Немецкий крейсер «Принц Ойген»
![]() В роли военного корабля США «Принц Ойген» перед испытаниями атомной бомбы на атолле Бикини. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Принц Евгений |
Тезка | Принц Евгений Савойский |
Строитель | Германияверфт |
Заложен | 23 апреля 1936 г. |
Запущен | 22 августа 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 августа 1940 г. |
Выведен из эксплуатации | 7 мая 1945 г. |
Судьба | Сдан 8 мая 1945 г., передан ВМС США. |
![]() | |
Имя | Военный корабль США « Принц Ойген» |
Приобретенный | 13 декабря 1945 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 января 1946 г. |
Выведен из эксплуатации | 29 августа 1946 г. |
Идентификация | Бортовой номер : IX-300. |
Судьба | Отбуксирован на атолл Кваджалейн после в рамках операции «Перекресток» испытаний ядерного оружия ; перевернулся 22 декабря 1946 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Адмирал Хиппер» типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 212,5 м (697 футов 2 дюйма) в целом |
Луч | 21,7 м (71 фут 2 дюйма) |
Черновик | Полная нагрузка: 7,2 м (24 фута) |
Установленная мощность | 132 000 л.с. (98 000 кВт ) |
Движение | |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 3 Плуг Ар 196 |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
Примечания | Цифры приведены для корабля в том виде, в котором он построен. |
Принц Евгений ( англ. Немецкое произношение: [ˈpʁɪnts ɔʏˈɡeːn] ) — «Адмирал Хиппер» класса тяжёлый крейсер , третий из пяти кораблей класса. она служила в нацистской Германии Кригсмарине Во время Второй мировой войны . Корабль был заложен в апреле 1936 года, спущен на воду в августе 1938 года и вступил в строй после начала войны, в августе 1940 года. Он был назван в честь принца Евгения Савойского XVIII века , выдающегося генерала на службе Священной Римской империи. . Он был вооружен главной батареей из восьми орудий калибра 20,3 см (8 дюймов) и, хотя номинально не превышал предела в 10 000 длинных тонн (10 160 т), установленного англо-германским военно-морским соглашением , фактически водоизмещение составляло более 16 000 длинных тонн (16 257 т). ).
«Принц Ойген» участвовал в боевых действиях во время операции «Рейнюбунг» — попытки прорыва в Атлантический океан на линкоре «Бисмарк» в мае 1941 года. Два корабля уничтожили британский линейный крейсер «Худ» и умеренно повредили линкор «Принц Уэльский» в битве в Датском проливе . «Принц Ойген» был отделен от «Бисмарка» во время операции по набегу на торговое судоходство союзников, но она была прервана из-за неисправности двигателя. После захода в оккупированную Францию и прохождения ремонта корабль участвовал в операции «Цербер» — смелом дневном броске через Ла-Манш обратно в Германию. В феврале 1942 года «Принц Ойген» был отправлен в Норвегию, хотя время его пребывания там было сокращено, когда он был торпедирован британской подводной лодкой «Трайдент» через несколько дней после прибытия в норвежские воды. Торпеда сильно повредила корму корабля, что потребовало ремонта в Германии.
Вернувшись в строй, корабль несколько месяцев обучал курсантов на Балтике, а затем служил артиллерийской поддержкой отступающей немецкой армии на Восточном фронте . После краха Германии в мае 1945 года он был сдан Британскому королевскому флоту , а затем передан ВМС США в качестве военного приза . После осмотра корабля в США ВМС США направили крейсер на ядерные испытания операции «Перекресток» на атолле Бикини . Пережив атомные взрывы, «Принц Ойген» был отбуксирован на атолл Кваджалейн , где в конечном итоге перевернулся и затонул в декабре 1946 года. Обломки корабля остаются частично видимыми над водой примерно в двух милях к северо-западу от армейского аэродрома Бухольц , на окраине Энубуджа . Один из ее гребных винтов был спасен и выставлен в Военно-морском мемориале Лабое в Германии.
