Немецкий линкор Шарнхорст
![]() Шарнхорст | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Шарнхорст |
Тезка | Герхард Иоганн фон Шарнхорст (1755–1813) [1] |
Строитель | Вильгельмсхафенская военно-морская верфь |
Заложен | 15 июня 1935 г. |
Запущен | 3 октября 1936 г. |
Введен в эксплуатацию | 7 января 1939 г. |
Девиз | всегда Шарнхорст вперед [2] |
Судьба | затонул в 72 ° 16' с.ш. 28 ° 41' в.д. / 72,267 ° с.ш. 28,683 ° в.д. Битва у Нордкапа 26 декабря 1943 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Шарнхорст класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 234,9 м (770 футов 8 дюймов) |
Луч | 30 м (98 футов 5 дюймов) |
Черновик | 9,9 м (32 фута 6 дюймов) |
Установленная мощность | 159 551 л.с .; 118 977 кВт [3] |
Движение | 3 Brown, Boveri & Co. с редуктором паровые турбины |
Скорость | 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час) |
Диапазон | 7100 миль (13100 км; 8200 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 3 Плуга на 196А |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
Шарнхорст был немецким крупным кораблем , также называемым линкором или линейным Кригсмарине нацистской Германии крейсером . Он был головным кораблем своего класса , в который входил ее однотипный корабль «Гнейзенау» . Корабль был построен на верфи Kriegsmarinewerft в Вильгельмсхафене ; он был заложен 15 июня 1935 года и спущен на воду через год и четыре месяца, 3 октября 1936 года. Построенный в январе 1939 года, корабль был вооружен главной батареей из девяти 28-см (11 дюймов) орудий C/34 в трех трехорудийных башнях. . Планы по замене этого вооружения шестью 38-см (15-дюймовыми) орудиями SK C/34 в двухбашенных башнях так и не были реализованы.
Шарнхорст и Гнейзенау действовали вместе на протяжении большей части начала Второй мировой войны , включая вылазки в Атлантику для совершения набегов на британские торговые суда. Во время своей первой операции в ноябре 1939 года «Шарнхорст» потопил вооруженный торговый крейсер HMS Rawalpindi в коротком бою . Шарнхорст и Гнейзенау участвовали в операции Weserübung , немецком вторжении в Норвегию, с апреля по июнь 1940 года. Во время операций у берегов Норвегии два корабля вступили в бой с линейным крейсером HMS Renown и потопили авианосец HMS Glorious, а также его эскортные эсминцы Acasta и Ardent . В этом бою «Шарнхорст» добился одного из самых дальних попаданий в истории кораблей.
В начале 1942 года, после британских бомбардировок, два корабля прошли Ла-Манш вверх по Ла-Маншу из оккупированной Франции в Германию. В начале 1943 года «Шарнхорст» присоединился к «Бисмарк» линкору типа «Тирпиц» в Норвегии, чтобы перехватывать конвои союзников, направлявшиеся в Советский Союз . Шарнхорст и несколько эсминцев вышли из Норвегии, чтобы атаковать конвой, но британские военно-морские патрули перехватили немецкие войска. Во время битвы у Нордкапа (26 декабря 1943 года) Королевского флота линкор HMS Duke of York и его эскорт потопил «Шарнхорст» . Из экипажа в 1968 человек выжили только 36 человек.
Дизайн
[ редактировать ]
Шарнхорста Водоизмещение 32 100 длинных тонн (32 600 т ) при стандартном водоизмещении и 38 100 длинных тонн (38 700 т) при полной нагрузке . ее составляла 234,9 м (770 футов 8 дюймов) Общая длина , ширина - 30 м (98 футов 5 дюймов) и максимальная осадка 9,9 м (32 фута 6 дюймов). Он был оснащен тремя Brown, Boveri & Cie с редуктором паровыми турбинами , общая мощность которых составляла 159 551 л.с .; Мощность 118 977 кВт и максимальная скорость 31,5 узла (58,3 км/ч; 36,2 миль в час) на скоростных испытаниях. [3] Ее стандартный экипаж насчитывал 56 офицеров и 1613 рядовых, а за время войны увеличился до 60 офицеров и 1780 солдат. Будучи эскадрильи флагманом , «Шарнхорст» имел на борту еще 10 офицеров и 61 рядового. [4]
Он был вооружен главной батареей из девяти 28-см (11,1 дюйма) орудий L/54,5, расположенных в трех трехорудийных башнях : две башни были размещены в носовой части по принципу суперстрельбы (Антон и Бруно) и одна кормовая (Цезарь). Конструкция также позволяла оснастить корабль шестью 15-дюймовыми орудиями, чего так и не произошло. Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати орудий калибра 15 см (5,9 дюйма) L/55 , восемь из которых размещались в двухорудийных башнях, а остальные четыре - в отдельных башнях. Ее зенитное вооружение состояло из четырнадцати 10,5-см ( 3,7 1,5 дюйма) SK C/30 L/83 и шестнадцати C/30 -см (1,5 дюйма) зенитных орудий . Количество 2-см орудий со временем было увеличено до тридцати восьми. Шесть надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) , снятых с лёгких крейсеров «Нюрнберг» и «Лейпциг» , были установлены в 1942 году. [4]
«Шарнхорст» имел броневой пояс толщиной 350 мм (13,8 дюйма) в центральной части, где он защищал корабельные магазины с боеприпасами и помещения двигательной установки. Корабль имел бронепалубу, толщина которой составляла от 20 до 40 мм (0,79–1,57 дюйма) на плоской части и увеличивалась до 105 мм (4,1 дюйма) на наклонных вниз сторонах, которые соединялись с нижней частью пояса. Башни главного калибра имели броню 360 мм (14 дюймов) по граням и 200 мм (7,9 дюйма) по бокам. Боевая рубка имела защиту по бортам 350 мм. [4]
Командиры
[ редактировать ]На момент ввода в строй « Шарнхорстом» командовал капитан zur See ( KzS ) Отто Цилиакс . Его пребывание на посту командира корабля было недолгим; в сентябре 1939 года болезнь вынудила его уйти на больничный, и его заменил КзС Курт-Цезарь Гофман . Хоффманн служил капитаном корабля до 1942 года. [5] 1 апреля 1942 года Хоффманн, получивший звание Контерадмирала (контр-адмирал) и награжденный Рыцарским крестом , передал командование кораблём KzS Friedrich Hüffmeier . [6] В октябре 1943 года [7] незадолго до Шарнхорста последней миссии Хюффмайера сменил KzS Фриц Хинтце, [8] который был убит во время финальной битвы корабля. [9]
История обслуживания
[ редактировать ]
Шарнхорст был заказан как Ersatz Elsass в качестве замены старому до дредноута Elsass под контрактным названием «D». [4] компания Kriegsmarinewerft в Вильгельмсхафене , где 16 июля 1935 года была заложена киль. Контракт получила [10] Корабль был спущен на воду 3 октября 1936 года, свидетелями которого были Адольф Гитлер , военный министр генерал-фельдмаршал Вернер фон Бломберг и вдова капитана цур Зее Шульца, командира броненосного крейсера Шарнхорст , потопленного в битве за Фолклендские острова. во время Первой мировой войны . После спуска на воду последовали доводочные работы, которые были завершены к январю 1939 года. [11] Шарнхорст был принят в состав флота 9 января для ходовых испытаний . [12] что выявило опасную тенденцию к перевозке значительных объемов воды в сильном море. Это вызвало затопление носовой части и повреждение электросистем в носовой артиллерийской башне («Антон»). В результате она вернулась на верфь для обширной модификации носовой части. Оригинальный прямой форштевень был заменен приподнятым «Атлантическим луком». В ходе реконструкции также был установлен наклонный колпак воронки и увеличен авиационный ангар; грот-мачта также была перенесена дальше на корму. Доработки завершились к ноябрю 1939 года, и к этому времени корабль наконец был полностью боеспособен. [11]
