Jump to content

Немецкий крейсер «Принц Ойген»

Координаты : 8 ° 45'9,85 "с.ш. 167 ° 40'59,16" в.д.  / 8,7527361 ° с.ш. 167,6831000 ° в.д.  / 8,7527361; 167,6831000
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

В роли военного корабля США «Принц Ойген» перед испытаниями атомной бомбы на атолле Бикини.
История
Нацистская Германия
Имя Принц Евгений
Тезка Принц Евгений Савойский
Строитель Германияверфт
Заложен 23 апреля 1936 г.
Запущен 22 августа 1938 г.
Введен в эксплуатацию 1 августа 1940 г.
Выведен из эксплуатации 7 мая 1945 г.
Судьба Сдан 8 мая 1945 г., передан ВМС США.
Соединенные Штаты
Имя Военный корабль США « Принц Ойген»
Приобретенный 13 декабря 1945 г.
Введен в эксплуатацию 5 января 1946 г.
Выведен из эксплуатации 29 августа 1946 г.
Идентификация Бортовой номер : IX-300.
Судьба Отбуксирован на атолл Кваджалейн после в рамках операции «Перекресток» испытаний ядерного оружия ; перевернулся 22 декабря 1946 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Адмирал Хиппер» типа Крейсер
Смещение
Длина 212,5 м (697 футов 2 дюйма) в целом
Луч 21,7 м (71 фут 2 дюйма)
Черновик Полная нагрузка: 7,2 м (24 фута)
Установленная мощность 132 000 л.с. (98 000 кВт )
Движение
Скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час)
Дополнить
  • 42 офицера
  • 1340 зачислено
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 3 Плуг Ар 196
Авиационные объекты 1 катапульта
Примечания Цифры приведены для корабля в том виде, в котором он построен.

Принц Евгений ( англ. Немецкое произношение: [ˈpʁɪnts ɔʏˈɡeːn] ) — «Адмирал Хиппер» класса тяжёлый крейсер , третий из пяти кораблей класса. она служила в нацистской Германии Кригсмарине Во время Второй мировой войны . Корабль был заложен в апреле 1936 года, спущен на воду в августе 1938 года и вступил в строй после начала войны, в августе 1940 года. Он был назван в честь принца Евгения Савойского XVIII века , выдающегося генерала на службе Священной Римской империи. . Он был вооружен главной батареей из восьми орудий калибра 20,3 см (8 дюймов) и, хотя номинально не превышал предела в 10 000 длинных тонн (10 160 т), установленного англо-германским военно-морским соглашением , фактически водоизмещение составляло более 16 000 длинных тонн (16 257 т). ).

«Принц Ойген» участвовал в боевых действиях во время операции «Рейнюбунг» — попытки прорыва в Атлантический океан на линкоре «Бисмарк» в мае 1941 года. Два корабля уничтожили британский линейный крейсер «Худ» и умеренно повредили линкор «Принц Уэльский» в битве в Датском проливе . «Принц Ойген» был отделен от «Бисмарка» во время операции по набегу на торговое судоходство союзников, но она была прервана из-за неисправности двигателя. После захода в оккупированную Францию ​​и прохождения ремонта корабль участвовал в операции «Цербер» — смелом дневном броске через Ла-Манш обратно в Германию. В феврале 1942 года «Принц Ойген» был отправлен в Норвегию, хотя время его пребывания там было сокращено, когда он был торпедирован британской подводной лодкой «Трайдент» через несколько дней после прибытия в норвежские воды. Торпеда сильно повредила корму корабля, что потребовало ремонта в Германии.

Вернувшись в строй, корабль несколько месяцев обучал курсантов на Балтике, а затем служил артиллерийской поддержкой отступающей немецкой армии на Восточном фронте . После краха Германии в мае 1945 года он был сдан Британскому королевскому флоту , а затем передан ВМС США в качестве военного приза . После осмотра корабля в США ВМС США направили крейсер на ядерные испытания операции «Перекресток» на атолле Бикини . Пережив атомные взрывы, «Принц Ойген» был отбуксирован на атолл Кваджалейн , где в конечном итоге перевернулся и затонул в декабре 1946 года. Обломки корабля остаются частично видимыми над водой примерно в двух милях к северо-западу от армейского аэродрома Бухольц , на окраине Энубуджа . Один из ее гребных винтов был спасен и выставлен в Военно-морском мемориале Лабое в Германии.

Опознавательный рисунок Принца Ойгена

Адмирал Хиппер» « класса Тяжелые крейсера были заказаны в контексте перевооружения военно-морского флота Германии после того, как нацистская партия пришла к власти в 1933 году и отказалась от положений Версальского договора о разоружении . В 1935 году Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение с Великобританией, которое обеспечило правовую основу для перевооружения немецкого военно-морского флота; В договоре указывалось, что Германия сможет построить пять » водоизмещением 10 000 длиннотонных (10 160 т « контрактных крейсеров ) . [1] « Адмиралы Хипперы » номинально находились в пределах лимита в 10 000 тонн, хотя и значительно превышали этот показатель. [2]

Prinz Eugen 207,7 метра (681 фут) имел общую длину , ширину 21,7 м (71 фут) и максимальную осадку 7,2 м (24 фута). После спуска на воду ее прямой лук был заменен клипером, в результате чего общая длина увеличилась до 212,5 метров (697 футов). Благодаря новой носовой части носовая часть яхты была намного суше в ненастную погоду. [3] Корабль имел проектное водоизмещение 16 970 т (16 700 длинных тонн; 18 710 коротких тонн) и полное водоизмещение 18 750 длинных тонн (19 050 тонн). «Принц Ойген» был оснащен тремя комплектами паровых турбин с редуктором , которые снабжались паром от двенадцати нефтяных котлов сверхвысокого давления . Силовая установка корабля была рассчитана на максимальную скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) при мощности на валу 132 000 лошадиных сил (98 000 кВт ). [4] Согласно проекту, ее стандартный состав состоял из 42 офицеров и 1340 рядовых. [5]

