HMS Светлячок (H92)
![]() Общий вид на Светлячка
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Светлячок |
Заказал | 5 марта 1934 г. |
Строитель | John I. Thornycroft & Company , Вулстон, Хэмпшир |
Заложен | 15 августа 1934 г. |
Запущен | 22 июля 1935 г. |
Введен в эксплуатацию | 22 января 1936 г. |
Идентификация | Номер вымпела : H92 |
Девиз | Ex tenebris lux : «Свет из тьмы». |
Судьба | Потоплен немецким крейсером «Адмирал Хиппер» 8 апреля 1940 года. |
Значок | На синем поле фонарь черный с лучами, испускающими серебро. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | G-класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 323 фута (98,5 м) |
Луч | 33 фута (10,1 м) |
Черновик | 12 футов 5 дюймов (3,8 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 5530 миль (10240 км; 6360 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 137 (мирное время), 146 (военное время) |
Вооружение |
|
HMS Glowworm — класса G, эсминец построенный для Королевского флота в середине 1930-х годов. Во время гражданской войны в Испании корабль провел часть 1936 и 1937 годов в испанских водах, обеспечивая соблюдение оружейной блокады, введенной Великобританией и Францией с обеих сторон конфликта. Светлячок был переброшен со Средиземноморского флота вскоре после начала Второй мировой войны на Британские острова для сопровождения судов в местных водах.
В марте 1940 года он был переведен во флот метрополии и участвовал в начальных этапах Норвежской кампании . 8 апреля 1940 года «Светлячок» столкнулся с немецкими эсминцами, перевозившими войска для вторжения в Норвегию в ходе операции «Везерюбунг» . Немецкие эсминцы попытались выйти из боя и вызвали на помощь тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» . В бою «Светлячок» , получивший серьезные повреждения, протаранил «Адмирала Хиппера» , потеряв носовую часть и вскоре затонув.
Kapitän zur See (Капитан) Хельмут Хейе , командир «Адмирала Хиппера» капитана «Светлячка» , рекомендовал наградить посмертным Крестом Виктории . Было только два других случая, когда венчурный капитал был вручен по рекомендации противника во Второй мировой войне.
Описание
[ редактировать ]Водоизмещение Glowworm составляет 1350 длинных тонн (1370 т ) при стандартной загрузке и 1883 длинных тонны (1913 т) при глубокой загрузке . Корабль имел общую длину 323 фута (98,5 м), ширину 33 фута (10,1 м) и осадку 12 футов 5 дюймов (3,8 м). Он был оснащен Parsons с редуктором паровыми турбинами , приводившими в движение два вала, которые развивали в общей сложности 34 000 лошадиных сил на валу (25 000 кВт ) и обеспечивали максимальную скорость 36 узлов (67 км / ч; 41 миль в час). Пар для турбин обеспечивали три Адмиралтейских 3-барабанных водотрубных котла . Светлячок перевозил максимум 470 длинных тонн (480 т) мазута , что давало ему дальность полета 5530 морских миль (10240 км; 6360 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). В мирное время состав корабля составлял 137 офицеров и солдат. [ 1 ]
На корабле было установлено четыре калибра 45 калибра 4,7-дюймовых (120-мм) орудия Mark IX в одиночных установках. Для противовоздушной обороны Glowworm имел две счетверенные установки Mark I для Vickers Mark III 0,5-дюймового пулемета . [ 1 ] Он был испытательным кораблем для новых пятитрубных торпедных аппаратов для 21-дюймовых (533-мм) торпед. Были установлены одна планка глубинной бомбы и два метателя; Первоначально было установлено 20 глубинных бомб, но вскоре после начала войны их число увеличилось до 35. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Светлячок был заказан на верфях компании John I. Thornycroft and Company в Вулстоне, Хэмпшир, 5 марта 1934 года в рамках программы строительства 1933 года. Он был заложен 15 августа 1934 года и спущен на воду 22 июля 1935 года. Он был завершен 22 января 1936 года, его общая стоимость составила 248 785 фунтов стерлингов, не считая предоставленного государством оборудования, такого как вооружение. [ 3 ] После ввода в строй был приписан к 1-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. С 10 августа по 9 сентября 1936 года вместе с Графтоном она сопровождала яхту «Налин» , когда король Эдуард VIII путешествовал по восточному Средиземноморью. [ 4 ] После этого «Светлячок» патрулировал воды Испании во время Гражданской войны в Испании, выполняя указы Комитета по невмешательству, пока не прошел ремонт в Портсмуте в период с 27 мая по 8 июня 1937 года. Корабль вернулся в 1-ю флотилию эсминцев в Средиземном море после краткого ремонта. . Светлячок вернулся в Портсмут для более длительного ремонта в период с 7 июня по 25 июля 1938 года и сопровождал океанский лайнер SS Strathnaver между Мальтой и Александрией во время Мюнхенского кризиса в сентябре 1938 года. Затем в том же месяце он сопровождал легкий крейсер «Аретуза» в его путешествии в Аден . [ 5 ] Во время ночных учений 16 мая 1939 года «Светлячок» столкнулся со своей « сестрой Гранатом» и был вынужден отправиться в Александрию для временного ремонта. С 23 мая по 24 июня она прошла постоянный ремонт на Мальте. [ 6 ]
Светлячок находился в Александрии, когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. В октябре флотилия была передана Командованию западных подходов , и 19 октября Светлячок отплыл в Великобританию вместе со своими сестрами Галлант , Графтон и Грейхаунд . Они прибыли в Плимут 22 октября и были развернуты на юго-западных подходах . Glowworm выполняла обязанности по сопровождению конвоев и противолодочному патрулированию до 12 ноября, когда она была переведена в 22-ю флотилию эсминцев, базирующуюся в Харвиче , для в Северном море патрулирования и сопровождения . 22 февраля 1940 года он был сбит шведским кораблем «Рекс» в тумане, когда стоял на якоре у Внешнего Даусинга. Glowworm получил значительные структурные повреждения и до конца марта находился в ремонте на коммерческой верфи в Халле . По завершении ремонта он был переведен обратно в 1-ю флотилию эсминцев Флота метрополии присоединился к флотилии на ее базе в Скапа-Флоу . и 20 марта [ 7 ]
5 апреля Светлячок был в составе эскорта линейного крейсера Слава вместе со своими сестрами Грейхаунд , Герой и Гиперионом . Корабли прикрывали операцию по постановке мин в норвежских водах — операцию «Уилфред» . 7 апреля «Светлячок» был отделен от оперативной группы для поиска человека, пропавшего за бортом. [ 8 ]
Финальная битва
[ редактировать ]Утром 8 апреля 1940 года Glowworm собиралась воссоединиться с Славой, когда в густом тумане около 8:00 она столкнулась с немецкими эсминцами Z11 Bernd von Arnim и Z18 Hans Lüdemann. Эсминцы входили в состав немецкого военно-морского отряда под командованием тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» на пути к высадке десанта в Тронхейме в рамках немецкого вторжения в Норвегию ( операция «Везерюбунг »). Светлячок открыл огонь, и немецкие эсминцы попытались выйти из боя, подавая сигнал о помощи. На запрос вскоре ответил адмирал Хиппер , который заметил Светлячка в 09:50. Поначалу Хиппер было трудно отличить Светлячка от фон Арнима , но через восемь минут открыла огонь на расстоянии 8400 метров (9200 ярдов) из своих 20,3-сантиметровых (8,0 дюймов) главных орудий. Светлячок был поражен Хиппера залпом четвертым , и он начал дымить . Она превратилась в свой дым, пытаясь разорвать визуальный контакт с «Хиппером» , однако на радарные орудия крейсера дым не повлиял. Когда эсминец вышел из дыма, дальность действия стала достаточно короткой, чтобы могли вести огонь 10,5-сантиметровые (4,1 дюйма) орудия крейсера. и передняя 4,7-дюймовая пушка «Глоуворма » Радиорубка, мостик были разрушены, а дополнительные попадания получили в машинное отделение, капитанскую каюту и, наконец, в мачту. Когда он рухнул, это вызвало короткое замыкание проводки, в результате чего корабельная сирена издала вопль банши .

