Операция Дервиш (1941)
Операция Дервиш | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических военно-морских операций Второй мировой войны. | |||||||
Тральщик HMS Salamander участвовал в сопровождении конвоя на пути к месту назначения. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания Советский Союз | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Контр-адмирал Роберт Бернетт | Адмирал Рольф Карлс | ||||||
Сила | |||||||
6 торговых судов 1 флотская масленка 14 сопровождающих в эстафетах |
Операция «Дервиш» (21–31 августа 1941 г.) была первым из арктических конвоев Второй мировой войны , с помощью которого западные союзники поставляли материалы в Советский Союз против нацистской Германии . В состав конвоя входили личный состав и техника ВВС Великобритании крыла , предназначенного для противовоздушной обороны российских портов, несколько гражданских лиц и дипломатических миссий.
Конвой перехватить отплыл из Ливерпуля 12 августа 1941 года и прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Люфтваффе или Кригсмарине не предприняли попыток конвой , и ни одна из сторон не понесла потерь.
Одновременно с конвоем «Дервиш» мирные жители архипелага Шпицберген были эвакуированы в ходе операции «Перчатка» (25 августа - 3 сентября 1941 г.), а за «Дервишем» последовала операция «Сила» (30 августа - 14 сентября 1941 г.) по транспортировке самолетов для 151-го крыла RAF. в Архангельске; обе операции прошли успешно.
Фон
[ редактировать ]Британско-советский союз
[ редактировать ]22 июня 1941 года Советский Союз подвергся вторжению нацистской Германии и ее союзников. В тот вечер Уинстон Черчилль передал по радио обещание помощи СССР в борьбе с общим врагом. 7 июля Черчилль написал Сталину и приказал британскому послу в Москве Стаффорду Криппсу начать обсуждение договора о взаимопомощи. 12 июля в Москве было подписано англо-советское соглашение о совместной борьбе, а не о заключении сепаратного мира. [ 1 ] В тот же день советская комиссия встретилась с Королевским флотом и Королевскими ВВС в Лондоне, и было решено использовать аэродром Ваенга (ныне Североморск ) в качестве истребительной базы для защиты кораблей, разгружающихся в портах Мурманск, Архангельск и Полярный . [ 2 ] Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд считал такие предложения необоснованными, «поскольку кости были загружены против нас во всех направлениях». [ 3 ] Когда арктические конвои прошли через север Норвегии в Баренцево море , они оказались в зоне досягаемости немецких самолетов, подводных лодок и кораблей, действующих с баз в Норвегии и Финляндии. Порты прибытия, особенно Мурманск, расположенные всего в 15 милях (24 км) к востоку от линии фронта, были уязвимы для атак Люфтваффе . [ 2 ]
Ленд-лиз
[ редактировать ]После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР, Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 4 ] У СССР не хватало кораблей и эскорта, а англичане и американцы, взявшие на себя обязательство «помочь с доставкой», за неимением альтернативы взялись доставлять припасы. (В сентябре, после прибытия «Дервиша», главной потребностью СССР в 1941 году была военная техника для восполнения потерь, поскольку два крупных авиазавода переносились на восток из Ленинграда и еще два — с Украины. Для возобновления производства потребуется не менее восьми месяцев, до тех пор, пока выпуск самолетов не упадет с 80 до 30 самолетов в день, Великобритания и США обязались отправлять 400 самолетов в месяц в соотношении три бомбардировщика на один истребитель (позже это было изменено), 500 танков в месяц и 300 артиллерийских авианосцев. Англо-американцы также обязались отправить 42 000 длинных тонн (43 000 т) алюминия и 3862 станка, а также различное сырье, продовольствие и медикаменты.) [ 5 ]
Арктический маршрут