Дизайн
[ редактировать ]Адмирал Хиппер» « класса Тяжелые крейсера были заказаны в контексте перевооружения военно-морского флота Германии после того, как нацистская партия пришла к власти в 1933 году и отказалась от положений Версальского договора о разоружении . В 1935 году Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение с Великобританией, которое обеспечило правовую основу для перевооружения немецкого военно-морского флота; В договоре указывалось, что Германия сможет построить пять » водоизмещением 10 000 длиннотонных (10 160 т « контрактных крейсеров ) . [1] « Адмиралы Хипперы » номинально находились в пределах лимита в 10 000 тонн, хотя и значительно превышали этот показатель. [2]
Prinz Eugen 207,7 метра (681 фут) имел общую длину , ширину 21,7 м (71 фут) и максимальную осадку 7,2 м (24 фута). После спуска на воду ее прямой лук был заменен клипером, в результате чего общая длина увеличилась до 212,5 метров (697 футов). Благодаря новой носовой части носовая часть яхты была намного суше в ненастную погоду. [3] Корабль имел проектное водоизмещение 16 970 т (16 700 длинных тонн; 18 710 коротких тонн) и полное водоизмещение 18 750 длинных тонн (19 050 тонн). «Принц Ойген» был оснащен тремя комплектами паровых турбин с редуктором , которые снабжались паром от двенадцати нефтяных котлов сверхвысокого давления . Силовая установка корабля была рассчитана на максимальную скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) при мощности на валу 132 000 лошадиных сил (98 000 кВт ). [4] Согласно проекту, ее стандартный состав состоял из 42 офицеров и 1340 рядовых. [5]
Основное вооружение корабля составляло восемь SK L/60 20,3-см (8-дюймовых) орудий , установленных в четырех спаренных башнях , расположенных суперстрельными парами в носовой и кормовой части. [а] Ее зенитная батарея состояла из двенадцати орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) L / 65, двенадцати орудий калибра 3,7 см (1,5 дюйма) и восьми орудий калибра 2 см (0,79 дюйма). Корабль также нес пару тройных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) рядом с задней надстройкой. Для воздушной разведки он был оснащен тремя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой . [5] Принца Ойгена имел Бронепояс толщину от 70 до 80 мм (от 2,8 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину от 12 до 30 мм (от 0,47 до 1,18 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 20 до 50 мм (от 0,79 до 1,97 дюйма). Башни главного калибра имели толщину граней 105 мм (4,1 дюйма) и бортов 70 мм. [4]
История обслуживания
[ редактировать ]
Prinz Eugen был заказан Кригсмарине на верфи Germaniawerft в Киле . [4] Киль . был заложен 23 апреля 1936 года [6] строящийся номер 564 и контрактное название " Кройцер Дж". [4] Первоначально он должен был быть назван в честь Вильгельма фон Тегетгофа , австрийского победителя в битве при Лиссе , хотя соображения по поводу возможного оскорбления Италии, побежденной Тегеттоффом при Лиссе, побудили Кригсмарине принять Принца Ойгена в качестве тезки корабля. [7] Спущена на воду 22 августа 1938 года. [8] на церемонии присутствовал губернатор ( Reichsstatthalter ) Остмарка Артур , Зейсс-Инкварт который произнес речь при крещении. На спуске также присутствовали Адольф Гитлер , регент Венгрии , адмирал Миклош Хорти (который командовал линкором SMS Prinz Eugen с 24 ноября 1917 года по 1 марта 1918 года) и его жена Магдольна Пургли , которая провела крещение. [9] Построенный корабль имел прямой форштевень , однако после спуска на воду его заменили носовой частью клипера . Также была установлена наклонная крышка воронки. [10]
Ввод в эксплуатацию был немного отложен из-за легких повреждений, полученных во время атаки Королевских ВВС на Киль в ночь на 1 июля 1940 года. Принц Ойген получил два относительно легких попадания в ходе атаки: [9] но он не получил серьезных повреждений и был принят на вооружение 1 августа. [8] Остаток 1940 года крейсер провел на ходовых испытаниях в Балтийском море . [6] В начале 1941 года артиллерийские расчеты корабля провели артиллерийскую подготовку. Последовал короткий период пребывания в сухом доке для окончательных модификаций и улучшений. [11] В апреле корабль присоединился к вновь вошедшему в строй линкору «Бисмарк» для маневров на Балтике. Два корабля были выбраны для операции «Рейнюбунг» — прорыва в Атлантику с целью совершить набег на торговлю союзников. [12]
23 апреля, проходя через пояс Фемарн по пути в Киль, [13] Принц Ойген взорвал магнитную мину, сброшенную британским самолетом. Мина повредила топливный бак, муфты карданного вала, [12] и оборудование управления огнем. [13] Запланированный вылет с «Бисмарком» был отложен на время ремонта. [12] Адмиралы Эрих Редер и Гюнтер Лютьенс обсуждали возможность дальнейшей отсрочки операции в надежде, что ремонт линкора «Шарнхорст» будет завершен или Бисмарка « завершит систершип Тирпиц» испытания вовремя, чтобы корабли присоединились к «Принцу Ойгену» и «Бисмарку» . Однако Редер и Лютьенс решили, что было бы наиболее выгодно возобновить надводные действия в Атлантике как можно скорее и что два корабля должны выйти в бой без подкреплений. [14]
Операция «Рейн»
