~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 9A6076947083167B1C43FB4CCB9910EF__1720251180 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ German battleship Tirpitz - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Немецкий линкор Тирпиц — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/German_battleship_Tirpitz ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/ef/9a6076947083167b1c43fb4ccb9910ef.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/ef/9a6076947083167b1c43fb4ccb9910ef__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 21.07.2024 19:48:22 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 6 July 2024, at 10:33 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Немецкий линкор Тирпиц — Википедия Jump to content

Немецкий линкор Тирпиц

Координаты : 69 ° 38'49 "N 18 ° 48'27" E  /  / 69,64694 ° N 18,80750 ° E / 69,64694; 18.80750
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Опознавательный рисунок Тирпица , подготовленный ВМС США.
История
Германия
Тезка Альфред фон Тирпиц
Строитель Вильгельмсхафенская военно-морская верфь
Заложен 2 ноября 1936 г.
Запущен 1 апреля 1939 г.
Введен в эксплуатацию 25 февраля 1941 г.
Судьба Потоплен бомбардировщиками Королевских ВВС 12 ноября 1944 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Бисмарк» типа Линкор
Смещение
Длина
Луч 36 м (118 футов 1 дюйм)
Черновик Стандартная длина 9,30 м (30 футов 6 дюймов) [б]
Установленная мощность
Движение
Скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час)
Диапазон 8870 миль (16430 км; 10210 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час)
Дополнение
  • 103 офицера
  • 1962 военнослужащих [а]
Датчики и
системы обработки
ФуМО 23
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 4 × Arado Ar 196 гидросамолета
Авиационные объекты 1 двусторонняя катапульта

Тирпиц ( Немецкое произношение: [ˈtɪʁpɪt͡s] ) был вторым из двух «Бисмарк» типа линкоров , построенных для (военно-морского флота) нацистской Германии до Кригсмарине и во время Второй мировой войны. Названный в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица , архитектора Kaiserliche Marine (Императорского флота), корабль был заложен на верфи Kriegsmarinewerft в Вильгельмсхафене в ноябре 1936 года, а его корпус был спущен на воду два с половиной года спустя. Работы завершились в феврале 1941 года, когда он был принят в состав немецкого флота. Как и его однотипный корабль «Бисмарк» , «Тирпиц» был вооружен главной батареей из восьми 38-сантиметровых (15 дюймов) орудий в четырех спаренных башнях . После ряда модификаций военного времени он стал на 2000 тонн тяжелее «Бисмарка» , что сделало его самым тяжелым линкором, когда-либо построенным европейским флотом. [3]

После завершения ходовых испытаний в начале 1941 года «Тирпиц» некоторое время служил центральным элементом Балтийского флота, который должен был предотвратить возможную попытку прорыва советского Балтийского флота . В начале 1942 года корабль отправился в Норвегию, чтобы служить сдерживающим фактором против вторжения союзников. Находясь в Норвегии, «Тирпиц» также предназначался для перехвата конвоев союзников, направлявшихся в Советский Союз , и в 1942 году были предприняты две такие попытки. Это была единственная возможная роль для него, поскольку рейд на Сен-Назер проводил операции против Атлантического океана. Полосы для конвоев слишком рискованны. «Тирпиц» действовал как флот , вынуждая британский Королевский флот сохранять значительные военно-морские силы в этом районе для сдерживания линкора. [4]

В сентябре 1943 года «Тирпиц» вместе с линкором «Шарнхорст» обстреливал позиции союзников на Шпицбергене , единственный раз, когда корабль использовал свою главную батарею в наступательной роли. Вскоре после этого корабль был поврежден в результате атаки британских мини-подводных лодок и впоследствии подвергся серии масштабных воздушных налетов. 12 ноября 1944 года британские бомбардировщики «Ланкастер» , оснащенные бомбами «Толлбой» массой 12 000 фунтов (5 400 кг) , нанесли два прямых попадания и близкое попадание, в результате чего корабль быстро перевернулся . Палубный пожар перекинулся на магазин боекомплекта одной из башен ГК, что вызвало сильный взрыв. Цифры числа погибших в результате нападения варьируются от 950 до 1204 человек. Между 1948 и 1957 годами затонувший корабль был разобран в ходе совместной норвежско-германской спасательной операции.

Два «Бисмарк класса линкора » были спроектированы в середине 1930-х годов немецкой Кригсмарине в качестве противодействия французской военно-морской экспансии, в частности, два «Ришелье линкора класса », строительство которых Франция начала в 1935 году. Заложены после подписания англо-германского военно-морского соглашения. В 1935 году «Тирпиц» и ее сестра «Бисмарк» номинально находились в пределах лимита в 35 000 длинных тонн (36 000 тонн ), установленного режимом Вашингтона , который регулировал строительство линкоров в межвоенный период . Корабли тайно значительно превысили эту цифру, хотя еще до того, как какое-либо судно было построено, система международных договоров развалилась после выхода Японии в 1937 году, что позволило подписавшим сторонам ссылаться на «положение об эскалаторе», которое разрешало водоизмещение до 45 000 длинных тонн ( 46 000 т). [5]

Опознавательный рисунок, подготовленный ВМС США.