[ редактировать ]Транспортировка грузов в СССР была сложнее, чем на любой другой театр военных действий. Ограничения географии, климата и характера морского транспорта было чрезвычайно трудно преодолеть, но до тех пор, пока порты в Персидском заливе и сухопутный железнодорожный маршрут через Иран не были улучшены, арктический маршрут был единственным возможным, не считая небольшого объема поставок. отправлено через порты Дальнего Востока СССР. Перевалочные пункты Мурманска и Белого моря не были построены для массовых перевозок военной техники. [ 6 ]
Кранов было мало, и ни один из них не был способен поднять тяжелые предметы. Железнодорожное сообщение было недостаточным, некоторые причалы не имели железнодорожного сообщения. [ 6 ] [ а ] Порты залива были покрыты льдом с конца ноября до конца мая. Дальше от линии фронта, чем Мурманск [30 миль (48 км) к осени 1941 года], советские власти утверждали, что их можно было держать открытыми с помощью ледоколов, но они могли предоставить только два из восьми-десяти обещанных, и Сталин был разбомблен. 15 января 1942 года, оставив пять британских кораблей замороженными до весны. [ 6 ]
Северный Ледовитый океан
[ редактировать ]Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. [ 8 ] Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды Мексиканского залива , которые стали Североатлантическим дрейфом . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией; к северу от Норвегии дрейф разделяется. Один поток течет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои, но вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. [ 8 ]
Зимой полярный лед может образовываться на юге в 50 милях (80 км) от мыса Нордкап, а летом он может отступить до Шпицбергена. В этом районе вечная темнота зимой и постоянный дневной свет летом, что делает воздушную разведку практически невозможной. [ 8 ] В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается примерно на 4° С, и человек, находящийся в воде, умрет, если его не спасут немедленно. [ 8 ] Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Условия на подводных лодках были, пожалуй, еще хуже: лодкам приходилось погружаться в более теплую воду, чтобы очистить надстройку ото льда. Вахтенные члены экипажа подверглись воздействию стихии, масло потеряло вязкость, орехи замерзли и скололись. Нагреватели корпуса были слишком требовательны к току и не могли работать непрерывно. [ 9 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Планы
[ редактировать ]Конвой «Дервиш» участвовал в серии операций в Арктике в августе 1941 года. В июле британцы провели операцию EF — атаку авианосной авиации на порты Киркенес и Петсамо , в то время как быстрый минный заградитель « Эдвенчер» направился в Архангельск с груз парашютных мин. В конце июля крейсерский отряд под командованием контр-адмирала Филиппа Виана исследовал архипелаг Шпицберген на предмет признаков немецкой активности и уничтожил метеостанцию на острове Хоуп . [ 10 ] В августе конвой из шести кораблей, груженных военной техникой, должен был отправиться в Архангельск вместе с контингентом военнослужащих британских ВВС, чтобы подготовить почву для операции «Сила» — плана по переброске 48 истребителей «Харрикейн» с авианосца «Аргус» на аэродромы в России. аналогично операциям Club Run в Средиземноморье. В то же время Виан должен был вернуться на Шпицберген и эвакуировать население в рамках операции «Перчатка» . [ 11 ]
Корабли
[ редактировать ]В состав конвоя входили торговые суда Lancastrian Prince , New Westminster City , Esneh , Trehata , пожилой (бывший лайнер Union Castle ) SS Llanstephan Castle , флотский нефтяник RFA Aldersdale и голландское грузовое судно Alchiba . [ 12 ] Конвой вез шерсть, резину и жесть, а также 24 Hawker Hurricane истребителя в ящиках . [ 13 ] Капитан Джон Даудинг Королевского военно-морского резерва (RNR) был командиром конвоя в замке Лланстефан , который перевозил большую часть из человек 2700 151-го крыла Королевских ВВС (RAF), включая четырнадцать пилотов. Там было несколько гражданских лиц, в том числе член парламента Вернон Бартлетт , репортер американской газеты Уоллес Кэррол, польский художник-экспрессионист и официальный британский и польский военный художник Феликс Топольский , представитель польской дипломатической миссии, чехословацкая комиссия и Шарлотта Холдейн , известная феминистка и член Коммунистической партии. Партия Великобритании , читавшая лекции о внутренней жизни в России в рамках импровизированного курса, проводимого гражданскими лицами. [ 14 ]