[ редактировать ]К 11 мая 1941 года ремонт «Принца Ойгена» был завершен. Под командованием Kapitän zur See (KzS — капитан в море) Хельмута Бринкмана корабль направился в Готенхафен , где команда подготовила его к выходу в Атлантику. 18 мая «Принц Ойген» встретился с «Бисмарком» у мыса Аркона . [12] Два корабля сопровождали три эсминца — «Ганс Лоди» , Z16 «Фридрих Экольдт» и Z23 — и флотилия тральщиков. [15] Люфтваффе обеспечивало прикрытие с воздуха во время выхода из немецких вод. [16] Около 13:00 20 мая немецкая флотилия столкнулась со шведским крейсером HSwMS Gotland ; крейсер два часа следил за немцами в Каттегате . [17] Готланд передал отчет в штаб военно-морского флота, в котором говорилось: «Два больших корабля, три эсминца, пять кораблей сопровождения и 10–12 самолетов прошли Марстранд курсом 205 °/20 '». [16] Oberkommando der Marine (OKM — Главное военно-морское командование) не беспокоило угроза безопасности, исходящая от Готланда , хотя Лютьенс считал, что оперативная безопасность была потеряна. [17] В конечном итоге отчет попал к капитану Генри Денэму, британскому военно-морскому атташе в Швеции, который передал информацию в Адмиралтейство . [18]
Взломщики кодов в Блетчли-парке подтвердили, что рейд на Атлантику неизбежен, поскольку они расшифровали отчеты о том, что Бисмарк и Принц Ойген взяли призовые экипажи, и запросили из штаб-квартиры дополнительные навигационные карты. Паре Supermarine Spitfires было приказано обыскивать норвежское побережье в поисках немецкой флотилии. [19] Вечером 20 мая «Принц Ойген» и остальная часть флотилии достигли норвежского побережья; тральщики были отделены, и два рейдера и их эсминцы сопровождения продолжили путь на север. На следующее утро офицеры радиоперехвата на борту «Принца Ойгена» уловили сигнал, приказывающий британским самолетам-разведчикам искать два линкора и три эсминца, направлявшиеся на север у норвежского побережья. [20] В 7 часов 21 числа немцы заметили четыре неопознанных самолета, которые быстро улетели. Вскоре после 12:00 флотилия достигла Бергена и встала на якорь в Гримстадфьорде . Там экипажи кораблей закрасили балтийский камуфляж стандартным «серым подвесным мотором», который носят немецкие военные корабли, действующие в Атлантике. [21]

Находясь в Бергене, «Принц Ойген» взял на себя 764 т (752 длинных тонны; 842 коротких тонны) топлива; Бисмарку по непонятным причинам не удалось осуществить подобную дозаправку. [22] 21 мая в 19:30 «Принц Ойген» , «Бисмарк» и три эсминца сопровождения покинули порт. [23] К полуночи отряд был в открытом море и направился к Северному Ледовитому океану. В это время адмирал Редер наконец сообщил об операции Гитлеру, который неохотно позволил ей продолжиться по плану. Три эсминца сопровождения были отделены в 04:14 22 мая, когда силы отошли от Тронхейма . Около 12:00 Лютьенс приказал двум своим кораблям повернуть в сторону Датского пролива , чтобы попытаться прорваться в открытые воды Атлантики. [24]
К 04:00 23 мая Лютьенс приказал Принцу Ойгену и Бисмарку увеличить скорость до 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час), чтобы совершить рывок через Датский пролив. [25] При входе в пролив оба корабля активировали свои комплекты радиолокационного обнаружения FuMO. [26] Бисмарк опередил Принца Ойгена примерно на 700 м (2300 футов); туман снизил видимость до 3000–4000 м (от 9800 до 13 100 футов). Около 10:00 немцы столкнулись с льдом, что потребовало снижения скорости до 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час). Два часа спустя пара достигла точки к северу от Исландии. Корабли были вынуждены двигаться зигзагом, чтобы избежать льдин. В 19:22 операторы гидрофона и радара на борту немецких военных кораблей обнаружили крейсер HMS Suffolk на расстоянии примерно 12 500 м (41 000 футов). [25] Принца Ойгена расшифровала Группа радиоперехвата радиосигналы, посланные Саффолком , и узнала, что об их местонахождении действительно было сообщено. [27]
Адмирал Лютьенс дал разрешение «Принцу Ойгену» вступить в бой с Саффолком , хотя капитан немецкого крейсера не мог четко разглядеть цель и поэтому держал огонь. [28] Саффолк быстро отошел на безопасное расстояние и стал следить за немецкими кораблями. тяжелый крейсер HMS Norfolk присоединился В 20:30 к Саффолку , но слишком близко подошел к немецким рейдерам. Лютьенс приказал своим кораблям атаковать британский крейсер; «Бисмарк» произвел пять залпов, три из которых прошли по Норфолку и осыпали его палубы осколками снарядов. Крейсер поставил дымовую завесу и скрылся в тумане, завершив краткий бой. Сотрясение мозга от 38-см орудия вывело из строя Бисмарка радар FuMo 23 ; это побудило Лютьенс приказать Принц Ойген занять позицию впереди, чтобы она могла использовать свой работающий радар для разведки строя. Британские крейсеры всю ночь следили за «Принцем Ойгеном» и «Бисмарком» , постоянно передавая местоположение и направление немецких кораблей. [29]
Битва в Датском проливе
[ редактировать ]
Утром 24 мая установилась суровая погода, обнажив ясное небо. В 05:07 того утра операторы гидрофонов на борту «Принца Ойгена» обнаружили пару неопознанных судов, приближающихся к немецкому строю на расстоянии 20 морских миль (37 км; 23 мили), сообщив: «Шум двух быстро движущихся турбинных кораблей под углом 280 ° относительно несущий!". [30] В 05:45 наблюдатели немецких кораблей заметили дым на горизонте; они оказались от Худа и Принца Уэльского под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда . Лютьенс приказал экипажам своих кораблей занять боевые посты. К 05:52 дальность упала до 26 000 м (85 000 футов), и Худ последовал принц Уэльский . открыл огонь, а минуту спустя за ним [31] Худ вступил в бой с Принцем Ойгеном , которого британцы считали Бисмарком , в то время как Принц Уэльский стрелял в Бисмарка . [б]
