Конвой QP 1
Конвой QP 1 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических конвоев Второй мировой войны | |||||||
![]() Норвежское и Баренцево моря, место стоянки арктических конвоев. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Сопровождение: Джек Борретт Конвой: Джон Даудинг |
Ханс-Юрген Штумпфф Герман Бём | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Без потерь | Без потерь |
Конвой QP 1 (28 сентября — 19 октября 1941 г.) был первым из арктических конвоев Второй мировой войны , с помощью которого союзники вернули корабли, которые начали доставлять грузы в Советский Союз после операции «Барбаросса» — немецкого вторжения 22 июня 1941 года. Конвой отплыл из Мурманска и благополучно прибыл в Скапа-Флоу на Оркнейских островах .
В ходе операции «Дервиш» с конца августа 1941 года по 20 декабря еще шесть конвоев (от «Конвоя PQ 1» до «Конвоя PQ 6» ) отправили 45 кораблей, все из которых достигли Архангельска или Мурманска. Осведомленность немцев об этих конвоях и ответных конвоях, идущих на запад (от конвоя QP 1 до конвоя QP 4 ), была слишком смутной, чтобы планировать атаки Кригсмарине или Люфтваффе .
13 ноября 1941 года главнокомандующий Кригсмарине гросс ( -адмирал гросс-адмирал) Эрих Редер сообщил Гитлеру, что из-за экстремальных погодных условий и отсутствия воздушной разведки перспективы небольшого количества подводных лодок в Северный Ледовитый океан были бедны.
Фон
[ редактировать ]Ленд-лиз
[ редактировать ]После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР , Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 1 ] До сентября 1941 года британцы отправили 450 самолетов, 22 000 длинных тонн (22 000 т) каучука, 3 000 000 пар обуви и запасы олова, алюминия, джута, свинца и шерсти. В сентябре представители Великобритании и США отправились в Москву, чтобы изучить советские требования и их способность их удовлетворить. В октябре 1941 года представители трех стран составили протокол, действовавший до июня 1942 года. [ 2 ]
Сигнальная разведка
[ редактировать ]Ультра
[ редактировать ]
В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), базирующейся в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа взломщиков кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины Enigma, используемые на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины Heimish Home Hydra с 1942 года, Dolphin для британцев). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году на военные корабли были погружены военно-морские сотрудники «Гедэш» с приемниками для подслушивания Люфтваффе . радиопередач [ 3 ]
Служба Б
[ редактировать ]Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND , Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 4 ]
Северный Ледовитый океан
[ редактировать ]
Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. [ 5 ] Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды Мексиканского залива , которые стали Североатлантическим дрейфом . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией; к северу от Норвегии дрейф разделяется. Один поток течет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои, но вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. [ 5 ]
Зимой полярный лед может образовываться на юге в 50 милях (80 км) от мыса Нордкап, а летом он может отступить до Шпицбергена. В этом районе вечная темнота зимой и постоянный дневной свет летом, что делает воздушную разведку практически невозможной. [ 5 ] В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается примерно на 4° С, и человек, находящийся в воде, умрет, если его не спасут немедленно. [ 5 ] Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Условия на подводных лодках были, пожалуй, еще хуже: лодкам приходилось погружаться в более теплую воду, чтобы очистить надстройку ото льда. Дежурные члены экипажа подверглись воздействию непогоды, масло потеряло вязкость, а гайки замерзли и срезали болты. Нагреватели корпуса были слишком требовательны к току и не могли работать непрерывно. [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Военно-морской