Тирпица Водоизмещение 42 900 т (42 200 длинных тонн) в построенном состоянии и 52 600 т (51 800 длинных тонн) в полной загрузке , при длине 251 м (823 фута 6 дюймов), ширине 36 м (118 футов 1 дюйм) и максимальной осадке . 10,60 м (34 фута 9 дюймов). [с] Ее стандартный экипаж насчитывал 103 офицера и 1962 рядовых; во время войны эта цифра была увеличена до 108 офицеров и 2500 солдат. Он был оснащен тремя Brown, Boveri & Cie с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение винтовой винт , а пар вырабатывался двенадцатью перегретыми водотрубными котлами Wagner, работающими на жидком топливе . Ее силовая установка развивала в общей сложности 163 023 л.с. (160 793 л.с. , 119 903 кВт ) и обеспечивала максимальную скорость 30,8 узла (57,0 км / ч; 35,4 миль в час) на скоростных испытаниях. [7]

Он был вооружен восемью 38-см орудиями SK C/34 L/52, расположенными в четырех спаренных орудийных башнях : две сверхмощные носовые — «Антон» и «Бруно» — и две кормовые — «Цезарь» и «Дора». [д] Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати орудий калибра 15 см L/55 , шестнадцати орудий калибра 10,5 см L/65 и шестнадцати орудий калибра 3,7 см (1,5 дюйма) L/83 и первоначально двенадцати калибра 2 см (0,79 дюйма) C/30 зенитных орудий . Количество 2-см орудий в конечном итоге было увеличено до 58. После 1942 года восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) были установлены в двух счетверенных установках, по одной на каждом борту корабля. [1]

В заводской комплектации «Тирпиц» был оснащен поисковыми радарами модели 23. [Это] установлены на переднем, переднем и заднем дальномерах. Позже они были заменены радарами модели 27, а затем модели 26, которые имели антенную решетку большего размера. Радар модели 30, известный как Hohentwiel , был установлен в 1944 году на ее стеньге, а радар управления огнем модели 213 Würzburg был добавлен на ее кормовые зенитные дальномеры диаметром 10,5 см (4,1 дюйма). [10]

корабля Главный пояс имел толщину 320 мм (13 дюймов) и был прикрыт парой верхней и главной бронепалубы толщиной 50 мм (2 дюйма) и от 100 до 120 мм (от 3,9 до 4,7 дюйма) соответственно. Башни диаметром 38 см были защищены гранями толщиной 360 мм (14 дюймов) и бортами толщиной 220 мм (8,7 дюйма). [2]

История обслуживания

[ редактировать ]
Тирпиц скатывается по стапелю при спуске на воду

«Тирпиц» был заказан как «Эрзац Шлезвиг-Гольштейн» в качестве замены старому додредноуту «Шлезвиг-Гольштейн » под контрактным названием «G». [2] в верфь Kriegsmarinewerft Вильгельмсхафене , где 20 октября 1936 года была заложена киль. Контракт получила [11] Корпус спущен на воду 1 апреля 1939 года; во время тщательно продуманной церемонии корабль окрестила Ильза фон Хассель, дочь адмирала Альфреда фон Тирпица , тезки корабля. [12] Адольф фон Трота , бывший адмирал Императорского германского флота , выступил на спуске корабля на воду, на котором присутствовал также Адольф Гитлер . [13] К февралю 1941 года отделочные работы были завершены. [12] Британские бомбардировщики неоднократно атаковали гавань, в которой строился корабль; Ни одна бомба не поразила Тирпиц , но атаки замедлили строительные работы. [14] «Тирпиц» был принят в состав флота 25 февраля для ходовых испытаний . [1] которые проводились в Прибалтике. [12]

После ходовых испытаний «Тирпиц» находился в Киле и проходил интенсивную подготовку на Балтике. Пока корабль находился в Киле, Германия вторглась в Советский Союз . Для предотвращения прорыва советского флота, базировавшегося в Ленинграде , был создан временный Балтийский флот . «Тирпиц» на короткое время стал флагманом эскадры, состоявшей из тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» , легких крейсеров «Кельн» , «Нюрнберг» , «Лейпциг» и «Эмден» нескольких эсминцев и двух флотилий тральщиков , . [14] Балтийский флот под командованием вице-адмирала Отто Цилиакса . [13] патрулировал у Аландских островов с 23 по 26 сентября 1941 года, после чего подразделение было расформировано, а Тирпиц возобновил тренировки. [15] В период обучения Тирпиц испытывала свои основные и вспомогательные орудия на старом додредноутном линкоре «Гессен» , [16] который был переоборудован в радиоуправляемый корабль-мишень . [17] Британские Королевские ВВС (RAF) продолжали совершать безуспешные бомбардировки Тирпица , пока он находился в Киле. [18]

Развертывание в Норвегии

[ редактировать ]
Тирпиц замаскировался в Феттен-фьорде в Норвегии.

Гранд-адмирал Эрих Редер , командующий Кригсмарине , предложил 13 ноября 1941 года «Тирпиц» перебросить в Норвегию. Корабль сможет атаковать конвои, направляющиеся в Советский Союз, и действовать как флот, связывая британские военно-морские силы и сдерживая вторжение союзников в Норвегию. Гитлер, запретивший выход в Атлантику после потери «Бисмарка» , согласился на это предложение. Корабль был принят в док для доработки для развертывания. Зенитную батарею корабля усилили, а 10,5-см орудия, находившиеся на надстройке рядом с катапультой , вынесли за борт для увеличения зоны обстрела. Во время ремонта также были установлены две счетверенные торпедные аппараты диаметром 53,3 см. [19] Командир корабля капитан в море (KzS–Captain at Sea) Карл Топп , [20] 10 января 1942 года объявил корабль готовым к боевым действиям. [18] На следующий день Тирпиц отправился в Вильгельмсхафен, что было сделано с целью скрыть ее истинное место назначения. [19]