Британские корабли подошли к немцам в лоб, что позволило им использовать только передние орудия, в то время как «Бисмарк» и «Принц Ойген» могли вести полный залп . Через несколько минут после открытия огня Холланд приказал развернуться на 20° влево, что позволило бы его кораблям атаковать задние артиллерийские башни. Оба немецких корабля сосредоточили огонь на Худе . Примерно через минуту после открытия огня «Принц Ойген» попал в цель фугасным 20,3-см снарядом, взорвав невращающийся боекомплект снаряда крупный пожар и вызвав на «Худе» , который был быстро потушен. [32] Затем Холланд приказал сделать второй поворот на 20° влево, чтобы вывести свои корабли на параллельный курс с «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном» . К этому времени Бисмарк нашел расстояние до Худа , поэтому Лютьенс приказал Принцу Ойгену переключить огонь и нацелиться на Принца Уэльского, чтобы держать обоих своих противников под огнем. Уже через несколько минут «Принц Ойген» нанес пару попаданий по линкору и сообщил, что начался небольшой пожар. [33]
Затем Лютьенс приказал Принцу Ойгену отстать от Бисмарка , чтобы она могла продолжать следить за местоположением Норфолка и Саффолка , которые все еще находились примерно в 10–12 морских милях (от 19 до 22 км; от 12 до 14 миль) к востоку. В 06:00 «Худ» завершал свой второй поворот влево, когда «Бисмарк » дал пятый залп. Два снаряда приземлились коротко, попав в воду рядом с кораблем, но по крайней мере один из 38-сантиметровых бронебойных снарядов попал в Худ и пробил его тонкую броню верхнего пояса. Снаряд достиг Худа заднего магазина боеприпасов и взорвал 112 т (110 длинных тонн; 123 коротких тонны) кордитового пороха. [34] Мощный взрыв сломал кормовую часть корабля между главной мачтой и задней трубой; носовая часть еще некоторое время продолжала двигаться вперед, прежде чем хлынувшая вода заставила носовую часть корабля подняться в воздух под крутым углом. Корма так же поднялась вверх, когда вода хлынула в разорванные отсеки. [35] Всего через восемь минут стрельбы «Худ» исчезла, забрав с собой всех членов своего экипажа из 1419 человек, кроме трех. [36]
Спустя еще несколько минут, в течение которых «Принц Уэльский» нанес три попадания по «Бисмарку» , поврежденный британский линкор отошел. Немцы прекратили огонь, когда расстояние увеличилось, хотя капитан Эрнст Линдеманн , «Бисмарком » командующий , решительно выступал за преследование принца Уэльского и его уничтожение. [37] Лютьенс решительно отклонил эту просьбу и вместо этого приказал Бисмарку и Принцу Ойгену направиться в открытые воды Северной Атлантики. [38] После окончания боя Лютьенс сообщил, что «линейный крейсер, вероятно, Худ , затонул. Другой линкор, King George V или Renown , отвернулся, поврежденный. Два тяжелых крейсера поддерживают контакт». [39] В 08:01 он передал в ОКМ отчет о повреждениях и свои намерения, которые заключались в том, чтобы отделить «Принц Ойген» для коммерческого рейда и направиться в Сен-Назер для ремонта. [40] Вскоре после 10:00 Лютьенс приказал Принцу Ойгену отстать от Бисмарка, чтобы оценить серьезность утечки масла в результате попадания лука. Подтвердив «широкие потоки нефти по обе стороны следа [ Бисмарка ] », [41] Принц Ойген вернулся на передовую позицию. [41]
Разделение и возвращение во Францию.
[ редактировать ]Из-за ухудшения погоды Лютьенс попытался отделить «Принца Ойгена» в 16:40. Шквал не был достаточно сильным, чтобы прикрыть ее отход от крейсеров Уэйк-Уокера , которые продолжали поддерживать радиолокационный контакт. Поэтому Принц Ойген был временно отозван. [42] Крейсер был успешно отсоединен в 18:14. Бисмарк развернулся лицом к строю Уэйк-Уокера, заставив Саффолка отвернуться на высокой скорости. Принц Уэльский произвел двенадцать залпов по «Бисмарку» , тот ответил девятью залпами, ни один из которых не попал в цель. Эта акция отвлекла внимание британцев и позволила Принцу Ойгену ускользнуть. [43]
26 мая «Принц Ойген» встретился с кораблем снабжения «Шпихерн», чтобы заправить почти пустые топливные баки. [44] К тому времени у нее осталось всего 160 тонн топлива, чего хватило бы на день. [45] После этого корабль продолжил путь дальше на юг, выполняя миссию против судоходных линий. [46] Прежде чем было обнаружено какое-либо торговое судно, в его двигателях обнаружились дефекты, и 27 мая, в день потопления «Бисмарка» , ему было приказано отказаться от своей миссии и отправиться в порт оккупированной Франции. [47] 28 мая Prinz Eugen дозаправился с танкера Esso Hamburg . В тот же день обнаружились новые проблемы с двигателем, в том числе проблемы с турбиной левого двигателя, охлаждением среднего двигателя и проблемы с винтом правого борта, в результате чего максимальная скорость снизилась до 28 узлов. [48] Проблемы с винтами можно было проверить и отремонтировать только в доке, поэтому местом назначения был выбран Брест с его большими доками и ремонтными базами. Несмотря на находившееся в этом районе множество британских военных кораблей и несколько конвоев (29-го числа корабельная радистка опознала не менее 104 кораблей), «Принц Ойген» незамеченным достиг Бискайского залива, а 1 июня к кораблю присоединились немецкие эсминцы и самолеты, находившиеся в этом районе. побережье Франции южнее Бреста; [49] и препровожден в Брест, куда она прибыла поздно вечером 1 июня, где сразу же вошла в док. [44] [50]
Операция «Цербер» и норвежские операции
[ редактировать ]
Брест находится недалеко от баз на юге Англии и во время пребывания в Бресте «Принц Ойген» и линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» неоднократно подвергались атакам бомбардировщиков союзников. [49] Королевские ВВС в шутку называли эти три корабля Брестской флотилией для бомбардировок и с 1 августа по 31 декабря 1941 года сбросили на порт около 1200 тонн бомб. [51] В ночь на 1 июля 1941 г. [44] В «Принц Ойген» попала бронебойная бомба, разрушившая центр управления глубоко под мостом. В результате нападения погибли 60 человек и были ранены более 40 человек. [52] [49] [53] Потеря центра управления также сделала бесполезными основные орудия, и ремонт продлился до конца года. [51]
Непрерывные воздушные атаки привели к тому, что немецкое командование решило, что «Принц Ойген» , «Шарнхорст» и «Гнейзенау» должны будут перебраться на более безопасные базы, как только они будут отремонтированы и готовы. Тем временем операция «Бисмарк» продемонстрировала риски действий в Атлантике без прикрытия с воздуха. Кроме того, Гитлер рассматривал норвежский театр военных действий как «зону судьбы», поэтому в начале 1942 года он приказал вернуть три корабля в Германию, чтобы их можно было дислоцировать там. [54] [55] Намерение состояло в том, чтобы использовать корабли для перехвата конвоев союзников в Советский Союз , а также для усиления обороны Норвегии. [54] Гитлер настоял на том, чтобы они совершили путешествие через Ла-Манш , несмотря на протесты Редера, утверждавшие, что это слишком рискованно. [56] вице-адмиралу Отто Сильяксу Командование операцией было поручено . В начале февраля тральщики прочесали маршрут через Ла-Манш, однако британцам не удалось обнаружить эту активность. [54]
В 23:00 11 февраля «Шарнхорст » , «Гнейзенау» и «Принц Ойген» покинули Брест. Через час они вошли в Ла-Манш; три корабля мчались со скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миля в час), огибая по пути французское побережье. К 06:30 они прошли Шербур , после чего к ним присоединилась флотилия торпедных катеров. [54] Торпедные катера возглавил капитан цур Зее Эрих Бей на борту эсминца Z29 . Генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительной авиации) Адольф Галланд руководил истребительными и бомбардировочными силами Люфтваффе ( операция Доннеркейль ) во время «Цербера». [57] Истребители летели на высоте мачты, чтобы избежать обнаружения британской радиолокационной сетью. Офицеры связи присутствовали на всех трёх кораблях. Позднее прибыли немецкие самолеты, чтобы заглушить британский радар соломой . [54] К 13:00 корабли покинули Дуврский пролив , но через полчаса группа из шести Fairey Swordfish торпедоносцев в сопровождении Spitfire атаковала немцев. Британцам не удалось прорвать щит истребителей Люфтваффе, и все шесть «Суордфишей» были уничтожены. [58] [59]

У Дувра «Принц Ойген» попал под обстрел батарей британской береговой артиллерии, но ни разу не попал. Затем несколько торпедных катеров атаковали корабль, но эсминцы эскорта «Принца Ойгена » отогнали корабли прежде, чем они успели запустить торпеды. В 16:43 «Принц Ойген» столкнулся с пятью британскими эсминцами: «Кэмпбелл» , «Вивасиус» , «Маккей» , «Уитшед » и «Вустер» . Она выпустила по ним огонь из своей главной батареи и несколько раз попала в Вустер , но была вынуждена беспорядочно маневрировать, чтобы избежать их торпед. [60] Тем не менее «Принц Ойген» прибыл в Брунсбюттель утром 13 февраля совершенно неповрежденным. [56] но он стал единственным пострадавшим среди всех трех больших кораблей, убитым обстрелом авиации. [61]
21 февраля 1942 года «Принц Ойген» , тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер » и эсминцы «Рихард Бейтцен» , «Пауль Якоби» , Z25 , «Герман Шеман» и «Фридрих Ihn» направились в Норвегию. [62] После непродолжительной остановки в Гримстадфьорде корабли проследовали в Тронхейм. Два дня спустя во время патрулирования у Тронхеймс- фьорда британская подводная лодка «Трайдент» торпедировала «Принц Ойген» . [60] Торпеда попала кораблю в корму, убив пятьдесят человек, причинив серьезный ущерб и сделав корабль неманёвренным. Однако своим ходом ей удалось добраться до Тронхейма, а оттуда ее отбуксировали в Лофьорд , где в течение следующих нескольких месяцев был произведен аварийный ремонт. Вся ее корма была срезана и покрыта металлическими пластинами, и были установлены два руля направления, управляемые вручную с помощью шпилей . [56] [63]
16 мая «Принц Ойген» совершил обратный рейс в Германию своим ходом. По пути в Киль корабль был атакован британскими силами из 19 бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» и 27 бомбардировщиков-торпедоносцев «Бристоль Бофорт» под командованием командира звена Мервина Уильямса , однако самолету не удалось поразить корабль. [60] «Принц Ойген» не работал на ремонте до октября; она провела ходовые испытания, начавшиеся 27 октября. [64] Ханс-Эрих Восс , который позже стал офицером связи Гитлера с военно-морскими силами, получил командование кораблем, когда он вернулся в строй. [65] согласно изначально запланированному названию, Судовой колокол австрийского линкора «Тегетхофф», был подарен 22 ноября итальянским контр-адмиралом де Анхелес. [66] В ноябре и декабре корабль был занят длительными испытаниями на Балтике. В начале января 1943 года Кригсмарине приказало кораблю вернуться в Норвегию для усиления стоявших там боевых кораблей. Дважды в январе «Принц Ойген» пытался отправиться в Норвегию на «Шарнхорсте» , но обе попытки были прерваны после того, как британские самолеты-разведчики заметили два корабля. После того, как стало очевидно, что перебросить корабль в Норвегию невозможно, «Принц Ойген» был направлен в учебную эскадру флота. Девять месяцев она курсировала по Прибалтике, тренируя курсантов. [64]
