Немецкий эсминец Z30
![]() Корабль-близнец Z29 , 1945 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Z30 |
Заказал | 23 апреля 1938 г. |
Строитель | AG Weser ( Дешимаг ), Бремен |
Номер двора | W964 |
Заложен | 15 апреля 1940 г. |
Запущен | 8 декабря 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 ноября 1941 г. |
Выведен из эксплуатации | 14 мая 1945 г. |
Захваченный | 6 мая 1945 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 9 сентября 1948 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец типа 1936А |
Смещение |
|
Длина | 127 м (416 футов 8 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 4,62 м (15 футов 2 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 паротурбинных агрегата с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 2950 миль (5460 км; 3390 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 332 |
Вооружение |
|
Z30 был одним из пятнадцати эсминцев типа 1936А, построенных для Кригсмарине (ВМС Германии) во время Второй мировой войны . Построенный в 1941 году, корабль был переведен в норвежские воды в начале 1942 года, где он оставался большую часть оставшейся части своей карьеры, сопровождая конвои и устанавливая минные поля . Он сыграл второстепенную роль в нерешительной битве на Баренцевом море в конце года и был поврежден во время рейда на остров Шпицберген в сентябре 1943 года.
Z30 был поврежден, подорвавшись на мине в конце 1944 года, и остаток войны провел в ремонте. После войны корабль был передан Великобритании, которая использовала его для испытания последствий подводных взрывов. После их завершения в 1948 году Z30 был разобран на металлолом .
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Эсминцы типа 1936А были немного крупнее предыдущего типа 1936 года и имели более тяжелое вооружение. Они имели общую длину 127 метров (416 футов 8 дюймов) и длину по ватерлинии 121,9 метра (399 футов 11 дюймов) . Корабли имели ширину 12 метров (39 футов 4 дюйма) и максимальную осадку 4,62 метра (15 футов 2 дюйма). Их водоизмещение 2657 длинных тонн (2700 т ) при стандартной загрузке и 3691 длинную тонну (3750 т) при глубокой загрузке . Две паровые турбины с зубчатой передачей Вагнера , каждая из которых приводит в движение один гребной вал , были спроектированы для производства 70 000 л.с. (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ) с использованием пара, подаваемого шестью водотрубными котлами Вагнера , для расчетной скорости 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). В Z30 было достаточно мазута, чтобы обеспечить запас хода в 2950 морских миль (5460 км; 3390 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Ее экипаж состоял из 11 офицеров и 321 матроса. [ 1 ]
Корабль нес четыре 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудия ТбцК С/36 в одиночных установках с орудийными щитками : одно в носовой части надстройки и три в кормовой части. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-сантиметровых (1,5 дюйма) орудий С/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и пяти 2-сантиметровых (0,8 дюйма) орудий С/30 в одиночных установках. Z30 нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) в двух механических установках. [ 1 ] Для каждой установки предусматривалось две перезарядки. У него было четыре пусковые установки глубинных бомб , а на задней палубе можно было установить минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Пассивные гидрофоны были установлены для обнаружения подводных лодок , а S-Gerät также, вероятно, был установлен гидролокатор . Корабль был оборудован FuMO 24/25, радиолокационной станцией установленной над мостиком . [ 1 ] [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]В 1942–1943 годах . см зенитное вооружение Z30 было увеличено до десяти орудий калибра 3,7 см и 2 был установлен радар FuMO 63 Hohentwiel В 1944–1945 годах вместо кормового прожектора . К концу войны ее зенитный комплекс насчитывал семь 3,7-см и четырнадцать 2-см орудий. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Z30 был заказан у AG Weser ( Deschimag ) 23 апреля 1938 года. Корабль был заложен Deschimag в Бремене на верфи под номером W964 14 января 1940 года, спущен на воду 12 августа и вступил в строй 15 ноября 1941 года. Во время работы он случайно столкнулся с немецкой подводной лодкой U-216 14 января 1942 года. [ 4 ]
