в Советский Союз. После беспрецедентного путешествия на север 20 августа атакующие силы прибыли из Норвегии. Хотя первую атаку на Каафьорд планировалось провести 21 августа, погодные условия в тот день были неподходящими для полетов, и Мур решил отложить операцию на 24 часа. [ 22 ] [ 25 ] Впервые немцы были предупреждены о присутствии британского флота 21 августа, когда были обнаружены радиосообщения от авианосцев. [ 17 ]
Первый удар по Каафьорду был нанесен 22 августа. Хотя условия полета были плохими из-за низкой облачности, Мур решил атаковать в тот день, поскольку у некоторых из его кораблей начало заканчиваться топливо, и вскоре им пришлось покинуть Норвегию для дозаправки. [ 30 ] В 11:00 с трех авианосцев был запущен отряд в составе 32 «Барракуд», 24 «Корсаров», 11 «Светлячков», 9 «Хеллкэтов» и 8 «Сифайров». [ 25 ] [ 31 ] Мстители отправлены не были, поскольку пасмурная погода была неподходящей для выполнения их задачи. Поскольку мин было мало, и «Мстители» не могли безопасно приземлиться, все еще имея это оружие, элемент плана по разминированию потерпит неудачу, если самолет не сможет обнаружить Тирпиц и ему придется сбросить груз в море. [ 11 ] [ 25 ]
Когда ударная группа приблизилась к побережью, было замечено тяжелое облако, покрывающее холмы возле Каафьорда. Поскольку облака препятствовали точному бомбометанию, «Барракуды» и «Корсары» вернулись к авианосцам, не атакуя. Истребители «Хеллкэт» и «Светлячок» продолжили движение и приблизились к фьорду ниже нижней границы облаков. [ 32 ] Эти самолеты достигли внезапности, и Тирпиц не был скрыт дымом, когда они прибыли над Каафьордом. «Светлячки» начали атаку в 12:49, обстреляв немецкие зенитные орудия по Тирпицу и вокруг него . Две минуты спустя девять «Хеллкэтов» атаковали линкор 500-фунтовыми (230 кг) бомбами, но не добились ни одного попадания. [ 32 ] Вернувшись на авианосцы, ударная группа уничтожила два гидросамолета « Тирпица » в гавани Букты и серьезно повредила подводную лодку U-965 в Хаммерфесте . [ 30 ] [ 32 ] В Ингое , к северу от Хаммерфеста, три «Хеллкэта» обстреляли немецкую радиостанцию. В результате нападения были подожжены здания станции и повреждены антенны . [ 33 ] Восемь «Сифайров» совершили отвлекающие атаки на район Банак и близлежащую базу гидросамолетов, уничтожив пять немецких гидросамолетов. [ 30 ] Три британских самолета были потеряны во время атаки утром 22 августа; один «Хеллкэт» и «Сифайр» были сбиты, а один из «Барракуд» был вынужден броситься в море во время обратного полета. [ 30 ] [ 31 ]
После того, как ударная группа была восстановлена, большая часть Флота метрополии отошла от норвежского побережья для дозаправки. Группа в составе Formidable , Furious , двух крейсеров и нескольких эсминцев взяла курс на два нефтяника флота, а авианосная группа сопровождения отошла, чтобы авианосцы могли дозаправить свои эскорты. [ 30 ] В 17:25 Набоб был поражен торпедой, выпущенной с U-354 . Авианосец получил серьезные повреждения и погиб 21 человек, но смог продолжить ограниченные полеты. [ 30 ] [ 34 ] [ 35 ] Вскоре после этого U-354 торпедировала фрегат HMS Bickerton , который искал на Набоба нападавшего . [ 36 ] В тот же вечер Набоб был вынужден вернуться на базу Флота Метрополии в Скапа-Флоу в сопровождении «Трумпетера» , крейсера и нескольких эсминцев. [ 11 ] «Грозный и яростный» прикрывал их отход; в этот период Furious также дозаправлялся на танкерах Флота Метрополии. [ 31 ] Уход обоих авианосцев сопровождения означал, что минно-десантный компонент операции «Гудвуд» пришлось отменить. [ 11 ] Корма «Бикертона » была повреждена торпедой, и ее потенциально можно было спасти. Однако командующий силами не захотел защищать два поврежденных корабля, и фрегат был затоплен около 20:30 22 августа. [ 37 ] Вскоре после атак на Набоб и Бикертон «Сифайры» из 894-й морской авиационной эскадрильи сбили два немецких разведывательных самолета Blohm & Voss BV 138 . [ 34 ]
