Jump to content

Операция Дервиш (1941)

Операция Дервиш
Часть арктических военно-морских операций Второй мировой войны.

Тральщик HMS Salamander участвовал в сопровождении конвоя на пути к месту назначения.
Дата 21–31 августа 1941 г.
Расположение
Северный Ледовитый океан
75 ° с.ш. , 40 ° в.д.  / 75 ° с.ш., 40 ° в.д.  / 75; 40 ( Баренцево море )
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
Великобритания Великобритания
 Советский Союз
 Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Контр-адмирал Роберт Бернетт Нацистская Германия Адмирал Рольф Карлс
Сила
6 торговых судов
1 флотская масленка
14 сопровождающих в эстафетах

Операция «Дервиш» (21–31 августа 1941 г.) была первым из арктических конвоев Второй мировой войны , с помощью которого западные союзники поставляли материалы в Советский Союз против нацистской Германии . В состав конвоя входили личный состав и техника ВВС Великобритании крыла , предназначенного для противовоздушной обороны российских портов, несколько гражданских лиц и дипломатических миссий.

Конвой перехватить отплыл из Ливерпуля 12 августа 1941 года и прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Люфтваффе или Кригсмарине не предприняли попыток конвой , и ни одна из сторон не понесла потерь.

Одновременно с конвоем «Дервиш» мирные жители архипелага Шпицберген были эвакуированы в ходе операции «Перчатка» (25 августа - 3 сентября 1941 г.), а за «Дервишем» последовала операция «Сила» (30 августа - 14 сентября 1941 г.) по транспортировке самолетов для 151-го крыла RAF. в Архангельске; обе операции прошли успешно.

Британско-советский союз

[ редактировать ]

22 июня 1941 года Советский Союз подвергся вторжению нацистской Германии и ее союзников. В тот вечер Уинстон Черчилль передал по радио обещание помощи СССР в борьбе с общим врагом. 7 июля Черчилль написал Сталину и приказал британскому послу в Москве Стаффорду Криппсу начать обсуждение договора о взаимопомощи. 12 июля в Москве было подписано англо-советское соглашение о совместной борьбе, а не о заключении сепаратного мира. [ 1 ] В тот же день советская комиссия встретилась с Королевским флотом и Королевскими ВВС в Лондоне, и было решено использовать аэродром Ваенга (ныне Североморск ) в качестве истребительной базы для защиты кораблей, разгружающихся в портах Мурманск, Архангельск и Полярный . [ 2 ] Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд считал такие предложения необоснованными, «поскольку кости были загружены против нас во всех направлениях». [ 3 ] Когда арктические конвои прошли через север Норвегии в Баренцево море , они оказались в зоне досягаемости немецких самолетов, подводных лодок и кораблей, действующих с баз в Норвегии и Финляндии. Порты прибытия, особенно Мурманск, расположенные всего в 15 милях (24 км) к востоку от линии фронта, были уязвимы для атак Люфтваффе . [ 2 ]

Ленд-лиз

[ редактировать ]
Российская карта, показывающая маршруты арктических конвоев из Великобритании и Исландии, мимо Норвегии в Баренцево море и северные российские порты.

После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР, Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 4 ] У СССР не хватало кораблей и эскорта, а англичане и американцы, взявшие на себя обязательство «помочь с доставкой», за неимением альтернативы взялись доставлять припасы. (В сентябре, после прибытия «Дервиша», главной потребностью СССР в 1941 году была военная техника для восполнения потерь, поскольку два крупных авиазавода переносились на восток из Ленинграда и еще два — с Украины. Для возобновления производства потребуется не менее восьми месяцев, до тех пор, пока выпуск самолетов не упадет с 80 до 30 самолетов в день, Великобритания и США обязались отправлять 400 самолетов в месяц в соотношении три бомбардировщика на один истребитель (позже это было изменено), 500 танков в месяц и 300 артиллерийских авианосцев. Англо-американцы также обязались отправить 42 000 длинных тонн (43 000 т) алюминия и 3862 станка, а также различное сырье, продовольствие и медикаменты.) [ 5 ]

Арктический маршрут

[ редактировать ]
Карта с изображением Белого моря и Архангельского залива.