Основное вооружение корабля составляло восемь SK L/60 20,3-см (8-дюймовых) орудий , установленных в четырех спаренных башнях , расположенных суперстрельными парами в носовой и кормовой части. [а] Ее зенитная батарея состояла из двенадцати орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) L / 65, двенадцати орудий калибра 3,7 см (1,5 дюйма) и восьми орудий калибра 2 см (0,79 дюйма). Корабль также нес пару тройных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) рядом с задней надстройкой. Для воздушной разведки он был оснащен тремя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой . [5] Принца Ойгена имел Бронепояс толщину от 70 до 80 мм (от 2,8 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину от 12 до 30 мм (от 0,47 до 1,18 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 20 до 50 мм (от 0,79 до 1,97 дюйма). Башни главного калибра имели толщину граней 105 мм (4,1 дюйма) и бортов 70 мм. [4]

История обслуживания

[ редактировать ]
Prinz Eugen Запуск

Prinz Eugen был заказан Кригсмарине на верфи Germaniawerft в Киле . [4] Киль . был заложен 23 апреля 1936 года [6] строящийся номер 564 и контрактное название " Кройцер Дж". [4] Первоначально он должен был быть назван в честь Вильгельма фон Тегетгофа , австрийского победителя в битве при Лиссе , хотя соображения по поводу возможного оскорбления Италии, побежденной Тегеттоффом при Лиссе, побудили Кригсмарине принять Принца Ойгена в качестве тезки корабля. [7] Спущена на воду 22 августа 1938 года. [8] на церемонии присутствовал губернатор ( Reichsstatthalter ) Остмарка Артур , Зейсс-Инкварт который произнес речь при крещении. На спуске также присутствовали Адольф Гитлер , регент Венгрии , адмирал Миклош Хорти (который командовал линкором SMS Prinz Eugen с 24 ноября 1917 года по 1 марта 1918 года) и его жена Магдольна Пургли , которая провела крещение. [9] Построенный корабль имел прямой форштевень , однако после спуска на воду его заменили носовой частью клипера . Также была установлена ​​наклонная крышка воронки. [10]

Ввод в эксплуатацию был немного отложен из-за легких повреждений, полученных во время атаки Королевских ВВС на Киль в ночь на 1 июля 1940 года. Принц Ойген получил два относительно легких попадания в ходе атаки: [9] но он не получил серьезных повреждений и был принят на вооружение 1 августа. [8] Остаток 1940 года крейсер провел на ходовых испытаниях в Балтийском море . [6] В начале 1941 года артиллерийские расчеты корабля провели артиллерийскую подготовку. Последовал короткий период пребывания в сухом доке для окончательных модификаций и улучшений. [11] В апреле корабль присоединился к вновь вошедшему в строй линкору «Бисмарк» для маневров на Балтике. Два корабля были выбраны для операции «Рейнюбунг» — прорыва в Атлантику с целью совершить набег на торговлю союзников. [12]

23 апреля, проходя через пояс Фемарн по пути в Киль, [13] Принц Ойген взорвал магнитную мину, сброшенную британским самолетом. Мина повредила топливный бак, муфты карданного вала, [12] и оборудование управления огнем. [13] Запланированный вылет с «Бисмарком» был отложен на время ремонта. [12] Адмиралы Эрих Редер и Гюнтер Лютьенс обсуждали возможность дальнейшей отсрочки операции в надежде, что ремонт линкора «Шарнхорст» будет завершен или Бисмарка « завершит систершип Тирпиц» испытания вовремя, чтобы корабли присоединились к «Принцу Ойгену» и «Бисмарку» . Однако Редер и Лютьенс решили, что было бы наиболее выгодно возобновить надводные действия в Атлантике как можно скорее и что два корабля должны выйти в бой без подкреплений. [14]

Операция «Рейн»

[ редактировать ]

К 11 мая 1941 года ремонт «Принца Ойгена» был завершен. Под командованием Kapitän zur See (KzS — капитан в море) Хельмута Бринкмана корабль направился в Готенхафен , где команда подготовила его к выходу в Атлантику. 18 мая «Принц Ойген» встретился с «Бисмарком» у мыса Аркона . [12] Два корабля сопровождали три эсминца — «Ганс Лоди» , Z16 «Фридрих Экольдт» и Z23 — и флотилия тральщиков. [15] Люфтваффе обеспечивало прикрытие с воздуха во время выхода из немецких вод. [16] Около 13:00 20 мая немецкая флотилия столкнулась со шведским крейсером HSwMS Gotland ; крейсер два часа следил за немцами в Каттегате . [17] Готланд передал отчет в штаб военно-морского флота, в котором говорилось: «Два больших корабля, три эсминца, пять кораблей сопровождения и 10–12 самолетов прошли Марстранд курсом 205 °/20 '». [16] Oberkommando der Marine (OKM — Главное военно-морское командование) не беспокоило угроза безопасности, исходящая от Готланда , хотя Лютьенс считал, что оперативная безопасность была потеряна. [17] В конечном итоге отчет попал к капитану Генри Денэму, британскому военно-морскому атташе в Швеции, который передал информацию в Адмиралтейство . [18]

Взломщики кодов в Блетчли-парке подтвердили, что рейд на Атлантику неизбежен, поскольку они расшифровали отчеты о том, что Бисмарк и Принц Ойген взяли призовые экипажи, и запросили из штаб-квартиры дополнительные навигационные карты. Паре Supermarine Spitfires было приказано обыскивать норвежское побережье в поисках немецкой флотилии. [19] Вечером 20 мая «Принц Ойген» и остальная часть флотилии достигли норвежского побережья; тральщики были отделены, и два рейдера и их эсминцы сопровождения продолжили путь на север. На следующее утро офицеры радиоперехвата на борту «Принца Ойгена» уловили сигнал, приказывающий британским самолетам-разведчикам искать два линкора и три эсминца, направлявшиеся на север у норвежского побережья. [20] В 7 часов 21 числа немцы заметили четыре неопознанных самолета, которые быстро улетели. Вскоре после 12:00 флотилия достигла Бергена и встала на якорь в Гримстадфьорде . Там экипажи кораблей закрасили балтийский камуфляж стандартным «серым подвесным мотором», который носят немецкие военные корабли, действующие в Атлантике. [21]