Конвой охранял океанский эскорт в составе эсминца «Электра» и противолодочных траулеров « Гамлет» и «Макбет» . К океанскому эскорту позже присоединились эсминцы «Активный» и «Импульсивный» и траулер «Офелия» . Эскорт на первом и втором этапах плавания поддерживали зенитный вспомогательный корабль «Позарица» и траулеры «Селия» , «Сент-Катан» и «Ле Тайгер» . Эскорт второго этапа был заменен на третьем этапе тральщиками Halcyon , Salamander и Harrier, которые были отправлены на север России в качестве местного эскорта. Конвой также сопровождал крейсер «Аврора» , направлявшийся для участия в операции «Перчатка». Операции поддерживались силами дальнего прикрытия Флота метрополии , авианосцем HMS Victorious и крейсерами Devonshire и Suffolk , а также эсминцами Eclipse , Escapade и Inglefield . [ 12 ]
Воздушный флот 5
[ редактировать ]В середине 1941 года Luftflotte 5 (Воздушный флот 5) был реорганизован для операции «Барбаросса» со штаб-квартирой Luftgau Norwegen (Воздушный регион Норвегии) в Осло . Флигерфюрер Ставангер (командующий авиацией Ставангер ) отвечал за центр и север Норвегии, Ягдфлигерфюрер Норвеген (лидер истребительной авиации Норвегии) командовал истребительной авиацией, а флигерфюрер Керкенес ( оберст [полковник] Андреас Нильсен) на крайнем севере имел аэродромы в Киркенесе и Банаке . Воздушный флот имел 180 самолетов, шестьдесят из которых были зарезервированы для действий на Карельском фронте против Красной Армии . Расстояние от Банака до Архангельска составляло 560 миль (900 км), а у флигерфюрера Керкенеса было всего десять Junkers Ju 88 бомбардировщиков из Kampfgeschwader 30 , тридцать Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков Messerschmitt Bf 109 , десять истребителей из Jagdgeschwader 77 , пять Messerschmitt Bf 110. тяжелые истребители Zerstörergeschwader 76 , десять самолетов-разведчиков и зенитный дивизион. Шестидесяти самолетов было далеко недостаточно в таком климате и местности, где «нет благоприятного сезона для боевых действий». [ 15 ]
Путешествие
[ редактировать ]Конвой отплыл в Скапа-Флоу на Оркнейских островах из Ливерпуля 12 августа 1941 года и прибыл 16 августа. [ 12 ] Еще пятнадцать «Харрикейнов», упакованных в ящики, были погружены на другие корабли в Скапа-Флоу. [ 16 ] Корабли вышли из Скапа-Флоу 17 августа, а 20 августа конвой достиг Хвалфьорда в Исландии и на следующий день отправился в Россию. [ 12 ] Отряд «Гаунтлет» покинул Скапа-Флоу 19 августа и встретился с крейсером « Аврора» , который плыл с конвоем дервишей. Отряд дальнего прикрытия отплыл 24 августа и занял позицию возле острова Медвежий ( Бьёрнёйя ), чтобы прикрывать все операции против надводных атак немецкого флота. [ 17 ] Конвой направился к архипелагу Шпицберген и полуночному солнцу , чтобы обойти Норвегию как можно дальше на север. Опасность нападения Люфтваффе на Мурманск привела к тому, что корабли были направлены в Архангельск, расположенный еще в 400 милях (640 км) к востоку. [ 18 ]
Корабли сопровождали от мыса Канин Носс через Белое море советские корабли «Сокрушительный» , «Грозный» , «Куйбышев» и эсминец типа «Орфей» «Урицкий» . [ 19 ] Когда замок Лланстефан плыл вверх по реке к причалу, были слышны винтовочные выстрелы, и член экипажа получил ранение в руку, причем стрельба велась людьми на берегу, которые приняли британскую форму за немецкую. [ 18 ] Отряды Gauntlet покинули Шпицберген 3 августа и вернулись в Скапа-Флоу 10 сентября. Отряд Силы отплыл 30 августа, когда прибыл конвой дервишей, и достиг точки отлета 7 сентября. Это было выполнено, и 14 сентября отряд вернулся в порт. [ 11 ] В то же время вернулись силы дальнего прикрытия, нанеся воздушные удары по целям в оккупированной Норвегии. [ 20 ]