Вечером 22 августа отряд из восьми «Светлячков» и шести вооруженных бомбами «Хеллкэтов» из «Индефатигейбл» снова совершил набег на Каафьорд. [ 38 ] Это была первая из серии небольших беспокоящих атак, направленных на ослабление немецкой обороны. [ 39 ] Немецкие войска не обнаружили самолет до того, как он прибыл над Каафьордом в 19:10, а в результате обстрела немецких артиллерийских позиций «Светлячки» убили одного члена экипажа «Тирпица » и ранили десять. Однако бомбы «Хеллкэтов» не причинили линкору никакого ущерба. На обратном пути британские истребители также атаковали немецкие корабли и радиолокационные станции, повредив два танкера, корабль снабжения и патрульный катер. [ 32 ] Во время этого рейда ни один британский самолет не был потерян. [ 40 ]
24 августа
[ редактировать ]Туман стал причиной отмены Indefatigable полетов 23 августа, включая запланированную отвлекающую атаку на немецкие корабли в Ланг-фьорде . [ 31 ] Два других авианосца и их эскорт воссоединились с Муром и Индефатигебл у берегов Норвегии утром 24 августа. Хотя условия в тот день изначально были туманными, во второй половине дня погода достаточно прояснилась, чтобы можно было нанести удар по Каафьорду. [ 39 ] Атакующие силы включали 33 «Барракуды», несущих бронебойные бомбы массой 1600 фунтов (730 кг), 24 «Корсара» (в том числе 5, вооруженных бомбой весом 1000 фунтов [450 кг]), 10 «Хеллкэтов», 10 «Файрфлай» и 8 «Сифайров». Пытаясь добиться внезапности, самолеты отлетели от авианосцев из точки, расположенной южнее тех, что использовались в предыдущих налетах. Затем ударный самолет пролетел параллельно побережью, а затем достиг берега и приблизился к Каафьорду с юга. Немецкая радиолокационная станция обнаружила это соединение в 15:41 и немедленно предупредила Тирпица . [ 32 ]

Британская атака началась в 16:00. Он был инициирован атаками немецких артиллерийских позиций «Хеллкэтами» и «Светлячками», которые летели на пять минут раньше «Барракуд» и «Корсаров». [ 32 ] [ 39 ] Защитная дымовая завеса «Тирпица » не была полностью на месте в начале рейда, но к моменту прибытия «Барракуд» и «Корсаров» он был полностью покрыт дымом. [ 32 ] В результате этим самолетам пришлось бомбить корабль вслепую, выпустив свое оружие с высоты от 5000 до 4000 футов (от 1500 до 1200 м). [ 41 ] Всего две бомбы попали в Тирпиц . Первым было 500-фунтовое (230 кг) орудие, сброшенное с «Хеллкэта», которое взорвалось на крыше ее башни главного калибра «Бруно» . Взрыв разрушил расположенную на вершине башни счетверенную 20-миллиметровую (0,79 дюйма) зенитную артиллерийскую установку, но не причинил существенных повреждений самой башне. [ 32 ] [ 42 ] Второй бомбой, поразившей корабль, было бронебойное оружие массой 1600 фунтов (730 кг), которое пробило пять палуб, убило моряка в радиорубке и застряло возле электрощитовой. Эта бомба не взорвалась, и немецкие специалисты по обезвреживанию бомб позже установили, что она была заполнена взрывчаткой лишь частично. В немецком отчете о нападении говорится, что если бы бомба взорвалась, это причинило бы «неизмеримый» ущерб. [ 36 ] [ 42 ] Британские истребители также атаковали другие немецкие корабли и объекты в районе Каафьорда, повредив два патрульных катера, тральщик и радиолокационную станцию, а также уничтожив склад боеприпасов и три орудия зенитной батареи. Тирпица гидросамолет Последний оставшийся Arado Ar 196 подвергся нападению в гавани Букты и был поврежден и не подлежал ремонту. [ 43 ] В ходе рейда были сбиты четыре «Корсара» и два «Хеллкэта», в экипаже линкора 8 человек погибли и 18 человек получили ранения. [ 11 ] [ 41 ] Потери среди подразделений ПВО, дислоцированных вокруг Каафьорда, были тяжелыми. [ 44 ]
24 августа в 19:30 пара «Светлячков» совершила фоторазведывательный вылет над Каафьордом для сбора разведданных о результатах атаки; их присутствие заставило немцев создать дымовую завесу над фьордом и открыть интенсивный зенитный огонь. [ 43 ] В другом бою в тот день U-354 была потоплена у острова Медвежий кораблем Fairey Swordfish , действовавшим с эскортного авианосца HMS Vindex , сопровождавшего конвой JW 59. [ 34 ] [ 45 ]
