Битва за Баренцево море
Битва за Баренцево море | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Битва в Баренцевом море , Эрвин Й. Каппес (затопление корабля «Фридрих Экхольдт ») | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | |||||||
Сила | |||||||
2 легких крейсера 6 эсминцев 2 корвета 1 тральщик 2 траулера |
2 тяжелых крейсера 6 эсминцев | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
250 убитых 1 эсминец потоплен 1 тральщик затонул 1 эсминец поврежден |
330 убитых 1 эсминец потоплен 1 тяжелый крейсер поврежден |
Битва в Баренцевом море — военно-морское сражение времен Второй мировой войны, произошедшее 31 декабря 1942 года между военными кораблями немецкого флота ( Кригсмарине ) и британскими кораблями, сопровождавшими конвой JW 51B в Кольский залив в СССР . Акция произошла в Баренцевом море к северу от мыса Нордкап в Норвегии . Неспособность немецких рейдеров нанести конвою значительные потери привела в ярость Гитлера, который приказал, чтобы немецкая военно-морская стратегия отныне концентрировалась на флоте подводных лодок , а не на надводных кораблях.
Фон
[ редактировать ]ДВ 51Б
[ редактировать ]Конвой JW 51B военные материалы состоял из четырнадцати торговых судов, доставляющих в СССР - около 202 танков, 2046 машин, 87 истребителей, 33 бомбардировщиков, 11 500 коротких тонн (10 433 т; 10 268 длинных тонн) топлива, 12 650 коротких тонн (11 476 т; 11 295 длинных тонн). тонн) авиационного топлива и чуть более 54 000 коротких тонн (48 988 т; 48 214 длинных тонн) других поставок. Их защищали эсминцы HMS Achates , Orwell , Oribi , Onslow , Obedient и Obdurate ; » класса «Цветок корветы HMS Rhododendron и Hyderabad ; тральщик HMS Bramble ; и траулеры «Визалма» и «Северная жемчужина» . Командиром эскорта был капитан Роберт Шербрук Р.Н. (флаг в Онслоу ). Конвой отправился в путь в разгар зимы, чтобы предотвратить атаки немецкой авиации, подобные тем, что опустошили конвой PQ 17 . [1] Отряд R (контр-адмирал Роберт Л. Бернетт ) с крейсерами HMS Sheffield и Jamaica и двумя эсминцами независимо дислоцировался в Баренцевом море для обеспечения дальнего прикрытия. [2]
Операция Радуга
[ редактировать ]31 декабря немецкие войска, базировавшиеся вдоль Альтафьорда на севере Норвегии под командованием вице-адмирала Оскара Кумметца , на корабле «Адмирал Хиппер» отправились в плавание в рамках операции «Унтернемен Регенбоген » (операция «Радуга»). После конвоя PQ 18 силы ждали атаки на следующий арктический конвой, но их временная приостановка британцами во время операции «Факел» в Средиземноморье и операции FB (направление отдельных кораблей в Россию) не предоставила возможности начать операцию. [3] В состав сил входили тяжелые крейсеры «Адмирал Хиппер» , «Лютцов» (переименованный в «Дойчланд ») и эсминцы «Фридрих Экольдт» , «Рихард Бейтцен» , «Теодор Ридель» , Z29 , Z30 и Z31 . [4]
Прелюдия
[ редактировать ]JW 51B отплыл из озера Лох-Эве 22 декабря 1942 года и встретил свой эскорт у Исландии 25 декабря. Оттуда корабли направились на северо-восток, встретив 28–29 декабря сильный шторм, из-за которого корабли конвоя потеряли стоянку. Когда погода улучшилась, пять торговых судов и эскорт Ориби и Визалма пропали без вести, и Брэмбл на их поиски был отправлен . На следующий день трое отставших торговых судов вернулись; остальные суда самостоятельно проследовали в сторону Кольского залива. [5] [6] 24 декабря конвой был замечен немецкими самолетами-разведчиками, а с 30 декабря за ним следила U-354 ( капитан Карл-Хайнц Хербшлеб). [7] Когда сообщение было получено немецким военно-морским штабом, Куммецу было приказано немедленно отплыть на перехват конвоя. Куммец разделил свои силы на две дивизии, возглавляемые адмиралом Хиппером и Лютцовом соответственно. [8]
Боевой
[ редактировать ]
В 08:00 31 декабря основные силы JW 51B, двенадцать кораблей и восемь военных кораблей, находились примерно в 120 морских милях (140 миль; 220 км) к северу от побережья Финнмарка , направляясь на восток. От конвоя отделились эсминец «Ориби» и один корабль, не принимавший участия в боевых действиях; в 15 милях (17 миль; 28 км) за кормой (северо-востоком) от конвоя Брэмбл Их искал . К северу от конвоя, на расстоянии 45 миль (52 миль; 83 км), находились Визалма и еще один корабль, а крейсеры Бернетта находились в 15 милях (17 миль; 28 км) к юго-востоку от них и в 30 милях (35 миль; 56 км). из конвоя. На востоке, в 150 морских милях (170 миль; 280 км), направлявшийся домой конвой RA 51 направлялся на запад. К северу от конвоя «Адмирал Хиппер» приближались и три эсминца, а в 50 морских милях (58 миль; 93 км) от них «Лютцов» и три ее эсминца приближались с юга. В 08:00 эсминец «Фридрих Экхольдт» заметил конвой и доложил об этом адмиралу Хипперу . [9]