В 10:10 лейтенант-коммандер Джерард Бродмид Руп выпустил пять торпед из одной установки на дальность 800 метров (870 ярдов). Тем не менее, все промахнулись, потому что капитан Хей держал Хиппера Хельмут нос направленным на Светлячка, на протяжении всего боя чтобы минимизировать риск попадания торпед. Эсминец отступил через дымовую завесу, чтобы выиграть время, чтобы запустить вторую торпедную установку, но Хей последовал за Светлячком сквозь дым, чтобы прикончить его, прежде чем он успеет запустить остальные торпеды. Два корабля были очень близко, когда Хиппер вышел из дыма, и Руп приказал резко повернуть на правый борт, чтобы протаранить крейсер. «Хиппер» не успел ответить на поворот руля , и «Светлячок» врезался в крейсер сразу за якорем. оторвалась, В результате столкновения носовая часть «Светлячка » а остальная часть корабля зацарапала борт «Хиппера » , проделав несколько дыр в корпусе последнего и разрушив переднюю торпедную установку правого борта. В результате столкновения один немецкий моряк был сброшен за борт. «Хиппер» принял около 500 тонн (490 длинных тонн) воды, прежде чем удалось устранить утечки, но не получил серьезных повреждений. Светлячок горел, когда он отплыл, и его котлы взорвались в 10:24, унеся с собой 109 членов ее команды. [ 9 ]
Адмирал Хиппер отправилась в путь, чтобы спасти своего человека за бортом и Светлячка выживших . Немецкого моряка найти не удалось, но 40 британских моряков были восстановлены, хотя как минимум шестеро позже скончались от ран. Выживший старший офицер лейтенант Рамзи рассказал своим спасателям, что ни у руля, ни у аварийного рулевого управления во время столкновения кораблей не было людей. В немецких отчетах упоминаются только четыре торпеды, выпущенные «Светлячком» , но в британских отчетах говорится, что были выпущены все десять. Это было подтверждено фотографиями, сделанными после столкновения, на которых видно, что все ее торпедные аппараты пусты. [ 10 ]
Руп, который утонул, когда больше не мог держаться за веревку, когда его тянули за борт крейсера, был посмертно награжден Крестом Виктории , став таким образом первым получателем венчурного капитала во Второй мировой войне. [ 11 ] Награда была частично оправдана рекомендацией Хейя, который написал британским властям через Красный Крест , заявив о бесстрашном мужестве, которое Руп проявил, когда вступил в бой с гораздо превосходящим кораблем в ближнем бою. Рамзи также был награжден DSO . Обе награды были вручены после окончания войны. [ 11 ] [ 12 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уитли, стр. 107–08.
- ^ Английский, с. 141
- ^ Английский, стр. 89–90.
- ^ «Королевский праздник» . Шотландец . № 29077. Эдинбург. 6 августа 1936 г. с. 8 . Проверено 21 мая 2023 г. - из архива британских газет.
- ^ Английский, с. 95
- ^ Английский, с. 96
- ^ Английский, стр. 96–97.
- ^ Хаарр, стр. 65–66
- ^ Волосы, стр. 91–95
- ^ Волосы, стр. 94–95, 431
- ^ Jump up to: а б Волосы, с. 96
- ^ Лондонская газета
Ссылки
[ редактировать ]- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Англия: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Королевского флота — HMS Glowworm. Архивировано 1 июля 2015 г. в Wayback Machine.
- Интервью IWM с выжившим Альбертом Харрисом
- Интервью IWM с выжившим Фредом Смитом
- на naval-history.net
- Цитата лейтенанта Рупа из ВК из «№37170» . Лондонская газета (Приложение). 6 июля 1945 г. с. 3557.
64 ° 27' с.ш., 6 ° 28' в.д. / 64,450 ° с.ш., 6,467 ° в.д.
- Эсминцы классов G и H Королевского флота
- Корабли, построенные в Саутгемптоне
- корабли 1935 года
- Эсминцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Норвежском море
- Морские инциденты в апреле 1940 г.
- Корабли затонули в результате столкновений
- Корабли, построенные John I. Thornycroft & Company