Конвой PQ 9/10
Вторая мировая война | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических конвоев | |||||||
![]() Норвежское и Баренцево моря, место стоянки арктических конвоев. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ханс-Юрген Штумпфф Герман Бём | |||||||
Сила | |||||||
10 грузовых судов 10 сопровождающих (в эстафетах) | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никаких потерь | Никаких потерь |
Convoys PQ 9/10 (1–10 февраля 1942 г.) — арктический конвой, отправленный из Великобритании через Исландию западными союзниками для помощи Советскому Союзу во время Второй мировой войны . Отправление конвоя PQ 9 17 января было отложено после того, как Адмиралтейство получило сообщение о вылазке немецкого линкора «Тирпиц» .
Задержки и другие проблемы коснулись кораблей из-за формирования Конвоя PQ 10, и вместо того, чтобы ждать сборки конвоя, грузовое судно Тревориан отплыло с Конвоем PQ 9, который был переименован в Конвой PQ 9/10. В состав конвоя входили три британских, четыре советских , один американский , один норвежский и один корабль панамского регистра.
Конвой из Исландии сопровождали три траулера, затем легкий крейсер HMS ignore и эсминцы HMS Faulknor и HMS Intrepid . Непосредственное сопровождение осуществляли норвежские вооруженные китобои HNoMS Hav и HNoMS Shika . 7 февраля к конвою, благополучно прибывшему в Мурманск , присоединились два тральщика Королевского флота .
Фон
[ редактировать ]Ленд-лиз
[ редактировать ]
После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР , Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 1 ] До сентября 1941 года британцы отправили 450 самолетов, 22 000 длинных тонн (22 000 т) каучука, 3 000 000 пар обуви и запасы олова, алюминия, джута, свинца и шерсти. В сентябре представители Великобритании и США отправились в Москву, чтобы изучить советские требования и их способность их удовлетворить. В октябре 1941 года представители трех стран составили протокол на срок до июня 1942 года и согласовали новые протоколы, которые будут действовать с 1 июля по 30 июня каждого последующего года до окончания ленд-лиза. В протоколе перечислялись поставки, ежемесячные темпы поставок и итоговые суммы за период. [ 2 ]
В первом протоколе указывалось, какие припасы необходимо отправить, но не были указаны корабли для их перевозки. У СССР не хватало кораблей и эскорта, а англичане и американцы, взявшие на себя обязательство «помочь с доставкой», за неимением альтернативы взялись доставлять припасы. Главной потребностью СССР в 1941 году была военная техника для возмещения потерь, поскольку на момент переговоров два крупных авиационных завода переносились на восток из Ленинграда и еще два - с Украины. Для возобновления производства потребуется не менее восьми месяцев, пока выпуск самолетов не упадет с 80 до 30 самолетов в день. Великобритания и США обязались отправлять 400 самолетов в месяц в соотношении три бомбардировщика на один истребитель (позже это было отменено), 500 танков в месяц и 300 артиллерийских авианосцев «Брен» . Англо-американцы также обязались отправить 42 000 длинных тонн (43 000 т) алюминия и 3 862 станка, а также различное сырье, продовольствие и медикаменты. [ 2 ]
Британская великая стратегия
[ редактировать ]
Растущая мощь немецкой авиации в Норвегии и растущие потери конвоев и их эскорта привели к тому, что контр-адмирал Стюарт Бонем Картер , командующий 18-й крейсерской эскадрой , адмирал сэр адмирал Джон Тови , главнокомандующий Флотом Метрополии , и адмирал сэр Дадли Паунд в Первом море Лорд , профессиональный глава Королевского военно-морского флота , единогласно выступает за приостановку работы арктических конвоев в летние месяцы. Небольшое количество российских кораблей, способных встретить арктические конвои, потери, нанесенные Luftflotte 5, базировавшейся в Норвегии, и присутствие немецкого линкора «Тирпиц» в Норвегии с начала 1942 года привели к тому, что корабли, полные припасов в Россию, застряли в Исландии и оказались пустыми. поврежденные корабли ждут в Мурманске. [ 3 ]