Начиная с 18 марта, она сопровождала тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» из Брунсбюттеля , Германия, в Тронхейм , Норвегия, а затем сопровождала тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» из Тронхейма в Нарвик . [ 5 ] Z30 принял участие в предварительных этапах операции Rösselsprung — попытки перехватить конвой PQ 17 в июле. Адмирал Шеер и ее сестра Лютцов сформировали одну группу в Нарвике с Z30 и четырьмя ее сестрами, а линкор Тирпиц и адмирал Хиппер составили другую. По пути к месту встречи в Лютцов Альтафьорде и три эсминца сели эскорта Тирпица на мель , вынудив всю группу отказаться от операции. [ 6 ] 5–8 сентября Z30 , ее сестра Z29 и эсминец Z4 Richard Beitzen поставили минное поле в Карском проливе между островом Новая Земля и островом Вайгач . Позже в том же месяце она участвовала в операции «Зарин» , миссии по постановке мин у побережья Новой Земли с 24 по 28 сентября, вместе с адмиралом Хиппером и своими сестрами Z23 , Z28 и Z29 . 13–15 октября Z30 , ее сестра Z27 , Z4 Richard Beitzen и эсминец Z16 Friedrich Eckoldt минное поле заложили у полуострова Канин в устье Белого моря , потопившее советский ледокол «Микоян» . Три недели спустя те же четыре эсминца сопровождали «Адмирала Хиппер» , когда он пытался перехватить торговые корабли союзников, следовавшие в начале ноября самостоятельно в советские порты. они перехватили и потопили направлявшийся на запад советский нефтяной танкер «Донбасс» и истребитель подводных лодок БО-78 . 7-го числа [ 7 ]
30 декабря Лютцов и адмирал Хиппер в сопровождении шести эсминцев, включая Z30 , покинули Нарвик для операции «Регенбоген» — атаки на конвой JW 51B , который, как сообщила немецкая разведка, находился под легким сопровождением. План визеадмирала (вице-адмирала) Оскара Куммеца состоял в том, чтобы разделить свои силы пополам; он поведет «Адмирала Хиппера» и три эсминца к северу от конвоя, чтобы атаковать его и отвлечь эскорт. Lützow , Z30 и эсминцы Z6 Theodor Riedel и Z31 затем атакуют незащищенный конвой с юга. Немцам не удалось продолжить атаку, они лишь ненадолго вступили в бой с конвоем и повредили одно торговое судно. [ 8 ] Z30 был одним из эскортов легкого крейсера «Кельн» и поврежденного «Адмирала Хиппера» 24 января 1943 года, когда они отправились в Киль , Германия, где эсминец начал ремонт. [ 9 ]
Он вернулся в норвежские воды после ремонта и в период с 19 по 28 июня вместе с Z27 провел несколько минных постановок . Корабль принимал участие в операции «Цитронелла» — немецком рейде на остров Шпицберген в сентябре, где был подбит береговой артиллерией и слегка поврежден. Z30 был одним из эскортов линкора «Шарнхорст» во время операции «Остфронт» 25 декабря — попытки перехватить британский конвой JW 55B , направлявшийся в Советский Союз . На следующий день весь эскорт линкора был отделен, чтобы увеличить вероятность перехвата конвоя, и не участвовал в последовавшем сражении у Нордкапа . [ 10 ] Корабль был переведен в южную Норвегию в 1944 году и с 8 мая сопровождал конвои и ставил минные поля. Она начала ремонт в Свинемюнде , Германия, 31 августа и провела операции в западной части Балтики и Скаггераке после его завершения . 20 октября, сопровождая конвой, Z30 подорвался на мине у Осло-фьорда, которая нанесла ей вред. Взрыв разрушил ее кормовой отсек, вывел из строя левую турбину, заклинил гребной вал правого борта и вызвал обширные ударные повреждения по всему кораблю. Отбуксированные в Осло , Норвегия, для ремонта, они еще не были завершены, когда Германия капитулировала 8 мая 1945 года, а шесть дней спустя корабль был выведен из эксплуатации . [ 11 ]
Z30 был передан Королевскому флоту Норвегии для целей технического обслуживания 15 июля, пока союзники решали, как разделить уцелевшие корабли Кригсмарине между собой в качестве военных репараций . Корабль был передан британцам в конце 1945 года и отбуксирован в Росайт , Шотландия , 6 февраля 1946 года. Он был фактически непригоден для использования без обширного и дорогостоящего ремонта, поэтому его пришлось использовать для оценки последствий подводных взрывов на нем. корпус. Z30 был отбуксирован в Лох-Стривен, где испытания проводились в период с мая по сентябрь 1948 года. Три 500-килограммовых (1100 фунтов) торпедных заряда были взорваны под ее корпусом на различной глубине. Несмотря на некоторые повреждения обшивки корпуса , сварной корпус в ходе испытаний не получил существенных повреждений. Корабль был продан на металлолом 9 сентября и отбуксирован на завод в Далмюре для сноса. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Грёнер, стр. 203–04.
- ^ Уитли, стр. 68, 71–72.
- ^ Грёнер, с. 203; Куп и Шмолке, с. 34
- ^ Куп и Шмолке, стр. 24, 111
- ^ Куп и Шмолке, с. 111; Ровер, с. 152
- ^ Уитли, с. 141
- ^ Ровер, стр. 202, 207; Уитли, с. 142
- ^ Уитли, стр. 142–43.
- ^ Куп и Шмолке, стр. 111–12
- ^ Уитли, стр. 167, 172.
- ^ Куп и Шмолке, с. 112; Уитли, стр. 170–71.
- ^ Уитли, стр. 191–93.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2003). мировой войны Немецкие эсминцы Второй Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .