Jump to content

Операция Клеймор

Координаты : 68 ° 09'09 "N 14 ° 12'00" E  /  68,15250 ° N 14,20000 ° E  / 68,15250; 14.20000

Операция Клеймор
Часть кампании Северо-Западной Европы.

Коммандос наблюдает за горящими резервуарами с рыбьим жиром.
Дата 4 марта 1941 г. ( 04.03.1941 )
Расположение 68 ° 09'09 "N 14 ° 12'00" E  /  68,15250 ° N 14,20000 ° E  / 68,15250; 14.20000
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания
 Норвегия

 Германия

Командиры и лидеры
Луи К. Гамильтон
Клиффорд Кэслон
Джозеф К. Хейдон
Мартин Линге
Великобритания Лорд Ловат
Неизвестный
Сила
  • 500 британцев
  • 52 норвежца
  • 7 кораблей
1 вооруженный траулер
Жертвы и потери
1 раненый
  • 228 взято в плен
  • 10 кораблей потоплены

Операция «Клеймор» — рейд британско-норвежских коммандос на Лофотенские острова в северной Норвегии во время Второй мировой войны . Лофотенские острова были важным центром производства рыбьего жира и глицерина , используемых в военной экономике Германии. Высадка была осуществлена ​​4 марта 1941 года 500 солдатами коммандос № 3 , коммандос № 4 и секции королевских инженеров , а также 52 мужчинами из норвежской независимой роты 1 . При поддержке 6-й флотилии эсминцев и двух транспортных транспортов Королевского флота силы высадились практически без сопротивления. Первоначальный план состоял в том, чтобы избежать контакта с немецкими войсками и нанести максимальный ущерб контролируемой немцами промышленности. Они достигли своей цели: разрушили заводы по производству рыбьего жира и около 3600 т (3500 длинных тонн) масла и глицерина. Войска вернулись с примерно 228 немецкими пленными, 314 норвежскими новобранцами и рядом сторонников режима Квислинга .

В результате артиллерийского огня и подрывных групп было потоплено 18 000 тонн судов. комплекта роторов для машины «Энигма» Пожалуй, самым значимым результатом рейда стал захват с немецкого вооруженного траулера «Кребс» и ее кодовых книг . Впоследствии немецкие военно-морские коды можно было расшифровать в Блетчли-парке , что позволило получить разведданные, необходимые для того, чтобы конвои союзников могли избежать скопления подводных лодок . [1] Впоследствии оценка операции разошлась: британцы, особенно Уинстон Черчилль и руководитель специальных операций , сочли ее успешной. В глазах британцев главная ценность таких действий заключалась в том, чтобы связать крупные немецкие силы с оккупационными обязанностями в Норвегии. Мартин Линге и другие участвовавшие в этом норвежцы выразили большее сомнение в ценности таких рейдов на норвежское побережье, но им не сообщили о ценности захваченной криптографической информации. Продолжающийся анализ документов того периода позволяет предположить, что рейды коммандос такого типа были «прикрытием» для так называемых «захватывающих рейдов», предназначенных для захвата немецкого криптографического оборудования без осознания противником истинной цели рейдов.

После того, как Британский экспедиционный корпус (BEF) был изгнан из Европы во время эвакуации из Дюнкерка в 1940 году, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль призвал собрать и оснастить силы, чтобы нанести урон немцам и укрепить моральный дух британцев. Черчилль поручил Объединенному комитету начальников штабов предложить меры по наступлению на оккупированную немцами Европу и заявил, что «... они должны быть подготовлены специально обученными войсками класса охотников, которые могут установить царство террора на вражеском побережье». [2] Подполковник Дадли Кларк уже представил такое предложение генералу сэру Джону Диллу , начальнику Имперского генерального штаба . Дилл, зная о намерениях Черчилля, одобрил предложение Кларка. [2] первый рейд коммандос — операция «Ошейник» Три недели спустя состоялся . Рейдерам не удалось собрать никаких разведданных и не повредить немецкую технику; их единственным успехом было убийство двух немецких часовых. [2]

Коммандос перешли под оперативное управление Объединенного оперативного штаба . Первоначально командиром был выбран адмирал Роджер Киз , ветеран Галлиполийской кампании и рейда на Зебрюгге в Первой мировой войне . [3] В 1940 году был объявлен набор добровольцев из числа военнослужащих некоторых формирований, все еще находившихся в Великобритании, и бойцов расформированных дивизионных независимых рот , первоначально набранных из дивизий Территориальной армии , прошедших службу в Норвегии. [а] В ноябре 1940 года новые армейские подразделения были организованы в бригаду специального назначения под командованием бригадного генерала Дж. К. Хейдона с четырьмя батальонами специального назначения. [5] К осени 1940 года более 2000 человек добровольно вызвались на подготовку коммандос, а бригада специальной службы теперь состояла из 12 подразделений, которые назывались коммандос. [6]