началась Первая операция Шарнхорста 21 ноября 1939 года; [13] корабль и его сестра «Гнейзенау » должны были атаковать Северный патруль между Исландией и Фарерскими островами . [14] Целью операции было оттянуть британские части и ослабить давление на тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее» , преследуемый в Южной Атлантике. Патрульная линия из четырех подводных лодок была размещена в Северном море для перехвата любых вылазок Флота Метрополии. [15] Два линкора покинули Вильгельмсхафен в компании легких крейсеров «Кёльн» и «Лейпциг» , а также трёх эсминцев, которые утром 22 ноября разошлись для действий в Скагерраке . [16] На следующий день немецкие линкоры перехватили британский вооруженный торговый крейсер «Равалпинди» . [17] В 16:07 наблюдатели на борту «Шарнхорста» заметили судно, и менее чем через час «Шарнхорст» закрыл дальность стрельбы. В 17:03 «Шарнхорст» открыла огонь, а через три минуты залп ее 28-см орудий поразил Равалпинди мостик , убив капитана Эдварда Кеннеди и большинство офицеров. [18] В ходе короткого боя Равалпинди сумел поразить Шарнхорст , что привело к незначительному повреждению осколками. [13]
К 17:16 Равалпинди сильно горел и начал тонуть. Адмирал Вильгельм Маршалл на борту «Гнейзенау » приказал «Шарнхорсту» подобрать выживших. Эти спасательные операции были прерваны появлением крейсера «Ньюкасл» . На основании донесений Равалпинди и Ньюкасла британцы перебросили Флот метрополии с линкорами «Нельсон» и «Родни» из «Клайда» в сторону Норвегии на случай, если немцы намеревались вернуться в Германию, а линейные крейсеры «Худ» и французский «Дюнкерк» ушли из Девонпорта в сторону Исландии, чтобы предотвратить прорыв к Атлантике. Зная об этом переброске через B-Dienst , Маршалл отступил на север и стал ждать плохой погоды, чтобы прорваться через линию патрулирования британских крейсеров и эсминцев между Шетландскими островами и Норвегией. [19] Немцы достигли Вильгельмсхафена 27 ноября, и по пути оба линкора получили значительные повреждения от сильного волнения и ветра. [18] «Шарнхорст» ремонтировали в Вильгельмсхафене, а в доке провели капитальный ремонт его котлов. [13]
После завершения ремонта «Шарнхорст» отправился в Балтийское море для обучения стрельбе. Тяжелый лед на Балтике удерживал корабль там до февраля 1940 года, когда он смог вернуться в Вильгельмсхафен, прибыв туда 5 февраля. [20] С 18 по 20 февраля он участвовал в операции «Нордмарк» — коротком вылазке в Северное море до Шетландских островов . [21]
Учения «Операция Везер»
[ редактировать ]Затем она была направлена в войска, участвовавшие в операции Weserübung — вторжении в Данию и Норвегию. Шарнхорст и Гнейзенау были прикрытием штурмов Нарвика и Тронхейма ; два корабля покинули Вильгельмсхафен утром 7 апреля. [13] под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса . [22] К ним присоединились силы вторжения в Тронхейм, состоявшие из тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и четырех эсминцев, и силы вторжения в Нарвик, состоявшие из десяти эсминцев. Между 14:25 и 14:48 7 апреля корабли были безуспешно атакованы двенадцатью бомбардировщиками к западу от Скагеррака. К вечеру погода ухудшилась, несколько эсминцев не смогли выдержать высокую (27 узлов, 50 км/ч, 31 миль в час) скорость и остались позади основных сил. [23] [24] В тот вечер сильный ветер нанес значительный структурный ущерб, а наводнение привело к загрязнению части Шарнхорста . запасов топлива [20] 8 апреля в 09:15 один из шедших эсминцев « Бернд фон Арним» подал сигнал о бое с британским эсминцем. [20] и в 09:22 Лютьенс приказал адмиралу Хипперу провести расследование. Немецкий крейсер обнаружил британский эсминец HMS Glowworm и поразил его точным артиллерийским огнём. Прежде чем «Светлячок» затонул, он попытался протаранить и повредить «Адмирала Хиппера» и разослал предупреждающее сообщение британскому флоту. Вскоре после боя со Светлячком «Адмирал Хиппер» и четыре ее эсминца взяли курс на Тронхейм, а в 22:00 десять эсминцев ушли в Нарвик, в то время как «Шарнхорст» и «Гнейзенау» заняли позицию южнее Лофотенских островов в Вест-фьорде для прикрытия обеих высадок. [25] [26]

Рано утром 9 апреля два корабля столкнулись с британским линейным крейсером HMS Renown . «Гнейзенау» судна зафиксировал Радар Seetakt радиолокационный контакт в 04:30, что побудило экипажи обоих судов отправиться на боевые посты. [27] Полчаса спустя Шарнхорста » штурман « заметил вспышки орудий с «Славы», стрелявшей по Гнейзенау ; [13] Через три минуты немцы открыли ответный огонь. «Гнейзенау» получила два попадания, и один снаряд вывел из строя ее заднюю орудийную башню. В начале боя [27] Радар « Шарнхорста » вышел из строя, из-за чего он не смог эффективно атаковать «Славу» во время боя. В 05:18 британский линейный крейсер перенес огонь на «Шарнхорст» , который маневрировал, чтобы уклониться от падающих снарядов. К 07:15 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» использовали свою превосходную скорость, чтобы уйти от преследующего «Славы» . Тяжелое волнение и высокая скорость, с которой пара линкоров ушла, заставили их перебросить вперед большое количество воды. Передняя башня «Шарнхорста » («Антон») была выведена из строя из-за сильного наводнения. [13] Механические проблемы с турбинами правого борта возникли после работы на полной скорости, что вынудило корабли снизить скорость до 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). [28]
Шарнхорст и Гнейзенау достигли точки к северо-западу от Лофотенских островов, Норвегия, к 12:00 9 апреля. Затем два корабля повернули на запад на 24 часа, пока проводился временный ремонт. После дня движения на запад корабли повернули на юг. Поскольку передача радиосообщений выдала бы британцам положение кораблей, Arado 196 был запущен поплавок 10 апреля в 12:00 с "Шарнхорста" с указанием лететь в направлении Норвегии и сигнализировать там о намерениях Лютьенса. прорваться в Германию в ночь на 11 апреля. Самолет был запущен на большую дальность и едва смог достичь внешних островов на норвежском побережье, где ему удалось отправить свое сообщение. Гидросамолет был отбуксирован в Тронхейм, где он также мог передать адмиралу Хипперу приказ Лютьенса присоединиться к немецким линкорам на обратном пути в Германию. [29] Адмирал Хиппер присоединился к нему утром 12 апреля, но четырем его эсминцам пришлось остаться в Тронхейме из-за нехватки топлива. [30] В тот день патрульный самолет Королевских ВВС (RAF) заметил три корабля, и 82 самолетам бомбардировочного командования RAF и девяти самолетам прибрежного командования RAF было приказано атаковать корабли. Однако немецкие военные корабли были защищены плохой видимостью, и ни один из бомбардировщиков не нашел кораблей, потеряв при этом девять из них от немецких истребителей. Три корабля благополучно достигли Вильгельмсхафена в 22:00. [31] [32] [33] «Шарнхорст» ремонтировался на заводе «Дойче Верке» в Киле . В ходе ремонта была снята авиационная катапульта , установленная на задней («Цезаре») артиллерийской башне. [34]