Немецкое командование в Каафьорде сочло, что атаки 24 августа были «несомненно самыми сильными и решительными на данный момент», и потребовало перебросить истребительные подразделения из северной Финляндии для укрепления обороны района. Из-за других требований к истребительным силам Германии в то время запрос был отклонен 26 августа Люфтваффе штабом . [ 46 ]
Шторм и туман не позволили британцам провести дальнейшие атаки в период с 25 по 28 августа. [ 47 ] 25 августа Indefatigable , Formidable , два крейсера и семь эсминцев дозаправились с нефтяников. Оба крейсера позже вышли из состава сил и вернулись в Скапа-Флоу. Duke of York , Furious , крейсер и пять эсминцев также отправились к Фарерским островам для загрузки припасов. Прежде чем покинуть флот, Furious две Barracuda и пару Hellcats перевел на Indefatigable . [ 44 ] Поскольку пожилой «Фьюриос» был признан более неспособным к боевым действиям, он проследовал с Фарерских островов в Скапа-Флоу вместе с крейсером и несколькими эсминцами. [ 36 ] [ 43 ] 29 августа Duke of York и оставшиеся эсминцы присоединились к основным силам Флота метрополии у северной Норвегии. [ 44 ] В этот период обслуживающий персонал летных эскадрилий занимался ремонтом самолетов, поврежденных во время атак 24 августа. [ 48 ]
Конвой JW 59 завершил свой путь 25 августа, при этом большая часть его кораблей пришвартовалась в Кольском полуострове на севере России. С 20 по 24 августа конвой неоднократно подвергался атакам подводных лодок, а сопровождавшие его военные корабли и самолеты потопили две подводные лодки. Все торговые суда прибыли благополучно, единственной потерей союзников стал шлюп HMS Kite , который был торпедирован и потоплен U-344 21 августа. [ 49 ]
29 августа
[ редактировать ]
Последняя атака операции «Гудвуд» состоялась 29 августа. В состав ударной группы входили 26 «Барракуд», 17 «Корсаров» (из которых два были вооружены бомбами по 1000 фунтов [450 кг]), 10 «Светлячков» и семь «Хеллкэтов». Seven Seafires также провели отвлекающий рейд на Хаммерфест. В попытке дать бомбардировщикам точные точки прицеливания после того, как вокруг Тирпица была создана искусственная дымовая завеса , четыре «Хеллкэта» были вооружены бомбами- индикаторами цели . Самолет начал взлет в 15:30. [ 43 ]
Британской авиации не удалось добиться внезапности. Немецкие радиолокационные станции отслеживали регулярные противолодочные и истребительные патрули Флота метрополии, а «Сифайры» были обнаружены в 16:40, когда они находились в 54 милях (87 км) от Каафьорда. [ 43 ] В ответ на это сообщение вокруг Каафьорда были активированы дымогенераторы, и защитники фьорда отправились на свои боевые позиции. [ 41 ] Прибытие основных сил британских самолетов над Каафьордом было задержано из-за более сильного, чем ожидалось, ветра и навигационной ошибки, и они достигли цели только в 17:25. К этому времени «Тирпиц» был покрыт очень густой дымовой завесой, и никто из британских летчиков не заметил корабль. «Барракуды» и «Корсары» были вынуждены бомбить Каафьорд вслепую, и, хотя по линкору не удалось попасть, шесть членов его экипажа были ранены осколками бомбы в результате близкого попадания. Немецкие корабли и артиллерийские позиции вновь подверглись обстрелу истребителей, но существенного ущерба нанесено не было. Сильный зенитный огонь из «Тирпица», которым руководила группа наблюдателей, дислоцированных на горе недалеко от Каафьорда, сбил «Корсар» и «Светлячок». [ 43 ]
После рейда 29 августа Флот метрополии направился на запад, чтобы прикрыть конвой RA 59A , который 28 августа отплыл с севера России и направлялся в Великобританию. [ 43 ] Из-за нехватки топлива Indefatigable и три эсминца отошли позже в тот же день, чтобы вернуться в Скапа-Флоу, а Formidable с двумя эсминцами последовали за ними через 24 часа. Duke of York и шесть эсминцев оставались на стоянке в Арктическом море до 11:00 1 сентября, когда конвой был признан безопасным от нападения. [ 50 ]