В 08:20 31 декабря Obdurate , дислоцированный к югу от конвоя, заметил три немецких эсминца в тылу (западу) от конвоя. Затем Онслоу заметил адмирала Хиппера , также находившегося в тылу конвоя, и направился на перехват вместе с Оруэллом , Послушным и Упрямым , в то время как Ахатесу было приказано оставаться с конвоем и курить. После некоторой стрельбы британские корабли развернулись, очевидно, для торпедной атаки. Имея сильное превосходство в вооружении, Шербрук знал, что его торпеды были его самым грозным оружием; атака была симулированной, поскольку после запуска торпед их угроза исчезла. Уловка сработала: адмирал Хиппер временно ушел в отставку, поскольку Куммецу было приказано не рисковать своими кораблями. Адмирал Хиппер вернулся, чтобы провести вторую атаку, поразив Онслоу, причинив тяжелый ущерб и множество жертв, в том числе 17 убитых. Хотя Онслоу в конечном итоге выжил в бою, Шербрук был тяжело ранен большим стальным осколком, и командование перешло к Послушному . [10]
Затем адмирал Хиппер двинулся к северу от конвоя, наткнулся на «Брэмбл» тральщик «Хальцион» класса , и произошла перестрелка; Адмирал Хиппер открыл ответный огонь из своих гораздо более тяжелых орудий, вызвав большой взрыв на Брамбле . Эсминцу «Фридрих Экхольдт» было приказано добить «Брэмбл» , который затонул всеми руками, в то время как «Адмирал Хиппер» перенес прицел на «Послушный» и «Ахатес» на юге. Ахатес был сильно поврежден, но продолжал дымить, пока в конце концов не затонул; траулер Northern Gem спас многих членов экипажа. Немцы сообщили о потоплении эсминца, но это произошло из-за неправильной идентификации тральщика Bramble ; они не осознавали, что Ахат пострадал. [11]
Артиллерийский огонь привлек внимание отряда R, находившегося еще севернее. Шеффилд и Ямайка незаметно подошли и открыли огонь по адмиралу Хипперу в 11:35, поразив его достаточным количеством шестидюймовых снарядов, чтобы повредить (и вызвать незначительное затопление) две ее котельные, снизив ее скорость до 28 узлов (52 км/ч). ; 32 миль в час). Куммец сначала подумал, что атака двух крейсеров исходит от другого эсминца, но, осознав свою ошибку, приказал своим кораблям отступить на запад. В другом случае ошибочной идентификации Фридрих Экхольдт и Ричард Бейтцен приняли Шеффилда за адмирала Хиппера ; после попытки соединиться с британскими кораблями они были атакованы Шеффилдом , при этом Фридрих Экхольдт сломался надвое и затонул всеми руками. [12]
Лютцов подошел с востока и безуспешно обстрелял конвой, все еще скрытый дымом от искалеченного «Ахатеса» . Направляясь на северо-запад, чтобы присоединиться к адмиралу Хипперу , Лютцов также столкнулся с Шеффилдом и Ямайкой , которые открыли огонь. По совпадению, обе стороны решили прекратить бой одновременно, опасаясь неминуемой торпедной атаки на свои тяжелые корабли со стороны оставшихся эсминцев другой стороны. Это было вскоре после полудня. Бернетт с отрядом R продолжал следить за немецкими кораблями на расстоянии, пока не стало очевидно, что они отходят на свою базу, в то время как корабли конвоя переформировались и продолжили путь к Кольскому заливу. [13]
Последствия
[ редактировать ]
Встреча произошла посреди многомесячной полярной ночи , и немецкие, и британские войска были рассеяны и не были уверены в позициях остальных своих сил, не говоря уже о позициях своего противника. Бой стал довольно запутанным, и иногда было неясно, кто по кому стрелял и сколько кораблей было задействовано. [14] Несмотря на усилия Германии, все 14 торговых судов достигли пункта назначения в СССР целыми и невредимыми. [15]
Гитлер был в ярости из-за того, что он считал бесполезностью надводных рейдеров, видя, что первоначальная атака двух тяжелых крейсеров была сдержана эсминцами до прибытия двух легких крейсеров. Были серьезные последствия; эта неудача чуть не заставила Гитлера принять решение об отказе от надводного флота и приказать немецкому флоту сконцентрироваться на ведении подводных лодок . Адмирал Эрих Редер , верховный главнокомандующий Кригсмарине , подал в отставку, которую Гитлер принял. Редера сменил адмирал Карл Дёниц , командующий подводным флотом. [16]