Операция Юнона
[ редактировать ]Два корабля покинули Вильгельмсхафен 4 июня и вернулись в Норвегию. К ним присоединились «Адмирал Хиппер» и четыре эсминца. [35] Целью вылета было прервать усилия союзников по пополнению запасов норвежцев и ослабить давление на немецкие войска, сражающиеся в Норвегии. [34] 7 июня эскадра встретилась с танкером «Дитмаршен» для дозаправки «Адмирала Хиппера» и четырех эсминцев. На следующий день был обнаружен и потоплен британский траулер HMT Juniper вместе с водоизмещением 5666 брт нефтяным танкером Oil Pioneer . [36] Затем немцы запустили свои поплавковые самолеты Ar 196 для поиска новых кораблей союзников. «Адмирал Хиппер» и эсминцы были отправлены уничтожить «Ораму» , пассажирское судно водоизмещением 19 840 брт, в то время как «Атлантиде» , кораблю-госпиталю , было разрешено беспрепятственно следовать дальше. Адмирал Маршалл отправил «Адмирала Хиппера» и четыре эсминца для дозаправки в Тронхейме, а сам направился в район Харстада . [35]

В 17:45 немецкие линкоры заметили британский авианосец «Глориус» и два эсминца сопровождения, «Ардент» и «Акаста» , на расстоянии около 40 000 м (44 000 ярдов; 25 миль). В 18:32 «Шарнхорст» (как ближайший корабль) открыл огонь из своего основного вооружения по «Славному» на дальности 26 000 м (28 000 ярдов; 16 миль). [37] [38] Через шесть минут после открытия огня «Шарнхорст» поразил цель на расстоянии 25 600 м (28 000 ярдов; 15,9 миль). Снаряд попал в верхний ангар авианосца и вызвал сильный пожар. Менее чем через десять минут снаряд «Гнейзенау» попал в мостик и убил «Глориуса » . капитана [39] Два эсминца попытались прикрыть «Славный» дымовой завесой, но немецкие линкоры смогли отследить авианосец с помощью своего радара. К 18:26 дальность упала до 24 100 м (26 400 ярдов; 15,0 миль), и Шарнхорст и Гнейзенау открыли по авианосцу полные залпы. [40] Примерно через час стрельбы немецкие линкоры отправили «Славного» на дно. [39] Они также потопили два эсминца. Когда «Акаста» затонула, одна из четырех выпущенных ею торпед попала в «Шарнхорст» в 19:39. [41] [42] «Акаста» также поразила «Шарнхорста » переднюю сверхстрелковую башню из своих 4,7-дюймовых орудий QF, что нанесло незначительный ущерб. Попадание торпеды нанесло серьезный ущерб; он проделал дыру размером 14 на 6 м (15,3 на 6,6 ярда) и впустил в корабль 2500 т (2500 длинных тонн; 2800 коротких тонн) воды. Задняя башня («Цезарь») была выведена из строя, 48 человек погибли. Наводнение вызвало крен на 5 градусов, увеличило осадку кормы почти на метр и вынудило Шарнхорста снизить скорость до 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [43] В результате наводнения также были существенно повреждены механизмы корабля, разрушен гребной вал правого борта. [35]
Повреждения были настолько серьезными, что «Шарнхорст» был вынужден отправиться в Тронхейм для временного ремонта. [44] ремонтный корабль «Уаскаран» Во второй половине дня 9 июня она достигла порта, где ждал . На следующий день самолет-разведчик прибрежного командования Королевских ВВС заметил корабль, а налет двенадцати бомбардировщиков «Хадсон» 11 июня состоялся . «Хадсоны» сбросили тридцать шесть бронебойных бомб массой 227 фунтов (103 кг), но все они промахнулись. Королевский флот присоединился к атакам на корабль, отправив линкор «Родни» и авианосец «Арк Ройал» . 13 июня «Арк Ройал» запустила пятнадцать пикирующих бомбардировщиков «Скуа» ; Немецкие истребители перехватили нападавших и сбили восемь из них. Остальные семь преодолели средства ПВО и атаковали Шарнхорст , но нанесли только одно попадание, и бомба не взорвалась. Предварительный ремонт завершился к 20 июня, что позволило кораблю вернуться в Германию. 21 июня, когда «Шарнхорст» находился в пути под сильным эскортом, британцы произвели две воздушные атаки: шесть торпедоносцев «Суордфиш» в первой и девять бомбардировщиков «Бофорт» во второй. Оба были отогнаны зенитным огнем и истребителями. Немцы перехватили британскую радиосвязь, которая указывала на то, что Королевский флот находится в море, что побудило Шарнхорст направляется в Ставангер . Британские военные корабли находились в пределах 35 миль (65 км; 40 миль) от позиции Шарнхорста , когда он повернул в Ставангер. На следующий день «Шарнхорст» отправился из Ставангера в Киль, где был проведен ремонт, продолжавшийся около шести месяцев. [45]
Операция Берлин
[ редактировать ]После завершения ремонта «Шарнхорст» прошел испытания на Балтике, а затем вернулся в Киль в декабре 1940 года. Там он присоединился к «Гнейзенау» в рамках подготовки к операции «Берлин» — запланированному рейду в Атлантический океан, призванному нанести ущерб судоходным путям союзников. [45] Корабли покинули Киль 28 декабря, но у берегов Норвегии сильный шторм нанес ущерб «Гнейзенау» , «Шарнхорст» не пострадал. [46] Оба корабля были вынуждены вернуться: «Шарнхорст» отправился в Готенхафен, а «Гнейзенау» отправился в Киль на ремонт. Ремонт был быстро завершен, и 22 января 1941 года два корабля под командованием адмирала Гюнтера Лютьенса на Гнейзенау вышли из порта в Северную Атлантику. Они были обнаружены на «Скагерраке», и Британский флот метрополии был развернут, чтобы заблокировать прорыв в Атлантику. В проходе между Исландией и Фарерскими островами радар немцев обнаружил на большом расстоянии патрулирующий британский крейсер «Наяда» , что позволило Лютьенсу отступить незамеченным с помощью шквала . После дозаправки на Адрии в Северном Ледовитом океане 30 января линкоры незамеченными вошли в Атлантику через Датский пролив в ночь с 3 на 4 февраля. [47] [48]

6 февраля два корабля дозаправились на танкере «Шлеттштадт» к югу от мыса Прощания . Вскоре после 08:30 8 февраля наблюдатели заметили конвой HX 106 в сопровождении линкора Ramillies . Приказ Лютьенса запретил ему вступать в бой с крупными кораблями союзников, поэтому атака была отменена. « Шарнхорста » Однако командир , KzS Хоффманн, приблизился к высоте 23 000 м (25 000 ярдов), пытаясь выманить Рамиллиса подальше от конвоя, чтобы Гнейзенау мог атаковать конвой. Лютьенс приказал Хоффману немедленно вернуться на флагманский корабль. После обнаружения линкоры на несколько дней отправились на север для дозаправки, а затем вернулись на те же морские пути, но ближе к Ньюфаундленду , в поисках новых кораблей. 22 февраля «Гнейзенау» столкнулся с тремя независимо плавающими торговыми судами из недавно рассредоточенного конвоя. Линкоры отказались от поиска конвоев и начали охоту на отдельные корабли; «Гнейзенау» потопил четыре судна общим водоизмещением 19 634 брт , а «Шарнхорст» потопил танкер водоизмещением 6 150 брт. Блестящий . [45] [49]
Поскольку некоторые из жертв смогли предупредить британцев, Лютьенс решил отойти от маршрутов конвоев в Северной Атлантике и перейти на в Западной Африке . пути конвоев [50] Карл Дёниц , командующий подводными лодками , отправил три подводные лодки U-105 , U-106 и U-124 в воды Западной Африки для возможных совместных операций с «Шарнхорстом» и «Гнейзенау» . [51] 6 марта линкоры встретились с U-124 северо-западнее Кабо-Верде для обсуждения сотрудничества. [52] На следующее утро два корабля встретили конвой SL 67 , сопровождаемый линкором Malaya . [53] Лютьенс снова запретил атаку, но следил за конвоем и приказал подводным лодкам атаковать конвой и потопить Малайю . U-105 и U-124 атаковали в ночь с 8 на 9 марта и потопили пять кораблей общим водоизмещением 28 488 брт, но не смогли найти Малайю . [52] [54] На следующее утро Гнейзенау подошел к конвою, но Лютьенс снова отвернулся, когда Малайя приблизилась к 24 000 м (26 000 ярдов), что было в пределах досягаемости немецких орудий. [55] Вместо этого он повернул в сторону центральной Атлантики, где «Шарнхорст» потопил греческий грузовой корабль « Марафон » водоизмещением 7921 брутто . оба корабля дозаправились на танкерах «Укермарк» и «Эрмланд» . Затем 12 марта [45]
15 и 16 марта два линкора в сопровождении двух танкеров столкнулись с кораблями рассредоточенного конвоя в центре Атлантики. «Шарнхорст» потопил шесть кораблей общим водоизмещением 35 080 брутто-тонн, в то время как «Гнейзенау» еще три корабля общим водоизмещением 20 139 брт потопил семь кораблей общим водоизмещением 26 693 брутто-тонн и захватил в качестве призов . [56] [45] Предупрежденный сигналами бедствия пострадавших, британский линкор «Родни» покинул конвой HX 114 и вечером смог застать врасплох Гнейзенау . Немецкий линкор использовал свою высокую скорость, чтобы уйти в темноте. [56] [57] но это вмешательство убедило Лютьенса, что шансы на дальнейший успех невелики. Поэтому он решил направиться в Брест в оккупированной Франции, куда корабли достигли 22 марта. [58] На протяжении всей операции у «Шарнхорста» возникали проблемы с трубками пароперегревателя в котлах. Замену неисправных трубок производили рабочие французских военно-морских верфей – по словам на более высоком уровне, чем можно было достичь в то время на военно-морских верфях в Германии. капитана «Шарнхорста», [59] Ремонтные работы продолжались до июля, из-за чего корабль оказался недоступен во время операции «Рейнюбунг» — боевого вылета нового линкора «Бисмарк» в мае 1941 года. [60]
Налеты авиации на Брест, 1941-42 гг.
[ редактировать ]
Столкнувшись с растущими потерями во время битвы за Атлантику , Уинстон Черчилль приказал бомбардировочному командованию временно прекратить кампанию против немецкой промышленности и вместо этого сосредоточиться на угрозе со стороны Focke-Wulf Fw 200 Condor , а также на портах и производстве подводных лодок. Как только «Шарнхорст» и «Гнейзенау» прибыли в Брест, они были добавлены в список приоритетных целей. С 30 марта по 7 июля на Брест произошло девятнадцать крупных рейдов. Немцы отреагировали установкой дымовых генераторов, которые эффективно затмили гавань. «Шарнхорст» не пострадал, но ночью 4 апреля неразорвавшаяся бомба недалеко от Гнейзенау вынудила его покинуть док, а на следующий день линкор был торпедирован на открытой позиции в гавани. Когда «Гнейзенау» вернули на док, в ночь на 10 апреля в нее попали четыре бомбы. Эти вторые удары по Гнейзенау вызвали у немецких военно-морских планировщиков первые сомнения в жизнеспособности Бреста как базы для немецких крупных кораблей. [59] 1 июля «Принц Ойген» серьезно пострадал в результате взрыва бомбы. 9 июля кампания бомбардировочного командования была остановлена, поскольку ход битвы за Атлантику изменился, а из-за операции «Барбаросса » бомбардировочное командование хотело возобновить кампанию против немецкой промышленности. [61]
После завершения ремонта в июле «Шарнхорст» отправился в Ла-Паллис для испытаний 21 числа, где легко шел со скоростью 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). Она не вернулась в Брест, чтобы избежать нежелательной концентрации тяжелых частей в одном порту ( принц Ойген прибыл туда 21 июля), а 23 июля пришвартовалась у Ла-Паллиса, где была немедленно обнаружена воздушной разведкой. Поскольку британцы опасались, что «Шарнхорст» готовится к вылету в Атлантику, был отдан приказ о немедленной атаке шести тяжелых бомбардировщиков «Стирлинг» , но самолет ничего не добился, и один из них был сбит немецкими истребителями. Королевские ВВС запланировали крупный дневной налет на крупные корабли в Бресте 24 июля, но отход «Шарнхорста» в Ла-Паллис вызвал в последнюю минуту изменения в операции: три отряда из трех «Летающих крепостей» , восемнадцати бомбардировщиков «Хэмпден» и 36 бомбардировщиков «Бленхейм» атаковали несколько береговые цели, чтобы преждевременно подтянуть немецкие истребители. Всего 79 бомбардировщиков «Веллингтона» атаковали Брест вместе с «Принцем Ойгеном» . и Гнейзенау как их основные цели. [62] Пятнадцать Halifax тяжелых бомбардировщиков из 35-й и 76-й эскадрилий RAF пролетели дополнительные 200 миль (320 км), чтобы достичь Шарнхорста . «Галифаксы» атаковали «Шарнхорст» у причала. [63] Они нанесли пять попаданий по почти прямой линии по правому борту, параллельной центральной линии. Три бомбы представляли собой бронебойные бомбы массой 454 кг (1001 фунт), а две другие - фугасные бомбы массой 227 кг (500 фунтов). [64] Одна из 227-килограммовых бомб попала в палубу прямо перед 15-сантиметровой спаренной башней правого борта рядом с боевой рубкой. Он прошел через верхнюю и среднюю палубы, а затем взорвался на главной бронепалубе, удержавшей взрыв. Соединения с переборкой торпеды были настолько ослаблены, что возникла течь. Вторая 227-килограммовая бомба упала впереди задней башни ГК и пробила первые две палубы. Он также взорвался на бронепалубе и пробил в ней небольшую дыру. Взрыв вызвал осколочные повреждения и вывел из строя подъемники боеприпасов для 37-мм зенитных орудий. [65] [66] [67]

Две из 454-килограммовых бомб попали в мидель корабля между 15-см и 10,5-см артиллерийскими башнями; оба не взорвались и вместо этого полностью проникли в корабль. Первый прошел через каждую палубу и вышел из корабля через двойное дно , а другой был отклонен торпедной переборкой и пробил корпус под броней бортового пояса. Третья 454-килограммовая бомба попала в кормовую часть задней 28-см башни, примерно в 3 м (9,8 фута) от борта корабля. Он тоже не взорвался и прошел через борт корпуса, не защищенный основным бронепоясом. Эти три попадания вызвали сильное наводнение и крен на правый борт на 8 градусов. Передняя и задняя артиллерийские башни («Антон» и «Цезарь») были временно выведены из строя, а также половина зенитной батареи. В результате нападения двое мужчин погибли и пятнадцать получили ранения. Аварийным группам удалось исправить список с помощью противозатопления, и хотя осадка увеличилась на 1 м (3,3 фута), Шарнхорст смог отправиться в Брест в 19:30. Утром 25 июля один из эсминцев сопровождения сбил британский патрульный самолет. Позже в тот же день корабль прибыл в Брест и вошел в сухой док для ремонта, который занял четыре месяца. Пока устранялись повреждения, на корме установили новую радиолокационную систему, мощность передней РЛС увеличили до 100 кВт, установили торпедные аппараты диаметром 53,3 см. [68]