Прочие операции
[ редактировать ]Операция «Перчатка»
[ редактировать ]союзников Операция «Перчатка» представляла собой совместную операцию по высадке на архипелаге Шпицберген, эвакуации оттуда норвежского и советского гражданского населения и уничтожению объектов, чтобы лишить их немцев. Отряд из двух крейсеров и четырех эсминцев с военным кораблем «Императрица Канады» и нефтяником пополнения покинул британские воды 19 августа 1941 года и прибыл на Шпицберген 25 августа. [ 21 ] После эвакуации советских угольщиков из Баренцбурга и норвежцев из Лонгйирбюена инфраструктура добычи и транспортировки угля, оборудование и склады были разрушены. Союзники также отключили радиостанции на архипелаге, чтобы немцы не получали сводки погоды. [ 22 ] Союзники покинули архипелаг 3 сентября, не понеся потерь, местное население было репатриировано, несколько кораблей были взяты в качестве призов, а Бремзе » был потоплен на обратном пути. немецкий учебный артиллерийский корабль « [ 23 ]
Сила операции
[ редактировать ]Старый авианосец «Аргус» (спущен на воду в 1917 году) принимал участие в операции «Сила» (30 августа — 14 сентября) вместе с тяжёлым крейсером «Шропшир» и эсминцами «Матабеле» , «Пенджаби» и «Сомали» , прикрытыми силами прикрытия «Дервишей». [ 24 ] Силы переправили пилотов, их 24 «Харрикейна» и другой персонал 151-го авиакрыла Королевских ВВС в Россию; «Харрикейны» были доставлены с «Аргуса» прямо на аэродром Ваенга под Мурманском . Корабли благополучно достигли точки взлета из-за нехватки самолетов-разведчиков Люфтваффе в регионе. [ 16 ] Обычные военно-морские самолеты использовали аппарель в конце кабины экипажа, чтобы подняться в воздух, но шасси Hurricane было недостаточно прочным, и первые два взлетевших Hurricane были повреждены. Остальные самолеты вылетели за трап, и поврежденные «Харрикейны» разбились при приземлении в Ваенге. [ 25 ]
Последствия
[ редактировать ]За «Дервишем» следовала регулярная серия конвоев, пронумерованных так же, как и их атлантические аналоги. Первый конвой, направлявшийся домой, QP 1, в который входили торговые суда «Дервиш» и перевозивший польские войска, застрявшие в СССР, покинул Архангельск 28 сентября 1941 года и прибыл в Скапа-Флоу 9 октября. Одиннадцать кораблей Convoy PQ 1 , первого конвоя серии PQ, с двадцатью танками, 193 истребителями и другим грузом, вышли из Исландии 28 сентября и прибыли в Архангельск 11 октября после путешествия без происшествий. [ 26 ]
День памяти
[ редактировать ]В обеих странах эту операцию часто вспоминают как пример прямого сотрудничества британских вооруженных сил и Красной Армии. Премьер -министр и министр обороны Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что операция и более крупные конвои были «худшим путешествием в мире». [ 27 ] Многие ветераны операции с 2012 года награждены за свою службу «Арктической звездой» . [ 28 ] В августе 2016 года по случаю 75-летия со дня начала Операции принцесса Анна посетила Архангельск, чтобы отметить ее в качестве гостя губернатора Игоря Орлова . [ 29 ] Принцесса произнесла речь и встретилась с российскими и британскими ветеранами операции. [ 30 ] Оркестр Королевской морской пехоты выступил вместе с военным оркестром Северного флота после церемонии возложения венков. [ 31 ] [ 32 ]
Дервиш
[ редактировать ]Торговые суда
[ редактировать ]Имя | Флаг | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|
Олдерсдейл | Королевский флот | 8,402 | Запасная масленка |
Альчиба | Нидерланды | 4,427 | |
Эсне | Великобритания | 1,931 | |
Ланкастерский принц | Великобритания | 1,914 | |
Замок Лланстефан | Великобритания | 11,348 | Коммодор конвоя |