Курс Принца Ойгена и Бисмарка и преследовавших их кораблей

Находясь в Бергене, «Принц Ойген» взял на себя 764 т (752 длинных тонны; 842 коротких тонны) топлива; Бисмарку по непонятным причинам не удалось осуществить подобную дозаправку. [22] 21 мая в 19:30 «Принц Ойген» , «Бисмарк» и три эсминца сопровождения покинули порт. [23] К полуночи отряд был в открытом море и направился к Северному Ледовитому океану. В это время адмирал Редер наконец сообщил об операции Гитлеру, который неохотно позволил ей продолжиться по плану. Три эсминца сопровождения были отделены в 04:14 22 мая, когда силы отошли от Тронхейма . Около 12:00 Лютьенс приказал двум своим кораблям повернуть в сторону Датского пролива , чтобы попытаться прорваться в открытые воды Атлантики. [24]

К 04:00 23 мая Лютьенс приказал Принцу Ойгену и Бисмарку увеличить скорость до 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час), чтобы совершить рывок через Датский пролив. [25] При входе в пролив оба корабля активировали свои комплекты радиолокационного обнаружения FuMO. [26] Бисмарк опередил Принца Ойгена примерно на 700 м (2300 футов); туман снизил видимость до 3000–4000 м (от 9800 до 13 100 футов). Около 10:00 немцы столкнулись с льдом, что потребовало снижения скорости до 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час). Два часа спустя пара достигла точки к северу от Исландии. Корабли были вынуждены двигаться зигзагом, чтобы избежать льдин. В 19:22 операторы гидрофона и радара на борту немецких военных кораблей обнаружили крейсер HMS Suffolk на расстоянии примерно 12 500 м (41 000 футов). [25] Принца Ойгена расшифровала Группа радиоперехвата радиосигналы, посланные Саффолком , и узнала, что об их местонахождении действительно было сообщено. [27]

Адмирал Лютьенс дал разрешение «Принцу Ойгену» вступить в бой с Саффолком , хотя капитан немецкого крейсера не мог четко разглядеть цель и поэтому держал огонь. [28] Саффолк быстро отошел на безопасное расстояние и стал следить за немецкими кораблями. тяжелый крейсер HMS Norfolk присоединился В 20:30 к Саффолку , но слишком близко подошел к немецким рейдерам. Лютьенс приказал своим кораблям атаковать британский крейсер; «Бисмарк» произвел пять залпов, три из которых прошли по Норфолку и осыпали его палубы осколками снарядов. Крейсер поставил дымовую завесу и скрылся в тумане, завершив краткий бой. Сотрясение мозга от 38-см орудия вывело из строя Бисмарка радар FuMo 23 ; это побудило Лютьенс приказать Принц Ойген занять позицию впереди, чтобы она могла использовать свой работающий радар для разведки строя. Британские крейсеры всю ночь следили за «Принцем Ойгеном» и «Бисмарком» , постоянно передавая местоположение и направление немецких кораблей. [29]

Битва в Датском проливе

[ редактировать ]
Картина Бисмарка (в центре) и Принца Ойгена (справа на заднем плане), сражающихся с британцами в битве в Датском проливе.

Утром 24 мая установилась суровая погода, обнажив ясное небо. В 05:07 того утра операторы гидрофонов на борту «Принца Ойгена» обнаружили пару неопознанных судов, приближающихся к немецкому строю на расстоянии 20 морских миль (37 км; 23 мили), сообщив: «Шум двух быстро движущихся турбинных кораблей под углом 280 ° относительно несущий!". [30] В 05:45 наблюдатели немецких кораблей заметили дым на горизонте; они оказались от Худа и Принца Уэльского под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда . Лютьенс приказал экипажам своих кораблей занять боевые посты. К 05:52 дальность упала до 26 000 м (85 000 футов), и Худ последовал принц Уэльский . открыл огонь, а минуту спустя за ним [31] Худ вступил в бой с Принцем Ойгеном , которого британцы считали Бисмарком , в то время как Принц Уэльский стрелял в Бисмарка . [б]

Британские корабли подошли к немцам в лоб, что позволило им использовать только передние орудия, в то время как «Бисмарк» и «Принц Ойген» могли вести полный залп . Через несколько минут после открытия огня Холланд приказал развернуться на 20° влево, что позволило бы его кораблям атаковать задние артиллерийские башни. Оба немецких корабля сосредоточили огонь на Худе . Примерно через минуту после открытия огня «Принц Ойген» попал в цель фугасным 20,3-см снарядом, взорвав невращающийся боекомплект снаряда крупный пожар и вызвав на «Худе» , который был быстро потушен. [32] Затем Холланд приказал сделать второй поворот на 20° влево, чтобы вывести свои корабли на параллельный курс с «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном» . К этому времени Бисмарк нашел расстояние до Худа , поэтому Лютьенс приказал Принцу Ойгену переключить огонь и нацелиться на Принца Уэльского, чтобы держать обоих своих противников под огнем. Уже через несколько минут «Принц Ойген» нанес пару попаданий по линкору и сообщил, что начался небольшой пожар. [33]

Затем Лютьенс приказал Принцу Ойгену отстать от Бисмарка , чтобы она могла продолжать следить за местоположением Норфолка и Саффолка , которые все еще находились примерно в 10–12 морских милях (от 19 до 22 км; от 12 до 14 миль) к востоку. В 06:00 «Худ» завершал свой второй поворот влево, когда «Бисмарк » дал пятый залп. Два снаряда приземлились коротко, попав в воду рядом с кораблем, но по крайней мере один из 38-сантиметровых бронебойных снарядов попал в Худ и пробил его тонкую броню верхнего пояса. Снаряд достиг Худа заднего магазина боеприпасов и взорвал 112 т (110 длинных тонн; 123 коротких тонны) кордитового пороха. [34] Мощный взрыв сломал кормовую часть корабля между главной мачтой и задней трубой; носовая часть еще некоторое время продолжала двигаться вперед, прежде чем хлынувшая вода заставила носовую часть корабля подняться в воздух под крутым углом. Корма так же поднялась вверх, когда вода хлынула в разорванные отсеки. [35] Всего через восемь минут стрельбы «Худ» исчезла, забрав с собой всех членов своего экипажа из 1419 человек, кроме трех. [36]

Спустя еще несколько минут, в течение которых «Принц Уэльский» нанес три попадания по «Бисмарку» , поврежденный британский линкор отошел. Немцы прекратили огонь, когда расстояние увеличилось, хотя капитан Эрнст Линдеманн , «Бисмарком » командующий , решительно выступал за преследование принца Уэльского и его уничтожение. [37] Лютьенс решительно отклонил эту просьбу и вместо этого приказал Бисмарку и Принцу Ойгену направиться в открытые воды Северной Атлантики. [38] После окончания боя Лютьенс сообщил, что «линейный крейсер, вероятно, Худ , затонул. Другой линкор, King George V или Renown , отвернулся, поврежденный. Два тяжелых крейсера поддерживают контакт». [39] В 08:01 он передал в ОКМ отчет о повреждениях и свои намерения, которые заключались в том, чтобы отделить «Принц Ойген» для коммерческого рейда и направиться в Сен-Назер для ремонта. [40] Вскоре после 10:00 Лютьенс приказал Принцу Ойгену отстать от Бисмарка, чтобы оценить серьезность утечки масла в результате попадания лука. Подтвердив «широкие потоки нефти по обе стороны следа [ Бисмарка ] », [41] Принц Ойген вернулся на передовую позицию. [41]

Разделение и возвращение во Францию.

[ редактировать ]

Из-за ухудшения погоды Лютьенс попытался отделить «Принца Ойгена» в 16:40. Шквал не был достаточно сильным, чтобы прикрыть ее отход от крейсеров Уэйк-Уокера , которые продолжали поддерживать радиолокационный контакт. Поэтому Принц Ойген был временно отозван. [42] Крейсер был успешно отсоединен в 18:14. Бисмарк развернулся лицом к строю Уэйк-Уокера, заставив Саффолка отвернуться на высокой скорости. Принц Уэльский произвел двенадцать залпов по «Бисмарку» , тот ответил девятью залпами, ни один из которых не попал в цель. Эта акция отвлекла внимание британцев и позволила Принцу Ойгену ускользнуть. [43]

26 мая «Принц Ойген» встретился с кораблем снабжения «Шпихерн», чтобы заправить почти пустые топливные баки. [44] К тому времени у нее осталось всего 160 тонн топлива, чего хватило бы на день. [45] После этого корабль продолжил путь дальше на юг, выполняя миссию против судоходных линий. [46] Прежде чем было обнаружено какое-либо торговое судно, в его двигателях обнаружились дефекты, и 27 мая, в день потопления «Бисмарка» , ему было приказано отказаться от своей миссии и отправиться в порт оккупированной Франции. [47] 28 мая Prinz Eugen дозаправился с танкера Esso Hamburg . В тот же день обнаружились новые проблемы с двигателем, в том числе проблемы с турбиной левого двигателя, охлаждением среднего двигателя и проблемы с винтом правого борта, в результате чего максимальная скорость снизилась до 28 узлов. [48] Проблемы с винтами можно было проверить и отремонтировать только в доке, поэтому местом назначения был выбран Брест с его большими доками и ремонтными базами. Несмотря на находившееся в этом районе множество британских военных кораблей и несколько конвоев (29-го числа корабельная радистка опознала не менее 104 кораблей), «Принц Ойген» незамеченным достиг Бискайского залива, а 1 июня к кораблю присоединились немецкие эсминцы и самолеты, находившиеся в этом районе. побережье Франции южнее Бреста; [49] и препровожден в Брест, куда она прибыла поздно вечером 1 июня, где сразу же вошла в док. [44] [50]

Операция «Цербер» и норвежские операции

[ редактировать ]
Маршрут Принца Ойгена , Шарнхорста и Гнейзенау во время операции «Цербер»

Брест находится недалеко от баз на юге Англии и во время пребывания в Бресте «Принц Ойген» и линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» неоднократно подвергались атакам бомбардировщиков союзников. [49] Королевские ВВС в шутку называли эти три корабля Брестской флотилией для бомбардировок и с 1 августа по 31 декабря 1941 года сбросили на порт около 1200 тонн бомб. [51] В ночь на 1 июля 1941 г. [44] В «Принц Ойген» попала бронебойная бомба, разрушившая центр управления глубоко под мостом. В результате нападения погибли 60 человек и были ранены более 40 человек. [52] [49] [53] Потеря центра управления также сделала бесполезными основные орудия, и ремонт продлился до конца года. [51]

Непрерывные воздушные атаки привели к тому, что немецкое командование решило, что «Принц Ойген» , «Шарнхорст» и «Гнейзенау» должны будут перебраться на более безопасные базы, как только они будут отремонтированы и готовы. Тем временем операция «Бисмарк» продемонстрировала риски действий в Атлантике без прикрытия с воздуха. Кроме того, Гитлер рассматривал норвежский театр военных действий как «зону судьбы», поэтому в начале 1942 года он приказал вернуть три корабля в Германию, чтобы их можно было дислоцировать там. [54] [55] Намерение состояло в том, чтобы использовать корабли для перехвата конвоев союзников в Советский Союз , а также для усиления обороны Норвегии. [54] Гитлер настоял на том, чтобы они совершили путешествие через Ла-Манш , несмотря на протесты Редера, утверждавшие, что это слишком рискованно. [56] вице-адмиралу Отто Сильяксу Командование операцией было поручено . В начале февраля тральщики прочесали маршрут через Ла-Манш, однако британцам не удалось обнаружить эту активность. [54]

В 23:00 11 февраля «Шарнхорст » , «Гнейзенау» и «Принц Ойген» покинули Брест. Через час они вошли в Ла-Манш; три корабля мчались со скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миля в час), огибая по пути французское побережье. К 06:30 они прошли Шербур , после чего к ним присоединилась флотилия торпедных катеров. [54] Торпедные катера возглавил капитан цур Зее Эрих Бей на борту эсминца Z29 . Генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительной авиации) Адольф Галланд руководил истребительными и бомбардировочными силами Люфтваффе ( операция Доннеркейль ) во время «Цербера». [57] Истребители летели на высоте мачты, чтобы избежать обнаружения британской радиолокационной сетью. Офицеры связи присутствовали на всех трёх кораблях. Позднее прибыли немецкие самолеты, чтобы заглушить британский радар соломой . [54] К 13:00 корабли покинули Дуврский пролив , но через полчаса группа из шести Fairey Swordfish торпедоносцев в сопровождении Spitfire атаковала немцев. Британцам не удалось прорвать щит истребителей Люфтваффе, и все шесть «Суордфишей» были уничтожены. [58] [59]

Принц Ойген (в центре) на ремонте в Лофьорде; рядом с ней, по правому борту, находится ремонтное судно «Уаскаран» ; «Адмирал Шеер» также пришвартован за противоторпедными сетями.

У Дувра «Принц Ойген» попал под обстрел батарей британской береговой артиллерии, но ни разу не попал. Затем несколько торпедных катеров атаковали корабль, но эсминцы эскорта «Принца Ойгена » отогнали корабли прежде, чем они успели запустить торпеды. В 16:43 «Принц Ойген» столкнулся с пятью британскими эсминцами: «Кэмпбелл» , «Вивасиус» , «Маккей» , «Уитшед » и «Вустер» . Она выпустила по ним огонь из своей главной батареи и несколько раз попала в Вустер , но была вынуждена беспорядочно маневрировать, чтобы избежать их торпед. [60] Тем не менее «Принц Ойген» прибыл в Брунсбюттель утром 13 февраля совершенно неповрежденным. [56] но он стал единственным пострадавшим среди всех трех больших кораблей, убитым обстрелом авиации. [61]

21 февраля 1942 года «Принц Ойген» , тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер » и эсминцы «Рихард Бейтцен» , «Пауль Якоби» , Z25 , «Герман Шеман» и «Фридрих Ihn» направились в Норвегию. [62] После непродолжительной остановки в Гримстадфьорде корабли проследовали в Тронхейм. Два дня спустя во время патрулирования у Тронхеймс- фьорда британская подводная лодка «Трайдент» торпедировала «Принц Ойген» . [60] Торпеда попала кораблю в корму, убив пятьдесят человек, причинив серьезный ущерб и сделав корабль неманёвренным. Однако своим ходом ей удалось добраться до Тронхейма, а оттуда ее отбуксировали в Лофьорд [ де ] , где в течение следующих нескольких месяцев был произведен аварийный ремонт. Вся ее корма была срезана и покрыта металлическими пластинами, и были установлены два руля направления, управляемые вручную с помощью шпилей . [56] [63]

16 мая «Принц Ойген» совершил обратный рейс в Германию своим ходом. По пути в Киль корабль был атакован британскими силами из 19 бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» и 27 бомбардировщиков-торпедоносцев «Бристоль Бофорт» под командованием командира звена Мервина Уильямса , однако самолету не удалось поразить корабль. [60] «Принц Ойген» не работал на ремонте до октября; она провела ходовые испытания, начавшиеся 27 октября. [64] Ханс-Эрих Восс , который позже стал офицером связи Гитлера с военно-морскими силами, получил командование кораблем, когда он вернулся в строй. [65] согласно изначально запланированному названию, Судовой колокол австрийского линкора «Тегетхофф», был подарен 22 ноября итальянским контр-адмиралом де Анхелес. [66] В ноябре и декабре корабль был занят длительными испытаниями на Балтике. В начале января 1943 года Кригсмарине приказало кораблю вернуться в Норвегию для усиления стоявших там боевых кораблей. Дважды в январе «Принц Ойген» пытался отправиться в Норвегию на «Шарнхорсте» , но обе попытки были прерваны после того, как британские самолеты-разведчики заметили два корабля. После того, как стало очевидно, что перебросить корабль в Норвегию невозможно, «Принц Ойген» был направлен в учебную эскадру флота. Девять месяцев она курсировала по Прибалтике, тренируя курсантов. [64]

Сервис в Прибалтике

[ редактировать ]
Принц Ойген в движении

Когда Советская Армия оттеснила Вермахт на Восточном фронте , возникла необходимость повторно использовать « Принц Ойген» в качестве корабля артиллерийской поддержки; 1 октября 1943 года корабль был переведен на боевое дежурство. [64] В июне 1944 года «Принц Ойген» , тяжёлый крейсер «Лютцов» и 6-я флотилия эсминцев сформировали Вторую оперативную группу, позже переименованную в оперативную группу «Тиле» в честь её командира визеадмирала Августа Тиле . Принц Ойген находился в это время под командованием KzS Ганса-Юргена Райнике ; В течение июня он курсировал в восточной части Балтики, к северо-западу от острова Утё, в качестве демонстрации силы во время вывода немецких войск из Финляндии. 19–20 августа корабль зашёл в Рижский залив и обстрелял Тукумс . [67] [68] Действия поддерживали четыре эсминца и два торпедных катера, а также Prinz Eugen ; гидросамолеты Ar 196 Всего крейсер выпустил из главной батареи 265 снарядов. [64] [68] Бомбардировка Принца Ойгена сыграла важную роль в успешном отражении советской атаки. [69]