Дёниц спас немецкий надводный флот от сдачи на слом, хотя «Адмирал Хиппер» и два ( «Эмден» и «Лейпциг» ) лёгких крейсера стояли на приколе до конца 1944 года, а ремонт и перестройка линкора « Гнейзенау» были заброшены. Кроме того, работы по достройке единственного авианосца Кригсмарине « Граф Цеппелин » были приостановлены во второй и последний раз. Хотя немецкие катера продолжали действовать у берегов Франции, после боя была проведена только одна крупная надводная операция. Это была попытка рейда на конвой JW 55B линкора «Шарнхорст» . [17] Линкор был потоплен сопровождающей британской оперативной группой в ходе битвы, которая позже стала известна как битва у Нордкапа . [18]
Виктория Кросс
[ редактировать ]Капитан Роберт Шербрук был награжден Крестом Виктории . Он признал, что награда действительно была вручена в честь всей команды Онслоу . В бою он был тяжело ранен и потерял зрение на левый глаз. [19] Он вернулся на действительную военную службу и ушел из военно-морского флота в 1950-х годах в звании контр-адмирала . [ нужна ссылка ]
День памяти
[ редактировать ]На мемориале Брэмблу капитан Харви Кромби рассказал об экипаже.
Они преодолели трудности и опасности, вероятно, не имевшие аналогов в анналах британского флота, и их мужество и выносливость требовались постоянно, но они никогда не терпели неудачу. Они не хотели, чтобы мы в это время грустно думали, а скорее хотели, чтобы мы славили Бога за то, что они остались верны своему долгу до конца. [20]
Битва стала темой книги 73 Севера» « Дадли Поупа и стихотворения JW51B: Конвой Алана Росса , служившего на Онслоу .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Вудман 2004 , стр. 312–313.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 291–292.
- ^ Вудман 2004 , стр. 296–300.
- ^ Роскилл 1962 , с. 292.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 291.
- ^ Вудман 2004 , стр. 312–315.
- ^ Вудман 2004 , с. 313.
- ^ Вудман 2004 , стр. 315–317.
- ^ Кемп 1993 , с. 118.
- ^ Вудман 2004 , стр. 318–320.
- ^ Вудман 2004 , стр. 321–323.
- ^ Вудман 2004 , стр. 323–324.
- ^ Вудман 2004 , стр. 324–326.
- ^ Вудман 2004 , с. 317.
- ^ Вудман 2004 , с. 327.
- ^ Вудман 2004 , стр. 329–330.
- ^ Роскилл 1960 , стр. 89.
- ^ Вудман 2004 , стр. 355–375.
- ^ Вудман 2004 , стр. 329, 320.
- ^ Брамбл 2010 .
Библиография
[ редактировать ]Книги
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-130-7 .
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 .
- Роскилл, Юго-Запад (1960). Война на море 1939–1945 гг.: Наступление 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. III. Часть I (1-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 277168049 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Веб-сайты
- «HMS Bramble 1942» . halcyon-class.co.uk. 7 ноября 2010 г. Проверено 29 мая 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Поуп, Дадли (1958). 73 Север: Битва за Баренцево море . Лондон: Вайман и сыновья. OCLC 464156754 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- О'Хара, Винсент П. (2004). Немецкий флот в войне . Аннаполис, Мэриленд: Пресса Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-651-3 .
- Ричардс, Денис; Сент-Г. Сондерс, Х. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771593-6 . Проверено 22 марта 2018 г.
- Взлет и падение немецких ВВС (под ред. «Военные истории Государственного архива»). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10.
Веб-сайты
- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа VIIC U-354» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 22 декабря 2015 г.
- Каппес, Ирвин Дж. (23 февраля 2010 г.). «Битва за Баренцево море» . German-Navy.De. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 29 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Битва в Баренцевом море — подробная статья Ирвина Дж. Каппеса
- Рулевой Сид Керслейк вооруженного траулера «Северная жемчужина» во время конвоя JW.51B и битвы в Баренцевом море
- Военно-морской
- Арктические военно-морские операции Второй мировой войны
- Арктические конвои Второй мировой войны
- Баренцево море
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Военно-морские операции Кригсмарине
- События декабря 1942 года
- Военные отношения Германии и Великобритании