Корабль вышел из Вильгельмсхафена в 23:00 14 января и направился в Тронхейм . [19] Британская военная разведка, которая была способна расшифровать сообщения «Энигмы» , отправленные немецким флотом, обнаружила отбытие судна, но плохая погода в Британии помешала действиям британских ВВС. [21] Адмирал Джон Тови , главнокомандующий британским флотом метрополии , не был уведомлен о деятельности «Тирпица » до 17 января, то есть намного позже того, как корабль прибыл в Норвегию. [22] 16 января британская воздушная разведка обнаружила корабль в Тронхейме. Затем Тирпиц двинулся в Феттен-фьорд , к северо-востоку от Тронхейма. [23] Движение носило кодовое название «Операция Полярнахт» («Полярная ночь»); линкор сопровождали эсминцы Z4 Richard Beitzen , Z5 Paul Jakobi , Z8 Bruno Heinemann и Z29 . В рейсе [24] Норвежское движение сопротивления передало это место в Лондон. [25] Она была пришвартована рядом со скалой, защищавшей корабль от атак с юго-запада. Экипаж корабля срубил деревья и разместил их на борту «Тирпица» , чтобы замаскировать его. [23] Экипаж также часто скрывал весь корабль от воздушной разведки и атак внутри облака искусственного тумана, созданного с помощью воды и хлорсерной кислоты . [26] [27] Вокруг фьорда были установлены дополнительные зенитные батареи, а также противоторпедные сети и тяжелые боны у входа на якорную стоянку. [28] Тирпиц был известен как «Одинокая королева Севера», потому что ее так редко использовали в боевых действиях. [29] и жизнь ее экипажа была очень однообразной. Частая нехватка топлива ограничивала обучение, и линкор и его эскорт оставались пришвартованными за защитной сетью. Экипаж в основном занимался обслуживанием корабля и постоянным обеспечением противовоздушной обороны. Были организованы спортивные мероприятия, чтобы экипаж был занят и был в хорошей физической форме. [30]

Операции против конвоев союзников

[ редактировать ]

Несколько факторов препятствовали «Тирпица » свободе действий в Норвегии. Наиболее острыми были нехватка топлива и отход немецких эсминцев для поддержки операции «Цербер» , движение линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» через Ла-Манш . Это привело к тому, что запланированное нападение на исходящий конвой PQ 8 в конце января было прекращено. [31] Запланированная в конце января британская воздушная атака четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков была сорвана из-за плохой погоды над целью, из-за которой самолеты не смогли обнаружить корабль. [32] В начале февраля Тирпиц принял участие в дезинформации, отвлекавшей британцев в преддверии операции «Цербер». В их число входили выход из фьорда и появление подготовки к вылазке в Северное море . [33] Позже в том же месяце корабль был усилен тяжелыми крейсерами «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген» , а также несколькими эсминцами. «Принц Ойген» был торпедирован британской подводной лодкой у входа в Феттен-фьорд и временно выведен из строя. [34]

Тирпиц на ходу, вероятно, 1941 г.

В марте 1942 года «Тирпиц» и «Адмирал Шеер» вместе с эсминцами Z14 Friedrich Ihn , Z5 Paul Jakobi , Z7 Hermann Schoemann и Z25 и парой торпедных катеров [24] предназначались для атаки на направляющийся домой конвой QP 8 и отправляющийся на исходящий конвой PQ 12 в рамках Unternehmen Sportpalast (Операция Дворец спорта). [31] [35] Адмирал Шеер , [31] с расчетной скоростью 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час), [36] был слишком медленным, чтобы действовать с «Тирпицем» , и его оставили в порту, [31] как и эсминец Пауль Якоби . Два миноносца также были выведены из операции. [24] 5 марта самолет-разведчик Люфтваффе заметил PQ 12 возле острова Ян-Майен ; разведке не удалось заметить ни линкор HMS Duke of York , ни линейный крейсер HMS Renown , сопровождавшие конвой вместе с четырьмя эсминцами. [31]

Неизвестный немцам адмирал Тови оказывал конвоям дистанционную поддержку с помощью линкора HMS King George V , авианосца HMS Victorious , тяжелого крейсера HMS Berwick и шести эсминцев. Перехваты «Энигмы» снова предупредили британцев об Тирпица атаке , что позволило им изменить маршрут конвоев. попытался преследовать Тирпиц . Адмирал Тови 9 марта [31] но адмирал Отто Цилиакс, командир немецкой эскадры, решил вернуться в порт накануне вечером. Воздушная атака была начата рано утром 9-го числа; двенадцать Fairey Albacore торпедоносцев атаковали корабль тремя группами, и Тирпиц успешно уклонился от торпед. В результате нападения были ранены только трое мужчин. [37] Тирпица » сбили два британских самолета. Зенитчики « [38] После завершения атаки Тирпиц направился к Вестфьорду , а оттуда в Тронхейм, прибыв вечером 13 марта. [39] 30 марта тридцать три бомбардировщика «Галифакс» атаковали корабль; они не попали ни разу, пять самолетов были сбиты. [40] В конце апреля ВВС нанесли пару безуспешных ударов. тридцать один Галифакс и двенадцать Ланкастеров В ночь с 27 на 28 апреля атаковали ; пять бомбардировщиков были сбиты. Следующей ночью состоялся еще один рейд, в котором приняли участие двадцать три Галифакса и одиннадцать Ланкастеров. Два бомбардировщика были сбиты немецкими средствами ПВО. [41]