Сервис в Прибалтике
[ редактировать ]
Когда Советская Армия оттеснила Вермахт на Восточном фронте , возникла необходимость повторно использовать « Принц Ойген» в качестве корабля артиллерийской поддержки; 1 октября 1943 года корабль был переведен на боевое дежурство. [64] В июне 1944 года «Принц Ойген» , тяжёлый крейсер «Лютцов» и 6-я флотилия эсминцев сформировали Вторую оперативную группу, позже переименованную в оперативную группу «Тиле» в честь её командира визеадмирала Августа Тиле . Принц Ойген находился в это время под командованием KzS Ганса-Юргена Райнике ; В течение июня он курсировал в восточной части Балтики, к северо-западу от острова Утё, в качестве демонстрации силы во время вывода немецких войск из Финляндии. 19–20 августа корабль зашёл в Рижский залив и обстрелял Тукумс . [67] [68] Действия поддерживали четыре эсминца и два торпедных катера, а также Prinz Eugen ; гидросамолеты Ar 196 Всего крейсер выпустил из главной батареи 265 снарядов. [64] [68] Бомбардировка Принца Ойгена сыграла важную роль в успешном отражении советской атаки. [69]
В начале сентября принц Ойген поддержал неудавшуюся попытку захватить остров-крепость Гогланд . Затем корабль вернулся в Готенхафен, а затем сопровождал конвой кораблей, эвакуирующих немецких солдат из Финляндии. [64] Конвой, состоящий из шести грузовых судов, вышел 15 сентября из Ботнического залива в сопровождении всей Второй оперативной группы. Шведская авиация и эсминцы следили за конвоем, но не вмешивались. В следующем месяце Принц Ойген вернулся к обязанностям по огневой поддержке. 11 и 12 октября она вела огонь в поддержку немецких войск в Мемеле . [67] За первые два дня корабль выпустил из главной батареи около 700 выстрелов. Она вернулась 14 и 15 числа, пополнив боезапас главного калибра, чтобы произвести еще 370 выстрелов. [64]
На обратном пути в Готенхафен 15 октября «Принц Ойген» случайно протаранил легкий крейсер «Лейпциг» на миделе к северу от Хелы . [64] Причиной столкновения стал сильный туман. [70] Легкий крейсер был разрезан почти пополам. [64] и два корабля оставались скованными вместе четырнадцать часов. [67] «Принц Ойген» был доставлен в Готенхафен, где в течение месяца был произведен ремонт. [64] Ходовые испытания начались 14 ноября. [68] 20–21 ноября корабль поддержал немецкие войска на полуострове Сворбе , выпустив около 500 выстрелов ГК. четыре торпедных катера — Т13 , Т16 , Т19 и Т21 . К операции присоединились [68] Затем Принц Ойген вернулась в Готенхафен, чтобы пополнить запасы и расточить изношенные стволы орудий. [64]

Крейсер был готов к действию к середине января 1945 года, когда его направили для бомбардировки советских войск в Земланде . [71] Корабль произвел 871 выстрел боеприпасами по советским войскам, наступавшим на немецкий плацдарм у Кранца, удерживаемый XXVIII корпусом , защищавшим Кёнигсберг . В этой операции ее поддерживали эсминец Z25 и торпедный катер T33 . [68] К этому моменту «Принц Ойген» израсходовал боеприпасы своей главной батареи, и критическая нехватка боеприпасов вынудила корабль оставаться в порту до 10 марта, когда он подверг бомбардировке советские войска в районе Готенхафена, Данцига и Хелы. В ходе этих операций она выпустила в общей сложности 2025 снарядов из своего 20,3-см орудия и еще 2446 снарядов из своего 10,5-см орудия. Старый линкор «Шлезиен» также обеспечивал огневую поддержку, как и «Лютцов» после 25 марта. Кораблями командовал вице-адмирал Бернхард Рогге . [68] [72]
В следующем месяце, 8 апреля, Принц Ойген и Лютцов отправились в Свиноуйсьце . [67] 13 апреля 34 бомбардировщика «Ланкастер» атаковали два корабля, находившиеся в порту. Густая облачность вынудила британцев прервать миссию и вернуться через два дня. Во время второй атаки им удалось потопить Лютцов одним попаданием бомбы Tallboy . [73] Принц Ойген Затем отправился из Свиноуйсьце в Копенгаген . [67] прибытие 20 апреля. передан под контроль Королевского флота . Оказавшись там, он был выведен из эксплуатации 7 мая и на следующий день [72] За руководство «Принцем Ойгеном» в последний год войны Райнике был награжден Рыцарским крестом Железного креста . 21 апреля 1945 года [74] За свою оперативную карьеру в Кригсмарине ; Принц Ойген потеряла 115 членов экипажа 79 человек погибли в боях , 33 погибли в результате несчастных случаев и трое умерли по другим причинам. Из этих 115 членов экипажа четверо были офицерами, семь — курсантами или прапорщиками, двое — старшинами, 22 — младшими старшинами, 78 — матросами и двое — гражданскими лицами. [65]
Служба в ВМС США
[ редактировать ]