[ редактировать ]Немецкими военно-морскими силами в Норвегии командовал Герман Бём , командующий адмирал Норвеген . Две подводные лодки базировались в Норвегии в июле 1941 года, четыре — в сентябре, пять — в декабре и четыре — в январе 1942 года. [ 7 ] К середине февраля в регионе ожидалось присутствие двадцати подводных лодок: шесть базировались в Норвегии, две — в Нарвике или Тромсё , две — в Тронхейме и две — в Бергене. Гитлер подумывал о создании единого командования, но отказался от этого. Немецкий линкор «Тирпиц» прибыл в Тронхейм 16 января, став первым кораблем общего переброски надводных кораблей в Норвегию. Британским конвоям, направлявшимся в Россию, уделялось мало внимания, поскольку каждый из них насчитывал в среднем всего восемь кораблей, а долгие арктические зимние ночи сводили на нет даже ограниченные Люфтваффе . усилия [ 8 ]
Воздушный флот 5
[ редактировать ]
В середине 1941 года Luftflotte 5 (Воздушный флот 5) был реорганизован для операции «Барбаросса» со штаб-квартирой Luftgau Norwegen (Воздушный регион Норвегии) в Осло . Флигерфюрер Ставангер (командующий авиацией Ставангер ) в центре и на севере Норвегии, Ягдфлигерфюрер Норвеген (лидер истребительной авиации Норвегии) командовал истребительной авиацией, а флигерфюрер Керкенес ( оберст [полковник] Андреас Нильсен) на крайнем севере имел аэродромы в Киркенесе и Банаке . Воздушный флот имел 180 самолетов, шестьдесят из которых были зарезервированы для действий на Карельском фронте против Красной Армии . [ 9 ]
Расстояние от Банака до Архангельска составляло 560 миль (900 км), а у флигерфюрера Керкенеса было всего десять бомбардировщиков Junkers Ju 88 из Kampfgeschwader 30 , тридцать Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков , десять истребителей Messerschmitt Bf 109 из Jagdgeschwader 77 , пять Messerschmitt Bf 110. тяжелых истребители Zerstörergeschwader 76 , десять самолетов-разведчиков и зенитный дивизион. Шестидесяти самолетов было далеко недостаточно в таком климате и местности, где
...благоприятного сезона для операций не существует. ( Эрл Зиемке [1959] в Клаасене [2001]) [ 10 ]
Акцент в воздушных операциях изменился с поддержки армии на операции по борьбе с судоходством только после марта 1942 года, когда арктические конвои союзников стали крупнее и чаще, совпали с усилением Норвегии кораблями и самолетами и менее экстремальными климатическими условиями арктического лета. [ 9 ]
Арктические конвои
[ редактировать ]Конвой определялся как минимум одно торговое судно, идущее под защитой хотя бы одного военного корабля. [ 11 ] Сначала британцы намеревались отправлять конвои в Россию по сорокадневному циклу (количество дней между отправлениями конвоев) зимой 1941–1942 годов, но этот цикл был сокращен до десятидневного цикла. Путь военных кораблей в Мурманск туда и обратно длился три недели, и каждому конвою требовался крейсер и два эсминца, что сильно истощало флот метрополии . Конвои покинули порт и встретились с эскортом в море. Крейсер обеспечивал дальнее прикрытие с позиции западнее острова Медвежий. Воздушная поддержка была ограничена 330-й и 269-й эскадрильей прибрежного командования Королевских ВВС из Исландии с некоторой помощью противолодочных патрулей вдоль побережья Норвегии из Королевских ВВС Саллом Во на Шетландских островах . Противолодочные траулеры сопровождали конвои на первом участке пути. Траулеры, построенные для арктических условий, представляли собой угольные суда с достаточной выносливостью. Командовали траулерами их экипажи мирного времени и капитаны в звании шкипера военно Королевского -морского резерва (РНР), привыкшие к арктическим условиям, дополненные противолодочными специалистами Королевский военно-морской добровольческий резерв (RNVR). [ 12 ] Британские тральщики, базировавшиеся в Архангельске, встретили конвои и присоединились к эскорту на оставшуюся часть пути. [ 13 ]
Конвой QP 1
[ редактировать ]Формирование конвоя
[ редактировать ]столбец 1 | столбец 2 | столбец 3 | столбец 4 |