В результате действий «Тирпица» и сопровождающих его эсминцев в марте было израсходовано 8230 тонн (8100 длинных тонн) мазута , что значительно сократило доступный запас топлива. Немцам потребовалось три месяца, чтобы пополнить запасы топлива, израсходованные при попытке перехватить два конвоя союзников. Конвой PQ 17 , вышедший 27 июня из Исландии в Советский Союз, стал следующим конвоем, на который нацелился Тирпиц и остальная часть немецкого флота, дислоцированного в Норвегии. [39] во время операции Rösselsprung ( Операция «Ход коня» ). [42] Конвой сопровождали линкоры Duke of York и USS Washington , а также авианосец Victorious . [39] «Тирпиц» , «Адмирал Хиппер » и шесть эсминцев вылетели из Тронхейма, а вторая оперативная группа, состоящая из Лютцова , «Адмирала Шеера » и шести эсминцев, действовала из Нарвика и Богенфьорда. [43] По пути к месту встречи Лютцов и три эсминца наткнулись на неизведанные скалы и были вынуждены вернуться в порт. Вскоре после того, как «Тирпиц» покинул Норвегию, советская подводная лодка К-21 выпустила по кораблю две или четыре торпеды, но все они промахнулись. [44] [45] Советы заявили о двух попаданиях в линкор. [46] Тем временем шведская разведка сообщила об отбытии немцев британскому Адмиралтейству , которое приказало конвою рассредоточиться. Поняв, что они были обнаружены, немцы прервали операцию и передали атаку подводным лодкам и Люфтваффе. Разрозненные суда уже не могли быть защищены конвоем, и немцы потопили 21 из 34 изолированных транспортов. Тирпиц вернулся в Альтафьорд через Лофотенские острова . [44]

Тирпиц в сопровождении нескольких эсминцев, идущий в Боген-фьорде в октябре 1942 года.

Вслед за Рёссельспрунгом немцы перебросили Тирпиц в Богенфьорд возле Нарвика. К этому времени кораблю требовался капитальный ремонт. Гитлер запретил кораблю опасно возвращаться в Германию, поэтому капитальный ремонт был проведен в Тронхейме. 23 октября корабль покинул Боген-фьорд и вернулся в Феттен-фьорд недалеко от Тронхейма. Оборона якорной стоянки была дополнительно усилена; Были установлены дополнительные зенитные орудия, а вокруг судна уложены двойные противоторпедные сети. Ремонт проводился ограниченными этапами, поэтому «Тирпиц» оставался частично в рабочем состоянии на протяжении большей части капитального ремонта. для Вокруг кормы был построен кессон замены рулей корабля. [44] В процессе ремонта британцы попытались атаковать линкор двумя «Колесница» человеко-торпедами , но прежде чем они смогли быть запущены, бурное море заставило их оторваться от буксировавшего их рыболовного судна. [47] К 28 декабря капитальный ремонт был завершен, и «Тирпиц» приступил к ходовым испытаниям. Она провела артиллерийские испытания 4 января 1943 года в Тронхейм-фьорде . [48] 21 февраля Топп был произведен в контр-адмиралы и заменен капитаном Гансом Мейером ; пять дней спустя линкору «Шарнхорст» было приказано усилить флот в Норвегии. вице-адмиралу Оскару Кумметцу . Командование военными кораблями, дислоцированными в Норвегии, было поручено [49]

К тому времени, когда «Шарнхорст» прибыл в Норвегию в марте 1943 года, конвои союзников в Советский Союз временно прекратились. Чтобы дать кораблям возможность работать вместе, адмирал Карл Дёниц , сменивший Редера после битвы в Баренцевом море 31 декабря 1942 года, приказал атаковать Шпицберген , где располагалась британская метеостанция и база дозаправки. [48] Шпицберген защищал гарнизон из 152 человек норвежских вооруженных сил в изгнании . [50] Два линкора в сопровождении десяти эсминцев вышли из порта 6 сентября; В качестве военной хитрости Тирпиц на следующий день поднял белый флаг на подходе к острову. [51] Во время бомбардировки «Тирпиц» выпустил 52 снаряда главного калибра и 82 снаряда из 15-сантиметровых вспомогательных снарядов. [52] Это был первый и единственный раз, когда корабль обстрелял главную батарею противника по надводной цели. [48] Десантный отряд уничтожил береговые сооружения и взял в плен 74 человека. [50] [53] К 11:00 линкоры уничтожили свои цели и направились обратно в свои норвежские порты. [48]

Британские атаки на Тирпиц

[ редактировать ]

Источник операции

[ редактировать ]
Тирпиц в Уфот-фьорде / Боген-фьорд

Британцы были полны решимости нейтрализовать Тирпиц и устранить угрозу, которую он представлял для арктических конвоев союзников . После неоднократных безрезультатных бомбардировок и неудачной торпедной атаки в октябре 1942 года британцы обратились к недавно разработанным X Craft сверхмалым подводным лодкам . [48] Запланированная атака, операция «Источник» , включала атаки на Тирпиц , Шарнхорст и Лютцов . [54] X Craft буксировались большими подводными лодками к месту назначения, где они могли проскользнуть под противоторпедные сети и сбросить по две мощные двухтонные мины на морское дно под целью . Для операции, запланированной на 20–25 сентября 1943 года, было задействовано десять судов. Только восемь из них достигли Кофьорда в Норвегии для атаки, которая началась рано утром 22 сентября. [48] Три корабля, X5 , X6 и X7 , успешно прорвали Тирпица оборону , два из которых — X6 и X7 — сумели поставить мины. X5 был обнаружен в 200 м (660 футов) от сетей и потоплен сочетанием артиллерийского огня и глубинных бомб. [55]