27 мая 1945 года «Принц Ойген» и лёгкий крейсер «Нюрнберг» — единственные крупные немецкие военно-морские корабли, пережившие войну в исправном состоянии, — сопровождались британскими крейсерами «Дидона» и «Девоншир» в Вильгельмсхафен . 13 декабря «Принц Ойген» был вручен в качестве военной награды США, которые отправили корабль в Везермюнде . [67] Соединенные Штаты не особенно хотели иметь крейсер, но хотели помешать Советскому Союзу его приобрести. [75] Ее американский командующий капитан Артур Х. Граубарт позже рассказывал, как представители Великобритании, СССР и США в Контрольной комиссии заявили права на корабль и как в конце концов различные крупные призы были разделены на три лота, «Принц Ойген» одним из которых был . Затем три жребия были разыграны в стиле лотереи из его шляпы: британские и советские представители разыграли жребий для других кораблей, а Граубарту остался жребий для Принца Ойгена . [76] Крейсер был принят в состав ВМС США как несекретное судно разного назначения USS Prinz Eugen с бортовым номером IX-300. Сводный американо-немецкий экипаж, состоящий из 574 немецких офицеров и матросов, под руководством восьми американских офицеров и восьмидесяти пяти рядовых под командованием Граубарта. [77] [78] затем отправился на корабле в Бостон , отправившийся 13 января 1946 года и прибывший 22 января. [67]
После прибытия в Бостон корабль был тщательно осмотрен ВМС США. [72] Ее очень большая группа по выбросам парниковых газов пассивная гидролокационная была снята и установлена на подводной лодке USS Flying Fish для испытаний. [79] Американский интерес к технологии магнитных усилителей снова возрос после результатов исследований системы управления огнем Принца Ойгена . [80] [81] Орудия из башни «Антон» были сняты в феврале в Филадельфии. [82] 1 мая немецкие члены экипажа покинули корабль и вернулись в Германию. После этого у американского экипажа возникли серьезные трудности с поддержанием двигательной установки корабля в рабочем состоянии: после ухода немцев одиннадцать из двенадцати котлов вышли из строя. Затем корабль был передан в состав флота целевых кораблей для операции «Перекресток» на атолле Бикини . Операция «Перекресток» стала серьезным испытанием воздействия ядерного оружия на военные корабли различных типов. Проблема с двигательной установкой « Принца Ойгена» , возможно, повлияла на решение об его использовании в ядерных испытаниях. [78] [83]

Ее отбуксировали в Тихий океан через Филадельфию и Панамский канал . [78] вылет 3 марта. [82] Корабль пережил два взрыва атомных бомб: Test Able , воздушный взрыв 1 июля 1946 года, и Test Baker , подводный взрыв 25 июля. [84] «Принц Ойген» был пришвартован примерно в 1200 ярдах (1100 м) от эпицентра обоих взрывов и получил лишь легкие повреждения; [85] взрыв Эйбл только погнул фок-мачту и сломал вершину главной мачты. [86] Она не получила существенных структурных повреждений от взрывов, но была полностью загрязнена радиоактивными осадками. [84] Корабль был отбуксирован на атолл Кваджалейн в центральной части Тихого океана, где из-за радиационной опасности не удалось устранить небольшую утечку. [87] 29 августа 1946 года ВМС США вывели из эксплуатации Prinz Eugen . [84]
К концу декабря 1946 года корабль находился в очень плохом состоянии; 21 декабря она начала сильно крениться. [78] Спасательную команду не удалось вовремя доставить в Кваджалейн. [84] поэтому ВМС США попытались вывести корабль на берег, чтобы предотвратить его затопление, но 22 декабря «Принц Ойген» перевернулся и затонул. [78] Орудийные башни главного калибра выпали из барбетов , когда корабль перевернулся. Корма корабля, включая его гребные винты, остается видимой над поверхностью воды. [87] Правительство США отказало в праве на утилизацию на том основании, что оно не хочет, чтобы загрязненная сталь поступала на рынок. [84] корабля В августе 1979 года один из гребных винтов был извлечен и помещен в военно-морской мемориал Лабое в Германии. [8] Корабельный колокол в настоящее время хранится в Национальном музее ВМС США , а колокол из Тегеттофа хранится в Граце , Австрия. [65]
Начиная с 1974 года правительство США стало предупреждать об опасности утечки нефти из полных топливных бункеров корабля. Правительство было обеспокоено риском того, что сильный тайфун повредит затонувший корабль и вызовет утечку. ВМФ Начиная с февраля 2018 года ВМС США, в том числе Первое мобильное водолазно-спасательное подразделение , армия США и Маршалловы острова , провели совместную операцию по удалению нефти со спасательным кораблем USNS Salvor , который проделал отверстия в топливных баках корабля для перекачки нефти. нефть с места крушения прямо в нефтяной танкер Humber . [88] [89] ВМС США сообщили, что работы были завершены к 15 октября 2018 года; В рамках проекта было добыто около 250 000 галлонов США (950 000 л) мазута, что составило 97 процентов топлива, оставшегося на борту затонувшего корабля. Лейтенант-коммандер Тим Эмге, офицер, ответственный за спасательную операцию, заявил, что «активных утечек больше нет... оставшееся масло заключено в несколько внутренних резервуаров без утечек и покрыто многослойной защитой». [89]
Сноски
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «L/60» обозначает длину пистолета. Длина орудия 60- го калибра в 60 раз превышает диаметр ствола.
- ↑ Британцы не знали, что немецкие корабли поменяли позиции в Датском проливе. Наблюдатели на «Принце Уэльском» правильно идентифицировали корабли, но не проинформировали адмирала Холланда. См. Зеттерлинг и Тамеландер , с. 165.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уильямсон , стр. 4–5.
- ^ Куп и Шмолке , с. 9.
- ^ Буш , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 37.
- ^ Шмаленбах , стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке , с. 146.
- ^ Уильямсон , с. 35.
- ^ Уильямсон , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямсон , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Шмаленбах , с. 140.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг , с. 60.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 214.