Блетчли Парк
[ редактировать ]В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), базирующейся в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа взломщиков кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году на военные корабли были погружены военно- морские сотрудники с приемниками для подслушивания Люфтваффе . радиопередач [ 4 ] [ 5 ]
Служба Б
[ редактировать ]Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND , Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 6 ] B-Dienst взломал военно-морской шифр № 3 в феврале 1942 года и к марту считывал до 80 процентов трафика, что продолжалось до 15 декабря 1943 года. По совпадению, британцы потеряли доступ к шифру Shark и не имели никакой информации для отправки. в Cypher No 3, что может поставить под угрозу Ultra. [ 7 ] В начале сентября финская радиоразведка расшифровала сообщение советских ВВС, в котором был раскрыт маршрут конвоя, и оно было передано немцам. [ 8 ]
Северный Ледовитый океан
[ редактировать ]
Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. [ 9 ] Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды Мексиканского залива , которые стали Североатлантическим дрейфом . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией; к северу от Норвегии дрейф разделяется. Один поток течет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои, но вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. [ 9 ]
Зимой полярный лед может образовываться на юге в 50 милях (80 км) от мыса Нордкап, а летом он может отступить до Шпицбергена. В этом районе вечная темнота зимой и постоянный дневной свет летом, что делает воздушную разведку практически невозможной. [ 9 ] В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается примерно на 4° С, и человек, находящийся в воде, умрет, если его не спасут немедленно. [ 9 ] Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Условия на подводных лодках были, пожалуй, еще хуже: лодкам приходилось погружаться в более теплую воду, чтобы очистить надстройку ото льда. Вахтенные члены экипажа подверглись воздействию стихии, нефть потеряла вязкость; гайки замерзли и срезали болты. Нагреватели корпуса были слишком требовательны к току и не могли работать непрерывно. [ 10 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Военно-морской
[ редактировать ]Немецкие военно-морские силы в Норвегии находились под руководством Норвегена командующего адмирала Германа Бема . британских коммандос В 1941 году рейды на Лофотенские острова ( операции «Клеймор» и «Операция Анклет» ) побудили Адольфа Гитлера отдать приказ о подводных лодок переброске из зоны битвы за Атлантику в Норвегию, а 24 января 1942 года восемь подводных лодок были отправлены в Норвегию. территория Исландии – Фарерские острова – Шотландия . Две подводные лодки базировались в Норвегии в июле 1941 года, четыре — в сентябре, пять — в декабре и четыре — в январе 1942 года. [ 11 ] К середине февраля в регионе ожидалось присутствие двадцати подводных лодок: шесть базировались в Норвегии, две — в Нарвике или Тромсё , две — в Тронхейме и две — в Бергене. Гитлер подумывал о создании единого командования, но отказался от этого. Немецкий линкор «Тирпиц» прибыл в Тронхейм 16 января, став первым кораблем общего переброски надводных кораблей в Норвегию. Британским конвоям, направлявшимся в Россию, уделялось мало внимания, поскольку каждый из них насчитывал в среднем всего восемь кораблей, а долгие арктические зимние ночи сводили на нет даже ограниченные Люфтваффе . усилия [ 12 ]
Воздушный флот 5
[ редактировать ]