Нью-Вестминстер-Сити | Великобритания | 4,747 | |
Четверг | Великобритания | 4,817 |
Сопровождение
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Активный | Королевский флот | Разрушитель | Океанское сопровождение, 16–29 августа. |
Аврора | Королевский флот | Крейсер | Прикрытие крейсера, 16–18 августа. |
Селия | Королевский флот | Траулер Теплоход | Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа. |
Электра | Королевский флот | Разрушитель | Океанское сопровождение, 12–29 августа. |
Безмятежный | Королевский флот | Тральщик | Поддержка 3-го этапа, 20–31 августа. |
Гамлет | Королевский флот | Теплоход Траулер | Океанское сопровождение, 12–31 августа. |
Лунь | Королевский флот | Тральщик | Поддержка 3-го этапа, 20–31 августа. |
Импульсивный | Королевский флот | Разрушитель | Океанское сопровождение, 16–29 августа. |
Тигр | Королевский флот | Противолодочный траулер | Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа. |
Макбет | Королевский флот | Теплоход Траулер | Океанское сопровождение, 12–31 августа. |
Офелия | Королевский флот | Противолодочный траулер | Океанское сопровождение, 19–31 августа. |
Позер | Королевский флот | Зенитный корабль | Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа. |
Св. Боевой | Королевский флот | Противолодочный траулер | Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа. |
Саламандра | Королевский флот | Тральщик | Поддержка 3-го этапа, 20–31 августа. |
Сила дальнего прикрытия
[ редактировать ]Отряд отплыл из Скапа-Флоу 24 августа и вернулся 14 сентября. [ 24 ]
Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Девоншир | Королевский флот | Крейсер | |
Затмение | Королевский флот | Разрушитель | |
Авантюра | Королевский флот | Разрушитель | |
Инглфилд | Королевский флот | Разрушитель | |
Саффолк | Королевский флот | Крейсер | |
HMS Викториус | Королевский флот | Авианосец | Флагманский контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер |
Рукавица
[ редактировать ]Корабли отплыли из Клайда 19 августа и вернулись 7 сентября. [ 33 ]
Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Антилопа | Королевский флот | Разрушитель | |
Энтони | Королевский флот | Разрушитель | |
Аврора | Королевский флот | Крейсер | |
Императрица Канады | Королевский флот | Военный корабль | |
Икар | Королевский флот | Разрушитель | |
Нигерия | Королевский флот | Крейсер | Флагман, контр-адмирал Филип Виан |
Олигарх | Королевский флот | масленка |
Сила операции
[ редактировать ]Корабли, участвовавшие в этой операции, вышли из Скапа-Флоу 30 августа и вернулись 14 сентября. [ 24 ]
Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Аргус | Королевский флот | Авианосец | Перевозка 24 истребителей Hawker Hurricane из 151-го крыла Королевских ВВС в СССР. |
Шропшир | Королевский флот | Тяжелый крейсер | |
Матабеле | Королевский флот | Разрушитель | |
панджаби | Королевский флот | Разрушитель | |
Сомали | Королевский флот | Разрушитель |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Потребовалось шесть недель, чтобы разгрузить 68-тонную (69-тонную) часть оборудования с американского корабля, используя 35-тонный (36-тонный) кран для подъема каждого конца по очереди, при этом каждый раз под ним застревали деревянные балки, пока Под машиной находилось шестьдесят грузовиков с древесиной. [ 7 ]
- ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 12 ]
- ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 12 ]
- ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 24 ]
- ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 33 ]
- ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 24 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Голли 1987 , с. 59 .
- ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , с. 78.
- ^ Вудман 2004 , стр. 8–15.
- ^ Вудман 2004 , с. 22.
- ^ Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
- ^ Jump up to: а б с Беренс 1955 , стр. 253–254.