- ^ Jump up to: а б Беркусон и Хервиг , с. 65.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 66–67.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 68.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 114.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг , с. 83.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 71.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 72.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 216.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 126.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 126–127.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 127.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 129–133.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 133–134.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 219–220.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 220.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 151–153.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 153.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 155–156.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 223.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 162–165.
- ^ Беркусон и Хервиг , стр. 165–166.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 167.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Беркусон и Хервиг , с. 173.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 192–193.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 227.
- ^ Jump up to: а б с Шмаленбах , с. 141.
- ^ Буш , с. 93.
- ^ Буш , с. 97.
- ^ Буш , с. 104.
- ^ Буш , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 39.
- ^ Буш , стр. 108–109.
- ^ Jump up to: а б Буш , с. 117.
- ^ Куп и Шмолке , с. 150.
- ^ Буш , стр. 113–118.
- ^ Jump up to: а б с д и Гарцке и Дулин , с. 146.
- ^ Уильямсон , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 40.
- ^ Хутон , стр. 114–115.
- ^ Хутон , с. 114.
- ^ Уил , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Шмаленбах , с. 142.
- ^ Буш , с. 145.
- ^ Ровер , с. 146.
- ^ Буш , стр. 157–160.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уильямсон , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Куп и Шмолке , с. 160.
- ^ Куп и Шмолке , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шмаленбах , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Куп и Шмолке , с. 154.
- ^ Ровер , с. 351.
- ^ Ровер , с. 363.
- ^ Уильямсон , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 42.
- ^ Ровер , с. 409.
- ^ Дверь , стр. 169.
- ^ Дельгадо , с. 44.
- ^ Буш , стр. 212–213.
- ^ Славик , с. 245.
- ^ Jump up to: а б с д и «Принц Ойген» . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ Фридман , с. 62.
- ^ Гейгер , стр. 11.
- ^ Блэк , стр. 427–435.
- ^ Jump up to: а б Робертс , с. 60.
- ^ Куп и Шмолке , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с д и Сиече , с. 229.
- ^ Робертс , с. 59.
- ^ Робертс , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Ленихан , с. 200.
- ^ Мизоками .
- ^ Jump up to: а б Бритвы .
Ссылки
[ редактировать ]- Беркусон, Дэвид Дж. и Хервиг, Хольгер Х. (2003). Уничтожение «Бисмарка» . Нью-Йорк: Оверлук Пресс. ISBN 978-1-58567-397-1 .
- Блэк, АО (ноябрь 1948 г.). «Влияние материала сердечника на конструкцию магнитного усилителя». Материалы Национальной конференции по электронике . 4 : 427–435.
- Буш, Фриц-Отто (1975). Принц Ойген . Лондон: Первые публикации Futura. ISBN 0-8600-72339 .
- Дельгадо, Джеймс П. (1996). Флот-призрак: затонувшие корабли атолла Бикини . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1864-7 .
- Дорр, Манфред (1996). Рыцарские крестоносцы надводных войск ВМФ - Том 2: Л-З (на немецком языке ] ). Оснабрюк: Biblio Verlag. ISBN 978-3-7648-2497-6 .
- Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-260-5 .
- Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Гейгер, Уильям А. (1957) [1954]. «Историческое развитие схем магнитных усилителей». Схемы магнитных усилителей (2-е изд.). Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill. п. 11 . Номер карточки каталога Библиотеки Конгресса 56-12532.
Одной из причин повышенного интереса к магнитным усилителям в этой стране были успешные немецкие разработки для различных военных применений, особенно для морских систем управления огнем, которые использовались на немецком тяжелом крейсере «Принц Ойген».
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хутон, скорая помощь (1997). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Лондон: Брокгемптон. ISBN 978-1-86019-995-0 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1992). «Адмирал Хиппер» ( Тяжелые крейсеры типа на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5896-8 .
- Ленихан, Дэниел (2003). Под водой: приключения самой элитной команды подводной археологии Америки . Нью-Йорк: Ньюмаркет. ISBN 978-1-55704-589-8 .
- Мизоками, Кайл (17 сентября 2018 г.). «США нанесли ядерный удар по этому военному кораблю в 1946 году. Теперь Америка пытается спасти свою нефть, пока не стало слишком поздно» . Популярная механика . Проверено 17 сентября 2018 г.
- Мюлленхайм-Рехберг, Буркхард фон (1980). Линкор «Бисмарк», история выжившего . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-096-9 .
- Робертс, Джон, изд. (1979). «Иллюстрация военного корабля: Принц Ойген». Военный корабль . III . Лондон: Conway Press: 59–65. ISBN 978-0-85177-204-2 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шмаленбах, Пол (1971). «КМ Принц Ойген». Профиль военного корабля 6 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 121–144. OCLC 10095330 .
- Шейверс, Клайд (15 октября 2018 г.). «Дайверы ВМС США добывают нефть с потерпевшего крушение корабля времен Второй мировой войны «Принц Ойген»» . www.cfp.navy.mil . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 года . Проверено 19 октября 2018 г.
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Славик, Джозеф П. (2003). Круиз немецкого рейдера «Атлантида» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-537-8 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие тяжелые крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-502-0 .
- Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии . Дрексел Хилл: Каземат. ISBN 978-1-935149-04-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бердик, Чарльз Бертон (1996). Конец принца Ойгена (IX300) . Менло-Парк: Группа публикаций Маркграфа. ISBN 0944109101 .
- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .
8 ° 45'9,85 "с.ш. 167 ° 40'59,16" в.д. / 8,7527361 ° с.ш. 167,6831000 ° в.д.