Мины серьезно повредили корабль. Первый взорвался рядом с башней «Цезарь», а второй взорвался на расстоянии 45–55 м (148–180 футов) от левого носа. [56] Был разорван топливный бак, разорвана обшивка корпуса, образовалась большая вмятина в днище корабля, прогнулись переборки в двойном дне . Около 1430 т (1410 длинных тонн) воды затопило корабль в топливных баках и пустотах двойного дна левого борта, что вызвало крен на один-два градуса, который компенсировался встречным затоплением по правому борту. В результате наводнения были повреждены все турбогенераторы в генераторном зале № 2, и все, кроме одного генератора в генераторном зале № 1, были выведены из строя из-за обрыва паропроводов или оборванных силовых кабелей. Башня Дора слетела с подшипников и не могла вращаться; это было особенно важно, поскольку в Норвегии не было кранов-тяжеловозов, достаточно мощных, чтобы поднять башню и поставить ее обратно на опоры. [57] Два гидросамолета корабля Arado Ar 196 были полностью уничтожены. Ремонт проводило ремонтное судно «Ноймарк» ; историки Уильям Гарцке и Роберт Дулин отметили, что успешный ремонт был «одним из самых заметных достижений военно-морской техники во время Второй мировой войны». [58] Ремонт продолжался до 2 апреля 1944 года; Полноскоростные испытания были запланированы на следующий день в Альтафьорде. [59]

Операция Вольфрам

[ редактировать ]
Тирпиц подвергся атаке британских авианосцев 3 апреля 1944 года в ходе операции «Вольфрам».

Британцам было известно, что Ноймарк и ремонтные бригады ушли в марте, что давало понять, что Тирпиц почти готов к работе. [59] Крупный воздушный удар — операция «Вольфрам» — с участием авианосцев «Победитель» и «Форсаж» , а также эскортных авианосцев «Император» , «Фенсер» , «Преследователь» и «Искатель» . [60] был назначен на 4 апреля 1944 года, но перенесен на день раньше, когда расшифровка Enigma показала, что Тирпиц должен был отправиться в 05:29 3 апреля для ходовых испытаний. [59] Атака состояла из 40 пикирующих бомбардировщиков «Барракуда» , несущих 500-фунтовые (230 кг), 600-фунтовые (270 кг) и 1600-фунтовые (730 кг) бронебойные бомбы, а также 40 истребителей сопровождения двумя волнами, нанесших пятнадцать прямых попаданий и два промаха. [60] [61] Самолет достиг внезапности, и в первой волне был потерян только один; , потребовалось двенадцать-четырнадцать минут Тирпица « » Чтобы полностью укомплектовать все зенитные батареи . Первая волна ударила в 05:29, когда буксиры готовились помочь кораблю отшвартоваться. Вторая волна достигла цели через час, вскоре после 06:30. Несмотря на бдительность немецких зенитчиков, был сбит только один бомбардировщик. [62]

Удары авиации не пробили основную броню, но тем не менее нанесли значительные повреждения надстройке корабля и привели к серьезным человеческим жертвам. Уильям Гарцке и Роберт Дулин сообщают, что в результате нападения 122 человека погибли и еще 316 получили ранения. [62] в то время как Хильдебранд, Рёр и Штайнмец сообщают о 132 погибших и 270 раненых, включая командира корабля KzS Ганса Мейера. [63] Две из 15-см башен были разрушены бомбами, оба гидросамолета Ar 196 были уничтожены. Несколько попаданий бомб вызвали серьезные пожары на борту корабля. В результате сотрясения вывел из строя турбинный двигатель правого борта, а соленая вода, использованная для тушения пожара, достигла котлов и загрязнила питательную воду. Около 2000 т (2000 длинных тонн) воды затопило корабль, в основном через две дыры в боковой обшивке, образовавшиеся в результате попадания осколков снаряда. Вода, использованная для тушения пожаров, также способствовала наводнению. [64] Дёниц приказал отремонтировать корабль, независимо от стоимости, несмотря на то, что он понимал, что Тирпиц больше не может использоваться в надводных боях из-за недостаточной поддержки истребителей. Ремонтные работы начались в начале мая; Эсминцы в течение трех дней переправляли важное оборудование и рабочих из Киля в Альтафьорд. Ко 2 июня корабль снова смог двигаться своим ходом, а к концу месяца стали возможны артиллерийские испытания. В ходе ремонта 15-см орудия были модифицированы для возможности их применения против самолетов, а также были поставлены специально взрыватели 38-см снарядов для заградительного зенитного огня. [65]

Планета операций, Браун, Коготь тигра, Талисман и Гудвуд

[ редактировать ]
Тирпиц пришвартовался в Каафьорде , виден в центре справа на фотографии британской аэроразведки, несмотря на искусственный дым, образовавшийся на берегу.