Транспортировка грузов в СССР была сложнее, чем на любой другой театр военных действий. Ограничения географии, климата и характера морского транспорта было чрезвычайно трудно преодолеть, но до тех пор, пока порты в Персидском заливе и сухопутный железнодорожный маршрут через Иран не были улучшены, арктический маршрут был единственным возможным, не считая небольшого объема поставок. отправлено через порты Дальнего Востока СССР. Перевалочные пункты Мурманска и Белого моря не были построены для массовых перевозок военной техники. [ 6 ]

Кранов было мало, и ни один из них не был способен поднять тяжелые предметы. Железнодорожное сообщение было недостаточным, некоторые причалы не имели железнодорожного сообщения. [ 6 ] [ а ] Порты залива были покрыты льдом с конца ноября до конца мая. Дальше от линии фронта, чем Мурманск [30 миль (48 км) к осени 1941 года], советские власти утверждали, что их можно было держать открытыми с помощью ледоколов, но они могли предоставить только два из восьми-десяти обещанных, и Сталин был разбомблен. 15 января 1942 года, оставив пять британских кораблей замороженными до весны. [ 6 ]

Северный Ледовитый океан

[ редактировать ]
Схема Северного Ледовитого океана

Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. [ 8 ] Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды Мексиканского залива , которые стали Североатлантическим дрейфом . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией; к северу от Норвегии дрейф разделяется. Один поток течет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои, но вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. [ 8 ]

Зимой полярный лед может образовываться на юге в 50 милях (80 км) от мыса Нордкап, а летом он может отступить до Шпицбергена. В этом районе вечная темнота зимой и постоянный дневной свет летом, что делает воздушную разведку практически невозможной. [ 8 ] В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается примерно на 4° С, и человек, находящийся в воде, умрет, если его не спасут немедленно. [ 8 ] Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Условия на подводных лодках были, пожалуй, еще хуже: лодкам приходилось погружаться в более теплую воду, чтобы очистить надстройку ото льда. Вахтенные члены экипажа подверглись воздействию стихии, масло потеряло вязкость, орехи замерзли и скололись. Нагреватели корпуса были слишком требовательны к току и не могли работать непрерывно. [ 9 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Конвой «Дервиш» участвовал в серии операций в Арктике в августе 1941 года. В июле британцы провели операцию EF — атаку авианосной авиации на порты Киркенес и Петсамо , в то время как быстрый минный заградитель « Эдвенчер» направился в Архангельск с груз парашютных мин. В конце июля крейсерский отряд под командованием контр-адмирала Филиппа Виана исследовал архипелаг Шпицберген на предмет признаков немецкой активности и уничтожил метеостанцию ​​на острове Хоуп . [ 10 ] В августе конвой из шести кораблей, груженных военной техникой, должен был отправиться в Архангельск вместе с контингентом военнослужащих британских ВВС, чтобы подготовить почву для операции «Сила» — плана по переброске 48 истребителей «Харрикейн» с авианосца «Аргус» на аэродромы в России. аналогично операциям Club Run в Средиземноморье. В то же время Виан должен был вернуться на Шпицберген и эвакуировать население в рамках операции «Перчатка» . [ 11 ]

В состав конвоя входили торговые суда Lancastrian Prince , New Westminster City , Esneh , Trehata , пожилой (бывший лайнер Union Castle ) SS Llanstephan Castle , флотский нефтяник RFA Aldersdale и голландское грузовое судно Alchiba . [ 12 ] Конвой вез шерсть, резину и жесть, а также 24 Hawker Hurricane истребителя в ящиках . [ 13 ] Капитан Джон Даудинг Королевского военно-морского резерва (RNR) был командиром конвоя в замке Лланстефан , который перевозил большую часть из человек 2700 151-го крыла Королевских ВВС (RAF), включая четырнадцать пилотов. Там было несколько гражданских лиц, в том числе член парламента Вернон Бартлетт , репортер американской газеты Уоллес Кэррол, польский художник-экспрессионист и официальный британский и польский военный художник Феликс Топольский , представитель польской дипломатической миссии, чехословацкая комиссия и Шарлотта Холдейн , известная феминистка и член Коммунистической партии. Партия Великобритании , читавшая лекции о внутренней жизни в России в рамках импровизированного курса, проводимого гражданскими лицами. [ 14 ]