Стратегическое положение после повреждения «Шарнхорста» было серьезным. «Гнейзенау» и «Принц Ойген» все еще ремонтировались, «Бисмарк» был потоплен 27 мая. Таким образом, все немецкие крупные корабли, дислоцированные в Атлантике, были выведены из строя. Кроме того, «Тирпиц» все еще тренировался и не был готов к службе; Лютцов был серьезно поврежден торпедой 13 июня 1941 года; «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» находились на верфях для технического обслуживания. [59]
10 ноября бомбардировочное командование было вынуждено приостановить кампанию против немецкой промышленности из-за больших потерь и отсутствия успеха. В результате нападения на корабли в Бресте возобновились. В период с 19 августа по 11 февраля было совершено 36 атак, большинство из которых были внезапными атаками небольших групп самолетов, которые пытались прибыть до того, как была создана дымовая завеса. 7 декабря была предпринята первая попытка гобоя провести слепое бомбометание через дымовую завесу. Лишь 6 января был достигнут небольшой успех с легким попаданием в «Гнейзенау» , но остальные корабли не пострадали. [69]
Операция Цербер
[ редактировать ]12 января 1942 года военно-морское командование Германии на совещании с Гитлером приняло решение вернуть «Шарнхорст» , «Гнейзенау» и тяжёлый крейсер «Принц Ойген» Германии . Намерение состояло в том, чтобы направить корабли в Норвегию для перехвата конвоев союзников, направлявшихся в Советский Союз. Так называемый « Канал Рывок » под кодовым названием «Операция Цербер» позволит избежать все более эффективных радаров и патрульных самолетов союзников в Атлантике. вице-адмиралу Отто Сильяксу, первому командиру «Шарнхорста » Командование операцией было поручено . В начале февраля тральщики прошли маршрут через Ла-Манш, незамеченные британцами. [70]
В 23:00 11 февраля «Шарнхорст » , «Гнейзенау» и «Принц Ойген» покинули Брест. Через час они вошли в Ла-Манш; три корабля мчались со скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миля в час), огибая по пути французское побережье. [70] Британцам не удалось обнаружить их отход, поскольку подводная лодка, которой было поручено наблюдать за портом, отошла для подзарядки батарей. [71] К 06:30 они прошли Шербур , после чего к ним присоединилась флотилия торпедных катеров. [70] Торпедные катера возглавлял капитан Эрих Бей на борту эсминца Z29 . Генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительной авиации) Адольф Галланд руководил истребительными и бомбардировочными силами Люфтваффе ( операция Доннеркейль ) во время «Цербера» . [72] Истребители летели на высоте мачты, чтобы избежать обнаружения британской радиолокационной сетью. Офицеры связи присутствовали на всех трех кораблях. [70] К 13:00 корабли вышли из Дуврского пролива ; Через полчаса группа из шести торпедоносцев «Свордфиш» в сопровождении «Спитфайра» атаковала немцев. Британцам не удалось прорвать щит истребителей Люфтваффе, и все шесть «Суордфишей» были уничтожены. [73] [74]
Однако «Шарнхорст» не совершил путешествие невредимым; в 15:31 она подорвала сброшенную с воздуха магнитную мину в устье Шельды, рядом с носовой сверхстрелковой башней («Бруно»). Взрыв повредил автоматические выключатели корабля и вывел из строя его электросистему на 20 минут. Взрывной шок причинил серьезный ущерб; Башня «Бруно» была заклинена, как и спаренная и одиночная 15-см установки на левом борту. Взрыв также повредил топливные насосы и подшипники турбогенераторов, что привело к остановке корабля. В результате отключения электроэнергии отключились аварийные выключатели котлов и турбин, которые нельзя было отключить до восстановления электроснабжения. В результате взрыва образовалась большая рана в боковой части корпуса, и в корабль попало 1220 т (1200 длинных тонн; 1340 коротких тонн) воды, затопив 30 водонепроницаемых помещений в пяти основных водонепроницаемых отсеках . «Шарнхорст» получил крен на один градус и опустился на нос на метр. [75]

Пока корабль был обездвижен, адмирал Силиакс перешёл на Z29 . [75] Экипажу машинного отделения удалось перезапустить первую турбину в 15:49, почти через двадцать минут после взрыва мины. Вторая и третья турбины были перезапущены в 15:55 и 16:01 соответственно, что позволило развить скорость 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). Примерно в то время, когда была перезапущена последняя турбина, одиночный бомбардировщик сбросил несколько бомб примерно в 90 м (98 ярдов) от борта Шарнхорста левого , что не причинило ущерба. Как только корабль вернулся в путь, двенадцать Бофортов предприняли 10-минутную атаку, которая была отбита зенитным огнем и сопровождающими истребителями Люфтваффе. Британцы провели серию атак, которые оказались безуспешными; «Шарнхорста » были раскалены докрасна, а одно 20-мм орудие разорвалось от напряжения. К концу боя зенитные орудия [76]
В 22:34 корабль подорвался на еще одной мине у Терсхеллинга по правому борту. Мина ненадолго вывела из строя силовую систему и временно вывела из строя рули направления. Две турбины из трех были заклинены, а третью пришлось отключить. Еще 300 т (300 длинных тонн; 330 коротких тонн) тонн воды затопило десять водонепроницаемых помещений в четырех основных отсеках. Работал только центральный вал, что позволяло развивать скорость всего 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). В конечном итоге частичная мощность была восстановлена на турбине правого борта, что позволило увеличить скорость до 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [76] В результате удара были повреждены вращающиеся части всех орудийных башен корабля, а три из 15-сантиметровых башен были серьезно заклинены. К 08:00 «Шарнхорст» достиг Нефритовой бухты , но лед не позволил кораблю войти в Вильгельмсхафен. Ожидая за пределами порта, адмирал Силиакс вернулся на корабль. К полудню лед расчистился, что позволило «Шарнхорсту » войти в Вильгельмсхафен. Через два дня «Шарнхорст» отправился в Киль на капитальный ремонт. Работы велись в плавучем сухом доке и продолжались до июля 1942 года. После этого на Балтике был проведен еще один раунд испытаний, который выявил необходимость замены нескольких труб котла. [77]
Развертывание в Норвегии