В целом потери авиации флота во время операции «Гудвуд» составили 40 летчиков убитыми и 17 самолетов уничтоженными. [ 47 ] Набоб также был признан не подлежащим экономическому ремонту и был выведен из эксплуатации. [ 34 ] С немецкой стороны «Тирпиц» получил лишь поверхностные повреждения. [ 34 ]
Последствия
[ редактировать ]
После рейда 29 августа британцы узнали от «Ультра» радиоразведки , что Тирпиц не получил каких-либо значительных повреждений во время операции «Гудвуд». [ 52 ] В публичных заявлениях Королевский флот заявил, что повредил или потопил 19 немецких военных кораблей во время атак на Каафьорд, но не сообщил о повреждении «Тирпица» . [ 52 ]
В последние дни операции «Гудвуд» планировщики Королевского флота решили не отдавать приказ о дальнейших операциях авиации флота против Каафьорда. Планировщики признали, что немцы теперь могут покрыть Тирпиц дымом до того, как «Барракуды» смогут добраться до линкора, и что эти самолеты не могут нести бомбы, достаточно большие, чтобы нанести серьезный ущерб. Дальнейшее рассмотрение было уделено атаке Каафьорда с использованием «Москитов», запускаемых с авианосцев, но легких бомбардировщиков по-прежнему не хватало, и было сочтено, что они не очень подходят для этой задачи. Более того, росла необходимость перебросить авианосцы в Тихий океан, чтобы усилить вклад Великобритании в войну против Японии . [ 53 ] [ 54 ]
Поскольку Тирпиц по-прежнему считался угрозой для судоходства, британский комитет начальников штабов и Верховный главнокомандующий союзными экспедиционными силами генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр решили в конце августа провести дальнейшие атаки на него с использованием тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС. [ 55 ] [ Примечание 1 ] 15 сентября отряд «Авро Ланкастеров» атаковал Каафьорд после дозаправки на базах на севере России и нанес линкору непоправимый ущерб. После этого рейда он отплыл на якорную стоянку недалеко от Тромсё, чтобы использоваться в качестве неподвижной батареи береговой обороны. Еще одна атака тяжелых бомбардировщиков 29 октября причинила лишь незначительный ущерб. Во время третьего рейда, совершенного 12 ноября, Тирпиц был поражен несколькими бомбами «Толлбой» , перевернулся и затонул с тяжелыми человеческими жертвами. [ 57 ]
Историки признали операцию «Гудвуд» провальной. В 1961 году официальный британский историк Стивен Роскилл заявил, что эти атаки ознаменовали конец «серии операций, результаты которых можно назвать крайне разочаровывающими», и пришел к выводу, что возможность потопления «Тирпица» была «отдаленной» из-за недостатки «Барракуд» и их вооружения. [ 58 ] Точно так же Норман Полмар утверждал в 1969 году, что операция «Гудвуд» была «возможно, самым ярким провалом ФАУ (авиации флота) во время Второй мировой войны и может быть напрямую связана с отсутствием эффективных самолетов - Барракуды были слишком медленными и не могли нести достаточно большие бомбы, чтобы совершать эффективные атаки». [ 38 ] Совсем недавно Марк Ллевеллин Эванс счел результаты операции «Гудвуд» «жалкими», а Марк Бишоп пришел к выводу, что «величайшая операция авиации флота за всю войну ... закончилась неудачей». [ 47 ] [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Эйзенхауэр принимал участие в этом решении, поскольку в то время под его командованием находилось бомбардировочное командование Королевских ВВС для поддержки вторжения в Нормандию . [ 56 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Браун (2009), с. 27
- ^ Уильямсон (2003), с. 40
- ^ Эллис (1999), стр. 294–295.
- ^ Беннетт (2012), с. 9
- ^ Фолкнер и Уилкинсон (2012), с. 109
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт (2012), с. 11
- ^ Бишоп (2012), стр. 78–83.