---|---|---|---|
11 Ланкастерский принц |
21 Альчиба |
31 Замок Лланстефан |
41 Четверг |
12 Эсне |
22 Черный Рейнджер |
32 Алма-Ата |
42 Нью-Вестминстер-Сити |
13 Семья |
23 Старый Большевик |
33 Севзаплес |
43 Буденни |
14 — |
24 Моссовет |
34 — |
44 — |
15 — |
25 Сухона |
35 — |
45 — |
Путешествие
[ редактировать ]Тяжелый крейсер HMS London в сопровождении эсминца Active перевез персонал Королевских ВВС и объединенную британско-американскую дипломатическую миссию с лордом Бивербруком и Авереллом Гарриманом в Архангельск с 22 по 27 сентября 1941 года для переговоров в Москве. Крейсер присоединился к Конвою. QP 1 на первую часть обратного пути, который при выходе из Архангельска сопровождался в Белом море российскими СКР (сторожевыми кораблями ) Беломорской флотилии . [ 16 ] Конвой состоял из 14 торговых судов, одного голландского и шести британских грузовых судов из операции «Дервиш» , первого арктического конвоя, плывшего в балласте с семью советскими судами, перевозившими торговые товары (в основном лес) для западных союзников. Командиром конвоя был капитан Джон Даудинг (RNR) в замке Лланстефан . В состав океанского эскорта входили эсминец «Электра» и противолодочные траулеры «Гамлет» , «Макбет» и «Офелия» , сопровождавшие корабли «Дервишей». Местное сопровождение обеспечивали тральщики класса Halcyon Королевского флота Halcyon , Harrier и Salamander , которые сопровождали конвой «Дервишей» и должны были остаться на севере России, чтобы проводить конвои в порт. Имея скорость и вооружение, сравнимые с корветами типа «Цветок», тральщики были эффективными противолодочными кораблями. [ 17 ] [ 18 ] Дистанционное прикрытие обеспечивали части Флота Метрополии, участвовавшие в операции EJ — воздушных атаках на корабли у берегов Норвегии. [ 19 ]
Путешествие
[ редактировать ]QP 1 покинул Архангельск 28 сентября 1941 года в сопровождении местного эскорта, который вернулся в Архангельск через два дня. 2 октября крейсер «Лондон » отделился от конвоя для быстрого самостоятельного перехода в Скапа-Флоу и был заменен крейсером « Шропшир» . 4 октября к конвою присоединился нефтяной танкер «Блэк Рейнджер» в сопровождении эсминца «Энтони» . 5 октября у траулера «Офелия» пришлось его отбуксировать возникла проблема с двигателем, и компания Active в порт Исландии. Два советских грузовых судна, одному из которых, «Сухоне» , было более 20 лет и которого экипаж «Электры» называл Грязный Джо « », не смогли угнаться за ним и выпали из конвоя; оба благополучно прибыли после самостоятельного плавания. [ 20 ] Немецкие войска не вмешивались, и QP 1 прибыл в Скапа-Флоу на Оркнейских островах без повреждений. 10 октября [ 17 ]
Операция ЭДж
[ редактировать ]
Авианосец « Викториус » под защитой линкора HMS King George V , лёгкого крейсера HMS Penelope и их эскорта эсминцев вышел в море в начале октября 1941 года. Судно должно было быть атаковано вдоль побережья между Глом-фьордом и Вест-фьордом возле Будё . Победоносец встретился с королем Георгом V у Зейдис-фьорда вечером 6 октября, а войска были к западу от Лофотенских островов на рассвете 9 октября . Пять «Альбакоров» из тринадцати из 817-й морской авиационной эскадрильи (NAS) и 832-й NAS были повреждены в штормовую погоду, и только восемь неповрежденных «Альбакоров» взлетели, три с торпедами и пять с шестью 250-фунтовыми (110 кг) бомбами общего назначения каждый. Экипажи должны были атаковать суда, но плохая погода вынудила пятерых вернуться раньше. «Викториус» качнулся в штормовом море, а «Альбакор» был серьезно поврежден и приземлился торпедой; экипаж не пострадал. [ 21 ]
Трое Альбакоров нашли торговое судно в Гломфьорде и поразили его двумя бомбами, поджег его. Альбакоры разбомбили подвесные кабельные опоры на острове Гронд, повредив их, и безрезультатно разбомбили корабль в Будё. Был небольшой зенитный огонь, и все самолеты благополучно вернулись. Позже утром восемь «Альбакоров» взлетели с бомбами и обнаружили два больших торговых корабля в сопровождении двух зенитных кораблей. Самолеты 817 NAS атаковали в 10 морских милях (19 км; 12 миль) к северу от Будё, сочетая бомбардировку на малой высоте и с низкого пикирования без потерь. Один корабль был потоплен, а два «Альбакора» разбились при приземлении, один был поврежден противотанковыми средствами защиты. -огнем самолета ранен стрелок-телеграфист. Никаких самолетов Люфтваффе замечено не было, что подтверждает данные разведки о том, что Люфтфлот 5 в Норвегии был исчерпан в ходе кампании против СССР. Британские корабли достигли Скапа-Флоу поздно вечером 10 октября. [ 22 ]
Последствия
[ редактировать ]
Конвой QP 1 прибыл без потерь 19 октября 1941 года. До марта 1942 года немцы мало обращали внимания на британские конвои, каждый из которых насчитывал в среднем всего восемь кораблей. [ 23 ] [ б ] В зимней темноте люфтваффе с большим трудом обнаруживало конвои союзников, что делало атаки на Мурманск и южную железную дорогу более практичными. По мере того, как в 1942 году усилия союзников по снабжению увеличились, по арктическому маршруту было перевезено 1,2 миллиона тонн грузов из общего объема в 2,3 миллиона тонн, усиление Люфтваффе и Кригсмарине привело к увеличению масштабов и эффективности немецких контрмер. [ 23 ]
Для защиты возвратных конвоев и поиска мин командующий Флотом Метрополии Джон Тови сформировал на Кольской военно-морской базе отряд океанских тральщиков класса Halcyon, которые имели скорость, вооружение и противолодочные возможности, аналогичные у корветов класса «Цветок» . Как специализированные суда, тральщики обычно имели опытных кадровых офицеров. Нефтяник . RFA Aldersdale прибыл в рамках операции «Дервиш» (21–31 августа 1941 г.), чтобы остаться на Коле для заправки кораблей на обратный путь Советские эсминцы в Полярном могли усилить сопровождение конвоев на последней части пути. [ 18 ]
Последующие операции
[ редактировать ]С момента операции «Дервиш» в конце августа 1941 года первый конвой, включавший семь кораблей, до 20 декабря еще шесть конвоев (конвой PQ 1–конвой PQ 6) отправили 45 кораблей, все из которых достигли Архангельска или Мурманска. Немецкая осведомленность об этих конвоях и ответных конвоях, идущих на запад (от конвоя QP 1 до конвоя QP 4 ), была слишком смутной, чтобы планировать нападения на конвои со стороны Кригсмарине или Люфтваффе . 13 ноября 1941 года главнокомандующий Кригсмарине гросс ( -адмирал гросс-адмирал) Эрих Редер сообщил Гитлеру, что из-за экстремальных погодных условий и отсутствия воздушной разведки перспективы небольшого количества подводных лодок в Северный Ледовитый океан были бедны. [ 24 ]
Корабли
[ редактировать ]Грузовые суда
[ редактировать ]Имя | Флаг | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|
Черный Рейнджер | ![]() |
8,402 | Пополнение масленки ; присоединился 4 октября из Convoy PQ 1 |
Альчиба | ![]() |
4,427 | |
Алма-Ата | ![]() |
3,611 | |
Буденни | ![]() |
2,482 | |
Эсне | ![]() |
1,931 | |
Ланкастерский принц | ![]() |
1,914 | |
Замок Лланстефан | ![]() |
11,348 | Коммодор конвоя |
Моссовет | ![]() |
2,981 | Отставник ; прибыл благополучно |
Нью-Вестминстер-Сити | ![]() |
4,747 | |
Семья | ![]() |
4,441 | |
Севзаплес | ![]() |
3,974 | |
Старый Большевик | ![]() |
3,974 | |
Сухона | ![]() |
3,124 | Отставший; прибыл благополучно |
Четверг | ![]() |
4,817 | Вице-коммодор конвоя [ 14 ] |
Суда сопровождения
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Активный | ![]() |
Эсминец класса А | Океанское сопровождение, 28 сентября – 5 октября |
Энтони | ![]() |
Разрушитель класса А | Океанское сопровождение, 4–9 октября. |
Электра | ![]() |
Эсминец Е-класса | Океанское сопровождение, 28 сентября – 5 октября |
Безмятежный | ![]() |
Тральщик класса «Безмятежный» | Местное сопровождение, 28–30 сентября. |
Гамлет | ![]() |
Противолодочный траулер | Океанское сопровождение, 28 сентября – 10 октября |
Лунь | ![]() |
Тральщик класса «Безмятежный» | Местное сопровождение, 28–30 сентября. |
Лондон | ![]() |
Крейсер класса «Каунти» | Прикрытие крейсера, 28 сентября - 2 октября, заменено на Шропшир. |
Макбет | ![]() |
Противолодочный траулер | Океанское сопровождение, 28 сентября – 10 октября |
Офелия | ![]() |
Противолодочный траулер | Океанское сопровождение, 28 сентября – 5 октября |
Саламандра | ![]() |
Тральщик класса «Безмятежный» | Местное сопровождение, 28–30 сентября. |
Шропшир | ![]() |
Крейсер класса «Каунти» | Прикрытие крейсера, 2–10 октября |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Конвои имели стандартное построение из коротких колонн, номер 1 слева по направлению движения. Каждая позиция в столбце была пронумерована; 11 был первым кораблем в колонне 1, а 12 — вторым кораблем в колонне; 21 был первым кораблем в колонне 2. [ 15 ]
- ↑ Некоторые грузы хранились плохо, в частности тот, который был загружен в Глазго. [ 18 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Вудман 2004 , с. 22.
- ^ Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
- ^ Макси 2004 , стр. 141–142; Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
- ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
- ^ Jump up to: а б с д Клаасен 2001 , стр. 195–197.
- ^ Патерсон 2016 , стр. 100–101.
- ^ Ран 2001 , с. 348.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 190–192, 194.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 188–189.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 188–189; Зиемке 1959 , с. 317.
- ^ Роскилл 1957 , с. 92.
- ^ Вудман 2004 , с. 44.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 92, 492.
- ^ Jump up to: а б с д Рюгг и Гаага, 1993 , с. 21.
- ^ Ruegg & Hague 1993 , внутренняя сторона обложки.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Кемп 1993 , с. 23; Рюгг и Гаага, 1993 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Вудман 2004 , с. 43.
- ^ Роскилл 1957 , с. 494.
- ^ Каин и Селлвуд 1976 , стр. 139, 142.
- ^ Хоббс 2022 , стр. 129–130.
- ^ Хоббс 2022 , стр. 130–131.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 194–195.
- ^ Ран 2001 , с. 443.
Ссылки
[ редактировать ]- Буг, Х.; Ран, В.; Штумпф, Р.; Вегнер, Б. (2001). Глобальная война: расширение конфликта до мировой войны и смена инициативы 1941–1943 гг . Германия во Второй мировой войне. Том. VI. Перевод Осерса Э.; Браунджон, Дж.; Крэмптон, П.; Уиллмот, Л. (перевод Oxford University Press, Лондонское изд.). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN 0-19-822888-0 .
- Ран, В. «Часть III. Война на море в Атлантике и Северном Ледовитом океане. III. Ведение войны в Атлантике и прибрежной зоне (б) Третий этап, апрель – декабрь 1941 г.: Продление Районы деятельности». В Boog et al. (2001) .
- Каин, Ти Джей; Селлвуд, А.В. (1976). HMS Электра . Лондон: Футура. ISBN 978-0-86007-330-7 .
- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1050-2 .
- «Конвой QP.1» . База данных конвоев Арнольда Хейга . ConvoyWeb . Проверено 6 июля 2024 г.
- Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC 630191560 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (2-е изд., сокращенное изд.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Хоббс, Дэвид (2022). Авиация флота и война в Европе 1939–1945 гг . Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN 978-1-5267-9979-1 .
- Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN 63-16109 . OCLC 78083316 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-130-1 – через Archive Foundation.
- Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36651-4 .
- Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-1-59114-258-4 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года.
- Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
- Зиемке, Эрл Ф. (1959). Немецкий Северный театр военных действий, 1940–1945 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Штаб-квартира Министерства армии США. OCLC 610363660 . 20-271.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гаага, Арнольд (2000). Система союзных конвоев 1939–1945 гг.: Ее организация, защита и эксплуатация . Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-147-3 .