В начале сентября принц Ойген поддержал неудавшуюся попытку захватить остров-крепость Гогланд . Затем корабль вернулся в Готенхафен, а затем сопровождал конвой кораблей, эвакуирующих немецких солдат из Финляндии. [64] Конвой, состоящий из шести грузовых судов, вышел 15 сентября из Ботнического залива в сопровождении всей Второй оперативной группы. Шведская авиация и эсминцы следили за конвоем, но не вмешивались. В следующем месяце Принц Ойген вернулся к обязанностям по огневой поддержке. 11 и 12 октября она вела огонь в поддержку немецких войск в Мемеле . [67] За первые два дня корабль выпустил из главной батареи около 700 выстрелов. Она вернулась 14 и 15 числа, пополнив боезапас главного калибра, чтобы произвести еще 370 выстрелов. [64]

На обратном пути в Готенхафен 15 октября «Принц Ойген» случайно протаранил легкий крейсер «Лейпциг» на миделе к северу от Хелы . [64] Причиной столкновения стал сильный туман. [70] Легкий крейсер был разрезан почти пополам. [64] и два корабля оставались скованными вместе четырнадцать часов. [67] «Принц Ойген» был доставлен в Готенхафен, где в течение месяца был произведен ремонт. [64] Ходовые испытания начались 14 ноября. [68] 20–21 ноября корабль поддержал немецкие войска на полуострове Сворбе , выпустив около 500 выстрелов ГК. четыре торпедных катера — Т13 , Т16 , Т19 и Т21 . К операции присоединились [68] Затем Принц Ойген вернулась в Готенхафен, чтобы пополнить запасы и расточить изношенные стволы орудий. [64]

Принц Ойген под конвоем из Копенгагена в Вильгельмсхафен после капитуляции

Крейсер был готов к действию к середине января 1945 года, когда его направили для бомбардировки советских войск в Земланде . [71] Корабль произвел 871 выстрел боеприпасами по советским войскам, наступавшим на немецкий плацдарм у Кранца, удерживаемый XXVIII корпусом , защищавшим Кёнигсберг . В этой операции ее поддерживали эсминец Z25 и торпедный катер T33 . [68] К этому моменту «Принц Ойген» израсходовал боеприпасы своей главной батареи, и критическая нехватка боеприпасов вынудила корабль оставаться в порту до 10 марта, когда он подверг бомбардировке советские войска в районе Готенхафена, Данцига и Хелы. В ходе этих операций она выпустила в общей сложности 2025 снарядов из своего 20,3-см орудия и еще 2446 снарядов из своего 10,5-см орудия. Старый линкор «Шлезиен» также обеспечивал огневую поддержку, как и «Лютцов» после 25 марта. Кораблями командовал вице-адмирал Бернхард Рогге . [68] [72]

В следующем месяце, 8 апреля, Принц Ойген и Лютцов отправились в Свиноуйсьце . [67] 13 апреля 34 бомбардировщика «Ланкастер» атаковали два корабля, находившиеся в порту. Густая облачность вынудила британцев прервать миссию и вернуться через два дня. Во время второй атаки им удалось потопить Лютцов одним попаданием бомбы Tallboy . [73] Принц Ойген Затем отправился из Свиноуйсьце в Копенгаген . [67] прибытие 20 апреля. передан под контроль Королевского флота . Оказавшись там, он был выведен из эксплуатации 7 мая и на следующий день [72] За руководство «Принцем Ойгеном» в последний год войны Райнике был награжден Рыцарским крестом Железного креста . 21 апреля 1945 года [74] За свою оперативную карьеру в Кригсмарине ; Принц Ойген потеряла 115 членов экипажа 79 человек погибли в боях , 33 погибли в результате несчастных случаев и трое умерли по другим причинам. Из этих 115 членов экипажа четверо были офицерами, семь — курсантами или прапорщиками, двое — старшинами, 22 — младшими старшинами, 78 — матросами и двое — гражданскими лицами. [65]

Служба в ВМС США

[ редактировать ]
Военный корабль США «Принц Ойген» проходит через Панамский канал в 1946 году. Орудия на башне А отсутствуют.

27 мая 1945 года «Принц Ойген» и лёгкий крейсер «Нюрнберг» — единственные крупные немецкие военно-морские корабли, пережившие войну в исправном состоянии, — сопровождались британскими крейсерами «Дидона» и «Девоншир» в Вильгельмсхафен . 13 декабря «Принц Ойген» был вручен в качестве военной награды США, которые отправили корабль в Везермюнде . [67] Соединенные Штаты не особенно хотели иметь крейсер, но хотели помешать Советскому Союзу его приобрести. [75] Ее американский командующий капитан Артур Х. Граубарт позже рассказывал, как представители Великобритании, СССР и США в Контрольной комиссии заявили права на корабль и как в конце концов различные крупные призы были разделены на три лота, «Принц Ойген» одним из которых был . Затем три жребия были разыграны в стиле лотереи из его шляпы: британские и советские представители разыграли жребий для других кораблей, а Граубарту остался жребий для Принца Ойгена . [76] Крейсер был принят в состав ВМС США как несекретное судно разного назначения USS Prinz Eugen с бортовым номером IX-300. Сводный американо-немецкий экипаж, состоящий из 574 немецких офицеров и матросов, под руководством восьми американских офицеров и восьмидесяти пяти рядовых под командованием Граубарта. [77] [78] затем отправился на корабле в Бостон , отправившийся 13 января 1946 года и прибывший 22 января. [67]

После прибытия в Бостон корабль был тщательно осмотрен ВМС США. [72] Ее очень большая группа по выбросам парниковых газов пассивная гидролокационная была снята и установлена ​​на подводной лодке USS Flying Fish для испытаний. [79] Американский интерес к технологии магнитных усилителей снова возрос после результатов исследований системы управления огнем Принца Ойгена . [80] [81] Орудия из башни «Антон» были сняты в феврале в Филадельфии. [82] 1 мая немецкие члены экипажа покинули корабль и вернулись в Германию. После этого у американского экипажа возникли серьезные трудности с поддержанием двигательной установки корабля в рабочем состоянии: после ухода немцев одиннадцать из двенадцати котлов вышли из строя. Затем корабль был передан в состав флота целевых кораблей для операции «Перекресток» на атолле Бикини . Операция «Перекресток» стала серьезным испытанием воздействия ядерного оружия на военные корабли различных типов. Проблема с двигательной установкой « Принца Ойгена» , возможно, повлияла на решение об его использовании в ядерных испытаниях. [78] [83]

USNS Salvor и танкер Humber сливают нефть с места крушения в сентябре 2018 года.