[ редактировать ]В начале августа 1942 года «Шарнхорст» провел учения совместно с несколькими подводными лодками. В ходе маневров она столкнулась с немецкой подводной лодкой U-523 , что вызвало повреждения, потребовавшие постановки в сухой док для ремонта. К сентябрю работы были завершены, и корабль провел дальнейшее обучение на Балтике. В конце октября «Шарнхорст» отправился в Готенхафен за новым рулем направления, конструкция которого была основана на уроках, извлеченных из торпедирования «Принца Ойгена» и «Лютцова» ранее в этом году. Из-за проблем с котлом и турбиной корабль оставался в Германии до конца 1942 года. К декабрю только два из трех валов работали, и потребовался полный ремонт двигательной установки. В начале января 1943 года корабль вернулся в строй и после испытаний 7 января покинул Германию вместе с «Принцем Ойгеном» и пятью эсминцами. Однако сообщения об активной активности на британских аэродромах у побережья побудили войска вернуться в порт. [77] Еще одна попытка добраться до Норвегии была отменена при аналогичных обстоятельствах. Однако 8 марта из-за плохой погоды британские бомбардировщики были остановлены, и Шарнхорст и четыре эсминца смогли отправиться в Норвегию. Сильный шторм у Бергена вынудил эсминцы искать укрытие, но Шарнхорст смог продолжить движение на пониженной скорости 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). 14 марта в 16:00 «Шарнхорст» бросил якорь в заливе Боген недалеко от Нарвика. [78] Там она встретила Лютцова и линкор «Тирпиц» . [79] Усиление немецкого флота в Норвегии с прибытием «Шарнхорста » вынудило британцев летом 1943 года приостановить арктические конвои. [80]
22 марта «Шарнхорст » , «Тирпиц» и «Лютцов» направились в Альтафьорд для ремонта повреждений, нанесенных сильным штормом. В начале апреля «Шарнхорст» , «Тирпиц» и девять эсминцев провели тренировочную миссию к острову Медвежий в Северном Ледовитом океане. 8-го числа в кормовом вспомогательном машинном отделении над бронепалубой произошел серьезный внутренний взрыв. В результате взрыва погибло или было ранено 34 человека, и экипаж побудил экипаж затопить магазины башни «Цезарь» в качестве меры предосторожности против взрыва магазина. Ремонтное судно завершило работы на судне за две недели. Нехватка топлива помешала крупным операциям в течение следующих шести месяцев, в течение которых «Шарнхорст» мог проводить лишь короткие тренировочные маневры. [78]
«Шарнхорст» , «Тирпиц» и девять эсминцев 6 сентября отправились из Альтафьорда в наступление, известное как операция «Цитронелла» ; кораблям была поставлена задача бомбардировать остров Шпицберген . [79] В ходе операции «Шарнхорст» уничтожил батарею из двух 76-мм (3,0 дюйма) орудий и обстрелял топливные баки, угольные шахты, портовые сооружения и военные объекты. [81] Особое значение имела метеостанция, передавшая союзникам информацию о погоде, которая использовалась для планирования конвоев в Советский Союз. [82] Эсминцы высадили около 1000 солдат, которые оттеснили норвежский гарнизон в горы, выполнив миссию без больших потерь. [83] 22 сентября британцы провели операцию «Источник» — атаку шести сверхмалых подводных лодок X-craft на немецкий флот в Норвегии у их причалов. X-craft должен был сбросить донные мины под корпус немецких кораблей. Из двух кораблей X, которым было поручено атаковать Шарнхорст , один был потерян на пути в Норвегию, а у другого возникли механические проблемы, и ему пришлось прервать атаку. Но даже если бы X-craft сумел достичь причалов «Шарнхорста» , атака не удалась бы, поскольку «Шарнхорст» ушел в тренировочный поход. [84] Другие X-корабли атаковали «Тирпиц» и серьезно повредили его. [85] В результате Арктическая оперативная группа сократилась до Шарнхорста и пяти эсминцев сопровождения. [79] поскольку Лютцов отправился в Германию с пятью эсминцами. 23 сентября [86]
25 ноября 1943 года Шарнхорст провел двухчасовые испытания на полной мощности, развив скорость 29,6 узлов (54,8 км/ч; 34,1 миль в час), и было отмечено, что ее осадка увеличилась более чем на 0,5 метра (1,6 фута) по сравнению с испытаниями 1940 года, когда она достиг скорости 31,14 узла (57,67 км/ч; 35,84 миль в час). [87]
Битва за Нордкап
[ редактировать ]В связи с быстро ухудшающейся военной ситуацией в немецкой армии на Восточном фронте становилось все более важным прервать поток поставок от западных союзников в Советский Союз. [88] К декабрю 1943 года немецкая армия была вынуждена начать непрерывное отступление. Люфтваффе были серьезно ослаблены четырьмя долгими годами войны, а растущие противолодочные возможности союзников неуклонно снижали эффективность подводных лодок. Единственным эффективным оружием в распоряжении немцев в Норвегии был «Шарнхорст» ; «Тирпиц» был сильно поврежден, а четыре оставшихся тяжелых крейсера были отправлены на Балтику. [89] Во время конференции с Гитлером 19–20 декабря гросс-адмирал Карл Дёниц решил использовать «Шарнхорст» против следующего появившегося конвоя союзников. Эрих Бей, получивший к тому времени звание Контерадмирала , получил командование оперативной группой. [90]
22 декабря Дёниц приказал Бею быть готовым выйти в море с уведомлением за три часа. Позже в тот же день самолет-разведчик обнаружил конвой из примерно 20 транспортов в сопровождении крейсеров и эсминцев примерно в 400 морских милях (740 километрах; 460 милях) к западу от Тромсё . Через два дня конвой снова заметили и определили, что курс определенно лежит на Советский Союз. Подводная лодка сообщила о местонахождении конвоя в 09:00 25 декабря, и Дёниц приказал «Шарнхорсту» действовать. В своих инструкциях Бею Дёниц советовал ему прервать бой, если у него будут превосходящие силы, но сохранять агрессивность. Бей планировал атаковать конвой в 10:00 26 декабря, если условия будут благоприятными для атаки. В это время года было всего 45 минут полного светлого времени и шесть часов сумерек, что существенно ограничивало оперативную свободу Бея. [83] Немцы были обеспокоены разработками союзников в области радиолокационного управления огнем, которые позволяли британским линкорам вести огонь с большой точностью в темноте; Возможности немецких радаров отставали от возможностей их противников. [91]

«Шарнхорст» и пять ее эсминцев покинули порт около 19:00 и через четыре часа были в открытом море. В 03:19 Бей получил инструкции от командования флота о том, что «Шарнхорст» должен провести атаку в одиночку, если сильное волнение на море помешает эсминцам вести бой. Без ведома немцев британцы смогли прочитать зашифрованные «Энигмы» радиопередачи между «Шарнхорстом» и командованием флота; Адмиралы Роберт Бернетт и Брюс Фрейзер знали о плане Бея по нападению на конвой и могли соответствующим образом расположить свои силы. В 07:03 «Шарнхорст» находился примерно в 40 морских милях (74 километрах; 46 милях) к юго-западу от острова Медвежий, когда он сделал поворот, который позволил ему атаковать конвой в 10:00. Адмирал Бёрнетт, командующий тремя крейсерами, сопровождавшими конвой JW 55B , «Норфолк» , «Белфаст» и «Шеффилд» , разместил свои корабли между конвоем и «Шарнхорста » . ожидаемым направлением атаки [83] Фрейзер на мощном линкоре «Дюк оф Йорк» вместе с крейсером «Ямайка» и четырьмя эсминцами выдвинулся на позицию юго-западнее «Шарнхорста» , чтобы заблокировать возможную попытку побега. [92]