Конвой охранял океанский эскорт в составе эсминца «Электра» и противолодочных траулеров « Гамлет» и «Макбет» . К океанскому эскорту позже присоединились эсминцы «Активный» и «Импульсивный» и траулер «Офелия» . Эскорт на первом и втором этапах плавания поддерживали зенитный вспомогательный корабль «Позарица» и траулеры «Селия» , «Сент-Катан» и «Ле Тайгер» . Эскорт второго этапа был заменен на третьем этапе тральщиками Halcyon , Salamander и Harrier, которые были отправлены на север России в качестве местного эскорта. Конвой также сопровождал крейсер «Аврора» , направлявшийся для участия в операции «Перчатка». Операции поддерживались силами дальнего прикрытия Флота метрополии , авианосцем HMS Victorious и крейсерами Devonshire и Suffolk , а также эсминцами Eclipse , Escapade и Inglefield . [ 12 ]

Воздушный флот 5

[ редактировать ]
Фокке-Вульф Fw 200 Kondor из KG 40

В середине 1941 года Luftflotte 5 (Воздушный флот 5) был реорганизован для операции «Барбаросса» со штаб-квартирой Luftgau Norwegen (Воздушный регион Норвегии) ​​в Осло . Флигерфюрер Ставангер (командующий авиацией Ставангер ) отвечал за центр и север Норвегии, Ягдфлигерфюрер Норвеген (лидер истребительной авиации Норвегии) ​​командовал истребительной авиацией, а флигерфюрер Керкенес ( оберст [полковник] Андреас Нильсен) на крайнем севере имел аэродромы в Киркенесе и Банаке . Воздушный флот имел 180 самолетов, шестьдесят из которых были зарезервированы для действий на Карельском фронте против Красной Армии . Расстояние от Банака до Архангельска составляло 560 миль (900 км), а у флигерфюрера Керкенеса было всего десять Junkers Ju 88 бомбардировщиков из Kampfgeschwader 30 , тридцать Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков Messerschmitt Bf 109 , десять истребителей из Jagdgeschwader 77 , пять Messerschmitt Bf 110. тяжелые истребители Zerstörergeschwader 76 , десять самолетов-разведчиков и зенитный дивизион. Шестидесяти самолетов было далеко недостаточно в таком климате и местности, где «нет благоприятного сезона для боевых действий». [ 15 ]

Путешествие

[ редактировать ]

Конвой отплыл в Скапа-Флоу на Оркнейских островах из Ливерпуля 12 августа 1941 года и прибыл 16 августа. [ 12 ] Еще пятнадцать «Харрикейнов», упакованных в ящики, были погружены на другие корабли в Скапа-Флоу. [ 16 ] Корабли вышли из Скапа-Флоу 17 августа, а 20 августа конвой достиг Хвалфьорда в Исландии и на следующий день отправился в Россию. [ 12 ] Отряд «Гаунтлет» покинул Скапа-Флоу 19 августа и встретился с крейсером « Аврора» , который плыл с конвоем дервишей. Отряд дальнего прикрытия отплыл 24 августа и занял позицию возле острова Медвежий ( Бьёрнёйя ), чтобы прикрывать все операции против надводных атак немецкого флота. [ 17 ] Конвой направился к архипелагу Шпицберген и полуночному солнцу , чтобы обойти Норвегию как можно дальше на север. Опасность нападения Люфтваффе на Мурманск привела к тому, что корабли были направлены в Архангельск, расположенный еще в 400 милях (640 км) к востоку. [ 18 ]

Корабли сопровождали от мыса Канин Носс через Белое море советские корабли «Сокрушительный» , «Грозный» , «Куйбышев» и эсминец типа «Орфей» «Урицкий» . [ 19 ] Когда замок Лланстефан плыл вверх по реке к причалу, были слышны винтовочные выстрелы, и член экипажа получил ранение в руку, причем стрельба велась людьми на берегу, которые приняли британскую форму за немецкую. [ 18 ] Отряды Gauntlet покинули Шпицберген 3 августа и вернулись в Скапа-Флоу 10 сентября. Отряд Силы отплыл 30 августа, когда прибыл конвой дервишей, и достиг точки отлета 7 сентября. Это было выполнено, и 14 сентября отряд вернулся в порт. [ 11 ] В то же время вернулись силы дальнего прикрытия, нанеся воздушные удары по целям в оккупированной Норвегии. [ 20 ]

Прочие операции

[ редактировать ]

Операция «Перчатка»

[ редактировать ]
Население Норвегии готовится к эвакуации из Лонгйирбюена

союзников Операция «Перчатка» представляла собой совместную операцию по высадке на архипелаге Шпицберген, эвакуации оттуда норвежского и советского гражданского населения и уничтожению объектов, чтобы лишить их немцев. Отряд из двух крейсеров и четырех эсминцев с военным кораблем «Императрица Канады» и нефтяником пополнения покинул британские воды 19 августа 1941 года и прибыл на Шпицберген 25 августа. [ 21 ] После эвакуации советских угольщиков из Баренцбурга и норвежцев из Лонгйирбюена инфраструктура добычи и транспортировки угля, оборудование и склады были разрушены. Союзники также отключили радиостанции на архипелаге, чтобы немцы не получали сводки погоды. [ 22 ] Союзники покинули архипелаг 3 сентября, не понеся потерь, местное население было репатриировано, несколько кораблей были взяты в качестве призов, а Бремзе » был потоплен на обратном пути. немецкий учебный артиллерийский корабль « [ 23 ]

Сила операции

[ редактировать ]

Старый авианосец «Аргус» (спущен на воду в 1917 году) принимал участие в операции «Сила» (30 августа — 14 сентября) вместе с тяжёлым крейсером «Шропшир» и эсминцами «Матабеле» , «Пенджаби» и «Сомали» , прикрытыми силами прикрытия «Дервишей». [ 24 ] Силы переправили пилотов, их 24 «Харрикейна» и другой персонал 151-го авиакрыла Королевских ВВС в Россию; «Харрикейны» были доставлены с «Аргуса» прямо на аэродром Ваенга под Мурманском . Корабли благополучно достигли точки взлета из-за нехватки самолетов-разведчиков Люфтваффе в регионе. [ 16 ] Обычные военно-морские самолеты использовали аппарель в конце кабины экипажа, чтобы подняться в воздух, но шасси Hurricane было недостаточно прочным, и первые два взлетевших Hurricane были повреждены. Остальные самолеты вылетели за трап, и поврежденные «Харрикейны» разбились при приземлении в Ваенге. [ 25 ]

Последствия

[ редактировать ]

За «Дервишем» следовала регулярная серия конвоев, пронумерованных так же, как и их атлантические аналоги. Первый конвой, направлявшийся домой, QP 1, в который входили торговые суда «Дервиш» и перевозивший польские войска, застрявшие в СССР, покинул Архангельск 28 сентября 1941 года и прибыл в Скапа-Флоу 9 октября. Одиннадцать кораблей Convoy PQ 1 , первого конвоя серии PQ, с двадцатью танками, 193 истребителями и другим грузом, вышли из Исландии 28 сентября и прибыли в Архангельск 11 октября после путешествия без происшествий. [ 26 ]

День памяти

[ редактировать ]

В обеих странах эту операцию часто вспоминают как пример прямого сотрудничества британских вооруженных сил и Красной Армии. Премьер -министр и министр обороны Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что операция и более крупные конвои были «худшим путешествием в мире». [ 27 ] Многие ветераны операции с 2012 года награждены за свою службу «Арктической звездой» . [ 28 ] В августе 2016 года по случаю 75-летия со дня начала Операции принцесса Анна посетила Архангельск, чтобы отметить ее в качестве гостя губернатора Игоря Орлова . [ 29 ] Принцесса произнесла речь и встретилась с российскими и британскими ветеранами операции. [ 30 ] Оркестр Королевской морской пехоты выступил вместе с военным оркестром Северного флота после церемонии возложения венков. [ 31 ] [ 32 ]

Торговые суда

[ редактировать ]
Торговые суда [ 12 ] [ б ]
Имя Флаг ОРТ Примечания
Олдерсдейл  Королевский флот 8,402 Запасная масленка
Альчиба  Нидерланды 4,427  
Эсне  Великобритания 1,931  
Ланкастерский принц  Великобритания 1,914  
Замок Лланстефан  Великобритания 11,348 Коммодор конвоя
Нью-Вестминстер-Сити  Великобритания 4,747  
Четверг  Великобритания 4,817  