Ее отбуксировали в Тихий океан через Филадельфию и Панамский канал . [78] вылет 3 марта. [82] Корабль пережил два взрыва атомных бомб: Test Able , воздушный взрыв 1 июля 1946 года, и Test Baker , подводный взрыв 25 июля. [84] «Принц Ойген» был пришвартован примерно в 1200 ярдах (1100 м) от эпицентра обоих взрывов и получил лишь легкие повреждения; [85] взрыв Эйбл только погнул фок-мачту и сломал вершину главной мачты. [86] Она не получила существенных структурных повреждений от взрывов, но была полностью загрязнена радиоактивными осадками. [84] Корабль был отбуксирован на атолл Кваджалейн в центральной части Тихого океана, где из-за радиационной опасности не удалось устранить небольшую утечку. [87] 29 августа 1946 года ВМС США вывели из эксплуатации Prinz Eugen . [84]

К концу декабря 1946 года корабль находился в очень плохом состоянии; 21 декабря она начала сильно крениться. [78] Спасательную команду не удалось вовремя доставить в Кваджалейн. [84] поэтому ВМС США попытались вывести корабль на берег, чтобы предотвратить его затопление, но 22 декабря «Принц Ойген» перевернулся и затонул. [78] Орудийные башни главного калибра выпали из барбетов , когда корабль перевернулся. Корма корабля, включая его гребные винты, остается видимой над поверхностью воды. [87] Правительство США отказало в праве на утилизацию на том основании, что оно не хочет, чтобы загрязненная сталь поступала на рынок. [84] корабля В августе 1979 года один из гребных винтов был извлечен и помещен в военно-морской мемориал Лабое в Германии. [8] Корабельный колокол в настоящее время хранится в Национальном музее ВМС США , а колокол из Тегеттофа хранится в Граце , Австрия. [65]