В течение следующих трех месяцев была запланирована серия ударов авианосцев, но плохая погода вынудила их отменить. Повторение операции «Вольфрам» под кодовым названием «Планета» было запланировано на 24 апреля. Операция «Браун», которую должны были провести 27 бомбардировщиков и 36 истребителей из состава «Победоносный и Форсаж» , должна была состояться 15 мая, а операция «Коготь тигра» была намечена на 28 мая. К «Грозным» и «Форсажу» присоединились «Неутомимые» для операции «Талисман» , которую в плохую погоду 17 июля провели 62 бомбардировщика и 30 истребителей. В конце августа погода улучшилась, что позволило провести серию атак Гудвуда . Операции Гудвуд I и II были начаты 22 августа; авианосные силы, состоящие из авианосцев Furious , Indefatigable и Formidable , а также эскортных авианосцев Nabob и Trumpeter, запустили в общей сложности 38 бомбардировщиков и 43 истребителя сопровождения между двумя рейдами. [60]

Атаки не причинили Тирпицу никакого ущерба , и три атакующих самолета были сбиты. [60] [65] Гудвуд III последовал за ним 24 августа, в его составе были только самолеты авианосцев. Сорок восемь бомбардировщиков и 29 истребителей атаковали корабль и нанесли два попадания, причинив незначительные повреждения. [60] Одна из них, 1600-фунтовая бомба, пробила верхнюю и нижнюю бронепалубы и остановилась в электрощитовой № 4. Взрыватель был поврежден, и бомба не взорвалась. Вторая бомба весом 500 фунтов (230 кг) взорвалась, причинив поверхностные повреждения. В результате атаки было сбито шесть самолетов. [66] [67] Гудвуд IV последовал за ним 29 августа с 34 бомбардировщиками и 25 истребителями из состава «Грозный» и «Неутомимый» . Сильный туман не позволил забить ни одного попадания. [60] Артиллеристы « Тирпица » сбили один «Светлячок» и «Корсар» . Линкор израсходовал 54 снаряда из главных орудий, 161 выстрел из 15-см орудий и до 20 процентов боекомплекта легких зенитных установок. [68]

Операции Параван и Обвиат

[ редактировать ]
Черно-белая аэрофотоснимок, на котором виден водоем с большим военным кораблем у берега.
Центр Тирпица оставил свой последний причал у острова Хокойя в ноябре 1944 года.

Неэффективность подавляющего большинства ударов, нанесенных авиацией флота в середине 1944 года, привела к тому, что задача по уничтожению «Тирпица » ВВС Великобритании была передана 5-й группе . ВВС Великобритании использовали бомбардировщики «Ланкастер» для перевозки 6-тонных (5,4 т) бомб «Толлбой» , пробивавших тяжелую броню корабля. [69] Первая атака, операция «Паравейн» , произошла 15 сентября 1944 года; Действуя с передовой базы в Ягоднике в России, 23 «Ланкастера» (17 каждый нес один Tallboy и шесть каждый с двенадцатью минами JW ) нанесли единственное попадание в носовую часть корабля. [60] «Толлбой» проник в корабль, вышел из-под киля и взорвался на дне фьорда. Носовая часть была затоплена от 800 до 1000 т (от 790 до 980 длинных тонн) воды, что привело к серьезному увеличению дифферента вперед. Корабль был признан немореходным, и его скорость была ограничена 8–10 узлами (от 15 до 19 км / ч; от 9,2 до 11,5 миль в час). Сотрясение мозга привело к серьезным повреждениям оборудования системы управления огнем. Повреждения побудили военно-морское командование отремонтировать корабль и использовать его только в качестве плавучей артиллерийской батареи. По оценкам, ремонтные работы займут девять месяцев, но заделка дыр может быть произведена в течение нескольких недель, что позволит Тирпиц переместить дальше на юг, в Тромсё . 15 октября корабль совершил путешествие длиной 200 миль (370 км; 230 миль) в Тромсё своим ходом, это последнее путешествие в ее карьере. [70]

Королевские ВВС предприняли вторую попытку 29 октября, после того как корабль был пришвартован у острова Хокойя недалеко от Тромсё. Тридцать два Ланкастера атаковали корабль вместе с Толлбоями во время операции «Обвиат» . [60] Как и во время операции «Паравейн», 9-я и 617-я эскадрильи провели атаку вместе, в результате чего произошел только один промах. [70] частично из-за плохой погоды над целью. [71] Подводный взрыв повредил левый руль направления и вал и вызвал затопление. 38-см осколочные снаряды « Тирпица » оказались неэффективными в борьбе с бомбардировщиками высокого уровня; один самолет был поврежден наземными зенитными орудиями. [70] После нападения стоянка корабля была значительно улучшена. Под кораблем и вокруг него была построена большая песчаная отмель, чтобы предотвратить его опрокидывание, и установлены противоторпедные сети. «Тирпиц» сохранил крен влево на один градус из-за предыдущих повреждений, и это не было исправлено контрзатоплением, чтобы сохранить как можно больший запас плавучести. Корабль также был подготовлен к роли плавучей артиллерийской платформы: топливо было ограничено количеством, необходимым для питания турбогенераторов, а экипаж сократился до 1600 офицеров и рядовых. [72]

Операция Катехизис

[ редактировать ]
Продолжительность: 7 минут 29 секунд. Доступны субтитры.
Универсальная кинохроника о нападении на Тирпиц

Операция «Катехизис» — последняя британская атака на Тирпиц — состоялась 12 ноября 1944 года. [60] Корабль снова применил свои 38-см орудия против бомбардировщиков, подошедших к линкору в 09:35; Главные орудия «Тирпица » заставили бомбардировщики на время рассредоточиться, но не смогли остановить атаку. [73] Отряд из 32 «Ланкастеров» из 9-й и 617-й эскадрилий сбросил на корабль 29 «Толлбоев», нанеся два прямых попадания и одно почти промахнувшееся. [60] Несколько других бомб упали внутри противоторпедной сетки и вызвали значительные воронки на морском дне; это удалило большую часть песчаной отмели, построенной для предотвращения опрокидывания корабля. Одна бомба пробила палубу корабля между башнями «Антон» и «Бруно», но не взорвалась. Второе попадание в мидель корабля между катапультой самолета и трубой привело к серьезным повреждениям. В борту и днище корабля образовалась очень большая дыра; весь участок поясной брони в районе места попадания бомбы был полностью разрушен. Третья бомба могла попасть в левый борт башни «Цезарь». [73]