После неудачного начала первый крупномасштабный рейд коммандос должен был состояться на Лофотенских островах недалеко от норвежского побережья, за Полярным кругом , примерно в девятистах милях (1400 км) от Британии. Оказавшись на островах, рейдеры высадятся в четырех небольших портах, чтобы уничтожить заводы по производству рыбьего жира. Вся добытая нефть отправлялась в Германию, где добывался глицерин, жизненно важный ингредиент при производстве взрывчатых веществ. [7] Коммандос будут доставлены на острова на борту двух новых пехотно-десантных кораблей в сопровождении четырех эсминцев класса Tribal и одного эсминца класса L 6-й флотилии эсминцев. [7]

Корабль Королевского флота пришвартовался в море
HMS Somali , командир 6-й флотилии эсминцев.

Командиром рейда был контр-адмирал Луис Кеппел Гамильтон . [8] У операции «Клеймор» было три цели. Королевскому флоту было поручено безопасно сопровождать транспорты, перевозящие десант на острова и обратно. Находясь там, они должны были уничтожить или захватить любое немецкое или норвежское судно, работающее на немцев, и обеспечить артиллерийскую поддержку десанта. В составе военно-морских сил принимали участие эскорты 6-й флотилии эсминцев: HMS Somali , Bedouin , Tartar , Eskimo и Legion под командованием капитана К. Каслона. Два недавно переоборудованных десантных корабля, HMS Queen Emma и HMS Princess Beatrix , должны были перевезти десант. [9]

Десант был предоставлен бригадой специального назначения (бригадный генерал Дж. К. Хейдон). В нем приняли участие 250 коммандос всех рангов из коммандос № 3 (майор Джон Дарнфорд-Слейтер ) и 250 коммандос всех рангов из коммандос № 4 (подполковник Д.С. Листер). Их поддерживала часть королевских инженеров 55-й полевой роты (младший лейтенант Х. М. Тернер), а также четыре офицера и 48 других чинов Норвежской независимой роты 1 (капитан Мартин Линге ). [9] Десант должен был уничтожить нефтедобывающие объекты в портах Стамсунд , Хеннингсвер , Свольвер и Бреттеснес , вступить в бой с немецким гарнизоном и попытаться захватить найденных в этом районе военнопленных . Они также должны были задержать всех сторонников норвежской партии Квислинга и убедить местное население покинуть остров и присоединиться к Свободным норвежским силам . [9]

Силы начали свою сборку в Скапа-Флоу на Оркнейских островах 21 февраля 1941 года и оставались там почти неделю, прежде чем отправиться в Норвегию сразу после полуночи 1 марта 1941 года. Десант был распределен по кораблям, штаб бригады специального назначения находился в перевезено в Сомали . Коммандос № 4, которому было поручено высадиться в Свольвере и Бреттеснесе, находился на борту «Королевы Эммы» . Коммандос № 3, которому была назначена высадка в Стамсунде и Хеннингсвере, находился на борту «Принцессы Беатрикс» . Королевские инженеры и норвежские силы были разделены между обоими десантными кораблями. [9]

Время, проведенное в Скапа-Флоу, было потрачено на знакомство с транспортными кораблями и десантными кораблями, на которых им предстояло добраться до берега. Также обсуждались проблемы, которые, по мнению военно-морского флота, оказывали артиллерийскую поддержку, поскольку эсминцы не могли подойти к берегу ближе, чем на 1,6 км (1,6 км) из-за мелководья. Из-за этого коммандос были обучены полагаться на собственное оружие для прикрытия огня и поддержки друг друга со своих десантных кораблей. Также были разработаны планы, позволяющие им позаботиться о себе на случай, если эсминцы будут отозваны для борьбы с морской угрозой, в том числе каждому человеку было приказано взять с собой достаточно пайков, чтобы продержаться на берегу в течение 48 часов. [10]

Лендинги

[ редактировать ]
Прибытие на Лофотенские острова 4 марта 1941 г.

Оперативная группа ВМФ, известная под кодовым названием Rebel, покинула Скапа-Флоу и направилась в сторону Фарерских островов . Они пришвартовались в Скалафьордуре в 19:00 1 марта 1941 года, чтобы заправиться топливом. Дозаправка заняла пять часов, и оперативная группа ВМФ направилась на север, в сторону Арктики , чтобы избежать обнаружения немецкими воздушными и морскими патрулями. Затем они повернули на восток и направились в сторону Норвегии. Они прибыли на Лофотенские острова незадолго до 04:00 4 марта 1941 года. При входе в Вест-фьорден они обнаружили, что навигационные огни гавани горят, что они восприняли как знак того, что они достигли внезапности. [10]

Первоначальный план предусматривал одновременную посадку в 06:30, но по прибытии она была отложена на 15 минут, чтобы избежать приземления в темноте. Все коммандос были на берегу к 06:50. [10] Атака практически не встретила сопротивления, за исключением четырех выстрелов, выпущенных немецким вооруженным траулером «Кребс» по HMS Somali, прежде чем он был потоплен. [10] Повреждения и жертвы среди гражданского населения произошли, когда бедуины потопили норвежское пассажирское судно D/S Mira , которое прибыло на место боевых действий. Десантные силы потопили торговые суда «Гамбург» , «Пасаже » , «Феликс» , «Эйленау» , «Риссен» , «Андо» , «Грот » и «Бернхард Шульте» , водоизмещением которых было 18 000 тонн. [7] [11]

Войска, высадившиеся в Стамсунде, разрушили завод по варке трески на Лофотенских островах. Две фабрики были разрушены в Хеннингсвере и 13 в Свольвере. Всего около 800 000 имперских галлонов (3600 м3). 3 ) рыбьего жира и парафина были подожжены. [11] Солдаты захватили 228 пленных — в том числе семь из Кригсмарине , трое из « Хеера» , 15 из Люфтваффе , двое из Шуцстаффеля , 147 из торгового флота и 14 гражданских лиц. [11]

Корабль в море со столбом черного дыма, поднимающимся над горной местностью на заднем плане
Горящие нефтяные баки с борта HMS Legion

Пожалуй, самым значительным результатом рейда стал захват набора роторов для шифровальной машины «Энигма» и ее кодовых книг. Они были спасены с тонущего «Кребса» , хотя ее командир, лейтенант Ганс Купфингер, выбросил свою машину (одну из трех, которые, как известно, находились на острове) за борт за несколько минут до того, как он был убит. Захваченные документы показали ключ от домашних вод Кригсмарине за февраль, а также помогли решить проблему апрельского трафика, который был отправлен в период с 1 марта по 10 мая. [1]

Их захват позволил Блетчли-Парку на некоторое время прочитать все немецкие военно-морские коды и предоставил разведданные, необходимые для того, чтобы конвои союзников могли избежать скопления подводных лодок. [12] К 13:00 оба пехотных десантных корабля «Принцесса Беатрикс» и «Королева Эмма» погрузили на борт все свои войска и были готовы к отплытию. [10] С ними прибыли 300 добровольцев Свободных норвежских сил в Великобритании. [7]

Последствия

[ редактировать ]

После рейда премьер-министр Уинстон Черчилль направил памятную записку «всем заинтересованным лицам   ... мои поздравления с весьма удовлетворительной операцией». Клеймор был первым из 12 рейдов коммандос, направленных против Норвегии во время Второй мировой войны. [13] Со временем немцы увеличили численность войск в Норвегии, и к 1944 году немецкий гарнизон составлял 370 000 человек (стандартная британская пехотная дивизия в 1944 году насчитывала 18 347 человек). [14] [15] Коммандос № 3 и № 4 вошли в состав 1-й бригады специального назначения и приняли участие в высадке в Нормандии в июне 1944 года. [16]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 10 независимых рот были сформированы из добровольцев дивизий второй линии Территориальной армии в апреле 1940 года. Они предназначались для партизанских операций в Норвегии после немецкого вторжения. Каждая из 10 рот первоначально состояла из 21 офицера и 268 других чинов . [4]
  1. ^ Jump up to: а б Запад 2015 , с. 10.
  2. ^ Jump up to: а б с Хаскью, стр. 47–48
  3. ^ Чаппелл, с. 6.
  4. ^ Мореман, с. 13
  5. ^ Джослен, с. 454
  6. ^ Хаскью, с. 48.
  7. ^ Jump up to: а б с д Чаппель, с. 12
  8. ^ «Королевский флот во время Второй мировой войны: A6801 (фотография)» . Поиск в коллекции Имперского военного музея . Имперский военный музей . Проверено 5 июля 2010 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д «№38331» . Лондонская газета (Приложение). 22 июня 1948 г. с. 3687.
  10. ^ Jump up to: а б с д и «№38331» . Лондонская газета (Приложение). 22 июня 1948 г. с. 3688.
  11. ^ Jump up to: а б с «№38331» . Лондонская газета (Приложение). 22 июня 1948 г. с. 3689.
  12. ^ Чаппелл, с. 13
  13. ^ Мессенджер, с. 15
  14. ^ Чаппелл, с. 14
  15. ^ Брейли и Чаппелл, с. 17
  16. ^ Мореман, Тимоти Роберт (2006). Британские коммандос 1940–46 . Лондон: Издательство Osprey. ISBN  1-84176-986-Х .

Библиография

[ редактировать ]

Внешние источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ed273ffff14e886813b6f55ae4dfd2e__1716230280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/2e/4ed273ffff14e886813b6f55ae4dfd2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Claymore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)