- ^ Вудман (2004), с. 340
- ^ Беннетт (2012), стр. 14–17.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин (1985), с. 267
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зеттерлинг и Тамеландер (2009), с. 283
- ^ Перейти обратно: а б Зеттерлинг и Тамеландер (2009), с. 280
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп (2012), с. 310
- ^ Перейти обратно: а б Браун (1977), с. 36
- ^ Таррант (1994), с. 129
- ^ Перейти обратно: а б с Бишоп (2012), с. 311
- ^ Перейти обратно: а б Хинсли и др. (1988), с. 277
- ^ Свитман (2000), с. 78
- ^ Бишоп (2012), стр. 316–317.
- ^ Роскилл (1961), с. 156
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 282–283
- ^ Перейти обратно: а б с Браун (1977), с. 37
- ^ Свитман (2000), с. 79
- ^ Бишоп (2012), с. 297
- ^ Перейти обратно: а б с д Роскилл (1961), с. 159
- ^ Браун (2009), с. 24
- ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), стр. 135, 151
- ^ Беннетт (2012), с. 14
- ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), с. 135
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Свитман (2000), с. 80
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун (1977), с. 38
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Таррант (1994), с. 134
- ^ Кло, Аллан (23 августа 2015 г.). «Разбомбили радио Ингой, чтобы ослабить связь в Баренцевом море» (на норвежском языке). НРК . Архивировано из оригинала 17 января 2016 года . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Браун (2009), с. 28
- ^ Рэгг (2005), с. 135
- ^ Перейти обратно: а б с Роскилл (1961), с. 160
- ^ Браун (1990), с. 120
- ^ Перейти обратно: а б Полмар (1969), стр. 310
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман (2000), с. 81
- ^ Роскилл (1961), с. 171
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант (1994), с. 135
- ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин (1985), с. 268
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Браун (1977), с. 39
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман (2000), с. 83
- ^ Вудман (2004), с. 401
- ^ Свитман (2000), стр. 82, 84
- ^ Перейти обратно: а б с Бишоп (2010), с. 313
- ^ Свитман (2000), с. 82
- ^ Вудман (2004), стр. 400–403.
- ^ Свитман (2000), с. 85
- ^ «Вудворд, Клайв Юстас» . Комиссия Содружества по военным захоронениям. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт (2012), с. 19
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 285.
- ^ Бишоп (2012), с. 317
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 285–286
- ^ Бишоп (2012), с. 316
- ^ Беннетт (2012), стр. 19–21.
- ^ Роскилл (1961), стр. 160–161.
- ^ Эванс (1999), с. 132
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, GH (2012). "Введение". В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Девон: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN 978-1-84102-310-6 .
- Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-743119-9 .
- Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавающая крепость . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-341-7 .
- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-802-8 .
- Браун, Дэвид (2009). Хоббс, Дэвид (ред.). Авианосные операции во Второй мировой войне . Барнсли, Южный Йоркшир: линия фронта. ISBN 978-1-84832-042-0 .
- Эллис, Джон (1999). Один день в очень долгой войне: среда, 25 октября 1944 г. (ред. Пимлико). Лондон: Пимлико. ISBN 0-7126-7465-9 .
- Эванс, Марк Ллевеллин (1999). Великие сражения Второй мировой войны в Арктике . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-30892-6 .
- Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-560-8 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Хинсли, Ф.Х.; и др. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том третий, часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 0-11-630935-0 .
- Полмар, Норман (1969). Авианосцы: графическая история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Лондон: ISBN Macdonald & Co. 1-57488-663-0 .
- Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 59005418 .
- Свитман, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-822-4 .
- Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012 г.) [1944 г.]. «Атака морской авиации на Тирпиц (операция «Вольфрам») 3 апреля 1944 года». В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Девон: Издательство Плимутского университета. стр. 133–177. ISBN 978-1-84102-310-6 .
- Таррант, В.Е. (1994). Последний год Кригсмарине: май 1944 — май 1945 . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-176-Х .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Ботли, Оксфордшир: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-498-1 .
- Вудман, Ричард (2004). Арктические конвои: 1941–1945 (изд. В мягкой обложке). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0-7195-6617-7 .
- Рэгг, Дэвид (2005). Авианосец сопровождения во Второй мировой войне: горючий, уязвимый, расходный материал! . Барнсли, Южный Йоркшир: Pen & Sword Maritime. ISBN 1-84415-220-0 .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с операцией Гудвуд (военно-морской флот) на Викискладе?
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.
- Действия и бои морской авиации
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Альта, Норвегия
- 1944 год в Норвегии.
- События августа 1944 года
- Конфликты 1944 года