Удар в миделе корабля вызвал сильное затопление и быстро увеличил крен портов до 15–20 градусов. Через десять минут крен увеличился до 30–40 градусов, и капитан отдал приказ покинуть корабль. К 09:50 крен увеличился до 60 градусов; ситуация, похоже, временно стабилизировалась. Восемь минут спустя мощный взрыв потряс башню Цезаря. Крыша башни и часть вращающейся конструкции были подброшены на высоту 25 м (82 фута) в группу людей, плывущих к берегу, и раздавили их. «Тирпиц» быстро перевернулся и похоронил свою надстройку на морском дне. [74] После нападения 82 человека, оказавшихся в перевернутом корпусе, были спасены, прорезав обнаженное днище. [60] Цифры числа погибших варьируются от примерно 950 до 1204 человек. [ф] Около 200 выживших после затопления были переведены на тяжелый крейсер «Лютцов» в январе 1945 года. [77]

Тирпиц перевернулся

После ее поражения действия Люфтваффе при защите Тирпица подверглись резкой критике. Майора Генриха Эрлера , командира III./ Jagdgeschwader 5 (3-го крыла 5-й истребительной группы), обвинили в неспособности Люфтваффе перехватить британские бомбардировщики. Его предстали перед военным трибуналом в Осло и угрожали смертной казнью. Были представлены доказательства того, что его подразделение не смогло помочь Кригсмарине, когда его об этом просили. Его приговорили к трем годам тюремного заключения, но через месяц освободили, понизили в должности и перевели в истребительную эскадрилью Me 262 в Германии. [78] Эрлер был реабилитирован в результате дальнейшего расследования, которое пришло к выводу, что причиной фиаско стала плохая связь между Кригсмарине и Люфтваффе; [79] экипажи не были проинформированы о том, что Тирпиц был переброшен из Хакёйи за две недели до атаки. [80] Обломки «Тирпица» оставались на месте до тех пор, пока после войны совместная немецко-норвежская компания не начала спасательные работы. Работа продолжалась с 1948 по 1957 год; [1] фрагменты корабля были проданы норвежской компанией. [20] Людовик Кеннеди написал в своей истории судна, что она «прожила жизнь инвалида и умерла смертью калеки». [81]

  1. Экипаж может быть увеличен до 108 офицеров и 2500 рядовых. [1]
  2. ^ Тирпица Осадка при полной загрузке составляла 10,60 метра (34 фута 9 дюймов). [2]
  3. По данным военно-морских историков Герхарда Купа и Клауса-Петера Шмолке, «Тирпиц» водоизмещением 53 500 тонн (52 700 длинных тонн) при полной загрузке в 1944 году. [6]
  4. ^ SK означает Schiffskanone (корабельное орудие), C/34 означает Constructionjahr (год постройки) 1934, а L/52 обозначает длину орудия в калибрах , что означает, что длина орудия в 52 раза превышает его внутренний диаметр. . [8]
  5. ^ Назван FuMO от Funkmessortungsgerät (Радиопеленгационное устройство). [9]
  6. Джон Свитман утверждает, что 1000 из 1900 экипажа были убиты. [75] в то время как Никлас Зеттерлинг и Майкл Тамеландер оценили около 1000 смертей. [76] Зигфрид Брейер и Эрих Грёнер сходятся во мнении о 1204 смертях, [1] [60] а Гордон Уильямсон сообщает, что число погибших составляет 971 человек. [20] Уильям Гарцке и Роберт Дулин оценивают число смертей в «около 950». [74]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Это Гренер , с. 35.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Гренер , с. 33.
  3. ^ Гарцке и Дулин , с. 203.
  4. ^ Кемп , с. 153.
  5. ^ Гарцке и Дулин , стр. 203–208.
  6. ^ Куп и Шмолке , с. 18.
  7. ^ Грёнер , стр. 33, 35.
  8. ^ Кэмпбелл , с. 219.
  9. ^ Уильямсон , с. 42.
  10. ^ Уильямсон , с. 43.
  11. ^ Сиехе , с. 44.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон , с. 35.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд Рёр и Штайнмец , с. 239.
  14. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 247.
  15. ^ Гарцке и Дулин , стр. 247–248.
  16. ^ Свитман , с. 11.
  17. ^ Грёнер , с. 20.
  18. ^ Перейти обратно: а б Свитман , с. 12.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин , с. 248.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон , с. 40.
  21. ^ Свитман , с. 16.
  22. ^ Свитман , с. 17.
  23. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 248–250.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Хильдебранд Рёр и Штайнмец , с. 240.
  25. ^ Оттосен , стр. 39–41.
  26. ^ Хартл и др .
  27. ^ Амос, Джонатан (11 апреля 2018 г.). «Нацистское наследие найдено в норвежских деревьях» . Архивировано из оригинала 20 июля 2023 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
  28. ^ Свитман , с. 19.
  29. ^ Уинстон, Джордж, (1 мая 2018 г.) « Последствия одинокой королевы, которые все еще можно увидеть среди деревьев Норвегии. Архивировано 3 октября 2023 года в Wayback Machine », War History Online; по состоянию на 01.04.2020.
  30. ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 207.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Гарцке и Дулин , с. 250.
  32. ^ Свитман , стр. 23–24.
  33. ^ Свитман , стр. 24–25.
  34. ^ Свитман , стр. 25–26.
  35. ^ Свитман , с. 27.
  36. ^ Грёнер , с. 60.
  37. ^ Гарцке и Дулин , стр. 250–251.
  38. ^ Ровер , с. 149.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин , с. 253.
  40. ^ Ровер , с. 156.
  41. ^ Ровер , с. 162.
  42. ^ Свитман , с. 54.
  43. ^ Гарцке и Дулин , стр. 253–255.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин , с. 255.
  45. ^ Полмар и Нут , стр. 115–116.
  46. ^ Блэр , с. 644.
  47. ^ Бишоп , стр. 165–172.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Гарцке и Дулин , с. 258.
  49. ^ Свитман , стр. 73–74.
  50. ^ Перейти обратно: а б Торкильдсен , стр. 221.
  51. ^ Свитман , с. 76.
  52. ^ Свитман , с. 77.
  53. ^ Свитман , стр. 76–77.
  54. ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 195–196.
  55. ^ Гарцке и Дулин , стр. 258–259.
  56. ^ Гарцке и Дулин , с. 259.
  57. ^ Гарцке и Дулин , стр. 259–261.
  58. ^ Гарцке и Дулин , с. 262.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин , с. 264.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л Брейер , с. 26.
  61. ^ Браун 2009 , стр. 25, 27.
  62. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 265.
  63. ^ Хильдебранд Рёр и Штайнмец , с. 243.
  64. ^ Гарцке и Дулин , стр. 265–267.
  65. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 267.
  66. ^ Гарцке и Дулин , стр. 267–268.
  67. ^ Браун 2009 , с. 28.
  68. ^ Браун 1977 , с. 39.
  69. ^ Свитман , стр. 132–139.
  70. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин , с. 268.
  71. ^ Свитман , с. 193.
  72. ^ Гарцке и Дулин , с. 270.
  73. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 272.
  74. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 273.
  75. ^ Свитман , с. 248.
  76. ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 327.
  77. ^ Прагер , с. 287.
  78. ^ Морган и Уил , с. 60.
  79. ^ Шук , с. 177.
  80. ^ Хафстен , с. 221.
  81. ^ Ван дер Ват , с. 508.