Сопровождение

[ редактировать ]
Сопровождение [ 12 ] [ с ]
Имя Флаг Тип корабля Примечания
Активный  Королевский флот Разрушитель Океанское сопровождение, 16–29 августа.
Аврора  Королевский флот Крейсер Прикрытие крейсера, 16–18 августа.
Селия  Королевский флот Траулер Теплоход Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа.
Электра  Королевский флот Разрушитель Океанское сопровождение, 12–29 августа.
Безмятежный  Королевский флот Тральщик Поддержка 3-го этапа, 20–31 августа.
Гамлет  Королевский флот Теплоход Траулер Океанское сопровождение, 12–31 августа.
Лунь  Королевский флот Тральщик Поддержка 3-го этапа, 20–31 августа.
Импульсивный  Королевский флот Разрушитель Океанское сопровождение, 16–29 августа.
Тигр  Королевский флот Противолодочный траулер Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа.
Макбет  Королевский флот Теплоход Траулер Океанское сопровождение, 12–31 августа.
Офелия  Королевский флот Противолодочный траулер Океанское сопровождение, 19–31 августа.
Позер  Королевский флот Зенитный корабль Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа.
Св. Боевой  Королевский флот Противолодочный траулер Поддержка 1 и 2 этапов, 12–21 августа.
Саламандра  Королевский флот Тральщик Поддержка 3-го этапа, 20–31 августа.

Сила дальнего прикрытия

[ редактировать ]

Отряд отплыл из Скапа-Флоу 24 августа и вернулся 14 сентября. [ 24 ]

Далекая сила прикрытия [ 24 ] [ д ]
Имя Флаг Тип корабля Примечания
Девоншир  Королевский флот Крейсер  
Затмение  Королевский флот Разрушитель  
Авантюра  Королевский флот Разрушитель  
Инглфилд  Королевский флот Разрушитель  
Саффолк  Королевский флот Крейсер  
HMS Викториус  Королевский флот Авианосец Флагманский контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер

Рукавица

[ редактировать ]

Корабли отплыли из Клайда 19 августа и вернулись 7 сентября. [ 33 ]

Операция «Перчатка» [ 33 ] [ и ]
Имя Флаг Тип корабля Примечания
Антилопа  Королевский флот Разрушитель
Энтони  Королевский флот Разрушитель  
Аврора  Королевский флот Крейсер  
Императрица Канады  Королевский флот Военный корабль  
Икар  Королевский флот Разрушитель  
Нигерия  Королевский флот Крейсер Флагман, контр-адмирал Филип Виан
Олигарх  Королевский флот масленка  

Сила операции

[ редактировать ]

Корабли, участвовавшие в этой операции, вышли из Скапа-Флоу 30 августа и вернулись 14 сентября. [ 24 ]

Сила операции [ 24 ] [ ж ]
Имя Флаг Тип корабля Примечания
Аргус  Королевский флот Авианосец Перевозка 24 истребителей Hawker Hurricane из 151-го крыла Королевских ВВС в СССР.
Шропшир  Королевский флот Тяжелый крейсер
Матабеле  Королевский флот Разрушитель
панджаби  Королевский флот Разрушитель
Сомали  Королевский флот Разрушитель