- ^ Беренс 1955 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с д Клаасен 2001 , стр. 195–197.
- ^ Патерсон 2016 , стр. 100–101.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 485–486, 488.
- ^ Jump up to: а б Кемп 1993 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рюгг и Гаага, 1993 , с. 20.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 79.
- ^ Голли 1987 , с. 89 .
- ^ Клаасен 2001 , стр. 188–189.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 36–37.
- ^ Стейси 1956 , стр. 303–305.
- ^ Jump up to: а б Голлей 1987 , стр. 82, 85–90.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 93.
- ^ Стейси 1956 , с. 306; Роскилл 1957 , с. 489.
- ^ Стейси 1956 , стр. 303–304.
- ^ Стейси 1956 , стр. 304–306.
- ^ Кемп 1993 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рюгг и Гаага, 1993 , с. 21.
- ^ Харкинс 2013 , с. 5.
- ^ Вудман 2004 , стр. 42–44.
- ↑ Россия чествует первый британский арктический конвой, 75-летие Дмитрия Мадорского, 31 августа 2016 г. Reuters (6 октября 2019 г.)
- ^ «Худшее путешествие в мире»: специальная медаль вручена ветеранам арктических конвоев Койлин О'Коннор, 20 марта 2013 г., Радио Свобода (6 октября 2019 г.)
- ↑ Британская принцесса Анна отдает дань уважения арктическим конвоям в Архангельске Анна Чистякова 1 сентября 2016 г. Russia Beyond (6 октября 2019 г.)
- ↑ Британская принцесса Анна посетит Архангельск на празднование Второй мировой войны, анон. 13 августа 2016, Радио Свобода (6 октября 2019)
- ↑ Британская принцесса Анна едет в Россию, чтобы почтить память храбрости моряков арктического конвоя времен Второй мировой войны. Архивировано 28 июня 2019 года в Wayback Machine Джордж Уинстон, 16 сентября 2016 года: War History Online (6 октября 2019 года).
- ^ Принцесса Анна посещает Архангельскую Дипломатию Онлайн. Посольство Российской Федерации (6 октября 2019 г.)
- ^ Jump up to: а б с Рюгг и Гаага, 1993 , стр. 20–21.
Ссылки
[ редактировать ]- Беренс, CBA (1955). Хэнкок, К. (ред.). Торговое мореплавание и требования войны . Гражданская серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Лондон: HMSO. OCLC 498039 – через Archive Foundation.
- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1050-2 .
- Голли, Дж. (1987). Ураганы над Мурманском (1-е изд.). Веллингборо: Патрик Стивенс. ISBN 978-0-85059-832-2 .
- Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC 630191560 .
- Харкинс, Х. (2013). Журнал боевых действий «Ураган IIB»: 151-е крыло Королевских ВВС Северной России, 1941 год . Глазго: Центурион. ISBN 978-1-903630-46-4 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-130-1 – через Archive Foundation.
- Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-1-59114-258-4 .
- Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771593-6 . Проверено 6 октября 2019 г.
- Ровер, Дж.; Хюммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 (2-е изд., доп. изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 881709135 . Проверено 6 октября 2019 г.
- Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC 317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 6 октября 2019 г.
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каин, Тимоти Дж. (1976) [1959]. HMS Electra (представитель Futura, изд. Лондона). Лондон: Фредерик Миллер. ISBN 978-0-86007-330-7 .
- Скромный, Ричард (1971). Гитлеровский морской флот . Иллюстрированная история жестокого века Баллантайна, Боевая книга. Том. 23. Нью-Йорк: Ballantine Books. OCLC 464061927 .
- Хатсон, ХК (2012). Арктическая интерлюдия: Независимость от Севера России (6-е изд.). Независимое издательство CreateSpace. ISBN 978-1-4810-0668-2 .
- Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC 906102591 – через Archive Foundation.
- Рэгг, Д. (2005). Жертва во имя Сталина: переоценка стоимости и ценности арктических конвоев . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 1-84415-357-6 .