Рекомендации

[ редактировать ]
  • Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . ХарперПресс. ISBN  978-0-00-731924-4 .
  • Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война . Том. 1: Охотники, 1939–1942. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  978-0-304-35260-9 .
  • Брейер, Зигфрид (1989). Линкор «Тирпиц» . Западный Честер: паб Schiffer. ISBN  978-0-88740-184-8 .
  • Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавающая крепость . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-85368-341-4 .
  • Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-108-2 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-87021-459-2 .
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хафстен, Бьёрн (1991). Flyalarm: Воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг . Осло: Сем и Стенерсен. ISBN  978-82-7046-058-8 .
  • Хартл, Клаудия; Контер, Оливер; Сент-Джордж, Скотт; Кирхефер, Андреас; Шольц, Денис; Эспер, январь. «Дендрохронология войны - деревья как свидетели атак Тирпица» (PDF) . http://copernicus.org . Европейский союз геонаук . Проверено 12 апреля 2018 г.
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли (Том 7) . Ратинген, Германия: Mundus Verlag. ISBN  978-3-8364-9743-5 .
  • Кемп, Пол (1998). Энциклопедия морской войны в конфликтах ХХ века . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  978-1-85409-221-2 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1998). Линкоры типа «Бисмарк»: «Бисмарк» и «Тирпиц», кульминация и финал строительства немецких линкоров . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-049-6 .
  • Морган, Хью и Уил, Джон (1998). Немецкие реактивные асы Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-85532-634-7 .
  • Оттосен, Кристиан (1983). Тета Тета: лист из истории сопротивления 1940–1945 гг . Осло: Университетское издательство. ISBN  978-82-00-06823-5 .
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-570-4 .
  • Прагер, Ханс Георг (2002). Линкор Германия, тяжелый крейсер «Лютцов»: судьба корабля на фоне своего времени (на немецком языке). Гамбург: Келер. ISBN  978-3-7822-0798-0 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Шак, Уолтер (2009). Люфтваффе Eagle – от Me 109 до Me 262 . Оттрингем: Публикации Хикоки. ISBN  978-1-902109-06-0 .
  • Сие, Эрвин (1987). «Германия 1922–1946». В Стертоне, Ян (ред.). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 28–49. ISBN  978-0-85177-448-0 .
  • Свитман, Джон (2004). Тирпиц: Охота на зверя . Глостершир: Sutton Publishing Limited. ISBN  978-0-7509-3755-9 .
  • Торкильдсен, Торбьёрн (1998). Шпицберген: наша самая северная Норвегия (на норвежском языке) (3-е изд.). Осло: Ашехог. ISBN  978-82-03-22224-5 .
  • Ван дер Ват, Дэн (1988). Атлантическая кампания . Эдинбург: Берлин. ISBN  978-1-84158-124-8 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-498-6 .
  • Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Хавертаун: Каземат. ISBN  978-1-935149-18-7 .

дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ноулз, Дэниел (2018). Тирпиц: жизнь и смерть последнего великого линкора Германии . Страуд: Fonthill Media. ISBN  978-1-78155-669-6 .
[ редактировать ]

 WikiMiniAtlas
69 ° 38'49 "N 18 ° 48'27" E  /  / 69,64694 ° N 18,80750 ° E / 69,64694; 18.80750

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9A6076947083167B1C43FB4CCB9910EF__1720251180
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/German_battleship_Tirpitz
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German battleship Tirpitz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)