В середине 1941 года Luft Flotte 5 (Воздушный флот 5) был реорганизован для операции «Барбаросса», штаб-квартира Luftgau Норвегии (Воздушный регион Норвегии) находилась в Осло . Флигерфюрер Ставангер (командующий авиацией Ставангер ) в центре и на севере Норвегии, Ягдфлигерфюрер Норвегия (лидер истребительной авиации Норвегии) командовал истребительной авиацией, а флигерфюрер Керкенес ( оберст [полковник] Андреас Нильсен) на крайнем севере имел аэродромы в Киркенесе и Банаке . Воздушный флот имел 180 самолетов, шестьдесят из которых были зарезервированы для действий на Карельском фронте против Красной Армии . Расстояние от Банака до Архангельска составляло 560 миль (900 км), а у флигерфюрера Керкенеса было всего десять бомбардировщиков Junkers Ju 88 из Kampfgeschwader 30 , тридцать Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков , десять истребителей Messerschmitt Bf 109 из Jagdgeschwader 77 , пять Messerschmitt Bf 110. тяжелых истребителей , 76-й эскадрильи эсминцев десять самолет-разведчик и зенитный дивизион. [ 13 ]
Шестидесяти самолетов было далеко недостаточно в таком климате и местности, где «нет благоприятного сезона для боевых действий». Акцент в воздушных операциях изменился с армейской поддержки на операции по борьбе с судами, поскольку арктические конвои союзников стали более частыми. [ 13 ] Хуберт Шмундт , адмирал Нордмеер , мрачно отметил 22 декабря 1941 года, что количество самолетов дальней разведки было ограничено и с 1 по 15 декабря было возможно только два боевых вылета Ju 88. После рейдов на Лофотенские острова Шмундт хотел, чтобы Luftflotte 5 перебросила самолеты в северную Норвегию, но ее командир генерал-полковник Ханс-Юрген Штумпфф не хотел истощать оборону западной Норвегии. Несмотря на это, часть самолетов была передана, катапультный корабль ( Katapultschiff ) MS Schwabenland был отправлен в северную Норвегию, а Heinkel He 115 гидроплан-торпедоносец из Küstenfliegergruppe 1./406 был переведен в Солу . К концу 1941 года III Gruppe KG 30 была переброшена в Норвегию, а в новом году еще одна Staffel (эскадрилья) разведывательных бомбардировщиков Focke-Wulf Fw 200 Kondor из Kampfgeschwader 40 прибыла (KG 40). Luftflotte 5 также ожидала группу из трех Staffeln of Heinkel He 111 . торпедоносцев [ 14 ]
Арктические конвои
[ редактировать ]В октябре 1941 года премьер-министр Уинстон Черчилль взял на себя обязательство каждые десять дней отправлять в арктические порты СССР конвой и доставлять по 1200 танков с июля 1942 по январь 1943 года в месяц, а затем по 2000 танков и еще 3600 самолетов. сверх уже обещанных. [ 1 ] [ а ] Первый конвой должен был прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующий должен был покинуть Исландию 22 октября. Разношерстные британские, союзные и нейтральные суда, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных действий, будут собраны в Хвалфьордуре (Хвальфьорд) в Исландии , удобном для кораблей с обеих сторон Атлантики. [ 16 ] К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была установлена на арктическом маршруте; Командир конвоя позаботился о том, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на брифинге, чтобы договориться об управлении конвоем, который шел строем длинных рядов коротких колонн. Коммодор обычно был отставным военно-морским офицером или резервистом Королевского военно-морского флота и находился на борту одного из торговых кораблей (обозначаемого белым кулоном с синим крестом). Коммодору помогала группа связистов ВМФ из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флажки и телескопы для передачи кодированных сигналов. [ 17 ]
В больших конвоях коммодору помогали вице-коммодоры и тыловые коммодоры, с помощью которых он управлял скоростью, курсом и зигзагообразным движением торговых судов и поддерживал связь с командиром эскорта. [ 17 ] [ б ] К концу 1941 года было поставлено 187 танков «Матильда II» и 249 танков «Валентайн» , что составляло 25 процентов среднетяжелых танков Красной Армии и от 30 до 40 процентов среднетяжелых танков, оборонявших Москву. В декабре 1941 года 16 процентов истребителей, защищавших Москву, составляли «Харрикейны» и «Томагавки» из Великобритании; находилось 96 истребителей «Харрикейн» К 1 января 1942 года в составе ВВС СССР ( «Военно-воздушные силы» , ВВС). Британцы поставляли радиолокационные аппараты, станки, ASDIC и другие товары. [ 18 ] В летние месяцы конвои проходили на север до 75 северной широты, затем на юг, в Баренцево море и в порты Мурманск в Кольском заливе и Архангельск в Белом море . Зимой из-за расширения полярных льдов на юг маршрут конвоя пролегал ближе к Норвегии. [ 19 ] Путешествие длилось от 1400 до 2000 морских миль (от 2600 до 3700 км; от 1600 до 2300 миль) в одну сторону, а путешествие туда и обратно занимало не менее трех недель. [ 20 ]
Корабли
[ редактировать ]Конвой PQ 9/10 состоял из десяти кораблей; три британских , четыре советских , один американский , один норвежский и один панамского реестра. На первой части пути конвой сопровождали три траулера из Исландии, затем легкий крейсер HMS ignore и эсминцы HMS Faulknor и HMS Intrepid , непосредственное сопровождение осуществляли норвежские вооруженные китобои HNoMS Hav и HNoMS Shika . 7 февраля к эскорту из Кольского полуострова присоединились тральщики Королевского флота HMS Britomart и HMS Sharpshooter . [ 21 ]
Путешествие
[ редактировать ]Конвой PQ 9/10 в середине января отправился из Шотландии в Исландию, где к нему присоединились корабли из Америки. Конвой PQ 10 должен был последовать за ним, но задержки и неудачи привели к тому, что только Тревориан отплыл в Рейкьявик 26 января 1942 года. Отправление конвоя PQ 9 17 января было отложено после того, как Адмиралтейство получило сообщение о вылазке немецкого линкора. Тирпиц . [ 22 ] Было решено, что Тревориан присоединится к кораблям Конвоя PQ 9, а не будет ждать переформирования Конвоя PQ 10. Объединенный конвой из десяти кораблей вышел из Рейкьявика 1 февраля, остался незамеченным немецкими самолетами и подводными лодками в сплошной темноте полярной ночи и благополучно прибыл в Мурманск 10 февраля. [ 23 ]
Суда
[ редактировать ]Конвой PQ 9/10
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Пост'н [ с ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
Атлантика (1939) | ![]() |
5,414 | 39 | |
Озеро (1920) | ![]() |
4,221 | 20 | |
Империя Селвин (1941) | ![]() |
7,167 | 41 | Рейкьявик 31 января, отплытие 1 февраля. |
Фридрих Энгельс (1930) | ![]() |
3,972 | 30 | |
Близость (1921) | ![]() |
2,815 | 21 | |
Норвегия (1931) | ![]() |
7,605 | 31 | Танкер [ 26 ] |
Революции (1936) | ![]() |
2,900 | 36 | |
Тбилиси (1912 г.) | ![]() |
7,169 | 12 | |
Вест Ноно (1919) | ![]() |
5,769 | 19 |
(PQ 10)
[ редактировать ]Имя | Флаг | (GRT) | Пост'н [ д ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
Тревориан | ![]() |
4,599 | 20 | Единственный корабль Convoy PQ 10, объединенный с Convoy PQ 9 как Convoy PQ 9/10. |
Сопровождение
[ редактировать ]Корабль | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
3 местных эскорта [ и ] | ![]() |
Траулер | Эскорт 1–5 февраля |
HMS Бритомарт | ![]() |
Тральщик | Эскорт 7–10 февраля |
HMS Фолкнор | ![]() |
Разрушитель | Эскорт 5–10 февраля |
HNoMS Hav | ![]() |
Китобойный корабль | Эскорт 1–10 февраля |
HMS Интрепид | ![]() |
Разрушитель | Эскорт 5–10 февраля |
HMS Нигерия | ![]() |
Легкий крейсер | Сопровождение 5–8 февраля |
HMS снайпер | ![]() |
Тральщик | Эскорт 7–10 февраля |
HNoMS Шика | ![]() |
Китобойный корабль | Эскорт 1–10 февраля |
Примечания
[ редактировать ]- ^ В октябре 1941 года пропускная способность Архангельска составляла 300 000 длинных тонн (300 000 т), Владивостока ( Тихоокеанский маршрут ) 140 000 длинных тонн (140 000 т) и 60 000 длинных тонн (61 000 т) в Персидском заливе (для маршрута Персидского коридора ). порты. [ 15 ]
- ^ Кодовые книги перевозились в утяжеленной сумке, которую нужно было выбросить за борт, чтобы предотвратить захват. [ 17 ]
- ^ Конвои имели стандартное построение из коротких колонн, номер 1 слева по направлению движения. Каждая позиция в столбце была пронумерована; 11 был первым кораблем в колонне 1, а 12 — следующим кораблем в колонне; 21 был первым кораблем в колонне 2. [ 25 ]
- ^ Конвои имели стандартное построение из коротких колонн, номер 1 слева по направлению движения. Каждая позиция в столбце была пронумерована; 11 был первым кораблем в колонне 1, а 12 — следующим кораблем в колонне; 21 был первым кораблем в колонне 2. [ 25 ]
- ^ Имена неизвестны. [ 27 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
- ^ Вудман 2004 , стр. 144–145.
- ^ Макси 2004 , стр. 141–142.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
- ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
- ^ Будянский 2000 , стр. 250, 289.
- ^ ФИБ 1996 .
- ^ Jump up to: а б с д Клаасен 2001 , стр. 195–197.
- ^ Патерсон 2016 , стр. 100–101.
- ^ Ран 2001 , с. 348.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 190–192, 194.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 188–189.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 189–194.
- ^ Ховард 1972 , с. 44.
- ^ Вудман 2004 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Вудман 2004 , стр. 22–23.
- ^ Эдгертон 2011 , с. 75.
- ^ Роскилл 1962 , с. 119.
- ^ Батлер 1964 , с. 507.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 140; Рюгг и Гаага, 1993 , с. 26.
- ^ Роскилл 1962 , с. 116.
- ^ Вудман 2004 , стр. 60–61.
- ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , с. 31, внутренняя сторона передней обложки.
- ^ Вудман 2004 , с. 60.
- ^ Рюгг и Гаага 1993 , с. 26.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Буг, Х .; Ран, В .; Штумпф, Р.; Вегнер, Б. (2001). Глобальная война: расширение конфликта до мировой войны и смена инициативы 1941–1943 гг . Германия во Второй мировой войне. Том. VI. Перевод Осерса Э.; Браунджон, Дж.; Крэмптон, П.; Уиллмот, Л. (перевод Oxford University Press, Лондонское изд.). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN 0-19-822888-0 .
- Ран, В. «Часть III. Война на море в Атлантике и Северном Ледовитом океане. III. Ведение войны в Атлантике и прибрежной зоне (б) Третий этап, апрель – декабрь 1941 г.: Расширение Районы деятельности». В Boog et al. (2001) .
- Будянский, С. (2000). Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Свободная пресса (Саймон и Шустер). ISBN 0-684-85932-7 – через Archive Foundation.
- Батлер, JRM (1964). Большая стратегия: июнь 1941 г. – август 1942 г. (Часть II) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC 504770038 .
- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1050-2 .
- Эдгертон, Д. (2011). Британская военная машина: оружие, ресурсы и эксперты во Второй мировой войне . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9918-1 .
- Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC 630191560 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (2-е изд., сокращенное изд.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Ховард, М. (1972). Большая стратегия: август 1942 г. – сентябрь 1943 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV. Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630075-1 – через Archive Foundation.
- Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN 63-16109 . OCLC 78083316 .
- Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36651-4 .
- Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-1-59114-258-4 .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года.
- Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1993) [1992]. Конвои в Россию (2-е изд. эксп. ПБК. Изд.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-905617-66-4 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Рождение радиоразведки в Финляндии и ее разработчик Рейно Халламаа» . Историческое объединение Северной Карелии Ry (на финском языке). 1996 год . Проверено 1 июля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–42 . Том. Я . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-130-1 – через Archive Foundation.
- Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC 906102591 – через Archive Foundation.