Примечания

[ редактировать ]
  1. Потребовалось шесть недель, чтобы разгрузить 68-тонную (69-тонную) часть оборудования с американского корабля, используя 35-тонный (36-тонный) кран для подъема каждого конца по очереди, при этом каждый раз под ним застревали деревянные балки, пока Под машиной находилось шестьдесят грузовиков с древесиной. [ 7 ]
  2. ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 12 ]
  3. ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 12 ]
  4. ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 24 ]
  5. ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 33 ]
  6. ^ Подробности из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 24 ]
  1. ^ Голли 1987 , с. 59 .
  2. ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , с. 78.
  3. ^ Вудман 2004 , стр. 8–15.
  4. ^ Вудман 2004 , с. 22.
  5. ^ Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
  6. ^ Jump up to: а б с Беренс 1955 , стр. 253–254.
  7. ^ Беренс 1955 , с. 254.
  8. ^ Jump up to: а б с д Клаасен 2001 , стр. 195–197.
  9. ^ Патерсон 2016 , стр. 100–101.
  10. ^ Роскилл 1957 , стр. 485–486, 488.
  11. ^ Jump up to: а б Кемп 1993 , с. 18.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рюгг и Гаага, 1993 , с. 20.
  13. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 79.
  14. ^ Голли 1987 , с. 89 .
  15. ^ Клаасен 2001 , стр. 188–189.
  16. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 36–37.
  17. ^ Стейси 1956 , стр. 303–305.
  18. ^ Jump up to: а б Голлей 1987 , стр. 82, 85–90.
  19. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 93.
  20. ^ Стейси 1956 , с. 306; Роскилл 1957 , с. 489.
  21. ^ Стейси 1956 , стр. 303–304.
  22. ^ Стейси 1956 , стр. 304–306.
  23. ^ Кемп 1993 , стр. 18–19.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рюгг и Гаага, 1993 , с. 21.
  25. ^ Харкинс 2013 , с. 5.
  26. ^ Вудман 2004 , стр. 42–44.
  27. Россия чествует первый британский арктический конвой, 75-летие Дмитрия Мадорского, 31 августа 2016 г. Reuters (6 октября 2019 г.)
  28. ^ «Худшее путешествие в мире»: специальная медаль вручена ветеранам арктических конвоев Койлин О'Коннор, 20 марта 2013 г., Радио Свобода (6 октября 2019 г.)
  29. Британская принцесса Анна отдает дань уважения арктическим конвоям в Архангельске Анна Чистякова 1 сентября 2016 г. Russia Beyond (6 октября 2019 г.)
  30. Британская принцесса Анна посетит Архангельск на празднование Второй мировой войны, анон. 13 августа 2016, Радио Свобода (6 октября 2019)
  31. Британская принцесса Анна едет в Россию, чтобы почтить память храбрости моряков арктического конвоя времен Второй мировой войны. Архивировано 28 июня 2019 года в Wayback Machine Джордж Уинстон, 16 сентября 2016 года: War History Online (6 октября 2019 года).
  32. ^ Принцесса Анна посещает Архангельскую Дипломатию Онлайн. Посольство Российской Федерации (6 октября 2019 г.)
  33. ^ Jump up to: а б с Рюгг и Гаага, 1993 , стр. 20–21.
  • Беренс, CBA (1955). Хэнкок, К. (ред.). Торговое мореплавание и требования войны . Гражданская серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Лондон: HMSO. OCLC   498039 – через Archive Foundation.
  • Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN  0-7006-1050-2 .
  • Голли, Дж. (1987). Ураганы над Мурманском (1-е изд.). Веллингборо: Патрик Стивенс. ISBN  978-0-85059-832-2 .
  • Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC   630191560 .
  • Харкинс, Х. (2013). Журнал боевых действий «Ураган IIB»: 151-е крыло Королевских ВВС Северной России, 1941 год . Глазго: Центурион. ISBN  978-1-903630-46-4 .
  • Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-130-1 – через Archive Foundation.
  • Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN  978-1-59114-258-4 .
  • Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-771593-6 . Проверено 6 октября 2019 г.
  • Ровер, Дж.; Хюммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 (2-е изд., доп. изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-105-9 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  978-1-86176-257-3 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC   881709135 . Проверено 6 октября 2019 г.
  • Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-66-5 .
  • Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC   317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 6 октября 2019 г.
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Каин, Тимоти Дж. (1976) [1959]. HMS Electra (представитель Futura, изд. Лондона). Лондон: Фредерик Миллер. ISBN  978-0-86007-330-7 .
  • Скромный, Ричард (1971). Гитлеровский морской флот . Иллюстрированная история жестокого века Баллантайна, Боевая книга. Том. 23. Нью-Йорк: Ballantine Books. OCLC   464061927 .
  • Хатсон, ХК (2012). Арктическая интерлюдия: Независимость от Севера России (6-е изд.). Независимое издательство CreateSpace. ISBN  978-1-4810-0668-2 .
  • Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC   906102591 – через Archive Foundation.
  • Рэгг, Д. (2005). Жертва во имя Сталина: переоценка стоимости и ценности арктических конвоев . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  1-84415-357-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 305fbd1705562f6a914ce905251b2ef6__1722082140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/f6/305fbd1705562f6a914ce905251b2ef6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Dervish (1941) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)