Через час после поворота Бей развернул свои эсминцы на линии, прикрывающей Шарнхорст , который оставался в 10 морских милях (19 км; 12 миль) позади. Через полчаса громкоговорители « Шарнхорста » вызвали экипаж на боевые посты для подготовки к атаке. [93] В 08:40 «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» на своем радаре . Не зная, что они были обнаружены, немцы отключили радар, чтобы британцы не смогли уловить сигналы. В 09:21 Белфаста наблюдатели заметили Шарнхорст на расстоянии 11 000 м (12 000 ярдов). Крейсер открыл огонь через три минуты, а последовал «Норфолк» через две минуты за ним . «Шарнхорст» дал залп из башни «Цезарь», прежде чем развернуться и увеличить скорость, чтобы выйти из боя с крейсерами. [92] В линкор дважды попали снаряды калибра 20,3 см (8 дюймов); первый не взорвался и причинил незначительный ущерб, но второй поразил передние дальномеры и разрушил антенну радара. Кормовой радар, имевший лишь ограниченную переднюю дугу, был единственным оставшимся радиолокационным потенциалом корабля. [94]
«Шарнхорст» повернул на юг и попытался обойти крейсеры, но превосходный британский радар не позволил Бэю успешно выполнить маневр. [95] К 12:00 «Шарнхорст» находился к северо-востоку от конвоя, но Белфаст восстановил радиолокационный контакт; Крейсерам потребовалось двадцать минут, чтобы закрыть дистанцию и начать огонь. «Шарнхорст» обнаружил крейсеры своим кормовым радаром и открыл огонь из орудий главной батареи, прежде чем развернуться, чтобы выйти из боя во второй раз. Незадолго до 12:25 «Шарнхорст» дважды поразил Норфолк 28-сантиметровыми снарядами. [96] Первый снаряд попал в носовую надстройку и вывел из строя артиллерийский радар « Норфолка » . Второй снаряд калибра 28 см попал в корабельный барбет «Х» (задний суперстрелок) и вывел из строя башню. Затем «Шарнхорст» снова повернул и увеличил скорость в надежде уйти от крейсеров и найти конвой. Бёрнетт решил держаться на расстоянии и следить за Шарнхорстом с помощью радара, пока Фрейзер направлялся к месту происшествия в Герцог Йоркский . Тем временем пять немецких эсминцев продолжали безуспешно искать конвой. В 13:15 Бей принял решение вернуться на базу, а в 13:43 отпустил эсминцы и дал им указание вернуться в порт. [97]

В 16:17 «Герцог Йоркский» установил радиолокационный контакт с «Шарнхорстом» ; тридцать минут спустя «Белфаст» осветил немецкий линкор звездными снарядами . В 16:50 герцог Йоркский открыл огонь с дальности 11 000 м (12 000 ярдов); «Шарнхорст» быстро открыл ответный огонь. Через пять минут после открытия огня один из «Дюка Йоркского » 14-дюймовых (35,6 см) снарядов попал в «Шарнхорст» рядом с его передней орудийной башней («Антон»). Попадание снаряда заклинило учебные механизмы башни, выведя ее из строя. Осколки снаряда вызвали возгорание магазина боеприпасов, в результате чего немцам пришлось затопить оба передних магазина, чтобы предотвратить взрыв. Вода была быстро слита из магазина турели Бруно. Корабль теперь сражался только с двумя третями своей главной батареи. [98] Вскоре после этого еще 14 снарядов попали в вентиляционный ствол, прикрепленный к Бруно, в результате чего башня заливалась ядовитыми пороховыми газами каждый раз, когда открывались затворы. Третий снаряд попал в палубу рядом с башней «Цезарь» и вызвал затопление; осколки снаряда привели к значительным жертвам. В 17:30 снаряды попали в передние 15-см орудийные башни и разрушили их обе. [99]
Около 18:00 еще 14 снарядов поразили корабль по правому борту, прошли через тонкую броню верхнего пояса и взорвались в котельном отделении №1. Это нанесло серьезный ущерб двигательной установке корабля и замедлило скорость корабля до 8 узлов (15 км / ч; 9,2 миль в час). Временный ремонт позволил Шарнхорсту вернуться к скорости 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). Ей удалось увеличить расстояние между ней и герцогом Йоркским на 5000 м (5500 ярдов) , одновременно оседлав корабль несколькими залпами. Осколки снаряда обрушились на герцога Йоркского и вывели из строя радар управления огнем. [99]
«Господа, битва против « Шарнхорста» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести корабль в бой с многократно превосходящим его противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как « Шарнхорстом» командовали . сегодня."
Адмирал Брюс Фрейзер [100]
В 18:42 «Дюк оф Йорк» прекратил огонь, выпустив 52 залпа и нанеся не менее 13 попаданий, но «Шарнхорст» отходил. Многие из этих попаданий серьезно повредили вторичное вооружение корабля, что сделало его уязвимым для атак эсминцев, которые приказал Фрейзер. Эсминцы «Скорпион» и HNoMS Stord в 18:50 выпустили в общей сложности восемь торпед, четыре из которых попали. [101] Одна торпеда взорвалась рядом с башней «Бруно», что привело к ее заклиниванию. Вторая торпеда попала в корабль по левому борту и вызвала небольшое затопление, а третья попала в кормовую часть корабля и повредила левый гребной вал. Четвертый попал кораблю в носовую часть. Торпеды замедлили Шарнхорст до 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), что позволило герцогу Йоркскому приблизиться к 9100 м (10 000 ярдов). Поскольку в рабочем состоянии была только башня «Цезарь», все доступные люди были отправлены за боеприпасами из передних башен, чтобы сохранить последние тяжелые орудия. [102] Затем Фрейзер приказал Ямайке и Белфасту подойти в зону действия и прикончить искалеченный корабль торпедами. После еще нескольких попаданий торпед «Шарнхорст» глубже погрузился в воду и начал крениться на правый борт. В 19:45 корабль затонул носовой частью, а его винты все еще медленно вращались. [103] Британские корабли начали поиск выживших, но вскоре им было приказано уйти после того, как всего несколько человек были вытащены из воды, хотя из темноты все еще можно было услышать голоса, взывающие о помощи. [104] Из экипажа, состоящего из 1968 офицеров и рядовых, выжили только 36 человек. [100]
Открытие затонувшего корабля
[ редактировать ]
В сентябре 2000 года началась совместная экспедиция по поиску затонувшего линкора, проводимая BBC , NRK и Королевским флотом Норвегии . подводное исследовательское судно Sverdrup II , принадлежащее Норвежскому оборонному научно-исследовательскому институту Для сканирования морского дна использовалось ВМС Норвегии . Обнаружив крупный затопленный объект, исследовательская группа затем использовала подводное спасательное судно HNoMS Tyr для визуального осмотра объекта. 10 сентября место крушения было идентифицировано с помощью ROV , который обнаружил вооружение, соответствующее вооружению Шарнхорста . [7] [105] Корабль затонул на глубине примерно 290 м (950 футов). [7] Корпус лежит перевернутым на морском дне, вокруг разбросаны обломки, в том числе главная мачта и дальномеры. Очевидны обширные повреждения от артиллерийского огня и торпед; носовая часть была оторвана, предположительно, в результате взрыва магазина в носовой башне, и лежит в спутанной массе стали на некотором расстоянии от остальной части корпуса. [105]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шмаленбах , с. 221.
- ^ Буш , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Брейер , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 31.
- ^ Буш , с. 10.
- ^ Буш , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 14.
- ^ Дёниц , с. 375.
- ^ Буш , с. 142.
- ^ Кэмпбелл , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 8.
- ^ Грёнер , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гарцке и Дулин , с. 154.
- ^ Беккер , с. 34.
- ^ Блэр , с. 116.
- ^ Ровер , стр. 9.
- ^ Уильямсон , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 134.
- ^ Потоки , стр. 39–45.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 9.
- ^ Ровер , стр. 15.
- ^ Бредемайер , с. 38.
- ^ Бредемайер , стр. 40–41.
- ^ Бреннеке , стр. 45–52.
- ^ Бреннеке , с. 63.
- ^ Гроув , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 135.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 154, 157.
- ^ Бредемайер , стр. 58–60.
- ^ Бреннеке , стр. 85–91.
- ^ Бредемайер , стр. 61–62.
- ^ Ровер , стр. 19.
- ^ Миддлбрук и Эверитт , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 157.
- ^ Ровер , стр. 26.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 137.
- ^ Куп и Шмолке , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Мерфетт , с. 81.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 137–138.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 138.
- ^ Куп и Шмолке , с. 105.
- ^ Мерфетт , стр. 81–82.
- ^ Мерфетт , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д и Гарцке и Дулин , с. 158.
- ^ Ровер , стр. 53.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 140.
- ^ Бредемайер , стр. 92–108.
- ^ Бредемайер , стр. 115–119.
- ^ Бредемайер , стр. 120–125.
- ^ Блэр , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Патерсон , стр. 83–84.
- ^ Ровер , стр. 62.
- ^ Блэр , с. 253.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 140–142.
- ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 63.
- ^ Бредемайер , с. 142.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Хеллвинкель 2014 , гл. 2.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 158–159.
- ^ Миддлбрук и Эверитт , стр. 131–174.
- ^ Миддлбрук и Эверитт , стр. 183–185.
- ^ Уорд, Крис (2012). 4 Групповое бомбардировочное командование: оперативный отчет (изд. Kindle). Барнсли: Перо и меч. п. Местонахождение Kindle 548. ISBN 978-1848848849 .
- ^ Гарцке и Дулин , с. 159.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 159–160.
- ^ Куп и Шмолке , с. 111.
- ^ Риваз, RC Tail Gunner (2016, изд. Kindle). Альбион Пресс.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 160.
- ^ Миддлбрук и Эверитт , стр. 220–234.
- ^ Jump up to: а б с д Гарцке и Дулин , с. 146.
- ^ Уильямсон , стр. 11–12.
- ^ Хутон , с. 114–115.
- ^ Хутон , с. 114.
- ^ Уил , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 12.
- ^ Кемп , с. 150.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 164–165.
- ^ Свитман , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 165.
- ^ Гроув , стр. 123–131.
- ^ Свитман , с. 77.
- ^ Ровер , стр. 277.
- ^ Якобсен , стр. 88.
- ^ Буш , стр. 35–36.
- ^ Буш , с. 38.
- ^ Буш , с. 39.
- ^ Буш , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 167.
- ^ Буш , с. 86.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 166, 169.
- ^ Буш , с. 95.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 169–170.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 170.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 176.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 173.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 174.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 174–175.
- ^ Боуз, BBC .
- ^ Jump up to: а б Фентон, BBC .
Ссылки
[ редактировать ]- Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN 3-548-03057-2 .
- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. 1. Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Бредемайер, Генрих (1997). Линкор Шарнхорст (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN 3-7822-0592-8 .
- Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан, Атлантика, Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» (на немецком языке). Мюнхен: Павильон. ISBN 3-453-87084-0 .
- Брейер, Зигфрид (1987). Линкор Шарнхорст (на немецком языке). Фридберг: Подзун-Паллас-Верлаг. ISBN 3-7909-0315-9 .
- Буш, Фриц-Отто (1956). Драма Шарнхорста: Холокост на море . Нью-Йорк: Райнхарт. ОСЛК 1277226 .
- Кэмпбелл, Джон (1987). «Германия 1906–1922». В Стертоне, Ян (ред.). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 28–49. ISBN 978-0-85177-448-0 .
- Дёниц, Карл (1997). Мемуары: Десять лет и двадцать дней . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80764-0 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Гроув, Эрик (1993). Морские сражения крупным планом. Вторая мировая война, том второй . Издательство Иэна Аллана. ISBN 0-7110-2118-Х .
- Хеллвинкель, Ларс (2014). Ворота Гитлера в Атлантику: немецкие военно-морские базы во Франции 1940–1945 гг . Барнсли. ISBN 978-184832-199-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хутон, скорая помощь (1997). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Лондон: Брокгемптон. ISBN 978-1-86019-995-0 .
- Якобсен, Альф (2003). Шарнхорст . Саттон: Страуд. ISBN 0-7509-3404-2 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Кейселл. ISBN 0-304-35451-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Линкоры типа Шарнхорст . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-192-2 .
- Миддлбрук, Мартин; Эверитт, Крис (1996). Боевые дневники бомбардировочного командования. Оперативный справочник 1939-1945 годов . Мидленд Паблишинг Лимитед. ISBN 1-85780-033-8 .
- Мерфетт, Малкольм Х. (2008). Военно-морская война 1919–45 . Абингдон: Рутледж. ISBN 978-0-415-45804-7 .
- Патерсон, Лоуренс (2003). Вторая флотилия подводных лодок . Барнсли, Южный Йоркшир: Лео Купер. ISBN 0-85052-917-4 .
- Ровер, Дж. (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шмаленбах, Пол (1973). «Немецкие линейные крейсеры Шарнхорст и Гнейзенау». Профиль военного корабля 33 . Виндзор: Профильные пабы. стр. 201–224. OCLC 20229353 .
- Свитман, Джон (2004). Тирпиц: Охота на зверя . Глостершир: Sutton Publishing Limited. ISBN 978-0-7509-3755-9 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-498-6 .
Интернет-источники
[ редактировать ]- Боуз, Клэр (26 декабря 2011 г.). «Как во время Второй мировой войны был потоплен немецкий корабль Шарнхорст» . Би-би-си . Проверено 2 июля 2012 года .
- Фентон, Норман (17 февраля 2011 г.). «Затопление «Шарнхорста», обнаружение затонувшего корабля» . Би-би-си . Проверено 2 июля 2012 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гаррет, Ричард (1978). Шарнхорст и Гнейзенау: Неуловимые сестры . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 978-0-7153-7628-7 .
- Шмид, Томас (2018). «Линкор Шарнхорст (1936 г.)». Тейлор, Брюс (ред.). Мир линкора: жизнь и карьера двадцати одного крупного корабля ВМС мира, 1880–1990 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-0-87021-906-1 .
- Винтон, Джон (2003). Гибель Шарнхорста . Лондон: Касселл. ISBN 0-907319-06-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Шарнхорстом, на Викискладе?
72 ° 16' с.ш. 28 ° 41' в.д. / 72,267 ° с.ш. 28,683 ° в.д.