Начиная с 1974 года правительство США стало предупреждать об опасности утечки нефти из полных топливных бункеров корабля. Правительство было обеспокоено риском того, что сильный тайфун повредит затонувший корабль и вызовет утечку. ВМФ Начиная с февраля 2018 года ВМС США, в том числе Первое мобильное водолазно-спасательное подразделение , армия США и Маршалловы острова , провели совместную операцию по удалению нефти со спасательным кораблем USNS Salvor , который проделал отверстия в топливных баках корабля для перекачки нефти. нефть с места крушения прямо в нефтяной танкер Humber . [88] [89] ВМС США сообщили, что работы были завершены к 15 октября 2018 года; В рамках проекта было добыто около 250 000 галлонов США (950 000 л) мазута, что составило 97 процентов топлива, оставшегося на борту затонувшего корабля. Лейтенант-коммандер Тим Эмге, офицер, ответственный за спасательную операцию, заявил, что «активных утечек больше нет... оставшееся масло заключено в несколько внутренних резервуаров без утечек и покрыто многослойной защитой». [89]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «L/60» обозначает длину пистолета. Длина орудия 60- го калибра в 60 раз превышает диаметр ствола.
  2. Британцы не знали, что немецкие корабли поменяли позиции в Датском проливе. Наблюдатели на «Принце Уэльском» правильно идентифицировали корабли, но не проинформировали адмирала Холланда. См. Зеттерлинг и Тамеландер , с. 165.
  1. ^ Уильямсон , стр. 4–5.
  2. ^ Куп и Шмолке , с. 9.
  3. ^ Буш , с. 10.
  4. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 65.
  5. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 66.
  6. ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 37.
  7. ^ Шмаленбах , стр. 121–122.
  8. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 67.
  9. ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке , с. 146.
  10. ^ Уильямсон , с. 35.
  11. ^ Уильямсон , стр. 37–38.
  12. ^ Jump up to: а б с д Уильямсон , с. 38.
  13. ^ Jump up to: а б Шмаленбах , с. 140.
  14. ^ Мюлленхайм-Рехберг , с. 60.
  15. ^ Мюлленхайм-Рехберг , с. 76.
  16. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 214.
  17. ^ Jump up to: а б Беркусон и Хервиг , с. 65.
  18. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 66–67.
  19. ^ Беркусон и Хервиг , с. 68.
  20. ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 114.
  21. ^ Мюлленхайм-Рехберг , с. 83.
  22. ^ Беркусон и Хервиг , с. 71.
  23. ^ Беркусон и Хервиг , с. 72.
  24. ^ Гарцке и Дулин , с. 215.
  25. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 216.
  26. ^ Беркусон и Хервиг , с. 126.
  27. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 126–127.
  28. ^ Беркусон и Хервиг , с. 127.
  29. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 129–133.
  30. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 133–134.
  31. ^ Гарцке и Дулин , стр. 219–220.
  32. ^ Гарцке и Дулин , с. 220.
  33. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 151–153.
  34. ^ Беркусон и Хервиг , с. 153.
  35. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 155–156.
  36. ^ Гарцке и Дулин , с. 223.
  37. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 162–165.
  38. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 165–166.
  39. ^ Беркусон и Хервиг , с. 167.
  40. ^ Беркусон и Хервиг , с. 168.
  41. ^ Jump up to: а б Беркусон и Хервиг , с. 173.
  42. ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 192–193.
  43. ^ Гарцке и Дулин , с. 227.
  44. ^ Jump up to: а б с Шмаленбах , с. 141.
  45. ^ Буш , с. 93.
  46. ^ Буш , с. 97.
  47. ^ Буш , с. 104.
  48. ^ Буш , с. 108.
  49. ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 39.
  50. ^ Буш , стр. 108–109.
  51. ^ Jump up to: а б Буш , с. 117.
  52. ^ Куп и Шмолке , с. 150.
  53. ^ Буш , стр. 113–118.
  54. ^ Jump up to: а б с д и Гарцке и Дулин , с. 146.
  55. ^ Уильямсон , стр. 39–40.
  56. ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 40.
  57. ^ Хутон , стр. 114–115.
  58. ^ Хутон , с. 114.
  59. ^ Уил , с. 17.
  60. ^ Jump up to: а б с Шмаленбах , с. 142.
  61. ^ Буш , с. 145.
  62. ^ Ровер , с. 146.
  63. ^ Буш , стр. 157–160.
  64. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уильямсон , с. 41.
  65. ^ Jump up to: а б с Куп и Шмолке , с. 160.
  66. ^ Куп и Шмолке , стр. 182–183.
  67. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шмаленбах , с. 143.
  68. ^ Jump up to: а б с д и ж Куп и Шмолке , с. 154.
  69. ^ Ровер , с. 351.
  70. ^ Ровер , с. 363.
  71. ^ Уильямсон , стр. 41–42.
  72. ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 42.
  73. ^ Ровер , с. 409.
  74. ^ Дверь , стр. 169.
  75. ^ Дельгадо , с. 44.
  76. ^ Буш , стр. 212–213.
  77. ^ Славик , с. 245.
  78. ^ Jump up to: а б с д и «Принц Ойген» . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 27 июля 2011 г.
  79. ^ Фридман , с. 62.
  80. ^ Гейгер , стр. 11.
  81. ^ Блэк , стр. 427–435.
  82. ^ Jump up to: а б Робертс , с. 60.
  83. ^ Куп и Шмолке , с. 159.
  84. ^ Jump up to: а б с д и Сиече , с. 229.
  85. ^ Робертс , с. 59.
  86. ^ Робертс , с. 65.
  87. ^ Jump up to: а б Ленихан , с. 200.
  88. ^ Мизоками .
  89. ^ Jump up to: а б Бритвы .
  • Беркусон, Дэвид Дж. и Хервиг, Хольгер Х. (2003). Уничтожение «Бисмарка» . Нью-Йорк: Оверлук Пресс. ISBN  978-1-58567-397-1 .
  • Блэк, АО (ноябрь 1948 г.). «Влияние материала сердечника на конструкцию магнитного усилителя». Материалы Национальной конференции по электронике . 4 : 427–435.
  • Буш, Фриц-Отто (1975). Принц Ойген . Лондон: Первые публикации Futura. ISBN  0-8600-72339 .
  • Дельгадо, Джеймс П. (1996). Флот-призрак: затонувшие корабли атолла Бикини . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-1864-7 .
  • Дорр, Манфред (1996). Рыцарские крестоносцы надводных войск ВМФ - Том 2: Л-З (на немецком языке ] ). Оснабрюк: Biblio Verlag. ISBN  978-3-7648-2497-6 .
  • Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-260-5 .
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Гейгер, Уильям А. (1957) [1954]. «Историческое развитие схем магнитных усилителей». Схемы магнитных усилителей (2-е изд.). Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill. п. 11 . Номер карточки каталога Библиотеки Конгресса 56-12532. Одной из причин повышенного интереса к магнитным усилителям в этой стране были успешные немецкие разработки для различных военных применений, особенно для морских систем управления огнем, которые использовались на немецком тяжелом крейсере «Принц Ойген».
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хутон, скорая помощь (1997). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Лондон: Брокгемптон. ISBN  978-1-86019-995-0 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1992). «Адмирал Хиппер» ( Тяжелые крейсеры типа на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5896-8 .
  • Ленихан, Дэниел (2003). Под водой: приключения самой элитной команды подводной археологии Америки . Нью-Йорк: Ньюмаркет. ISBN  978-1-55704-589-8 .
  • Мизоками, Кайл (17 сентября 2018 г.). «США нанесли ядерный удар по этому военному кораблю в 1946 году. Теперь Америка пытается спасти свою нефть, пока не стало слишком поздно» . Популярная механика . Проверено 17 сентября 2018 г.
  • Мюлленхайм-Рехберг, Буркхард фон (1980). Линкор «Бисмарк», история выжившего . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-096-9 .
  • Робертс, Джон, изд. (1979). «Иллюстрация военного корабля: Принц Ойген». Военный корабль . III . Лондон: Conway Press: 59–65. ISBN  978-0-85177-204-2 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Шмаленбах, Пол (1971). «КМ Принц Ойген». Профиль военного корабля 6 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 121–144. OCLC   10095330 .
  • Шейверс, Клайд (15 октября 2018 г.). «Дайверы ВМС США добывают нефть с потерпевшего крушение корабля времен Второй мировой войны «Принц Ойген»» . www.cfp.navy.mil . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 года . Проверено 19 октября 2018 г.
  • Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Славик, Джозеф П. (2003). Круиз немецкого рейдера «Атлантида» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-537-8 .
  • Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-85532-595-1 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие тяжелые крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-502-0 .
  • Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии . Дрексел Хилл: Каземат. ISBN  978-1-935149-04-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бердик, Чарльз Бертон (1996). Конец принца Ойгена (IX300) . Менло-Парк: Группа публикаций Маркграфа. ISBN  0944109101 .
  • Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-217-8 .

8 ° 45'9,85 "с.ш. 167 ° 40'59,16" в.д.  / 8,7527361 ° с.ш. 167,6831000 ° в.д.  / 8,7527361; 167,6831000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17f3c39c02a524099ebcbaa446ec665b__1722243000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/5b/17f3c39c02a524099ebcbaa446ec665b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German cruiser Prinz Eugen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)